Михаил тихонравов. Тихонравов Михаил Клавдиевич: жизнедеятельность и биография

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года в городе Владимир в семье юриста и педагога. В 1918 году семья переехала в Переславль. Здесь Михаил начал работать курьером в суде, где его отец был народным судьей. В 1919 году молодой человек стал первым комсомольцем Переславля. Тихонравов организовал комсомольскую ячейку при бывшей женской гимназии. Также в 1919 году он вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал агитатором военкомата.

По сохранившимся свидетельствам, Тихонравов хорошо справлялся с обязанностями агитатора. В 1920 году его перевели во Владимирский военкомат, а оттуда он был направлен на фронт. В том же году Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (в настоящее время Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В период учебы Тихонравов сконструировал ряд планеров, модели которых обладали достаточно высокими характеристиками. С 1925 года Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

В 1932 году Тихонравов стал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения. В секции планеризма при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР Тихонравов познакомился с С. П. Королёвым. В дальнейшем их знакомство переросло в тесное сотрудничество, в частности, в 1933 году по предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию первых советских баллистических ракет на гибридном топливе. В августе того же года были проведены первые испытания ракеты ГИРД-09 конструкции Тихонравова.

В 1934 году Тихонравов стал начальником отдела Реактивного научно-исследовательского института. И здесь под его руководством велась работа по созданию ракет, высота взлета которых постепенно увеличивалась.

В конце 1930-х годов Тихонравов и возглавляемый им коллектив занимались разработками, связанными с жидкостными ракетными двигателями и ракетами для изучения верхних слоев атмосферы, однако вскоре эти исследования были свернуты. А перед Тихонравовым и его коллегами была поставлена задача по разработке снарядов для «Катюши».

После Великой Отечественной войны Тихонравов приступил к работе по созданию искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Однако в 1950 году Тихонравов был отстранен от занимаемой должности. Вернуться к исследовательской работе ему удалось лишь в 1953 году, а в 1954 году Тихонравов уже предложил последовательную программу освоения космического пространства от запуска первого спутника и вплоть до высадки на Луне.

В музее Переславля хранятся комсомольский билет и дневники Михаила Клавдиевича. Его записи о поездках по сельской местности по делам военкомата представляют немалый интерес и с исторической, и с краеведческой точек зрения. Среди прочих материалов имеются схемы расположения селений, где указаны километраж, время выхода из Переславля и время возвращения в город, а также описаны настроения, владевшие местным населением.

В 1956 году Тихонравов стал работать в ОКБ-1 в должности начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и других планет. В 1957 году Михаил Клавдиевич Тихонравов удостоился Ленинской премии СССР за успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту.

Кроме того, Тихонравов принимал деятельное участие в работе по запуску первого пилотируемого космического корабля. За это в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Позднее коллектив, возглавляемый Тихонравовым, принимал участие в разработке тяжелого межпланетного корабля, который предназначался для пилотируемого полета на Марс.

Параллельно с научно-исследовательской деятельностью выдающийся конструктор преподавал в стенах Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, профессором которого Тихонравов стал в 1962 году.

Помимо уже упоминавшихся наград, Тихонравов за свои достижения, способствовавшие развитию советской авиационной, ракетной и космической техники, был награжден орденами Красного знамени, Красной звезды и др.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Михаил Клавдиевич Тихонравов, инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

29.06.1900. М. К. Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском.

1919. Добровольцем вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

1920. Вступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров.

1925. Окончил учёбу. Работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с С. П. Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

1932. Начальник бригады в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), в ходе которой разрабатывал 1-й советский двухступенчатый ракетный двигатель.

1933. Руководил созданием 1-й советской ракеты с двигателем на гибридном топливе.

1934. Начальник отдела Реактивного института (РНИИ).

С 1938. Занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами, однако в конце 30-х работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».

С середины 1940-х. Работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе.

