Как вести себя после крещения взрослого. Крещение взрослого человека: зачем и как

Желание войти в православную церковь присуще людям, которые, например, выросли в семье атеистов, а теперь решили заполнить ту духовную пропасть, которую проела в русском сознании эпоха власти последователей большевиков.

Вход в христианскую жизнь в православии осуществляется через обряд крещения в церкви. Правила для ребёнка и взрослого человека при этом примерно одинаковы. Но есть нюансы. Да и даже если бы их не было, о чём это может сказать человеку, который не знает о крещении, для этого нужно и как подготовиться. Да и вообще, чего ждать?

Церковные правила требуют от человека креститься, чтобы он вошёл в Церковь Христову

Чтобы понять, зачем человек проходит крещение, нужно внимательно взглянуть на жизнь Иисуса Христа.

Крещение - это таинство. Одно из семи. Оно - первое в жизни православного христианина. Этот ритуал - способ войти в ворота Церкви Христовой, стать её частью. Сам факт крещения не говорит, что сразу после обряда человек вдруг становится источником Святого Духа, непогрешим и благочестив.

Крещение - это лишь разрешение встать на долгий духовный путь из таинств, молитв, совершения добродетелей и прочих сторон Богоугодной жизни.

Исторически крещение (по рукописи Библии, правильнее «окунание») - это ритуал, в ходе которого человек умирает для жизни греховной и с новым именем рождается для духовной деятельности.

Проходить таинство крещения нужно только по велению сердца

Таинство крещения - это изъявление воли взрослого человека. Проходить через него для галочки странно. Никто не заставляет этого делать, да и крещение из-под палки или для моды - невероятная глупость.

У православной церкви есть практика крещения детей, но там подразумевается внушительное обоснование того, почему это делается. И то не утихает критика в адрес православия за эту практику: ведутся споры, высказываются аргументы. Даже в лоне православной традиции есть противники крещения младенцев.


Осталось только позволить взрослым из глупости вступать в таинство, о котором они не имеют ясного представления. Крещение - это серьёзное дело, а не повод приглашать всех родственников на крестинный обед.

Именно поэтому взрослому человеку предстоят испытания, прежде чем он сможет вступить в лоно православной церкви.

Но и этого недостаточно. Обряд без веры - это пустое, бесполезное. Единственный допустимый вариант - это крещение по доброй воле с полным осознанием происходящего.

Чтобы подготовиться к крещению, нужно изучить основы православия и пройти очищение

Готовиться к крещению необходимо. Конечно, оно не несёт никакой опасности, но если до ритуала не усвоить основы православного вероучения, утрачивается весь смысл момента крещения. Иначе говоря, человек будто подписывается на что-то, о чём не имеет представления.

Долг священника - удостовериться в твёрдости намерений желающего креститься.

Всё куда серьёзнее: на священнике тоже лежит ответственность за совершаемые действия. Образно можно сказать, что при крещении неготового к таинству человека батюшка становится соучастником духовного преступления.

Во времена старой церкви испытания были куда жёстче. Сегодня священники значительно снизили требования к прихожанам. Итак, что делать?

  1. Прочитать хотя бы канонические Евангелия . Ещё лучше - Новый Завет, а вообще хорошо - всю Библию. А если лень или нет времени, то зачем вообще тогда креститься? Принять веру в написанное в книге, о содержании которой нет никакого представления?
  2. Выучить основные христианские молитвы и «Символ веры».

«Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесе́х!

Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;

и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;

и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

«Символ веры»

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

«Богородице Дево»

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Нет-нет, Вы не перепутали - это не статья о поступлении в духовную семинарию, а реальные требования к человеку, собравшемуся креститься. Христианин - это не статус, а мировоззрение и мироощущение. И нужно иметь достаточное представление об этом вероисповедании, чтобы примкнуть к нему раз и навсегда. Духовная жизнь - не игрушка.

  1. Знать и понимать Десять Заповедей Божьих . Учить наизусть не обязательно. Важно именно понимание и следование им.

