Практика любящей доброты.

Эта медитация пользуется понятийным, мыслительным уровнем, ориентированным на слово пространством ума, так искусно, насколько можно. Мы культивируем некоторое душевное качество. Мы могли бы культивировать любое из них, к примеру, зависть или гнев. Практика в самом деле ведет к совершенству: практика зависти или гнева усиливает повторное возникновение зависти или гнева; практика любви способствует повторному появлению любящих мыслей в уме.

В нашем случае любящая доброта культивируется благодаря признанию огненных свойств гнева и благодаря переживанию открытости, покоя, а также противоположных гневу качеств - теплоты и терпенья. Благодаря признанию областей обиды и вины, благодаря освобождению от своей оторванности от других и от собственного глубинного «я», мы посылаем сперва себе, а затем и другим чувства благожелательности, пользуясь такими словами, как: «Да буду я счастлив, да буду я свободен от страдания». Сначала эти слова могут показаться в значительной степени механичными, просто словами. Они могут к тому же задеть наши чувства никчемности: «О, это всего лишь потворство себе, это отговорки!» Когда мы впервые пытаемся обратить любовь на себя, мысль о том, что мы ее не заслуживаем, нередко весьма заметна. Рассудочный ум-«я» может выдвинуть разнообразные доводы и постараться разубедить нас в необходимости заниматься такой медитацией. Эти доводы возникают вследствие обусловленности, весьма ценной для наблюдения. Они обращают наше внимание на многое из того, что делает нас незрячими по отношению к совершенству жизни, к ее блеску. Именно этот хлам делает нас невосприимчивыми к собственной красоте и старается убедить нас в том, что мы действительно недостойны, неспособны пережить просветление, что мы - расколотые существа, которым суждено вечно оставаться на своем пути. В уме существует особый уровень, на котором такие мысли поощрялись и культивировались. Теперь мы культивируем нечто иное для их замены, и это - гораздо более мощная форма сознания, нежели отрицательные формы. Она заменит их мягкой настойчивостью и доверием.

Самокритичность и самоотрицание, столь обескураживающие вначале, подобны отвердевшему верхнему слою целины, который трудно пропахать; но когда он достаточно увлажнен, вспахан и смешан с небольшой добавкой удобрения, он становится почвой, которая дает высокий урожай. Мы учимся давать себе тепло, проявлять к себе терпенье и таким образом стать способными культивировать тепло и терпенье. Природа этих положительных свойств такова, что они естественно заменят собой менее здоровые энергии.

Один из способов постараться культивировать любящую доброту - это думать о наших собственных хороших качествах. Я работал с людьми, которые говорили: «У меня нет хороших качеств, во мне нет ничего, что было бы прекрасным».
А я говорил им: «Несомненно, должна существовать какая-то помеха, из-за которой вы чувствуете себя столь нелюбимыми и недостойными любви».
- Да, это чувство действительно ужасно - не быть способным никого полюбить, даже самого себя, хоть немножко...
- Должно быть, многие люди чувствуют то же самое.
- Чувствовать нечто подобное ужасно. Они так одиноки, так отрезаны от всех.

И тут проявляется исходящее от них невероятное сострадание к условиям человеческой жизни. Они говорят о себе с такой любовью, потому что открыли возможность позаботиться о нелюбимом, что было прежде для них недостижимо. И вот теперь они признали, что кто-то находится в нужде; вышло так, что этот «кто-то» - они сами; теперь они могут направлять благожелательность своих мыслей на то место внутри себя, которое так хочет быть целостным. Именно так следует практиковать медитацию. Мы посылаем любовь этому существу, которое так лишено любви, а затем излучаем изнутри эту энергию всем существам повсюду.

В начале этой практики, когда я чувствовал, что вовлекаюсь в процесс,- сержусь, скажем, в споре с кем-нибудь,- я посылал собеседникам любящую доброту, надеясь, что это охладит их пыл; я также думал: «Как хорошо, что я медитирую!» Но я продолжал чувствовать гнев; это было мое страдание, которому мне нужно было противостоять. Так что я и был тем субъектом, который нуждался в любящей доброте. И я узнал, что мне необходимо сначала породить любовь к самому себе, а уж потом я мог бы открыться для другого. Посылать же любящую доброту другому человеку, на которого я сердился, было ловушкой «я», которое просто увеличивало разделение между нами. Я не оказывал им никакой помощи; и у моего действия был тонкий привкус превосходства и господствова-ния. Но когда я смог расчистить в своем сердце место для самого себя, я сумел также принять свои гнев и разочарование, не ощущая с их стороны угрозы; я мог предоставить им пространство, чтобы они исчезли. Это также давало и другому возможность открыть пространство для освобождения себя от гнева. Чтобы послать любящую доброту другому человеку, мы сначала должны находиться внутри своего сердца.

Сила любящей доброты так велика, что когда мы сосредоточенно посылаем ее к другому человеку, такие люди часто могут испытать особое чувство, словно они находятся в этот миг в спокойном месте. Здесь действует ощутимая, хотя и тонкая энергия, и ее можно направлять сознательно; во многом она подобна той участливости, которая является главным началом целительства.

По мере того, как продолжается практика культивирования открытости сердца, мы начинаем ощущать поразительную силу этой любви. И мы видим, что со всеми нашими воображаемыми никчемностью и страхами, со всеми нашими сомнениями и желаниями, трудно все время быть любящими. Но еще труднее ими не быть.

