Цифровые технологии обучения. Цифровизация образования, все минусы электронной школы

Массовая цифровизация мира не обошла стороной и сферу образования. В блоге Университета ИТМО аналитик Центра научно-технологического форсайта Иннокентий Андреев рассказывает, что такое цифровое образование и что полезно о нем знать.

Источник: shutterstock.com

О цифровизации университетов сегодня не говорит только ленивый. Пусть уже не звучат громкие прогнозы о том, что Coursera и другие платформы онлайн-образования вытеснят университеты, но уже сами вузы стали осваивать новые форматы передачи знаний, в первую очередь — онлайн-курсы. Согласно планам Минобрнауки к 2020 году российские вузы должны создать 3500 онлайн-курсов (к 2025 этот показатель должно быть доведен до 4000). Такие требования означают перевод значительной части образовательной программы ведущих вузов в онлайн-формат. Многие российские университеты работают и в рамках западных образовательных платформ: так, Высшая школа экономики размещает свои курсы на Coursera. Присутствуют и сугубо российские платформы, наиболее важной из которых является Национальная платформа открытого образования.

Российские университеты уже активно стремятся к внедрению цифровых технологий в свой образовательный процесс. Можно сказать, что мы находимся на достаточно ранней стадии этого процесса — переходе от пилотных проектов к масштабированию. Однако уже сейчас есть смысл задуматься о структурных последствиях внедрения цифровых технологий и проблемах, возникающих на этом пути. Для этого полезно изучить опыт внедрения передовых средств в образовательных системах, работающих в логике, схожей с российской. Так, опыт германских университетов для нас будет более релевантен, нежели достижения американских вузов.

Высшее образование в Германии во многом схоже с системой высшего образования в России. С исторической точки зрения можно сказать, что российская система высшего образования была скопирована с немецкой в начале XIX века. С тех пор эти системы развивались самостоятельно и со значительными национальными особенностями. Так, в российских университетах доминирует система жестких образовательных планов, отсутствующая в университетах Германии, но действующая в профессиональных технических школах (Hochschule).


Важным структурным сходством между российскими и немецкими системами образования является финансирование университетов преимущественно за счет государственного бюджета различных уровней. Именно это свойство является определяющим для выстраивания стратегии университетов и не позволяет им копировать стратегии частных университетов США, финансируемых за счет пожертвований выпускников и личных средств студентов.

Оценить влияние цифровых технологий на стратегии немецких университетов может помочь форсайтное исследование германского форума по перспективам цифровизации в высшем образовании (Hochschulforum Digitalisierung). Системный взгляд на цифровизацию, учитывающий как технологические перспективы, так и современную административную и организационную реальность, делает это исследование особенно интересным для работников системы российского высшего образования.

В результате труда более семидесяти экспертов была создана серия документов, позволяющих взглянуть на цифровизацию не с позиции распространенного в Кремниевой долине визионерства, а с позиции высшего образования как системы, уже внедряющей цифровые технологии и испытывающей значительные организационные сложности в этом процессе.


Такой осторожный и местами даже скептический подход к исследованию цифровизации, все еще пребывающей в состоянии рыночного ажиотажа, достаточно редок. Здесь мы приведем наиболее ценные для российской аудитории тезисы из документа «20 тезисов о высшем образовании» (Theses on Digital Teaching and Learning in Higher Education. Hochschulforum Digitalisierung. 2016), созданном экспертами форума.

Такого явления, как «цифровой университет», на сегодняшний день не существует. Технологические изменения усиливают процесс дифференциации и специализации в высшем образовании.

В условиях серьезных различий в структуре и специализации различных университетов невозможен единый, стандартизированный метод цифровизации высшего образования. Развитие цифрового образования в различных университетах должно соответствовать специфике университетов, их студентов и партнеров. Более того, развитие цифрового образования будет еще больше усиливать тенденцию к дифференциации и специализации университетов.

Цифровизация университетского образования внесет изменения в квалификационные требования к преподавателям и работникам университетов и поставит под вопрос их традиционные роли.

Новые форматы совместной работы и обучения, выстроенного вокруг обучающегося, потребуют принятия студентами большей ответственности за качество своего образования. В рамках цифрового образования уменьшится значение профессоров как «трансляторов знания» и увеличится их значение как людей, сопровождающих индивидуальное обучение студентов. Такие изменения в образовательных форматах потребуют освоения преподавателями новых специфических компетенций, связанных в том числе с цифровыми технологиями.

