Прохождение The Surge — Зал администрации. The SURGE - Прохождение всех Боссов

Выслушав брифинг в начале миссии, покидайте вагон, выезжая на инвалидной коляске. Далее сверните влево, спуститесь вниз по тоннелю. Затем нужно повернуть вправо, где увидите два помещения, где вам предстоит определиться с классом вашего персонажа, правда, выбор этот, мягко говоря, не слишком широк. Так, можно выбирать лишь между оператором поддержки легкой техники и оператором поддержки тяжелой техники. Но значение этого выбора недооценивать не стоит: он напрямую скажется на особенностях геймплея.

Так, оператор поддержки легкой техники делает упор на ловкость, скорость и так далее, а вот его "тяжелый" коллега порадует совсем другими характеристиками - мощь, выносливость. Однако большую роль выбор имеет лишь тогда, пока прохождение The Surge находится на ранней стадии, в дальнейшем же броню и оружие можно будет заменять по своему усмотрению, меняя тем самым и специфику поведения своего персонажа.

Итак, получив управление в свои руки, активируйте инъекции клавишей F (пока доступна только одна). Далее нужно будет захватить цель средней кнопкой мыши (нажав на колесико), после чего атаковать врагов обеими кнопками мыши (левая отвечает за обычную атаку, правая - за тяжелую). С помощью пробела можно уходить от вражеских выпадов, в то время как клавиша Q позволяет ставить блок от них.

Разделавшись с горсткой роботов, нужно продолжить прохождение The Surge, поднимаясь вперед, там сверните вправо, среди обломков обнаружите желтую пирамиду - это будет вашей добычей. Последняя может быть в дальнейшем разнообразной, однако отмечается и впредь все той же иконкой. Следующую добычу найдете в обломках прямо по курсу.

Свалка ракет

Будучи на свалке, вы можете выбирать между двумя вариантами дальнейших действий. Учитывайте, что в помещении слева есть медицинская станция, которая может оказаться полезной. Перед тем же помещением можно разжиться вторым имплантом, предварительно разделавшись с противниками. Подобранный имплант может упростить вам прохождение The Surge, нужно только активировать его в инвентаре - будете видеть остаток прочности врагов.

Далее мы рекомендуем перейти раздел "Экзокостюм" и зажать в этом окне клавишу T, чтобы сохранить весь лут, который теперь не потеряете, если погибнете или что-то пойдет не так. Затем общайтесь с девушкой через терминал, возвращайтесь обратно и пройдите в противоположную сторону - в гору. Там понадобится разораться с тремя дронами, после чего сможете обзавестись добычей в виде каркаса экзоскелета и головного процессора, завершив текущую стадию задания.

Подробное прохождение дополнения The Good, the Bad, and the Augmented для хардкорного экшена The Surge: советы по завершению девяти эпизодов, исользованю модификаторов и другое

В главному герою предстоит оказаться в новой зоне испытаний, где неизвестный и безумный ученый требует прохождения нескольких эпизодов. За каждый эпизод полагается своя награда.

Как начать The Surge: The Good, the Bad, and the Augmented

Вам нужно запустить «Новую игру +». Если нет сохранений, то найдите таковые в интернете, после чего запустите игру. Пройдите первый уровень до локации, где предстоит сразиться с боссом. Если помните, то здесь нужно спуститься в подвал и восстановить подачу электроэнергии путем перезагрузки узла. Сделав это, вернитесь в предыдущую (ближайшую) комнату, где могли подобрать аудиозапись. Справа будет запертая дверь. Вы должны подойти к ней и пойти налево, чтобы обнаружить экзолифт, ведущий еще ниже. По этому пути можно выбраться обратно в первое заводское помещение, куда попали после комнаты с медицинской станцией и верстаком.

Но перед ступенями, ведущими наверх, в то самое помещение, справа будет дверь. Слева от этой двери висит табличка TESTING AREA . Вы должны открыть дверь, чтобы попасть на уровень дополнения.

Примечание . Если будете проходить игру с самого начала, то вам наверняка запретят посещать эту территорию. Скорее всего, возможность запуска DLC активируется только в «Новой игре +» (или выше).

Базовая информация по эпизодам и модификаторам

В общей сложности есть 16 модификатором – по четыре на каждую категорию, при этом доступны они будут не все сразу. Вы будете разблокировать модификаторы преимущественно проходя эпизоды игры. Завершив все девять эпизодов и поговорив с Ришботером, вы разблокируете большинство модификаторов. Еще один разблокируется, если вы повторно пройдете любой эпизод (то есть всего завершите десять эпизодов, убив боссов), другой – если убьете менее 10 противников (выберите первый эпизод и на железной дороге бегите по рельсам и перепрыгивайте через них, никого не убивая), третий – если вы «сбежите, как курица». В последнем случае речь идет о том, что после прохождения двух уровней любого эпизода, когда нужно будет пройти вперед через дверь, ведущую к боссу, вы вместо этого спрыгните в правую сторону.

Вы можете активировать одновременно не более четырех модификаторов, причем выбрать только по одному из каждой категории. Чем правее в строке находится модификатор, тем более сложным будет прохождение эпизода, но в то же время повышается шанс выбить ценную награду . Помимо увеличенного шанса выпадения запчастей и компонентов возрастает вероятность получения снаряжения версии 2 и снаряжения «Дикий Запад». Все это вы сможете найти внутри сейфа, который открывается после уничтожения босса.

К снаряжению «Дикий Запад» относятся те самые «Золотые очки» , которые вы получаете за прохождение девятого эпизода, а также еще четыре предмета, которые вы можете увидеть справа от модификаторов: «Золотой топор» , «Меди-электрохимическая инъекция МАКС» , ЗПРАХ (золотой портативный расчленитель серии Х) и «Улыбка лучадора» (на голову).

А ниже мы опишем несколько особенностей прохождения каждого эпизода игры. К слову, на каждом уровне есть короткий путь, но, во-первых, сначала его нужно найти, во-вторых, он будет открыт только после того, как вы хотя бы один раз пройдете текущий эпизод!

В среднем каждый уровень (а их два в эпизоде) можно разделить на две части. Так вот короткий путь позволит вам избежать второй его половины и сразу пройти к выходу.

