Обж планы уроков методический материал конспекты презентации. Учебно-методические материалы и разработки по обж

Конспект урока "Пожарная безопасность", 5 класс, УМК А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Цель урока: формировать практические навыки учащихся на уроках ОБЖ, с использованием метода кейсов. Урок сопровождается презентацией, используется раздаточный материал в виде карточек для решения ситуационных задач. На уроке применяется метод кейсов. В конце занятия учащимся предлагается разработать буклет по правилам пожарной безопасности.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данный урок позволит организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков. Учащиеся выработают алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия. В ходе урока учащиеся выполнят практическую работу- на контурной карте отметят селеопасные районы России. Урок сопровождается презентацией.

Данный урок познакомит учащихся с понятием «химическая защита», с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения, с устройством фильтрующего противогаза ГП-5, научит определять размер шлема-маски противогаза ГП-5, поможет выработать у ребят алгоритм действий при получении сигнала оповещения о химической аварии.

Данный урок является актуальным в начальном образовании и воспитании, потому что здоровье школьника самая большая ценность в современном мире.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1) Расширить и систематизировать знания детей о здоровье и компонентах здорового образа жизни.
2) Развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в группе, в паре.
3) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Целевая аудитория: для 2 класса

Данный урок позволяет дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их вповседневной жизни.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок познакомит учащихся с понятием «радиационная безопасность», основными источниками радиации, с нормами радиационной безопасности, обучит правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения. Учащиеся выработают алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок и презентация разработаны к учебнику А.Т. Смирнова и Б.О.Хренникова. Учащиеся знакомятся с понятием "сель" , с причинами возникновения и последствиями этого опасного природного явления.

Целевая аудитория: для 7 класса

Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) является учебной дисциплиной, цель которой — воспитание культуры безопасности в различных обстоятельствах. Изучается этот предмет школьниками 5-11 классов. На нашем сайте материалы по ОБЖ представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование […]

План-конспект урока по ОБЖ по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по ОБЖ. Конспект урока основ безопасной жизнедеятельности представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей ОБЖ. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения ОБЖ в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока ОБЖ должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по ОБЖ являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков ОБЖ бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям основ безопасной жизнедеятельности перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по ОБЖ на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по ОБЖ на нашем сайте Вы найдете разработки по краеведению , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

МКОУ «Цветочненская СШ»

Белогорского района республики Крым

Всероссийский открытый урок

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Подготовила классный руководитель 8- А класса

Инжиева Н. М.

Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся школы

Тема: «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях»
Цель: практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся в условиях пожара; террористической угрозы, наводнения, землетрясения.
Оборудование: .презентация, компьютер.

I. Организационный момент. Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые наши гости и ребята! Сегодня мы собрались для очень важного разговора. Окружающий мир, природа и развивающиеся технологии - реалии современного общества - все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует - МЧС России, действующая при чрезвычайных ситуаций различного характера. МЧС- это не только пожарные подразделения, но и спасатели, владеющие знаниями в медицине, стоящие на защите здоровья и жизни.
II. Основная часть урока. Выступление докладчика № 1 Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
Но огонь может быть врагом . Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Есть древнее предание о том, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила город
Выступление докладчика № 2

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

    выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Выступление №3.

Правила пожарной безопасности в школе. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ ?

При обнаружении пожара в школе следует придерживать последовательности принимаемых мер. Первое, закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы .
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы. Главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
- если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
- если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
- на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди

Выступление №4

Правила оказания помощи при термических ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

I II . Подведение итогов

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них - актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности - формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Разработка урока по ОБЖ на тему:

Лесные пожары»

Актуальность изучения темы

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары.

Результативность урока

Способы организации деятельности на уроке обеспечивают сотрудничество учителя и обучающихся, обучающихся между собой; каждый может проявить заинтересованность и включиться в деятельность по достижению целей урока;

Групповая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся: умение договариваться, терпеливо выслушивать мнение другого участника группы, корректно отстаивать свою точку зрения.