Инновации в цифровом обучении представляют собой не столько технические новшества, сколько изменения в содержании и организации образовательных курсов и в структуре, и в организационных принципах университета.


В ходе цифровизации претерпевают фундаментальные изменения структура обучения и организация образовательного процесса. Эти изменения — серьезный вызов как для выбора материала для наполнения курсов и их организации, так и для управления университетом.

Для успешной цифровизации недостаточно перевода учебных материалов в цифровую форму. Использование новых медиа является только начальным условием для дальнейшего развития преподавания, критерием оценки которого является его полезность для обучающегося. Инновации в содержании и построении учебных курсов, организационные и структурные изменения в университетах должны приносить реальную пользу студентам.

Изменения в сфере технологий обучения и содержания образовательной программы являются взаимозависимыми. По мере осуществления технологических изменений будут ставиться новые содержательные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений. Университеты должны быть озабочены не столько продвижением технологических инноваций, таким как создание своих электронных ресурсов и приложений, сколько развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.

Продвинутые методики анализа данных откроют новые пути понимания процессов преподавания и обучения.

Систематический сбор и статистический анализ преподавания и обучения в рамках аналитики образовательных данных (Learning & Academic Analytics) открывает новые, ранее недоступные возможности для университетов. Благодаря цифровизации образовательный процесс станет более прозрачным, а более глубокое понимание результатов обучения позволит улучшить качество преподавания.


Использование сложного анализа данных позволит вносить гибкое изменения в программу курсов, в зависимости от сложностей, возникающих у студентов в процессе освоения учебных материалов, а также будет выступать в качестве средства обратной связи для преподавателей и дополнительного средства оценки академической успеваемости.

Не следует забывать, что количественный, равно как и качественный анализ данных имеет свои ограничения, особенно если идет речь об усвоении навыков, подразумевающих действие в сложных ситуациях. Тем не менее, анализ учебных данных позволит создать новые, ранее не доступные средства оптимизации и обновления учебного процесса и управления университетами.

Интеграция цифровых медиа в образование требует сложных согласований между различными заинтересованными сторонами внутри университета.

Главной организационной особенностью университетов как структур управления является высокая степень автономности их внутренних подразделений. Свобода в осуществлении исследовательской и преподавательской деятельности являются ценностями, защищаемыми германскими законами, которые необходимо уважать и сохранять.

В силу этих ограничений развитие инноваций в сфере цифровых медиа на общеуниверситетском уровне зависит в первую очередь от того, сможет ли администрация университет убедить деканов и профессоров в необходимости использования новых методик. Также необходимо предоставить студентам возможность обозначить свои требования к содержанию и форматам образовательных программ с использованием цифровых технологий.


Определяющим фактором для успешности цифровизации образования является стратегия университета, а не доступные финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы обычно являются необходимым, но недостаточным условием развития цифрового образования. Ключевым фактором для успешности и скорости внедрения цифровых методов является то, включены ли они в реальную стратегию университета или внедряются только в рамках «модернизации» существующих методов и организационных процедур.

Цифровое образование является достаточно дорогостоящим, а онлайн-образование не обладает возможностями бесконечного масштабирования.

Проблемы финансирования в создании и поддержке инфраструктуры являются общими для всех университетов. Зачастую после первоначального создания цифровые образовательных курсы не могут быть использовано заново, несмотря на все надежды на формат массовых онлайн-курсов и образовательный рынок США.

Как показывает опыт, создание и поддержка качественных онлайн-курсов:

    представляет собой достаточно дорогостоящее мероприятие,

    требует усилий по постоянному обновлению и адаптации к новым условиям.

Необходимо отметить, что цифровые образовательные программы не являются автоматически масштабируемыми. Для увеличения числа студентов, эффективно проходящих онлайн-программы, необходимо наращивание кадровой и финансовой поддержки.


Финансирование проектов по цифровизации образования за счет внеуниверситетских проектных средств несет в себе значительные риски для долгосрочного развития цифрового образования.

В финансировании цифровых инициатив значительную долю составляет внешнее, внеуниверситетское финансирование. Это несет в себе не только преимущества, но и риски следования чужим целям в процессе цифровизации.