Эпизод 1

Каждый эпизод состоит из двух уровней. Первый уровень данного связан с железной дорогой в шахте. Вы можете не убивать врагов, пытаясь пробежать вперед по разрушенным рельсам и вовремя перепрыгнуть на другую их сторону. С другой стороны, если убьете всех противников на отдельной территории, то слева опустится мост и можно будет безопасно перейти на другую сторону. Наконец, вы наверно заметили перемещающийся по рельсам поезд? Под него лучше не попадать. Также старайтесь избегать сражений вблизи краев платформы, иначе можете свалиться вниз.

На втором уровне вы окажетесь под палящим солнцем. Избегайте продолжительного времяпровождения под светлыми пятнами, иначе будете получать урон. Такой же урон получают остальные киборги. Двери дальше будут открываться только после того, как вы убьете всех врагов. К концу уровня вы сможете отключить палящее солнце.

После того, как покинете второй уровень, впереди будет вход на арену сражения с Тотемным волком. Вы также увидите количество счастливых монет. У нас было доступно две – если вы убьете Тотемного волка, не погибнув, то эти монеты преобразуются в запчасти.

С другой стороны, монеты дают вам дополнительные жизни. В бою с волком оставайтесь в движении, уклоняйтесь от его выпадов и подбирайте своевременные моменты для собственной атаки. В принципе, ничего сложного. Волк представляет собой обычного киборга, только с большой шкалой очков здоровья.

Награда : оздоровитель версия 1.

Эпизод 2

Первый уровень называется «Богатство Дикого Запада». Здесь нужно будет встать на огромную квадратную кнопку и ждать, когда опустятся ворота. Если вы сойдете с кнопки, то ворота начнут вновь подниматься и закрываться. Нужно стараться не покидать этой платформы, параллельно уничтожая появляющихся противников. Дважды они будут приходить по трое, затем – по одному.

За первыми воротами можете свернуть налево, разбив бочки, убить парочку противников и собрать имплант. Если пройти вдоль деревянных платформ, то можно будет обнаружить короткий путь. Он откроется только после первого прохождения второго эпизода.

В следующем помещении будет кнопка поменьше. Стоять на ней неудобно, но и проход будет открываться намного быстрее предыдущей кнопки. К тому же противники атакуют не по трое, а по двое.

Следующий уровень называется «Бездна Дикого Запада». Главная особенность локации – вам нужно двигаться сверху вниз, переходя все ниже и ниже. Для удобства те точки, на которые вы должны спрыгнуть, обозначены круглым желто-серым значком, напоминающим символ «радиации». Спуститесь вниз, победите противников и спрыгните еще ниже. Здесь будут рельсы с перемещающейся вагонеткой, а также огромный механизм. Уничтожьте обычных врагов и этот механизм. Не забывайте атаковать его сбоку, по черной панели.

Пройдите по рельсам. Впереди будет дверь – это короткий путь, но вам нужно свернуть и спрыгнуть вправо, на деревянную платформу. Убейте врагов и спрыгивайте через отверстие с веревкой (отверстие без веревки сбросит вас в бездну). Убейте последние цели. Летающего дрона можно не убивать – он пытается заманить вас в бездну. Рядом с ним, к слову, валяется еще одна счастливая монета. Пройдите по рельсам и покиньте уровень.

Битва с Ля Муэрте будет намного проще сражения против Тотемного волка. Дело в том, что этот босс использует длинную косу, медленно размахивая ею, позволяя вам вовремя уклоняться.

Награда : универсальный плазменный усилитель версии 1.

Эпизод 3

Для начала вы окажетесь в Склепе на Диком Западе. Нужно будет пройти через несколько комнат. Если двери заперты, то они откроются после того, как вы убьете всех противников. После первой такой комнаты нужно будет пойти вниз по лестнице слева. Но если пойти вперед, то вы сможете обнаружить короткий путь. Как всегда, он откроется только после первого прохождения эпизода.

В конце уровня вас ждет сражение со знакомым роботом. Атакуйте его лапы, заполняя оранжевую шкалу, затем встаньте под роботом, чтобы тот поразил сам себя летящими ракетами, а вы затем смогли нанести урон по его «кабине». За победу вам выдадут имплант «Оздоровитель» максимального уровня.

Далее на очереди – Городок на Диком Западе. Как всегда, будут комнаты с закрытыми дверьми. Убейте всех врагов и сможете пройти дальше. Напомним, что разрушать всех дронов необязательно – главное победить киборгов и двери откроются. Будьте внимательны, поскольку здесь появляются манекены с дробовиками, стреляющие в определенном направлении. Снаряды могут поразить как вас, так и остальных противников. Манекены не пропадают даже после открытия дверей, ведущих вглубь уровня!

Битва с Гробовщиком чем-то напоминает сражение с Ля Муэрте во втором эпизоде, правда здесь есть еще лазерные пушки, лучей которых следует избегать.

Награда : турбодинамический накопитель версии 2.

Эпизод 4

Все последующие эпизоды будут содержать те уровни, которые вы прошли в первых трех. Из этого следует, что вы сможете использовать короткие пути! С другой стороны, выбирая короткий путь, не забывайте, что вы лишаете себя возможности отыскать в конце уровня счастливую монету!

В четвертом эпизоде нужно будет сначала преодолеть отрезок с солнечными палящими лучами, выполняя те же действия, что и раньше, а затем вы окажетесь на локации с нажимными пластинами в полу. В конце концов, вам предстоит сразиться с Ля Муэрте, который на этот раз использует парные лезвия и дерется намного быстрее. Как понимаете, во всех остальных эпизодах будут те боссы, которых вы встречали ранее, только они будут намного сильнее и опаснее. К тому же на локации появляются манекены с ружьями.

Награда : нанокинетический преобразователь версии 3.

Эпизод 5

Вы окажетесь на тех же уровнях, что и раньше. В конце склепа вместо босса на длинных лапах вас ждут три персонажа с огнеметами. А дальше нужно будет победить Тотемного волка.

Награда : универсальный плазменный усилитель версии 3.

Прохождение остальных четырех эпизодов описывать бессмысленно. Перечислим разве что награды, которые вы получите за их завершение:

  • Эпизод 6 Гибро-стабилизатор версии 4 (уменьшает расход выносливости при блокировании атак).
  • Эпизод 7 Фиолетовый кабель X (снижает расход энергии при выполнении добиваний, активации дрона и использовании инъекций).
  • Эпизод 8 Универсальный плазменный усилитель версии 5 (увеличивает максимальный запас энергии, здоровья и выносливости на основе заряда энергоблока).
  • Эпизод 9 Золотые очки (одеваются на голову) . Эффектная изюминка личной коллекции Ришботераа: возрадуйтесь, любители всего яркого, броского и безвкусного, ибо близится ваш звездный час! Станьте самым блестящим стилягой по эту сторону реки Клондайк. Отныне вы будете выглядеть не просто хорошо, а ослепительно.

