Концлагерь равенсбрюк. Женские концлагеря (Равенсбрюк)

Был рассчитан на женщин. По своим масштабам он считается крупнейшим концлагерем нацистов для узников женского пола. За все время его существования в нем содержалось около 130 тысяч заключенных. Это число не окончательное, поскольку многие были не зарегистрированы, а часть документации была уничтожена представителями СС.

Местонахождение лагеря

Расположился Равенсбрюк на севере Германии, в 90 километрах от Берлина. Его название связано с деревней, находившейся рядом. немецкого названия - «вороний мост». Сегодня эта территория относится к городу Фюрстенберг.

Создание

Концлагерь Равенсбрюк начал свое существование с решения Генриха Гиммлера в 1938 году. Работы по его возведению проводили заключенные из других лагерей. К 1939 году он принял первых пленных. Ими стали 867 женщин, которые продолжили его расширение.

С 1940 года на территории лагеря стали появляться предприятия:

  • текстильного и кожевенного производства;
  • электротехнический концерн «Сименс»;
  • военно-промышленные.

Концлагерь Равенсбрюк имел множество подлагерей, которые располагались в разных населенных пунктах.

Заключенные

Изначально на территории лагеря размещали представительниц Германии, которые своим поведением и образом жизни «позорят нацию». Среди заключенных были активные борцы Сопротивления, представительницы и женщины, ведущие себя аморально.

За все время существования Равенсбрюк (концентрационный лагерь, фото которого представлены в нашем материале) повидал представительниц многих национальностей (более 40). Среди них были немки, полячки, цыганки, француженки, еврейки, бельгийки, румынки и другие. Числились среди узниц и советские военнопленные.

По регистрационным спискам лагеря, в нем находилось более 132 тысяч женщин (включая детей), 20 тысяч мужчин.

Список некоторых узниц:

  • Дина Баббит - чешская художница и скульптор.
  • Майя Березовская - польская художница.
  • Поль Бернар - француженка, медсестра Красного Креста.
  • Галина Биренбаум - еврейка родом из Польши, писательница, поэтесса.
  • Женевьева де Голль-Антониоз - француженка, представитель движения Сопротивления, племянница президента Пятой Республики во Франции.
  • Жюльетт Греко - французская певица и актриса.
  • Мария Филомена Доланская - чешка, педагог и монахиня.
  • Милена Есенская - чехословацкая журналистка.
  • Филиппина Ротшильд-Серейс - баронесса, владелица знаменитого виноградника Шато Мутон-Ротшильд.
  • Ванда Якубовская - полька, кинорежиссер.

Это лишь несколько имен из десятков тысяч, узнавших, что такое женский концентрационный лагерь Равенсбрюк.

Распорядок лагеря

Сразу по прибытии в лагерь все женщины проходили одни и те же процедуры, вне зависимости от времени года. Их раздевали на улице догола, остригали волосы, забирали все личные вещи, документы. Так они ждали своей очереди в баню, после которой получали одежду, номера, винкели и распределялись по баракам.

Всем женщинам выдавали полосатое платье и деревянные шлепанцы. В этом облачении они ходили в любую погоду. Концлагерь Равенсбрюк, рассказы о котором имеются в разных мемуарах, отличался особой жестокостью. Многие узницы были вынуждены ходить босиком все время, из-за чего получали обморожения конечностей.

  • красный - участник Сопротивления, политзаключенный;
  • желтый - еврей;
  • зеленый - преступник по уголовному делу;
  • фиолетовый - свидетель Иеговы (протестант);
  • черный - цыган, женщина асоциального поведения.

По центру винкеля помещалась буква, которая указывала национальность.

Каждый день женщины вставали в четыре часа утра, получали положенные им полкружки кофейного суррогата и выстраивались на улице для переклички, которая длилась 2-3 часа. Далее они отправлялись по рабочим местам на 12-14 часов.

Работавшие днем имели возможность получить получасовой перерыв и обед в виде полулитра воды с картофельными очистками или брюквой. Для тех, кто трудился ночью, такого перерыва не предусматривалось.

Вечерняя проверка была такой же, как и утренняя. После нее узники получали 200 грамм хлеба из муки и опилок и тот же кофейный суррогат.

Заключенным разрешалось отправлять письма, но не более одного раза в месяц и под строгой цензурой. При малейшем несоответствии письмо или открытка адресату не высылались.

Способы умерщвления

Погибших в Равенсбрюке было, по разным оценкам, от 50 до 92 тысяч человек. Основными причинами смертей становились недоедание, изнурительный труд, несоответствующие санитарно-гигиенические условия, грубые издевательства.

Раз в две недели штат лагеря проводил отбор узников, которых предстояло уничтожить. Прежде всего, это были те, кто был не способен работать. Их убивали выстрелом в затылок. Ежедневно умирало до 50 человек.

Для массового уничтожения заключенных отправляли в Освенцим и другие подобные лагеря. Позднее, в 1943 году, женщин стали массово умерщвлять на территории концлагеря. Для этого использовали смертельные инъекции и крематорий.

В 1944 году Равенсбрюк (концентрационный лагерь) посетил Гиммлер, который приказал избавиться от всех старых и немощных заключенных. С этой целью были приглашены «эксперты по уничтожению» из Освенцима, Биркенау.