Использование воспитательных возможностей словесной оценки учителя, а также самооценки обучающихся содействуют развитию познавательного интереса обучающихся, воспитанию качеств личности, таких как активность, самостоятельность, ответственность и способность к рефлексии собственной деятельности.

Учебный предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.

Тема урока: " Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары ". Класс : 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, деятельностные.

Методическая цель урока: представить опыт по использованию эффективных приемов организации самостоятельной работы при изучении новой темы.

Цели урока:

Образовательная - изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

Задачи:

Обучения:

Создать условия для развития знаний о лесных пожарах и мерах по обеспечению личной безопасности;

Создать условия для формирования умения выделять главное, отбирать нужный материал, делать выводы, обосновывать свою точку зрения;

Развития:

Содействовать развитию учебной мотивации, познавательного интереса, внимания, логического мышления;

Создать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитания:

Создать условия для развития таких качеств личности, как ответственность, активность, дисциплинированность, самостоятельность;

Создать условия для формирования безопасного поведения учащихся.

Техническое оснащение:

компьютер, проектор, экран

Материалы к уроку:

задания для учащихся, раздаточный материал, электронная презентация, листы индивидуальной работы (в приложениях).

Конспект урока по ОБЖ на тему

«Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека.

Лесные пожары»

(7 класс)

Актуализация знаний.

Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, а ведь леса приносят огромную пользу:

· поглощают углекислый газ, выделяют кислород , смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

    защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

    служат домом для большинства видов живых организмов;

    служат одним из основных мест отдыха людей.

Наша область богата лесными насаждениями, поэтому нас волнует вопрос сохранности леса, улучшения экологической обстановки.

Поэтому главная цель урока - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека.

Вид урока: Закрепление ранее изученного материала с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 30 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Образовательная - закрепление материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

Подготовка к уроку:

    Подбор материала и набор текста.

    Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

    Составление и оформление презентации.

Ход урока

I. Организационный момент (5 мин.).

II. Изучение нового материала (12 мин).

План проведения урока:

    Вступительное слово.

2. Работа в группах (самостоятельное изучение материала)

1. Вступительное слово учителя.

Я хочу начать урок с фрагмента стихотворения Ф.И.Тютчева:

Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе,

Лишь в нашей призрачной свободе, разлад мы с нею создаем…(используются слайды 1,2 презентации)

Фронтальный опрос: Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду? (Ответы учащихся)

Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия гораздо больше, чем положительного. Этим летом окружающая среда Российской Федерации подверглась серьезным испытаниям.

ВОПРОС: Каким? (лесные пожары)

Сообщение темы урока (слайд № 3):

«Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере

лесных пожаров».

    Самостоятельное изучение материала (работа в группах 12 мин.).

Класс разделен на три группы: Исследователи, экологи, МЧС. Каждая группа получает задание, раздаточные материалы, листы индивидуальной работы.

Задание для группы № 1 «Исследователи»:

Выявить

Задание для группы № 2 «Экологи»:

Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду (экосистему)

Подготовить выступление (защиту проекта)

Задание для группы № 3 «МЧС»:

Подготовить выступление (защиту проекта)

В процессе работы учитель предлагает в процессе выступления групп воспользоваться компьютерной презентацией (приготовлена заранее)

    Обмен информацией (выступление команд)

Группа № 1 «Исследователи»

Основные причины лесных пожаров

Спичка, сигарета, пыж

Костер, стекло

Самовозгорание

Засуха

Удар молнии

Таблицу:

Объект горения

(ЧТО ГОРИТ)

Скорость движения огня

Температура горения

Подземные (почвенные)