Руководство-инструкция по медитации любящей доброты

(Медленно, впитывая, прочесть для себя - или другу вслух)

Усядьтесь удобно, так, чтобы смогли просидеть некоторое время; без напряжения или скованности; просто расслабьтесь в своем теле.
Пусть дыхание приходит и уходит само.
Теперь размышляйте о том, как гнев ощутим для вас, как он переживается. Размышляйте о том огне внутри тела и ума, который есть гнев. Размышляйте о разделении, которое он вызывает, об отъединении, одинокости и боли.
Гнев приходит из боли и возвращается к боли.
Чаще всего гнев хочет повредить своему объекту, человеку или предмету, на который он направлен.
Почувствуйте его в теле, в уме; почувствуйте этот вихрь, это страдание. Сердце замкнуто, закрыто от мира броней, отъединено.
Размышляйте о болезненности, о разделении, которое есть гнев, зависть, ревность.
Прочувствуйте напряжение, одинокость, отделёность гнева, его огонь. Будда уподоблял гнев подбиранию горящего уголька голыми руками с намерением бросить его в другого человека; все это время мы сами опалены, обожжены гневом.
Теперь размышляйте о его противоположности, о качествах тепла и терпенья, которые раскрывают для нас пространство, где мы можем существовать, можем расцветать. О том, как гнев отпадает, как развязываются узлы, как они растворяются в этой открытости тепла и терпенья.
С каждым дыханием вдыхайте тепло, выдыхайте терпенье. Вдыхается тепло; с выдохом медленно выходит терпенье. Тепло и терпенье. Тепло питает вас, кормит вас, взращивает вас. Терпенье дает всему этому место, открывает простор. Почувствуйте, как огонь гасится этой открытостью сердца. Исчезла всякая броня. Тепло и просторно.
Теперь пусть эта теплота и это терпение положат начало прощенью. Размышляйте сперва о тех, кто мог причинить вам боль в прошлом случайно или преднамеренно. Пошлите им прощенье. Сделайте это легко. Не напрягаясь или отталкивая. Пусть эти старые завесы ожесточения отпадут.
Нарисуйте в уме образ человека, когда-то причинившего вам боль, скажите себе молча: «Я прощаю каждого, кто в прошлом намеренно или ненамеренно, мыслью, речью или делом причинил мне боль». Простите их как можно полнее.
Если где-то все еще остается ожесточение, примите также и его; пусть оно рассеется по мере того, как растет прощенье. Разрешите себе прощать. Освободитесь от гордости, которая держится за ожесточение: «Я-де вас прощаю». Просто освободитесь от всего.
Сила прощенья так велика. У нее есть место, чтобы простить.
Теперь - о тех, кому вы могли причинить боль. Попросите у них прощенья. Не с чувством вины, а с пониманием того факта, что мы спотыкаемся, что мы все бываем незрячи. Освободитесь и от самоосуждения.
И молча скажите про себя в точности так, как вы это чувствуете: «У всех, кому я намеренно или ненамеренно причинил боль своими мыслями, речью или действием,- у всех у них я прошу прощенья».
Пусть отпадет всякая жестокость, которая стесняет сердце.
Разрешите себе принять прощенье. Стеснение в груди, в теле, в уме - это всего лишь противодействие. Пусть оно уйдет. Освободитесь от своей обиды за себя. Простите себя. Скажите себе: «Я прощаю тебя».
Оставьте себе место в своем сердце. «Прощаю себя за всю причиненную боль, даже за те вещи, которых не хотел сделать».
Пользуясь своим собственным именем, скажите себе: «Я прощаю тебя».
Осторожно откройте сердце для себя. Осторожно; дайте время этому процессу. Самоотдача. Внесите прощение самому себе в свое сердце.
Создайте для себя место. Окутайте себя прощением и освобожденностью.
Теперь с этим чувством открытости направьте к себе эту любящую доброту; повторяйте в глубине сердца, как вам будет удобно, пользуясь такими словами, какие найдете подходящими: «Да буду я счастлив; да буду я свободен от страдания; да буду я свободен от напряжения, страха, тревоги; да исцелюсь я; да пребуду я в мире!»
«Да освобожусь я от страдания, да освобожусь от напряжения, от гнева, от разделенности. Да освобожусь я от страха, скрытости и сомнения. Да буду я счастлив». Полюбите себя.
«Да буду я счастлив. Да освобожусь я от всего,.что причиняет мне страдания!» Пожелайте себе добра.
Скажите себе от всей души: «Люблю тебя». Пользуйтесь своим именем, если вам это нужно. Скажите: «..., я люблю тебя».
«Да буду я свободен от страдания; да найду я свою радость; да буду я наполнен любовью; да вернусь я к свету; да пребуду я в мире!»
Затем направьте эту любовь на кого-то, чей образ существует у вас в уме, к кому вы чувствуете большую любовь - к учителю, другу, к кому-то, кто вам очень нравится,- » нарисуйте этот образ в уме и размышляйте: «Да будете вы счастливы, да будете вы свободны от страдания!»
«Дорогой друг, да будете вы целостны, да придете к своей завершенности. Да будете вы свободны от гнева, от ревности,от напряжения, от страха! Да будете вы счастливы, да будете свободны от страдания!»
«Да вступите вы в свою радость, в свою полноту! Да будете вы свободны от всех страданий!» Сосредоточенно направляйте этому любимому вами человеку благожелательность.
Нарисуйте в уме образ другого человека, к которому вы чувствуете любовь, кому желаете добра. Нарисуйте их ясно, так отчетливо и легко, как только можно, и направляйте на них свои чувства благожелательности, используя некоторые повторения: «Как хочу быть счастливым я, так да будете счастливы и вы. Да будете вы счастливы и свободны от страдания. Да отпадут от вас напряженность и сердечная боль.. Да возрастет ваша радость. Да будете вы свободны от страдания».
Пусть ваша любовь распространится на каждого человека в доме, где вы живете, где сидите в медитации. Наполните комнату своей любовью, наполните ее сердечной заботой. Пусть вся комната, все эти люди пребудут в вашем сердце. «Да будем все мы счастливы!» Не забывайте себя; вы - тоже еще одно прекрасное существо.
Пусть ваша любящая доброта излучается на каждого человека. «Да будем все мы свободны от страдания, да будем все мы счастливы. Да вступим - мы все и каждый из нас - да вступим мы в свет. Да освободимся мы от преград; да освободимся мы от своего страдания, да почувствуем свое совершенное бытие. Да будем мы все свободны от страдания, да будем мы все счастливы, да будем свободны!»
Пусть это чувство распространяется наружу, пусть оно охватит всю окрестность.
Пусть оно охватит весь город, где вы живете; оно широко, пространно, участливо.
Пусть оно продолжает распространяться. На всю страну, на весь континент.
Откройте всему этому свое сердце. «Да будут все существа счастливы. Да будут все существа обладать чистым умом. Да будут их сердца открыты. Да будут они свободны от страдания». Медленно окутайте своей любящей добротой целую планету. Медленно и осторожно дайте своей любви распространиться повсюду, на все существа.
«Да будут все живые существа, все чувствующие существа,- да будут они свободны от страдания. Да полюбят они себя, да придут они к своему счастью. Да раскроют они радость своего истинного «я». Все существа, повсюду.
«Да воссядут все существа в свете. Свободными. За пределами страдания. Да исцелятся все существа в участии друг к другу. Да будут все наши раны, все наши страдания - да будут они исцелены силой нашей любви к себе и друг к другу. Да полюбим мы друг друга».
Просто позвольте себе сидеть в свете этой любви, этой заботы о себе и друг о друге. Не пытайтесь что-то делать. Просто пребудьте - в любви, в свете.
«Да разделят все существа эту открытость. Да почувствует каждый эту безграничность, эту открытость сердца».
«Я делюсь заслугой этой медитации со всеми живыми существами повсюду. Да узнают все существа тепло и участие в своей жизни. Да узнают все существа прощенье самим себе. Да научимся мы просто быть в одном мгновенье за раз. Без всяких ожиданий. Просто открытое сердце. Делимся этим, насколько можем».
«Да будут счастливы все существа. Да будут все существа свободны от страдания. Да будут все существа счастливы. Да будем все мы свободны. Да возвратимся все мы к своей завершенности!»