Женщин проверяли на специальных парадах и тех, кому выдавали розовые карточки с латинскими буквами «В.В.» («лагерь смерти, уничтожить») переводили в Уккермарк. Там они дожидались своей смерти, хотя по официальным документам их перевозили в оздоровительный центр, располагаемый в Силезии. Вначале владелиц розовых карточек казнили пулей в затылок, но этот процесс оказывался слишком медленным, поэтому было принято решение постройки газовых камер. В них за 2-3 минуты умирало сразу 150 женщин.

Медицинские эксперименты

Проводить первые эксперименты над заключенными в лагере начали 01.08.1942. Доказано, что за весь период существования Равенсбрюка медицинским опытам подверглись 86 узниц.

Целью первых экспериментов было выявление эффективности новых препаратов для обработки глубоких рваных ран, в том числе огнестрельных. Женщинам делали на верней части бедра глубокий, до кости, разрез и вводили туда стафилококки вместе с другими видами бактерий. Это провоцировало быстрое появление гангрены и столбняка.

Для того чтобы рана была схожа с огнестрельной, в нее часто добавляли частицы стекла, дерева, металла. Все проведенные действия, а также их последствия тщательно записывались. Отмечались малейшие изменения в организме заключенных - от появления температуры до смертельного исхода. Результаты этих исследований были представлены в виде доклада в военной академии в 1943 году. Концлагерь Равенсбрюк, пытки в котором прошли не все узницы, был знаменит не только этим.

Целью второго эксперимента было установление возможности трансплантации костной ткани. Для этого здоровым женщинам ломали конечности и накладывали гипс. Чтобы видеть процесс эксперимента, подопытным вырезали части живых тканей для обнажения кости. Некоторым женщинам ампутировали здоровую конечность или лопатку и отвозили к хирургам в другой лагерь, где те пришивали эти части тела другим людям.

Это лишь часть экспериментов. Самыми же жестокими опытами было умерщвление здоровых детей инъекциями и прерывание беременности в последнем триместре с немедленным сжиганием плода.

Охрана лагеря

Комендантами лагеря в разное время были Гюнтер Тамашке, Макс Кегель, Фриц Зунер. В штате были не только мужчины, но и более 150 женщин. Через тренировку в нем прошло около 4 тысяч надзирательниц. Они, как правило, отличались чрезмерной жестокостью и склонностью к садизму.

«Марш смерти»

При отступлении немецких войск началась эвакуация и в лагере. 27.04.1945 пленных погнали на запад. Их численность достигала более 20 тысяч человек, около 3 тысяч было покинуто в концлагере.

Спустя два дня охранники СС оставили пленных в запертых бараках Мальхово, а на следующее утро их освободила Красная Армия.

Освобождение заключенных

Датой освобождения считается 30.04.1945, когда силами 2-го Белорусского фронта узницы были спасены. Через пару дней Равенсбрюк (концентрационный лагерь), воспоминания о котором не исчезнут в веках, был заполнен врачами, которые создали временный госпиталь.

До 1993 года эту территорию Советские войска использовали в качестве места размещения своих частей.

Суды над военными преступниками

Первые над персоналом концлагеря состоялись в 1946-1948 годах. Их результатом стало 16 вынесенных смертных приговоров.

Некоторые служащие СС сбежали в США, но даже спустя десятилетия они были вычислены и депортированы для суда в Германию. Людей, которые выслеживали фашистов за их преступления в составе СС, стали называть «охотниками за нацистами».

об узниках лагеря

В 1959 году правительство ГДР дало распоряжение, чтобы на территории, где располагался Равенсбрюк (концентрационный лагерь), создали Национальный мемориальный комплекс «Равенсбрюк». В качестве подлинных объектов были оставлены следующие:

  • комендатура;
  • крематорий;
  • здание с камерами;
  • подземная дорога, ведущая к озеру;
  • фрагмент лагерной стены.

Центральным элементом на берегу озера стала стела «Несущая», созданная по проекту Вилла Ламмерта. Так Равенсбрюк (концентрационный лагерь), памятник которому возведен в Германии, для многих навсегда стал символом чудовищного преступления над человечеством.

В 1996 году вышел документальный фильм, в котором дают интервью пять бывших узниц из разных стран - Австрии, Италии, Нидерландов, России. Режиссерами и сценаристами стали голландцы Анет ван Барневельд и Аннемари Стрейбос. Называется картина «Прошлое есть».

В 2005 году вышло творение режиссера из ФРГ Лоретт Вальц, которая собирала интервью бывших пленных на протяжении 25 лет. Документальный фильм состоит из историй более чем 200 узниц и носит название «Женщины Равенсбрюка».

Концлагерь Равенсбрюк (Вторая мировая война 1939-1945 года) просуществовал шесть лет, уничтожив десятки тысяч женщин и детей, которые этой войны не хотели.

В августе 1944 года в Саласпилсском лагере спешно осуществлялась отправка заключенных женщин в Германию на работу. В то время шли бои за Елгаву.

За спиной у меня оставались подвалы гестапо, застенки Рижской Центральной тюрьмы, 16 месяцев пребывания в Саласпилсе. Наступал последний, самый страшный период заключения — чужбина и неизвестность.

Я и моя мама — Ирина Яновна Сидиропуло (Блуке) были также в числе высылаемых. 7 августа нас на грузовике доставили в Ригу в Андреевскую гавань. Узниц загнали в трюм военного судна.

Прошли года... Многое забылось, конечно, нет в живых пожилых, а молодые состарились. Остались в памяти только несколько фамилий моих товарищей.