Торф

1 км. В сутки

Около 600 гр. С

Низовые

Трава, мох, опавшие ветки

До 5 км. в час

До 700 гр. С

Верховые

Листья, хвоя, ветви

До 30 км. в час

900-1200 гр. С

Выступление сопровождается слайдами № 4-7 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

Группа № 2 «Экологи» представляет составленную схему:


ЧЕЛОВЕК

Пожар может уничтожить жилье

Дышать невозможно

Можно погибнуть или получить ожоги

РАСТЕНИЯ

Уничтожаются редкие виды

Кислорода в

атмосфере становится меньше

ЖИВОТНЫЕ

Уничтожаются редкие виды

Нарушается пищевая цепочка

АТМОСФЕРА

Пыль

Угарный газ

Парниковый эффект

Выступление сопровождается слайдами № 8-10 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

Группа № 3 «МЧС» представляет составленную схему:

Определить направление ветра, движения огня

Накрыть голову мокрой одеждой

Дышать через мокрый платок

Выходить под прямым углом, пригнувшись к земле

Окунуться в ближайший водоем

Выступление сопровождается слайдом № 11 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

  1. Просмотр видеофрагмента «Пожар в лесу»

Для закрепления материала предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

    Подведение итогов.

Подводим итог. Целью нашей работы на уроке было установить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров.

Как вы думаете, цель достигнута? (да)

Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам еще одно стихотворение

Вадима Шефнера:

И нехотя чадили до утра.

Какой вывод мы сегодня можем сделать? (Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности)

    Домашнее задание:

1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь

2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области.

Лист индивидуальной работы

Основные причины лесных пожаров

Антропогенный (человеческий) фактор:

Самовозгорание

«Характеристика видов лесных пожаров»

Объект горения

(ЧТО ГОРИТ)

Скорость движения огня

Температура горения

1.

Подземные (почвенные)

2.

Низовые

3.

Верховые

Влияние лесных пожаров на экологическую систему


ЧЕЛОВЕК

АТМОСФЕРА

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

«Действия в зоне лесного пожара»

Технологическая карта урока

I этап. Организационный

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет кто отсутствует.

Выдает каждому ученику лист индивидуальной работы (Приложение 1).

Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

Результат: учащиеся настроены на работу.

II этап. Фронтальный опрос

Цель: создать условия для осмысления учащимися необходимости изучения темы, возбуждение мыслительной деятельности, мотивировать на успех, результат.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель зачитывает строки из стихотворения Ф.И. Тютчева (слайд 1):

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

Человек является частью природы, он взаимодействует с окружающей средой, при этом воздействуя на нее как положительно, так и отрицательно.

Фронтальный опрос:

1.Приведите примеры положительного влияния человека на окружающую среду? 2.Приведите примеры отрицательного влияния человека на окружающую среду? Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия на окружающую среду гораздо больше, чем положительных. Каждым летом окружающая среда Российской Федерации подвергается серьезным испытаниям.

3. ВОПРОС: Каким?

Правильно. В результате пострадали люди, многие лишились жилья. Пожары бушевали и на территории Свердловской области. Мы почувствовали их влияние на себе, поэтому я предлагаю этой проблеме посвятить наш урок.

Тема урока: «Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары»

Дети анализируют строки из стихотворения.

Предполагаемые ответы:

1.В природе все взаимосвязано. Человек садит деревья, очищает территорию.

2.Человек наносит вред природе. Вырубка лесов. Загрязнение рек. Мусор.

3. Лесным пожарам

Результат: учащиеся испытывают эмоциональный подъем, мотивированы на успех.

III этап. Актуализация знаний

Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что бы вы хотели узнать по данной теме и проблеме?

Хотите ли вы узнать подробнее о влиянии лесных пожаров на окружающую среду, действиях в зоне лесных пожаров?

Исходя из темы урока и проблемы, попытайтесь сформулировать цель урока

Обобщает ответы, озвучивает цель урока (слайд 3). «Отследить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров».

Как вы думаете, что мы будем делать для достижения цели?

