Мучение грешников в аду. Должен ли Бог наказывать

Ад – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых, Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы - лукавые духи.

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Рай и ад – это действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, а как здравие и болезнь человеческой души.

Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения.

Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол.2:10).

В Библии слово «ад» встречается 17 раз.

Пс.9:18 …Да обратятся нечестивые в ад, –..
Пс.54:16 …да сойдут они живыми в ад,..
Ис.14:9 …Ад преисподний пришел в движение ради тебя,..
Ис.14:15 …Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…
Ос.13:14 …ад! где твоя победа?..
Авв.2:5 …так что расширяет душу свою как ад,..
1 Кор.15:55 …ад! где твоя победа?..
Откр.6:8 …и ад следовал за ним;..
Откр.20:13 …и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр.20:14 …И смерть и ад повержены в озеро огненное…
3 Мак.4:7 …ибо под ногами у себя видели открытый ад…
3 Мак.5:28 …и определил немедленно послать их в ад,..
3 Мак.6:28 …или лучше нисходившие в ад,..
Вар.3:19 …Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие…
3 Ездр.4:8 …и в ад также, и на небо никогда не восходил…
3 Ездр.8:53 …и растление бежит в ад в забвение…
Сир.28:24 …смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его…

Будут ли муки грешников вечными?

В настоящее время учение о конечности мук нераскаянных грешников, имеющих быть осужденными на грядущем Страшном Суде, имеет немало последователей.

В отличие от учения Церкви о вечности адовых мучений оно строится не на прямых библейских свидетельствах (Мф.25:46), а на интерпретации косвенных фактов.

В своё время воззрение об ограниченности «вечных» адских мучений отстаивал Ориген. Затем сочувствие этой идее выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии названное учение нашло себе отклик в умах большого количества «верующих». В наше время отдельные авторы артикулирует его как одно из допустимых направлений христианской мысли.

В первую очередь концепция об ограниченности адских мучений строилась на своеобразно истолкованном учении о Божественных свойствах. Считалось, что Вседержитель, желая спасения всем без исключения людям, как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдёт надлежащее средство и избавит всех беззаконников от греховности, после чего введёт их в Небесное Царство, присоединив к сонму святых.

На совершенно чёткое Божественное заверение о вечности будущих мук они ответили доводом, что прилагательное «вечные» (муки) должно интерпретироваться не в смысле «бесконечные», а в значении «продолжительные», но всё же ограниченные рамками времени.

V Вселенский Собор, оценив оригенизм как учение ложное, не соответствующее духу Писания, осудил вместе с тем и гипотезу Оригена об ограниченности «вечных» мучений. Святитель же Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не подвергся осуждению ни на этом, ни на последующих Соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской Церковью как один из наиболее выдающихся церковных писателей. В свою очередь некоторым это дало повод думать, что и импонировавшая ему идея о конечности мук соответствует истине.

В отношении сопряжения учения о всемогуществе и премудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осуществляет свою земную жизнь), отцы Церкви объяснили, что не Бог, а сам грешник, отклоняющий себя от пути в Царство Небесное, станет виновником своих будущих бед. И это не войдёт в противоречие с совершенствами Божества.

Что касается интерпретации «вечности» будущего века в значении не бесконечного, но ограниченного периода, отцы противопоставили этому соображению своё: если признать будущий век за ограниченный, то ограниченным необходимо будет признать и блаженство святых, но это суждение прямо противоречит свидетельству Откровения о том, что радости праведников не будет конца.

Один из двенадцати анафематизмов (восьмой) из чина торжества Православия, признанного Церковью, ясно указывает, что те, кто дерзают отвергать вечность мучений посмертного воздаяния, подлежат анафеме.

В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?

В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI - XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.

В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30).

В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем - проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней - богооставленность, а под скрежетом зубами - ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.

При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет.

«Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1:6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4)». Святитель Филарет (Дроздов), Пространный Православный Катeхизис

Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Валерий Духанин

…Что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф.25:31, 33).

Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: пойдут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25, 46), и праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43). Преподобный Ефрем Сирин

Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Святитель Феофан Затворник

Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. Святитель Василий Великий

Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Преподобный Силуан Афонский

Мне не верится, что Господь допустит вечные мучения людей в аду. Он идеал любви и милосердия, как же может допустить вечные (!) адские (!!) муки людей? Это за всю жизнь столько не наберёшь, чтобы потом вечно подвергаться пыткам.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Дорогой Олег! Поскольку загробный мир делится на рай и ад, из Вашего письма неизбежно вытекает утверждение, которого Вы впрямую не делаете: после конца истории все люди должны быть в раю. В ответ на Ваше письмо неизбежно рождается вопрос: куда должно Божественное Правосудие поместить людей, повинных в жестоком уничтожении десятков миллионов людей (руководители наиболее одиозных тоталитарных режимов 20 века). Куда Правосудие поместит людей, которые с изощренной и мерзкой жестокостью убивали школьников, беременных женщин, беспомощных инвалидов? Как Вы представляете в раю жизнь тех, кто ушел из этого мира с незалеченными язвами своей преступной совести, в злобной вражде с Богом. Жизнь в раю будет строиться на началах совершенной любви. Как возможна гармония блаженной жизни в Небесном Царстве с участием тех, чья душа закоснела в состоянии сатанинской злобы?

Говоря о рае и аде недопустимо руководствоваться упрощенным юридическим взглядом, не имеющего ничего общего с законами духовной жизни и правильным пониманием природы добра и зла. Рай и ад начинаются уже в душе человека. Святые, очистившись и освятив себя подвигом и делами любви, настолько соединились с Богом еще на земле, что испытывали внутри райское блаженство. Царство Небесное для них - абсолютная полнота радости, которая началась еще здесь. Для других грех и преступление стали смыслом жизни. Они отвергли Божественную любовь, попрали Его заповеди и осознанно избрали тьму, а не свет. Ад для них лишь логическое завершение того, что было у них при жизни. Еcли они, имея свободную волю, избрали тьму, то как можно насильно отправить их в рай?