Метта бхавана - так, на языке пали, звучит название медитации, которой уже две с половиной тысячи лет. Её практикуют в буддисткой традиции, особенно часто она встречается в тайских монастырях и медитационных центрах.

Метта - значит "любовь" (в неромантическом смысле), дружелюбие или доброта, проще говоря, любящая доброта. Это чувство, которое вы ощущаете сердцем.

Бхавана - означает развитие или взращивание.

Медитация любящей доброты это практика, нацеленная на развитие всеобъемлющей любви, сочувствия, сострадания и дружелюбия по отношению к себе, другим людям и ко всему живому на Земле и во Вселенной.

Во время медитации мы сосредотачиваемся на одном человеке или на группе людей, думаем об их положительных качествах, и направляем к ним свои мысли, наполненные любящей добротой. Мы развиваем положительные эмоции в нас самих и передаем эти эмоции другим.

Чувство любящей доброты сравнимо с чувством, которое вызывают у нас наблюдение за играющими котятами или щенками. Или что мы чувствуем, когда нам улыбаются маленькие дети.

Медитация любящей доброты очень важный инструмент для избавления от злости или ненависти внутри нас. Даже гнев, одна из стойких эмоций, тает под лучами любящей доброты. Гнев и ненависть это просто чувства, которые приходят и уходят, и всегда, в первую очередь, ранят нас самих. Когда мы злимся на кого-то, этот человек может даже не подозревать об этом, но мы уже попались в ловушку наших чувств. Для ослабления гнева и ненависти медитация любящей доброты очень полезна, и может послужить хорошим средством для исцеления от этих неблагоприятных состояний ума.

Для того чтобы ощутить чувство любящей доброты, нужно представить что-нибудь приятное взору. Например, маленького ребенка, младенца, котят или щенят играющих друг с другом.

Наиболее общая форма практики, описываемая в литературе по Буддизму, состоит из пяти частей.

Во-первых поощрения любящих чувств по отношению к самому себе. Мы всегда должны начинать медитацию любящей доброты с направления благих мыслей к самому себе. Только если мы полюбим и примем себя такими, какие есть, мы сможем распространить чувства любящей доброты на других.

Во-вторых, это те, кого, вы любите или к кому испытываете приятные эмоции. Например, родители, дети, друзья. Нарисуйте в уме образ другого человека, к которому вы чувствуете любовь, кому желаете добра.

В-третьих, направление любящих чувств по отношению к людям, которых вы уважаете или кем восторгаетесь, может быть, это ваши учителя или покровители. Сосредоточьтесь на ком-то, кто был к вам добр и помог вам.

Четвертое, это люди к которым вы относитесь безразлично или нейтрально. К кому-то кого вы знаете, но не чувствуете никаких особых эмоций, например, продавец в магазине.

И последнее, люди, которые осложнили нашу жизнь. Кто-то, кто, может быть, причинил вам боль или общение с кем, вы переносите с трудом.

Теперь, примите комфортную позу и закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких медленных вдохов, дабы расслабить и успокоить тело и ум. Представьте маленького ребенка, который вам улыбается, котят, неуклюже играющих друг с другом или что-либо еще, вызывающее у вас приятные и положительные эмоции.

Далее, вспомните ощущения от утреннего, мягко - согревающего, еще не палящего жаром, солнца. Представьте картину, как солнце светит не только на вас, а дарит тепло и свет всему - живому и неживому, всем людям, животным, растениям во всем мире.

