Правление александра 2 кратко основное. Личность императора Александра II и общая характеристика его правления

Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III), Александр получил хорошее образование. Наставником его был В. А. Жуковский, воспитателем - К. К. Мердер, среди учителей - М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика). Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.

Начало государственной деятельности Александра II

С 1834 сенатор, с 1835 член Святейшего Синода, с 1841 член Государственного совета, с 1842 - Комитета министров. В 1837 путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Зап. Сибирь), в 1838-39 - по Европе. Генерал-майор (1836), с 1844 полный генерал, командовал гвардейской пехотой, с 1849 начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848. Во время Крымской войны 1853-56 с объявлением Петербургской губернии на военном положении начальствовал над всеми войсками столицы.

Семья Александра II

Женат (с 1841) на принцессе Гессен-Дармштадской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (в православии Марии Александровне , 1824-80), имел семь детей: Александра, Николай, Александр, Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли - дочь в 1849, наследник престола в 1865). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е. М. Долгорукой (княгине Юрьевской), с которой был связан с 1866, от этого брака имел 4-х детей. Собственный капитал Александра II составлял на 1 марта 1881 около 11740 тыс. руб. (ценные бумаги, билеты Госбанка, акции железнодорожных компаний); из личных средств он пожертвовал в 1880 1 млн. руб. на устройство больницы в память императрицы.

Начало царствования Александра II. Реформы 1860-70-х гг.

Ни в юности, ни в зрелые годы Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.
Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856. С воцарением Александра наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации в августе 1856 он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31, приостановил на 3 года рекрутские наборы, в 1857 ликвидировал военные поселения. Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение 4-х лет (от учреждения Секретного комитета 1857 до принятия закона 19 февраля 1861) проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Придерживаясь в 1857-58 «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, т. е. на программу реформы, разработанную либеральной бюрократией, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский и др.). При его поддержке были приняты Земское положение 1864 и Городовое положение 1870, Судебные уставы 1864, военные реформы 1860-70-х годов, реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.
Александр II не в силах был противостоять традиционной имперской политике. Решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Он уступил требованиям продвижения в Среднюю Азию (в 1865-81 в состав Империи вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877-78. После подавления Польского восстания 1863-64 и покушения Д. В. Каракозова на его жизнь 4 апреля 1866 Александр II пошел на уступки охранительному курсу, выразившиеся в назначении на высшие государственные посты Д. А. Толстого, Ф. Ф. Трепова, П. А. Шувалова. Реформы продолжались, но вяло и непоследовательно, почти все деятели реформ за редким исключением (например военного министра Д. А. Милютина, считавшего, что «только последовательные реформы могут остановить в России революционное движение»), получили отставку. В конце своего царствования Александр склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

Покушения и убийство Александра II

На Александра II было совершено несколько покушений: Д. В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским 25 мая 1867 в Париже, А. К. Соловьевым 2 апреля 1879 в Петербурге. Исполнительный комитет «Народной воли» 26 августа 1879 принял решение об убийстве Александра II (попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879, взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Н. Халтуриным 5 февраля 1880). Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти. 1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т.Лорис-Меликова , сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции ». Великие реформы остались незавершенными.

Романов
Годы жизни: 17 (29) апреля 1818, Москва - 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург
Император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский 1855-1881 гг.

Из династии Романовых.

Удостоен особого эпитета в русской историографии — Освободитель.

Он старший сын императорской четы Николая I и Александры Фёдоровны, дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III.

Биография Александра Николаевича Романова

Его отец, Николай Павлович, на момент рождения сына был великим князем, а в 1825 г. стал императором. С малолетства отец начал готовить его к престолу, и «царствовать» считал обязанностью. Мать великого реформатора, Александра Федоровна, была немкой, принявшей православие.

Получил образование, соответствующее своему происхождению. Главным его наставником стал русский поэт Василий Жуковский. Ему удалось воспитать будущего царя просвещенным человеком, реформатором, не обделенным при этом художественным вкусом.

По многочисленным свидетельствам, в юношеском возрасте был весьма впечатлительным и влюбчивым. Во время поездки в Лондон в 1839 г. влюбился в юную королеву Викторию, которая впоследствии стала для него самым ненавистным правителем в Европе.

В 1834 году 16-летний юноша стал сенатором. А в 1835 г. членом
Святейшего Синода.

В 1836 году наследник престола получил воинское звание генерал-майора.

В 1837 году отправился в свое первое путешествие по России. Посетил около 30 губерний, доехал до Западной Сибири. А в письме отцу написал, что готов «подвизаться на дело, на которое меня Бог предназначил».

1838 – 1839 годы ознаменовались путешествиями по Европе.

28 апреля 1841 г. сочетался браком с принцессой Гессен-Дармштадской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, получившей в православии имя Мария Александровна.

В 1841 г. стал членом Государственного Совета.

В 1842 году наследник престола вошел в Кабинет министров.