Работать будем в группах

Как действовать при возникновении пожара?

Отвечают на вопросы.

Последствия лесных пожаров

Лесные пожары

Их влияние на окружающую среду

Предполагаемые ответы:

Изучить компоненты биогеоценоза.

Достроить интеллект-карту.

Изучить состав и строение биогеоценоза.

Работают в группах, выполняют задание

Результат: учащиеся проявляют готовность к активному, сознательному освоению нового материала, формулируя цель и задачи урока.

IV этап. Усвоение новых знаний (работа в группах) Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выдает учащимся материал, необходимый для выполнения задания (Приложения 2,3,4). Объясняет задание.

Создает условия для усвоения нового материала.

Результатом работы групп будет заполненные схемы и ответ на вопросы.

Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задание и материалы для выполнения задания.

Работают в группах, обсуждают проблему, заполняют схемы, оформляют ответы на доске (при необходимости).

Результат: учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать.

V этап. Закрепление нового учебного материала

Цель: создать условия для осознанного восприятия новой информации, ее осмысления и запоминания, проявления коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов.

Предлагает заполнить лист индивидуальной работы

Оценивает ответы каждой группы.

Видеофрагмент

Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности. (Приложение 4)

1 группа: «Исследователи»:

Дать характеристику видам лесных пожаров

2 группа: «Экологи»:

Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду

3 группа: «МЧС»:

Установить порядок действий человека в зоне лесного пожара

Каждый ученик заполняют лист индивидуальной работы

Задают уточняющие вопросы.

Результат: учащиеся демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при выполнении практических заданий

VI этап. Подведение итогов и рефлексия деятельности

Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):

Подведем итоги. Какова была цель урока?

Как вы думаете, цель урока достигнута?

Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам стихотворение Вадима Шефнера:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Какой вывод можно сделать?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Учитель анализирует ответы, оценивает активность, работу учеников.

Надеюсь, что вы удовлетворены собственной деятельностью на уроке, а полученные знания действительно пригодятся в жизни и вы сможете их донести до других.

Ответы:

- изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "

Да

Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности

Результат: учащиеся получают и закрепляют новый материал, проводят самооценку собственной деятельности.

VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    - Домашнее задание:

1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь 2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара; 3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области. -Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание.

Результат: учащиеся эмоционально настроены на успешное выполнение домашнего задания.

Список литературы.

    Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П. и др. М.: 2012.

    Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ ППБ 101-89, М, 2006 г.

    Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения: М.- Русский журнал, 2000.

    Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Челябинск. – Южно-уральское книжное издательство, 1995.

    Репин Ю.В., Шабунин Р.А., Середа В.А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Екатеринбург, 1995.

    Садикова Н.Б. 1000+1 совет туристу, школа выживания: Минск.-Современный литератор, 2000.

    Миньков Н.Н., Костенко Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности (материалы к преподаванию предмета ОБЖ).: Самара, 2014.

    Основы безопасности жизни. Журналы: М., 2016.

Урок №1.Здоровый образ жизни молодежи. Технология использования ИКТ.

Урок №2. Правила личной гигиены и здоровья. Здоровьесберегающие технологии

Урок №3. Формирование правильного взаимоотношения полов. Правила безопасного поведения девушек в темное время суток. Проектная деятельность учащихся.

Урок №4 Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Кодекс РФ.Комплексное использование цифровых образовательных ресурсов.

Урок №5 Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1 Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы:

1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

2. Гражданская оборона, основные понятия и опреде ления, задачи гражданской обороны

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги тации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера».

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Изучение первого вопроса.

Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

Ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

Пожары - до 70 %;

Паводки, наводнения - до 40 %;

Оползни, извержения вулканов - до 18 %;

Землетрясения, засухи - до 15 %.

К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных си туаций».

Учащиеся записывают определение в тетради:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

Изучение второго вопроса.