А в конце девятого эпизода вас ждет встреча с виновником торжества — смотрителем Ришботером, тем самым человеком, которые контролировал качество продукции в CREO. Впрочем, ничего человеческого в нем уже практически не осталось.

Примечание . Выходя от Ришботера, обязательно взаимодействуйте с панелью впереди. Сначала вы активируете цензуру, а затем — отключите голос Ришботера. Повторное взаимодействие позволит включить голос обратно. Так или иначе, эпизод будет забавным!

Игорь Патрин

Игра вышла не так давно, так что пока информации не так много, но думаю многим, кто играет или будет играть будет полезно почитать.


Типы оружия

В игре пять типов оружия:

  • Одноручное (One-handed) — самое простое в обращении оружие. Имеет средние значения «урона», «скорости атаки», «силы удара» и «получение энергии». В общем, этакий баланс, но с другой стороны оружие ничем особо не выделяется.
  • Шест (Staff) — чуть хуже по характеристикам, чем одноручное, но зато имеет более высокую дальность и радиус атаки, что очень полезно. Если у вас какие-то проблемы с убивание врагов, то попробуйте шест. Тактика очень проста — ударили из далека, отпрыгнули, повторили. Шестом можно легко забить даже самых страшных врагов.
  • — самое универсальное оружие в игре. Имеет неплохую «скорость атаки», высокий «урон», «получение энергии» и «силу удара», благодаря чему хорошо прерывает действия врага. Имеет лучший удар в подкате.
  • Двойное крепление (Twin-rigged) — имеет самую высокую «скорость атаки», но низкий «урон», «получение энергии» и «силу удара». Хотя «сила удара» и низкая, но некоторые атаки, вроде сальто назад с выпускание огненной струи или «вертушка», имеют высокую вероятность прервать действия врага, так что все не так страшно.
  • Тяжёлое оружие (Heavy-duty) — имеет самую низкую «скорость атаки», но зато самый высокий «урон» и «силу удара». Хорошо прерывает действия врага или даже сбивает его с ног, но основная проблема, что пока замахнешься, могут ударить и прервать атаку, поэтому рекомендуется броня с высокой «устойчивостью». Также лучше стараться использовать контратаки после уклонения через приседание/прыжки т.к. у вас появиться нужное время для удара, или же бить контратакой после блока. Тяжёлое оружие лучше всего подходит для атак в спину т.к. есть шанс прибить врага с одного удара. Удар в подкате довольно медленный, но если сбить врага ударным дроном заранее, то может быть, что и получиться!


Атака

  • В игре существует два типа атак: горизонтальная атака и вертикальная атака и эти атаки можно комбинировать, что позволяет использовать различные варианты комбо. Комбинированные атаки, в большинстве случаев, лучше, чем просто атака только горизонтальными/вертикальными атаками. Для некоторых видов оружия, комбинированные атаки могут также давать доступ к особым атакам. Например, у оружия «Дроссель «Майского Жука» в.2.0 (Firebug Throttle v2.0) », при выполнение сальто назад, оружие будет еще выпускать огненную струю вперед, которая имеет высокую вероятность сбить противника с ног и отбросить его, а при выполнении «вертушки», будет еще выпускать огонь из обоих рук, тем самым создавая огненный круг вокруг персонажа. А скажем, «MG Судья в.2.0 (MG Judge v2.0) » при наличии у вас энергии при использовании усиленной вертикальной атаки будет выпускать электрический заряд.
  • Зажав кнопку горизонтальной/вертикальной атаки можно провести усиленную атаку.
  • Если во время бега нажать кнопку атаки, то ваш персонаж сделает подкат с последующей атакой. Анимация атаки зависит от типа оружия.
  • Если во время бега нажать прыжок и кнопку атаки, то персонаж выполнит атаку в прыжке. Анимация атаки зависит от типа оружия.
  • Атака по незащищенным частям тела, обозначенным синим цветом, наносит больше урона и имеет более высокую вероятность прервать действия противника, чем атака по защищенным частям тела, обозначенным желтым цветом.
  • Простая атака противника (без выбора частей тела) наносит средний урон, который иногда может быть даже больше, чем если бить в какую-то отдельную часть тела.
  • Анимация атак может меняться в зависимости от части тела, которую вы атакуете.

Блок

  • Блок полностью поглощает урон, но не все атаки могут быть заблокированы. При блоке есть вероятность того, что атака врага будет прервана и он будет временно оглушен. Шанс этого зависит от «Силы удара (Impact)» вашего оружия и бонусов с перчаток на этот параметр.
  • Если после успешного блока нажать кнопку атаки, ваш персонаж проведет мощную контратаку, которая имеет высокую вероятность оглушить противника и сбить его с ног.

Уклонение

  • Помимо стандартного уклонения, если зажав кнопку блок и нажав правый стик вверх (Q + колесо мыши вверх)/правый стик вниз (Q + колесо мыши вниз) ваш персонаж может присесть или подпрыгнуть соответственно, что позволит вам уклониться от вражеской атаки. Крайне полезно против врагов, которые любят делать широкий замах или бить по ногам, а также врагов, делающих «вертушку» или выпады.
  • Но это еще не все! Если сразу после успешного уклонения нажать кнопку горизонтальной атаки ваш персонаж проведет контратаку (удар колена в прыжке или удар сверху вниз), который не только прервет атаку противника, но и может оглушит его, что позволит вам легко атаковать его. Понятное дело, что от вертикальных атак уклониться этим способом нельзя.

Расход выносливости

  • Каждая атака расходует выносливость, которая отображается желтой полоской в левом верхнем углу экрана. Если вы внимательно посмотрите на эту шкалу во время атаки, то заметите, что после того, как из шкалы вычли выносливость за атаку, по этом месте остается тоненька полосочка, которая начинает быстро убывать. Для медленного оружия — если вы нажмете кнопку атаки, как раз тогда, когда это полоска вот-вот убудет, то следующая атака будет стоить половину выносливости, для быстрого оружия же нужно нажать кнопку атаки до того, как маленькая полоска начнет убывать. При успешном выполнении шкала мигнет оранжевым цветом. Так что старайтесь не спамить кнопку атаки и экономить выносливость.

