Ясность сознания. Клинические и психологические критерии ясности сознания

Ребёнок умеет смотреть широко открытыми удивляющимися глазами. Он умеет смотреть вдаль, за горизонт, умеет внимательно разглядывать мелкие листочки на деревьях, он осматривается вокруг, как бы вбирая в себя весь окружающий мир с его красками. А взрослые? Сознание взрослых сужено, они не могут уже смотреть вокруг, а только в книгу, газету или телевизор . Они уже не насыщаются энергией красоты мира, а наоборот отдают свою энергию объектам, сужая и загромождая свой разум всем, чем только можно. Зацикленность на объекте это и есть скованность разума, фактически рабство. Огромной силой обладают также наши мысли и эмоции. Когда сознание заполонено тучей суетливых бегающих мыслей, разум перестаёт быть адекватным, внимательным, теряет ясность осознания. Дурные эмоции также омрачают его, словно чёрные тучи и не дают пробиться солнцу добрых сердечных чувств. Эмоции и мысли материальны. Они воздействуют на окружающее человека пространство и даже могут действовать на расстоянии. В квартире у пьяниц или злых людей атмосфера пропитана дурными мыслями и эмоциями и там тяжело долго находиться. В храмах и домах добрых людей наоборот - ощущение чистоты, ясности, доброжелательности, даже цветы лучше растут там, где живут люди с хорошими вибрациями. Чистота в доме начинается с чистоты в разуме! Когда в голове и эмоциональном плане порядок, хочется чтобы и в квартире было чисто и светло. А когда в голове каша и на сердце мрак, человеку становится будто всё равно и он постепенно «зарастает мусором», не придавая значения беспорядку. Чем чище наше сознание, тем больше желание навести порядок дома. И чем чище у нас дома, тем больше порядок в голове. Это работает в обоих направлениях. А там где чисто и светло, становится легко сердцу, проясняется и эмоциональный план.

Ясное сознание подобно безупречному сияющему шару, свободно излучающему чистые светлые вибрации. Омрачённое напоминает сдувшийся баллон, растраченный на «мелочи жизни», засоренный обилием мыслей и негативных эмоций. Ключом ко всему является осознанность, внимательность к проявлениям своих мыслей и эмоций, непозволение им засорять ту ясность, которой мы по праву обладаем с детства. Обстановка в доме также пусть соответствует этим принципам. Энергия в комнате должна принимать форму шара, так чтобы внимание равномерно распространялось по всему пространству, не проваливалось в «дыры» и не порабощалось предметам интерьера. Главное значение здесь имеет пространство, свет, чистота, порядок. Пространство очищается когда горит свеча, или когда на столе стоят цветы и играет приятная мелодичная музыка. Загрязняется от громоздких старых вещей, ссор, тяжких раздумий и шумных нехороших передач по радио и телевизору.

Ясность сознания – это ключ к гармонии в повседневной жизни. И уже сейчас можно сделать первые шаги и приложить усилия, чтобы изменить свою

Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.п. Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф. М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал причину своего скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются из-за какого-нибудь пустяка - уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознавая этой причины.

Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученый насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить. Паша обычная деятельность - практическая и теоретическая - сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают, например, что знаменитый ученый Д. И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного перспективного значения того, что он сделал. Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления.

Бессознательное выражается и в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О запасах хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают . Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях , когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Известны опыты, в которых прослеживалась способность к пробуждению от нормального сна в заранее, перед засыпанием заданные точные сроки.