Учащиеся записывают основные понятия:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво начально система ГО в нашей стране создавалась как система за щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи лась на специальных курсах.

В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро приятий.

Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера ции - соответствующие руководители.

Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений феде рального закона «О защите населения и территорий от ЧС природ ного и техногенного характера».

«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых и научно-технических программ, на правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы шение устойчивости функционирования организаций, а также объ ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Прогнозирование и оценка социально-экономических послед ствий чрезвычайных ситуаций;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и кон троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Осуществление мероприятий по социальной защите населе ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума нитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ вующих в ликвидации;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполне ния задач и взаимодействия основных элементов, а также иные во просы функционирования Единой государственной системы пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»

После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных яв лений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В ее задачи входит:

Проведение единой государственной политики в области пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий;

Оповещение и информирование населения о ЧС;

Ликвидация ЧС;

Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

Выполнение мероприятий ГО и др.

Федеральный;

Региональный (ЮФО);

Территориальный;

Местный;

Объектовый.

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ ления.

IV. Итог урока.

Какова основная задача Гражданской обороны страны?

Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен ное время, в мирные дни?

Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо ны и каков порядок действия по ним?

Какова структура Единой государственной системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

Назовите задачи, решаемые этой системы.

Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо зяйства.

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 11 классе по теме:

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Народная мудрость.

Цели урока:

1.Способствовать формированию жизненной позиции учащихся, поиска своего места в жизни.

2.Создать на уроке микроклимат, вызывающий интерес учащихся к военной профессии, способствующий осознанию их личной ответственности за защиту Отечества.

Задачи:

1.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

2.Обучающие: изучение основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», знакомство с историей становления российского офицерского корпуса, с основными видами военных образовательных учреждений и правилами приема граждан в военные образовательные учреждения.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

Планируемые результаты:

1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).

2.Формирование внутренней готовности к выполнению воинского долга.

Предварительная подготовка к уроку.

1.Дать индивидуальные задания учащимся:

Подготовить сообщение об истории становления российского офицерского корпуса;

Сделать выборку основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», касающихся подготовки офицерских кадров;

Провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов, цель которого – выяснить, как формируются чувства патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста.

2.Пригласить на урок офицера.

Вопросы урока:

1.История становления российского офицерского корпуса.

2.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

3.Система военного образования в России.

4.Правила приема в ВВУЗ-ы.

5.Обучение в ВВУЗ-е

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем

задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. И это так понятно, если по-настоящему задуматься. А вы подходите к тому рубежу, когда нужно задуматься о том, какой поступок совершить, какую выбрать профессию, потому что этот поступок, в конечном счете, сделает вашу судьбу.

Есть такая профессия – Родину защищать. Выбрать такую профессию дано не каждому. Офицер – профессия для настоящих мужчин. О том, как появилась эта профессия, как возникли и развивались офицерские традиции, нам расскажет Можжухина Женя.

II Изложение нового материала.

1.Индивидуальное сообщение:

«История становления российского офицерского корпуса».

Почти три столетия насчитывает регулярная армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.

Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.

При Петре I военная служба для всех начиналась с нижних чинов. Качеству подготовки войск офицерского корпуса Петр уделял особое внимание. Образование русского офицерства связано с появлением регулярной армии. Петр, в отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, считал правильной систему, когда будущий офицер начинал службу рядовым.

Для дворянского сословия царь Петр ввел обязательную личную и пожизненную службу. По достижении 16-летнего возраста юношей экзаменовали специальные комиссии. Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, выдержавшие брались на государственную службу: две трети – в военную, треть – в гражданскую.

В конце XVIII столетия русская армия была единственной, не считая революционной французской армии, в которой солдату и унтер-офицеру открывался сводный доступ к офицерским чинам.

Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.

К молодым людям, полежавшим служить в армии в качестве офицеров, предъявлялись повышенные требования во всех отношениях. Доходило до того, что такие юноши «принадлежали не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для них святее всех на свете». На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов.

