Игры для выявления лидера для студентов. Конспект занятия на тему "выявление лидера в отряде дол"

Руководителю коллектива необходимо знать кто из ребят наиболее активен, кто скромен, но очень ответственный, кто является явным, а кто нефор-мальным лидерами, а также некоторые индивидуальные качества участников.

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих в них ребят). Ребята встают в круг и берутся дву¬мя руками за веревку, которая находится внутри круга (если под рукой нет веревки, можно просто взяться за руки) . Всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, эллипс, треугольники различного вида).

В ходе выполнения этого упражнения возможны интересные наблюде-ния: каким образом будет организовано построение, кто возьмет на себя роль руководителя, как будет решена проблема построения фигуры вслепую?. Практика этой игры показывает, что обычно функции руководителя на себя берут лидеры.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры ребят рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлага-ет условия игры Ведущий произносит слово «КА-РА-БАС» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Ребята должны не договарива-ясь встать со стульев, причем столько человек, сколько поднятых пальцев. Те кто чаше всего будут вставать – это «совесть группы», они наиболее ответст-венные и активные.

Объединения

Эта игра заключается в образовании групп. Внимательно слушайте указа-ния ведущего, а затем бегите, организуйте и ищите подходящую вам группу. Вы можете собрать свою или стать участником чьей либо группы

  • найдите группу из трех человек, которых вы не знаете;
  • найдите такую группу из пяти человек, чтобы у каждого что-нибудь из одежды было одного и того же цвета;
  • найдите группу из четырех человек, у которых последняя цифра телефонного номера та же, что и у вас;
  • найдите пятерых, у кого столько же братьев и сестер, сколько и у вас;
  • найдите четверых одетых в кросовки;
  • найдите троих с длинным волосом.

Ребята, которые активнее и чаще других собирают свои группы и есть ли-деры.

«Построения»

Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) по-строится по определенному признаку. Это может быть:

  • по росту;
  • по росту;
  • по цвету волос;
  • по жесткости волос;
  • по длине прически;
  • по цвету глаз и т.д.

При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать вид, что не слышите вопроса. Здесь вы как раз и сможете отметить лидера, того, кто возьмет на се-бя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу.

Строится могут также «немые» (все молчат) и «слепые» (с закрытыми глазами). Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся отчаянные, смелые, энергичные, решительные люди. Таким образом, в игре можно проверить - совпадают ли потенциальные лидеры с формальными.

«Стульчики»

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду.

«Фотография на память»

Группе предлагается "сфотографироваться на память" и встать перед ка-мерой. Обычно в центре встают люди с завышенной самооценкой.

«Счет»

Для этой игры ведущему необходимо знать точное количество участников. Задача играющих с закрытыми глазами досчитать до конца. То есть если всего 10 участников, то необходимо досчитать до 10. Каждый играющий может называть любую из 10 цифру, но только один раз за кон. Игроки не должны рассчитываться по порядку или присваивать каждому цифры. По команде ведущего любой из участников начинает. Он говорит: «Один», любой другой продолжает «два» и т.д.

Если два и более игроков называют одну и туже цифру счет останавлива-ют и начинают заново. Закончить счет не так просто. Как кажется. Придется по несколько раз на-чинать с начала. Те ребята, которые по ходу игры чаще других начинали сет или называли цифры 1, 2, 3 и есть лидеры.

"Сделай шаг вперед"

Продолжительность игры: 7 -10 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры - организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

"Положи руку"

Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

"Скульптура"

Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

Посчитай

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое?

Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»

  • Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
  • Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
  • Молоко, телефон, дождь.
  • Хлеб, ножницы, луна.
  • Жираф, ложка, снег.

Мастера пантомимы

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.

Люди – к людям

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

Веселый счет

Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Кто быстрее?

Команда выполняет задания быстро и четко.

1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

2-й вариант. Построиться в шеренгу по:

  • росту;
  • цвету волос;
  • алфавиту имен;
  • размеру ноги.

Игры на выявление лидера

Игры на выявление лидера помогают в первые же дни знакомства определить наиболее активных детей. Впоследствии они могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только дает задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети все делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имен и т. д.);
  • молча, не договариваясь, должно встать определенное количество человек (лидеры будут всегда вставать);
  • построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово, не договариваясь);
  • собрать экипаж, то есть выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., «зайцев», пассажиров;
  • взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Сделай шаг вперед.

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

Киностудия.

  1. этап – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
  2. Этап – представление авторов идеи – идейных лидеров.
  3. Этап – представление организаторов в каждой группе.
  4. Этап – новая разбивка по группам в зависимости какой фильм понравился больше.
  5. Этап - все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.
  6. Этап – тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда – ваш командир.

Игры на выявление лидера большая семейная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

веревочка
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

задания
Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали!
Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо отверженным.
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово КА-РА-БАС и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие ребята, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу счастливых. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

^ Игры на выявление лидера
“Веревочка”

Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

"Напиши зверя"

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

На счем "три" все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

“Индикатор”

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же.