Два восклицательных знака после слова «ад» показывают, что Вы принципиально возражаете против ада. Но тогда разрушается до основания весь строй духовно-нравственной жизни. Если человек, рискуя жизнью, спасал других, и преступник, сделавший жестокость и убийства людей своей профессией, получат одну и ту же награду (рай), то добро и зло уравнивается. Исчезает принципиальное различие между ними.

В письме один восклицательный знак стоит после слова «вечные». Недоумение по поводу вечности ада вновь обнаруживает узко-юридическое понимание вопроса. Ад вечен не потому, что так желает Божественное Правосудие, а потому что сросшаяся с грехом душа остается такой навсегда. А если она такой остается навечно, то навечно закрыты ей врата рая. Если на земле, несмотря на Божественные призывы к покаянию и несмотря на назидательные примеры святых, грешники с непоколебимым упорством избирают тьму, то как они преобразятся и исправятся во аде, будучи лишенные руководящей Божией благодати. Если бы преисподняя перевоспитывала грешников, они бы спаслись без Иисуса Христа, Который является единственным путем ко спасению.

Отрицание ада свидетельствует о поврежденности человеческой природы. Здесь обнаруживается скрытая или явная примиренность с грехом и неполнота нашей веры. Сын Божий, умалив Себя, соединился с нашей ограниченной человеческой плотью, принял на Себя все грехи погибавшего человечества. Чтобы избавить нас от вечной смерти, Он испил полную чашу горьких страданий, скорбей, унижений и пошел на мучительнейшую смерть. Почему нас не приводит в ужас тот цинизм, с каким человечество, уподобившееся блудному сыну, оскорбляет величие и святость своего Небесного Родителя? Святые отцы, во всей полноте сознававшие мерзкую сущность греха, изумлялись Божественному долготерпению. Да не помыслим никогда сего беззакония, чтобы Бога наименовать немилосердым! О, как дивно милосердие Божие! О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая сила, довлеющая на все! Какая безмерная благость, по которой <Он> естество наше в нас, грешных, снова возводит к воссозданию! У кого достанет сил прославить Его? Восставляет преступившего заповедь Его и похулившего Его, обновляет неразумную персть (Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 90).

Спаситель мира Своей Крестной смертью лишил диавола власти над человеческим родом и разрушил державу смерти. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14). После Воскресения Спасителя люди сами загоняют себя в ад, избрав тьму, а не Свет.

Вкратце, потому что раскрыть эту тайну более или менее полно невозможно без некоторых предварительных знаний из области метафизики, логики, православного учения о наслаждениях и страданиях. Без этого возможно лишь несколько приоткрыть завесу над сущностью геенны огненной. Впрочем, последняя сама по себе уж и не такая великая тайна, наоборот, геенна - вещь достаточно пошлая, что будет видно из дальнейших рассуждений. Но и по самой этимологии сего слова - это, вот ведь пошлость, просто мусорная свалка! Правда, с особым мусором. Туда, думаю, сбрасываются все материальные отходы творения Божия, весь тот мусор, который от него остался.

Побудили же меня написать эту статью две публикации на РНЛ (в частности, их форумы), где шла речь о вечности мучений грешников. Первая из этих публикаций - статья диакона Кирилла Афанасьева «Любовь постмодернизма и вечные муки» . Надо сказать, что о.Кирилл написал очень хорошую, толковую и, главное, православную статью на означенную тему. Я лично кое-чему у него поучился. Но на форуме сей публикации возник спор о том, как совместить вечность мучений грешников в геенне с блаженством праведников в Царстве Небесном? Как, мол, могут праведники блаженствовать, зная, что кто-то страдает? Ведь они должны сострадать страдающим грешникам? При этом припомнили преподобного Силуана, точнее, его слова: «Любовь не может этого понести». О.Кирилл в своей статье и на форуме совершенно правильно определил, что эти слова старца относятся к его молитве за грешников, мучающихся в аду, загробная участь которых по молитве праведника, да и вообще, по молитвам других православных христиан может быть изменена в лучшую сторону. Но это не относится к вечным мучениям в геенне. Однако вопрос остается: как же можно совместить вечное блаженство праведников с вечными мучениями грешников?

Некоторым рационалистически мыслящим совместить это никак не удается. А почему? По причине ложности исходной посылки. Если мы, к примеру, примем в качестве исходной посылки, что дважды два равно пяти, то тогда у нас получится, что четыре на четыре равно двадцати пяти и т.д. Так и в данном случае. Если мы вспомним житие преподобного Силуана, то там как раз и был такой момент, когда старец засомневался, что будет блаженствовать после смерти, даже попав в рай, если при этом в аду будут страдать другие люди, особенно его родственники. Но дело в том, что любой мало-мальски опытный подвижник легко распознает и поймет, что это сомнение было прилогом диавольским в невидимой брани, чтобы вызвать у о.Силуана уныние и нерадение о собственном спасении. Ведь диавол, воюя против нас, не всегда внушает нам, скажем, блудные помыслы, но иногда и такие, вроде бы, «хорошие» да «умные» мысли. И если мы примем этот сатанинский прилог, это диавольское духовное «дважды два - пять», то в дальнейшем у нас все время и будет получаться диавольское: «четыре умножить на четыре - двадцать пять». Духовная логика все время будет хромать. О.Кирилл очень хорошо показал это, процитировав старца Паисия, который оценил сей диавольский прилог, ставящий любовь грешного человека, якобы, выше любви Божией, как хульный помысл.