2.Работа с таблицей.

Профессиональная подготовка русских офицеров, как вы уже слышали, началась при Петре I и продолжается до сегодняшнего дня. Настя Федчишина прокомментирует нам таблицу, которую она приготовила.

Из истории военно-учебных заведений.

1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.

1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,

1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

1798 г. – Медико-хирургическая академия,

1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

1867 г. – Военно-юридическая академия,

1877 г. – Морская академия

Группы военно-учебных заведений России (до 1917 г.)

  1. Низшие (для подготовки младшего командного состава)
  2. Средние (кадетские корпуса, подготовительные школы)
  3. Средние специальные (готовили командные и инженерно-тех. кадры для армии)
  4. Высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров

Группы военно-учебных заведений Советской России (с 1917 г.)

  1. Курсы и полковые школы (для младшего ком. состава)
  2. Командные курсы (для подготовки командиров взводов)
  3. Курсы усовершенствования командного звена
  4. школы подготовки специалистов среднего звена
  5. Военные академии (для подготовки старшего командного состава)

В 1924 – 1925

А) Военные академии.

В) Военно-морские училища.

В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.

Типы образовательных учреждений МО РФ

  1. Академия. 2.Университеты. 3.Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.

3.Рассказ об офицере.

Итак, вы убедились: на Руси всегда с должным вниманием относились к обучению офицеров, к воспитанию настоящих мужчин.

Мужчина… О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля, мужество, великодушие, благородство.

(Звучит музыка. Рассказ об офицере)

Сегодня этот человек - наш гость – Калинкин Василий Борисович.

Василий Борисович, я думаю, ребятам было бы интересно услышать о том, как вы стали офицером, что повлияло на выбор вашей профессии, какое учебное заведение вы заканчивали.

5.Рассказ офицера.

6.Работа с памятками.

Правовой основой для подготовки граждан к военной службе и для обучения в военных заведениях является Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Мы с вами изучили ст.11 и 17 об обязательной и добровольной подготовке к военной службе. Более подробно пункты ст. 17 раскрываются в ст. 18, 19, 20 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Памятки с извлечениями из этих статей я вам раздам для самостоятельного изучения. (Ученик раздает памятки). Обратите внимание на п.2 ст.18, где говорится о том, что граждане, получившие спортивный разряд или спортивное звание пользуются преимущественным правом при зачислении в ВВУЗы. В ст. 19 названы учебные заведения для военной подготовки несовершеннолетних. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища. Подробнее с организацией деятельности этих учебных заведений вы можете ознакомиться в Положении о суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах в Сборнике нормативных правовых документов и материалов. (Показ книги).

7.Рассказ офицера о правилах приема в ВВУЗы.

О правилах приема в ВВУЗы. Нам расскажет Василий Борисович. Обратите внимание на таблицу, которую подготовила Кузнецова Катя, такая же табличка есть и в ваших памятках.

Правила приема в высшие военные учебные заведения РФ.

Закон «О военной обязанности и военной службе».

  1. Граждане РФ от 16 до 22 лет.
  2. Военнослужащие до 24 лет.
  3. Имеющие среднее (полное) образование.

3.Предоставляется ежегодный отпуск–30 суток и зимний каникулярный отпуск–14дней.

8 Беседа.

Как видите, обычный набор документов, который необходим для поступления в любой вуз. Однако почему-то немногие подают документы в военные уч. Заведения. Как вы думаете, почему?

(Ответ: наверное, все дело в индивидуальных психологических качествах. Чтобы стать военным, нужно отвечать определенным требованиям).

Совершенно верно. А вот каким требованиям должен отвечать будущий офицер, мы попросим рассказать специалиста.

- Рассказ офицера об индивидуально-психологических качествах офицера.

И конечно, каждый офицер должен быть патриотом. Как вы понимаете слово «патриот» и «патриотизм»?

