Чтения в течение недели перед пасхой. Пасхальные молитвы

Центром годичного круга церковных праздников являются Страстная и Светлая седмицы. В жизни церкви и мирян это время, которому предшествует серьёзная длительная подготовка, прежде всего духовная. Участие верующих в богослужениях этих дней, отправление молитвенных правил являются не просто формальным следованием богословским идеям и данью традициям. Все чтения в эти дни направлены на то, чтобы вспоминаемые и празднуемые церковью события были пережиты православными с полной глубиной искренней веры.

Ежедневное чтение молитвенного правила - один из важных аспектов духовной жизни каждого христианина. Утренние и вечерние молитвы, которые верующие читают в течение года, исполнены чувствами покаяния, просьбами о прощении грехов и ниспослании сил для борьбы с искушениями. С наступлением Светлого Воскресения на первый план выступает другая эмоциональная составляющая - прославление победы Христа над смертью.

Согласно церковному уставу, читать в Пасхальную седмицу вместо традиционного молитвенного правила нужно Часы Пасхи - особое последование песнопений, исполняемое по цветной триоди. Так каждый верующий сможет выразить радость и благоговение перед святым праздником, понимание основных библейских событий, последовавших за ним. Часы Пасхи включают в себя все главные праздничные славословия:

  • троекратно читаемое «Христос воскресе»;
  • трижды возглашаемое «Воскресение Христово»;
  • ипакои 8-го гласа «Предварившая утро»;
  • кондак также на глас 8-й «Аще и в гроб снизошёл»;
  • тропари гласа 8-го.

Такое последование, более краткое, чем обычно, следует читать в пасхальную неделю ежедневно, на 1-й, 3-й и 6-й часы. По окончании чтения, как и полагается в большие праздники, молитва «Достойно есть» заменяется на задостойник. Ему в Светлую седмицу соответствует ирмос 9-й песни Пасхального канона «Светися, светися новый Иерусалиме». При особом желании верующий, выполняя дома утреннее молитвенное правило, может пропеть торжественный Пасхальный канон.

Во время Светлой седмицы повечерие и полунощница также заменяются Часами Пасхи. Любые другие домашние славословия - каноны, акафисты - предваряют троекратным чтением тропаря Пасхи. Вместо обычных молитв до и после принятия пищи троекратно произносят «Христос Воскресе», задостойник Пасхи.

К обычному порядку выполнения молитвенного правила возвращаются вечером первой субботы после Светлого Воскресения.

Какие главы Евангелия читают перед Пасхой

Весь духовный смысл Страстной недели, предшествующей Светлому празднику, раскрывается в церковных богослужениях. Содержание их построено таким образом, что песнопения, описывающие буквально каждый шаг Спасителя в последние дни Его земной жизни, максимально приближают верующих к Нему. Если не представляется возможным посещение служб, следует всю Страстную неделю читать перед Пасхой соответствующие главы Нового Завета. Особенностями богослужений первых трёх дней является то, что на утрене, в окончание шестопсалмия и «Аллилуйя», поётся тропарь «Се Жених грядет», а после канона - «Чертог Твой вижду».

День недели О чем читают накануне Пасхи
В понедельник Вспоминают о прообразе страдающего Христа - Иосифе, проданном в рабство в Египет, а также притчу о смоковнице иссушенной, олицетворяющей душу, не приносящую плодов добродетельных.
Вторник Посвящён чтению о Христе, обличающем фарисеев и книжников, притч о дани римскому императору, воскрешении мёртвых и о десяти девах.
Среда Этому дню отводятся размышления о двух жизненных путях - бывшей блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды.
Четверг День воспоминаний об омовении Иисусом ног апостолов, Тайной вечере, молитве в Гефсиманском саду и предательстве Иуды.
В пятницу Вспоминают о суде, крестных муках, снятии Господа с распятия и положении во гроб.
Суббота День, посвящённый воспоминаниям о погребении Христа, схождении Господа в ад, чтобы освободить души верующих.