Но посмотрим и более конкретно, что диавольская хитрость предлагается нам в качестве «сострадания» к грешникам, вечно мучающимся в геенне огненной. Ведь сострадание, которое происходит у нас от любви к ближним, бывает разное (как и сама эта любовь), зависящее от рода страдания. К примеру, естественные страдания (болезни, лишения и т.п.) людей вызывают в нас и естественное сострадание, в первую очередь, состоящее в желание помочь страждущим, особенно если они наши родственники и близкие.

Иное дело страдания сверхъестественные, например, святых мучеников. Конечно, и здесь действует сострадание естественное, когда православные христиане (например, св.вмц.Анастасия Узорешительница) стремились облегчить муки Христовых мучеников. Но, по преимуществу, страдания мучеников, как мы это знаем из житий святых, вызывают сверхъестественное сострадание, состоящее в радости за страдальцев Божиих, души которых по их мученической смерти беспрепятственно восходят в рай, а также порождают у других христиан и даже не христиан святое желание самим стяжать венец мученический. Ведь кровь мучеников - это семя христианства.

Вышесказанное очень возвышенно, но нам, к сожалению, по порядку повествования далее придется говорить об очень низких и пошлых вещах. Что поделать, я ведь предупредил, что геенна - вещь очень пошлая. Итак, есть еще один род страданий - противоестественный. Известно психическое заболевание под названием мазохизм, когда больные этим люди желают страдать, получая от сего извращенное наслаждение. Кстати сказать, в интернете, полным полно этих садомазохистских порно сайтов. Так что, может зайдем туда и будем «сострадать несчастным»?! Очевидно, православный христианин от всей души старается этого не делать. Поскольку такое бесовское «сострадание» - это вид блудной страсти, да еще и в извращенной форме.

А теперь вспомним, что является причиной вечных страданий грешников в геенне огненной? Отнюдь не диавол и его ангелы, которые сами в ней страдают (ср.Мф.25,41), а своеволие грешников. О чем я подробно писал в своей статье «Об аде, геенне и вечных муках» , опубликованной на РНЛ 15 мая 2010 года. Но своеволие и означает, что грешники идут по своей воле (пока не буду говорить о причине этого странного явления) на эти вечные страдания, т.е., согласно вышесказанному, последние носят противоестественный характер. Поэтому и навеянное бесом желание «сострадать» больше, чем Бог, вечным мучениям грешников - представляет собой вид блудной страсти. Причем, блуд в данном случае понимается как в узком, так и в широком смысле этого слова, как блужение, удаление, отпадение от Бога. Вот так из сего бесовского прилога типа «дважды два - пять» (желания сострадать вечным мучениям грешников в геенне), получается бесовское «четырежды четыре - двадцать пять», - т.е. извращенная блудная страсть. И уж если обыкновенному православному христианину не рекомендуется предаваться такому бесовскому «состраданию», заглядывая на садомазохистские сайты, то тем более святые в Царстве Небесном этим «состраданием» не болеют. Поэтому не надо приписывать им в вечном блаженстве эти и другие болезни, которых там и близко нет.

Маленькое аскетическое замечание. Из всего вышесказанного очевидно, что если человек начнет неумеренно предаваться подобным размышлениям, точнее, бесовским прилогам (которые о.Паисий называет хульными помыслами) типа: «как это Бог попустил вечные мучения», «как праведники блаженствуют в Царстве Небесном, когда грешники вечно мучаются» и т.д. и т.п., это, согласно вышеприведенной духовной логике, вызовет у такового блудную страсть в извращенной форме, в частности, непреодолимое желание заходить на садомазохистские и другие порно сайты.

Очень забавно и то, хотя по этому поводу скорее надо плакать, что те, кто по долгу службы должен разоблачать такие бесовские прилоги и хульные помыслы, в наше время зачастую их распространяют. Так, в частности, православная и здравая статья о.Кирилла была написана в опровержение подобных прилогов, распространяемых... протоиереем Димитрием Струевым. Впрочем, какого только зла нет в наше страшное время?!

Теперь перейду к другой публикации на РНЛ, которая вызвала у меня желание написать эту работу, речь идет о статье священника Сергия Карамышева « ». В самой статье нет ничего о вечных мучениях, поскольку она посвящена другой теме. Но на форуме сей статьи (п.167) некто Александр поместил видеоролик, в котором проф.А.И.Осипов выразил «оригинальное» (в прямом и переносном смысле этого слова в кавычках) мнение, что посмертные мучения не являются вечными. Интересна и история появления этого видеоролика. На ряде форумов (этой и других статей) чрезмерные поклонники проф.Осипова все время требовали от православным каких-то документальных доказательств того, что их кумир иногда высказывает не православные мнения. Наконец, такое документальное доказательство в виде сего видеоролика было предъявлено. В ответ последовали заявления осиповцев, что оно, якобы, взято из интернет-помойки и т.д. и т.п. Короче говоря, как в том известном анекдоте, когда жена постоянно обманывает своего слишком доверчивого супруга, постоянно наставляя ему рога. Муж все время обнаруживает доказательства ее измен, даже время от времени находя ее голых любовников то в шкафу, то под кроватью, но каждый раз жена убеждает своего дуралея, что это водопроводчик, электрик и т.д. Наконец, наступает кульминация: муж, как и водится по закону жанра, неожиданно приехав из командировки, застает свою жену в кровати в объятиях любовника. На что жена, ничуть не растерявшись, и продолжая свое приятное занятие, нагло заявляет ему: «Так кому же ты будешь верить, мне или своим бесстыжим глазам?!».

