Инструкция: обязательная аккредитация медработников. Аккредитация специалистов с высшим образованием Врачам со стажем как получить аккредитацию

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность - повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73 ) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) - 151 случай . Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.


Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

    1 вид: Повышение квалификации

    2 вид: Профессиональная переподготовка

    3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

    А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

    А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

    Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

    Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

    Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.


Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО . Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Напомним, что согласно системе аккредитации специалист должен зарегистрироваться на сайте НМО и прослушать 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

    1 этап: Тестирование знаний

    2 этап: Оценка практических умений и навыков

    3 этап: Решение ситуационных задач

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, - могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходиит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

О том, когда и что именно следовало бы исправить в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов, в отрасли отчаянно спорят уже не один год. Дискуссия о высшей школе, постдипломном образовании и оценке квалификации врачей – тот хрестоматийный случай, когда все недовольны всем, но никто не решается заявить, что готов сделать как надо, и начать действовать. Герой нашелся. Минздрав своим приказом №127н от 25 февраля 2016 года обозначил план первого этапа модернизации, а заодно прервал досужие рассуждения. И о том, что заявленная им концепция изменений ущербна. И о том, что бессмысленно перестраивать систему образования, пока не закончилась реформа самой индустрии здравоохранения. И о том, что браться следовало не за наладку контроля качества знаний и навыков будущих и практикующих врачей, а базовые образовательные программы. Vademecum, выслушав тематических критиков и фанатов Минздрава, попытался составить собственное мнение о содержании и перспективах начавшихся преобразований.

«Представьте: вы несете рояль на девятый этаж, мучаетесь ужасно. Решаете оптимизировать процесс – надеваете на плечи ремни, чтобы легче его тащить, берете в помощь людей, подпиливаете перила и косяки, тратите на это кучу денег. И вот когда вы его дотащили, понимаете, что принесли рояль не в тот подъезд. Примерно это делает Минздрав», – беспощаден в оценке реформаторской деятельности ведомства Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака, реализующего в том числе и программы профессионального развития врачей. Его скепсис по поводу начавшихся преобразований в системе профессиональной подготовки врачей и их допуска к медицинской деятельности разделяет значительная часть опрошенных Vademecum представителей отраслевого сообщества. Вторая, тоже весьма многочисленная группа интересантов реформы лелеет надежду, что через несколько лет обновленная высшая медицинская школа, несмотря ни на что, сможет удовлетворить кадровые запросы индустрии.

В целом же в отрасли явно ощущается нехватка информации о том, что же все‑таки задумал регулятор. Ординаторы и практикующие врачи, отвечавшие на тематические расспросы Vademecum, искренне недоумевают, в чем концепция непрерывного медицинского образования и чем ее реализация для них обернется. Те же, кто думают, что разобрались в предлагаемой Минздравом модернизационной стратегии, выискивают и, увы, находят в ней пробелы, неувязки и явные противоречия. Vademecum попытался составить собственное представление о действующей системе подготовки и аккредитации врачей, а заодно – разобраться в замыслах реформаторов.

САКРАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ «ТРИ»

Видимо, посчитав одномоментную перестройку всей высшей медицинской школы задачей непосильной, Минздрав предложил обновлять систему профподготовки врачей фрагментами. И начал с конца, с обустройства пунктов проверки качества полученных выпускником медвуза знаний и навыков. Ну а с чем еще можно сравнить протокол аккредитации – допуска специалиста к самостоятельной практической деятельности?

Переход от действующей до сих пор сертификации врачей к аккредитации был законодательно утвержден еще в 2011 году – базовым ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан». Регуляторы были уверены, что пяти лет апробации нововведения будет достаточно для того, чтобы уже с 1 января 2016 года к медицинской деятельности допускались исключительно владельцы свидетельства об аккредитации. «Когда в ФЗ‑323 прописывали аккредитационную формулу, никому и в голову не приходило, с чем в этой связи придется столкнуться врачам, клиникам и собственно Минздраву, – рассуждает член правления Объединения частных медицинских клиник и центров Дмитрий Борисов. – Но затем регулятор осознал, что поле непаханое, в заявленный срок точно не успеть, и накануне дедлайна – в конце 2015 года – подготовил законопроект, сдвигающий внедрение полномасштабной аккредитации на 2026 год».