Затем, представьте самого себя этим теплым, согревающим Солнцем с простирающимися во все стороны лучами любящей доброты. И начните излучать эту энергию.

1. Представьте самого себя, как вы себе улыбаетесь. Нарисуйте свой образ в виде маленького и любимого ребёнка, или ощутите себя нынешнего с сердцем, полным любящей доброты. Или вспомните время, когда вы были счастливы. Искренне пожелайте себе что-нибудь хорошее, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните излучать его. Медленно и спокойно повторяйте про себя:

Пусть я буду счастлив и благополучен,

Свободен от всех страданий,

Защищен от всех опасностей и болезней.

Да буду я в мире и спокойствии,

Да будет мой разум свободным от злости, жадности и неведения.

Пусть мое сердце будет наполнено любовью,

А ум обретет покой.

Согласуйте эти слова с вашими образами. Найдите точные фразы, наилучшим образом раскрывающие ваше сердце, полное доброты. Снова и снова повторяя эти фразы, дайте возможность чувствам проникнуть в ваше тело и ум.

Не напрягайтесь и не принуждайте себя. Просто позвольте словам тонуть в вашем уме. Расслабьтесь, повторяйте фразы, и осознавайте любые возникающие переживания и чувства. Всякий раз, когда ум отвлекается на посторонние мысли или фантазии, спокойно возвращайте его обратно к фразам.

2. Сейчас представьте ваших родителей. Вспомните о том, что они подарили вам эту жизнь, растили вас и окружали вас заботой. Совершенно не важно, где они сейчас, живы или уже умерли, их любовь все еще в наших сердцах и мы хотим вернуть хотя бы часть этой любви обратно. Пожалуйста, повторяйте:

Да будете вы …

3. После этого, вспомните людей, которых вы очень уважаете, кого-нибудь в своей жизни, кто по-настоящему позаботился о вас. Тех кто помог вам: воспитателей, учителей или других уважаемых вами людей. Нарисуйте в уме их образы и повторяйте:

Да будете вы …

4. Теперь вспомните людей, к которым вы относитесь нейтрально и повторяйте:

Да будете вы …

5. Теперь вспомните наиболее трудных людей в вашей жизни, кого-то кто причинил вам боль, или общение с кем давалось вам с трудом. Пожелайте, чтобы и они также оказались исполнены любящей доброты и мира. Поразмышляйте о том, что этот человек также хотел научиться жить своей жизнью, и совершал ошибки как и все мы. Представьте, что вы хотите простить этого человека, так же как другие люди прощали вас. Затем повторяйте снова:

Да будете вы …

Любящая доброта также является полезным инструментом для преодоления страха по отношению к людям или ситуациям.

Если вы боитесь ходить к доктору, попробуйте направить на него чувство любящей доброты. Это может в корне изменить ваше отношение к врачу и ситуации в целом. Если вы боитесь, собак, змей или пауков, вы можете посылать любящую доброту им.

После некоторой практики начнет развиваться стойкий чувство любящей доброты, так что в течение пятнадцати или двадцати минут вы сможете включить в свою медитацию много объектов, двигаясь от самих себя, к благодетелям, любимым и далее ко всем окружающим, животным, живому и неживому на планете.

Пусть ваша любящая доброта излучается на каждого человека. Пусть это чувство распространяется наружу, пусть оно охватит всю окрестность. Пусть оно охватит весь город, где вы живете. Пусть оно продолжает распространяться. На всю страну, на весь континент и всех людей в мире вне зависимости от расы и религии. Вы можете посылать любящую доброту всем существам в мире. Всем людям, животным, рыбам, насекомым. Медленно и осторожно дайте своей любви распространиться повсюду. Вы можете расширить свою любящую доброту на реки и моря, на всю Землю целиком, на луну и солнце, на все планеты, на млечный путь, другие галактики и на всю нашу Вселенную!


Визуализация желаемого Работа с чакрами

Практика любящей доброты

Традиционно в практике любящей доброты используется первая строка сутры четырёх безграничных качеств: «Пусть все чувствующие существа будут счастливы и познают причину счастья».

1. Пробуждение любящей доброты по отношению к себе: «Пусть я буду счастлив и познаю причину счастья», или можно выразить пожелание своими словами.

2. Пробуждение любящей доброты по отношению к человеку, которого вы искренне любите: «Пусть (назовите имя) будет счастлив и познает причину счастья» (или своими словами).

3. Пробуждение любящей доброты по отношению к другу. Назовите имя друга и пожелайте ему (или ей) счастья теми же словами.

4. Пробуждение любящей доброты по отношению к человеку, который вам безразличен.(Используйте те же слова).

5. Пробуждение любящей доброты по отношению к человеку, который вам неприятен. (Теми же словами).

6. Теперь попытайтесь охватить своей любящей добротой одновременно всех, к кому вы обращались в первых пяти шагах. (Этот шаг называется «разрушением границ»). Произнесите: «Пусть мы все: я, близкий мне человек, друг, «безразличный» человек и «враг»- будем счастливы и познаем причину счастья».

7. Теперь пришло время распространить любящую доброту на всех живых существ во вселенной. Можно начать с ближайшего окружения, постепенно расширяя круг всё больше и больше: «Пусть все существа будут счастливы и познают причину счастья».