Но вернемся к вышеупомянутому видеоролику, оценив его православным взглядом. И если этот взгляд кому-то покажется «бесстыжим», сквозь слезы посмеемся такому анекдотическому продолжению. Итак, в данном видео ясно видно, как А.И.Осипов высказывает мнение, что страдания грешников не будут вечными. Если бы мы жили лет так двести или триста назад, на этом все можно было бы закончить. Поскольку такое мнение явно противоречит словам Господа нашего Иисуса Христа о вечности мучений грешников в геенне (ср.Мф.25,46) и другим подобным местам Св.Писания. А также вероопределениям V Вселенского Собора, осудившего еретика Оригена, в частности, и за его мнение о том, что когда-то эти страдания прекратятся. Повторяю, лет 200-300 назад на этом можно было бы закончить. Поскольку у православных нет обычая доказывать то, что сказано Господом или утверждено Вселенскими Соборами, ибо это Истина, так сказать, в последней Инстанции. Но в наше время, когда православие почти никому не нужно, все и почти всем приходится доказывать - даже совершенно очевидные и прописные истины Православия. Тем более, что Алексей Ильич ссылается на святых отцов, которые, якобы, подтверждают его мнение.

В действительности, из всех названных им святых лишь святитель Григорий Нисский высказывал подобное мнение, которое, однако, было осуждено Православной Церковью, поэтому он от него отказался. Почему почитается и святым, и учителем Церкви. Что касается других святых, то здесь, уж не знаю, или по незнанию, или по лукавству, Осипов делает хитрую (для почти полностью неграмотных в православии христиан) подмену, когда, к примеру, из Пасхального слова св.Иоанна Златоуста цитирует то его место, где говорится о не вечности ада. О чем говорят и другие святые.

Разумеется, ад не вечен! Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов об этом говорит еще лучше: что в конце веков «и смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14). Согласно православному вероучению, адские муки не являются вечными. В конце веков, после Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа все мертвые воскреснут, а ад будет упразднен, и временные мучения грешников прекратятся. Затем будет Страшный Суд, после которого праведники наследуют вечное блаженство в Царстве Небесном, а грешники будут определены уже не на временные, а на вечные мучения в геенне огненной. Эти мучения, как учит Православная Церковь, будут неизмеримо страшнее адских не только в силу своей вечности, но и потому, что в аду мучается только душа человека, а в геенне будут страдать и душа, и тело. Думаю, геенские мучения неизмеримо страшнее адских еще и потому, что последние ограничены действием мздовоздаяния Божия за грехи. А в геенне мучения не ограничены ничем, ибо своеволие человеческое, которое их вызывает, не знает границ. Обо всем этом я также говорил в своей уже упоминавшейся статье «Об аде, геенне и вечных муках».

Интересен еще один момент из видео выступления проф.А.И.Осипова. Он понимает, что нравственные последствия его учения о «временности страданий грешников» - ужасны, поскольку (о чем говорили святые отцы, осуждая это учение Оригена) оно делает христианина нерадивым в деле спасения души. Ведь если загробные страдания временны, то чего мне бояться греха, который так «сладок» для грешника! Все равно я рано или поздно «спасусь». Посему буду грешить! Алексей Ильич эту логику понимает, поэтому делает эфемерную попытку напугать грешника временными адскими страданиями. Так он приводит пример, который должен показать, что и временные страдания страшны: «Если, мол, человек согласится за триллион евриков попасть руки садиста всего на один час, то и через пять минут для него это станет невыносимым, и он будет просить пощады».

Но, повторяю, это очень эфемерный аргумент. Во-первых, потому, что им пренебрегли святые отцы, когда обличали эту Оригенову ересь. Как же это святые отцы, обличая Оригена за его учение, делающее нас нерадивыми в деле спасения, вслед за проф.Осиповым не обратили внимание на, что, как он мнит, «и временных, адских мук достаточно для того, чтобы внушить нам страх Божий»?! И не случайно святые отцы не приняли этот аргумент. Дело в том, что, во-вторых, как сам последний, так и, особенно, пример, на котором он построен, просто не корректны, поскольку абсолютно не соответствуют действительности. Ведь, к примеру, на уже упоминавшихся садомазохистских порно сайтах соответствующие модели и просто любители отдаются в руки самых настоящих садистов не за триллион, миллиард или, даже, миллион евро, а за гораздо меньшие деньги (а любители, вероятно, и бесплатно). И отдаются не на один час, а на гораздо большее время, поскольку это работа моделей и хобби любителей. Причем, как свидетельствуют очевидцы, все они испытывают там самые настоящие, иногда ужасные страдания, вплоть до серьезного членовредительства. И точно также поступают все грешники, поскольку за деньги или мимолетные наслаждения не боятся терпеть временные муки. Так сладострастный блудник не боится за это получить плохую болезнь или даже СПИД; пьяница - болезнь печени, а чревоугодник - желудка. А за деньги множество людей готовы терпеть не только болезни, но иногда отдают и жизнь, ибо, как поет известный персонаж: «Люди гибнут за металл».

Что поделать, природа падшего человечества, особенно в наше время, очень уж испорчена, в погоне за наслаждениями и стяжаниями он явно не боится временных страданий. Поэтому дай ему «палец» в виде обещания не вечности загробных мук, он и всю «руку» (в виде полного нерадения о своем спасении) «откусит». Вот и весь сказ.

Правда, надо сказать еще и то, что современный христианин, зачастую не располагающий многими духовными средствами ко спасению, в частности, не полагающий православно в основу своего спасения догмат Искупления, весьма часто падает на своем духовном пути. И после этих многочисленных грехопадений впадает в уныние и даже иногда отчаивается в своем спасении. Таковой, конечно, будет охотно верить лжеучениям о конечности загробных мучений грешников, поскольку это, как ему кажется, предохраняет его от отчаяния.

Что на это сказать?! Есть многие пути, которые кажутся человеку благими, но конец их на дне адовом и геенском.