Внешнее финансирование создает изолированные проекты, не встроенные в реальную стратегию развития университетов. Это особенно опасно, учитывая стагнирующее финансирование основной деятельности университета и увеличение зависимости университетов от внешнего проектного финансирования.

Необходимо создание финансовых стимулов для развития устойчивого и включенного в стратегию университета цифрового образования, в том числе включения проектов по цифровизации в устойчивые целевые схемы финансирования.

Слайд 2

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

При организации дистанционного обученина базе компьютерных телекоммуникаций важно не только знать их дидактические свойства и функции, но и перспективы их развития, хотя бы на ближайшее будущее.Обновление СНИТ происходит со скоростью, соизмеримой со скоростью разработки новых курсов по дистанционному обучению. Таким образом, возникает опасность морального устаревания курсов. Так, бурное развитие систем мультимедиа отбросило за черту рентабельности обучающие программы многих известных западных фирм. Уже сейчас в комплектацию многих компьютеров входит звуковая плата, еще один "великий немой" заговорил, не за горами уже использование компьютеров, понимающих человеческую речь, показывающих видеоизображения, идут разработки систем "виртуальной реальности". Так же быстро все новые разработки находят применения и в глобальных сетях Internet.При разработке системы ДО нужно учитывать все эти перспективные разработки, поставив во главу угла максимальную наглядность и доступность материала, не забывая об эргономике системы. Вместе с тем, необходимо учитывать и специфику России. В силу экономических факторов не все новые разработки в области компьютерной техники и глобальных сетей могут найти достаточно быстрое и широкое распространение в нашей стране.. Из-за требования по скорости передачи информации возникает ограничение по размеру порции информации, передающейсза один раз, причем нужно предусмотреть вероятность того, что потребитель данной страницы может использовать программу-клиент, которая не воспринимает графические или звуковые форматы файлов и при этом информативность курсов не должна снижаться ниже определенного уровня, за которым она перестает выполнять свои функции.. Поэтому необходимо провести анализ современного рынка программ-клиентов с проведением экспериментов. Очень перспективной разработкой является проект VRML. Разработкой этого стандарта предоставления информации с элементами объемной графики и виртуальной реальности занимаются как Microsoft, так и другие ведущие разработчики программного обеспечения. Причем некоторые из них уже заявляют о поддержке этого стандарта их программами-клиентами.. Помимо обеспечения доступа к Internet, в возможности Looker входит рассылка и прием факсов, поддержка компьютерных игр, работа с компакт-дисками и ведение электронной записной книжки. Стоимость этого набора составляет примерно 20% стоимости полноценного компьютера. Поскольку телевизор и телефон есть почти в каждой российской семье, то круг потенциальных потребителей курсов ДО существенно расширится.

Слайд 3

Современное представление об использовании технических средств обучения в учебном процессе