Равенсбрюк находился в Меленбургских лесах в 70 км от Берлина. Это был огромный многонациональный лагерь, имевший промышленные предприятия, приносившие огромные доходы. В лагере были русские, украинцы, народы Прибалтики, поляки, чехи, немцы, французы, греки, венгры, евреи.

Военное судно доставило нас до пристани Готтен Хафен, потом в товарных вагонах по железной дороге вглубь страны. Под охраной патрулей СС пешком нас гнали к воротам лагеря. Лагерь нас встретил веселой, громкой музыкой, на воротах была бодрящая надпись: «Арбейт махт фрей».

На площади около комендатуры прибывшие узницы должны были расстаться с личными вещами, бросали все в общую кучу, вплоть до нижнего белья. В таком виде мы попали в душевую. На площадке во дворе лагеря первое, что нам бросилось в глаза — это дымящиеся высокие трубы. По наивности я подумала, что это кухня лагеря, не подозревая, что это крематорий. Так думали и другие. После душевой нам выдали по паре полосатого белья и такое же платье. Теперь нас повели по баракам, или, как они здесь назывались — блокам, которые правильными рядами стояли ка территории лагеря. В бараках были нары в четыре этажа, смонтированные из железных коек по две вместе. На двух койках должны были уместиться пять человек. Мама осталась внизу, я же попала на самый верх. Женщины задыхались от жары, от испарений, от пота человеческих тел.

На другой день по прибытию был отбор на работу. Узниц заставили раздеться до нага и парами подходить к группе эсэсовских офицеров. Немцы брезгливо с презрением сортировали живой товар. Заставляли показываться со всех сторон, смотрели и зубы. Потом я поняла, что их интересовало золото. Моя мать была забракована, я же попала в число годных на работу. Тяжело вспоминать слезы и рыданья матери, с которой проводила последние часы.

В ночь на 16 августа 1944 года завыла сирена, и все отобранные выходили из бараков и строились в колонну по пять человек. Теперь нас проверяли не по именам и фамилиям, а по номеру, который получили в день приезда. Он был нашит на левом рукаве и левой стороне груди под знаком политзаключенных — красным треугольником зубцом вниз.

И так под вой сирены, в полнейшей тишине, натыкаясь друг на друга, узницы пробирались к выходу. Я ощупью нашла внизу маму, целуя обняла ее худенькое тело, уже тогда зная, что расстаюсь с ней навсегда.

Остаток ночи, под перекрестными лучами ручных прожекторов, нас гнали вперед. Уныло стучали деревянные колодки по булыжной мостовой. Шли молча, каждый думал свою грустную думу. Уже рассветало, когда на железнодорожных запасных путях нас погрузили в грязные товарные вагоны и опять повезли.

Новое место моего пребывания называлось Грюнберг. Лагерь располагался в 40 км от Берлина. Там находились военные заводы. Грюнберг был одним из многочисленных предприятий Равенсбрюка. Лагерь насчитывал две тысячи человек, и все узники работали на заводах, отдавая последние силы и здоровье. Из Равеиесбрюка отправляли на уничтожение истощенных и потерявших трудоспособность в нечеловеческих условиях труда, голода и быта. Было рассчитано, что узницы могут выдержать девять месяцев — время, в течение которого они окупали свое содержание. Там в Равенсбрюке навсегда осталась моя мама, разделив участь ослабленных узниц.

22 апреля 1945 года, охваченные паникой, фашисты расформировали наш лагерь, перевозя узниц обратно в Равенсбрюк. Не в состоянии всех уничтожить в газовых камерах, нас, полуживых, стали выгонять из ворот лагеря. Среди них была и я. Там нас, и мужчин из лагеря Заксенхау- зен, по приказу Гиммлера гнали к морю, чтобы, погрузив в баржи и вытянув в море, потопить одной пулей. Но планы не осуществились. Очень многие из нас в пути, не выдержав перегрузок и голода, сраженные пулей эсесовцев, погибали. Вдоль дорог и оврагов мы видели трупы мужчин и женщин, узнавая их по полосатой одежде.

1 мая 1945 года наша охрана вдруг разбежалась, а следующим утром в предместье Мальхова нас освободила советская армия.

Рига и осиротевшей дом были еще далеко. Впереди бесконечные дороги по разрушенным городам Германии, голод, тиф, русский военный госпиталь, лагерь репатриации. Лишь в начале января 1946 года я вернулась в Ригу к отцу.

Что сказать о Равенсбрюке-Грюнеберге? Я пробыла там девять месяцев, с 10 августа 1944 г. по 2 мая 1945 г.

Оглядываясь назад, я мучительно прохожу опять и опять этими путями, которые не забудутся никогда. Сколько там унижений, истязаний! На нас травили собак, нас унижали и оскорбляли, нас топтали ногами, обливали зимой холодной водой. Мы простаивали часами под солнцем, дождем и на морозе перед бараками на проверках. Бараки зимой не отапливались, мы замерзали, спали на бумажных мешках с соломенной трухой. У нас не было мыла, в душевую давалась только холодная вода. Слабые сходили с ума. И к тому же еще 12-ти часовой рабочий день и голод, который мы постоянно ошущали. Каждое утро и вечер дежурные ходили на кухню за горячим «кофе». Это была какая-то подкрашенная жидкость, которой нам полагалось по пол-литра. Кастрюля была на 25- 30 литров, но мы, ослабленные узницы, шли по 8-10 человек. Двое брались за ручки кастрюли, а остальные сплетали руки на плечах и получалось как бы живое коромысло. Помню, раз мои ослабленные ноги не выдержали и я упала, вылив на себя горячую жидкость. Я была в отчаянии не от боли, а от сознания, что узницы останутся без горячего «кофе». Мы ходили, шатаясь от слабости, ведь наш вес со всеми колодками и одеждой был не более 35-40 кг.