СОЗНАНИЕ - высшая форма объективной реальности, свойст­венная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное вос­приятие и познание внешнего мира, осознание своей обществен­ной принадлежности, объективной обусловленности высших ка­честв своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество [Саарма Ю. М., Мехилане Л. С., 1980]. Осознавать - зна­чит отражать объективную реальность посредством объективиро­ванных в слове, общественно выработанных обобщенных значе­ний [Рубинштейн С. Л.]. Общественно накопленные знания явля­ются стержнем сознания. Сознание длительно созревает в онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Осознание связано с обобщением и фикса­цией этих обобщений в речи. Так как и речь, и обобщения - про­дукты общественно-исторического процесса, то любой акт созна­ния опирается на всю историю человеческого общества. Осознание реального мира предполагает и определенное отношение к осозна­ваемым объектам. Сознание, будучи функцией бытия, одновремен­но является и активным регулятором деятельности человека. «На­ходиться в сознании - означает, переживая конкретный момент своего собственного опыта, переносить этот опыт на совокупность своих знаний. Таким образом, сознательное состояние можно ква­лифицировать как сложную структуру или, другими словами, как организованную структуру жизни отношений, связывающих субъект с другими людьми и с миром» [Эй А., 1968]. «Сознательное состоя­ние - это способность воспринимать стимулы, как внутренние, так и внешние, и реагировать на эти стимулы произвольными движе­ниями, включая речевую реакцию» [Мацумото Дз„ 1978].

Нейрофизиологигеский механизм сознания. Развитие речевой функции у человека одновременно означало появление сознания. Посредством речи выражаются общие качества предметов и явле­ний реального мира, то есть возникают процессы абстрагирова­ния, слова становятся понятиями. Биологическая основа абстраги­рования - иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека, не выраженные вслух (внутренняя речь), обяза­ны своим происхождением возбуждению, возникающему во вто­рой сигнальной системе, но оно не вызывает двигательных реак­ций, то есть движений, необходимых для произнесения слов. Со-

знание, таким образом, связано со второй сигнальной системой [Адам Д., 1983].

Таким образом, конкретизируется представление И. П. Павлова о том, что физиологическую основу сознания составляет деятель­ность корковых структур, находящихся в состоянии оптимальной возбудимости. Развитие этой концепции заключается в следую­щем: 1) при сопоставлении внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями возникает активация мозга; 2) затем происходит обработка мозгом поступаю­щей от организма и внешнего мира информации и, наконец, 3) осуществляется наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. При рефлекторных ре­акциях и инстинктивном поведении обработка информации осу­ществляется автоматически, при сложных процессах научения и сознательном принятии решений участвуют высшие функции: па­мять, мышление [ГодфруаЖ., 1992].

Физиологическая активация связана с функцией цен­тров, расположенных у основания головного мозга (ретикулярная формация).

Психологическая активация, представляя выражение физиологической, связана с расшифровкой внешних сигналов, ко­торая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и пла­нов. Уровень активации зависит от трех взаимосвязанных факто­ров: 1) восприятия окружающего (циклов бодрствование-сон); 2) врожденных потребностей, приобретенных в течение жизни мотиваций; 3) эмоций и чувств.

Структура и степени ясности сознания. Сознание - это прежде всего осознание окружающего мира и самого себя. Осозна­ние чего-либо предполагает некоторую совокупность знаний, соот­носясь с которой окружающее осознается.

Структура сознания, таким образом, складывается из осозна­ния своего «Я» и предметного сознания.

По мнению С. С. Корсакова (1893), «сознание» - это: 1) раз­граничение между тем, что принадлежит к «Я» и что - к «не-Я»; 2) сочетания в известном порядке запаса представлений или по­нятий, существующих в психике,- сочетание знаний, человеком приобретенных (сознание); 3) деятельность «направляющей си­лы ума».

В. А. Гиляровский (1954) расшифровывает понятие «сознание своего Я», относя сюда представление о своем теле, сознание своей связи с другими, т. е. социальное «Я», представляющее спе­цифическую особенность человеческой психики и образовавшееся с возникновением речи.