Использование в учебном процессе ЭВМ требует новых организационных подходов. В связи с этим особое значение приобретает роль аудитория, в которой будут проводиться лекционные и практические занятия с интенсивным использованием технических средств обучения (ТСО). Организация аудитории связана с решением ряда гигиенических и эргономических проблем. Важнейшими среди них являются выработка требований к интерьеру аудитории, организации рабочих мест студентов и преподавателя, техническим и программным средствам обучения, факторам внешней среды, режиму обучения с применением ЭВМ. Анализ литературы, посвященной проблеме создания подобных аудиторий, показывает, что в учебных заведениях, в лучшем случае, имеются либо аудитории, оснащенные только телевизионной и/или аудиотехникой, либо кабинеты информатики и вычислительной техники. Недостатками таких кабинетов является то, что они: Ниже предлагается проект аудитории интенсивного использования ТСО, которая, на наш взгляд, будет лишена перечисленных недостатков. Предполагается, что аудитория внешне будет представлять из себя обычную лекционную аудиторию, в которой наличие техники будет, насколько это возможно, будет скрыто. Для создания такой обстановки требуется разработка стола преподавателя и студента. Рабочие столы студентов желательно расположить обычным образом - в три-четыре ряда.. Как и в обычной аудитории, студенты сидят лицом к преподавателю, меловой доске и экрану. В современной лекционной аудитории, на наш взгляд, нет необходимости в разнообразных демонстрационных устройствах и приборах. Все имеющиеся иллюстрации можно при помощи сравнительно недорогих плат расширения ЭВМ преобразовать в стандартные форматы представления в ЭВМ динамических и статических иллюстраций (например, статические - JPG, аудио - WAV, анимации и видео - MPG, AVI и др.), а дальнейшее накопление иллюстраций производить только в выбранных форматах. Все это позволит существенно упростить организационный процесс демонстраций при проведении занятий настолько, что отпадает необходимость в наличии во время занятий дополнительного звена (оператора), так как набор иллюстраций заранее размещен на магнитном носителе, а все управление демонстрационной частью занятия, при наличии соответствующей программной поддержки, осуществляется преподавателем через простое меню на экране.. Трансляция изображения осуществляется с помощью видеопроектора. Все ЭВМ в аудитории должны быть связаны в локальную сеть, что обеспечит через соответствующие программно-аппаратные средства обратную связь преподавателя со студентами. Обслуживающий персонал аудитории состоит из инженеров, которые осваивают и внедряют новые информационные технологии. Они же, по представленному преподавателем сценарию занятия (например, лекции), разрабатывают статические и динамические дидактические материалы, а также ведут банк аудиовизуального сопровождения курсов лекций. Задача персонала аудитории - разработка и внедрение учебно-методического обеспечения, которое включает в себя программно-методическое обеспечение лекций и практических занятий. Это программные средства для поддержки преподавания, инструментальные программные средства, обеспечивающие преподавателю возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности. Вся поддержка реализуется с интерфейсом, максимально приближенным к языку естественного общения, что позволит резко сократить или полностью исключить период адаптации преподавателей к возможностям новых средств обучения. В результате психофизиологическая нагрузка преподавателя на этапе подготовки лекции и особенно при ее проведении, если и увеличивается, то незначительно. В аудитории будет логично использовать ЭВМ не только в учебных целях, но и для решения задач управления.

Слайд 4

Что полезного сегодня Интернет может предложить студентам?

С внедрением Интернет-технологий в образовательную сферу возникла необходимость создания информационного пространства, которое бы дало возможность эффективно использовать Интернет для учебной деятельности. Правда, по данным исследований, на сегодняшний день это "внедрение" не такое уж существенное: только 3% российских школ подключены к сети Интернет. К примеру, в Америке эта цифра равняется 82%… Есть повод задуматься. А преимущества применения информационных технологий в школах понятны даже ребенку. И все-таки прибегнем к помощи статистики. С ней, как говорится, не поспоришь. Опыт нескольких лет применения мультимедийного образования в средних школах показал: а) количество учащихся, с первого раза сдающих устные экзамены, удвоилось, а сдающих письменные - увеличилось в 6 раз; б) Число ошибок в чтении у детей снизилось на 20 - 65%; в) число прогулов занятий сократилось вдвое; г) до 2% сократилось число бросивших школу. Кроме того, резко возросли аналитические и логические способности учеников. Учитель стал более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточив свое внимание на индивидуальной помощи ученикам. Более того, по результатам проведенных исследований, около 80% школьников используют компьютер в учебных целях (здесь и подготовка домашнего задания, и изучение иностранного языка и т.д.)… На сегодняшний день осуществляется рад программ информатизации среднего образования (как Министерством образования РФ, так и негосударственными учреждениями, коммерческими организациями). Хочется надеяться, что большинство российских школ в скором времени будут подключены к Интернету. А это значит, что Интернет должен также предоставить необходимые условия для расширения возможностей учебного процесса.