Домашнее чтение глав Евангелия, повествующих о страстях Христовых, обычно предваряют соответствующим акафистом «Взбранный Воеводо и Господи Небесе». Помощью в духовной подготовке к созерцанию таинства искупления станет изучение святоотеческих комментариев. Расширить ежедневное молитвенное правило рекомендуют текстами богослужебного устава Страстной недели: пением Псалтири (до Великого четверга), великопостными молитвословиями - ко Господу Иисусу распятому, Покаянным каноном, молитвой Ефрема Сирина. В домашние требы можно включать те главы Евангелия, которые посвящены данному дню Страстной седмицы.

Страстная и Светлая недели неотделимы друг от друга: эти 14 дней верующие, сопереживая Христу и апостолам, мысленно проходят путь от принесения Господом искупительной жертвы до Его Воскресения. Молитвословия в этот период - не только духовная опора: они говорят о смысле веры, надежде на жизнь вечную и со всей очевидностью указывают тот путь, которым христианин может войти в царство небесное.

(первой седмицы Пасхи) вместо вечерних и утренних молитв () поются или читаются . Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. Читаются Часы Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно.

Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Далее читается . С Вознесения до Троицы (10 дней) все молитвословия начинаются с Трисвятого .

Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы (50 дней) молитва « » не читается.

Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней): молитва « » заменяется на:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего» .
От Вознесения до дня Святой Троицы обе эти богородичные молитвы не читаются (10 дней)

На Светлой седмице каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются .
В «Правиле ко св Святому Причащению» (М., 1893) говорится: Ведомо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Параклисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы. опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями посте него) при этом не читаются .

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные (50 дней).

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).

2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.

4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».

  • Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».

6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».

7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.

9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.

10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.

11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.

13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.

16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».

18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».
См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

Каждое воскресенье, следующее за Пасхой, по-своему важно, но центральное место среди них занимает Антипасха. Этот день имеет значение не только потому, что он подытоживает Светлую седмицу (неделю после Великого Воскресенья), но и потому, что это праздник, напрямую касающийся каждого из нас. Несмотря на странное название «Антипасха», которое может вызывать у незнающих людей настороженное отношение, частица «анти» значит не что иное, как «напротив». То есть, в переводе это воскресенье можно назвать, как «напротив Пасхи». А вот глубинное значение Антипасхи, которое соотносит этот день с каждым верующим человеком, следует искать в библейских сказаниях. Именно там можно найти разъяснение, почему этот день называется Фоминой неделей.

Апостол Фома не видел воскресшего Христа, когда тот явился к своим ученикам. Он упорствовал в своем неверии, требуя доказательств того, что Иисус действительно воскрес. И вот на восьмой день после воскрешения Спаситель вновь посетил своих апостолов и даже позволил Фоме дотронуться до своего тела, чтобы усмирить его недоверие. Глубинное значение этого явления касается каждого из нас: нас призывают верить в произошедшее две тысячи лет назад, даже несмотря на то, что воочию мы не видели чудо воскрешения. У многих православных людей возникают вопросы, касающиеся подготовки к причастию на Антипасху. Действительно, у этого ритуала есть свои особенности, которые мы рассмотрим подробнее.

Во время празднования Фомина дня люди здороваются фразой, которой они приветствовали друг друга и в Светлое Воскресенье. Приветствием «Христос воскрес − воистину воскрес» следует здороваться со знакомыми на протяжении всей Светлой седмицы (семи дней). Есть особенности отмечания Фоминой недели (то есть первого воскресенья после Пасхи) и в православных храмах. Все дни в этот период остаются открытыми центральные врата алтаря, которые в остальное время закрыты. Этот является символом того, что Царствие Небесное близко, и оно доступно всем мирянам. На протяжении всей недели возле алтаря и его открытых врат на специальном столике лежит артос (особый дрожжевой хлеб).

В дни Светлой недели над храмами раздаются колокольные перезвоны. И это тот период, когда с позволения настоятеля церкви прихожанам разрешается подняться на колокольню, чтобы ударить в колокол. В субботу, накануне Антипасхи, по окончанию литургии священник благословляет артос – ритуальный хлеб. Он разламывается на части, которыми благословляют мирян. Эти кусочки раздают страждущим и больным, которые съедают их с благодарственной фразой «Христос воскресе!».