Усложнилось в процессе эволюции сознание «не-Я», или пред­метное сознание; оно складывается из объектов окружающего миpa, а также из ориентировки в месте и во времени. Сознание по­стоянно развивается и изменяется, однако при этом сохраняется его активная действенность, непрерывность и единство. Пережива­ния настоящего и прошлого объединяются в одну непрерывную цепь, причем последним ее звеном оказывается переживание на­стоящего момента. В общем потоке сознания только небольшое количество представлений может освещаться с наибольшей ясно­стью, быть в центре сознания, как бы в его фокусе. Значительная часть представлений лишь на короткое время попадает в этот фо­кус или даже всю жизнь остается за порогом осознавания. Разли­чают два состояния сознания: бодрствование и сон. Во время бодрствования активируется весь организм, что позволяет ЦНС воспринимать, сортировать и истолковывать сигналы, приходящие из реального мира, запоминать их или реагировать поведением, определяемым предшествующим опытом. Это состояние сознания позволяет приспосабливаться к окружающей действительности. Нормальное состояние сознания проявляется в способности рас­шифровывать стимулы, т. е. субъективно оценивать их, и отвечать на них так, как это делает большинство социальной группы, к ко­торой принадлежит осознающий. Содержание сознания на 99% предопределено мыслями других людей, сформулированными предшествующими поколениями [ЛиллиДж., 1980]. Чтобы лучше приспособиться к окружающей среде, человек повторяет их. Со­держание сознания меняется в течение дня, оно зависит от сте­пени эмоционального напряжения, уровня бодрствования и от готовности.к восприятию раздражителей. По мере усиления акти­визации организма уровень бодрствования возрастает. Однако адаптация может ухудшаться и при чрезмерной активации, при се­рьезном эмоциональном возбуждении и снижении уровня бодрст­вования, при переходе ко сну.

Ясность сознания, как указывают Ж. Делей и П. Пишо, меня­ется в зависимости от семи уровней бодрствования.

1. Аффективное сознание, т. е. чрезмерное бодрствование, на­блюдаемое в момент сильных эмоций. Осознавание внешнего ми­ра слабое, внимание невозможно фиксировать, оно диффузное, из­менчивое. Поведение недостаточно эффективное, плохо контроли­руемое. Оптимальная адаптация к внешнему миру невозможна. Биоэлектрическая активность мозга десинхронизирована, ампли­туда разрядов средняя или низкая, отмечаются и быстрые частоты (13-26 Гц).

2. Бодрственное сознание, отличающееся избирательным вни­манием, способным к гибким изменениям соответственно потреб­ностям адаптации и к хорошей концентрации. Поведение эффек­тивное, реакции быстрые и оптимальные для адаптации к среде. Биоэлектрическая активность мозга частично синхронизирована, волны, главным образом быстрые, низкой амплитуды.

3. «Сознание с ослабленным вниманием» характеризуется пло­хой концентрацией, легким возникновением свободных ассо­циаций в мышлении, относительно плохим пониманием внешнего мира. Лучше осуществляется автоматическое поведение. Биоэлект­рическая активность мозга синхронизирована, преобладает альфа-ритм (8-12 Гц).

4. Лёгкая сонливость. Внешние стимулы в этом случае прони­кают в сознание очень смягченными. Сознание заполнено преиму­щественно зрительными представлениями. Поведение нарушается, оно спорадическое, неупорядоченное во времени, с расстроенной координацией. В биоэлектрической активности мозга уменьшается представительство альфа-волн, изредка появляются медленные волны (4-7 Гц) низкой амплитуды.

5. Поверхностный сон, характеризующийся утратой осознава­ния практически всех внешних стимулов. Содержание созна­ния - образы сновидений. Биоэлектрическая активность мозга от­личается либо исчезновением альфа-волн и появлением более бы­стрых с низкой амплитудой, либо наличием так называемых веретен.

6. Глубокий сон с полной утратой осознавания всех стимулов и отсутствием содержания сознания, которое можно было бы запом­нить. Биоэлектрическая активность мозга - медленные (0,5-3 Гц) волны.

7. Кома. Содержания сознания нет. Моторные ответы либо чрезвычайно ослаблены, либо отсутствуют вовсе. Биоэлектриче­ская активность в форме нерегулярных медленных волн, имеющих тенденцию к изоэлектрической линии.