Слайд 5

Для этой цели команда педагогов, профессиональных программистов и дизайнеров разработала продукт, способный существенно помочь в процессе обучения, расширить возможности преподавания и стать основным источником для самоподготовки. Речь идет об открывшемся недавно Интернет-проекте "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" - vSCHOOL.ru Платформой для создания виртуальной школы послужили образовательные мультимедийные продукты, разработанные компанией "Кирилл и Мефодий" - "Уроки Кирилла и Мефодия". Обучение в vSCHOOL.ru направлено на максимально эффективное освоение материала: в основу vSCHOOL.ru положены технологии, позволяющие задействовать все возможные каналы восприятия; процесс обучения базируется на индивидуальном подходе.ПрограммаvSCHOOL.ru соответствует общеобразовательной и включает набор основных школьных дисциплин с 5 по 11 классы. Здесь всем желающим предоставляется возможность бесплатно освоить как весь комплекс школьных предметов, так и отдельную дисциплину или тему урока. Это позволяет говорить об универсальности vSCHOOL.ru: и школа, и факультатив, и репетитором, и интерактивный самоучитель.Школьники и абитуриенты смогут самостоятельно изучать основные школьные программы, решать задачи, общаться с виртуальным учителем; использовать vSCHOOL.ru как дополнительный источник закрепления знаний, полученных в школе.Интерактивные уроки vSCHOOL.ru содержат полный массив знаний по предмету, комментарии и красочные иллюстрации, исторические справки об ученых и деятелях культуры, занимательную информацию из области изучаемого предмета, упражнения по всем темам, веселые интерактивные подсказки, виртуальный экзамен. Гибкая система проверочных упражнений служит для закрепления полученных знаний. Удобная и доступная системная статистика успеваемости поможет корректировать процесс обучения. Тесная привязка со справочным материалом заметно облегчит поиск забытых терминов, необходимой для комплексного освоения текущего занятия: в свободном доступе - самый большой энциклопедический ресурс MegaBook.ruvSCHOOL.ru расширяет возможности преподавания. Учителя смогут использовать vSCHOOL.ru при организации учебного процесса: для формирования плана занятий, для разработки эффективного тренинга. vSCHOOL.ru позволяет предоставлять и получать консультации, участвовать в конференциях по вопросам обучения, быть в курсе новостей мира образования.

Посмотреть все слайды

Технологии помогут модернизировать российскую систему образования под задачи цифровой экономики.

По оценке объединения компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год. Задачу программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу позволит решить подготовка кадров для высокотехнологичных производств.

К 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%, говорится в плане направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ». К 2024 году для увеличения доли цифровой экономики в ВВП с 2 до 6% потребуется 6,5 млн человек, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Подготовкой кадров предстоит заниматься всей системе образования, начиная буквально с начальной и средней школы.

Потенциал страны оценивается как достаточно высокий: по данным доклада Global Human Capital — 2017 Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия входит в первую двадцатку стран по уровню развития человеческого капитала и занимает четвертое место по потенциалу этого ресурса благодаря высокому уровню начального, среднего и высшего образования.

«Однако действующая система образования и подготовки кадров в подындексе «Ноу-хау» таких результатов не показывает. Это указывает на необходимость дополнительных усилий в будущем для развития рабочей силы и подготовки населения страны к четвертой промышленной революции», — говорится в докладе ВЭФ.

Новая школьная среда

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Цифровая среда уже начала формироваться в российских школах. С сентября прошлого года в столице работает облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа»). Столичные школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео— и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. К 2020 году планируется полностью отказаться от бумажных учебников по 11 школьным предметам, заменив их мобильными устройствами — индивидуальными планшетами. На них можно просматривать учебные материалы, видеоуроки, а также посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники. Со временем этот опыт планируется транслировать на другие регионы и внедрить Российскую электронную школы (РЭШ). Об этом ранее заявляла министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому», — говорит основатель международной школы «One!» Максим Натапов: «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования».

По словам директора Центра изучения школьных практик

и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ Елены Чернобай, учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.

Готовность к будущему

При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.

«Умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования. Цифровой класс будущего поколения оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это позволяет ученикам выполнять виртуальные лабораторные работы, проводить опыты в безопасной среде, в том числе те, которые не осуществимы в обычном классе, — например, замеры радиоактивного излучения, изучение изменений электрического тока в разных условиях или принципов работы двигателя «изнутри» и пр.

Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает в том числе и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

На начало 2018 года, по оценке компании «ЯКласс», только 12% учителей страны пользовались электронными учебниками и другими цифровыми инструментами в учебном процессе.

По данным последнего опроса компании «Дневник.ру», в котором участвовали 16 тыс. учителей, учеников и родителей из 74 российских регионов, 36% школ страны полностью перешли на безбумажный формат ведения журналов и дневников. Миграцию в онлайн сдерживает недостаточное материально-техническое оснащение, об этом заявило 44% респондентов. Сохраняется проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов, отмечает руководитель методического сопровождения инвестиционных проектов «Дневник.ру» Ксения Колесова.

