Текст описание животного. Сочинение-описание животного I

Сочинение-описание животного обычно пишется по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях, связанных с ним. Тем не менее, в таких сочинениях главное - описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае из жизни. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти, клюв, туловище, морда (мордочка), лапы (лапки), грива, масть и т.д. Описывая животное нужно увидеть что-то особенное в его внешнем виде и повадках.

Вот как это сделал Джек Лондон в своей книге «Белый Клык» (гл. «Серый волчонок»):

«Он сильно отличался от своих братьев и сестер. Их шерсть уже принимала рыжеватый оттенок, унаследованный от матери-волчицы, а он пошел весь в Одноглазого. Он был единственным серым волчонком во всем помете. Он родился настоящим волком и очень напоминал отца, с той лишь разницей, что у него было два глаза, а у отца - один.

Глаза у серого волчонка только недавно открылись, а он уже хорошо видел. И даже когда глаза у него были еще закрыты, чувства обоняния, осязания и вкуса уже служили ему. Он прекрасно знал своих двух братьев и двух сестер. Он поднимал с ними неуклюжую возню, подчас уже переходившую в драку, и его горлышко начинало дрожать от хриплых звуков, предвестников рычания. Задолго до того, как у него открылись глаза, он научился по запаху, осязанию и вкусу узнавать волчицу - источник тепла, пищи и нежности. И когда она своим мягким, ласкающим языком касалась его нежного тельца, он успокаивался, прижимался к ней и мирно засыпал.

Первый месяц его жизни почти весь прошел во сне; но теперь он уже хорошо видел, спал меньше и мало-помалу начинал знакомиться с миром. Мир его был темен, хотя он не подозревал этого, так как не знал никакого другого мира. Волчонка окружала полутьма, но глазам его не приходилось приспосабливаться к иному освещению. Мир его был очень мал, он ограничивался стенами логовища; волчонок не имел никакого понятия о необъятности внешнего мира, и поэтому жизнь в таких тесных пределах не казалась ему тягостной.

С каждым днем серый волчонок становился все злее и злее. Рычание получалось у него более хриплым и громким, чем у братьев и сестер, припадки щенячьей ярости были страшнее. Он первый научился ловким ударом лапы опрокидывать их навзничь. И он же первый схватил другого волчонка за ухо и принялся теребить и таскать его из стороны в сторону, яростно рыча сквозь стиснутые челюсти».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Комплексный словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. - М.: Русский язык, - Медиа, 2005. - 1228 с.
2. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
3. Шевцова Л. Г. Как написать сочинение.

Котенок

Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Оно было маленькое, пушистое, черного цвета с белой точечки на лбу. Точка имела форму звездочки, поэтому все стали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордочка с черным носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

Какое оно было смешное! Толстяк, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видели, подбегали, терлося о ноги, будто приглашало поиграть с ним. Котенок мало веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

Больше Звездочка любила играть с бумажным бабочкой. Котенок весело подпрыгивали, становилось на задние ножки, крутило головкой.

Я очень люблю свою Звездочку и доволен тем, что она у меня есть.

Рекс

У моей бабушки есть собака. Это большая среднеазиатская овчарка, которая имеет кличку Рекс.

У него длинная густая шерсть белого цвета, на спине слегка завихрений. Голова большая, мордочка удлиненная, суженная к носу. Глаза у Рекса темные и умные. Смотрит он на всех бдительным, внимательным взглядом. Стройные длинные ноги заросли гладкой шерстью. Хвост короткий, а из него волнами приходит шерсть. Рекс большой и сильный, и характер имеет добрый и спокойный. И хотя он уже взрослый, любит играть с мячиком, бегать со мной наперегонки.

Мне нравится Рекс, и я с удовольствием с ним играю.

Белочка

Однажды я увидела на дереве в парке белочку. Золотисто-коричневую, только кончик хвостика белый, словно сметаной полит. Хвост гораздо больше самой белочки. Он пышный и пушистый. Лапки у нее короткие с хорошо развитыми пальцами, прочными и жесткими. Благодаря острые коготки зверек быстро передвигается стволами деревьев, легко цепляется за ветки. Зубы у белочки прочные и острые. Они легко разгрызают крепкие орехи. Из всех лесных жителей белочки является наиболее оживленных, найнепосидючимы и красивыми зверьками.