  1. Понимать суть христианского вероучения . Это самое главное. Без него не будет контекста для всех описанных выше знаний. Собственно, без этого пункта у думающего человека не могло возникнуть желания креститься.
  2. Отправиться поговорить со священником о своём решении . Это важный момент. Проницательный батюшка быстро установить, нужно ли человека крестить в православную веру. А то вдруг перед ним муж, которого просто жена попросила креститься?

К слову, диалог со священником - это шанс получить ответы на вопросы, которые волнуют верующего.

3 дня

минимум нужно выдерживать пост перед крещением

  1. Пройти очищение . Для этого нужно выдержать пост. Чем дольше, чем лучше. Но не менее трёх днёй. Это едва ли не самый важный пункт. Что нельзя есть перед крещением - это мясо и любые продукты животного происхождения (избегайте сычуга и желатина в составе). Не стоит изобретать себе поблажки, спрашивая, можно ли курицу, можно ли то, можно ли сё. Пост - это не формальность для Бога, самоограничение для себя.
  2. Воздержание от еды . Накануне крещения с полуночи будущему православному христианину не следует есть. Но не каждому. В случае проблем со здоровьем, либо если речь идёт о пожилом человеке, правилом можно пренебречь. Богу нужна не формальность, а желание. Если человек и рад бы, но не те обстоятельства, Бог это понимает и принимает.

Сколько стоит крещение? Оно бесплатно!.. почти всегда

Это не всегда удобно - подойти к батюшке и спросить, сколько стоит покреститься. Вроде о духовных вещах говоришь - как же тут про деньги? К счастью, нужды в таком разговоре нет. Процедура крещения бесплатная.

Для желающих отблагодарить церковь есть специальные ящички для пожертвований. Каждый туда кладёт столько, сколько может. О том, что у людей есть разные финансовые возможности, говорил ещё Иисус Христос:

(От Луки 21:3-4)

«и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела»

Но есть нюанс. Некоторые церкви, вопреки христианскому учению, устанавливают тарифы на услуги. У них есть даже прейскурант. Это не самая достойная практика, но она встречается. Как-то повлиять на неё пока невозможно. А для некоторых церквей (не сказать, что для всех) - это шанс продолжить существовать.

Так что, если есть сомнения, стоит поговорить с продавцом в иконной лавке или с прихожанами (но это не всегда достоверная информация).


3 особенности крещения взрослого

Особенность 1. Не требуются крёстные родители . Крещение крёстным отцом и матерью - это обязательство этих людей взять на себя заботу о духовном и нравственном воспитании их духовного чада. В то же время крёстные родители - это представители ребёнка в церковном таинстве. Они отвечают за него, пока идут крестины. Но взрослый, в отличие от мальчика или девочки, данное таинство способен пройти сам.

Особенность 2. Крещение можно провести в любом возрасте . Это один из тех религиозных обрядов, которые можно совершить даже над умирающим. Но нельзя крестить человека, который находится в бессознательном состоянии или не способен самостоятельно принимать решение. Крещение взрослого - это изъявление доброй воли. От насильного крещения пользы не будет.

Особенность 3. В каждой церкви свои правила . Представители любого храма могут сами решать, когда и как крестят взрослых их прихода. Поэтому нужно заблаговременно оговорить время проведения таинства.

С собой нужно взять полотенце, одежду для крещения и нательный крестик

Мужчины и женщины не должны забывать, что креститься они будут не в уличной одежде и церковь - не баня: полотенца в ней не выдают.

С собой стоит взять длинную одежду (сорочка, рубашка) и полотенце.

Всё по традиции должно быть белого цвета.

Также обязательно нужен крестик.

Женщинам стоит побеспокоиться на счёт купальника

Женщин стоит предупредить о двух нюансах при крещении:

  1. Намокшая белая ткань будет просвечивать. Поэтому есть смысл под ней иметь купальник.
  2. При критических днях крещение не проводят.

Процедура крещения символически рождает нового человека

Теперь, когда разобрались с тем, что нужно для крещения взрослого человека, перейдём к описанию таинства.