В 1844 г. получил звание полного генерала. Некоторое время даже командовал гвардейской пехотой.

В 1849 году получил в свое ведение военно-учебные заведения и Секретные комитеты по крестьянскому делу.

В 1853 году в начале Крымской войны командовал всеми войсками города.

Император Александр 2

3 марта (19 февраля) 1855 г. стал императором. Приняв престол, он принял и оставленные проблемы своего отца. В России в это время не был решен крестьянский вопрос, шла в разгаре Крымская война, в которой Россия терпела постоянные неудачи. Новому правителю пришлось провести вынужденные реформы.

30 марта 1856 г. император Александр II заключил Парижский мир, прекратив тем самым Крымскую войну. Однако условия для России оказались невыгодными, она стала уязвимой с моря, ей запретили иметь военно-морские силы в Черном море.

В августе 1856 года в день коронации новый император объявил амнистию декабристам, а также на 3 года приостановил рекрутские наборы.

Реформы Александра 2

В 1857 году царь намерен освободить крестьян, «не дожидаясь, пока они освободятся сами». Им был учрежден Секретный комитет, занимающийся этим вопросом. Итогом стал изданный 3 марта (19 февраля) 1861 года Манифест об освобождении крестьянства от крепостной зависимости и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, согласно которым крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом.

В ряду других реформ, проведенных царем, стоит реорганизация образовательных и юридических систем, фактическое упразднение цензуры, отмена телесных наказаний, создание земств. При нем проведены:

  • Земская реформа 1 января 1864 г., по которой вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам.
  • Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза.
  • Судебный устав 1864 г. вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом.

В ходе военных реформ была начата планомерная реорганизация армии, были созданы новые военные округа, создалась относительно стройная система местного военного управления, обеспечивалась реформа самого военного министерства, осуществлялось оперативное управление войсками и их мобилизация. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.

В ходе образовательных реформ 1860-х гг. была создана сеть народных училищ. Вместе с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища), в которых основной упор делался на преподавание естественных наук и математики. Изданный Устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов. В 1869 г. в Москве были открыты 1-е в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Имперская политика Александра 2

Он уверенно и успешно вёл традиционную имперскую политику. Победы в Кавказской войне были одержаны в 1-е годы его царствования. Удачно завершено продвижение в Среднюю Азию (в 1865-1881 гг. в состав России вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления решился на войну с Турцией 1877-1878 гг., в которой Россия выиграла.

4 апреля 1866 г. состоялось первое покушение на жизнь императора. Дворянин Дмитрий Каракозов выстрелил в него, но промахнулся.

В 1866 году 47-летний император Александр Второй вступил во внебрачную связь с 17-летней фрейлиной, княжной Екатериной Михайловной Долгорукой. Их отношения длились много лет, до самой смерти императора.

В 1867 году царь, стремясь наладить отношения с Францией, провел переговоры с Наполеоном III.

25 мая 1867 года произошло второе покушение. В Париже поляк Антон Березовский стреляет в карету, где находились царь, его дети и Наполеон III. Спас правителей один из офицеров французской охраны.

В 1867 г. Аляска (Русская Америка) и Алеутские острова были проданы Соединенным Штатам за 7,2 миллионов долларов золотом. Целесообразность приобретения Аляски Соединенными Штатами Америки стала очевидной 30 лет спустя, когда на Клондайке было открыто золото и началась знаменитая «золотая лихорадка». Декларацией советского правительства от 1917 года было объявлено, что оно не признает соглашений, заключенных царской Россией, таким образом Аляска должна принадлежать России. Договор о продаже был проведен с нарушениями, поэтому до сих пор идут споры о принадлежности Аляски России.

В 1872 году Александр вступил в Союз Трех Императоров (Россия, Германия, Австро-Венгрия).

Годы правления Александра 2

В годы его царствования в России развивается революционное движение. Студенты объединяются в различные союзы и кружки, часто резко радикальные, при этом почему-то залог освобождения России они видели только лишь при условии физического уничтожения царя.

26 августа 1879 г. исполнительный комитет движения «Народная воля» принял решение об убийстве русского царя. За этим последовало еще 2 покушения: 19 ноября 1879 г. под Москвой взорван императорский поезд, но вновь императора спасает случайность. 5 февраля 1880 г. произошел взрыв в Зимнем дворце.

В июле 1880 г. после смерти своей 1-й супруги, он тайно венчается с Долгорукой в церкви Царского Села. Брак был морганатическим, то есть неравным по роду. Ни Екатерина, ни ее дети от императора не получили никаких сословных привилегий и права престолонаследия. Им был пожалован титул светлейших князей Юрьевских.

1 марта 1881 г. император был смертельно ранен в результате очередного покушения народовольца И.И. Гриневицкого, бросившего бомбу, и умер в тот же день от кровопотери.

Александр II Николаевич вошёл в историю как реформатор и освободитель.