P.S. На форуме уже упоминавшейся статьи священника Сергия Карамышева «Об обвинении профессора А.И.Осипова в ереси » некоторые православные спрашивали: почему молчат отцы? Сообщаю, я не молчал, но, поскольку по техническим причинам не могу участвовать в форумах, то в самый день появления этой публикации о.Сергия (т.е. 18 февраля) написал и отправил в РНЛ свою статью, где выразил несогласие с мнением священника Сергия Карамышева. Но редакция РНЛ, исходя из желания не раздувать страсти, которые проявились на форуме у о.Сергия, эту мою статью не пропустила. И я, также ради мира и умиротворения страстей, согласился отказаться от публикации этой своей статьи.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА:

Бог ада не творил

— Ад, или геенна огненная, в Православии противопоставлен Царству Небесному. Но если Царство Небесное – это вечная жизнь и блаженство, получается, ад – это тоже вечная жизнь, только в мучениях? Или что-то другое?

— Чтобы на этот вопрос ответить, нужно договориться о терминах, то есть о том, что мы понимаем под жизнью. Если мы под жизнью понимаем Бога, потому что Он и есть Жизнь, и источник жизни (Ин.1.4), то сказать, что ад — это жизнь, мы не можем.

С другой стороны, если Сам Христос, указывая на тех, кого Он осуждает на Страшном суде, говорит: «Сии пойдут в муку вечную», и слово «вечная» здесь подразумевается в значении «никогда не заканчивающееся время», а может быть «что-то выходящее за рамки времени», то можно предположить, что, если человек переживает муку, испытывает страдания, значит — он жив, его жизнь продолжается.

Поэтому можно сказать, что, действительно, ад — это то, что наследует после Страшного суда душа, соединенная с телом, навечно.

Православное понимание ада было сформулировано достаточно полно еще в эпоху Вселенских соборов, когда жили великие церковные учителя, и с того времени качественно не изменилось.

Единственный вопрос, который беспокоит православное богословие, когда мы говорим об аде, — вопрос апокатастасиса, возможности всеобщего спасения. Основы этого учения были сформулированы Оригеном (III в.).
Однако оно никогда не было признано учением православного богословия. Но в каждом поколении учение об апокатастасисе находит своих сторонников, и Церкви приходится делать постоянные разъяснения о его неверности.

Сложность с уяснением этого вопроса для многих связано с тем, что в Священном Писании четко утверждается: Бог есть Любовь.

И понять, как может Любовь пойти на то, чтобы Свое создание, вызванное из небытия тоже любовью, отправить на вечные мучения – невозможно. Учение об апокатастасисе предлагает свой вариант ответа.

Воскресение Христово; фреска, Греция, 17 век. Изображение с сайта chslovo.com

— В псалме 138 есть строка: «Сойду ли в преисподнюю (ад), и там Ты». Может ли в сотворенном Богом мире быть где-то такая область, где Бога-Творца нет?

— Ощущение того, что Бог везде и наполняет Собою, Своим присутствием все, было и у ветхозаветного иудея, есть оно и у христианина. По апостолу Павлу, пакибытие или то эсхатологическое свершение, которого мы ждем, обозначается очень просто: «Там будет Бог всяческая во всех» (1Кор.15:28) Но тогда какой вопрос должен быть поставлен: Бог — везде, но как я Его переживаю и воспринимаю?

Если как Любовь, если Его воле благой и совершенной я соподчинил свою, — не по долгу или принуждению, а по желанию и любви, то мое с Ним общение действительно будет раем. Ведь само по себе состояние блаженства, счастья переживается человеком только тогда, когда то, чего он хочет, осуществляется.

В раю будет осуществляться одна лишь Божественная воля. Собственно, рай – потому и рай, что в нем только одна божественная воля и будет. И человек будет воспринимать это место как рай лишь в одном случае – если его воля будет целиком и полностью совпадать с Божественной волей.

Но если все не так, если моя воля не согласна с волей Божией, если она отклоняется от нее хоть на йоту, то рай для меня тут же перестает быть раем, то есть местом блаженства, наслаждения. Ведь там происходит то, чего я не хочу.

И, оставаясь раем объективно, и для других, для меня это место становится местом мучения, где мне нестерпимо становится от присутствия Бога, потому что меня Его свет, Его теплота не согревает, а сжигает.

Здесь можно вспомнить выражение святителя Иоанна Златоуста: «Бог потому и благ, что геенну сотворил». То есть Бог по своей любви к человеку и по дарованной ему свободе дает возможность быть или с Богом, или без Него, в зависимости от состояния души, а за это во многом человек ответственен сам.

Может ли человек блаженствовать с Богом, если его душа хочет мести, злобится, похотствует?
Но Бог ада не творил, так же как не творил смерти. Ад — следствие искажения воли человеческой, следствие греха, территория греха.

Фра Беато Анджелико, «Страшный суд» (фрагмент). 1431 год.

Как в рай попал дьявол?

— Если для пребывания в раю надо быть согласным с волей Божией, то как в рай попал змей-дьявол, который прямо-таки разгуливал там (еще не проклятый ползать на брюхе), не смущаясь даже присутствием Бога?

— Действительно, на первых страницах Библии мы читаем о том, как Адам с Евой в раю беседуют с Богом, и это общение с Ним «во гласе хлада тонка» для наших прародителей было блаженно. Но в это же время в раю находится тот, кто рай таковым не воспринимает, — это дьявол. И он в раю искушает злом Адама и Еву.

О том, как попал в рай дьявол, богословие не говорит.

Есть предположения, что для дьявола, который вселяется в змия, возможно, это место еще не было в буквальном смысле закрытым, не было окончательности в решении его судьбы.

Потому что Бог, возможно, и от дьявола ожидал изменения. Но обман человека дьяволом влечет за собой окончательное проклятие Божие в адрес дьявола. Ведь до этого мы нигде не слышим слов проклятия по отношению к нему. Может быть, Бог, как любящий свое творение, еще давал возможность пребывать в раю и ему? Но дьявол для блага этой возможностью не воспользовался.