До сих пор снятся кошмары: убивают, издеваются, мучают...

Все это хотелось бы рассказать нашей счастливой молодежи, которая не испытала ужасов войны, лагерей, мучений.

В.Бинкевич (Сидиропуло)

Валентина Бинкевич (Сидиропуло) 28.10.1942 г. в Риге была арестована немецкими властями за проявление сострадания и помощь русским военнопленным. Два с половиной года ей пришлось провести в нацистских концлагерях. Только чудом ей удалось выжить.

К счастью для Вали и ее родителей, арестовавшие их гестаповцы не знали, что в их квартире некоторое время скрывалась еврейская девушка. Иначе, их ждала бы еще более страшная кара.

Еврейская общественность высоко оценила гуманный подвиг Валентины Бинкевич. В 1995 году ей была вручена медаль «Праведник мира». ,

Мы же, ее бывшие одноклассники, гордимся ею.

____________________________________________

Выпускница Рижской правительственной русской гимназии 1937 г.

Сборник статей «Они победили смерть» — своего рода обличительный документ, свидетельствующий о преступлениях гитлеровских палачей против человечества.. В книгу вошли воспоминания бывших узниц женского концентрационного лагеря Ravensbrück. Сборник издан в 1966 году московским издательством «Государственное издательство политической литературы» (Политиздат). Редактор-составитель: В. Кудрявчикова. Литературная запись: А. Масалкина. Формат книги: 17х14см. Переплет твердый + суперобложка. 542 страницы, 11 листов иллюстрированы фотографиями авторов сборника, памятного мемориала. Тираж: 150000 экз.

Идея создания этой книги родилась 10 февраля 1958 года, во время московской встречи бывших узниц концлагеря Ravensbrück, организованной Советским комитетом ветеранов войны. Бывшие заключенные собрались на подобный слет уже не первый раз (до этого были встречи на территории мемориального комплекса Ravensbrück), однако именно в Москве женщины, которых навсегда объединила трагическая судьба, выразили пожелание выпустить сборник своих воспоминаний о пережитом. Чтобы мир не забывал о зверствах фашистов, об ужасах войны, чтобы и будущие поколения помнили о том, к чему может привести нетерпимость. Просьба была услышана: Комитет ветеранов войны СССР обратился в «Государственное издательство политической литературы» с предложением выпустить такую книгу. Уже на следующий год сборник был издан.


Пропитанные болью и скорбью очерки В. Удовенко-Бобковой, Н. Харламовой, З. Кудрявцевой, Л. Бойко, Э. Скребковой, Е. Оловянниковой, И. Лозовой, М. Смелянской, А. Соковой и двух десятков других узниц читатели в оцепенении изучали по несколько раз, не в силах осознать, через что пришлось пройти этим женщинам, в прямом смысле слова победившим смерть. Книгу старались не давать в руки детям — шокирующие подробности жизни в концлагере Ravensbrück были бы для них слишком сильным потрясением.

Представленный сборник «Они победили смерть» 1966 года — уже третье издание этой книги, переработанное и дополненное. Причем, дополненное весьма существенно. Так, если в первом издании от 1959 года было только 256 страниц, во втором от 1961 года — 342 страницы, то в третьем издании воспоминаний накопилось уже на 542 страницы. В сборник включены фотографии бывших русских узниц, написавших очерки. К сожалению, рядом с их фамилиями указан только инициал имени, что практически сводит к нулю шансы проследить их судьбу до наших дней.

Для каждого из трех поколений сборника были разработаны свои суперобложки. Однако начинаются все три издания одинаково — с небольшого посвящения немецкой писательницы-антифашистки Анны Зергес:

Они — наши матери и сёстры.
Вы не смогли бы сегодня
ни свободно учиться, ни играть,
а быть может, даже родиться,
если бы во времена фашистского террора
эти женщины не защитили своим хрупким
телом, как щитом,
вас и ваше будущее.

За 30 лет до появления этой книги в Германии был построен концлагерь Ravensbrück (с немецкого языка это название переводится «вороний мост»). По личному указанию рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера в ноябре 1938 года в деревне Ravensbrück (Равенсбрюк) близ мекленбургского климатического курорта Fürstenberg (Фюрстенберг), что в 90 километрах к северу от Берлина, руками заключенных из лагерей Заксенхаузен и Лихтенбург началось строительство концентрационной зоны, которая была определена как «охраняемый лагерь заключения для женщин». Чудовищное сочетание — концлагерь в оздоровительном курорте. В этом красивом лесистом местечке были удобные подъездные пути прямого сообщения из Берлина, а местное озеро Шведт (в которое позже сбрасывали пепел из крематория) и лес ограждали концлагерь от населенных пунктов, от живого мира. Для большей надежности вокруг территории концентрационной зоны была сооружена высокая железобетонная стена с проволочным заграждением, по которому был пущен ток высокого напряжения. Площадь лагеря к 1945 году составляла около 170 га. По документам, цель создания Равенсбрюка состояла в подчинении системе нацистских экономических и культурных ценностей дочерей и жен лидеров немецкой демократии, партийных активисток, уголовниц, сектанток, проституток и т.д. Циничные фашисты придумали этому лагерю жаргонное название Holle der Frauen (приют для женщин).