В отредактированной таким образом концепции преобразований три основных пункта: утверждение аккредитации в качестве единого пропуска в профессию с вновь обозначенным переходным периодом – с 2016‑го по 1 января 2021 года (с этой даты перестанут выдавать сертификаты специалистов); ликвидация интернатуры; переход на систему непрерывного образования. В текущем году Минздрав выпустил нормативные акты, регулирующие первый компонент реформы – аккредитацию: приказ № 127н от 25 февраля определил сроки и этапы перехода к новой системе допуска в профессию врачей разных специальностей, а приказ № 334н от 2 июня утвердил непосредственно Положение об аккредитации специалистов. Последний документ описывает три вида аккредитации: первичная, проходить которую будут все выпускники вузов, первичная специализированная, предназначенная для ординаторов, и периодическая – для уже практикующих специалистов.

Первоначально предполагалось выделить еще один – компетентностный – вид аккредитации, подтверждающий наличие у врача дополнительных навыков. «Есть специальности, включающие компетенции, необходимые многим специалистам. Классический пример – ультразвуковая диагностика. Чтобы врач акушер‑гинеколог имел право проводить ультразвуковое исследование органов малого таза, ему нужно пройти ординатуру или профессиональную переподготовку по этой специальности, получить диплом и сертификат специалиста, – объясняет проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Природова. – Он освоит все разделы специальностей, получит много навыков – исследование сердца, сосудов, органов брюшной полости, но использовать в своей практике будет только один. При этом, если он не будет применять остальные навыки, ему придется через пять лет вновь проходить профессиональную переподготовку по специальности «ультразвуковая диагностика». Думаю, в ближайшее время, после утверждения всех профессиональных стандартов, мы сможем проводить аккредитацию отдельных навыков, потому что таких примеров достаточно много». Но пока компетентностная аккредитация в приказ Минздрава не попала. Да и в целом более или менее внятное нормативное описание получил только первичный допуск, что, в общем, логично – через новую систему контроля должны будут пройти все выпускники медвузов – 2017.

Процедура проверки их компетенций состоит из трех этапов – теоретического теста, демонстрации практических навыков в симуляционных центрах и решения клинических кейсов. Проводиться первичная аккредитация будет на базе профильных образовательных организаций (в 2016 году по специальности «стоматология» было задействовано 57 таких испытательных центров, по специальности «фармация» – 51). «Все медицинские вузы получили право на аккредитацию. Но я вижу проблему в определении объема навыков, которые должны быть минимально необходимыми, – заметил завкафедрой факультетской педиатрии московского факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Андрей Продеус, выступая на конференции «Медицина будущего». – Мы и другие вузы сейчас активно пытаемся унифицировать этот список навыков, умений, вопросов и задач. Генеральная идея в том, что мы должны иметь на территории всей страны единообразные требования для всех специалистов».

Нажмите, чтобы увеличить изображение


Оценивать навыки студентов будут аккредитационные комиссии – федеральный Минздрав будет ежегодно утверждать состав экзаменаторов, приписанных к каждой испытательной площадке. В комиссии должны быть представлены члены профильных некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти, медицинских и образовательных учреждений, реализующих программы медобразования.

«Как следует из нормативных актов, комиссию сможет возглавить только человек, состоящий во врачебной профессиональной организации, которая объединяет 25% всех врачей региона. И что интересно – не врачей конкретной специальности, а вообще врачей, – замечает Дмитрий Борисов. – С таким регламентом большинство врачебных профобъединений останутся за бортом, а управлять процессами будет гиперобъединение, членство в котором станет мандатом для руководителя комиссии. Я так понимаю, все под Национальную медицинскую палату».