(Ответ: Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ. Причем любовь к своему Отечеству должна быть действенной, не на словах. Любить Родину – это значит служить ей, причем не рассчитывая на вознаграждение, а если нужно, то патриот жертвует своей жизнью, защищая свою Родину).

Вы совершенно верно определили понятие «патриот» и «патриотизм». А теперь давайте послушаем, что думают по этому поводу учащиеся нашей школы. Юля Петровская провела анкетирование среди уч-ся 10-11 классов нашей школы.

9.Сообщение о результатах анкетирования.

Спасибо, Юля, ты проделала большую работу. Результаты анкетирования показали, что равнодушных к вопросу формирования патриотических чувств нет, что вы осознаете снижение уровня патриотического воспитания, и это тревожит вас, а нас, учителей, наводит на определенные размышления по поводу повышения уровня патриотического воспитания, но также видна и ваша готовность к сотрудничеству с представителями Вооруженных Сил и МВД.

А теперь, ребята, какие вопросы вы хотели бы задать офицеру?

10.Вопросы: 1.Из каких нравственных и жизненных ценностей формируются патриотические убеждения?

2.Как вы думаете, можно ли сказать, что патриотизм – это понятие прошлых лет?

Ответы офицера.

Василий Борисович подарил нам книгу (показ книги) «100 вопросов и ответов», в которой изложены изменения в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», а также ответы на многие вопросы о службе по призыву и по контракту.

III Подведение итогов урока

1. Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги: что мы сегодня узнали на уроке?

Прфессия офицера почетна.

Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами.

Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них.

Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие.

Мы познакомились с интересным человеком и хотим поблагодарить его и пригласить почаще приезжать к нам.)

2.Закрепление материала – работа с карточками.

3. Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся.

IV Домашнее задание: п. 3.5, стр. 203. Выучить памятки.

В 1924 – 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:

А) Военные академии.

Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.

В) Военно-морские училища.

В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства

Российской Федерации.

Типы образовательных учреждений

МО РФ

  1. Академия. 2.Университеты.

3. Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.

Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.

1.При зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант.

2.По окончании I курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания).

3.Предоставляется ежегодный отпуск – 30 суток и зимний каникулярный отпуск – 14 дней.

4.Продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно).

5.Распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца.

6.Отчисленные из ВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.

Успешно окончившие высшее военное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий с получением воинского звания и диплома гражданского образца.

Из истории военных учебных заведений.

1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.

1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,

1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

1798 г. – Медико-хирургическая академия,

1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

1867 г. – Военно-юридическая академия,

1877 г. – Морская академия

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖв 11-м классе по теме "Основные понятия о воинской обязанности"

Статья отнесена к разделу: Преподавание ОБЖ

Цели урока:

  1. Подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме.
  2. Познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обязанности.

Оборудование:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. лицензионный диск с конспектами уроков по ОБЖ для 11 кл. (серия «Кирилл и Мефодий»);
  3. карточки для проверки домашнего задания, для игры «Обратись по воинскому званию».

План урока:

  1. Организационный момент приветствие, сообщение целей урока.
  2. Работа устно:
  1. Самостоятельная работа.
  1. Изучение новой темы.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Задание на дом.

Ход урока

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными понятиями о воинской обязанности: познакомимся с нормативными документами, которые определяют обязанности граждан перед обществом, оговорим составляющие и основные направления воинской обязанности, история создания воинского учета и порядок постановки на воинский учет.

2. Однако, перед изучением нового материала повторим и проверим как вы усвоили воинские звания вооруженных сил РФ.

  1. Каждому ученику раздаются карточки с изображением воинских званий на погонах (на каждой карточке 10 шт). В течение 4-5 мин. учащиеся должны подписать соответствующее воинское звание.
  2. Игра «Обратись по воинскому званию». Каждому учащемуся выдается карточка с изображением воинского звания на погоне. Сидящие рядом учащиеся должны определить звания по старшинству и обратиться соответствующим образом к более старшему по званию.