Представление об уровнях бодрствования, отражающих состо­яние сознания субъекта, может быть углублено введением поня­тия внутреннего мира. Р. Фишер (1975) трактует различные состо­яния сознания в континууме расслабление - медитация (когда су­жается сознание) и в континууме восприятие - галлюцинация (когда сознание меняется под влиянием аффективного напряже­ния). Как указывает Д. Хебб (1955), активное сознание простира­ется от блуждающего до бодрствующего. В первом случае проис­ходит отрыв от всякой связи с реальностью, во втором - доходя­щем до мистического экстаза - состояние сознания, обращенного вовнутрь, неподвижно и находится вне времени.

Этапы формирования сознания. Г. К. Ушаков (1973) форми­рование сознания у ребенка представляет в виде пяти этапов:

1) до 1 года - бодрствующее сознание - появляются первые элементы сознания, ребенок может оценивать приятную для него ситуацию. Возникают состояния сытого бодрствования;

2) от 1 года до 3 лет - предметное сознание - в это время главную роль играют непосредственные впечатления действитель­ности, ребенок живет только в настоящем и не улавливает связи между прошлым и будущим, не выделяет себя из окружающей среды, в его речи отсутствует местоимение «Я»;

3) от 3 до 9 лет - индивидуальное сознание - на этом этапе ребенок выделяет себя из окружающей среды, сознание собствен­ного «Я» совершенствуется;

4) от 9 до 16 лет - коллективное сознание - появляются бо­лее дифференцированные представления о предметах действитель­ности, о себе, о взаимоотношениях в коллективе, появляются от­четливые представления об объектах пространства, о связи пере­живаемых в прошлом событий с настоящим;

5) от 16 до 22 лет - рефлексивное, высшее общественное, соци­альное сознание - знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями, сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их.

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ. Помрачением сознания называют такое его расстройство, при котором нарушается отражение реаль-H0.ro мира не только в его внутренних связях (абстрактное позна­ние), но и во внешних (чувственное познание), расстраивается не­посредственное отражение предметов и явлений [Снежнев-скийА-В., 1983].

Синдромы расстроенного сознания проявляются различно, од­нако имеются общие признаки расстроенного сознания, которые сформулированы К. Ясперсом (1913):

1) отрешенность от реального мира, выражающаяся в неот­четливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия; нередко реальное отражено лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов;

2) более или менее выраженная дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;

3) нарушение процесса мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений;

4) затруднение запоминания происходящих событий и субъ­ективных болезненных явлений (воспоминание о периоде помра­чения сознания очень отрывочно или совсем отсутствует).

Механизм расстройства сознания связан с нарушением пере­ключения возбуждений с центрипетальных на центрифугальные пути, с расстройством регулирования процессов приспособления преимущественно из-за дисфункций в нервных структурах ретику­лярной формации ствола мозга.

Различают пять групп патологигеских состояний сознания: 1) выключение сознания; 2) обеднение сознания; 3) сужение со­знания; 4) помрачение сознания; 5) нарушение самосознания.

Припадки (пароксизмы) - внезапно развивающиеся, кратко­временные состояния изменения ясности сознания, продолжающи­еся в течение секунд или минут, реже часов и нередко сочетающи-

еся с судорожными или другими двигательными проявлениями. Абсансы - мгновенно (в течение нескольких секунд) протекающие выключения или угнетения сознания, в типичных случаях не со­провождающиеся никакими движениями или действиями, с после­дующей амнезией. Эти состояния наблюдаются при эпилепсии и органических поражениях головного мозга.

Оглушение - это такое нарушение сознания, при котором обедняется его содержание, повышается порог для всех внешних раздражителей, замедляется и затрудняется образование ассоциа­ций, восприятий и переработка впечатлений, окружающая обста­новка не привлекает внимания, ориентировка неполная или отсут­ствует. Смысл обращенной речи понимается не сразу, с усилием, сложные вопросы не осмысляются, более простая информация по­нимается лучше. Больные отвечают с трудом, после паузы, одно­сложно. Легче воспроизводятся автоматизированные навыки. Ослабляется запоминание, позже обнаруживаются пробелы в па­мяти. Расстройства восприятия и бредовые идеи отсутствуют. Дви­жения замедленны, понижается активность, затормаживаются вле­чения. Отмечается благодушие или равнодушие, а также молчали­вость и нередко безучастность. Выражение лица безразличное, тупое, мимика бедная, взгляд невыразительный. Период расстро­енного сознания обычно забывается. Продолжительность - от ми­нут до недель и иногда месяцев.