Возглавляемая Леонидом Рошалем Нацмедпалата, в общем‑то, и не скрывает своих амбиций центрального во всей индустрии регулятора‑общественника. НМП разрабатывает профессиональные стандарты – основу для образовательных стандартов, то есть документы, определяющие требования к специалистам разного уровня подготовки и к процессу обучения непосредственно. Та же НМП в прошлом году получила полномочия Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении при Президенте РФ. «Именно этот совет и должен проводить мониторинг соответствующего сегмента рынка медицинских услуг, потребности в медицинских квалификациях, разрабатывать и организовывать применение профстандартов, а также устанавливать требования для подтверждения медицинских квалификаций и контролировать их оценку. И, конечно, организовывать и проводить профессионально‑общественную аккредитацию образовательных программ», – обозначил зону особого влияния Нацмедпалаты ее вице‑президент Евгений Шляхто, выступая в апреле 2016 года на V съезде НМП. А директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова тут же, на съезде, гарантировала НМП поддержку ведомства: «Мы ожидаем, что Нацмедпалата будет нам направлять свои кандидатуры для аккредитационных комиссий. В дальнейшем мы хотим, чтобы вся деятельность по аккредитации врачей не имела отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере здравоохранения, а имела отношение к зрелому профессиональному сообществу – Нацмедпалате. И мы надеемся, что Минздрав отойдет от этой системы, и она будет полностью передана в ваши руки». Добавить к этому диалогу нечего – похоже, единый оператор аккредитационных комиссий уже определен.

Гораздо туманнее перспективы самой процедуры аккредитации: если протоколы первичной и первичной специализированной аккредитации хоть как‑то детализированы, то нормативный блок, касающийся практикующих врачей и потому вызывающий у отраслевого сообщества наибольший интерес, пока зияет пустотами. «Думаю, для проведения периодической аккредитации будут разработаны отдельные рекомендации или внесены изменения в существующие нормативно‑правовые акты, поскольку сейчас в Положении об аккредитации прописано только, что она будет в себя включать оценку портфолио и тестирование. Однако определения, что такое портфолио и из чего оно состоит, пока нет, – продолжает рассуждать Ольга Природова. – Предполагается, что оно будет включать профессиональную и образовательную составляющую, последнюю – в виде освоения индивидуального плана в рамках системы непрерывного образования». Скорее всего, гадают над этим нормативным пробелом эксперты, профессиональная часть портфолио врача будет содержать данные о числе принятых им пациентов, видах выполненных операций и их исходах, оценивать которые могут работодатели и профессиональные сообщества. С базами проведения первичной специализированной и периодической аккредитации регулятор тоже пока не определился, хотя эти испытательные площадки должны начать работу уже с 2018 года. Нет нормативной ясности и по поводу формата проведения повторной аккредитации – смогут ли, например, действующие врачи проходить экзамен дистанционно. И подобных лакун, утверждают критики реформы, в концепции преобразований множество.

ПРОЩАНИЕ С АЛЬМА-МАТЕР

Федеральный закон №273‑ФЗ «Об образовании» от 2012 года упразднил понятие «послевузовское профессиональное образование», к которому относились интернатура, ординатура и аспирантура. Тогда эти программы причислили к высшему профессиональному образованию, вернее, к одному из его уровней. В ФЗ №323 ликвидация интернатуры датировалась 1 сентября 2016 года, но в реальности опять произошла отсрочка: до 31 августа 2016‑го прием законно продолжался, и принятые тогда интерны завершат свое обучение и существование самой программы летом 2017‑го. Отмена этой стажировки имела и вполне прикладную цель – сокращение дефицита врачей в поликлиниках: теперь выпускники вузов получили право работать участковыми терапевтами и педиатрами без постдипломного обучения (раньше сертификат – то есть допуск в профессию – можно было получить только после окончания интернатуры или ординатуры).

Часть опрошенных Vademecum специалистов именно эту новацию встретили в штыки, пояснив свое негодование так: специалисты первичного звена призваны выявлять болезни и возможные риски осложнений, а ждать от вчерашних студентов навыков ранней диагностики – нереалистично. Впрочем, подобную радикальную точку зрения разделяют не все наши респонденты. «На мой взгляд, хорошо, что они смогут погрузиться в практическую деятельность. Этот новый механизм является давно забытым старым, когда выпускники медицинских институтов со студенческой скамьи приходили на работу. Но при этом должен быть разработан механизм поддержки специалистов: возможно, телемедицинские консультации, тьюторство, одним словом, должен быть кто‑то, к кому они сразу смогут обратиться с возникшим вопросом, – рассуждает Ольга Природова из РНИМУ. – Другое дело, что сейчас мы находимся в переходном периоде, и этому выпуску будет очень сложно, да и следующему, наверное, тоже. Думаю, через два‑три года программа подготовки войдет в свое русло».