(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)

“Искра”

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

“Карабас”

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

“^ Большая семейная фотография”.

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Более никаких установок для детей не дается. они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

^ Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр.

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды, Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания по моему сигналу “Начали!”. Выигравшей будут считаться та, команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом вы создаете дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс., но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипаж. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль ”зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!”

Поведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо “отверженным”.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды для команды, состоящей из 8 участников. если команда больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только отличных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

^ Игры "на выявление лидера"

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);

молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;

построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);

собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;

Взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Игры на выявление лидера

Кто быстрее или "Я + Ты = Мы"
Материал: ---.
Оборудование: ---.


Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего (кто быстрее) должны построиться
по:
1. цвету волос (от светлого к темному),
2. по размерам обуви (от меньшего к большему),
3. алфавиту первых букв имен;
4. длине волос,
5. возрасту,
6. цвету глаз.

"Ехали цыгане"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: две группы по 10 человек.
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из
телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров,
жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут.
Интерпретация:
Кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде
Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен
везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры - основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким
распределением ролей и на какое место они претендуют.

"Проводник"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 10- 20 человек.
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив
руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на разговоры.
2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний - машинист поезда.
4. Хлопок по левому (правому) плечу - поворот влево (вправо).
5. Хлопок по обоим плечам - вперед.
6. Хлопок по обоим плечам двойной - назад.
7. Хлопок по обоим плечам дробью - стоп.
Задача машиниста - провести паровозик несколько поворотов. После чего
последний становиться - впереди всех и повторяют. По умению управлять
судят о лидерах.

"Скала"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к
другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному
человеку поменяться местами. То есть - номер 1 становится последним,
аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее.
Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто - то не
удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для
всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого
человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят -
лидеров.
Другая разновидность этой игры - координатору предлагается построить отряд
по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и так далее.

"Сделай шаг вперед"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность игры: 7 -10 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но
только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры -
организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

"Положи руку"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому
человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а
левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый
определяет, кто есть кто подсчетом рук.
Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в
конце организационного периода.

"Скульптура"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка
в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба,
судят о лидерах.

"Пчелка"
Материал: мел.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть
глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда
"Стоп!" и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или
ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто
стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть
и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за
кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга,
одинокие люди.

"Счет"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям
построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот,
кто руководит построением, обладает чертами лидера

Игры на выявление лидера

1. Ехали цыгане

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут.
Интерпретация:
кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде
стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.
Пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

2. Скульптура

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

3. Числа и буквы

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры.

^ 4. Фигуры с углами

Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.

5. Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто-то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.
Другая разновидность этой игры – координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.

6. Зоопарк

Ребята разбиваются на группы по три человека и рассчитываются на первый – третий. Вожатый изображает сторожа в зоопарке, а ребята зверей, но не простых, а жирафов, гадючек и слонов и так далее. То есть таких, у которых необычные головы, шеи и хвосты. Пока сторож спит, звери хулиганят, а когда бодрствует, изображают сон. При этом по команде вожатого различные номера изображают разные части тела. Например:
1. – головы
2.-хвосты
3.-туловище и шея.
Сделай шаг вперед.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

7. Киностудия

Этап – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
Этап – представление авторов идеи – идейных лидеров.
Этап – представление организаторов в каждой группе.
Этап – новая разбивка по группам в зависимости, какой фильм понравился больше.
Этап – все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.
Этап – тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда – ваш командир.

8. Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
Запрет на разговоры.
У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
Последний – машинист поезда.
Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
Хлопок по обоим плечам – вперед.
Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться – впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

^ 9. Положи руку

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

^ Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они - большая семья, которой вместе нужно сфотографироваться для семейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа» (должен расположить всю семью для фотографирования) и «дедушку» (он тоже может участвовать в расстановке семьи). Более никаких установок детям не дается, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной, Роли «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «фотограф» считает до трех. На счет «три» все дружно кричат слово «сыр» и хлопают в ладоши.

Эта же игра, проведенная в середине смены, позволит Вам выявить новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Перестройка

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник и т. д.

11 вопросов

Ведущий загадывает имя знаменитого человека. Играющие могут задать 11 наводящих вопросов. На них ведущий может давать ответы только «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать имя.

^ Игра художников

Каждому участнику выдается листочек бумаги, расчерченный на 20 больших клеток. Ведущий заранее составляет список из 20 слов, которые называет одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово в одной из клеток. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия.

Адаптация

С помощью игры «Молекула» участники делятся на две группы по 4-5 человек.

«Молекула». Ведущий предлагает ребятам встать и разместиться на определенной территории так, как им удобно. После фразы ведущего: «Молекулы - хаос» участники игры начинают двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда звучит фраза: «Молекулы - четыре (молекулы - пять)», игроки должны

быстро объединиться в группы по четыре или пять человек-

Конкурсы могут быть самыми разнообразными (интеллектуальные, спортивные, на решение нестандартных задач, с использованием раздаточного материала)- все зависит от фантазии организаторов. После каждого конкурса состав групп меняется.