1945-1946. Организовал в Реактивном научно-исследовательском институте (позже НИИ-1) группу сотрудников, которая стала разрабатывать проект пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

1946. Работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (в последующем НИИ-4 Минобороны СССР). Соответственно туда же был переведен и М.К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4, вместе с группой сотрудников.

Начало 1950. Отстранен от должности.

1951. Выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет».

1953. Смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ.

1954. Предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска 1-го спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

1955. Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу»

1956. Перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.

1957. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту стал лауретом Ленинской премии.

1961. За активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

1962. Профессор.

1968. Член-корреспондент Международной академии астронавтики

1970. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

04.03.1974. Умер в Москве в 73 года

В г. Юбилейном в честь М. КА.Тихонравова названа одна из , и на ней установлена Тихонравову.

50-й ЦНИИ военно-космических сил г. Юбилейный носил имя М.К. Тихонравова.

Награды

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики
См.также:
По материалам ru.wikipedia.org

Михаил Клавдиевич Тихонравов (16 (29) июля 1900 - 4 марта 1974) - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

Создание и деятельность Группы Тихонравова

В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.

В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников.

В её состав на то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др..

В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.

Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.

В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты..


Родился 16 (29 ) июля 1900 года в городе Владимире , в семье служащего .
С 1902 года семья Тихонравовых жила в Санкт-Петербурге .

После окончания в Петрограде Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года Михаил Тихонравов работал курьером .

В 1918 году, спасаясь от голода , семья Тихонравовых переехала в город
Переславль-Залесский
, Московской губернии .
Здесь он работал секретарем народного суда .

В Рабоче-крестьянской Красной армии с июня 1919 года.
Тогда же М.К. Тихонравов стал комсомольским активистом , одним из организатором и товарищем (заместителем ) Председателя первой в городе комсомольской ячейки ,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата
.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела Владимирского губернского военкомата.

В сентябре 1920 года
стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского
, которую окончил в 1925 году по специальности
"инженер-механик"
.

С апреля 1925 года он стажировался в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина
в городе Липецке .

В 1925 году М.К. Тихонравов создал планер "АВФ-22" , который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии .

С апреля 1926 года находился в резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25
.

В июне 1930 года стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова ) .
Затем работал
в Конструкторском бюро под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича .

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции , разработав около десяти моделей .
Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и во Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле
(Крым ) , они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности .

В эти годы М.К. Тихонравов будучи членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился с , который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет .
Огромное влияние на
Тихонравова оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной техники
Константина Эдуардовича Циолковского с которым в 1934 году Михаилу Клавдиевичу посчастливилось встретиться и пообщаться .


В 1932 году совместно с Сергеем Павловичем Королёвым , Фридрихом Артуровичем Цандером , Юрием Александровичем Победоносцевым участвовал в создании Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД ) .
стал Н ачальником бригады № 2 вГИРДе .
Бригада занималась проектированием изделий на основе двигателей .

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года , а также согласно П остановлени ю № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 года
на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт ( РНИИ ) .
Колоссальную поддержку в становлении ГИРДа , а затем и РНИИ
оказали
Маршал Советского Союза
, Первый Заместитель Народного комиссара обороны СССР Михаил Николаевич Тухачевский и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе .

В октябре 1933 года М.К. Тихонравов становится
С таршим инженером отдела Реактивного научно-исследовательского института Наркомата тяжелой промышленности СССР.

В 1934 году он стал Н ачальником отдела РНИИ.
С июня 1936 года - С тарший научный сотрудник , с декабря 1936 года -
вновь Н ачальник отдела
, с декабря 1937 года - Н ачальник группы РНИИ .

Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных реактивных двигателей , разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы , повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами .

В 1938 году Реактивный Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники при Совете Народных комиссаров СССР .

Одновременно Михаил Клавдиевич по совместительству вёл преподавательскую работу .
С 1931 года читал в Московском авиационном институте курс "Моторные установки".

Затем
с перерывами преподавал в МАИ ( в 1930-1931 годах и в 1960-1974 годах ) ,
на Высших инженерных курсах в Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана
( в 1948-1950 годах ), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности ( в 1950-1953 годах , в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4
), Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского ( в 1944-1947 годах ) .