Был женат дважды:
Первый брак (1841) с Марией Александровной (1.07.1824 - 22.05.1880), в девичестве принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софьей-Марией Гессен-Дармштадтской.

Дети от первого брака:
Александра (1842-1849 гг.)
Николай (1843-1865 гг.), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце
Александр III (1845-1894 гг.) - император России в 1881-1894 гг.
Владимир (1847-1909 гг.)
Алексей(1850-1908 гг.)
Мария (1853-1920 гг.), великая княгиня, герцогиня Великобритании и Германии
Сергей (1857-1905 гг.)
Павел (1860-1919 гг.)
Второй, морганатический, брак на давней (с 1866 г.) любовнице, княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922 гг.), получившей титул Светлейшей Княгини Юрьевской.
Дети от этого брака:
Георгий Александрович Юрьевский (1872-1913 гг.), женат на графине фон Царнекау
Ольга Александровна Юрьевская (1873-1925 гг.), замужем за Георгом-Николаем фон Меренбергом (1871-1948 гг.), сыном Натальи Пушкиной.
Борис Александрович (1876-1876 гг.), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»
Екатерина Александровна Юрьевская (1878-1959 гг.), замужем за князем Александром Владимировичем Барятинским, а после - за князем Сергеем Платоновичем Оболенским-Нелединским-Мелецким.

Ему открыто много памятников. В Москве в 2005 году на открытом памятнике надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта». Также поставлен памятник в Санкт-Петербурге из серо-зелёной яшмы. В столице Финляндии, в Хельсинки, в 1894 г. был установлен памятник Александру II за укрепление основ финской культуры и признание финского языка государственным.

В Болгарии он известен под именем Царь Освободитель. Признательный болгарский народ за освобождение Болгарии воздвиг ему множество памятников и назвал в его честь улицы, и учреждения во всей стране. И в современное время в Болгарии во время литургии в православных храмах поминаются Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Великий князь Александр Николаевич был первым ребенком в великокняжеской семье Николая Павловича и Александры Федоровны. Он родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

По случаю его появления на свет придворный поэт В. А. Жуковский написал стихи, в которых прозвучало такое пожелание:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек!

В 1818 г. никто еще не помышлял о том, что новорожденный младенец станет одним из российских императоров. На престоле находился его дядя – Александр I, и новорожденному, как и его отцу, прочили военную карьеру в придворных гвардейских полках. Через несколько дней после рождения его назначили шефом лейб-гвардии гусарского полка и по мере взросления он получал кавалерийские офицерские чины: корнета, подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.

В шестилетнем возрасте великого князя отдали на воспитание дядьке – капитану К. К. Мердеру. Его выбрал Николай Павлович и одобрил император Александр I. Александру Николаевичу повезло с воспитателем. Хоть Мердер и был профессиональным военным, боевым офицером, участвовавшим в битве под Аустерлицем и кампаниях против войск Наполеона 1806-1807 гг., он отличался гуманностью и педагогическим даром. Неоднократные ранения помешали ему продолжить военную карьеру, и с 1809 г. в течение 15 лет он служил в 1-м Кадетском корпусе, где сам в свое время обучался. Мердер пользовался репутацией твердого, строгого и в то же время честного, умного и доброго человека. В своем воспитаннике он старался развить такие качества, как наблюдательность, внимание к окружающим, сострадание. К сожалению, он не смог во всей полноте оценить результаты своего труда и порадоваться им, так как умер в 1834 г., когда Александру было только 16 лет.

В семилетнем возрасте Александр Николаевич пережил довольно серьезное для ребенка потрясение. 12 декабря 1825 г. высочайшим Манифестом его объявили наследником-цесаревичем, так как его отец после смерти Александра I стал императором. Через два дня, во время восстания декабристов, Николай вынес его на руках, чтобы показать солдатам охранявшего Зимний дворец лейб-гвардии Саперного батальона, которые присягнули ему на верность.

Статус наследника престола предполагал более обширную программу воспитания и образования, нежели планировалась для великого князя. Осуществлять общее руководство обучением Александра императорская семья поручила поэту Василию Андреевичу Жуковскому. Этот человек был хорошо известен при дворе. Он состоял в дружеских отношениях с обеими императрицами. У бабушки Александра, Марии Федоровны, он состоял в должности чтеца, а мать, Александру Федоровну, обучал русскому языку. Составляя образовательную программу для цесаревича, Жуковский исходил из того, что «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного».



В результате Александр II стал одним из самых глубоко и разносторонне образованных российских императоров. Он знал четыре иностранных языка: французский, немецкий, английский и польский, мог читать по-латыни и на древнегреческом. Из всех преподававшихся ему наук он особенно выделял историю. Этому способствовало то обстоятельство, что Жуковский считал ее «главной наукой наследника престола», и личная склонность Александра к гуманитарным предметам. Когда Николай I, сам любивший историю, дарил старшему сыну исторические книги на разных языках, тот радовался этим подаркам больше, чем каким-либо другим. Чтобы Александр не скучал на занятиях и мог общаться со сверстниками, во дворец часто приглашали двух мальчиков из дворянских семей: Иосифа Виельгорского и Александра Паткуля. Эту дружбу Александр II сохранил до конца жизни.