Отмена интернатуры спровоцировала в отрасли слух – тем, кто собирается продолжить обучение в ординатуре, необходимо будет обязательно отработать несколько лет в поликлиниках. «Я пытался выяснять про ординатуру и отмену интернатуры, но покаэто выглядит как масонский заговор – шум какой‑то идет, о чем‑то все говорят, но совершенно неясно, на что опираться, на какой нормативный документ, – сетует близкий к теме постдипломной подготовки Илья Фоминцев. – Меня волнует, будут ли пускать студентов в ординатуру , потому что после трех‑четырех лет работы в поликлинике я в их головах уже ничего не поменяю». В Минздраве, куда Vademecum переадресовал эти тревожные вопросы, пояснили, что обязательная отработка действует только при целевом наборе в вуз, и заодно уточнили – в Минобрнауки разработан законопроект, предполагающий, что отработка в организации, с которой заключен договор о целевом обучении, будет составлять не менее трех лет.

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ

«На Неделе здравоохранения я задал вопрос Янушевичу [ректор МГМСУ Олег Янушевич. – Vademecum], как быть с аккредитацией, если у нас ничего не стандартизировано. Я говорю, что не надо лечить инсульт таким‑то препаратом, а профессор, который 25 лет сидит на кафедре и написал по этому поводу 10 книжек, говорит, что надо, – рассказывал коллегам на одном из отраслевых форумов медицинский директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд. – А Янушевич отвечает: все аккредитуются, не переживайте. Но зачем мы тогда все это делаем?!» Подобные вопросы, касающиеся самой сути и последовательности проводимых в индустрии преобразований, практикующие медицинские специалисты задают неустанно.


Следующая претензия к авторам концепции реформы звучит так: кому нужна новая система оценки знаний и навыков, если сама система обучения и ее содержание остаются прежними? «Мы постоянно впрягаем телегу впереди лошади. Вводя аккредитационный экзамен, мы пытаемся выйти на международный стандарт и соответствовать, условно говоря, Америке. Основная проблема с аккредитацией в том, на мой взгляд, что наше образование не реформировано в той степени, чтобы выйти на новую систему контроля, – считает Павел Бранд. – Мы пытаемся перепрыгнуть путь, который люди проходили годами, – пересадить всадника в космическую ракету, не дав ему инструкции».

Российская система медобразования, по мнению ряда экспертов, устарела. «Клиническая медицина – это огромный провал, преподаватели не учат критическому мышлению и доказательной медицине, – считает Илья Фоминцев. – Все опираются на авторитеты – как сказал профессор, так и делайте, и все это с флером собственной школы – казанской, петербургской и так далее, где был одиозный лидер, чей портрет висит на кафедре и которого называют «врачом от Бога». Но отбирают в вузы и обучают студентов не боги. На деле подобная схема приводит к тому, что один и тот же пациент в разных точках будет лечиться по‑разному».

Такая «полифония», убеждены критики действующей образовательной системы, на базовом – подготовительном, организованном государством, уровне приводит в дальнейшем к отсутствию или чрезвычайно медленному внедрению единых протоколов, рекомендаций и порядков. Для иллюстрации этого тезиса у Павла Бранда находится пример из собственной практики: «Ко мне приехала неврологическая пациентка, которая до этого побывала в четырех городах, и у нее четыре разных диагноза. При этом, кроме инсульта, все остальные диагнозы не существуют нигде в мире, кроме нашей страны. А у нее совершенно четкие, понятные, проверяемые неврологические симптомы. Пациентка была в четырех медицинских университетах – беда в том, что эти люди пишут аккредитацию, а не проходят».

Действующая в России программа подготовки медицинских специалистов игнорирует немедицинские, но необходимые для современного врача навыки. «На английском написано 97% всей медлитературы, не менее важная история – тренинги по медицинскому общению: 80% жалоб связаны с тем, что доктор недостаточно полно и ясно объяснил все пациенту. Врачи юридически безграмотны, – возмущается Бранд, – например, легко перечисляют детям все заболевания мамы, игнорируя закон о защите персональных данных. Наконец, врачей не учат читать научную литературу».

ЗНАТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Пожалуй, самый спорный элемент начавшейся реформы – построение системы непрерывного медицинского образования. Подобное целеполагание несколько абсурдно: в медицине постоянное получение новых знаний – непреложный закон, имманентное свойство профессии врача, который иначе не сможет обеспечить адекватное лечение своим пациентам. «Непрерывное образование было и в советской, и постсоветской медицине, – подтверждает Ольга Природова. – И тогда, и сейчас врачи читают медицинскую литературу, периодику, ищут информацию в справочниках, посещают медицинские конференции. Внедрение телекоммуникационных технологий дало возможность делать все это с компьютеров, мобильных устройств. Для представителей специальностей, где развита небюджетная медицина, – УЗИ, урология, стоматология – характерно стремление самостоятельно, часто за свой счет, пройти курсы повышения квалификации. Концепция непрерывного образования позволяет учитывать образовательную активность врачей для допуска к профессиональной деятельности».

В прежней схеме врачу раз в пять лет – до окончания срока действия сертификата – нужно было прослушать цикл лекций. Зачастую, как все обязательное, курс этот проходился формально: врачи или их руководители находили не лучшие программы, а образовательные организации, расположенные ближе к месту работы и с наиболее подходящим графиком. Посещение интересных или полезных конгрессов и конференций в течение этих пяти лет никаким образом и нигде официально не учитывалось. «На кафедре, где я работал, за 15 лет только два человека меняли свои презентации», – признался врач‑психиатр коллегам, обсуждавшим на одном из отраслевых форумов тему непрерывного образования. «Сертификационные курсы у нас проходят в Ставропольском госмедуниверситете или Пятигорском медфарминституте, – делится с Vademecum врач стационара одной из больниц Мурманска. – Но мы «учимся», не выходя из своей ординаторской, – нам просто присылают сертификат». Новая концепция непрерывного образования предполагает различные варианты активности слушателей – конференции, семинары, стажировки, мастер‑классы. Вторая новация – повышать квалификацию можно будет как очно, так и онлайн. Наконец, третье: Минздрав с помощью привлеченных операторов намерен агрегировать все существующие образовательные программы на одном портале, чтобы врачам было легче выбирать наиболее интересные и актуальные учебные блоки.

В январе текущего года Минздрав разработал проект нормативного акта, регламентирующего порядок повышения квалификации по программе непрерывного образования. Главная новация – кредитная система: врачу нужно будет ежегодно набирать 50 часов подготовки (кредитов), из них 36 – образовательная часть, 14 – практическая (например, конгрессы). Причем 36 теоретических часов делятся поровну между очным и дистанционным форматами обучения. Затем раз в пять лет, имея за плечами 250 кредитов и собранное за это время практическое портфолио, врач может проходить аккредитацию. «Почему я считаю, что это большое достижение? Потому что эти 50 часов в год дают гибкость – можно каждый раз добавлять те компетенции, которых нам не хватает», – рассуждает Андрей Продеус.

Пока практикующие врачи имеют возможность выбора – вступать в модернизированную систему непрерывного образования или продолжать получать сертификаты по старой схеме (переходный период продлится до 2021 года, следовательно, срок действия последних сертификатов истечет 31 декабря 2025 года). Объединение частных медицинских клиник и центров, например, рекомендует врачам досрочно обновить имеющиеся у них сертификаты и таким образом использовать переходный период по максимуму. «После того как соответствующий проект приказа станет действующим документом, у специалистов с закончившимся допуском все еще будет возможность получить сертификат прежнего образца, но параллельно ему придется вступать в систему непрерывного образования, а это значит, что дальнейший допуск к деятельности будет осуществляться только через процедуру аккредитации, – объясняет сложную переходную схему Дмитрий Борисов. – Если же получить сертификат до того, как приказ Минздрава начнет действовать, это требование на вас не будет распространяться, и вы сможете до 2021 года еще раз получить сертификат по старинке, то есть отодвинете проблему допуска до 2026 года».