Атака в спину

  • Если встать ровно за спиной противника (рамка окрасится в оранжевый цвет) и нажать кнопку атаки, то вы сможете сбить противника с ног. Последующая же атака нанесет трехкратный урон. При этом, если вы убили противника этой атакой целясь в какую-либо часть тела, то эта часть тела будет засчитана как отсеченная, что позволит вам легко получить чертеж/ресурсы. Оружие с большим уроном больше всех выигрывает от атаки со спины.

Зарядка дрона

  • При наличии достаточного количества энергии для проведения атаки дроном и отсутствия цели для атаки, если нажать кнопку атаки дроном, то вы сможете зарядить его для последующей атаки в будущем. При этом, если у вас несколько модулей для дрона, то вы можете зарядить их все, что очень удобно.
  • Мастерите уклонение через приседание/прыжок с дальнейшей контратакой. Это заметно уменьшит время боя и увеличит вероятность удачного исхода.
  • Не забывайте про блок с контратакой. Особенно актуально для оружия с высоким уроном.
  • Разучивайте различные комбо для своего оружия и запоминайте комбинации атак противника.
  • Имплант «» в паре с имплантом «Электогенератор (Voltaic Dynamo) » могут заметно сэкономить вам аптечек. Правда, придется пожертвовать отсечением конечности.
  • При использовании оружия с большим уроном, может возникнут проблема, что урон слишком большой и враг умирает с пары ударов и нет возможности отсечь конечность. Для таких случаев имеет смысл переключится на оружие с меньшим уроном.
  • В игре есть враги «собаки-роботы». Если им отсечь хвост (нужно просто выбрать его через таргет и бить по нему, пока не отвалиться), то получите имплант «Дополнительное ядро », который увеличивает заряд энергоблока, что может быть крайне полезно.
  • Броню лучше носить комплектом т.к. комплект дает хорошие бонусы. Какие бонусы дает каждый комплект можно узнать, прочитав статью « ». Сборка частей из разных комплектов брони тоже имеет право на существование, но тут уже все зависит от вашего стиля игры.
  • Подкат отличный способ начать бой, а некоторых боссов можно просто забить в подкате. Лучше всего для подкатов использовать оружия типа «Одиночное крепление (Single-rigged) ».
  • Более поздняя броня не значит, что она лучше. Броня в игре это некая вариация типов: легкая броня, средняя броня, тяжёлая броня и что-то среднее между ними. На самом деле можно без особых проблем пройти игру в первой броне «РЫСЬ (LYNX) », так что выбирайте ту броню, которая вам нравиться и подходит вашему стилю игры.
  • Пользуйтесь дроном. Да, он не особо силен, но очень полезен. Например, дистанционными атаками можно выманивать врагов, а ударным дроном сбивать врагов с ног во время ваших атак, что позволит вам прервать контратаку противника и даст время для того, чтобы нанести дополнительный урон.
  • С правой руки падают не только ресурсы для крафта/апгрейда рук, но и ресурсы для апгрейда оружия. Так что, если не знаете что рубить, рубите правую руку!
  • Перед тем, как забежать куда-то посмотрите за угол! Может быть там кто-то стоит. Также стоит прислушиваться к звукам т.к. некоторые противники их издают, что позволяет узнать о них раньше, чем вы их увидите.

1. Читерский имплант «Вживленные электроды (Implanted Electrodes)»

Данный имплант позволяет восстановить энергию без всяких атак и имеет откат всего 15 секунд, что открывает широкие возможности. Его можно найти в локации «Биолаборатория «Решение» », если прыгнуть на платформу, которая находиться справа от лестницы недалеко от Оперцентра (видео→):

  • Бесконечная аптечка

В игре есть имплант «Меди-электрохимическая инъекция (Medi-Voltaic Injection) », который восстанавливает хп за счет энергии. Так вот, в паре с имплантом «» можно получить бесконечную аптечку. Просто восстанавливаете себе энергию, а потом за счет неё хп, ждете отката импланта и повторяете. Просто и эффективно!

  • Бесконечный пиу-пиу

Как вы можете знать, дрон использует энергию для своих атак и благодаря импланту «Вживленные электроды (Implanted Electrodes) » можно весьма активно расстреливать врагов из далека. С имплантом второго уровня в паре со шлемом, снижающим расход энергии для атак дрона, энергии хватает на два выстрела, а в паре с имплантами «Конденсатор экзокостюма (Rig capacitor) » и «Матрицей поддержки (Sustaining Array) » можно получить больше выстрелов, а если еще и зарядить дрона заранее… Данная тактика крайне эффективна для расстрела врагов из-за укрытия или же расстрела вражеских дронов, что становиться крайне актуально ближе к концу игры.

2. Секретная локация

После того, как победите босса «Черный Цербер» и проапгрейдите свой экзокостюм для того, чтобы получить доступ к запертым дверям, идите к месту сражения с боссом и откройте запертую до этого дверь, пробегите пару метров вперед и сразу поверните направо и между четырьмя ящиками спрыгните вниз. Там вас ждет неплохая награда!

  • От чего зависит концовка игры?

Концовка зависит от того, загрузите ли вы вирус, который вам дала доктор Чавез или нет.

  • Что дает «Новая Игра+» ?

Каждый раз, когда вы начинаете «новую игру+» вы сохраняете свой уровень энергоблока, а также всю вашу экипировку, имплантанты, чертежи, модули дрона, но теряете ключевые предметы. Враги бьют сильнее и имеют больше хп. Вы также получаете возможность апгрейда своей экипировки еще на +пять уровней, с врагов, соответственно, будут падать более высокоуровневые ресурсы для апгрейда. Часть врагов на локациях заменены на особых. Некоторые враги будут носить части брони из разных комплектов. «Новая игра+» может длиться бесконечно, но апгрейдить экипировку выше Mk. XX нельзя т.е. после «Новая игра+++» вас ждет настоящий хардкор.

  • Какое самое лучшее оружие в игре?

Насчет лучшего не знаю, но самое универсальное и быстро доступное — это «Император P.A.X в.2.0 (P.A.X Imperator v2.0) », который вы получаете за победу над первым боссом особым способом. Оно имеет хороший «урон», высокую «силу удара» и удобный удар в подкате. Так же из хороших могу отметить «Дроссель «Майского Жука»в.2.0 (Firebug Throttle v2.0) », который дают за победу над вторым боссом особым способом и «Прут-огнестрел в.2.0 (Spitfire Rod v2.0) », который дают за победу над третьим боссом особым способом.

  • Где взять «Медаксинол (Modaxinol) » для Дейви (Davey)?

Находится в локации «Биолаборатория «Решение»», в оранжерее, дверь в комнату можно будет открыть после того, как получите энергоблок «Ботекс » для своего дрона.

  • Как достать шест «Кармина (Codename: Carmina) » в выставочном зале в локации «Исследовательский отдел », сразу рядом с Оперцентром?

После того, как победите босса «Черный Цербер» и получите доступ к запертым дверям, в локации «Исследовательский отдел» откройте любую из запертых до этого дверей и ищите движущуюся наноструктуру, рядом с ней будет кабель для перегрузки (требует 30 ур. энергоблока), после перегрузки стенд с шестом разблокируется и вы сможете его взять.

  • Где находится Медди (Maddy) в локации «Ядро (Nucleus) »?

Первый раз вы можете найти её, пробежав от Оперцентра, подняв его перед этим на второй этаж, вниз по лестнице до второго этажа и свернув налево пройдите по вентиляции и за контейнером вы увидите Медди. Вам нужно будет поговорить с ней и она убежит. Второй раз вы сможете найти её под Оперцентром, подняв его перед этим на третий этаж (просто спрыгните под него). При приближении к ней вы услышите её смех. Потом пробегите направо немного и слева спрыгнете вниз, прогуляйтесь по вентиляции и поднемитесь на лифте. Как найдете её, подойдите к ней и поговорив, заберите ожерелье. После чего отдайте его Алеку (Alec) и честно скажите, что Медди погибла.

  • Как получить комплект брони «IRONMAUS »?

Для этого вам сначала придется победить пять плавильных машин (похожи на огромный желтый трактор) и забрать выпавшую с них «блестящую монету». Первую плавильную машину вы можете найти в стартовой локации, недалеко от места битвы с первым боссом, рядом с токсичными лужами. Вторую и третью можно найти в локации «Производственный центр В» в плавильне. Четвертая находится в локации «Биолаборатория «Решение»», справа от оранжереи в токсичных отходах. Пятая находится в локации «Производственный центр В» прямо перед входом в зону «Воздушная Башня». Как соберете все пять монет, отправляйтесь в локацию «Производственный центр В» ко входу в локацию «Исследовательский отдел» и чуть не доходя до двери вы можете увидеть у разрисованной стены, рядом с ящиком с наноядрами, автомат «IRONMAUS », подойдите к нему и опустите пять монет, после чего стена откроется и вы сможете забрать комплект брони.

  • Где Салли (Sally) ?

Салли можно найти в локации «Зал администрации CREO» в зоне «Серверная». Если пробежите до конца комнаты и посмотрите на большие буквы, то сразу все поймете.

  • Где взять оружие «Парсифал в.2.0 (Codename: Parsifal v2.0)»?

Просто отрубить правую руку красному терминатору в локации «Исследовательский отдел», вы его не пропустите.

Вам не нужно разговаривать и выполнять квест Джо (та, что сидит в трубе и просит запчасти) и как только попадете в локацию «Исследовательский отдел» (провалившись в вентиляции), пробегите немного прямо, откройте дверь дроном и возьмите очки в комнате слева.

  • Где и как достать оружие «»?

После того, как вы снимите изоляцию, перегрузив блок в локации «Зал администрации CREO» в зоне «Серверная », возвращайтесь в локацию «Исследовательский отдел» к доктору Джин Беретту, нападите на него и отсеките ему правую руку и получите «Валькирия (Codename: Valkyrie) ».

  • Как выполнить квест Ирины Беккет (Irina Beckett) и получить шест «Миротворец (Peacekeeper ?

Первый раз вы можете встретить её на лестнице в локации «Производственный центр В », слева от моста-трубы, где она попросит у вас хороший шест, например «Биомастер SERU HSS », который можно найти в локации «Биолаборатория «Решение» » в зоне «Климатицеская зона «Тропики» », или же вы можете попробовать убить одного из охраников, стоящих неподалеку от Оцерцентра и выбить с него шест «Переговорщик (MG Negotiator) ». Второй раз вы можете встретить её в локации «Производственный центр В » в зоне «Воздушная башня », где вам нужно будет просто поговорить с ней. Третий раз вы можете встретить её в локации «Производственный центр В » рядом с Оперцентром, где она попросит у вас помочь ей собрать полный комплект брони «MG Горгона (MG Gorgona)» и вам нужно будет скрафтить ей недостающие части брони. Последний раз вы можете встретить её в локации «Зал администрации CREO », если поговорить с ней она нападет на вас. Отрубите ей правую руку и получите шест «Миротворец (Peacekeeper)».

Разобравшись с «Черным Цербером » идите в помещение, где он прятался от боя, пока вас развлекал «P.A.X. ». Поднимайтесь наверх и слушайте аудиозапись, и не забудьте собрать лом. Теперь спускайтесь вниз и пробивайте перегородку в технический коридор. Вызвав перегрузку в цепи , идите вперед и поднимайтесь на лифте. Оказавшись наверху, открывайте дверь и выходите к оперцентру через вновь открытый короткий путь. Заходите в оперцентр и слева от входа вы увидите витрину с костюмом службы безопасности . Разбив стекло, забирайте костюм и усаживайтесь в медицинскую станцию. Устанавливайте новую платформу и выходите. Теперь у вас появилась возможность открывать двери, требующие авторизацию.

Перед тем как двинутся дальше по сюжету, стоит вернуться немного назад и выполнить задание для Норриса и Мэдди (заодно немного пофармить). Бегите к лифту и спускайтесь в «Производственный Центр В ». Далее направляйтесь к двери, ведущей в «Исследовательский Центр». По пути не забудьте отхватить ногу для Мэдди от одного из роботов аналогичной модели. Добравшись в оперцентр «Выставочного Этажа», верните ногу, а затем идите к лифту, что справа от центра. Поднимитесь на нем вверх, сверните налево и двигайтесь дальше по коридору. Выбравшись в очередную комнату, идите вперед до второй двери справа. Выходите в еще один технический коридор и пробивайтесь через двух «ликвидаторов» до двери с авторизацией, за которой будет экзолифт.