Сетевой диплом

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-learning приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket. В российских вузах e-learning сегодня охватывает около 4% учащихся. По оценкам Tadviser, к 2021 году эта доля вырастет до 9%.

В новой парадигме обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) роль дистанционного направления усиливается. В России развивается и совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая электронное образование, онлайн-обучение получает дополнительное финансирование — в частности, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». В его рамках до 2020 года планируется выделить российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды гранты в размере 1 млрд руб. Деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, сервисов и интеграционных решений для развития онлайн-обучения. К 2025 году в России должно быть создано 3500 онлайн-курсов, 10 тыс. преподавателей должны научиться передавать свои знания онлайн.

Сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации - частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты. Но государственные университеты и институты все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как будет выглядеть университет через 20-50 лет? Будут ли университеты обладать кампусами или лабораториями? Или образование и научно-исследовательская деятельность полностью перейдут в виртуальную реальность? Может быть. Давайте попробуем разобраться.

Влияние цифровизации и новых технологий на все сферы жизни современного человека

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. Сейчас предлагается более 4200 курсов от более чем 500 университетов.

Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт данной сферы: кроме ежегодного удвоения численности предлагаемых курсов и количества слушателей прогнозируемая консолидированная выручка рынка MOOC увеличится более чем в пять раз к 2020 г., по некоторым оценкам.

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании - развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, России.

Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас практически невозможно найти студента, преподавателя или ученого, который бы не побывал в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Вопросы, которые сейчас стоят перед университетами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Очевидно, что уже сейчас следует разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Почему цифровизация важна для университетов именно сейчас?

Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.

Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство - создание открытые международных кампусов в других странах, привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов.

Тренды по глобализации наглядно подтверждаются статистическими данными по динамике численности международных студентов. Динамика по странам ОЭСР демонстрирует ежегодный 5%-ный рост численности иностранных студентов. Кроме того, согласно ICEF Monitor к 2020 г. запланировано увеличение финансирования на программу академической мобильности Erasmus+ на 40% - до 14,7 млрд. евро.

Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле появляются новые страны и региональные образовательные центры, конкурирующие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия в перспективе может стать таким центром.

Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты относятся к поколению digital natives, они демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, особенно это касается топовых университетов. Ввиду глобализации рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках одной страны или кластера стран, а на международном уровне. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества университета будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

Что означает цифровизация для университетов? Какие сферы жизни университетов наиболее восприимчивы к цифровизации?

В ходе многолетней работы с российскими и зарубежными университетами и бизнес-школами мы сформировали концептуальную модель цифрового университета, которая состоит из пяти уровней и т. н. поддерживающей платформы.

Первый уровень самый главный, он представлен научно-педагогическими работниками (НПР), студентами, отраслевыми и академическими партнерами университета, выпускниками и абитуриентами. Первый уровень - это, по сути, внутренние и внешние стейкхолдеры университета.

Второй уровень представлен базовыми информационными сервисами. Их задача - создание единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета с использованием гибких инструментов. Примеры таких сервисов - видеоэкраны для проведения лекций и семинаров, беспроводная связь на всей территории университета (включая общежития), облачные хранилища для хранения и обмена данными, профессиональная печать и пр.

Третий уровень включает в себя сервисы, существенно облегчающие жизнь студентов и НПР в современном университете. Для зарубежных преподавателей и студентов они уже являются обязательным элементом университета, в российских вузах ряд сервисов пока находится на начальной стадии внедрения.

Цифровая библиотека обеспечивает доступ студента или преподавателя к научной литературе с любых устройств, независимо от места нахождения и времени суток. Многие современные университеты объединяют традиционные и цифровые библиотеки с точки зрения опыта конечного пользователя. Так, например, в традиционной библиотеке можно найти и прочитать книгу или журнал с библиотечного компьютера, в то же время любой пользователь может найти книгу в электронном каталоги библиотеки и получить ее, придя на кампус. Такая конвергенция традиционных и новых технологий обеспечивает более высокий уровень комфорта для студентов и преподавателей и позитивно влияет на имидж университета.

Цифровизация наукометрии состоит в мониторинге, накоплении и анализе наукометрической информации с использованием современных методов хранения и обработки больших массивов данных. Это направление крайне важно для университетов, так как оно служит двум целям. Первая цель заключается в определении перспективных научно-исследовательских направлений, которые сейчас наиболее актуальны для вуза. Вторая цель заключается в определении текущих показателей публикационной активности и цитируемости университета.