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1447: Проявление доброты во всём. 1932 (6024). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во

Из книги Опиум для народа [Религия как глобальный бизнес-проект] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений автора Берзин Александр

Признание доброты наставника После сосредоточения на реальных благих качествах своего наставника с твердой убежденностью в том, что это – факт, медитация о гуру уровня сутры продолжается путем умственного действия "признательности" (гупа, gus-pa). Как вторая часть в

Из книги Открытое сердце автора Гьяцо Тензин

Преодоление эмоциональных препятствий, блокирующих признание доброты В своем тексте "Светильник безусловного значения" Конгтрул установил соотношение сущностного элемента медитации по бодхичитте с медитацией о гуру. Один метод, по которому ученики развивают

Из книги Политика доброты. Сборник. автора Гьяцо Тензин

Как медитировать на сострадании и любящей доброте Если мы действительно намерены развить в себе сострадание, надо посвящать этому больше времени, чем мы проводим в медитации. Это такая цель, которой мы должны отдаться всем сердцем. Если у нас есть время для того, чтобы

Из книги Моя духовная биография автора Гьяцо Тензин

Политика доброты Лекция при получении Нобелевской премии Мира 11 декабря 1989 г. Братья и сестры!Для меня большая честь и радость находиться сегодня среди вас. Я искренне счастлив видеть так много давних друзей, которые прибыли из разных уголков мира, и приобрести новых

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Храмы доброты в наших сердцах За братские встречи между конфессиямиЧрезвычайно печально, что многие конфликты в истории человечества возникали на религиозной почве. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, вносят нестабильность в жизнь некоторых стран из-за

Из книги Таинство Жизни автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

Из книги Голос любящей Совести. Попутчик автора Гауренду дас

ВЛАСТНАЯ МУДРОСТЬ ДОБРОТЫ «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми», - говорит автор этой книги, ссылаясь на преподобного Макария Египетского. Но какой властью оно это делает? Ибо всего неожиданней власть слова проявляет себя тогда,

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

11 Хинаяна ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКА О воздействии четырёх напоминаний Чагдуд Тулку говорит: «Мы осознаем, что наше рассмотрение этих четырёх [напоминаний] было эффективно, если мы начинаем видеть через наш сансарный опыт, понимать, что ему не хватает сущности, и ничто

Из книги Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы автора Ринпоче Лама Сопа

13 Махаяна ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКА Различные практики махаяны основаны на признании того, что эго безостановочно занято усилиями по поддержанию и увеличению себя. Большая часть этого процесса включает в себя манипуляцию пониманием так, что, в то время как мы точно

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 2-е. Св. мученик Леонтий (Побеждающая сила христианской доброты) I. Св. мученик Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как

Из книги автора

Из книги автора

Использование трудностей для упражнения ума в сострадании и любящей доброте Наличие трудностей дает вам также возможность упражнять ум в сострадательности. Только безумец может не счесть это хорошим делом. Даже люди, не признающие теории кармы и перерождений, согласны

Из книги автора

681. Любящей посещать церкви. Сличение обителей N.N.! Слышу, что у вас там церквей много, и что вы не даете им скучать по вас, а всегда спешите то в одну, то в другую. Но вы сами, когда воротитесь домой, будете скучать по ним. Впрочем в этом не будет укора вам или церквам, - церквам,

Bhante Henepola Gunaratana

Loving Kindness in Plain English. The Practice of Metta

© Bhante Henepola Gunaratana, 2017

© Перевод на русский язык. О. Турухина, 2017

© Издание на русском языке, оформление. ООО ИД «Ганга», 2018

Предисловие

Хотя уже существует несколько книг, посвящённых метте, или любящей доброте, эта книга, написанная простым языком, отличается тем, что основана в первую очередь на знаменитом тексте «Наставления о любящей доброте». Это учение, носящее на пали название «Карания-метта-сутта», или просто «Метта-сутта», в странах, где распространён буддизм тхеравады, цитируется по многим поводам – чаще, чем какое бы то ни было другое. Поскольку мы так часто прибегаем к мудрости этого учения, мы решили, что книга, проясняющая смысл этой глубокой сутты, принесёт пользу тем, кто не очень хорошо знаком с языком пали, на котором она обычно звучит.

Я выражаю искреннюю признательность Джуди Ларсон и Гьюла Наги за их любезную помощь в подготовке книги. Я также благодарен издательству «Виздом Пабликейшнз» за прекрасную работу, благодаря которой книга стала доступна аудитории, заинтересованной в практике медитации любящей доброты. Наконец, но не в последнюю очередь, я благодарен Джошу Бартоку, Арни Котлеру и Брианне Куик за финальные штрихи, которые они внесли в эту книгу.

Бханте Гунаратана
Лесной монастырь и медитационный центр «Общество Бхавана»

Глава 1. Метта. Наше естественное состояние

Слово «метта» чаще всего переводится с пали как «любящая доброта», и любящая доброта является важнейшим компонентом буддийской практики. Учения Будды передавались устно из поколения в поколение почти пять веков, прежде чем были записаны ланкийскими монахами на языке пали в 29 г. до н. э. Слово «метта» происходит от «митта», что означает «друг». «Митта» также переводится как «солнце». Наше выживание зависит от тепла, которое даёт нам солнце, а наше процветание – от дружбы. В связи с этим сам я, давая учения, предпочитаю переводить на английский слово «метта» как loving-friendliness («любящее дружелюбие». – Прим. ред .).

Каждый год в течение сорока пяти лет своей карьеры учителя Будда проводил трёхмесячный ретрит в период, когда в Индии наступал сезон дождей. В пещере Джета, подаренной Будде его великодушным последователем Анатхапиндикой, собирались монахи со всей страны, чтобы медитировать вместе с Буддой. Однажды Будда попросил шестьдесят монахов отправиться в далёкий лес и там выполнять практику медитации.

Когда монахи прибыли на место, жители ближайшей деревни построили для них хижины, однако лесные духи, как гласит история, не были рады вторжению этих людей. Вместо того чтобы приветствовать их, духи решили их испугать и вызвали видения призраков, нависающих вдоль тропинок, и трупов, разбросанных по всему лесу. Увидев призраков и почувствовав запах разлагающейся плоти, многие монахи заболели. В результате все они вернулись в пещеру Джета, чтобы спросить Будду, как им быть.