Ад и рай — не «места», а состояния

О том, что рай не есть некая территория или внешнее состояние, объективно независимое от человека, а состояние, как раз напрямую связанное с его самосознанием и мироощущением, по толкованию некоторых библеистов, говорится в первой главе Евангелия от Иоанна, в прологе: «В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4).

Именно благодаря общению с Господом, вкушению от Древа жизни, прародители ощущали рай — раем, то есть жизнью и светом, которые были неотъемлемой частью их естества, тем дыханием жизни, о котором говорит Писание.

Но следующий стих: «Свет во тьме светит, и тьма его не объяла» (Ин.1:5), говорит уже о времени после грехопадения, когда Бог, Божественный свет для человека становится внешним объектом, поскольку покинул человеческое естество: Дух Святой оставляет человека. И человек становится смертным, потому что уже не в состоянии вместить в себя Бога.

Под тьмой в этом стихе может подразумеваться также место, где нет Бога, не объективно, а по восприятию. Здесь можно сделать параллель с другим евангельским отрывком – из Евангелия от Матфея (6:22-23): «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; Если же око твое будет худо (темно), то все тело твое будет темно».

А дальше так: «Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма!» О чем здесь Христос говорит? Возможно, о том же, что рай и ад, как свет и тьма начинаются в самом человеке здесь, на земле. В Евангелии от Луки Христос уже совершенно определенно говорит, что: «Не придет Царство Божие приметным образом. Ибо вот, Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).

Об аде в Евангелии нет похожих слов, но, исходя из евангельской логики, это относится и к аду.

Можно сказать, что и ад не приходит приметным образом. И ад внутрь нас есть.

Конечно, в текстах евангельских и ветхозаветных нередко встречается чувственное, детализированное описание ада. Здесь мы должны понимать, что это в определенном смысле антропоморфизмы, нечто, приспособленное к восприятию человека.

Если мы посмотрим на то, как рассуждали об аде святые отцы, то увидим, что они всегда снимали с повестки дня эти чувственно детализированные жуткие образы со сковородками, железными крюками и соляными озерами.

Василий Великий об адских мучениях писал, что те, кто делает зло, воскреснут, но не для того, чтобы на сковородке жариться, а «на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость тех грехов, которые сделаны были, ибо жесточайшее из всех мучений – это вечный позор и вечный стыд».

Иоанн Златоуст, известный склонностью к буквальному толкованию, комментируя слова Христа о скрежете зубов и черве неусыпаемом, о вечном огне, никак не касается самих образов, а говорит: «Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лице Спасителя отвращается от нас и не хочет на нас смотреть». И для Златоуста ад сводится к тому, что Бог от тебя лицо Свое отвращает. И что может быть страшнее?

Можно ли в аду исправиться?

— В Евангельской притче о богаче и нищем-Лазаре говорится, что богач, попав после своей жестокой жизни в ад, каялся и просил праотца Авраама, чтобы послать весть к его родственникам, чтобы и те покаялись. Значит, в аде возможно покаяние?

— Вопрос покаяния – ключевой вопрос спасения.

Когда Господь на Страшном суде отсылает грешников во ад, то Он этим свидетельствует, что человек осуждается даже не за свои грехи, а именно за нежелание приносить покаяние в своих грехах, за нежелание исправления.

Ведь казалось бы, ну был человек неверующий, но вот настал Страшный суд, пришел Христос, все открылось, покайся, и тогда спасешься!

Но не так все просто. Неслучайно Церковь постоянно говорит о том, что для покаяния отведено время земной жизни.

Есть учение Церкви о так называемых смертных грехах. Они так называются, конечно, не потому, что за них нужно человека убивать.

Речь идет о том, что, совершая смертный грех и не каясь в нем, человек каждый раз умирает для вечной жизни, каждый раз как будто принимает яд, а от противоядия – покаяния отказывается.

Питер Брейгель Старший, «Безумная Грета» (1562). Изображение с сайта enc.vkarp.com

Решившись так поступить, он преступает определенную черту, выходит за ту точку возврата, после которой уже не может покаяться, потому что его воля, его душа отравлены грехом, парализованы.

Он – живой мертвец. Он может осознавать, что Бог есть и у Бога правда, и свет, и жизнь, но он всего себя уже истратил на грех и стал неспособен к покаянию.

Покаяние ведь не значит сказать: Ой, Господи, прости, был не прав. Подлинное покаяние — это значит взять и поменять свою жизнь, с черного на белое. Хотя б на серое. А жизнь-то прожита и истрачена на грех. На добро ее не осталось.

Примеры нераскаянности мы видим в Евангелии. Когда фарисеи с саддукеями идут к Иоанну Крестителю креститься на берега Иордана вместе со всем народом, он их встречает словами: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3:7).

Эти слова, по объяснению толкователей, — не вопрос Крестителя, а его утверждение о том, что они, идя к нему, покаяться уже не могут. И потому они — порождения ехидны, то есть чада дьявола, который, как и ангелы его, настолько укоренились во зле, что покаяться уже не способны.

А богачу из притчи Авраам говорит: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Ничего не может сделать Авраам.

Кого вывел из ада Христос?

Притча о богаче и нищем Лазаре, рассказанная Самим Господом, была рассказана Им до Своего Воскресения.

И мы знаем, что по Воскресении Своем Христос сошел во ад и вывел всех, кто захотел с Ним пойти.

В одном из своих посланий апостол Петр говорит, что Христос и находящимся в темнице духам проповедовал и всех грешников, еще со времен Ноя смытых потопом, но раскаявшихся, вывел из ада.