Мне нравятся белочки, и я с удовольствием наблюдаю за ними.

Воробьи

Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чириканье этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

В воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задорные птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают с ветки на ветку, то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада.

Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.

Сочинение-описание по картине Я. Паладия «Лошади на выгоне»

На картине изображены лошади и малое жеребенок. С любовью выписано художником жеребенок.Бдительные глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесуе хрупкую с белым пятном Мордочи-к у. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Жеребенок уверенно и уютно чувствует себя у своей матери — белой красавицы. Нельзя не любоваться ее стройными ногами с небольшими копытами, грациозно выгнутой шеей, пышным хвостом. Она пощипывает сочную травку, как бы приглашая и свое жеребенок присоединиться к ней.

Трое других лошадей, написанных темными красками, отчетливо выделяются на светлом фоне. Они с трех сторон окружают мать с Младенцем. Своим видом подчеркивают, что готовы встать на их защиту. Встревоженные взгляды, беспокойные движения, развеяны гривы и хвосты, напряженные мышцы. Кажется, еще мгновение и скакуны понесутся, вырвутся за рамки картины.

Мне нравится эта картина. Она полна любви к добрых и вечных спутников человека — лошадей.

Сочинение-описание по картине С. Васильковского «Казачья левада»

Для своей картины С. Васильковский выбрал наиболее типичный для Украины вид. Бескрайние просторы полей, луга, покрытые густой травой, леса и перелески, насыщенные яркими красками.

В центре картины — воли, пасущиеся на зеленом лугу возле озера. Справа — высокое обширное дерево, под которым покоятся люди. Для них вол — показатель достатка семьи, своеобразный символ земледелия. Человек на картине отошла на второй план, выдвинув на первый своих верных помощников. Ведь эта ласковая, красивая и сильная животное сопровождала крестьянина от колыбели до могилы.

Пейзаж «Казачья левада» — это чистосердечное признание художника своей родине в сыновней любви.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»

и литературы

ГБОУ ООШ №9

г. Новокуйбышевска

Новокуйбышевск, 2013 г.

Тема урока: Описание животного.

Цели урока :

Научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Объявить цели и задачи урока)

Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

· определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

· отработать элементы композиции;

· собрать материал для сочинения.

2. Запись в тетрадях числа, темы.

3. Повторение. Опрос.

· Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

· Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

· Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

· Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.


Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.

· А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

· В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

· Отличаются ли эти описания?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

· Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

· Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

· Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

· Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

· Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

· Запишем в тетради:

2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

6. Предупреждение ошибок.

Послушайте предложения.

Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».


· Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

Найдите, в чем ошибка!

· Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

· Кот был среднего роста.

· У животных волосы или шерсть?

· Ногти или когти?

· Нос или клюв? (у птиц)

· Лицо или морда, мордочка, мордашка?

· Руки или лапы?

Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

7. Подведение итогов

Давайте подведем итоги урока.

· О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

8. Выставление оценок.

Домашнее задание : написать сочинение - описание животного «Мой любимый домашний питомец», «Любимое животное».

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.

Слайд 2

Подготовка к сочинению-описанию животного

  • Слайд 3

    Описание животного

    Загрустил котенок мой.Я спросил: “Ну, что с тобой?”Он молчит, сидя в коробке.Я сказал: “Какой ты робкий!Ты, наверное, не спал?”А котенок вдруг ответил:“Ты б не лез ко мне, Петрушка,Я тебе ведь не игрушка!”

    Слайд 4

    Итак, предмет нашего описания – домашнее животное. Что необходимо о нём написать? (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки).

    Слайд 5

    Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

    Языковые средства. - слова в переносном значении, сравнения (ожерелье); - эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом; б) с суффиксом – оват; - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия; - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные; - предложения сложные, с однородными членами.

    Слайд 6

    Определите тип и стиль речи. О ком идёт речь? В чьём восприятии?

    Ужасное животное шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Во рту…торчали клыки.