3. Открыли тетради, запишем дату и тему урока.

1) Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществляется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ). Усвоение данного раздела будет способствовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (а может, флотской) среды. Кроме того, должен обеспечить вас достаточными правовыми знаниями в области воинской службы, о своих правах и обязанностях как воина Вооруженных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.

В процессе изучения раздела мы с вами познакомимся с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами ВС РФ, предназначением видов и родов войск, уясним роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данной темы позволит вам проникнуться чувством уважения к ВС РФ.

Многие из вас могут задать вопрос: «А зачем мне это нужно?». Обращаю ваше внимание на то, что данная обязанность прописана в ст. 49 Конституции РФ, определена законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в статье 11.

В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Какие основные виды деятельности человека вам известны?

(Основные виды деятельности: труд, учение, игра.)

На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, труженником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять за себя и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою родину.

Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о назначении и составе ВС РФ на всех уровнях на современном этапе?

(Ответы учащихся.)

Действительно, несмотря на смягчение международной обстановки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.

Приведите примеры, конкретные факты, события в мире.

(США, Грузия, НАТО, ПРО и т.д.)

Для чего же созданы ВС РФ?

(Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосноввенности ее границ.)

Какие же основные задачи стоят перед ВС в различных условиях внутренней и международной обстановки? Отдельные формирования ВС могут привлекаться для ликвидациивооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локаплизации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.

Военная служба, как и любая денятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дислокации части, особенностями воинского коллектива. К сожалению, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления? Армия – часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране: она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо прежде всего морально, психически и физически.

Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба – это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флотееще и школа воспитани, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане, закаляется духовно и физически. Ещё А.В.Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.

Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого вооруженного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни. Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы. Военная служба – эффективное средство нравственного воспитания.

Как, по вашему, проявляются нравственные отношения в условиях военной службы?

(Нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, далее к самому себе.)

Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Ещё Н.В.Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества». В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует жорошей эмоциональной подготовки, специальных знаний. Зачастую во время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.

Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Причем уволенные в запас военнослужащие до сих пор пользовались преимущественным правом при поступлении в ВУЗы, а рекомендация командира давала право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах. В настоящее время изменения условий поступления в ВУЗы и ССУЗы в связи с введением ЕГЭ возможно и изменение льгот для уволенных в запас.

Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют всю его последующую жизнь. Известный писатеь Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы ВОв. Будучи уже зрелым человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот ему дал профессию, а главное – воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.

(Примеры из современной жизни.)

2) Запишем в тетради основные составляющие воинской обязанности:

  1. Воинский учет.
  2. Обязательная подготовка к военной службе.
  3. Призыв на военную службу.
  4. Прохождение военной службы.
  5. Пребывание в запасе.
  6. Призыв на военные сборы и их прохождение.

Основополагающим документом для военнообязанных является Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года. Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие особенности военной службы, - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.

3) А сейчас мне хотелось бы остановится на истории создания воинского учета. История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования ВС личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению. Система комплектования складывалась постепенно:

  1. В 1705 г Указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г по 5-7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру I к 1725 г иметь 220-тысячную регулярную армию.
  2. В 1874 году в результате проведения военных реформ,автором которых был военный министр вооруженных сил России Д.А.Милютин, произошло дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск. Была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы, которая распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году. Общий срок службы устанавливался в – 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет – на пребывание в запасе. Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877-1878) всего за четыре недели провести мобилизацию русской армии.
  3. В 1897-1917 гг комплектование русской армии осуществлялось в соответствии с Уставом о воинской повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно: молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск – в 17 лет, из них: 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе. Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, - в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

4. Вопрос классу:

  1. Каковы основные понятия о воинской обязанности?
  2. Какой личный вывод вы сделали о нужности изучения данной темы?

5. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Что включает в себя воинская обязанность?»