Внизу вы наткнетесь на новых врагов в экипировке «Кокон». Это роботы, причем довольно сильные и интересные противники. В первую очередь они интересны своей механикой боя. Их «Кокон» плавно перетекает по всему телу, обеспечивая защитой ту часть тела, что подверглась атаке. То есть вы берете прицел в незащищенную голову противника, наносите один или два удара по голове, и на ней появляется броня. С одной стороны - это жутко не удобно, зато с другой - облегчает сбор запчастей. Разобравшись с врагами и получив от них все, что нужно, найдите узел цепи . Вызывайте перегрузку, затем осмотрите помещение. В дальней части комнаты есть еще враг в «коконе» и несколько аудиозаписей. Закончив с обследованием, возвращайтесь назад к оперцентру в «Выставочном Этаже». Выйдя из оперцентра, поверните направо и подойдите к открывшейся витрине. Вы найдете новое оружие – шест «Кодовое название: Камина». Возле него будет бегать безопасник в комплекте «Цербер». И он отличный источник этого комплекта и деталей для улучшений четвертого уровня. Теперь можно возвращаться в «Зал Администрации».

Вернувшись на арену битвы с «Черным Цербером » поднимайтесь на лифте и подходите к двери с авторизацией. Вызвав лифт, разбирайтесь с приехавшим сотрудником службы безопасности и поднимайтесь вверх. Добравшись до места назначения лифта, выходите и слушайте аудиозапись. Теперь идите направо по коридору, разбирайтесь с врагом и проходите через двери. За ними сверните налево, и вы выйдите в локацию «Зал Администрации Creo ».



Сразу прыгайте налево в искусственный водопад. Послушайте еще одну аудиозапись и поднимайтесь по лестнице . Разберитесь с «безопасником» и дроном. Теперь сверните за защитные ширмы и через врагов прорывайтесь к следующей двери. Далее вы попадете в новый технический коридор. На развилке сверните направо и спуститесь на лифте . Добравшись до балкона, вы найдете имплантат «Оздоровитель» четвертой версии. После этого пройдите немного направо и, спустившись на экзолифте, вы откроете еще один короткий путь.

Наведавшись при желании в оперцентр, возвращайтесь назад на развилку в техническом коридоре и обследуйте оставшийся путь. Вы выйдите к просторному участку с двумя сотрудниками службы безопасности. Разобравшись с ними и обыскав этот закуток, идите дальше. Вскоре вы выйдите к офисной части. Проходите в дверной проем перед вами, и вы встретите Ирину. В этот раз беседа с ней закончится дракой. Пройдя через дверь, возле которой стояла девушка, вы откроете очередной короткий путь на базу.



Вернитесь назад и поднимайтесь по лестнице рядом с комнатой, в которой стояла девушка. Затем поднимайтесь еще по лестнице и пройдите направо. За ящиками вас будет ждать враг и имплантат «меди-электрохимической инъекции». После того, как враг будет повержен, а имплантат подобран, бегите налево. Поднимайтесь по лестнице и, разобравшись с врагами, бегите за ширмы. Пройдя по коридору до конца, вы доберетесь до кабинета Джоны Гуттенберга . Обследовав его, вернитесь назад к ширмам и спрыгните в искусственный водопад. Как и в прошлом раз, в наличии аудиозапись .

Далее обойдите водопад и бегите мимо лестницы, на верху которой стоят «безопасники». Откройте дверь слева, что находится сразу за лестницей. Идите до экзолифта и спускайтесь, вы окажитесь в «Серверной». Соберите все полезное, послушайте аудиозаписи и перегрузите участок цепи . Голос по громкой связи объявит, что режим изоляции снят. Возвращайтесь назад, и поднимайтесь по лестнице. Разобравшись с врагами в «Цербере», открывайте дверь и проходите в переговорную Creo. В помещении творится нечто безумное. Практически весь совет директоров мертв и только один продолжает шевелиться, находясь в бессознательном состоянии. Видимо, что-то пошло не так в разгар голосования за активацию проекта «Утопия». На данном этапе четыре голоса – «за» и три - «против». Когда последний «живой» член правления начнет агонизировать, появится Салли, точнее её голограмма, и начнет попытки к реанимированию человека. Однако мужчина умрет, так и не проголосовав, а программа автоматически зачтет победу в пользу активации «Утопии». После этого начнется подготовка ракеты к запуску.



Выходите из переговорной и бегите в дверь, находящуюся напротив лестницы. Зачищайте коридор от врагов и идите дальше. Дверь без авторизации выведет вас в студию Creo. Дон Хэкетт, человек, чьи видеоролики сопровождали вас всю игру, висит и размеренно покачивается под потолком на фоне зеленого экрана. За закрытой дверью в студии можно найти еще один имплантат . Панель открытия двери находится неподалеку. Обыскав помещение, выходите в коридор и идите в следующую дверь. Разобравшись с двумя безопасниками, спускайтесь вниз. Вы попадете в «Лагерь Переподготовки ». Разберитесь с треногом и проходите в дверь. В наличии очередной «срез» к оперцентру. Наведавшись на базу, возвращайтесь назад и поднимайтесь на экзолифте вверх. Выходите к лестнице в переговорную и, встав к ней спиной, бегите вперед к проходу, закрытому силовым полем. Возле него стоит большая группа службы безопасности. Как только с врагами будет покончено, силовой щит пропадет. Вы сможете пройти к лифту, на котором вы доберетесь до локации «Ядро ».

Выйдя из кабинки лифта, слушайте аудиозапись, лежащую перед вами, и перегружайте участок цепи. Он требует 80 уровень экзокостюма, так что если ваш уровень пониже, то придется подкачаться. Но устраивать перегрузку совсем не обязательно, просто без неё вы не сможете поднять сильный «оздоровительный модуль». Спускайтесь по лестнице и идите налево. Перед вами будет два пути (или один). Если уровня вам хватило, открывайте запертую дверь перед вами и спускайтесь вниз. Разобравшись с двумя роботами, вы найдете имплантат. Теперь возвращайтесь наверх и идите в другой проход на 1 этаж погрузочного отсека. Идите вперед через мост, по пути спуститесь вниз по ступенькам справа. В одном из ящиков лежит «плазменный регенератор». Подобрав его, поднимайтесь назад и пересекайте мост . Дойдя до панели управления грузовым лифтом, активируйте её и ждите, пока лифт приедет вместе с оперцентром.