Таинство крещения состоит из нескольких этапов:

Священник дует человеку в лицо . Это напоминает о сотворении человека, словно в него снова вдыхает в жизнь Бог.

Молитвы . Священник читает молитвы и предлагает человеку отречься от злых сил, задаёт вопросы, а в конце нужно прочитать «Символ веры».

Во время крещения нужно вслух отказаться от дьявола

Подготовка . Священник освещает воду елей, а потом смазывает человека, чтобы очистить его от грехов.

Окунание . Человека трижды под специальную молитву погружают в воду. Затем на человека надевают крестик и белую одежду.

Миропомазание. Священник мажет миром верующего и говорит: «Печать дара Святого Духа».

В конце священник выстригает несколько волос у нового христианина.

Ниже в видео можно посмотреть репортаж о том, как проходит крещение взрослых людей:

Повторное крещение невозможно

Повторное крещение с точки зрения православия бессмысленно, а потому его никто не проводит. Крещение - это способ войти в православную церковь. Если из неё выйти, то вернуться человек может через раскаяние.

Но повторное крещение иногда возможно, если человек был крещён в другой церкви, например, у баптистов. Православие не признаёт их обряд, а потому не считает его совершённым крещением.

Соответственно, с точки зрения человека он будто бы крестится второй раз, но с точки зрения православной традиции - первый.

Посвящение в другой церкви не аннулирует православного крещения. Человек всегда может вернуться в православие, не проходя крещения ещё раз.

Крещение взрослого человека. Особенности и правила.

Множество статей написано о крещении малышей, о правилах и традициях. Но никто не рассматривает крещение в зрелом возрасте, когда человек делает ответственный шаг обдуманно, не следуя моде, а по собственным убеждениям.

Согласно Указу Патриарха должны пройти собеседование взрослые не менее 3 раз, собирающиеся принять таинство крещения, а также крестные родители. На этих собеседованиях батюшка рассказывает о вере. В чем заключается православие? Каково его значение в жизни человека? Кто такой бог? Делается это для того, что бы люди имели представление о православии, о вере которую собираются принять. Как утверждает церковь, сейчас 90% крещаемых не имеют понятия о том, какую веру принимают.

Для крещения взрослого человека крестные родители не нужны. Все особенности батюшка рассказывает на собеседовании, ему можете задавать интересующие вопросы.

Есть несколько вариантов крещения и все зависит от конкретной церкви. Крещение с окроплением, крещение с частичным погружением (только голова) и крещение с полным погружение. Не во всех храмах имеются баптистерии – помещения, где происходит крестить взрослых с полным погружением. Но в коих такое есть - стоит задуматься, что же вам с собой нужно.

Не забудьте взять паспорт и прибыть для предварительной записи минут за 15. Это нужно для того, что бы вам выписали свидетельство о крещении. Женщины не входят в храм с непокрытой головой. Никаких декольте и коротких юбок. Юбка должна быть ниже колена, плечи предпочтительно закрытые. Процедура достаточно долгая, лучше обойтись без каблуков и запастись непромокаемыми тапочками. Пригодятся при выходе из купели. Возьмите с собой полотенце (вещь очень необходимая). Нужно приобрести специальную рубашку для погружения в купель. Они могут продаваться прямо в храме. Постарайтесь узнать об этом заранее.

Женщинам нужно учесть, что при намокании ткань может просвечивать, поэтому наденьте купальник и с собой возьмете смену белья. Учтите, что у вас должны быть открыты лодыжки практически во время всей церемонии. Крестик можно приобрести непосредственно в храме. Если вы его приобрели в магазине, ничего страшного, батюшка освятит его прямо там. Крестик лучше выбирать из серебра, так как золото считается «греховным» металлом, но и золотой вам никто не запретит носить. В церкви так же до начала церемонии нужно купить свечку или свечки, если вас кто-то сопровождает.

С благословения батюшки можно осуществлять фото- и видеосъемку.

Принятие крещения – очень важный шаг, поэтому нужно все обдумать, для чего вы это делаете. Если просто следуя традиции или моде, нужно ли вам это? Если вы не собираетесь ходить в храм, не собираетесь жить по христианским законам, вряд ли крещение можно стать для вас каким-то благом. Ищите бизнес отель ? Заходите на сайт demetra-art-hotel.ru

  • #1

    Странное утверждение: "... вряд ли крещение можно стать для вас каким-то благом."
    Зачем тогда младенцев крестят, которые уж точно не собираются сами в храм ходить и ни о каких законах ничего еще не знают?

  • #2

    Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

    Есть благо от появления шанса войти в Царствие Божие?

  • #3

    Дмитрий, за младенцев обеты приносят крестные родители. Они же и заботятся о его воспитании в Церкви.
    А есть ли благо, если этот шанс закапывается в землю? По сути это получается предательство, а так ещё хуже

  • #4

    Как сделать крещение после нарушение себе жизни

  • #5

    rytuał miłosny (Monday, 10 April 2017 23:06 )

    rytuał miłosny

  • #6

    sex telefon (Thursday, 10 August 2017 17:33 )

    купить виагру

  • #7

    gay sex (Thursday, 04 January 2018 17:04 )

Обычно человека крестят еще в детстве, вскоре после рождения, выбирая ему крестных мать и отца, которые должны будут следить за тем, как дитя чтит божьи законы и выполняет их во время своего земного пути. Но в истории нашей страны был период, когда излишняя религиозность не только не поощрялась, но и могла стать серьезной помехой во взаимоотношениях с родными и коллегами. Кто-то верил, не афишируя свои предпочтения, кто-то стойко переносил долю порицания и критики.

Поэтому большая часть родившихся в то время людей не имела возможности покреститься. Все больше и больше людей в зрелом возрасте понимают, что хотели бы повернуться к Богу и покаяться в своих грехах, оставить прошлую жизнь с тяготами позади и обновиться.

Крещение взрослого человека

Обряд крещения взрослого человека, безусловно, отличается от крещения ребенка. Прежде всего тем, что у взрослого человека это сознательный выбор, и потому требований к нему предъявляется больше, чем к ребенку.

Многие церкви проводят встречи для желающих покреститься людей, на которых рассказывается о Библии, об отношениях человека и высших сил, о требованиях, предъявляемых к рабу божьему.

Крещение — не гарантия места в Раю!

Следует понимать, что покрестившись однажды, никто не сможет гарантированно заработать себе место в раю после смерти. С крещения только начинается долгий и трудный путь на пути к единению с божественной сущностью. Принимая православие, человек принимает обязательство жить по его заветам, в числе которых есть обязательное частое посещение церкви и усердные сердечные молитвы.

В наше время требования, предъявляемые церковью к желающим покреститься, довольно мягкие, но ранее священник мог испытывать человека, проверяя на прочность его веру.

Итак, как же стоит готовиться к крещению?

Основная подготовка проходит в голове: нужно выдержать пост в течение трех дней перед таинством. В течение этого поста нельзя употреблять мясо, жирную пищу, соленую и острую, нужно отказаться от алкоголя и курения, не лишним будет и половое воздержание.

Но следует помнить, что крещение – это в первую очередь очищение души, и потому в течение этих трех дней стоит сосредоточиться на мирных и доброжелательных мыслях, не допуская злобы и гнева. Обязательным считается знание наизусть «Символа Веры» — эту молитву Вы должны будете прочитать наизусть во время крещения.

Вещи для крещения

Заранее стоит приобрести набор вещей для крещения. В такой набор обязательно входит крестильное полотенце – новое, обязательно белое, красивое и большое, чтобы можно было вытереться, поднявшись из купели с освященной водой. Еще один незаменимый предмет – крестильная рубашка, в мужском варианте это просторная рубаха, в женском возможны вариации в виде сорочки до пола.

Еще из одежды понадобятся крестильные тапочки, так как придется разуться и какое-то время находиться без носок и обуви. Еще в наборах идут крестильные свечи и нательный крест.

Где купить крестильную одежду?