Почему возникает вопрос о том, как готовиться к причастию именно на Антипасху? Чем данный процесс отличается в этот день? Неразбериха возникает из-за того, что после Пасхи и во время Светлой седмицы отменен пост. А люди привыкли, что к причастию нужно подходить попостившись.

Традиционно подготовка перед причастием включает в себя следующие действия:

  • пост;
  • молитва;
  • покаяние.

Согласно правилам, перед причастием человек должен выдержать шестичасовый литургический пост. С 24:00 накануне запланированного ритуала причащения наступает период строго поста. В это время до похода в храм нужно отказаться не только от еды, но и от питья. Кроме того, запрет распространяется на табакокурение.

Но священнослужители единодушны во мнении, что неправильно налагать на себя дополнительный пост перед Антипасхой, если вы честно выдержали Великий пост. Любое самоуправство в этом вопросе в православной церкви встречается резко отрицательно. Поэтому поститься перед празднованием Фомина дня не следует.

Более того, традиционно на Руси на Антипасху устраивались семейные ужины, накрывались богатые столы. Перечень блюд, конечно же, уступает пасхальному столу, но все равно голодным с праздника никто не уходил. Но важно соблюдать умеренность в питании и не впадать в грех чревоугодия. Как ни крути, а даже в период Светлой недели, когда можно порадовать себя скоромной пищей, неуместно безудержно объедаться перед причащением на Антипасху. Все должно быть в меру.

Священнослужители отдельно подчеркивают тот факт, что к причастию на Антипасху следует приступать тем людям, которые честно выдержали Великий пост. Те же, кто не понесли этот духовный и физический труд, но решили причаститься на Антипасху, когда нет никаких запретов на еду, идут на хитрость, унижающую достоинство верующего человека.

Важность молитв и исповеди

Еще один ключевой момент причастия на Антипасху включает в себя чтения определенных текстов. Всю Светлую неделю следует ежедневно произносить такие молитвы:

Всё это можно легко отыскать в молитвословах и произносить их каждый день вместо традиционной утренней и вечерней молитвы. Отличие заключается в том, что в течение всего года во время утренних и вечерних молений мы просим у Бога простить наши грехи, каемся и испрашиваем помощь в решении насущных проблем. А на Антипасху и в дни накануне следует произносить молитвы, которые прославляют победу Спасителя нашего над смертью.

Наконец, главная часть причастия на Антипасху касается исповеди. Человек, который хочет причаститься, должен исповедаться Богу в своих грехах, рассказав о них священнослужителю. Это делает до или после богослужения. Накануне исповеди важно попросить прощения у всех обиженных вами и помириться с вашими обидчиками. Во время исповеди нужно постараться без утайки поведать священнику о своих грехах и наполниться намерением исправиться в скором времени.

У православной церкви нет жесткого требования непременно исповедоваться на Антипасху, чтобы причаститься. Если вы уже успели исповедоваться в один из дней Страстной недели и за прошедшее с тех пор время еще не успели снова нагрешить, то можно не исповедоваться в Фомину неделю. Впрочем, этот момент лучше всего решить со своим духовником в индивидуальном порядке накануне причастия.

Существует мнение, что следует причащаться ежедневно в течение всей Светлой седмицы, а не только в день празднования Антипасхи. Но этот момент также решается индивидуально. Если вы регулярно посещаете один и тот же храм, то посоветуйтесь об этом с настоятелем. Также обращайтесь внутрь себя, оцените стремление вашей души к частому причастию. Ведь важно, чтобы это процесс был продиктован не общепринятыми правилами, а внутренним, искренним желанием человека.

Праздник с древней традицией, уходящей своими корнями в библейскую историю, Антипасха призвана для того, чтобы верующие люди снова порадовались воскрешению Иисуса Христа. Важно подойти к празднованию Фоминой недели с чистыми помыслами и благостным чувством в душе. Причастие после праздничной литургии поможет наполниться верующему человеку благодатью и верой в лучшее будущее и нашего Спасителя.