Внутри будет сидеть Норрис , он снова потерял свою дочь. Пообещав найти её, выходите и идите дальше. Поднявшись по лестнице, разберитесь с врагом в комплекте «Кокон» и открывайте дверь. Пробейтесь через врагов вверх по лестнице и заходите в первую на пути открытую дверь . Далее вы попадете в коридор и встретите погрузчик. Пройдя через него, Уоррен окажется у оперцентра (над ним, если быть точным). Спрыгивайте на крышу и берите имплантат «Дезингибитор SNS». Теперь спрыгивайте с крыши оперцентра и возвращайтесь назад к лестнице. Забравшись на самый верх, слушайте аудиозапись и выходите в дверь .

Разобравшись с врагом, поверните направо и идите до панели управления лифтом. Поднимите оперцентр на второй этаж и проходите мимо дверей. За поворотом в небольшой комнатушке разберитесь с роботом и подберите имплантат . Затем идите дальше и спускайтесь вниз, вас будут ждать три врага. Один из них робот в «Коконе», так что будьте осторожнее. Пробившись через противников, открывайте дверь и спускайтесь в «Станцию Подачи Азота ». Внизу поверните налево и разберитесь с врагом, а заодно и с ящиками. Наградой будет имплантат – «Ванадиевая Ячейка». После чего бегите направо от спуска, в наличии враг и закрытая дверь.. Открыв дверь, вы активируете короткий путь к лестнице , по которой можно подняться к оперцентру.



Идите налево и спрыгивайте вниз. Пробежав немного вперед, сверните в коридор направо. Поднимайтесь на экзолифте и снова бегите вперед до помещения с поломанными роботами. Разберитесь с ними или просто пробегите до лифта. Поднявшись вверх, выходите из коридора. Справа от коридора будет новый враг. Странное создание, собранное из кусков темной материи . Данный вид врагов очень опасен. Во-первых, он очень сильно бьет. Во-вторых, он восстанавливает здоровье. В-третьих, чтобы его убить, нужно устроить ему перегрузку. Как с цепями, вот только поймать момент, когда перегрузка доступна, очень сложно. Один лишний удар, и он восстановит немного здоровья, после чего придется бить его снова. Лучше всего использовать быстрые и непродолжительные атаки. После чего сразу отступайте и выжидайте вновь.

Разобравшись с новым противником, идите направо. За дверью вы сможете послушать аудиозапись и открыть короткий путь. Также есть лифт , но использовать его еще рано. Стоя спиной к нему, бегите вперед и поднимайтесь по лестнице . Проломившись через перегородку, вы попадете в очередной коридор. Спускайтесь вниз на экзолифте и бегите по загазованному участку. Выбравшись в небольшое помещение, убивайте огнеметчиков, устраивайте перегрузку участка цепи и идите в проход справа от экзолифта. Оказавшись в локации «Подготовка Утопии : Засекречено», разбирайтесь с врагами, слушайте аудиозапись и подходите к консоли, что стоит возле ракеты. Если консоль активировать, то в протоколы проекта «Утопия» начнется загрузка вируса. И это будет одна концовка (не очень хорошая). Соответственно, если ничего не загружать, то концовка будет другая (позиционируется как хорошая, но так ли это?). От панели бегите направо и поднимайтесь по лестнице . Вы переместитесь в другую локацию.



После загрузки вы окажитесь в локации «Ядро . Стартовая площадка 02.» Возле стены из странных черных элементов сверните налево. Пройдя до самого верха, вы найдете аудиозапись. Неподалеку будет лежать оружие - «Гибель богов». После этого спускайтесь вниз и возвращайтесь назад. Пробежав через большой зал, в котором была (или есть) «ракета», поднимитесь по лестнице справа. Пробившись через двух «безопасников», ищите перегородку и, сломав её, заходите в коридор. Бегите вперед, пока не наткнетесь на участок цепи , который можно перегрузить. Сделав это, возвращайтесь назад. Спускайтесь по той же лестнице, по которой поднимались, и бегите в проход перед вами. Забегайте в коридор «станции подачи азота» и, разобравшись с огнеметчиками, спускайтесь на экзолифте. Прорывайтесь через врагов, а также отравленные субстанции и пары, и выходите из технического коридора. Спуститесь вниз и перед врагом сверните направо. Поднявшись по лестнице, сверните налево и спуститесь вниз. Подходите к экзолифту и поднимайтесь вверх.

По коридору бегите до комнаты с роботами и, не обращая на них внимания, пробегайте в коридор справа. Поднимайтесь на экзолифте, затем бегите направо и, пробежав мимо монстра из черной матери, бегите к лифту . Поднявшись, выходите из кабинки и разбирайтесь с «треногом» и «цербером». Пополните запас инъекций у автомата и поднимайтесь по лестнице на «Станцию Стартовой Площадки 01 ». Минуя вагончик на магнитных рельсах, бегите вперед, спрыгивайте в дыру и бегите к экзолифту. Выйдя на платформу, под которой ползают два монстра, спрыгивайте вниз и сразу бегите к участку цепи для ее перегрузки. После этого сразу отпрыгивайте назад и, развернувшись, бегите на лестницу, ведущую вниз. Спустившись, пройдите мимо двери и поднимитесь на экзолифте к панели управления лифтом. Вызывайте оперцентр наверх и спускайтесь к нему.



От двери центра подойдите к обрыву справа и спрыгните на красную платформу внизу. Осмотритесь, за ящиками вы увидите Мэдди .Ищите небольшую лестницу вверх и, поднявшись по ней, разбирайтесь с врагом в «Коконе». Теперь прыгайте в дыру справа. Оказавшись на площадке с перегородкой, проломите её и заходите в коридор. По нему бегите до экзолифта, и вскоре вы доберетесь до Мэдди. Девчушка-робот окончательно и бесповоротно сломана. Возьмите с её останков памятную вещь и возвращайтесь к отцу.