Минздрав же, напротив, советует врачам скорее учиться жить по‑новому. Для облегчения адаптации и в целом отстройки системы ведомство подключило к работе по продвижению новации два университета – ПМГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. На базе Первого меда создан Методический центр аккредитации, который разрабатывает все тестовые задания и кейсы для испытаний, готовит экспертов аккредитационных комиссий, формирует и актуализирует их реестры, рассматривает апелляционные обращения. Если ПМГМУ становится, по замыслу реформаторов, замыкающим звеном вузовского цикла и каждого последующего этапа образовательной цепочки, то РНИМУ контролирует погружение специалистов в систему непрерывного образования – обеспечивает методическую поддержку тематического портала edu.rosminzdrav.ru, который Минздрав запустил 1 июня 2016 года. Здесь должны встречаться все участники системы непрерывного образования – врачи и организации, предоставляющие различные образовательные услуги или доступ на отраслевые мероприятия.

«Это информационная система планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения, позволяющая создавать образовательные портфолио для допуска к профессиональной деятельности. Для допуска к аккредитации индивидуальный план обучения специалиста должен включать 250 часов по каждой специальности – программы повышения квалификации различных образовательных организаций, конференции, мастер‑классы, семинары, а также дистанционные образовательные модули. При этом сам портал является только сайтом‑координатором, направляющим специалиста на сайты организаций, проводящих обучение, – поясняет Ольга Природова. – В личном кабинете врач увидит только те образовательные программы, которые соответствуют его специальности». Как сообщили Vademecum в Минздраве, в настоящий момент на портале edu.rosminzdrav.ru зарегистрированы личные кабинеты 119 организаций и содержатся записи более 47 тысяч врачей. Здесь же размещено около 4,7 тысячи программ повышения квалификации, оплатить которые можно специальным образовательным сертификатом, около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медпомощи и федеральных клинических рекомендаций, и почти 3 тысячи образовательных акций – семинаров, конференций, вебинаров, мастер‑классов и так далее.

Нерешенным пока остается вопрос, кто и как будет отбирать образовательные мероприятия, идущие в кредитный зачет соискателям аккредитации. Например, провайдерами конференций могут быть как коммерческие, так и общественные организации – кто и как их будет оценивать? Сейчас полезные врачам ивенты отбирает Координационный совет непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в его составе около 40 отраслевых опинион-лидеров и два сопредседателя – замминистра здравоохранения Игорь Каграманян и глава НМП Леонид Рошаль. «По сути, это общественная организация, созданная по приказу Минздрава, в которой есть некие эксперты, не являющиеся при этом сотрудниками Минздрава, – саркастически замечает Дмитрий Борисов. – По запросу образовательной организации они принимают ее программы на рассмотрение и либо публикуют их на своем сайте, чтобы организация могла выдавать кредиты, либо отказывают с какими угодно формулировками. То есть это некое объединение, которое по своему усмотрению будет кому‑то давать, а кому‑то не давать право обучать врачей».

Наконец, финальный вопрос – финансирование программ непрерывного медобразования. По замыслу авторов реформы, за обучение специалистов, как и прежде, будет отвечать работодатель – он сохраняет сотруднику зарплату на время обучения и обеспечивает командировочные расходы. Обучение медработников госсектора проходит либо по программам госзадания – за счет средств федерального бюджета (более 200 тысяч специалистов государственных учреждений ежегодно), либо по договорам об оказании платных услуг. Плательщиками с апреля текущего года (ПП №332), помимо юридических или физических лиц, стали ТФОМСы: средства нормированного страхового запаса теперь можно использовать для оплаты программ повышения квалификации врачей из организаций, работающих по программам ОМС. Медорганизациям придется участвовать в довольно сложном механизме заключения соглашений и планов, зато у главврача появляется возможность сэкономить или выбрать дорогую программу повышения квалификации своих сотрудников.

Врачи, медицинская реформа, медицинское образование, минздрав, образование врачей, фоминцев, рниму им. н.и. пирогова, медицинские вузы, нацмедпалата, президент, минобрнауки, янушевич, аккредитация, пмгму им. сеченова, омс, фомс, брандт, рошаль

На текущей странице, предоставлен тренажёр, так сказать репетиционный экзамен, в который входит 60 вопросов, на них необходимо ответить за 60 минут, сформированных из перечня тестовых заданий первого этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием по специальности сестринское дело (34.02.01). Положительная оценка выставляется при правильном ответе на 70% тестовых заданий, в ином случае выставляется оценка - неудовлетворительно. Вопросы выбираться в случайном порядке. Всего в перечень тестовых заданий входит 1898 вопрос с 4 вариантами ответов. Данные вопросы 2018 года, взяты с сайта методического цента аккредитации специалистов fmza.ru .