До наших дней дошли некоторые легенды об истории этого места. Здешние жители уверяют, что оно издавна оставляло гнетущее впечатление на путешественников. Начиная с эпохи Средневековья и до середины XIX века через озеро Шведт был перекинут мост. Однако транспортная функция была у него не основной. На нем располагались виселицы, на которых казнили преступников всех мастей — убийц, заговорщиков, казнокрадов, ведьм, колдунов. Тела казненных, заклеванные стаями воронов, убирать никто не торопился — их было отлично видно со всей округи: и пешему, и конному, и плывущему. Перед очередной казнью палачи просто перерезали веревку предыдущего висельника и сбрасывали останки в водоем. В XX веке, с осени 1943 года и по апрель 1945-го, над озером развеивали прах узниц концлагеря, сгинувших в печах крематория. В сборнике «Они победили смерть» есть картина-листовка, которую тайно распространяли в лагере: на перилах моста через Шведтзее сидит огромный черный ворон в фуражке эсэсовца, а под мостом — потоки человеческой крови. Такой вот символизм.

Стелла «Несущая»

Так что отнюдь не случайно в качестве центрального элемента памятного мемориала в Равенсбрюке была установлена стела под названием «Несущая» (скульптор Вилл Ламмерт), которая обращена именно к озеру — в нем обрели покой сотни замученных женщин и детей. Те, кто бывал здесь после войны, кто возложил цветы к монументу, уверяют, что от Шведтзее тянет холодом даже летом. Кстати, сами узницы из-за пронизывающих ветров со стороны озера между собой называли Равенсбрюк «Маленькой Макленбургской Сибирью».

Уже в марте 1939 года — спустя всего 4 месяца с начала строительства — железная брама (ворота) Равенсбрюка поднялась для первых мучеников. Примечательно, что изначально лагерем смерти Равенсбрюк не был. Крематорий на его территории был построен только в 1943 году, а газовая камера — в 1944-ом. Однако это не означает, что узников лагеря до этого не убивали. Крематорий и душегубка были построены по приказу коменданта лагеря гауптштурмфюрера СС Фрица Зурена только потому, что он был не доволен низкой скоростью расстрелов и медленной утилизацией тел.

Первоначально в лагере содержали немок, «позорящих нацию»: преступниц, коммунисток, женщин асоциального поведения и представительниц свидетелей Иеговы. Но уже в июне 1939 года из Австрии в Равенсбрюк были депортированы 440 цыганок с детьми. А потом уже и считать перестали — польки, чешки, русские, австрийки, украинки, голландки, еврейки, югославки, француженки… За семилетнюю историю Равенсбрюка через его ворота прошли 132 тысячи узниц из 20 стран мира. В его стенах тем или иным способом были убиты около 92 тысяч женщин и детей. Остальные заключенные были перераспределены в лагеря смерти — Освенцим, Бухенвальд, Биркенау. Выжить удалось лишь 3000 узницам.

В наши дни, как ни странно, по-прежнему существует лагерь Равенсбрюк — совсем рядом с прежним; правда, это уже место не для узников нацизма, а для молодежи. В отреставрированных домах для охраны СС нынче уютно расположился летний молодежный хостел. Даже своего названия лагерь не поменял, как это следует из его интернет-странички . Это, пожалуй, единственный случай столь необычного использования имени бывшего лагеря смерти нынешними немецкими властями. Особенно обращает на себя внимание слоган нынешнего молодежного хостела «Share your experience» («Поделись своим опытом»).

Возможно, нынешние обитатели милого немецкого городка Фюрстенберг не имели возможности ознакомиться с опытом, которым поделились с человечеством выжившие узники Равенсбрюка. Не пересказывая очерки, составленные бывшими узницами концлагеря, мы, тем не менее, приведем некоторые малоизвестные исторические факты, которые дополнят эту книгу и помогут представить картину целиком.

К главе «Мост смерти» Н. Харламовой

«Мост смерти» — первая статья в сборнике «Они победили смерть». Именно благодаря этому очерку стало известно, как погибла в Равенсбрюке Зинаида Васильевна Аридова — военврач третьего ранга, героическая защитница рыбацкой Балаклавы. Близкие Зинаиды Аридовой знали лишь часть ее биографии. В первые дни войны она добровольцем ушла на фронт, оставив матери воспитывать 11-летнего сына. В июне 1942 года не бросила раненых, отказалась эвакуироваться и попала в плен под Севастополем. Всех захваченных немцы тогда пригнали в Николаев, но уже в январе 1943 года всех женщин вывезли на работы в Германию. В немецком городке Зоэст им заявили, что они теперь гражданские лица, будут трудиться на заводах и рудниках. Советские узницы отказались работать на немецких предприятиях. Тогда фашисты закрыли их в бараке и несколько дней не давали еды. После этого обессиливших заключенных отправили в Равенсбрюк. В концлагере Зинаида попала работать “на песок” — таскать на себе неподъемные мешки с мокрым щебнем. Вскоре Аридову перевели работать в лагерную больницу.

Зинаида Васильева не вернулась из Равенсбрюка. Ее родственники долгое время знали лишь общую формулировку ее кончины — «замучена до смерти». Очерк Н.Харламовой «Мост смерти» помог прояснить обстоятельства ее гибели. Приведем небольшую выдержку из этой главы: «Кто из нас забудет Зинаиду Васильевну Аридову, молодую красивую волжанку, умевшую врачевать раны не только медикаментами, но и добрым, подбадривающим словом! Аридова недолго пробыла в ревире (лазарет в концлагере). Трейте при первой же возможности постарался избавиться от ненавистной «ротармейки», включив ее в число штрафников, которых отправляли на авиационный завод в Барт. Там Зина отказалась работать. Она заявила коменданту, что по существующим международным конвенциям ее, как военнопленную, не имеют права использовать на производстве вооружения.
— О, ты еще помнишь о конвенциях! — расхохотался ей в лицо комендант. — Я заставлю тебя забыть и собственное имя.
Он схватил ее рукой за горло, начал душить. После этого эсесовец с собакой проводил Зинаиду в цех, усаживал к конвейеру. К ней подбегала надзирательница, толкала в спину, в бока, выламывала руки. Но никакая сила не могла заставить ее прикоснуться к авиачастям, которые проплывали на ленте перед затуманенными, полными слез глазами Зины. Она не выдержала этих страданий. Однажды, когда ее вели через заводской двор, она бросилась на колючую проволоку, через которую был пропущен электрический ток высокого напряжения…»

Это произошло в ночь с 15 на 16 февраля 1945 года. Зинаиду Аридову похоронили на кладбище возле лагеря. У ее подруг из бывших узниц Равенсбрюка сохранились два ее стихотворения, написанные на клочках бумаги. Вот отрывок из одного:
Май идет не с детскою улыбкой
И не с ясной радостью в глазах,
По земле моей родной, советской
Он идет в солдатских сапогах.

К главе «Песня за решеткой» З. Кудрявцевой

Бывшие польские узницы Равенсбрюка вспоминали, как иногда по воскресеньям, собравшись узким кругом в бараке и выставив охрану у дверей, русские заключенные начинали тихонько петь. Вскоре одна из женщин подскакивала, к ней присоединялась вторая, затем третья, и спустя некоторое время весь барак начинал двигаться в заразительном ритме русской народной песни, топая, хлопая, крича, темп становился все быстрее и быстрее, и, в конце концов, вынуждал каждую присоединиться к танцу. Бывшая узница лагеря Лизавета Тумсер-Вейл после освобождения рассказывала о Рождестве 1944 года, когда посреди ночи три русские женщины пришли в ее барак со свечами, облаченные в молитвенные платки, сделанные из мешков из-под картофеля. Переходя из барака в барак, они пели русские народные песни и рождественские гимны. Разумеется, если бы заключенных поймали, то за любой из этих проступков наказанием была бы смертная казнь.


Известно также, что в Равенсбрюке, как в Дахау и многих других лагерях, нацисты использовали громкоговорители, чтобы дополнительно мучить узников. По воскресеньям во второй половине дня, когда у заключенных было свободное время, охрана транслировала музыкальные программы на максимальной громкости. Для большинства заключенных это вещание было изощренной формой пытки — кто выдержит многочасовой эфир армейских маршей и бравурных военных песен немецких солдат? Кроме принудительных радиотрансляций, узниц также заставляли петь строем немецкие песни — то еще испытание, если учесть, что на сложном немецком языке большинство заключенных не говорили. Сохранились также воспоминания о некоторых талантливых русских певицах, которые вынуждены были участвовать в частных концертах эсэсовцев.

К главе «Встреча с Розой Тельман» А. Алавердян

26 сентября 1944 года в Равенсбрюк привезли Розу Тельман — супругу лидера немецких коммунистов. Примечательно, что фашисты бросили ее в застенки Равенсбрюка спустя всего месяц после гибели самого Эрнста Тельмана (он был расстрелян 18 августа 1944 года по прямому указанию Гитлера и Гиммлера, тело до сих пор не обнаружено). Первые два дня Роза жила в русском бараке. Для встречи наши женщины умудрились накрыть праздничный стол, раздобыть верной соратнице советских коммунистов белье, чулки и даже связали теплый цветной платок. Вот как вспоминает эту встречу бывшая узница Равенсбрюка Ольга Смирнова, проживавшая позже в Ленинградской области: «О том, что у нас в бараке Роза Тельман, мы узнали по дороге с земляных работ. По дороге девочки собрали для нее цветы мать-и-мачехи. Вообще, наши встретили Розу очень тепло - подарили букетик, прочитали в ее честь стихи, окружили вниманием и сочувствием. В то время Розе было очень нелегко, мы только что получили известие, что Эрнста Тельмана расстреляли в Бухенвальде».

Через несколько дней в Равенсбрюк привезли и дочь Розы Ирму. Комендант лагеря распорядился, чтобы мать и дочь не общались, приказал поместить Ирму в блок под названием «Ночь и туман», в котором размещали политических заключенных. Для них были запрещены любые контакты с внешним миром и другими узниками лагеря. И тем не менее, русским пленнциам удалось в первую же ночь устроить свидание матери с девочкой. На следующий день Ирму отправили в Нойбранденбург (филиал Равенсбрюка), а Розу Тельман перевели в блок «Ночь и туман», где она тяжело заболела. Это было крайне опасно, поскольку ослабшую женщину тут же могли отправить в газовую камеру. Для Тельман это было опасно вдвойне, поскольку напротив ее фамилии стояли роковые буквы «В.Н.» (возврат нежелателен), равносильные смертному приговору. Однако немецкие антифашистки сумели выходить Розу. Ей, в отличие от Эрнста Тельмана, удалось дожить в лагере до освобождения. Считается, что ее спас из Равенсбрюка военный врач Донов из Воронежа, с которым потом семейство Тельманов долгое время поддерживало контакт. Роза и Ирма после войны много раз бывали в Москве, встречались с бывшими узницами лагеря.

В этой связи представляется интересным донесение Лаврентия Берии Иосифу Сталину, датированное 11 мая 1945 года:
«ГКО, товарищу Сталину И.В.
Уполномоченный НКВД СССР по 2-му Белорусскому фронту тов. Цанава сообщил, что оперативными группами НКВД обнаружены жена Э. Тельмана Роза Тельман, бежавшая из концлагеря и скрывавшаяся в г. Фюрстенберг, и дочь Тельмана Фестер Ирма, освобожденная частями Красной Армии из концлагеря в г. Нойбранденбург. Тельман Р. рассказала, что последний раз видела Тельмана 27 февраля 1944 года в тюрьме г. Беутен в присутствии работника гестапо. Он сказал, что его подвергают постоянным пыткам, требуя отказа от своих убеждений…

Сталин, прочитав донесение, дал распоряжение Поскребышеву, чтобы освобожденным близким Эрнста Тельмана были созданы соответствующие условия и оказана необходимая помощь. Вполне вероятно, что-то у «отца народов» в сердце тогда зашевелилось, а, может, и совестно стало. Известно, что после ареста Эрнста Тельмана Сталин отказал его супруге в помощи. Роза просила, чтобы СССР посодействовал освобождению лидера немецких коммунистов, однако в Москве тогда сочли, что «это частное дело Розы Тельман».

К главе «Борцы Сопротивления действуют» А. Панкратовой

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и уже в октябре того же года в Равенсбрюк стали прибывать первые партии советских женщин-военнопленных. Самое большое пополнение русских бараков произошло 27 февраля 1943 года, когда в Равенсбрюк привезли русских летчиц, связисткок, врачей, медсестер — всего около 600 человек. Все они уже побывали в пламени войны, участвуя в защите Одессы, Киева, Севастополя, Керчи, Ленинграда, Сталинграда. Им выдали лагерную полосатую одежду с красным треугольником (красные винкели отличали политических заключенных) с надписью SU - Sowjet Union. Известно, что изначально для советских пленниц были заготовлены винкели с буквой «R», но наши женщины отказывались пришивать его к одежде. Именно прибывшие в феврале заключенные составили русское звено в едином антифашистском «кольце» Равенсбрюка, называемом группой Сопротивления.

Да, концлагерь был не только зоной смерти, но и местом борьбы. Женщины разных национальностей создавали в своих бараках маленькие антифашистские группки. Известно, что советское Сопротивление в Равенсбрюке возглавляла Евгения Лазаревна Клем — еврейка, из соображений безопасности выдавшая себя за сербку (евреек убивали первыми), беспартийная немолодая женщина, отлично знавшая немецкий язык, преподаватель истории Одесского пединститута.

По заданиям «кольца» работало много советских женщин, составлявших основное ядро группы Сопротивления: Л. Бойко, Л. Безногова, К. Денисова, В. Бокова, Н. Харламова, А. Соколова, Г. Матузова, М. Смелянская, Л. Конникова, А. Данилова, И. Лозовая, М. Петрушина, К. Поветьева, К. Хомерико, А. Смиркина, А. Чарнецкая, А. Злобина и др. Тщательная конспирация позволила расставить нужных людей по всем ключевым участкам. Антифашистская борьба русской группы проводилась по следующим направлениям:
1. Организованный отказ от работ на военных предприятиях.
2. Заявление коменданту лагеря о необходимости выполнения международной конвенции в отношении к женщинам-военнопленным.
3. Защита детей от зверств и смерти - выступление с требованием перед комендантом об отмене аппеля (поименной поверки) для детей и передаче их в блок русских женщин.
4. Собрания и вечера в связи с революционными праздниками. Выпуск листовок, распространение стихов о лагерной жизни.
5. Организация подпольного «университета».
6. Проведение политинформации о событиях на фронтах.
7. Организация интернациональных связей с узницами других блоков путем проведения вечеров самодеятельности, бесед, личных контактов.
8. Информация о действиях врачей, отправке транспорта, оказывалась помощь больным и слабым.
9. Разработка плана спасения узниц в день прихода войск Советской Армии.

Бывшая узница Равенсбрюка француженка Жермена Тильон в своих воспоминаниях дала своеобразную характеристику русским женщинам-военнопленным, попавшим в Равенсбрюк: «…Их спаянность объяснялась тем, что они прошли армейскую школу еще до пленения. Они были молоды, крепки, опрятны, честны, а также довольно грубы и необразованны. Встречались среди них и интеллигентки (врачи, учительницы) - доброжелательные и внимательные. Кроме того, нам нравилась их непокорность, нежелание подчиняться немцам».