По итогам каждого конкурса дети коллективно выбирают, какого цвета жетон кому из участников группы присудить:

Красный - лидер, предлагает основные идеи» организует работу;

Желтый - исполнитель:

Зеленый - соучастник:

Синий - пассивный наблюдатель.

В конце игры (после проведении всех конкурсов) в каждой группе составляется аппликация из полученных жетонов. Данная аппликация дает возможность сделать вывод об общей активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных.
Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.


Возраст участников: от 7 до 18 лет.

Количество участников: от 15 до 30 чел.

Период смены: игры на выявление лидеров проводятся в организационный период смены с целью выявления наиболее активных ребят. Выявление лидеров может происходить также в любых других играх, где деятельность связана с обсуждением общей стратегии взаимодействия или поиска общегруппового решения.

«Переправа»

Примечание: игра проводится на детях в возрасте от 12 лет.

Подготовка: На земле обозначается пространство двумя чертами на расстоянии 6 метров. Ведущий: «Представьте себе, что вашей команде путь преградила река, условно обозначенная линиями на полу. Её можно перейти в брод, вам необходимо перебраться на противоположную сторону реки. Преодолеть преграду необходимо соблюдая следующие условия:

ü К началу выполнения упражнения все участники должны стоять за стартовой чертой, в конце – за финишной;

ü Во время выполнения все участники должны так или иначе держаться друг за друга;

ü Во время переправы между обозначенными линиями общее количество одновременных касаний пола всеми участниками не должно превышать шести касаний;

ü Нельзя применять никаких посторонних средств;

ü Необходимо принимать во внимание безопасность всех участников».

Затем возможно изменение условий задания: расширение реки до 8 метров и уменьшение числа касаний. В ходе выполнения участники обсуждают возможные варианты решения, выявляются лидеры и организаторы среди детей, которые побуждают остальных к выполнению задания.

«Скульптура»

Ведущий предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах. В качестве усложнения можно попробовать хором сказать одно слово, не договариваясь.

«Экипаж»

Необходимо собрать экипаж, т.е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника, "зайцев", пассажиров.

«Счет»

Ведущий называет какое-нибудь число, участники стоящие в кругу должны сделать один шаг в центр круга, причем шагнуть должны столько человек, сколько назвал ведущий.

«Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок для детей не дается. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения

«Цыганская повозка»

Все участники игры должны образовать цыганскую повозку со всеми ее атрибутами: лошадьми, колесами, бортами, бароном, медведем, гитарами, цыганками и пр. Участникам изначально не разъясняются роли, лишь в процессе игры можно подсказывать, если возникают затруднения. Когда участники готовы, им необходимо проехать определенное расстояние этой самой повозкой. Условие: должны принимать участие все участники.

«Обвал»

Команде предлагается представить следующую ситуацию: Представьте, что ваш отряд пошел в поход в горы и нашел интересную пещеру. Все залезли в пещеру, а через некоторое время вход завалило камнями, и остался один маленький ненадежный проход. Пролезть в который может только один человек, чтобы позвать на помощь. Кто это будет и почему?

«Разведка»

Подготовка: заранее в определенном периметре прячется предмет.

Задание:

1. Участникам необходимо узнать у эксперта, какой предмет спрятан.

2. Найти предмет за ограниченное время.

Для того, чтобы узнать что спрятано, участники могут задавать ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Число вопросов не должно превышать 10. Участники должны заранее посовещаться, кто будет задавать вопросы и какие именно вопросы будут заданы. Затем искать предмет может отправиться только один участник, время для поиска – 30 секунд, если не смог найти, группа выбирает следующего участника и так до тех пор, пока предмет не будет найден.

В ходе выполнения задания отслеживаются наиболее активные участники.

«Мина»

Инвентарь: 2 поворотные фишки, секундомер.

Цель: развитие навыков взаимопонимания и организации быстрых, согласованных действий партнеров в экстремальной ситуации.

Упражнение выполняется в круге. Двумя поворотными фишками обозначен выход. По команде ведущего «Мина!» группе необходимо за минимальное время покинуть круг через узкий проход, обозначенный ведущим с помощью стульев. Команда ведущим подается без предупреждения. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями, в ходе которых выявляются участники, предлагающие наиболее конструктивные идеи. Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись самому, поэтому задача участником договориться о плане эвакуации.

«Запретная зона»

Инвентарь: корзина, 20 различных предметов.

В корзине находится около 20 различных предметов, вокруг корзины располагается «запретная зона», радиусом около 1 м. Наступать ногой или касаться рукой запретной зоны нельзя. Участникам необходимо достать все предметы из корзины, при этом каждый участник может достать только один предмет. Участники перед выполнением задания придумывают стратегию, при помощи которой предметы достаются из корзины. Выявляются участники, которые предлагают больше всего различных идей.