Так же предлагаем вам ссылки для тренировки по всем тестовым заданиям предназначенным для проведения аккредитации медсестер. Каждая ссылка включает в себя тест состоящий из 400 вопросов, при необходимости можно посмотреть правильный ответ.

Тесты для медсестер

Данный способ подготовки к аккредитации медсестер очень эффективен и даёт возможность качественно изучить и знать ответ на все вопросы входящие в программу подготовки по специальности сестринское дело.

Всего согласно приказу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" существует три формы аккредитации медицинских сестер :

  • качественную подготовку фармацевтов, способных качественно и в полной мере предоставлять свои услуги населению, в области медицины;
  • сбор информации об уровне подготовки фармацевтов.

Виды аккредитации

  • Первичная - необходимость которой возникает после окончания специалиста медицинского учебного заведения;
  • Первичная специализированная аккредитация - данную аккредитацию медсестер проводят с работками прошедшими программы подготовки кадров высшей квалификации или профессиональной переподготовки;
  • Периодическая аккредитация медицинских сестер проводиться с работниками которые постоянно повышают свои знания и профессионализм, в течении всей своей профессиональной деятельности, подготовившимися по профессионально образовательным программам обучения в области медицины

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 69 Федерального закона oт 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

В соответствии с положениями приказа № 127и в настоящее время процедуру аккредитации специалиста прошли лица, получившие после 1 января 2017 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалиста).

Указанные лица, успешно прошедшие процедуру аккредитации специалиста, в соответствии с частью I и частью 2 статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ допускаются к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации.

Аккредитуемому, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии ответственным секретарем аккредитационной комиссии выдается выписка из протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащая соответствующие решения.

Свидетельство об аккредитации специалиста выдается лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии.

На основании изложенного, в настоящее время в организациях здравоохранения, не зависимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях: «Врач-стоматолог» (специальность «Стоматология общей практики»), «Врач-терапевт участковый» (специальность «Лечебное дело»), «Врач-педиатр участковый» (специальность «Педиатрия»), «Врач клинической лабораторной диагностики» (специальность «Медицинская биохимия»), «Врач функциональной диагностики» (специальность «Медицинская биофизика»), «Врач-статистик» (специальность «Медицинская кибернетика»), «Врач-эпидемиолог» и «Врач по общей гигиене» (специальность «Медикопрофилактическое дело») или фармацевтическую деятельность на должностях: «Провизор» и «Провизор-технолог» (специальность «Фармация»), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.

Указанные специалисты допущены к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности.

Уважаемые коллеги! Наш материал будет полезен в первую очередь медработникам с высшим медицинским образованием, желающим . Мы расскажем, кто из медицинских работников должен проходить аккредитацию в этом и следующем 2020 году. Узнайте, как успешно пройти аккредитацию и получить свидетельство.

Этапы вступления в систему аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов

Осталось всего 2 года до того момента, как заработает новая система подтверждения квалификации медицинскими и фармацевтическими работниками. Начиная с 1 января 2021 года, все без исключения фармацевтические и медицинские работники будут обязаны проходить аккредитацию.

До этого момента систему аккредитации внедряли поэтапно. Напомним, что первыми, кто стал проходить аккредитацию, стали выпускники медицинских и фармацевтических вузов. Они сдают аккредитационный экзамен с 2016 года.

Поэтапное вступление в систему аккредитации предусматривает, что до 2021 года аккредитационный экзамен будут сдавать лишь некоторые категории специалистов:

  • выпускники вузов и сузов;
  • специалисты, прошедшие курсы профессиональной переподготовки или подготовку в ординатуре по некоторым специальностям и направлениям.