Учебное время цесаревича и его товарищей было строго организовано. Учебный год делился на два полугодия. Первое из них длилось с Нового года до середины июня, а второе – с начала августа до Рождества. Между полугодиями летом и зимой были каникулы. В конце каждого месяца и в конце полугодия проводились экзамены по всем изучаемым предметам.

Учебный день начинался рано. Наследник вставал в шесть утра, молился, завтракал, а ровно в семь приходили учителя. До девяти длилась первая порция уроков, с девяти до десяти устраивался перерыв для отдыха и визитов, с десяти до двенадцати – вновь уроки. В двенадцать Александр с друзьями отправлялся на двухчасовую прогулку или занимался верховой ездой в манеже. После обеда и небольшого отдыха с пяти до семи часов вечера опять бывали уроки. С семи до девяти юноши находились в распоряжении учителя гимнастики или танцмейстера. В девять вечера ужинали, а в десять учащиеся расходились по своим комнатам, чтобы перед сном обсудить с воспитателем свои занятия и поведение и все записать в специальный журнал. В нем же учителя проставляли оценки по следующей системе: «хорошо», «довольно хорошо», «дурно». Журнал наследника еженедельно просматривали император и императрица.



На полугодичных экзаменах цесаревича и его товарищей всегда присутствовал сам Николай I. Александр был способным юношей и учился хорошо. После одного из экзаменов воспитатель Мердер записал в своем дневнике: «Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, в особенности выражение его очаровательной физиономии, воодушевленной благородным желанием сделать удовольствие его родителям».

В апреле 1835 г. Александр успешно сдал последние экзамены. Император остался очень доволен результатом и щедро наградил В. А. Жуковского и других учителей. Но образование наследника на этом не закончилось: до своего двадцатилетия ему предстояло еще три года провести в путешествиях. До 1837 г. Александр знакомился с Россией. В сопровождении учителей и воспитателей он посетил Новгород, Тверь, Ярославль, Ижевск, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск и некоторые другие губернские и уездные города. Александр стал первым из наследников престола династии Романовых, который побывал в Сибири и составил личное представление об этой далекой окраине своей империи. В следующем, 1838 г. он проехал по странам Европы и побывал в Германии, Швеции, Дании, Италии, Англии. По мысли Жуковского, эти путешествия должны были превратить будущего императора в «русского европейца», в котором любовь к отечеству соединилась бы с уважением к истории и культуре других народов и пропиталась духом европейского либерализма.

Но оба воспитателя цесаревича, и Жуковский, и Мердер, не могли противостоять желанию императора сделать из Александра не столько политика и законодателя европейского типа, сколько русского военного сановника, каковым по существу был он сам. С самого раннего возраста отец заставлял наследника престола участвовать в смотрах, парадах, разводах, учениях. И Александр быстро почувствовал к этому вкус. На его стройной фигуре хорошо сидела парадная военная форма. Он умел ловко гарцевать на коне перед строем солдат и офицеров. Ему нравилось ловить на себе восхищенные взгляды подчиненных.

Вскоре его увлечение парадной стороной военного дела стало раздражать не только воспитателей, но и самого Николая I. Только причины этого раздражения различались. Император опасался, что из сына не получится воин, способный в случае необходимости взять на себя командование всей армией государства, что он так и останется «паркетным генералом». А Жуковский и Мердер беспокоились о том, что Александр, как и отец, уверует, будто слава страны состоит только в мощи ее войск. Мердер отмечал в своих «Записках»: «Желал бы убедиться, что частые появления Его Высочества на парадах, видя, что из парада делают государственное дело, не будут иметь на него дурных последствий: легко может ему прийти мысль, что это действительно дело государственное, и он может ему поверить». А Жуковский писал императрице, что участие мальчика в военных мероприятиях надо если не прекратить, то хотя бы ограничить шестью неделями в году во время летних каникул. Но кто станет прислушиваться к мнению педагогов, если война и парады испокон веку считались главным делом русских государей? И несмотря на усилия воспитателей и учителей, из Александра формировался человек не столько государственный, сколько военный по своим привычкам, взглядам на мир, манере держаться и мыслить себя. Дело было сделано: Александр II до конца жизни обожал парадные военные мероприятия, и в его формуляре они встречаются с удручающей регулярностью.

Наряду с ценностями военной службы Николай стремился внушить своему сыну незыблемую веру в ценность самодержавия как такового. С его собственной точки зрения, самодержавие было важнее всех гражданских благ и даже блага самого государства. После отречения от престола французского короля Карла X, уступившего требованиям революционеров, Николай провел со своим двенадцатилетним наследником воспитательную беседу об обязанностях монарха, завершившуюся словами: «Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но... на ступенях трона...» Император не мог в тот момент даже предположить, что последняя его фраза много лет спустя будет вспоминаться как страшное пророчество по отношению к судьбе Александра.