    Слайд 7

    Как автор сумел избежать повтора-недочёта?

    Вошёл Михалыч, а следом за ним – большая, красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, а огромные уши свисали вниз. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы.

    Слайд 8

    Отредактируйте тексты, устраните повтор.

    Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие. У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две – чёрненькие. У Шуньки острые коготки.

    Слайд 9

    Устраните в описании фактические неточности и ошибки. У кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Можно ли сказать, что она среднего роста?

    У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.

    Слайд 10

    Как можно начать сочинение? Какое начало потребует рассказ о повадках животных, какое – о внешнем виде?

    Ну и забияка наш котёнок (щенок,…)! Какой красавец этот кот (щенок,…)! Ох и хитрец наш щенок (котёнок,…)! Какой ласковый…! Что за чудо эта…! Ох и непоседа…! Очень хороший…! …такой трусливый! У какой злой…! Такой удивительный…!

    Слайд 11

    Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…

    Слайд 12

    Подберите эпитеты, сравнения к данному слову, а также некоторым группам и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

    Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

    Слайд 13

    Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

    Слайд 14

    Усы: длинные, черные, тонкие…Глаголы: топорщатся, торчат,

  • Слайд 15

    Язычок: Красный, шершавый, мягкий, как щёточка

  • Слайд 16

    Ушки: маленькие, черненькие…

  • Слайд 17

    Хвост:: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учитель русского языка и литературы Грунина Л.В. МБОУ «Новосалмановская СОШ Алькеевского МР РТ»

    ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ

    ЦЕЛЬ УРОКА: - научиться описывать животное; - уяснить жанровые особенности сочинения – описания; - учиться составлять план, отбирать материал к сочинению; - подготовиться к написанию домашнего сочинения

    О КОШКАХ- ИНТЕРЕСНО Люди испокон веков уважали кошек. Например, в Японии у ворот дома специально ставили фигурки кошек, которые символизировали тепло домашнего очага, а в России в новый дом до сих пор первой запускают именно кошку. Кошки помогали ученым совершать полезные человечеству открытия: например, одна из них помогла изобрести йод, случайно опрокинув колбы с разными веществами и смешав их! Контрабандно привезенные котята постоянно живут с зимовщиками в Антарктиде. Эта традиция существует давно, и в 1988-1989 гг. прославился кот Тимофей, который проживал на станциях "Северный полюс" №№ 28 и 29 и помогал своим хозяевам. Кошки лучше, чем собаки, различают запахи. Благодаря этому в британской армии в первую мировую войну даже создали особый "кошачий корпус": его представители могли в нужный момент и в кратчайший срок обнаружить появление в воздухе ядовитых газов. Также для того, чтобы вовремя определять утечку газа из соответствующих приборов, кошек держали и на подводных лодках. Кошки работают в штате ряда почтовых отделений в Лондоне. Они официально получают там "зарплату", которая, к тому же, регулярно повышается с учетом инфляции, и так продолжается вот уже 130 лет. Кошки на почте занимаются очень важной работой: они охраняют посылки от проникновения грызунов.

    ПАМЯТНИКИ КОШКЕ

    ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: ОПИСАНИЕ КОШКИ Основная мысль сочинения: МОЙ ЛЮБИМЕЦ- МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДРУГ

    Описание КАКОЙ ТИП РЕЧИ НАЗЫВАЕТСЯ ОПИСАНИЕМ? Словесное изображение какого – либо явления действительности путем перечисления его отличительных признаков. КАКОВА ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ? Описать предмет, явление так, чтоб читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании

    ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. Кошка- замечательный друг человека. 2.Основная часть Мой четвероногий друг (описание кошки) а) кличка; б)голова, мордочка (глаза, уши, нос); в) туловище (размер, шерсть); г) лапы; д) хвост; е) характер; ж) повадки; 3. Заключение. Я люблю свою кошку.

    Опираясь на план, опишите своих любимцев

    ИТОГ УРОКА -ЧЕМУ ВЫ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ? - КАКУЮ РАБОТУ ВАМ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ ДОМА? -КАКОЙ МАТЕРИАЛ УРОКА ПОМОЖЕТ ВАМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс»