Великий шейх суфизма ибн аль-араби. Ибн Араби


Великий шейх суфизма Ибн аль-Араби











Великий шейх суфизма Ибн аль-Араби

Наиболее глубокое философское обоснование суфизм получил в творчестве Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Араби (1165-1240), знаменитого философа и выдающегося поэта. Его наследие оказало решающее влияние на последующее развитие суфизма во всех областях исламского мира. Последователи выдающегося философа называли его «Величайшим учителем».

Родился выдающийся мыслитель в городе Мурсия на востоке Андалусии. Власть в этой области принадлежала тогда альморовидскому султану Мухаммаду Ибн Марданишу, на службе у которого и состоял отец великого суфия. В Севилье, куда семья переселилась, когда Ибн аль-Араби было восемь лет, мальчик получил традиционное мусульманское образование. Среди его учеников называют Ибн Заркуна аль-Ансари, Абу-ль-Валида аль-Хадрами и др. Под воздействием суфийских идеалов Ибн аль-Араби довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии.

Биографы утверждают, что решающее влияние на его суфийскую подготовку оказал тот факт, что его отец поддерживал контакт с великим суфием Абд аль-Кадиром Джилани. Считается, что сам факт рождения Ибн аль-Араби был связан с духовным влиянием Абд аль-Кадира, предсказавшего, что тот будет человеком выдающихся дарований.

В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам Ибн аль-Араби приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и изотерическим наукам, широте кругозора и благочестию.

В 1200 году Ибн аль-Араби отправился в хадж и остался на Востоке навсегда. Сначала жил в Мекке, где написал свой знаменитый поэтический сборник «Тарджуман аль-ашвак» («Толкователь желаний») - собрание суфийских поэм и комментарий к ним. В 1204 году Ибн аль-Араби вновь отправился в странствия, на этот раз на север, в Мосул.

С 1223 года до самой смерти в 1240 году Ибн аль-Араби прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей. После себя суфий оставил большое наследие. Есть основание полагать, что его перу принадлежало около 400 сочинений, из коих сохранилось 200. Его основные философские произведения: «Геммы мудрости» («Фусус аль-хикам») и «Меканские откровения» («Аль-футухат аль-маккиййа»), которые были созданы им в конце жизни и вобрали в себя наиболее зрелые плоды его размышлений и духовного опыта.

Оба трактата являются отличными изложениями того, что мы можем назвать «антропологией» (взгляд на человека как на высшее создание Аллаха) Ибн аль-Араби, и в то же время содержат многие другие важные аспекты его учения. Исходной точкой обоих произведений служит любимая идея суфийского мыслителя: человек есть причина и конечная цель сотворения Вселенной; он подобен одновременно и Богу, и сотворенному миру, говоря современным языком, Бог и Вселенная антропоморфны, а значит, могут быть познаны человеком в процессе самосознания.

В 1229 году Величайшего Учителя посещает видение, в котором сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелевает ему написать книгу под названием «Геммы мудрости». Суфий прилежно исполняет повеление. Так появляется на свет самый популярный труд Ибн аль-Араби. В нем разработана концепция, позже названная «вахдат аль-вуджуд» («единство бытия»), которая стала важнейшим направлением суфийской мысли. Он производит неизгладимое впечатление как на его современников, так и на последующие поколения образованных мусульман. Трудно найти мало-мальски образованного суфия или богослова, которые не знали об этом произведении, хотя бы понаслышке, и не пытались бы определить своего отношения к нему. Редкая книга в истории мусульманской цивилизации служила источником столь ожесточенных споров, объектом столь многочисленных комментариев.

Не удивительно, что именно она до самого недавнего времени почти целиком поглощала внимание исследователей творчества великого суфия. Нет сомнений: она этого заслуживает, поскольку в ней содержатся редкие по глубине и проницательности прозрения, раскрывающие саму сущность религии и веры. Все повествование многосмысленно, и подчинено трудноуловимой внутренней логике, определяемой повторимостью нескольких тем - мотивов, к которым вновь и вновь возвращается автор.

В «Мекканских откровениях» Ибн аль-Араби описывает совместное восхождение к истине философа и суфия. Высшее знание тайн бытия, получаемое сердцем суфия в момент озарения или в результате откровения, отлично от интеллектуального знания (ильму), получаемого разумным путём. Это сопоставление суфийского и интеллектуального пути познания Божественной сущности, философа и суфия мы и находим в «Мекканских откровениях» в развёрнутой метафоре. Каждая небесная сфера образует некую стадию этого восхождения, на которой обоим путникам даётся знание. Философ получает его непосредственно от небесных сфер, а мистик - от духов этих сфер - призраков, которые сообщают ему истину.

Под Исламом Ибн аль-Араби подразумевает религию мусульман, которая, согласно их представлениям, есть конечная истина, венчающая откровения всех пророков, и универсальную религию. Вера, данная от рождения тому или иному человеку, предопределена, равно как и предопределено, кому будет даровано тайное знание.

Ибн аль-Араби говорит о трёх странствиях, совершаемых человеком:

От Аллаха через разные миры в мир земной;

К Аллаху - духовное странствие, завершающееся слиянием с мировой сущностью;

В Аллахе - в отличие от первых двух, это странствие бесконечно.

Первое странствие доступно совершить всякому человеку, второе и третье доступны лишь избранным и совершаются чаще всего с помощью шейха. Два последних странствия возможны лишь при соблюдении четырёх условий: молчания, удаления от людей, воздержания от пищи, бдения. Эти условия способствуют пробуждению любви в сердце ищущего, которая перерастает в страсть, совершенно отличную от страсти эгоистической и приводящую ищущего к осознанию своего единства с Аллахом. На этом пути ищущий проходит ряд стоянок (макам), на каждой задерживаясь и получая знания. Когда сердце мистика очищено, все покровы мира феноменального (хиджаб) спадают - и ищущий вступает в третье странствие.

В определенном смысле Ибн аль-Араби напоминает Аль-Газали. Подобно Газали, он обладал интеллектуальными способностями, намного превосходившими способности почти всех его сверстников. Он родился в суфийской семье и был призван оказать влияние на западную школу. Он также считался непревзойденным знатоком мусульманской религии. Но если Газали сначала занимался наукой и только потом, найдя ее недостаточной, и будучи уже на вершине славы обратился к суфизму, то Ибн аль-Араби с самого начала поддерживал постоянную связь с суфизмом. Газали примирил суфизм с Исламом, доказав, что суфизм - не ересь, а внутреннее значение религии. Миссия Ибн аль-Араби состояла в том, чтобы создать суфийскую литературу и философию и пробудить интерес к их изучению. Они должны были помочь людям почувствовать дух суфизма и, независимо от их культурных традиций, открыть для них суфиев через самое их существование и деятельность.

Ибн аль-Араби (1165 - 1240) - крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения "о единстве и единственности бытия".

Уроженец города Мурсия, он происходил из старинного арабского рода. Его семья была известна своим благочестием, отец был чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье. Два его дяди были известными приверженцами аскетизма. Ибн Араби получил традиционное мусульманское образование в Севилье и Сеуте. В 30 лет благодаря своим способностям, широте кругозора (особенно в философии и эзотерике), а также благочестию, Ибн Араби уже был известен в суфийских кругах Северной Африки. Чтобы совершенствовать образование, он в 1201 решил отправиться путешествовать, но прежде совершил хадж к святым городам ислама Мекке и Медине.

В 1223 Ибн Араби приехал в Сирию, бывшую в то время под властью династии Айюбидов. В Дамаске пользовался покровительством губернатора, и имел возможность заниматься наукой, вести переписку со своими выдающимися современниками, среди которых были его соотечественник андалузский философ и врач Ибн Рушд, иранский философ Шихаб ад-дин ас-Сухраверди (1155-1191), поэт-мистик Ибн Фарид (1181-1235) и др. В Дамаске Ибн Араби закончил работу над Мекканскими откровениями, а также написал свой самый знаменитый труд Геммы мудрости (Фусус аль-хикам). Здесь же в 1240 он скончался, оставив после себя около 300 сочинений, посвященных исламской философии и суфизму. В начале 16 в. по приказу османского султана Селима I над могилой Ибн Араби у горы Касьюн в Дамаске была сооружена погребальная мечеть, ставшая местом поклонения мусульман всего мира.

Что удивительно, что каждый человек
Лишь в восхождении к Богу вечно пребывает,
Но очень часто сам того не понимает,
Или не чувствует, зачем же дан сей век…

Уж если ты... объект какой-то возжелал,
Удостоверься в том, что можешь обладать!
Иначе бед тебе, мой друг, не сосчитать...
Любой предмет - в руках Всевышнего кинжал...

(по переводу И. Бугаева)

Какое чудо - сад среди огня!
И так свободно сердце у меня,
Что все вокруг оно воспринимает
С любовью.
В нем колена преклоняет
Монах.
Оно - лужайка для газелей,
И капище для дароподношений,
Кааба для арабов правоверных,
Алтарь для мыслей самых сокровенных.
Корана свитки и скрижали Торы.
Я верую Любовь! В пустыни, горы!
Ведет Она волшебный караван -
Религия моя - мой дом, мой Храм.

Нет наказания суровее для духа,
Чем зреть невежество, отрава и для слуха.

Познание - есть сердцем постиженье.
Сердца чисты - Природы откровенье.

Весь мир во власти мысли человека.
Но это знает тот, кто может знать.
Иному человеку не понять
И малого в коротких рамках века.

Все гибнет, кроме лика Божества,
Все капли соберет Его волна.

Бог в каждом сущем в мире пребывает,
Настолько, сколько нужно, сколько знает.

Являет Бог себя в любом дыхании,
Всегда в неповторимом одеянии...

Во всех явленьях мира - красота.
Открой глаза, и уши, и уста.

Любой, кто любит мира красоту,
Чтит Бога, покоряется Ему.

Когда тебе дается откровенье,
То это плод бесценного мгновенья.

Что древо жизни может дать тебе?
Твой плод, что созревает в глубине.

Изречения Мудрецов - Суфийский КРУГ -

Электронная версия книги "Сияние души" - http://online.pubhtml5.com/tqtb/kirv/

Сказки суфиев в ритмах - Читальный зал - http://sseas7.narod.ru/index/chitalnyj_zal_3/0-17

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Краткий ответ на комментарий об Ибн ‘Араби

Недавно один из приверженцев нововведений написал на наш сайт опровержение на статью выставленную у нас, в которой приводятся слова имамов нашей Уммы, о том что убеждения Ибн ‘Араби — полностью противоречат Таухиду и являются Ширком. В связи с этим было решено написать ответ этому упрямому на заблуждении человеку. И в целях защиты сердец мусульман, мы не публикуем его комментарий.

Приведем с помощью Аллаха, некоторые слова ученых, на убеждения которых мы основываемся, говоря о заблуждении Ибн ‘Араби.

Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани

وقد كنت سألت شيخنا الإمام سراح الدين البلقيني عن بن العربي فبادر الجواب بأنه كافر

«Я спросил своего шейха Сираджу-дина аль-Балкини об Ибн ‘Араби и он быстро ответил, что он был кафиром».

(См. «Лисан аль-Мизан», 4/318, 5/213, «Тамбият аль-Гъаби», стр. 138)

Сканированная копия:

Имам Ибн Дакик аль-‘Ид спросил ‘Иззу-дина ибн ‘Абдус-Салама об Ибн ‘Араби, на что он ответил:

«Грязный, ложный и далекий от истины».

(См. «аль-Уафа уаль-Уафият», 4/125, «Мизан аль-И’тидаль», 3/659, «Лисан аль-Мизан», 5/311-312, иснад сахих)

Имам Абу Хаян Мухаммад аль-Андалуси сказал:

«Из еретиков, кто подтвердил единство бытия были… Ибн Араби».

(См. «Тафсир Бахр аль-Мухит», 3/464-465)

Хафиз Ибн Касир , да смилуется над ним Аллах, сказал:

«И книга, которая называется «Фусус аль-Хикам» содержит множество вещей указывающих на ясный куфр (неверие)».

(См. «аль-Бидая уа Нихая», 13/167)

Кади Такию-дин ‘Али ибн ‘Абдуль-Кафи ас-Субки в своей книге «Шарх Минхадж» сказал:

«Поздние суфии, такие, как Ибн Араби и его последователи, заблуждающиеся и невежественные и не имеют отношения к Исламу».

(См. «Тамбиятуль-Гъаби», стр. 143)

Мулла ‘Али аль-Кари сказал:

«И если ты настоящий мусульманин и верующий, то не сомневайся о неверии Ибн ‘Араби и его группы. И воздерживайся от их заблуждения и их тупой заблудшей группы. И если спросят, можно ли их приветствовать первыми, то я скажу: «Нет». И еще вы не должны отвечать на их приветствие. Даже не говорите им «аляйкум», так как их зло хуже чем у иудеев и христиан. И их хукму (решение о них) как у еретичных неверных. Обязательно сжигать их книги и каждый должен предостерегать (напоминать) от их зла и лицемерия. Потому что молчание ученых и разногласие передатчиков стало причиной фитны (смуты)».

(См. «Радд ‘аля аль-Къаилин би Уахдат аль-Вуджуд», стр. 155-156)

И на этом пока остановимся. В ближайшее время мы планируем написать статью, собрав в нем намного больше высказываний имамов на эту тему.

И пусть постесняется наш оппонент упомянуть Ибн Хаджара в защиту своего мнения, так как труды Ибн Хаджара переполнены опровержением на ‘акыду «Единство бытия», которого придерживался Ибн ‘Араби.

И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!

«Анти-Суфия»

ИБН "АРАБИ

ИБН "АРАБИ

ИБН "АРАБИ Мухйй ад-Дйн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания - 1240, Дамаск) - суфийский , мистик и поэт. Известен также как “Великий шейх” (аш-Шайхал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн "Арабй, был в то своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул “полюс полюсов”, высший среди суфиев. Ибн "Арабй много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.

Ибн "Арабй был знаком с сочинениями ал-Харраза, ал-Мухасибй, ал-Халладжа, ал-Исфара"йнй. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Газали. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рутдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн "Арабй испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений , более всего - ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнанй ( . 1336), выступили с альтернативными теориями, названными “единство свидетельствован™” (вахаат аш-шухуд) в противовес сложившемуся после Ибн "Арабй именованию его концепции как “единство существования” (вахдат ал-вуджуд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн "Арабй вызвали со стороны известного факихаЖя Тачмиййи (1263-1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйутй (15 в.), выступил в защиту Ибн "Арабй. Считается, что перу Ибн "Арабй принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются “Мекканские откровения” и *Геммы мудрости”. Его поэзия представлена сборником “Тарджуман ал-ашвак” (“Изложение страсти”). Известность Ибн "Арабй стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов - двухтомный “Тафсйр ал-кур"ан” (“Толкование Корана”), “Шаджарат ал-кавн” (“Древо бытия”), “Калимат ал-лах” (“Божье слово”), “ал-Хикмаал-"илахиййа” (“Божья премудрость”).

Лит.: Смирнов А. В. Великий шейх суфизма ( парадигмального анализа философии Ибн Арабй). М., 1993; Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Арабй: два типа рационализации мистицизма.- В кн.: Бог -человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156-75; СогЫп H. L"imagination créatrice dans le soufisme d"Ibn Arabi. P., 1958; Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N. Y, 1959; Deladriere R. La d"Ibn Arabi. 1975; DiyabA.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabi"s Philosophy Cambr., 1981; Chittick W. C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn alArabi"s Metaphysics of Imagination. Albany, 1989. См. также лит. к ст. Суфизм.