Все эти предметы продаются в церковных лавках, но стоит позаботиться об их приобретении заранее. Нательный крест носится до конца жизни, его нельзя снимать, поэтому стоит выбрать такой, который будет удобным и незаметным на протяжении всего времени. К тому же выбор в лавках небогат, запас товара ограничен, поэтому Вам просто может не достаться нужной вещи.

Если же приготовить такой набор заранее, в день крещения в Ваших мыслях будет царить умиротворение, а не суета, к тому же мастерицы могут украсить рубашку вышивкой – на спине обязательно изображение православного креста. Женщинам стоит подумать и о платке, так как нахождение в церкви с непокрытой головой строго порицается, даже во время проведения таинства. Одежду, в которой Вы были на крещении, нельзя носить и лучше не стирать.

Как проходит обряд крещения

Таинство крещения начинается с того, что священник трижды дует в лицо: это символизирует момент сотворения человека, момент вдыхания новой жизни Богом в человека. После этого следует благословение и начинается чтение молитв, по окончанию которого человек должен пройти через обряд отречения от сатаны.

Символом злых и темных сил считается запад, поэтому окрещаемый поворачивается в ту сторону, а священник, проводящий обряд, начинает задавать вопросы, на которые должен быть дан сознательный ответ. Отрекшись от сатаны, нужно повернуться к востоку и исповедоваться в преданности Христу: точно так же будут заданы вопросы, на которые трижды нужно будет ответить и в конце прочитать «Символ Веры», являющуюся очень кратким изложением всего православного нравоучения.

После снова последуют вопросы от священника, и теперь приходит время окунания в воду.

Священник переодевается в светлые одежды, которые олицетворяют чистоту жизни Христа и начинает с освящения купели. Сначала зажигают свечи, после освящается елей, которым помазываются окрещаемые: все внутри человека, идущего к Богу, должны быть очищено от грехов. Затем над погруженными в купель людьми читаются специальные крещальные молитвы.

После этого, покинув воду, Вы облачаетесь в ту самую крестильную рубаху, символизирующую собой начало совершенно новой, очищенной от старых грехов, жизни.

Под чтение специальной молитвы на шею каждому вышедшему из купели надевают нательный крест. После этого они вдвоем со священником делают три круга вокруг купели – такой проход символизирует вечность. Затем наступает черед песнопений, по окончанию которых читаются послания Апостолов. Заключительным действием является символическое состригание волос.

Крестные мать и отец

Испокон веков церковь советовала брать одного крестного для мальчика и одну крестную для девочки, но чаще всего у ребенка были оба крестных родителя. Ими не могли быть кровные родители, так же монахам и монахиням запрещалось быть крестными.

Тем не менее, при отсутствии живых родственников у ребенка, крестным становился священник, проводящий обряд. Нужны ли крестные взрослому человеку? Считается, что нет, так как в этом возрасте каждый волен сам принимать решения и отвечать за свои деяния и мысли перед Богом, и ему не требуются наставники.

Но если у Вас есть крещеные близкие родственники или друзья, которые искренне желают Вам добра, то они могут присутствовать при обряде в качестве крестных и держать свечу во время погружения в купель.

Как вести себя после обряда

После крещения человек должен соблюдать 10 заповедей Закона Божьего. Таким образом он будет показывать Богу, что принял его заветы и стремится к вечной жизни, готов молиться о себе и других людях. Теперь главной становится не любовь к себе, а любовь к близким и к Богу, обещающему мир на земле. Общение с Богом – это молитвы, существующие на каждый момент жизни. Люди молятся во время болезни, жизненных неурядиц, когда им есть, за что поблагодарить Бога и в чем покаяться.

Искренность желаний

Если Вы решили покреститься, подумайте о своем желании: не является ли оно данью моде, или Вы идете на уступки родственников, желаете покреститься за компанию, для галочки? Случается, что муж или жена идут в церковь только ради другого супруга, равнодушно относясь к ценностям православия.