«Сошествие во ад»; икона 14 — 15 вв, Псков; Изображение с сайта enc.vkarp.com

Никакого противоречия здесь нет. Человек предупрежден о том, что грех – это путь к смерти. На покаяние у нас есть время – вся жизнь.

До Страшного суда Церковь молится и за усопших, тех, кто не успел покаяться при жизни. И мы верим, надеемся, что Бог слышит наши молитвы.

Но мы также верим, что после Страшного суда время на покаяние не останется.

Если останутся нераскаявшиеся, значит — дьявол победил?

— Но если образ Божий в человеке неуничтожим, может ли наступить момент, когда покаяние – невозможно? Если человек не может покаяться, значит, в нем ничего Божиего не осталось, и дьявол, не победил, конечно, но все же отвоевал себе «кусок территории»?

— Когда мы говорим об образе Божием, нужно понять, в чем он выражается. Есть образ Божий, и есть подобие Божие. Образ, соединенный с подобием, делает человека достойным Бога. Их сочетание и говорит о согласии воли человека с волей Бога.

Образ Божий есть в каждом человеке, подобие – не в каждом. Сотворяя человека Своим словом, Бог говорит: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26) и образ здесь — есть то, что вложено в человека от начала и неуничтожимо, его божественные качества — вечность и свобода. Подобие — потенциал, который человек должен сам раскрыть.

Уподобиться Богу мы можем через выполнение заповедей, жизни по воле Божией.

Как имеющий в себе неуничтожимый образ Божий, своей свободной волей человек выбирает – в ад или в рай. Прекратить свое бытие мы не можем.

Говорить о том, что дьявол победил, можно было бы до пришествия Христова. И победа дьявола выражалась, в первую очередь, в том, что всякая душа, и праведника, и грешника, нисходила в ад. А вот после того, как Господь смертию смерть попрал, уже можно спросить, и святитель Иоанн Златоуст этот вопрос в свое время поставил — зачем Господь дьявола оставил, ведь можно было бы стереть его в порошок и не мучить больше никого?

Дьявол был «попущен» человеку, как Иову — чтобы человек имел возможность расти в добре, сопротивляться злу, свободно избирая Бога, то есть приготовляя свою душу к жизни в раю, где будет Бог всяческая во всех. Или свободно Бога отвергнуть.

Мы говорили, что рай и ад начинаются здесь и сейчас. Разве здесь, на земле мало людей, которые, имея в себе образ Божий, совершенно не стремятся к уподобоению Богу, обходятся без Бога, не хотят быть с Ним?

И хотя человек на самом деле без Бога жить не может, жить настоящей, подлинной жизнью, он часто сознательно устраивает себе жизнь, где Бога нет, и живет спокойно. И отлучает себя от того, что Бог для него уготовал. Но если на земле он не хочет быть с Богом, какие есть основания думать, что он захочет быть с Господом после смерти?

В беседе Христа с Никодимом есть такие слова: «Верующий в Него (Сына Божия), не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.4:18). И дальше Христос скажет: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.4:19).

О чем эти слова нам говорят? Именно о том, что человек сам для себя выбирает, с кем ему быть и как ему жить. Неверующий уже осужден, но неверующий не в том смысле, что он о Боге никогда ничего не слышал, не знал, не понимал и поэтому не верил, и вдруг оказалось, что Он есть.

А неверующий в смысле – сознательно не поверивший тому, что он о Боге и о Христе как Спасителе узнал. И неверием своим осудил сам себя.

Доменико Беккафуми, «Ад», 15 век. Изображение с сайта enc.vkarp.com

Слышны ли молитвы из ада?

— От чего конкретно страдают люди в аду?
— Адские мучения заключаются в том, что страсти, в нас имеющиеся, не смогут быть удовлетворены, и это ощущение неудовлетворенности в перспективе вечности станет невыносимым.

Человек, не прибегавший к Богу за исцелением своей страстной, поврежденной грехом природы, всегда будет чего-то страстно хотеть и никогда не будет иметь возможности свое желание исполнить.

Потому что в аду страсти не удовлетворяются, Бог не будет там создавать условий, которыми человек привык пользоваться на земле.

В Евангелии от Иоанна говорится, что творящий волю Божию «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). То есть, по сути, это сам человек, его воля, его страстность или свобода от нее будет определять — куда идти, в ад или рай. Подобное соединится с подобным.

— А может грешник в аду молиться? Или у него там желания такого не возникает?

— Если мы молитвой называем просто обращение к Богу, то судя по притче о богаче и Лазаре, да и из многих свидетельств патериков – такая молитва возможна. Но если говорить о молитве как об общении с Господом и ее действенности, здесь, также судя по притче о богаче и Лазаре, можно видеть, что такой молитвы в аду не слышно.

Ад в виде пасти дьявола; миниатюра из псалтыри Анри де Блуа, сер. 12 века. Изображение с сайта enc.vkarp.com

Можно вспомнить слова Христа: «Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы бесов изгоняли» (Мф.7:22). Это тоже можно понимать как молитву, но она не действенна. Потому что за ней не было реального выполнения воли Божией, а было одно самолюбие. И поэтому такая молитва не в состоянии, наверное, изменить человека. Человек, который не взрастил в себе Царство Божие, не искал его, не трудился над ним, не знаю, может ли ждать просимого.

— Чем отличаются адские муки до Страшного суда и после?

— После Страшного суда произойдет воскресение из мертвых всех людей, воссоздание духовного нового тела человека. Не только души предстанут перед Богом, как это происходит до Страшного суда, но души воссоединенные с телами.

И если до Страшного суда и до второго пришествия Христа души людей находились в предощущении райского блаженства или адских мучений, то после Страшного суда уже во всей полноте человек начнет переживать непосредственно состояние или рая, или ада.

— Могут ли те, кто находится в аду, видеть страдания друг друга?
— Есть откровения на эту тему в патериках, например, в рассказе о том, как Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп, который, как отрылось это Макарию, оказался черепом египетского жреца. Святой стал его расспрашивать, и череп поведал о своих горьких мучениях.