Обнубиляция - самая легкая степень оглушенности, прерывае­мая кратковременными периодическими прояснениями сознания. При этом реакции, в особенности речевые, замедляются, больные становятся рассеянными, невнимательными, появляются ошибки в ответах. Продолжительность - чаще минуты, но может быть и бо­лее длительной. Наблюдается при прогрессивном параличе, опухо­лях мозга.

Сомнолентность - состояние полусна, легкая степень оглуше­ния, больной большую часть времени лежит с закрытыми глаза­ми; несмотря на это вербальный контакт с больным возможен, от­веты правильные, но даются после длительной паузы, преобладает механически-ассоциативное мышление. Ориентировка не полная. Сопровождается это расстройство частичной амнезией.

Сопор - патологический сон, средняя степень оглушенности. Больной неподвижен, глаза закрыты, мимика бедная, выражение лица сонливое, взгляд тусклый, невыразительный. Речевой кон­такт с больным невозможен. Иногда появляются бессмысленные движения. Из внешних раздражителей воспринимается лишь силь­ная боль, на которую больной реагирует недифференцированными защитными движениями. Реакции зрачков на свет, сухожильные и кожные рефлексы снижены. Завершается амнезией.

Кома - полная утрата сознания с отсутствием реакций на внешние раздражители.

Оглушение - проявление экзогенно-органической патологии, оно наблюдается при отравлении алкоголем, угарным газом и других расстройствах обмена веществ (диабете, печеночной, по­чечной недостаточности), черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, сосудистых и других органических заболеваниях головного мозга. У детей это расстройство сознания встречается чаще других, в раннем возрасте, например, при токсических диспепсиях, воспа­лениях легких, дизентерии, мозговых инфекциях и других тяжело протекающих заболеваниях.

Делирий - помрачение сознания с возникновением на фоне ложной ориентировки наплывов ярких зрительных представлений и галлюцинаций, отрывочного бреда, бессвязного мышления, тре­воги, страха, возбуждения, двигательного беспокойства, а иногда и болтливости. Продолжительность делирия - часы или дни. Ин­тенсивность расстройства колеблется в течение суток, временами сознание проясняется, к вечеру же оно снова помрачается. Воспо­минания о пережитом отрывочны. У детей делирии редуцированы и йратковременны (от нескольких минут до часов), протекают бо­лее легко либо в форме пугливости, слезливости при плохом засы­пании и нарушенном сне с яркими устрашающими сновидениями и криками, либо в форме эпизодов резкого тревожного возбужде­ния, на фоне которых - яркие, но элементарные и отрывочные зрительные, реже тактильные и слуховые галлюцинации («крыса под кроватью», «черный дядька у двери», «большой медведь ря­дом», «мухи летают», «червячки по животу ползают», «паучки и жучки красненькие и зелененькие всюду»). В промежутках между наплывами этих состояний дети относительно спокойны. Ночью состояние утяжеляется, однако глубина помрачения сознания ко­леблется. Дети правильно оценить пережитое не могут. Чаще все­го эти расстройства наблюдаются при отравлениях некоторыми лекарствами (атропин), алкогольных и других интоксикационных психозах, а также при психозах, возникающих в связи с соматиче­скими и инфекционными заболеваниями.