Детство и юность Александра прошли в благоприятной атмосфере. Со времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в семьях русских государей не было таких хороших отношений между родителями и детьми. Николай I и Александра Федоровна сердечно и искренне любили своих сыновей и дочерей и проявляли строгость по отношению к ним только тогда, когда считали это необходимым для их воспитания. В этой большой семье братья и сестры дружили между собой. Александр как старший привык заботиться о младших. Он с удовольствием играл с малышами, делал им подарки, устраивал праздники и фейерверки в дни рождения и на именины.

Цесаревичу не приходилось, как его тезке Александру I, разрываться между родителями и бабушкой. У императрицы-матери Марии Федоровны были ровные отношения с сыном и невесткой. Она участвовала в воспитании старшего внука, но ее педагогические методы и взгляды не противоречили их требованиям. В раннем детстве, до шестилетнего возраста, Александр зимой обычно жил с родителями в Аничковом дворце, а лето проводил у бабушки в Павловске. Общался Александр и со своим дедом с материнской стороны – королем Пруссии. Он переписывался с ним и ездил в гости в Берлин.

Александр вообще был сердечным, чувствительным и деликатным человеком, вежливо и уважительно обращался со всеми домашними, придворными и даже прислугой. Он очень любил природу и неизменно восхищался ее красотой, пением птиц. Описания пейзажей он включал в письма родным и в сочинения по истории, которые писал по заданию учителей. Прогулки в садах и парках загородных императорских усадеб доставляли ему истинное удовольствие.

Будущий император Александр II, так же как и его дядя Александр I и отец Николай I, был от природы одарен хорошими умственными способностями. Но, как и они, он был ленив и недостаточно любопытен к разного рода знаниям и наукам. Его высокие отметки на экзаменах – это скорее результат усердной работы и настойчивости учителей и воспитателей, нежели его собственных стараний. И даже обожавший своего воспитанника Мердер писал о десятилетнем Александре: «Великий князь, от природы готовый на все хорошее, одаренный щедрою рукою природы всеми способностями необыкновенно здравого ума, борется теперь со склонностью, до сих пор его одолевавшую, которая при встрече малейшей трудности, малейшего препятствия приводит его в некоторый род усыпления и бездействия. <...> Лень у Александра Николаевича есть главный недостаток, от которого проистекают все прочие». Педагоги отмечали в цесаревиче излишнюю самоуверенность, отсутствие определенных целей и желаний, упорства и постоянства, недостаток воли, склонность к апатии. Стимулом к занятиям для него служили не внутренние потребности, а желание угодить родителям или конкуренция с товарищами по обучению Виельгорским и Паткулем.

Единственное, что наследник престола усваивал с видимым удовольствием, – светские манеры, этикет и бальные танцы. Как и другие потомки Павла I, он отличался приятной внешностью: высоким ростом, статной фигурой, благородными чертами лица. На нем одинаково хорошо сидели и военный мундир, и светский фрак. С отроческих лет он привык блистать на придворных праздниках и балах. Любовь к светской жизни, к ее мишуре сохранится у Александра II до конца жизни.

17 апреля 1834 г. семья Романовых и императорский двор отмечали совершеннолетие цесаревича Александра. Считалось, что оно наступает в 16 лет. В этот день в Большой церкви, а затем в Георгиевском зале Зимнего дворца наследник в присутствии важнейших военных и гражданских чинов империи произнес торжественную присягу по случаю официального вступления на военную и государственную службу. Текст присяги, написанный М. М. Сперанским, был тщательно выучен, а поведение цесаревича во время всей церемонии отрепетировано в деталях. Александр совсем по-детски радовался подаркам, преподнесенным ему ко дню рождения ближайшими родственниками. Отец Николай I подарил ему коллекцию российских медалей и две настоящие турецкие сабли, мать – огромный надувной глобус и часы, которые показывали время в разных частях света. Брат Константин преподнес охотничьи принадлежности, а сестры – собственные акварельные портреты, написанные Александром Брюлловым – братом знаменитого Карла Брюллова, автора «Последнего дня Помпеи».

В этот день Александр Николаевич получил еще один необыкновенный и неожиданный подарок, которому потом приписывали мистический смысл. 17 апреля 1834 г. русский минеролог финского происхождения Н. Норденшильд обнаружил на Урале новый, до тех пор неизвестный науке драгоценный камень. В честь цесаревича он назвал его александритом. Кристаллы александрита обладают удивительным свойством, какого нет у других драгоценных камней: при дневном свете они играют сиреневато-зеленоватыми красками, а при искусственном освещении становятся малиново-красными, как рубины. После гибели императора Александра II некоторые современники утверждали, что находка камня была предзнаменованием его судьбы: начало этого царствования связывалось со светлыми радужными надеждами на свободу, а конец был отмечен пролитием царской крови. До сих пор считается, что александрит – опасная драгоценность, и его «дурное» влияние на жизнь владельца нейтрализуется только в том случае, если украшения с александритом носят и дарят в паре (перстень с кулоном или серьгами, серьги с кулоном, запонки с перстнем или булавкой для галстука и т. п.).