М.К. Тихонравов принимал участие в создании самолетов У-1 , У-2 , И-3 , И-6 , Р-5 .
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на
гибридном топливе
.


Под
руководством С.П. Королёва и по проекту М.К.Тихонравова создана первая отечественная (на гибридном топливе ) ракета "09" , запущенная 17 августа 1933 года с полигона в Нахабино , Московской области .



15 августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась на высоту
3000 метров
.

25 ноября 1933 года с Нахабинского полигона стартовала первая жидкостная ракета "ГИРД-Х" , созданная также под руководством С.П. Королёва и М.К.Тихонравова .
При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 метров , затем , вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего , круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 метров от места старта .
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах , созданных в 1935-1937 годы.

С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей , разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами .
Результаты исследований
по наземным установкам PC были впоследствии использованы при проектировании новых реактивных снарядов (М-8 , М-13 ,
М-20
и др.
) и пусковых установок БМ-13 (легендарная "Катюша" ) , БМ-8 и других изделий для Г вардейских минометных частей.

С 1940 года и во время Великой Отечественной войны возглавлял группу по разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной силовой установкой
(ЖРД и воздушно-реактивный двигатель ) .

В середине 1940-х годов он продолжил работу над проблемами проектирования высотных геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли , начатую ещё в 1930-е годы.

В октябре 1942 года стал Н ачальником лаборатории НИИ-3 .

В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1 , который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин , воздушных реактивных двигателей , реактивных жидкостных двигателей , реактивных самолё тов и специальной аппаратуры для реактивной техники .
М.К. Тихонравов был назначен на должность Н ачальника лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР .

В августе-сентябре 1944 года выполнял особое задание правительства в 60-й армии
1-го Украинского фронта
в комиссии, возглавляемой Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым .

С сентября 1944 года М.К. Тихонравов - Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности СССР .

В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности .

В 1945 году М.К. Тихонравову было присвоено воинское звание "инженер-полковник".

Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский институт № 4
(НИИ-4 ) - Институт реактивного вооружения .

В декабре 1946 года стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по .

14 апреля 1947 года он был избран Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4 (отделение реактивного вооружения ) ,
и оставался им до23 апреля 1953 года - д ня выхода Приказа Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией"
, поставившего "точку" в деятельности
Академии
, как самостоятельной научной организации .

Наряду
с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы , глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники ,
М.К. Тихонравов пришёл к выводу о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет ( как их тогда называли , "пакетная ракетная схема" ) и глубоко разрабатывал её . Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
( в 1948-м и в 1950 годах, соответственно )
не только не встретили понимания , но и были объявлены "фантастическими идеями" . Поддержали
Тихонравова тогда только Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов и член-корреспондент Академии артиллерийских наук и Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королёв .

В итоге, в феврале 1950 года М.К. Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4 , и пони жен в должности до научного консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам .

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимани е на развитие реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития
в США .
Оказалось , что Михаил Клавдиевич продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы .
Он предоставил свои разработки , которые легли в основу дальнейших перспективных планов института .
Тогда же сам
Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства , утверждённую после ряда доработок в 1954 году.

В декабре 1955 года инженер-полковник М.К. Тихонравов был уволен
из Вооружённых сил в запас .

С февраля 1955 года по декабрь 1973 года Михаил Клавдиевич последовательно
являлся Начальником отдела
, заместителем Главного конструктора ( с 1961 года ) , Научным руководителем ( с 1970 года ) Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения в городе Калининграде (ныне - город Королёв ) Московской области .

Доктор технических наук ( с 1958 года ) с 1959 года непрерывно работал (по совместительству ) в МАИ в должности Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов , читал лекции
по космонавтике , а в 1962 году он был утверждён в звании Профессора .


С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва М.К. Тихонравов направлен в руководимое им Опытно-конструкторскою бюро № 1 , где он стал Начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли ,
пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов .

В составе теперь уже легендарного отдела (известного как группа Тихонравова , существовавшая с 1949 года ) работали талантливые и опытнейшие
инженеры-конструкторы
:
Игорь Марианович Яцунский , Глеб Юрьевич Максимов , Анатолий Викторович Брыков , Игорь Константинович Бажинов , Ян Иванович Колтунов ,Борис Сергеевич Разумихин , Владимир Николаевич Галковский , Лидия Николаевна Солдатова , Григорий Макарович Москаленко и Олег Викторович Гурко .


Этой группе выпала честь создания первого искусственного спутника Земли ,
успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую
эру
в развитии человечества .
При непосредственном руководстве М.К. Тихонравова был спроектирован космический корабль "Восток-1" , выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в мире лётчиком- космонавтом

Юрием Алексеевичем Гагариным .
Коллектив под руководством М.К. Тихонравова создавал советские пилотируемые корабли , пилотируемые долговременные и автоматические межпланетные станции , принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения .

В 1968 году он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики
.

- автор первого доклада в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований по обоснованию возможности запуска искусственных спутников Земли .

Он стал основателем научной школы
в Министерстве обороны по космическому вооружению .
М.К. Тихонравов был также научным руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра" в Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе
и работ по созданию малых негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио" и "Искра" .

Крупный специалист в области ракетной техники и один из пионеров практической космонавтики являлся автором двух секретных изобретений, а также - следующих печатных работ в области создания и применения ракетной техники и летательных аппаратов для исследований стратосферы , по теории космических полетов , истории ракетостроения в России , самолетостроению
и авиации :
"Авиационные баки"
(
Москва - Ленинград: Госмашметиздат, 1934 год, 64 страницы ) ;

"Ракетная техника"
( Москва, 1935 год, 78 страниц ) ;

"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
( Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82 страницы ) ;

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц ) ;

"О кучности боя ракетных снарядов"
( Москва, 1946 год, 30 страниц ) ;

"Ракетная терминология"
( НИИ-4, 1947 год ) ;

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
( Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949 год, 208 страниц ) ;

"Введение в ракетную технику"
( Москва, 1952 год, 81 страница ) ;

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли" . ( Издание 1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы -
И.М. Яцунский , Г.Ю. Максимов и др.
) ;

"Основы теории полёта космических аппаратов"
( Москва: издательство "Машиностроение", 1972 год. 607 страниц.
Соавторы -
Г.С. Нариманов , В.С. Авдуевский , Б.М. Антонов , Н.А. Анфимов и др.
) ;

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли" . ( Издание 2-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы
И.К. Бажинов , О.В. Гурко и др.
) ;

"Избранные труды " (1934-1938 гг. )
( в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов" . Москва, 1972 год. страницы 567-706 ) ;

"Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами"
(Сборник докладов Академии Артиллерийских наук , 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104
) ;

"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
( сборник "Из истории авиации и космонавтики" .
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и техники РАН,
1995 год, страницы 3-26
) .

Н аграды: За большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года

Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот " .

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом
(собакой - прим. Е.Р. ) на борту" в 1957 году Михаилу Клавдиевичу Тихонравову была присуждена Ленинская премия (в составе коллектива создателей спутников ) .

За успешные запуски первых советских ракет " 09" и "ГИРД-Х"
в 1933 году Центральный совет Осоавиахима наградил С.П. Королёва
и М.К. Тихонравов а Почётными знаками " За активную оборонную работу " .

В 1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР"
.

Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году ), двумя орденами Красного Знамени (1944 , 1949 ), орденом Отечественной войны I степени (1944 ), медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1946 ), другими медалями .

В 2011 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно ) присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский" .

29 июля 1900 - 04 марта 1974

советский инженер, конструктор космической и ракетной техники

Биография

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).

После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Награды и титулы

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).

Память

В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:

  • Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
  • Улица Тихонравова в городе Владимир .
  • 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .

Сочинения

  • Ракетная техника. - М., 1935.
  • Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.