A. S. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ИБН "АРАБИ" в других словарях:

    ИБН АРАБИ - [Ибн аль Араби; араб. ; полное имя Мухйи ад Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль Хатими ат Таи] (28.07. 1165, Мурсия, Испания 10.11.1240, Дамаск), арабо мусульм. мыслитель, поэт, мистик, «Великий шейх суфизма». Создатель учения о единстве и… … Православная энциклопедия

    - (560/1165 638/1240) известный мусульманский философ и мистик. Полное имя Мухйи ад Дин Абу Абдулла Мухаммад ибн Али аль Хатими ат Таи. Родился в испанском городе Мурсия в арабской семье. Первоначально обучался мусульманским наукам, а затем… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ибн аль Араби. Ибн Араби Мухйиддин Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби ал Хатими ат Таи ал Андалуси (араб. محي الدين محمد ابن علي ابن محمد ابن عربي الحاتمي الطائي الأندلسي‎‎, Мурсия … Википедия

    Ибн аль Араби: Ибн аль Араби, Абу Бакр (1076, Севилья 1148, Фес) средневековый арабский историк, кади, знаток Корана и факих Ибн Араби, Мухйиддин (1165, Мурсия 1240, Дамаск) один из величайших исламских суфиев Ибн аль Араби, Абу Абдуллах Мухаммад … Википедия

    Мухйи ад дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.Алиал Хатимиат Таи (1165 1240) арабо мусульманский философ, суфий и поэт, создатель учения «О единстве бытия» (вахдат ал вуджуд). Последователи И.А. звали его «Величайшим учителем» и «Сыном Платона».… … Философская энциклопедия

    Ибн Таймия (араб. ابن تيمية‎‎, полностью أبو عباس تقي الدين أحمد بن عبد السلام بن عبد الله ابن تيمية الحراني‎ Абу Аббас Таки ад Дин Ахмад бин Абд ас Салам бин Абдулла ибн Таймия аль Харрани) исламский ученый, последовательный агностик, критик… … Википедия

    Мух̣йӣ ад Дӣн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания – 1240, Дамаск) – суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш Шайхал акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн ‘Арабӣ, был в то время… … Философская энциклопедия

    - (араб. ابن تيمية‎‎, полностью أبو عباس تقي الدين أحمد بن عبد السلام بن عبد الله ابن تيمية الحراني‎ Абу Аббас Таки ад Дин Ахмад бин Абд ас Салам бин Абдулла ибн Таймия аль Харрани) (1263 1328) исламский правовед ханбалитского мазхаба,… … Википедия

    На картине XIV века Дата рождения: 1126 год … Википедия

ИБН АРАБИ (или Ибн аль-Араби) – Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль-Хатими ат-Та"и (1165–1240) – крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения «о единстве и единственности бытия» (вахдат аль-вуджуд ). Уроженец города Мурсия (совр.Андалузия, Испания), он происходил из старинного арабского рода. Его семья была известна своим благочестием, отец был чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье. Два его дяди были известными приверженцами аскетизма. Ибн Араби получил традиционное мусульманское образование в Севилье и Сеуте.

В тот период Севилья была столицей сильного мусульманского государства, которым управляли представители династии Альмохадов (аль-Муваххидун – «исповедующие единство божие» – 1130–1269, Испания и Северная Африка). Основатель династии, бербер Ибн Тумарт, был сторонником аскетического образа жизни и выступал против упадка общественных нравов, что было характерно и для Альморавидов, предшествующей династии правителей. Двор Альмохадов был центром искусства и науки, правители покровительствовали философам, математикам и другим мусульманским ученым. Среди них были писатель и философ Ибн Туфейл , крупнейший средневековый мыслитель Ибн Рушд , более известный в Европе как Аверроэс.

Стремление Ибн Араби заниматься философией поддерживалось семьей и учителями. Среди его учителей были многие мыслители того времени: Ибн Заркун аль-Ансари, Абу-ль Валид аль-Хадрами, Ибн Башкувал, Абд аль-Хакк аль-Ишибли (ученик известного мыслителя и поэта Ибн Хазма (994–1064)). Позднее Ибн Араби называл себя последователем Ибн Хазма в области фикха . Его труды свидетельствуют, что он изучал работы Ибн Масарры из Кордовы, который ок. 900 проповедовал учение об очистительном озарении и считался философом-мистиком. Ибн Араби был хорошо знаком с трудами ученых Магриба и Машрика и обладал феноменальной памятью.