После совершеннолетия цесаревича Александра его государственная и военная карьера развивалась по традиционному для наследника престола сценарию. С 1834 г. он стал присутствовать в Сенате, в 1835 г. – назначен членом Священного Синода, решавшего дела православной церкви и вероисповедания, в 1836 г. получил чин генерал-майора и место в свите своего отца Николая I. В 1841 г. наследник женился на великой княжне Марии Александровне – немецкой принцессе Марии Гессен-Дармштадтской – и стал семейным человеком.

При отце-императоре Александр исполнял многие важные гражданские и военные должности и поручения. В отсутствие Николая I, начиная с 1842 г. он фактически брал на себя управление всеми делами государства. В 1846 г. был председателем Секретного комитета по крестьянскому делу и тогда проявил полную приверженность крепостничеству в его традиционных формах. В 1848 г. председательствовал в Секретном комитете о дворовых людях, деятельность которого также не дала результатов. В условиях усиления революционной ситуации в Европе Александр выступал сторонником жестких мер и ужесточения цензуры. В те годы в нем еще не было заметно склонности к либерализму, в отличие от его брата великого князя Константина Николаевича.

Как и его отцу, Александру более всего нравилась военная служба и все, что связано с армией. Здесь он успешно поднимался по служебной лестнице: в 1844 стал «полным генералом», в 1849 г. – главным начальником военных учебных заведений, сменив на этом посту своего умершего дядю, великого князя Михаила Павловича, и принял командование Гвардейским корпусом, отправлявшимся для подавления восстания в Венгрию.

Николай I не раз отмечал военные успехи сына высочайшими рескриптами. В 1851 г. он писал: «Вообще родительскому моему сердцу отрадно видеть, до какой степени Вы постигли звание военного начальника, и я за Ваши неусыпные заботы о войске, столь искренне мною любимом, благодарю Вас от всей полноты души».

Последней воинской должностью Александра перед его восшествием на престол стал пост главнокомандующего армией во время Крымской войны. В 1854 г. ввиду появления англо-французского флота недалеко от Кронштадта Петербургская губерния была объявлена на военном положении, и он во главе приданных ему войск должен был оборонять столицу. К счастью, до этого дело не дошло, но вскоре он принял на себя главную ответственность в своей жизни – судьбу Российской империи.

В молодости Александр во многом старался копировать своего отца и даже внешне походить на него. Это наружное сходство отмечали многие мемуаристы – современники обоих императоров. Фрейлина А. Ф. Тютчева пишет: «Цесаревичу в то время было 35 лет. Он был красивый мужчина, но страдал некоторой полнотой, которую впоследствии потерял. Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки; глаза большие и голубые, но взгляд мало одухотворенный – словом, его лицо было маловыразительно, и в нем было даже что-то неприятное в тех случаях, когда он при публике считал себя обязанным принимать торжественный и величественный вид. Это выражение он перенял от отца, у которого оно было природное, но на его лице оно производило впечатление неудачной маски. Наоборот, когда великий князь находился в семье или в кругу близких лиц и когда позволял себе быть самим собой, все лицо его освещалось добротой, приветливой и нежной улыбкой, которая делала его на самом деле симпатичным. В ту пору, когда он был еще наследником, это последнее выражение было у него преобладающим; позднее, как император, он считал себя обязанным почти всегда принимать суровый и внушительный вид, который в нем был только плохой копией. Это не давало ему того обаяния, каким в свое время обладал император Николай, и лишало его того, которое ему было дано природой и которым он так легко мог бы привлекать к себе сердца».

Тютчевой вторит и хорошо знавший Александра в эти годы секретарь американского посольства А. Уайт: «Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью отсутствовала неуместная суровость его отца».

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком, на 37-м году жизни. 19 февраля 1855 г. был опубликован манифест о смерти Николая I и восшествии на трон нового императора. Но из-за продолжавшейся Крымской войны официальная коронация состоялась только спустя год.

Россия была не в состоянии вести военные действия. В январе 1856 г. Александр II вступил в тяжелые переговоры с противниками России в Крымской кампании. Ему предстояло добиться наименее позорных в этих обстоятельствах условий капитуляции своей страны. Внимательно наблюдавшая за всем происходящим А. Ф. Тютчева с тревогой и сочувствием пишет о своем государе: «Император – лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять. Но ему недостает темперамента преобразователя. У императрицы тоже нет инициативы, она, быть может, будет святой, но никогда не будет великой государыней. Ее сфера – моральный мир, а не развращенный мир земной действительности. Они слишком добры, слишком честны, чтобы понимать людей и властвовать над ними. В них нет той мощи, того порыва, которые овладевают событиями и направляют их по своей воле: им недостает струнки увлечения... Моя душа грустна, я вижу перед собой будущее печальное и мрачное». Несколько дней спустя она снова вернется к этим размышлениями об Александре и его супруге: «Мне невыразимо жаль его, когдая вижу, что, сам того не ведая, он вовлечен в борьбу с могучими силами и страшными стихиями, которые он не понимает. Прежде у меня были иллюзии, которых теперь у меня больше уже нет... Они не знают, куда идут».