Когда монахи описали произошедшее, Будда посоветовал им вернуться в лес. «Вы отправились туда без оружия», – сказал он им. – «На этот раз вооружитесь, прежде чем идти». Он дал им «оружие» – «Учение о любящей доброте» («Карания-метта-сутта» или просто «Метта-сутта») и посоветовал начитывать его по восемь раз каждый месяц.

Монахи отправились обратно в лес и начали начитывать «Метта-сутту» по два раза в неделю. Духи преобразились, и вместо того чтобы причинять неприятности, начали защищать монахов от опасностей, которые могут подстерегать человека в лесу. Жители деревни также продолжали поддерживать монахов, по достоинству оценив их миролюбие и доброту. Практика любящей доброты дарит нам защиту.

Будда учил практикам для развития любящей доброты. Эти практики подразумевают направление энергии любви внутрь, а затем наружу с повторением определённых фраз, таких как «Пусть буду я счастлив» и «Пусть будут счастливы все существа». Это не пустые слова. Это часть практики, действительно способной трансформировать ваше сердце – и ваш мозг! Исследования показали, что медитация на любящей доброте обладает важными полезными свойствами, начиная от усиления ощущения благополучия и заканчивая облегчением симптомов заболеваний и развитием эмоционального интеллекта.

Метта – это не обычная любовь. Это качество любви, которое мы переживаем всем своим существом, любовь, не имеющая скрытых мотивов и не имеющая своей противоположности. Она никогда не превратиться в ненависть – в данном случае дихотомия «любовь-ненависть» просто неприменима. Когда мы говорим, что любим какого-то человека или какую-то вещь, обычно мы имеем в виду, что внешний вид, поведение, идеи или мнения, связанные с ним или с ней, восполняют какой-то воображаемый недостаток, или дефицит внутри нас. На самом деле мы не видим другого человека. Если его качества изменятся, наше ощущение любви может исчезнуть. Мы также можем разлюбить, если изменятся наши вкусы, прихоти или пристрастия. Сейчас мы любим, а позже можем возненавидеть. Мы любим, когда всё просто и гладко, но, когда возникают сложности, мы можем испытать противоположные чувства. Если наша любовь зависит от ситуации, такая любовь не является меттой – это просто похоть, алчность или даже эксплуатация.

Американский учитель випассаны Джозеф Голдстейн объясняет смысл понятия «метта» так:

Такая любовь обладает множеством качеств, отличающих её от более обычных переживаний любви, смешанных со страстным желанием или привязанностью. Рождённая из щедрости метта – это забота и доброта, не пытающиеся получить ничего для себя. Метта не пытается получить ничего в ответ или взамен, не говорит: «Я буду любить тебя, если ты будешь любить меня» или «Я буду любить тебя, если ты будешь вести себя определённым образом». Поскольку любящая доброта никогда не связана ни с чем вредоносным, она возникает из чистого сердца.

Такое чистое сердце, позволяющее нам почувствовать тёплое дружелюбие ко всем живым существам, естественно для нас. Развивая любящую доброту, мы просто позволяем своей изначальной щедрости расти и расцветать.

Когда мне было восемь лет, я лишился ночного зрения – возможно, это было связано с тем, что я недоедал. Когда темнело, я словно слеп. Я не видел вообще ничего, даже в свете керосиновой лампы. Мои братья и сёстры надо мной шутили, говоря, что я притворяюсь, однако моя мать была весьма озабочена. Она обратилась к деревенскому лекарю, и он дал ей горькое снадобье, которое я должен был пить. Оно было приготовлено из растения, названия которого лекарь не называл. Многие люди на Шри-Ланке верили, что растительные лекарства обладают мистическими свойствами, поэтому их состав держался в секрете.

Моя мать должна была растереть растение, сделав из него пасту, и давать эту пасту мне каждый день, пока моё зрение не улучшится. Вкус был отвратительный, и что ещё хуже, я должен был принимать эту гадкую кашицу рано утром на пустой желудок. Чтобы заставить меня принять лекарство, моя мать использовала силу любви.

Утром, когда все ещё спали, она брала меня на руки, обнимала, целовала и тихим шёпотом рассказывала разные истории. Через несколько минут я расслаблялся, начинал чувствовать себя счастливым и готов был сделать всё, что она попросит. Тогда она быстро засовывала мне в рот лекарство и велела быстро его проглотить. Она всегда смешивала горькую пасту с сахаром, но вкус по-прежнему был ужасным. Через несколько месяцев ежедневного повторения этого ритуала моё зрение полностью восстановилось.

Сейчас, много лет спустя, я понял силу любящей доброты. Она помогает нам проглотить горечь жизни.

Будда использовал силу метты для «победы» над множеством врагов. Одна история гласит, что, когда Будда возвращался со сбора подаяний в сопровождении свиты монахов, его злобный и амбициозный двоюродный брат Девадатта выпустил на него разъярённого слона. Огромное животное понеслось на Будду, устрашающе трубя хоботом, однако Будда послал ему мысли, полные метты. Помощник Будды Ананда бросился вперёд, чтобы закрыть Будду своим телом, но тот попросил его отойти, зная, что направленной слону любви будет достаточно. Сияние метты Будды произвело мгновенный и ошеломляющий эффект. Когда слон приблизился к нему, он стал совершенно покорным и опустился перед Буддой на колени.

Любящая доброта – это естественная способность, скрытая под толщей нашей алчности, ненависти и заблуждений. Она развивается благодаря мудрости и внимательности. Никто не может нам её передать. Мы должны найти и внимательно взрастить её в себе. Когда наше эго уступает дорогу, любящая доброта возникает естественно. Джозеф Голдстейн добавляет: «Метта не делает различий между существами. Она принимает всех: нет никого, кому не нашлось бы места в её царстве».