В 30 лет благодаря своим способностям, широте кругозора (особенно в философии и эзотерике), а также благочестию, Ибн Араби уже был известен в суфийских кругах Северной Африки. Чтобы совершенствовать образование, он в 1201 решил отправиться путешествовать, но прежде совершил хадж к святым городам ислама Мекке и Медине. На родину Ибн Араби больше не вернулся. Причиной было поражение Альмохадов от христианских войск при Лас Навас де Толоса в 1212. Альмохады навсегда покинули Испанию, сохранив на некоторое время (до 1269) свои владения в Северной Африке.

В Мекке Ибн Араби написал поэтический сборника Тарджуман аль-Ашвак (Толкователь страстей – араб.), получивший большую известность. По некоторым данным, книга была написана под влиянием встречи с одной образованной женщиной, персиянкой, однако впоследствии Ибн Араби прокомментировал свою любовную лирику в мистическом смысле. Кроме этого он написал трактаты по различным вопросам суфизма. Здесь же он начал составлять свой многотомный трактат, позднее названный Мекканские откровения (Футухат аль-маккийа – араб.). Прожив в Мекке четыре года, Ибн Араби посетил Ирак, Египет, Турцию, общаясь с мусульманскими философами и суфиями. Судя по его трудам, он был хорошо знаком с работами восточномусульманских суфиев и теологов: аль-Мухасиби (781–857), ат-Тирмизи (ск. в конце 9 в.), аль-Халладжа (858–922), аль-Газали (1058–1111). В Конье и Малатье он провел несколько лет, окруженный учениками. Среди них был и Садр ад-дин аль-Кунави (ум. в 1274), который впоследствии пропагандировал взгляды своего учителя в Малой Азии и Иране и считается главным интерпретатором его идей.

В 1223 Ибн Араби приехал в Сирию, бывшую в то время под властью династии Айюбидов. В Дамаске пользовался покровительством губернатора, и имел возможность заниматься наукой, вести переписку со своими выдающимися современниками, среди которых были его соотечественник андалузский философ и врач Ибн Рушд, иранский философ Шихаб ад-дин ас-Сухраверди (1155–1191), поэт-мистик Ибн Фарид (1181–1235) и др. В Дамаске Ибн Араби закончил работу над Мекканскими откровениями , а также написал свой самый знаменитый труд Геммы мудрости (Фусус аль-хикам ). Здесь же в 1240 он скончался, оставив после себя около 300 сочинений, посвященных исламской философии и суфизму. В начале 16 в. по приказу османского султана Селима I над могилой Ибн Араби у горы Касьюн в Дамаске была сооружена погребальная мечеть, ставшая местом поклонения мусульман всего мира.

Среди его трудов Мекканские откровения занимают особое место. Эту книгу современники называли энциклопедией суфизма, ибо в нее вошла информация о многих суфийских братствах того времени, а также о самых знаменитых шейхах. Сам Ибн Араби признавал, что в 1184 он вступил на путь суфия и не сходил с него до конца жизни. То, что он получил титул «полюс полюсов» (кутб аль-актаб ) – высший из почетных титулов в суфийской иерархии, свидетельствует о признании за ним выдающихся заслуг.

Мекканские откровения состоят из 560 глав, в которых автор излагает свои философские взгляды, рассматривает сквозь их призму вопросы мусульманского богословия, объясняет собственное восприятие суфийской практики. Исследователи отмечают некоторую рыхлость текста, ранние главы содержат отрывки, противоречащие более поздним. Сам Ибн Араби признавался, что он переписал Откровения , вычеркнув все, что было «несовместно с буквой шариата».