Подвижник, уточняя, поинтересовался: «Скажи, а есть у кого-то еще более тяжелые мучения, чем у тебя?» Череп говорит: «Конечно, есть. Я стою на плечах одного епископа». И дальше о нем начинает рассказывать.

Нам эти свидетельства не зря даны. Можно немного приоткрыть завесу тайны адских мучений, представить тот стыд, когда скрыться будет некуда от обличения своих грехов.

— Почему в песнопениях Великой субботы, когда вспоминается сошествие Христа во ад, есть слова «И от ада вся свободша»?

— Мы это поем в том смысле, в котором говорим, что «Христос всех нас спас». Пришествие в мир Богочеловека, Его страдания, смерть, Воскресение, ниспослание Духа Святого на человечество – не зависят от воли самого человека. Но от воли человека зависит – принять этот общий для всех дар спасения, чтобы он стал его личным даром, или отвергнуть.

Поэтому мы говорим, что в ад Христос нисходит для того, чтобы спасти всех. Но вот кого Он спасает?

Из Предания мы знаем, что Христос после Своего Воскресения вывел из ада ветхозаветных праведников и покаявшихся грешников. Но у нас нет никакой информации, что Христос вывел всех. А если кто-то не захотел пойти в Ним?

У нас также нет информации, что с тех пор ад пустует. Наоборот, Предание говорит об обратном.

— В Церкви есть понимание нелинейности времени, которое выражается в том, что мы не вспоминаем, например, о Рождестве Христа, которое было 2013 лет назад, или о том самом Воскресении, которое было в Иудее около 2000 лет назад, а переживаем эти события здесь и сейчас.

— Это не точное понимание. Есть учение о единственности жертвы Христовой. Оно было единократно совершено, все и для всех. Но то, что совершается в Великую субботу, на саму Пасху, и на всякий праздник церковный – это возможность приобщиться к этой реальности, которая, как данность, уже существует. Войти в эту реальность, стать ее участниками.

Ведь мы «не виноваты», что не родились в то время, когда Христос ходил по земле. Но Христос принес спасение для каждого человека, и каждому человеку дал «равные возможности», независимо от времени, приобщаться к реальности его страданий, его торжества.

Сам Христос говорит: «Грядет час и ныне есть», «Наступает время и настало уже». На литургии, когда священник во время евхаристического канона молится у престола, он о пришествии Царства Небесного в силе, всеобщем воскресении говорит в прошедшем времени. Почему? Потому что Господь уже все это дал нам, как реальность. И наша задача — войти в нее, стать ее причастниками.

Церковь Христова и есть реальность Царства Божьего на земле. Приобщение к Церкви и ко всему тому, что она готова дать, и являет человеку реальность Вечной блаженной жизни. И только тот, кто открывает в себе эту реальность, может надеяться на то, что она и после Страшного суда во всей полноте в нем раскроется.

Царство Божие уже пришло. Но и ад не бездействует.

Дорогие посетители нашего Православного островка! Часто дети (и не только) задают нам неудобные вопросы, на которые ответить мы не в силах. А протоиерей Максим Козлов, всесторонне образованный священник, как раз и дает очень хорошие ответы на очень сложные вопросы. Поэтому советуем ознакомиться со следующими 5 вопросами-ответами, которые мы ниже и расположили.

26. Бог все знает в будущем; значит, Он знает, кто будет грешить, а кто не будет в любом случае, так зачем же нам тогда дается шанс?

– Священное Писание говорит, что Господь желает каждому спастись и к познанию Истины прийти и своего Сына Единородного послал, чтобы верующий в Него не погиб, но обрел жизнь вечную. Спасение, как возможность, дается каждому из нас именно как возможность – ведь каждый миг нашей жизни, в каждой ситуации Господь рядом с нами, чтобы мы, как разбойник на кресте, который даже за одну минуту до смерти смог измениться и сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое» – и услышать: «Сегодня же будешь в раю». Нет людей, предопределенных к погибели или предопределенных к спасению, но если верно первое, то верно и второе; ежели мы не компьютеры, и не холодильники, и не телевизоры, а существа, имеющие в себе образ и подобие Божией свободы, то, значит, мы спасаемся не принудительно, а содействуя спасающему нас Богу. Есть великие слова одного из святых: «Бог спасает нас не без нас». Попытайтесь внимательно обдумать эти слова. Спасает нас Христос, но не без нашего ответа и не без нашего усилия.

27. Почему Господь не прощает грешников в аду?

– Потому что грешники сами этого не хотят. Потому что те, кто в аду, – это добровольно определившиеся во зле, это те, кто прожил жизнь свою, говоря: «Нет, не хочу, Христе Боже, не хочу ни Твоего спасения, ни Твоей жертвы. Мне мой грех, моя страсть дороже и приятнее. Уйди от меня!» Бог никого не насилует – ни в этой жизни, ни в вечной.

28. Что надо сделать чтобы попасть к Богу?

– Что надо делать? Господь так говорит: «Кто любит меня, тот заповеди Мои соблюдает». Вот путь, по которому можно идти к Богу. Только если мы будем исполнять не просто как обещание, как когда-то пионеры обещали: будем делать то-то и то-то, как учит коммунистическая партия, как завещал… и так далее. А будем любить сами эти заповеди именно потому, что они учат нас любить Бога, Христа, ближних. Если мы будем не просто урок отрабатывать, как наемники и рабы, которым страшно погибнуть, а с радостью из-за любви – то этот путь приведет нас ко Христу.

29. Что такое вера в Бога?

– Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: вот, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: «Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно». Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.

30. Почему некоторые люди не верят в Бога?

– Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, значит, он еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно на столько, на сколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.