Любящая доброта – это тёплый поток ощущений сплочённости, чувство взаимосвязи между всеми существами. Поскольку мы желаем себе мира, счастья и радости, мы знаем, что все существа должны желать того же. Любящая доброта освещает весь мир пожеланием, чтобы все существа наслаждались комфортной жизнью в гармонии, уважении друг к другу и разумном изобилии.

Хотя в каждом из нас есть семя любящей доброты, для того, чтобы оно взросло, приходится предпринимать усилия. Если мы негибкие, скованные, напряжённые, тревожные и наполнены волнениями и страхами, наша естественная способность к любящей доброте не может расцвести. Чтобы взрастить семя любящей доброты, мы должны научиться расслабляться. В спокойном состоянии ума – таком, которого мы достигаем в медитации внимательности – мы можем забыть прошлые разногласия с другими людьми и простить им недостатки, слабости и обиды. Тогда любящая доброта естественно взрастает внутри нас.

Любящая доброта начинается с мысли. Обычно наши умы переполнены воззрениями, мнениями, убеждениями и идеями. Мы обусловлены своей культурой, традициями, образованием, связями и опытом. На основе этих ментальных условий мы создаём предубеждения и выносим суждения. Эти жёсткие представления душат естественную для нас любящую доброту.

Однако даже среди этой неразберихи спутанных мыслей время от времени проступает идея о нашей тёплой и дружеской взаимосвязи с другими. Мы видим её проблеск подобно тому, как можем внезапно увидеть дерево в свете молнии. По мере того как мы учимся расслабляться и отпускать негативность, мы начинаем распознавать свою предвзятость и не позволяем ей управлять нашим умом. Тогда начинают сиять мысли любящей доброты, демонстрируя свою истинную силу и красоту.

Как я уже сказал, любящая доброта, которую мы хотим развить, это не любовь, в обычном понимании. Обычно, говоря, что кого-то любите, вы подразумеваете эмоцию, обусловленную поведением или качествами человека. Возможно, вы восхищаетесь внешностью, манерами, идеями, голосом или отношением человека. Однако, стоит этим условиям или вашим вкусам, прихотям и симпатиям измениться, как меняется и то, что вы любите. В самых крайних случаях подобная двойственная любовь связана с ненавистью. Вы можете любить одного человека и ненавидеть другого. Вы можете любить кого-то сегодня и ненавидеть завтра. Вы любите, когда вам этого хочется, и не любите, когда вам этого не хочется. Вы любите, когда всё идёт гладко и замечательно, и ненавидите, когда что-то идёт не так.

Если ваша любовь меняется таким образом в зависимости от времени, места и ситуации, значит, ваша любовь – не та, о которой учил Будда, не искусная мысль любящей доброты. Возможно, ваша любовь – это похоть, алчное стремление материальной защищённости, желание быть любимым или иная замаскированная форма алчности. Истинная любящая доброта не имеет скрытых мотивов. Она никогда не превратится в ненависть, если изменятся обстоятельства. Она никогда не вызовет в вас гнев, если вы не получите чего-то взамен. Любящая доброта всегда мотивирует вас на добрые действия в отношении всех существ и добрую речь, как в их присутствии, так и в их отсутствии.

Полностью сформировавшаяся сеть любящей доброты включает в себя всё во вселенной, без каких бы то ни было исключений. У неё нет никаких границ, никаких ограничений. Ваши мысли любящей доброты не только распространяются на всех существ – таких, какие они есть в настоящий момент, но и включают в себя пожелание, чтобы все они – без всяких исключений и предпочтений – были неизменно счастливы будущем.

Глава 2. Медитации на любящей доброте

Мы – это любящая доброта. Метта – это природа вселенной и истинная природа каждого из нас. Чтобы очистить поле сознания от алчности, ненависти и заблуждения и позволить проявиться своей фундаментальной природе, мы просто должны открыться и не препятствовать потоку благих пожеланий. Будда предложил нам несколько инструментов, которые можно использовать с этой целью.

Однако молитвы метты – это не волшебные заклинания. Они не сработают сами по себе. Если вы практикуете, по-настоящему вовлекаясь в каждое утверждение и вкладывая в него свою энергию, оно будет иметь трансформирующую силу. Обычно, когда мы направляем другим свои мысли любящей доброты, сострадания, сорадования и равностности, наши собственные сердца и умы естественно и без усилий наполняются этими качествами. Кроме того, когда эти чувства укореняются в нашем уме, наши гневные и алчные мысли естественно исчезают. Надеюсь, вы опробуете практики, которые я описываю ниже. Надеюсь также, что, опробовав их, вы сами убедитесь в их силе.

В течение нескольких последних лет учёные Стэндфордского университета, Университета Висконсина и многих других институтов изучали эффекты медитации метты. Одно из этих исследований показало, что практика медитации любящей доброты усиливает чувства любви, радости, удовлетворения, благодарности, надежды, интереса, увлечённости и благоговения. Эти позитивные эмоции в свою очередь усиливают широкий спектр доступных нам ресурсов, таких как внимательность, ощущение предназначения и социальную поддержку, а также делают нас менее подверженными болезням, в результате чего мы ощущаем большую удовлетворённость и реже испытываем депрессию.

Медитация на любящей доброте также усиливает способность к межличностному общению и положительные эмоции, которые мы при этом испытываем, увеличивая нашу склонность оказывать помощь, устанавливать связи с другими, сопереживать и отвечать с эмпатией на боль других, а также уменьшая предвзятость. Другие исследования показали, что медитация на любящей доброте уменьшает боль при мигрени и боли в пояснице, облегчает депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство и даже шизофренические расстройства. Регулярная практика любящей доброты активизирует и укрепляет области мозга, отвечающие за эмпатию и эмоциональный интеллект, и даже увеличивает объём серого вещества. Одно из исследований показало, что всего за десять минут медитации метты достигается состояния расслабления и восстановления и увеличивается количество антивозрастных маркеров.