Действительно, новый император как глава государства оказался в трудной ситуации. Страна находилась в полной международной изоляции, и нужно было вновь налаживать межгосударственные связи, разрушенные Крымской войной. Экономика и внутренние силы империи были подорваны, общество охвачено недовольством. Александру II, который был в силу своего воспитания, традиции, умственного склада умеренно-консервативным политиком, а не энергичным реформатором, пришлось под давлением обстоятельств и при участии компетентных сановников и поддержке семьи в лице брата великого князя Константина Николаевича принимать решительные меры.

18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир, ознаменовавший конец Крымской войны. Переговоры ясно показали, что роль России на европейском континенте значительно снизилась, зато возросла роль Франции. Активизировались немецкие государства, стремившиеся к объединению. Александр II отправил в отставку канцлера К. В. Нессельроде, отвечавшего за внешнюю политику империи все царствование Николая I, и заменил его талантливым, умным и прекрасно образованным А. М. Горчаковым – однокашником А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею.

В Манифесте по случаю заключения мира объявлялось, что коронация Александра II состоится в Москве в августе того же года. Коронационные торжества по своей пышности превзошли все ожидания. Въезд императорской четы со свитой в старую столицу России произвел неизгладимое впечатление на современников. Царская семья ехала в золоченых каретах, украшенных страусовыми перьями и запряженных породистыми лошадьми. Император ехал верхом, за ним следовали великие князья, принцы дружественных держав, иностранные послы в парадных мундирах. Церемония превосходила масштабами, богатством и красочностью празднества по случаю вступления на престол предыдущих императоров Александра I и Николая I. Коронация Александра II состоялась 26 августа 1856 г., и ее впервые подробно описывала вся русская пресса.

Главным событием царствования Александра II стала отмена крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г., за что император получил почетное прозвание Освободитель. Большое значение имели земская реформа, вводившая новый порядок самоуправления на местах, и реформа судебной системы, которая отменила телесные наказания и клеймение преступников, а также утвердила суд присяжных и соревновательность судебного процесса. В области образования впервые по западному образцу вводилась автономия университетов, открыты новые университеты в Варшаве и Одессе, получили доступ к высшему образованию женщины, утроилось количество мужских и женских гимназий и городских училищ. За 26 лет правления Александра II Россия стала значительно более свободной, развитой и культурной страной, чем была до него.

После поражения в Крымской войне в царствование Александра II русская армия смогла реабилитировать себя в новом военном столкновении с Турцией в 1877-1878 гг. В этот период удалось освободить от османского владычества Балканы. Сам император присутствовал на театре боевых действий, при нем русские войска взяли болгарский город Плевну. Но надо сказать, что и эта победа явилась результатом не столько военного прогресса и совершенствования имперской военной машины, сколько героизма и беззаветной храбрости простых солдат и офицеров, заплативших своей жизнью за свободу балканских славян.

Впрочем, Александр II скорее вынужден был проявлять политическую волю и активность, нежели на самом деле хотел этого. Двойственность натуры императора была очевидна наиболее проницательным из его современников. Вот что писала об этом уже знакомая нам А. Ф. Тютчева: «В результате этого странного противоречия между велениями сердца и данными ума этот государь, более чем какой-либо другой широко и глубоко демократичный, наивно и совершенно искренно претендовал на имя первого дворянина своей империи и на роль представителя аристократического принципа. Он был тем, чем не хотел быть, и хотел быть тем, чем не был...»

Еще более определенно эту двойственность царя характеризует в своих «Записках революционера» П. А. Кропоткин: «Александр II, конечно, не был заурядной личностью; но в нем жили два совершенно различных человека, с резко выраженными индивидуальностями, постоянно боровшимися друг с другом. И эта борьба становилась тем сильнее, чем более старился Александр II. Он мог быть обаятелен и немедленно же выказать себя грубым зверем. Перед лицом настоящей опасности Александр II проявлял полное самообладание и спокойное мужество, а между тем он постоянно жил в страхе опасностей, существовавших только в его воображении. Без сомнения, он не был трусом и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу. <...> Он был очень мягок с друзьями; между тем эта мягкость уживалась в нем рядом со страшной, равнодушной жестокостью, достойной XVII века, которую он проявил при подавлении польского мятежа».