Конечно же, подготовка к Антипасхе требует соблюдения определенных традиций и ритуалов, но самое главное − это очистить душу молитвами, прославляющими чудо Иисуса Христа. В эти дни важно отставить на второй план свои бытовые неурядицы и проникнуться чудесными событиями, произошедшими на заре нашей эры.

Пасхальная неделя - самое радостное время для любого православного человека. Последним ее днем является Фомино воскресенье, в народе называемое Красной горкой и Антипасхой. Соблюдая традиции этого дня, вы сможете повысить уровень своей энергетики и с пользой провести время.

Такое количество названий Пасхальное воскресенье получило из-за обилия религиозных и народных традиций: в храмах в этот день проводится праздничная служба, во время которой вспоминается воскресение Христово, а так же Его явление апостолу Фоме.

В народе же принято проводить Антипасху в шумном веселье: молодежь отправляется за город на весь день, а с наступлением темноты гуляющие разжигают большие костры и загадывают свое самое заветное желание .

Фомино воскресенье имеет множество традиций и примет: по этому дню издавна определяли, как пройдет год и что готовит период от начала мая до конца лета. Самые правдивые приметы дошли до нас в неизменном виде.

Тот, кто первый из всей семьи увидит утренний рассвет в Пасхальное воскресенье, будет счастлив весь год.

В этот день счастье можно приманить, накормив 7 бродячих животных и загадав свое желание.

Девушки в Фомино воскресенье гадали на замужество по пламени свечи. Свечу зажигали и ставили на приоткрытое окно: если она сгорала полностью, это считалось добрым знаком. Если же свеча гасла на ветру, то в этом году девушка могла не ожидать встречи со своей судьбой.

В Пасхальное воскресенье считается недопустимым проводить день дома, ведь выбраться на природу или собраться большой компаниейлучший способ приманить к себе хорошее настроение и везение во всех делах.

В этот день хорошим знаком считается неожиданно услышать колокольный звон: это прогоняет болезни и отпугивает несчастья.

Если в Фомино воскресенье идет дождь, то и лето будет прохладным и дождливым. Если же день радует теплом и солнечной погодой, то лето будет жарким.

Хорошей традицией является общий семейный ужин в Антипасху: чем обильнее угощение и приятней атмосфера, тем лучше пройдет весь год.

Считается большой удачей в этот день случайно разбить глубокую тарелку: говорят, что это — знак скорого пополнения в семье.

Если в воскресную ночь все небо усыпано звездами, то холода продлятся еще некоторое время.

Если утром первым делом услышать пение птиц, то весь год будет счастливым.

Молитвы в Фомино воскресенье

Антипасха — важный день для любого христианина. В этот день вспоминается великое чудо Воскресения Иисуса Христа, и каждый верующий вновь возвращается к чувству ликования и радости, возникшие в момент благой вести. Молитвы Господу в Фомино воскресенье имеют огромную силу: с их помощью вы сможете восстановить внутреннюю гармонию и прийти к равновесию.

«Господи, Боже мой, истинный Свет, Отец, любящий нас, недостойных рабов Твоих! Услышь меня, Господи, и не оставь мое сердце без света Твоего. Протяни руку Твою и укажи мне путь истинной веры и служения Тебе. Подай мне, Господи, веру, да не усомнюсь и не отступлю от Тебя. Аминь».


«Боже мой, Твоими словами двигались горы, Твои дела видя, обращались в веру народы, Твое Слово ведет за собой нас, верных рабов Твоих. Господи, услышь нас грешных, за помощью и светом Твоим прибегающих и молящихся Тебе! Господи, слезами омою душу мою, и войду в Царствие Небесное. Во веки веков. Аминь».

Эта молитва способна придать сил и уберечь вас от бед, уныния и гнева. В светлый день Пасхального воскресенья вы можете полностью победить в себе 7 страстей, ведущих к болезням и недугам . Мы желаем вам мира и солнца в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

23.04.2017 04:06

Большой религиозный праздник, также являющийся днем студенчества, посвящен святой великомученице Татьяне. В этот день можно...

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова

Что такое артос и как его следует употреблять?

Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.

Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.

Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.

Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49) . Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.