Онейроид - сновидное (грезоподобное) помрачение сознания, проявляющееся в сценических, фантастических, сказочных пере­живаниях, переплетающихся с иллюзорно воспринимаемой реаль­ностью, которая толкуется бредовым образом. Больной оказыва­ется сторонним наблюдателем, а не участником воображаемых си­туаций. Продолжительность - несколько недель или месяцев. Завершается амнезией. У детей чаще встречается неразвернутый онейроид, проявляющийся растерянностью, иллюзиями, обознава-ниями, с частичной сохранностью или двойной ориентировкой, при которой больной утверждает, что он и у себя дома, и одно­временно где-то в другом месте. Наблюдается при шизофрении, экзогенно-органических психозах.

Аменция (спутанность) - глубокое нарушение сознания с распадом и обеднением психики, с неспособностью осмыслить си­туацию в целом, с дезориентировкой в собственной личности. Имеют место отрывочные галлюцинации, бред и бессвязное мыш­ление. Нарушается анализ и синтез познания внешнего мира. От­мечаются растерянность, аффект недоумения, диссоциация эффек­тивности и отсутствие содержания переживаний. Блуждающий взгляд, бессвязные действия и иногда двигательное возбуждение. Аменция продолжается в течение нескольких недель или даже многих месяцев. При прояснении сознания никаких воспоминаний не остается. Наблюдается при длительных соматогенных, инфек­ционных психозах и некоторых энцефалитах.

Астенигеская спутанность - изменчивое, колеблющееся в своей интенсивности помрачение сознания: от растерянности и бессвязности до состояния, при котором возможно установление поверхностного контакта. Меньшая глубина нарушения сознания и его мерцание отличают это расстройство от аменции. Продол­жительность - несколько недель. По выходе из расстроенного со­знания - фрагментарная амнезия. Встречается при постинфекци-онных и послеродовых психозах. У детей может быть при постин­фекционных (гриппозных) психотических расстройствах.

Сумерегное состояние сознания - кратковременное сужение сознания на ограниченном круге переживаний, при котором пове­дение обусловливается не всей обстановкой, а лишь отдельными ее деталями, воспринимаемыми искаженно, и состоит либо из проявлений расторможенного агрессивно-оборонительного ин­стинкта, либо из привычных автоматизированных действий (бег, ходьба, жевание, глотание). Разновидности сумеречного состоя­ния:

а) амбулаторный автоматизм - отключение от реальности, грубая дезориентировка, ограничение спонтанной речи, непроиз­вольное блуждание или сохранение способности к упорядоченно­му поведению;

б) транс - кратковременное состояние амбулаторного автома­тизма;

в) сомнамбулизм (лунатизм) - амбулаторный автоматизм, воз­никающий во время сна. При этом ребенок с закрытыми глазами встает, заходит в туалет, на кухню, одевается, выходит за пределы квартиры, не отвечая на вопросы;

г) эпилептическое сумеречное состояние- "отключение от ре­альности с искажением восприятия окружающего яркими, цветны­ми, сценоподобными галлюцинациями (нередко устрашающими: погоней, надвигающимся автомобилем, прыгающим зверем), бре­дом преследования, физического уничтожения, а также гневом или страхом. Угрожающие слова и агрессия или разрушительные действия обычно отражают эти болезненные переживания.

Для всех разновидностей сумеречного состояния характерны внезапное начало, продолжительность - от нескольких часов до 1-2 недель, критическое окончание и полная амнезия. Все разно­видности этого расстройства чаще встречаются у детей, чем у взрослых, при этом у младших детей они рудиментарнее, короче, а двигательные расстройства преобладают над психическими. Сумеречные состояния наблюдаются при травматических повреж­дениях головного мозга в остром и отдаленном периодах, при органических заболеваниях головного мозга: нейроревматизме, нейросифилисе, опухолях, эпилепсии. Острые психогенные исте­рические психозы могут также проявляться сумеречными рас­стройствами, но их симптоматика - это, как правило, регресс на более ранние этапы развития личности, больные как бы впадают в детство (псевдодеменция, пуэрилизм). При этом может отмеча­ться сочетание детскости (речи, эмоций и моторики дошкольни­ка), дурашливости, мнимого снижения уровня интеллектуальной деятельности с привычками и опытом взрослого.