Двойственность характера, душевных порывов, поступков Александра II проявилась и в его семейной жизни. Он был первым царем со времен Петра I, который позволил себе открыто жить на две семьи. Это обстоятельство доставило немало волнений его близким и внесло особую мелодраматическую ноту в личную биографию государя.

Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.

Предпосылки реформ

Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация - императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Отмена крепостного права

Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г. Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г. ими был составлен проект «Положения о крестьянах». 19 февраля 1861 г. была проведена реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности.

Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты - соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.«Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками -владельцами земель и их крестьянами. Нормы дележа устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г. было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль. В целом освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток - крепостное право, что привело к денежным вливаниям в сельское хозяйство, подорвало «натуральный» уклад хозяйств, способствовало развитию капитализма.

Реформы 60~х гг. XIX в.

Проведение крестьянской реформы потребовало изменений и в других областях жизни. Реформа финансов. В 1860 г. был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г. единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г. был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными.

Реформа местного самоуправления (земская реформа).

1 января 1864 г. были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы - «собрания гласных» (депутатов) - занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы - «земские управы» - занимались исполнением решении распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное - за счет местных налогов (самофинансирование). Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - депутаты от землевладельцев - состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия - депутаты от городов - объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства. В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний. В дальнейшем, на протяжении 1870-1880 гг. компетенция земств постепенно урезалась, а состав становился все более дворянским. Но, несмотря на множество недостатков, работа земств способствовала формированию гражданского сознания, решению части местных проблем образования и здравоохранения. Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г. Ее проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью - все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы.

Судебная реформа . 20 ноября 1864 г. была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г. введен «Устав гимназий и прогимназий». Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г. согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий. Военная реформа началась в 1857 г. с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.В 1865 г. началась военно-судебная реформа. В 60-е гг. для оперативной переброски войск была построена железная дорога к западным и южным границам России, а в 1870 г. были созданы железнодорожные войска. В армии появились новые уставы. В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. 1 января 1874 г. издан «Устав о воинской повинности», по которому вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность. По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу. Все это позволило создать довольно сильную, подготовленную армию.Дальнейшая реформационная деятельность была прервана 1 марта 1881 г. убийством АлександрII в результате террористического акта.

Судьба этого императора — это во многом судьба России, во многом игра на грани возможного и невозможного. Александр II всю свою жизнь поступал не так, как ему хотелось, но как того требовали обстоятельства, родственники, страна. Возможно ли такое: названного Освободителем царя погубят те, кто считал себя лучшими представителями народа!

17 апреля 1818 года в Чудовом монастыре на свет появился первенец российского императора Николая I. Воспитанием наследника престола занимались видные педагоги и ученые: учителем русского языка стал В.А. Жуковский, законодательство преподавал М.М. Сперанский, а финансы Е.Ф. Канкрин. У будущего императора достаточно быстро сложилась полная картина относительно состояния России и ее потенциального будущего, а также развилось государственное мышление.

Уже в 1834-1635 годах Николай I вводит сына в состав важнейших государственных органов Империи: Сенат и Святейший Синод. Как и его предшественники, Александр состоит на военной службе и отвечает в ходе русско-турецкой войны 1853-1856 годов за боеспособность ополчения в Петербурге. Ярый поборник самодержавия Александр очень быстро приходит к убеждению в отсталости социально-экономической системы России, запуская при этом целый комплекс реформ, которые навсегда изменят облик империи.

Реформы Александра II называют Великими: Отмена крепостного права (1861), Судебная реформа (1863), Реформа образования (1864), Земская реформа (1864), Военная реформа (1874). Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России. Деятельность Александра II была во многом направлена на слом устоявшихся веками порядков, что привело к всплеску социальной активности с одной стороны, а также пробудило реакцию со стороны помещичьего класса. В результате подобного отношения к царю-Освободителю 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал им. Грибоедова) император Александр II погиб от рук народовольцев-бомбистов. Историки до сих пор спорят, какой бы стала Россия, проживи государь хотя бы четыре дня, когда в Государственном Совете должно было пройти обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова.

В царствование Александра II русское общество и государство достигло своего 1000-летия. Оглядываясь назад, вглубь веков, каждый русский человек видел годы борьбы с упрямой природой за урожай, 240-летнее татарское иго и сбросившего его Ивана Великого, походы Грозного на Казань и Астрахань, первого императора Петра и его сподвижников, а также Александра I Благословенного, принесшего мир и торжество закона в Европу! Перечень славных предков и их деяния были запечатлены в монументе «Тысячелетие России» (в духе времени на памятнике не был увековечен), который был установлен в первой столице русского государства Новгороде в 1862 году.

Сегодня существуют множество памятников Александру II Освободителю, один из них стоит в Хельсинки. В Санкт-Петербурге на набережной канала им. Грибоедова на месте смертельного ранения императора-освободителя был построен храм Спаса на Крови, где до сих пор можно увидеть булыжники, на которые 1 марта 1881 года пролилась кровь Александра.