Некоторые исследования показывают, что любящая доброта уменьшает склонность к самокритике и усиливает сострадание к самому себе.

Однако Будда открыл всё это больше двух с половиной тысяч лет назад.

Будда учил, что в начале практики нам следует направлять любящую доброту на самих себя. Затем мы делаем то же самое для своих самых близких людей, постепенно расширяя круг своих друзей и, в конце концов, направляя метту даже тем, кто нам активно неприятен, и в заключении – всем живым существам. Вы можете выполнять эту практику в любое время. Я рекомендую выполнять её сразу же после пробуждения и перед сном. Благодаря практике метты ваша жизнь станет более размеренной, ваш сон улучшится, и вы будете просыпаться, полные энергии. С развитием любящей доброты ваши мысли, слова и дела наполнятся бо́льшим смыслом, станут более правдивыми, приятными и полезными для вас самих и других.

Направление метты внутрь

Мы начинаем практику с развития любви к самим себе. Когда вы любите себя, вы легко и естественно распространяете любовь на других. Тот, кто по-настоящему любит себя, не причинит вреда другим. Тот, кто любит себя, настроен на энергию любящей доброты и понимает, как прекрасно было бы, если бы все сердца в мире разделяли это чувство. Тот, кто не любит себя, не может по-настоящему любить другого. В тексте «Косала-самьютта» Будда говорит: «Обойдя в своём уме все стороны света, не найдёшь никого дороже для себя, чем ты сам. Так любой человек больше всего дорожит собою. Поэтому тот, кто любит себя, не причинит вреда другим». Так что в первую очередь предложите метту самим себе.

Будда называл алчность, ненависть и заблуждение тремя ядами. Эти сложные состояния ума способны овладевать нами. В «Наставлениях, дарованных мастеру серебряных дел Чунде» («Чунда-каммарапутта-сутта»), Будда советует практиковать не-алчность, не-ненависть и не-заблуждение. Эти практики подразумевают, что мы не только отказываемся от поведения, которое причиняет вред нам самим и другим, но и придерживаемся поведения, приносящего пользу нам самим и другим. Они подразумевают активную щедрость и целенаправленную доброту, а также развитие мудрости.

На время задумайтесь о том, каково это: практиковать не-алчность и не-ненависть, и как в отсутствии этих чувств в нашем сердце появляется пространство для любящей доброты. Мы можем начать понимать, почему Будда рекомендовал эти практики, если обратим внимание на свои ощущения во время их выполнения. Например, вы можете обнаружить, что, говоря с кем-то с меттой, вы ощущаете себя очень счастливыми. Позже, вспоминая, как другой человек улыбался и сиял во время этого дружеского разговора, вы снова ощущаете счастье. Даже когда вы планируете что-то с меттой, вы ощущаете позитивные чувства: метта помогает вашему уму генерировать нескончаемую энергию, и поэтому вы не устаёте так, как обычно. Доброе отношение к другим перестаёт быть нудной необходимостью, если в нём присутствует метта. Наши сердечная теплота и радушие поднимают дух окружающих и позволяют им расслабиться. Увидев, как все работают сообща в духе дружелюбия, вы ощутите огромную радость. Находясь под влиянием алчности и гнева, вы никогда не ощутите ничего подобного.

Практикуйте метту анонимно, не ожидая никакой награды. Когда к вам закрадывается желание признания, ум метты прогоняет его. Если к вам пытается тайком проникнуть гордыня, ум метты закрывает перед ней дверь. Слушайте своё сердце. Будьте честными. Обращайте внимание на то, как вы чувствуете себя, когда кто-то говорит с вами с любящей добротой. Нет такого успокаивающего или утешающего чувства, которое могло бы заменить метту. Метта должна происходить из глубинной мудрости и понимания.

Если вы прежде не занимались медитацией, вам может быть удобнее практиковать медитацию метты, сидя в тихом, комфортном месте. В начале каждой сессии медитации повторяйте про себя следующие строки, направляя их внутрь или наружу:

Пусть обрету я благополучие, счастье и спокойствие. Пусть не коснётся меня никакой вред. Пусть не столкнусь я ни с какими трудностями. Пусть не будет у меня проблем. Пусть мне всегда сопутствует успех. Пусть мне достанет терпения, смелости, понимания и решительности, чтобы встретить и преодолеть все неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи.

По-настоящему прочувствуйте это намерение. Затем произнесите следующие строки:

Пусть мой ум наполнится мыслями любящей доброты, сострадания, сорадования и равностности. Пусть буду я щедрым. Пусть буду я добрым. Пусть буду я благодарным. Пусть буду я расслабленным. Пусть буду я счастливым и спокойным. Пусть буду я здоровым. Пусть смягчится моё сердце. Пусть мои слова будут приятны другим.

Установив искреннюю связь с этими намерениями, произнесите следующие слова:

Пусть всё, что я вижу, слышу, обоняю, ощущаю на вкус, осязаю и думаю, помогает мне развивать любящую доброту, сострадание, сорадование, равностность, щедрость и мягкость. Пусть моё поведение будет дружелюбным, а моя любящая доброта будет источником спокойствия и счастья. Пусть моё поведение улучшит мой характер. Пусть буду я свободен от страха, тревоги, волнения и беспокойности.

Куда бы я ни отправился, пусть встречу я всех людей со спокойствием, счастьем и дружелюбием. Пусть буду я защищён со всех сторон от алчности, гнева, отвращения, ненависти, зависти и страха.