Ноев ковчег история из библии кратко. Что такое ковчег? Мифы и реальность в истории Всемирного потопа

Первые люди, изгнанные из рая, жили своими трудами – в поте лица обрабатывали землю, растили детей и приспосабливались к жизни, не надеясь ни на чью помощь.

Прошли тысячелетия. Люди забыли своего Создателя, стали грешить. Скверные дела их переполнили чашу терпения Бога. И он решил уничтожить человечество. Но среди множества людей он посчитал достойным спасения семью патриарха Ноя. Согласно Библии, Бог предупредил Ноя о грядущей катастрофе, повелев построить ковчег, точно описав его параметры. Ной был человеком богобоязненным и выполнил наказ Создателя. На строительство этого корабля ушло около ста лет. Кроме семьи Ноя на судне разместилось множество животных.

В точно назначенное время начался невообразимый ливень. Он лил, не останавливаясь, сорок дней и ночей. Вся Земля скрылась под водной толщей сплошного океана. Из-под воды даже не просматривались вершины гор! Семь месяцев плавал ковчег Ноя по бескрайнему океану. Но когда корабль проплывал над, погрузившимися в воду, Кавказскими горами, дно ковчега зацепило вершину горы Арарат и он сел на мель. Только через год с начала катастрофы, Ной открыл крышу корабля и осмотрелся. Семья праведника находилась на корабле до тех пор, пока не спала вода. В Библии указывается, что случилось это 4400 лет назад. Ной с домочадцами покинул свое плавающее убежище. Ковчег больше никому не понадобился – о нем забыли. Да и кому нужно было тащить такое громоздкое сооружение с вершины горы? Свою роль ковчег выполнил – спас людей и животный мир планеты.

Интересно, что легенда, схожая с этой, была не только у древних иудеев, но и у соседних народов. В шумерском эпосе этот корабль спасения называли Утнапиштим. Вавилонский летописец III века – Беросс писал, что на гору Арарат ходят многочисленные паломники, отковыривая кусочки ковчега на амулеты. Это значит, что уже тогда этот корабль считался святыней. В 14-м веке один из монахов писал в Рим, что жители Армении почитают гору Арарат священной: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему» Кстати, подняться на вершину Арарата достаточно сложно – исследователей поджидают в ущельях опасные животные и ядовитые змеи, многочисленные камнепады и лавины, сильный ветер и густые туманы, глубокие трещины и ущелья делают эти восхождения крайне опасными.

В это же время, путешествующий в 13 веке в Китай, Марко Поло в своих записях отметил: «… в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

В 16-ом веке еще один путешественник Адам Олеарий в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» написал следующее: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Но самые интенсивные поиски ковчега пришлись на 19-й век. Причем поисками занимались не только верующие, но и суровые атеисты. Первые – чтобы найти библейскую реликвию, вторые - чтобы опровергнуть библейскую истину. Некоторые из них утверждали, что видели сооружение, похожее на остов корабля.

Так, например, в 1856 году, трое англичан решили доказать, что история с ковчегом просто вымысел. Они прибыли в район Арарата и наняли нескольких проводников за очень большие деньги (местные жители верили в страшные легенды и не желали идти в горы на поиски ковчега, но деньги и тогда решали все). Они нашли ковчег! Но потрясение было настолько велико, что англичане решили сохранить находку в тайне, пригрозив проводникам смертью за разглашение: ведь найденный Ковчег был убедительным доказательством реального существования Ноя и правдивости Библии. Только перед самой смертью, один из проводников, все же поведал об этой находке.

В это же время появилось заявление архиепископа Нурри, который утверждал, что в одном из ледников он видел Ноев ковчег, сделанный «из очень толстых темно-красных деревянных брусьев». Но приблизиться к нему не смог, из-за поднявшегося ураганного ветра.

Поиски легендарного ковчега не остановились даже в 20-м столетии. В 1916 году один из первых российских авиаторов Ростовицкий утверждал, что при полете над горой Арарат он четко видел контуры невероятно большого корабля. Российское правительство, заинтересованное этими сведениями, направило в Армению экспедицию. Но грянувшая революция перечеркнула поиск Ковчега, а все материалы экспедиции (отчеты, фотографии), бесследно исчезли. В последствие, выжившие в горниле войны участники этой экспедиции, утверждали, что нашли Ковчег! Но доказательств не было, а потом эта территория отошла к Турции. И для искателей Ковчега стал не доступен северо-западный склон Арарата: там находились турецкие военные базы.

В 1955 году французский альпинист привез из своей кавказской экспедиции кусок доски, по его уверению – это была часть Ноева ковчега. Он утверждал, что нашел Ковчег вмерзшим в лед горного озера. При исследовании этого фрагмента методом радиоуглеродного анализа, выяснилось, что предмет был современником Христа или даже Юлиана Отступника, то есть его возраст датируется пятью тысячами лет. Но в научных кругах эта находка не вызвала восторга – мало ли где он взял этот кусок дерева.

Надо сказать, что даже если версия с нахождением остатков ковчега на горе Арарат не подтвердится, у оптимистов поисковиков есть еще одна цель поиска – Тендрюк (Турция, 30 км южнее горы Арарат). Именно там турецкий летчик заснял объект, очень похожий на остов корабля. А затем американский исследователь привез из этого района окаменелости, схожие с корабельными балками. Есть еще масса версий, где может находиться корабль Ноя: возможно, это иранская часть Эльбруса или, даже, Краснодарский край.

Надо отметить, что слишком много в последнее время находят объектов в горах, которые по очертанию, напоминают корабль – и это значительно затрудняет поиск. Возможно, в таком подходе и заложена ошибка. Ведь слово «ковчег» в переводе звучит как «ящик». Ной строил свое плав средство не как корабль, в классическом его понимании (нос, корма), а просто как сундук. Вот как поручение Всевышнего описано в Библии: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё». Попробуем перевести это на современные меры длины. Итак, сундук должен быть длиной 157 метров, высотой 15 метров, а шириной 26 метров. Вмещал такой «ящик» где-то три этажа клетушек, имел воздухозаборник и дверь с боку всей конструкции. Да и не умел в то время иудейский народ строить корабли. Так что, если и искать Ковчег, то надо обратить внимание на поиск огромных просмоленных бревен или объекта, похожего на трехэтажный дом. Ною было дано задание: взять по паре всех видов животных, поэтому на ковчеге были, еще помещения для размещения всего этого зоопарка.

Возникает вопрос – а для чего современные люди заняты поиском Ковчега, которому уже более четырех тысяч лет? Верующие мечтают обнаружить святыни. Возможно, под святынями подразумеваются, забытые Ноем на ковчеге, вещи, которые воспринимаются, как артефакты. Но самое главное, искатели надеются найти любые священные тексты, связанные с путешествием Ноя по океанским просторам (это либо какие-нибудь записи самого Ноя или членов его семьи, либо книги, дарованные Всевышним).

Искатели с пытливым умом пытаются найти убедительные доказательства той информации, которая изложена в Библии.

Надежда найти ковчег в окрестностях Арарата достаточно призрачная. За прошедшие тысячелетия в горах периодически случались крупные землетрясения, склоны гор покрыты застывшей древней многослойной лавой. К тому же никому не удалось найти там хоть какие-нибудь следы морских отложений (ведь, если горы покрывала вода – они должны там быть).

Можно попытаться объяснить те находки, которые искатели ковчега могли принимать за его остатки (это и свидетельства летчиков, и путешественников, и альпинистов и т.д.). Так скалы часто имеют очень причудливую форму (с фантазией у матушки-природы все в порядке). Некоторые из них и могли выглядеть как остовы корабля. А доски? Так в древности вполне могли быть возведены в горах деревянные постройки. Например, загоны для скота – почему нет? Кстати, вот еще интересная информация в связи с этим допущением: на месте поисков Ковчега, в древности, находилось высокоразвитое государство Урарту. Жители этой страны, несомненно, возводили дома, выращивали растения на горных террасах и разводили скот.

Наш родной 21 век предоставил человеку достаточно технических средств для поиска утраченных артефактов, коим, несомненно, является и Ноев ковчег. Так один из исследователей, изучая карту, полученную спутником, обнаружил на горе Арарат образование, напоминающее по очертаниям корабль, вмерзший в лед. Так, что история с поиском корабля-спасения не закончена.

Многих интересует вопрос «Сколько лет строил Ной ковчег?» Попробуем разобраться. Многие считают, что на строительство этого сооружения ушло 120 лет. Этот срок взят из 6-й главы Библии, в которой подробно описываются постройка ковчега и история Ноя.

Кто же такой Ной и для чего он построил свой ковчег?

Ной - один из прямых потомков Адама. Когда он приступил к постройке своего сооружения, ему исполнилось 500 лет. У него родились 3 сына - Сим, Хам и Иафет. Все они были погодками. Ученые сходятся в версии, что он не хотел иметь детей, так как знал, что наступит конец света. Но все же по велению Господа был вынужден жениться.

Именно Ной был единственным, кто вел праведную жизнь и снискал у Господа милостыню. Он был выбран Всевышним для того, чтобы после потопа в мире возродилась жизнь.

Господь Бог считал, что люди погрязли в своих грехах. Наказанием для людей должно было быть их полное уничтожение. Он обрушил на землю очень много воды. Под ее волны ушло все живое.

В живых осталось только семейство Ноя. Эта милость была послана ему Богом в виде так называемой инструкции:

  1. Бог в подробностях разъяснил Ною, как возвести ковчег, чтобы он не ушел под воду и не дал течь.
  2. Рассказал, что взять с собой на корабль, чтобы выжить и не умереть с голоду.
  3. Велел взять с собой жену и сыновей с их женами, а также каждой твари по паре.

Конечно, Господь Бог мог бы помочь Ною, и тот построил бы ковчег всего за несколько дней. Но все же Всевышний надеялся, что люди одумаются и придут просить прощения за свои прегрешения. Тогда бы он своей милостью оставил жизнь на земле. Однако грешники не торопились идти каяться.

Ной также предупреждал их о грядущем конце света. Он посадил деревья, которые позже были использованы в качестве материала для корабля. Вся подготовка и строительство длились долгие 120 лет, и ни одна живая душа не послушала советов и не повернулась к Богу.

Больше месяца длилось наводнение. Только после 40 дней ковчег вынырнул на поверхность. Воды было столько, что из нее торчали только верхушки затонувших гор. Спастись любому живому существу было нереально.

150 дней держалась вода, затем начала убывать. Ковчег прибило к горе Арарат. Но лишь спустя 9 месяцев Ной заприметил верхушки гор, и только через 40 дней он отправил на волю ворона, однако тот вернулся, не найдя суши. Еще трижды он выпускал голубя, и только на 3-й раз птица не возвратилась назад. Значит, теперь можно было выходить на сушу.

После такого конца света на земле в живых осталась только семья Ноя. Чтобы Господь больше не наказывал его потомков, Ной принес жертвенные дары. И Всевышний пообещал, что больше никогда не будет наказывать людей полным истреблением. Он благословил всё живое на этой земле и заключил с Ноем соглашение. Символом этого является радуга, которая появилась в знак того, что вода больше не сможет уничтожить человечество.

Нужно было начинать новую жизнь. Основным занятием Ноя стало земледелие. Он посадил множество виноградников и изготовил первое вино.

Отсюда идет еще одна легенда. Однажды Ной, напившись вина, лежал голым в шатре. Когда это увидел Хам, он посмеялся над отцом и рассказал обо всем братьям. Но те укрыли отца и осудили брата. Ной же проклял весь род Хама.

После потопа Ной трудился еще 350 лет и скончался, когда ему исполнилось 950 лет.

Ной дал начало жизни всем народам, которые живут на Земле. Это потомки его сыновей: Хама, Иафета и Сима. Именно праведная и благочестивая жизнь Ноя способствовала тому, что мы с вами живем.

Теперь вы знаете ответ на вопрос «Сколько лет строил Ной свой ковчег?» Господь дал много времени для того, чтобы люди смогли одуматься и перестать совершать греховные дела. Целых 120 лет люди смеялись и глумились над человеком, которому была уготована участь стать праотцом современного человечества.

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки Ной – всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно,...

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Склон Арарата: еще один ковчег?

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.

Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.)

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «... разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.
Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана – считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Вид на Арарат со стороны Еревана

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0