Если в Вашем сердце нет искреннего желания признать Бога, не стоит совершать данный обряд. Подождите, пока это появится у вас внутри. И не стоит, наоборот, давить на человека, чтобы он принял крещение – то, что делает лучше и счастливее Вашу жизнь, может внести сумятицу в мировоззрение другого. Каждый должен прийти к Богу сам и самостоятельно принять решение покреститься. Тогда все пройдет гладко, и на душе установится покой.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение — но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных — в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение — это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: «Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…»? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства «Христианская жизнь», главный редактор газеты «Клин Православный» и телепрограммы «Дорога к храму»:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Крещение взрослого – как проходит и что требуется для проведения таинства

Взрослые идут на таинство Крещения обдуманно. По канонам креститься может человек любого возраста. В этой статье вы сможете узнать подробно о таинстве крещения взрослого в христианской церкви.

Подготовка к крестинам

Принятие во взрослом возрасте обусловлено желанием верующего вести праведную жизнь. Христианский этикет предусматривает знание канонов, знакомство с Ветхим и Новым Заветом, понимание смысла главных заповедей Бога, изучение основных православных молитв - "Отче Наш" и "Символ Веры". Чтобы помочь желающему принять христианство при церквях проходят огласительные беседы. Там священнослужителям можно задать интересующие вопросы и послушать об основах веры. В церкви необходимо соблюдать этикет. Это не только правила поведения, но и внешний вид посещающего храм.

Человек, пришедший в храм для принятия православия, в идеале должен пройти следующие этапы жизни:

  • изучение Библии,
  • окончание воскресной школы или посещение огласительных бесед,
  • духовный образ жизни,
  • добрые дела, идущие от души,
  • поиск духовного наставника и беседа с ним,
  • посещение церкви.

Как и другим православным обрядам, крестинам должен предшествовать минимальный трехдневный пост и исповедь.

Обычаи, связанные с крещением взрослого человека

Православие можно принять на любом этапе жизни от рождения и до смерти. Из Библии известно, что сын Господа Иисус Христос принял веру в возрасте 30 лет, когда мировоззрение человека уже сформировано. Подразумевается, что после принятия веры душа рождается заново. Происходит избавление от грехов, в том числе и от первородного наших прародителей. Сам желающий принять веру должен очистить душу путем исповеди и покаяния.

Проведение таинства со взрослым не отличается от принятия веры малышом. Разница состоит в подготовительном этапе. Взрослый идет на принятие православия сознательно, не пытаясь получить выгоду. Такое таинство может быть совершено только единожды за всю жизнь.

Во всех церквях крестины проводят в те дни, когда ведутся богослужения. Но популярной датой для крещения является великий православный праздник, отмечаемый 19 января. Ведь в этот день Иисус Христос принял христианство после омовения в водах Иордана. Храмы проводят крещение в этот великий праздник, но нужно помнить, что желающих может быть много. Часто совместно с проведением крестин люди хотят совершить купание в открытых водах (на реке в проруби). Но нужно адекватно оценивать состояние своего здоровья. Организм к ледяной воде должен быть подготовлен и закален.

Что сделать перед обрядом

Подготовка к таинству включает выбор духовного наставника и храма, в котором он служит. После утверждения места необходимо узнать в церкви дни, когда проводится таинство для взрослых. Купели для полного погружения принимающего веру есть в единичных храмах. Чаще таинство ограничивается наличием емкости небольшого размера со святой водой. Заниматься поиском церкви с купелью бессмысленно, ведь суть таинства не меняется.

Священнослужитель подскажет, какая требуется подготовка взрослому для совершения таинства, какие правила поведения необходимо будет соблюдать во время крестин. Нужно заранее позаботиться обо всех бытовых мелочах, купить необходимое для проведения. Чистота тела в этот день не менее важна, чем чистота души.

Что приобрести взрослому для крещения

В церкви, где будет проходить обряд, расскажут, что нужно принести для его проведения. Необходимо показать свидетельство о посещении огласительных бесед со священнослужителями и паспорт.

Чтобы таинство прошло комфортно, нужно заранее позаботиться о подходящей одежде и атрибутике. Это должны быть:

  • крестильная одежда (рубаха или сорочка),
  • полотенце,
  • свечи для всех присутствующих на таинстве,
  • крест с цепочкой или веревочкой.

Если проведение крещения будет проходить в церкви с купелью, то нужно при себе иметь большое полотенце или простыню и сменную обувь.

Крест как символ веры

Нательный крест является символом христианина. Все, кто проходил таинство крещения обязаны носить его постоянно. Здесь вспоминаются слова апостола "Я сораспялся Христу". Все, кто носят кресты, верят, что он служит оберегом - помогает защитить от зла, вести богоугодную жизнь и творить добрые дела. Часто можно услышать, что кресты из дорогих драгоценных металлов не используют во время таинства. Но священнослужители опровергают это ошибочное мнение. Неважно, каким будет символ религии. Главное - это для чего он был одет человеком.

Материал, из которого изготавливают крест, может быть любым. Предпочтительнее покупать золотые, серебряные или деревянные атрибуты. Считается, что крестильный крест обладает силой, поэтому желательно носить его всю жизнь. Золотые изделия прочны и менее подвержены внешним воздействиям, служат они дольше остальных материалов.

Главным требованием к кресту является его освящение. Это сделать можно заблаговременно или на самом таинстве.

Одежда для таинства

Одежду для крестин взрослому нужно приобрести заранее. Сделать это можно в свечной лавке. Там же имеются в продаже полотенца и платки для покрытия головы женщинами. Религиозный этикет предусматривает использование рубашки при проведении обряда. Она должна быть длинной, прикрывать колени.

Представительницы женского пола могут использовать ночные сорочки. Главным требованием к этой одежде является то, что она не должна быть ранее ношеной. Такой наряд может быть белым, как символ чистоты или любых светлых оттенков. После таинства все предметы одежды, полотенца, участвовавшие в таинстве, должны храниться в качестве памяти. Их не стирают и не используют в быту после крещения. Считается, что они обладают определенной силой и могут быть использованы при болезни хозяина.

Молитвы, которые нужно знать для обряда

Таинство крещения включает в себя чтение молитв. Их нужно будет произносить вместе со священнослужителем. Желательно знать их наизусть. Основными молитвами православного христианина являются: "Отче Наш", "Символ веры", "Богородице Дево радуйся".

Выбор крестных

Принято считать, что в крестинах как взрослого, так и ребенка, участвуют крестные родители. В православии их называют восприемниками. На самом деле церковь допускает крещение без крестных. Детям восприемник нужен для наставления по жизни и участия в его духовном воспитании. На самом же обряде он держит ребенка, отвечает на вопросы священнослужителя и читает молитвы.

Канонами установлено, что у девочки должна быть крестная, у мальчика - крестный. По поводу необходимости крестных для взрослого однозначно сказать нельзя. Это должен решить только сам человек, принимающий веру. Для крещения взрослому восприемники не нужны. Но хороший наставник для дальнейшей духовной жизни новому христианину не помешает.

При выборе крестных нужно помнить, что это должны быть православные, воцерковленные люди, придерживающиеся соответствующего образа жизни. Крестные между собой и с крещаемым не должны находиться в супружеских отношениях.

Пост перед обрядом

Человек, готовясь к таинству, подвергается первому испытанию. Можно сказать, так проверяется серьезность намерений желающего принять веру. Необходимо отказаться от непостной пищи минимум на три дня. К скоромной (непостной) еде относятся:

  • мясные,
  • молочные,
  • рыбные продукты,
  • яйца.

В день проведения обряда с полуночи есть запрещено. Пост - это не только отказ от еды, но и очищение души. Во время поста необходимо отказаться от курения и принятия алкогольных напитков, просмотра телевизора и прослушивания музыки, вступления в интимную связь. Время от развлечений должно быть использовано для чтения молитв, Библии, Жития Святых, посещения храма.

Выбор духовника и беседа с ним

После принятия решения о крещении, нужно найти святого отца. Им должен стать священнослужитель, которому принимающий православие, будет доверять, не бояться разговаривать с ним, задавать все интересующие вопросы. Перед обрядом должна состояться беседа с батюшкой. Перед ней необходимо выучить христианские постулаты, чтобы священник видел желание человека приобщиться к церкви.

Взрослые обязаны перед крещением пройти процедуру катехизации - посещение бесед со священнослужителями. Там будущий христианин узнает об основах веры, своих обязанностях перед церковью и Богом. Заранее записываться на такие беседы не нужно. У батюшки можно узнать расписание проведения бесед и подойти к началу. Проходят они около 2.5 часов. После этого каждому прослушавшему выдается свидетельство.

Что происходит во время таинства - последовательность действий

Проведение обряда над взрослым или ребенком не имеет отличий. Последовательность действий священника остается одинаковой. В некоторых храмах таинство проводится в здании самой церкви, а в некоторых - для этого есть отдельное помещение. После совершения таинства крещаемый заходит в храм для воцерковления, приложения к иконам и мощам святых. О том, как будет проходить обряд, можно узнать в выбранной церкви у батюшки или в свечной лавке.

Порядок проведения таинства

Взрослому человеку может стать некомфортно при совершении обряда, если заранее не будет известно об этапах проведения. Лучше ознакомиться с ними заблаговременно. Сначала священник нарекает крещаемого православным церковным именем. Оно может совпадать или отличаться от мирского.

Затем следует рукоположение. Оно призвано получить благословение Господа для принявшего веру. С этого момента душа человека защищена высшими силами.

Затем идет этап чтения молитв. В это время человеку, проходящему обряд, задаются вопросы. Он должен четко и внятно на них отвечать. Далее происходит отречение от злых сил и приношение клятвы Господу.

Затем совместно со священнослужителем крещаемый произносит вслух молитву "Символ веры". Каждый христианин обязан знать ее наизусть. Там приводятся характеристики основ христианской веры.

Затем крещаемого трижды окропляют или погружают в святую воду. Этот момент представляет собой духовное очищение человека, перерождение.

После этого на шею проходящего обряд человека батюшка надевает святое распятие. Теперь его ношение является обязанностью христианина.

В том случае, если происходило полное погружение в купель, необходимо будет переодеться в сухую одежду. Далее идет чтение молитв и ритуал миропомазания. Он заключается в нанесении елея на лоб, рот, грудь, руки крещаемого. Затем он вместе со священником делает три круга вокруг купели. Завершающим этапом становится состригание маленького локона волос у крещенного, произношение молитвы "Господу помолимся" и целование распятия.

Отличие крещения взрослого от младенцев

Разница в обряде крещения над взрослым и ребенком в том, что за младенца на вопросы во время таинства отвечают восприемники, они же читают молитвы. Взрослый человек в состоянии это сделать сам. Для воцерковления младенцев женского пола священник подносит к Царским вратам, взрослая женщина это делает самостоятельно. Мальчиков священнослужители проносят через Царские врата, заносят к алтарю. Взрослые мужчины проходят через врата, где на службе положено проходить диаконам.

Женские особенности

Православный этикет подразумевает покрытие головы в храме представительницами женского пола. Платок и одежда снимаются перед погружением в воду. При храмах, где есть купель для крещения, может быть установлена ширма, чтобы священник мог видеть только верхнюю часть тела и голову женщины. Но это предусмотрено не во всех церквях.

Ограничением для проведения обряда над представительницами женского пола является "нечистота" тела. Во время месячных прикладывание к святыням запрещено. Касаться святой воды нельзя, поэтому крестины необходимо назначать с учетом этих обстоятельств.

Если крещаемый будет чувствовать себя некомфортно в намокшей просвечивающейся сорочке, под нее можно надеть купальник.

Стоимость обряда

По церковным канонам торговать в храмах не разрешается. Взимания платы за проведение таинства крещения быть не должно. Но церквям сегодня приходится выживать, ведь многие из них находятся на самообеспечении. Поэтому в храмах устанавливаются фиксированные цены на проведение различных церковных обрядов от крещения до отпевания.

Сказать о точной стоимости проведения обряда могут только в выбранном вами храме. Она зависит от размера города или поселка, величины, красоты церкви. Возможно придется заплатить за церковные свечи, икону святого, чье имя дается при крещении, за свидетельство о проведенном обряде.