Четвертый уровень является наиболее ресурсоемким с точки зрения внедрения, но в то же время позволяет университету получить наибольшую добавленную стоимость. Он состоит из таких сервисов, как цифровой маркетинг, управление исследовательскими проектами, управление закупками, взаимодействие с абитуриентами и студентами.

Цифровой маркетинг является новой для российских вузов областью, направленной на решение следующих задач:

· организация взаимодействия с учебно-вспомогательный персонал, НПР, студентами, абитуриентами, выпускниками с использованием всего современного спектра цифровых каналов коммуникации;

· мониторинг изменений в восприятии бренда университета на целевых рынках на основе результатов исследований и мониторинга социальных сетей; проведение превентивных и реактивных мероприятий для формирования положительного имиджа вуза;

· стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций на всех этапах образовательного цикла, а также коммуникации содержания образовательных программ и особенностей студенческой деятельности для абитуриентов;

· разработка персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий на основе анализа данных из разных источников.

Взаимодействие с абитуриентами и студентами включает в себя следующие задачи:

· использование цифровых технологий для взаимодействия с абитуриентами и информирования их о стадии обработки заявлений о приеме;

· использование аналитики для определения наиболее перспективных абитуриентов и повышения коэффициента их зачисления;

· использование различных каналов коммуникации - и цифровых и традиционных - для предоставления абитуриентам наиболее полной информации об университете. Данная задача наиболее актуальна для иностранных абитуриентов, которые не могут посетить университет и хотят сформировать представление о нем использую информацию из Интернета;

· использование аналитики для выявления наиболее успешных и наименее успешных студентов;

· автоматизация работы т. н. «студенческого офиса».

Пятый уровень состоит из цифровых технологий, которые с высокой степенью вероятности получат широкое распространение в университетской среде с 2018-2019 гг. К таким технологиям, например, относятся дроны (беспилотные летательные аппараты). По оценке, полученной в ходе недавнего исследования PwC, глобальный рынок потенциального применения решений на базе дронов в 2015 г. составил 127 млрд. долл. Конечно же, нам видится вполне логичным, что университеты, особенно технические, захотят поучаствовать в развитии этого рынка. В этом контексте в качестве первого шага университеты будут активно внедрять технологии дронов во внутреннее образовательное и научно-исследовательское пространство, закупая оборудование, формируя лаборатории, стимулируя студентов и исследователей к тестированию и работе с новой технологией. Такая тенденция уже наблюдается в нескольких американских университетах.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий , направленных на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

· разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

· оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

· поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

· оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами - студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Стратегия перехода к цифровому университету

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы ИТ должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансформации университета:

· отслеживание технологических новинок и консультирование по вариантам их возможного использования для достижения поставленных перед университетом целей;

· совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

· предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

· оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Роль службы управления персоналом в ходе цифровой трансформации заключается в разработке комплексной программы подготовки персонала к внедрению новых технологий:

· разработка трудовых договоров и программ непрерывного повышения квалификации для обеспечения постоянного развития навыков цифровой грамотности;

· придание процессам обучения, наряду с процессами научной деятельности, важной роли для продвижения инноваций в сфере разработки новых методов и способов обучения с максимальным использованием потенциала цифровых технологий.

Заключение

Мы живем в интересное время, когда концентрация новых цифровых технологий велика как никогда. Эти технологии уже влияют на деятельность университетов. Мы верим в то, что университетам еще предстоит существенно трансформироваться, чтобы реализовать выгоды от цифровизации и предоставить абитуриентам, студентам, НПР и партнерам больше возможностей. Трансформация невозможна без выработки и реализации осознанной стратегии цифровизации, которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета. Какую стратегию выберите вы?

Психология и педагогика

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться. Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе

  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности : ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству : иначе как разобраться в безумном потоке знаний.

  • Следующий компонент - цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.

  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю . Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:
  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика - рабочими тетрадями и задачниками, методика - методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе - он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге - совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Михаил Кушнир «Лига образования»

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ - более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы - сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»


Мы всегда идем от пользователя - учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник


Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети... Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу .

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство - не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора - рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»