Отдав Норрису вещь дочери, вы получите имплантат . Выходите из оперцентра и открывайте дверь, что находится перед вами. Зайдя внутрь, сразу поверните налево и поднимитесь по лестнице. Наверху разберитесь с монстром или просто пробегите до лестницы. Поднявшись, перегрузите ядро и спускайтесь на экзолифте, он будет расположен за вашей спиной. Теперь бегите по коридору до следующего лифта и спускайтесь еще ниже. Оказавшись на втором этаже, слушайте аудиозапись и открывайте дверь . Забежав в коридор, сразу сверните направо и бегите по лестнице, игнорируя врагов. Выбравшись из отравленного помещения, идите налево и двигайтесь к панели управления лифтом. Спустите лифт на второй этаж и забегите в оперцентр.



Выйдя из него, бегите налево и ищите лестницу вниз. Спустившись, выходите через дверь справа. В наличии будет еще одна панель управления лифтом. Спускайте лифт на первый этаж. Встаньте спиной ко входу в центр, бегите налево. Вскоре вы увидите надпись «Ошибка контрольной суммы данных». Добравшись до комнаты с тварью из черной материи, пробегите мимо и бегите, пока не начнется загрузка. После неё вы окажитесь в локации «Ядро Стартовая Площадка 02». Бегите вперед, и вскоре вы доберетесь до арены последнего босса.

Доставайте ваш любимый «Дроссель Майского Жука» и подходите к узлу участка цепи. Начинайте его перегружать и появится босс, «Несанкционированный процесс ». Он отбросит вас от ядра и, материализовавшись из черных частиц, бросится в атаку. Как и в прошлых сражениях с боссами, тут очень важна подвижность. Берите в прицел одну из передних конечностей босса и начинайте кружить вокруг него. В удобные моменты делайте один-два удара, отскакивайте и продолжайте кружить вокруг, уворачиваясь от атак. Как только босса и ядро перегрузки соединит красный поток энергии, подскакивайте к ядру и перегружайте его. «Процесс» примет вид гуманоида и начнет атаковать вас гораздо быстрее. Менять схему поведения не придется. Продолжайте кружить и выжидать по заученной схеме. Босс атакует – вы уворачиваетесь и атакуете в ответ короткой серией. Повторять до поражения босса. За победу вы получите оружие «Хамелеон », а также возможность лицезреть один из финальных роликов. Ну и, конечно, возможность начать новую игру со всей своей экипировкой.



Ключевые слова: The Surge, Экзоскелет, Creo, Lynx, Rhino, имплантаты, лом, часть 6, shining coin, Зал Администрации Creo, Ядро, Несанкционированный процесс, Утопия

В начале игры обыскивайте каждый угол. Очень много металлолома валяется то тут, то там. Порой за раз можно собрать больше, чем от гибели 10 противников. Так же можно обнаружить и редкие модули.

Обнаружив противника, в первую очередь обращайте внимание на его оружие. Если такого у вас еще нет, то обязательно пилите правую руку. Даже если у врага двуручное оружие, пилите именно правую руку. Оружие будет именно там.

При этом помните, что отпиливание конечности не гарантирует 100% получения детали или модуля.

На первом этапе игры самым лучшим оружием будет Красная Пила (Aspir Vibro-Cutter). Очень быстрая при достаточно высоком уроне. Вложитесь в апгрейд по максимуму. Киборга с ней можно встретить в первой открытой комнате. Он будет прятаться за «шторкой». Но попробуйте все оружие, возможно, лично вам подойдет что-то другое.

Прежде всего, прокачайте ядро костюма. В идеале, нужно довести показатель до 20. Потом уже можно прокачивать обвесы.

В игре есть минибоссы. Погибают один раз и больше не воскресают. Зато дают много металлолома и уникальные предметы. Битвы с ними тяжелые, но усилия того стоят.

Возвращение на базу воскрешает всех врагов на уровне. Поэтому подумайте хорошо, прежде чем возвращаться. Я делал так – сражался, пока не погибал. Потом делал пробежку за упавшим металлоломом, потом возвращался на базу и прокачивал персонажа. И все это без единого сражения. Да, враги в игре ненавязчивые.

Быстрые проходы по локации это, конечно, хорошо. Они здорово помогают сократить время, да и заново зачищать коридоры не обязательно. Но иногда стоит вернуться на старые локации, чтобы еще раз проверить все двери и коридоры. Бывает, что там находятся закрытые проходы и комнаты, в которые вы не могли попасть из-за низкого уровня или недостаточных навыков.

Постарайтесь выводить противников на открытое пространство. Даже если вам ради этого одновременно придется сражаться с двумя врагами. Лучше сражаться с двумя врагами, чем с одним врагом и камерой.

Кстати, о двух противниках. Враги не наносят урона друг другу. Поэтому стравить их между собой не получится.

Разрушайте дерево. Если видите что-то деревянное (ящики, контейнеры), бейте без раздумий. В большинстве случаев там обязательно найдется что-то полезное или проход к чему-то полезному.

Пользуйтесь блоком в самом крайнем случае, когда уже понимаете, что увернуться не успеете. По идее, сильный удар пробивает блок. Все бы ничего, но почему-то некоторые обычные удары противника игра принимает за сильные.

Заходя в новые комнаты, всегда проверяйте углы слева и справа от себя. Там часто любят прятаться враги, которые атакуют в самый неподходящий момент.

Не стесняйтесь дать стрекача. Лучше убежать живым, чем геройски погибнуть. Как правило, даже быстрые противники прекращают преследование, когда вы покидаете их зону внимания.


Старайтесь в первую очередь атаковать стреляющих врагов, т.к. они любят заходить сзади и атаковать в спину, когда вы никак не сможете увернуться.

Сражаясь сразу с несколькими врагами, старайтесь выключать захват цели. Тогда вероятность атаки по периметру (урон сразу нескольким целям) становится выше.

В игре нет стелса, но можно подойти (именно подойти) к противнику со спины незамеченным. При такой атаке урон будет более высоким, а враг с большой долей вероятности упадет и позволит нанести еще несколько ударов.

Если понимаете, что смерть неизбежна, постарайтесь отойти к стене или краю комнаты (в идеале - к выходу, но в таком случае лучше дать стрекача). Так вам будет легче подобрать упавший металлолом.

Технически вы можете бесконечно долго собирать металлолом, респавня врагов на локации. Но помните, что бесконечно развиваться не получится. Экзоскелет имеет некоторые ограничения по прокачке. После каждой локации (фактически после победы над боссом) вы будете получать новую, улучшенную версию экзоскелета.

Также читайте наш великолепный обзор на