Геммы мудрости – это работа зрелого философа, где он в концентрированном виде излагает свои философские воззрения. Если Откровения в издании 1859 представляет собой несколько томов, то Геммы состоят из 28 глав (примерно 200 страниц). Эта книга считается энциклопедией профетологии (жизнеописаний пророков). Часть глав носит имя того или иного пророка, высказывания которого рассматриваются в тексте, посвященном одной или нескольким темам. Современный читатель, привыкший к логическому построению текста, при знакомстве с трудами Ибн Араби столкнется с трудностями, проистекающими из традиций написания средневекового философского трактата. Как правило, тексты изобилуют замечаниями, не имеющими связи с сюжетом, но представляющими ценность для ученого, собирающего материал о суфизме или состоянии философии того времени.

Ибн Араби развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. В своей доктрине о единстве бытия (вахдат аль-вуджуд ) философ утверждал, что «все вещи предсуществуют как идеи в божественном знании, откуда они испускаются и куда они, в конечном счете, возвращаются». Он разработал доктрину предшествования Мухаммада до творения. Это доктрина ан-нур аль-мухаммади («свет Мухаммада»), согласно которой мир есть проявление этого света, воплощенное сначала в Адаме, затем пророках и актаб (от кутб – полюс), то есть «совершенных людях» (аль-инсан аль-камиль ). Для Ибн Араби Бог открывается из чистого бытия: «Мы сами – атрибуты, посредством которых описываем Бога. Наше существование – всего лишь объективация Его существования. Бог необходим нам для того, чтобы мы могли существовать, в то время как мы необходимы Ему, чтобы Он мог манифестировать Себя Себе» (цит. Шиммель А., Мир исламского мистицизма . М., 2000, с. 210).

Система Ибн Араби обычно обозначается термином вахдат аль-вуджуд (единство бытия). Правильный перевод этого выражения дает ключ к большинству других его теорий. Термин вуджуд , который чаще всего переводят как «бытие», на самом деле означает «нахождение» (от глагола ваджада – находить, быть найденным), поэтому его смысл более динамичен. По мнению суфиев, во всем присутствует, «находится» Бог, его проявление. Таким образом, в учении Ибн Араби сохраняется представление о трансцендентности Бога. Что касается его творений, то они не идентичны Богу, они – только отражения Его атрибутов. У Ибн Араби Бог как высшая единосущная Реальность трактуется в двух аспектах: в скрытой, неощущаемой и непознаваемой природе (батин ), которую невозможно определить, и в явной, видимой форме (захир) в которой эта Реальность проявляется во всем многообразии существ, сотворенных ею по своему подобию и желанию. Бог абсолютно непознаваем, недоступен человеческому разумению и осмыслению. По Ибн Араби, бытие «есть проявление единой „божественной сущности" в бесконечных и беспрестанно меняющихся образах материального мира, выполняющих роль „зеркал" Абсолюта».

После 13 в. большинство суфиев считали сочинения Ибн Араби вершиной мистической теоретической мысли, а традиционалисты никогда не прекращали его критиковать. Однако признано, что Ибн Араби создал упорядоченную систему суфийских представлений, поэтому его до сих пор называют «аш-шайх аль-акбар» (величайший учитель).

Наследие Ибн Араби оказало огромное влияние на творчество его последователей, среди которых было немало философов, суфиев и поэтов. Некоторые из его идей легли в основу идеологии ряда суфийских братств, таких как Шазилийа, Маулавийа (в Иране, Турции, Сирии и Йемене). Поздние суфии восприняли его терминологию для систематизации всего, что с их точки зрения составляло единую сущность суфизма.Иранский философ Хайдар Амули (ум. 1631/2), считающийся одним из основателей шиитской философии, также разрабатывал идеи Ибн Араби.

Однако до сих пор вокруг имени Ибн Араби споры не утихают. В начале 70-х в Египте сторонниками «Братьев мусульман» была даже развернута компания, призывающая к запрету издания трудов Ибн Араби. Гностические и неоплатонические идеи, отражения которых можно найти в трудах Ибн Араби, делают его работы сложными для понимания неподготовленного читателя. Переводы нуждаются в квалифицированных комментариях, к тому же Ибн Араби иногда пользуется изысканными выражениями, смысл которых не всегда может быть однозначно истолкован.

Ольга Бибикова