Внимание! С 2016 года меняется и сама система повышения квалификации (Приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н). С 2016 по 2021 год у медработников и фарм. специалистов есть последняя (всего лишь одна) возможность пройти повышение квалификации по старой схеме и получить вместе с удостоверением о повышении квалификации сертификат специалиста. После получения сертификата нужно будет ежегодно набирать баллы НМО. В свою очередь с 2021 года полностью заработает система непрерывного медицинского образования (НМО).

Какие категории медицинских работников должны получать свидетельство об аккредитации в 2016-2021

В этом году аккредитацию должны проходить не только выпускники медицинских учебных заведений, но и работающие специалисты, которые завершили курсы переподготовки по некоторым направлениям (специальностям).

Какие курсы профессиональной переподготовки требуют прохождения аккредитации врача в 2019 году

В январе этого года Минздрав утвердил Приказ от 21.12.2018 №898н. В этом нормативном акте внесены изменения сроков и этапов аккредитации на 2019 и 2020 годы. Соответственно этот приказ вносит изменения в ранее действовавший приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н.

Напомним, в 2019 году аккредитацию должны были проходить все медицинские специалисты, которые завершили курсы профессиональной переподготовки, а также обучение в ординатуре. Но согласно приказу № 898, аккредитацию проходят в 2019 году не все, а лишь некоторые медработники, завершившие обучение на курсах переподготовки и в ординатуре по шести направлениям.

Шесть медицинских специальностей, по которым проходит аккредитация в 2019 году

С 2019 года получать свидетельство об аккредитации медицинского специалиста должны будут те медики, которые завершат обучение на курсах профессиональной переподготовки по следующим 6 специальностям:

  • Неврология
  • Кардиология
  • Общая врачебная практика (семейная медицина)
  • Онкология
  • Педиатрия
  • Терапия

Таким образом, это требование распространяется на тех врачей, которые получили после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Кто из медицинских работников также будет проходить аккредитацию с 2020 года

В приказе Минздрава от 21.12.2018 №898н говорится, что уже с 1 января 2020 года аккредитацию будут проходить и те специалисты, которые завершат обучение на курсах переподготовки по всем остальным раннее не перечисленным специальностям и направлениям.

Другими словами, с 2020 года медработникам, которые пройдут курсы профпереподготовки, уже не будут выдаваться сертификаты медицинского специалиста . Вместо этого они должны получать свидетельство об аккредитации. Такое свидетельство можно получить по результатам специального экзамена в аккредитационных центрах.

С перечнем программ профпереподготовки можно ознакомиться в разделе

Как проходит аккредитационный экзамен медицинских специалистов

В мае 2018 года вышел новый приказ Минздрава от 26.04.2018 №192н. В этом нормативном акте внесли изменения в Положение об аккредитации медицинских специалистов (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.07.2016 №334).

В этом положении прописан порядок проведения аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов.

Средний медицинский персонал не будет решать ситуационные задачи

Для тех, кто получает свидетельство об аккредитации после курсов профпереподготовки и освоения других программ дополнительного профессионального образования, исключили из перечня ситуационные задачи.

А вот те специалисты, которые имеют высшее медицинское или фармацевтическое профессиональное образование, решать ситуационные задачи будут.

Этапы аккредитационного экзамена

В проведении процедуры аккредитации для медработников с высшим и со средним медицинским образованием есть различия.

Что делать, если врач провалил аккредитационный экзамен

Если аккредитуемый завалит экзамен, он узнает об этом на официальном сайте. Там будет указано, какой именно этап экзаменуемый не сдал. В течении 5 дней необходимо подать заявление на повторное прохождение заваленного этапа экзамена. Если не успеть, то врача или медсестру признают непрошедшими процедуру аккредитации.

Как медицинскому специалисту подать заявление на прохождение аккредитации

Ответственный секретарь аккредитационной комиссии может принимать документы на прохождение аккредитации 1 раз в квартал.

Врач, медицинская сестра (медбрат) или фармработник должны подать в аккредитационную комиссию следующий перечень документов:

  • Заявление
  • Копию паспорта
  • Портфолио, которое является отчетом за последние пять лет о профессиональной деятельности. В него входят сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации)
  • Копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
  • Копию документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
  • Копию трудовой книжки (при наличии)
  • Копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (для иностранных граждан и лиц без гражданства — при наличии)