О том, насколько непокорными были советские женщины из Сопротивления, свидетельствует в своих воспоминаниях немецкая узница Мюллер: «…В одно из воскресений апреля нам стало известно, что советские заключенные отказались выполнить какой-то приказ, ссылаясь на то, что, согласно Женевской конвенции Красного Креста, с ними следует обращаться как с военнопленными. Для лагерного начальства это была неслыханная дерзость. Всю первую половину дня их заставили маршировать по Лагерштрассе и лишили обеда. Но женщины из красноармейского блока (так мы называли барак, где они жили) решили превратить это наказание в демонстрацию своей силы. Помню, кто-то крикнул в нашем блоке: «Смотрите, Красная Армия марширует!». Мы выбежали из бараков. И что же мы увидели? Это было незабываемо! Пятьсот советских женщин по десять в ряд, держа равнение, шли, словно на параде, чеканя шаг. Их шаги, как барабанная дробь, ритмично отбивали такт по Лагерштрассе. Вся колонна двигалась как единое целое. Вдруг женщина на правом фланге первого ряда дала команду запевать. Она отсчитала: «Раз, два, три!» И они запели: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой…». Я и раньше слышала, как они вполголоса пели эту песню у себя в бараке. Но здесь она звучала как призыв к борьбе, как вера в скорую победу. Потом они запели о Москве. Фашисты были озадачены: наказание маршировкой униженных военнопленных превратилось в демонстрацию их силы и непреклонности…

К главе «Люди-звери» А. Омельченко

Исходя из гендерной специализации Равенсбрюка, охрану в этот лагерь подбирали, в основном, из числа женщин. В штате концлагеря постоянно числились свыше 150 охранниц СС, к концу войны их было более 500. Впрочем, непосредственно в ряды СС женщины вступать не имели права, но они могли поступить на службу во вспомогательные подразделения — СС-кригсхельферин. Равенсбрюк был тренировочным лагерем для 5 тысяч Aufseherin (надзирательниц), которые по окончании обучения оставались здесь работать либо переводились в другие лагеря. Изначально, до 1940 года, данная должность предоставлялась немкам исключительно на добровольной основе, с возрастным ограничением от 17 до 30 лет. Желающие получить эту работу должны были быть физически здоровыми, не иметь административных и уголовных взысканий. После подачи документов решался вопрос о профпригодности кандидатки на эту ответственную и денежную должность. По тем временам зарплата надзирательницы была очень высокой. Тем не менее, желающих было немного, поэтому в связи с крайней нехваткой надзирателей в 1940 году немок насильно обязали работать в концентрационных лагерях. Чуть позже это обязательство было закреплено «Распоряжением об извещении мужчин и женщин о задачах защиты Рейха». Впрочем, к 1944 году у женщин появилась возможность просить о переходе на другую работу.


Надзирательницы «Равенсбрюка»

Согласно замыслу Теодора Айке — создателя системы концентрационных лагерей в нацистской Германии — эсэсовцы должны были относиться к заключенным крайне враждебно, ненавидеть их, а всякие признаки сострадания к ним подавлялись в зародыше. Однако, несмотря на формальные предписания, перед персоналом фашистских концлагерей был выбор между добром и злом. Встречались надсмотрщицы гуманные — те, что брали узниц к себе в обслугу на долгое время. Но в большинстве своем попадались те, что изобретали зверские способы насилия и пыток над заключенными. Женщины-надзирательницы, подчас, не только не уступали в жестокости своим сослуживцам-мужчинам, но и нередко превосходили их. Некоторые из охранниц Равенсбрюка вошли в историю как самые кровожадные и жестокие надзирательницы времен Второй мировой войны. Вот имена некоторых из них: Герта Оберхойзер, Хильдегард Нойманн, Эмма Циммер, Иоганна Лангефельд, Мария Мандель, Анна Клайн-Плаубель, Доротея Бинц, Луиза Бруннер, Лотта Тоберенц, Иоганна Борманн, Тереза Брандл, Гермина Браунштайнер, Ирма Грезе, Грета Бэзель, Эрна Воллиш, Рут Нойдек, Маргарет Рабе, Ида Шрайтер. Большинство из них были пойманы и казнены по решению послевоенных судебных процессов. Однако были и такие, кому удалось избежать возмездия — старшая надзирательница Равенсбрюка Хильдегард Нойманн скрылась из лагеря накануне освобождения. Ее последующее местонахождение так и не удалось установить.

Чтобы представить бесчеловечность всех этих женщин, достаточно привести биографию лишь одной из них — Ирмы Грезе. Ее называют самой жестокой женщиной Тысячелетнего Рейха. Ей не было равных среди других надзирательниц в изощренных издевательствах и садизме. И это несмотря на то, что к моменту поимки и казни ей было всего 19 лет. Сначала Грезе, крестьянка по происхождению, пробовала работать помощницей медсестры в санатории СС. Однако такая деятельность пришлась не по нраву резкому нраву Ирмы, и в 1942 году она вступила во вспомогательные подразделения СС. Ее направили на обучение в Равенсбрюк. Судя по всему, Ирма Грезе была прилежной и способной ученицей, поскольку уже в 1943 году ее назначили надзирательницей. По словам немногих очевидцев, которым удалось выйти живыми из концлагеря, где им «выпала честь» находиться под неусыпным контролем дьяволицы Ирмы, ее жестокость не знала границ. Эта женщина избивала заключенных дубинкой, кнутом, натравливала на них предварительно изморенных голодом собак, лично сортировала людей для отправки в газовые камеры, отстреливала узников из своего пистолета забавы ради. Известно, что этот «светловолосый дьявол», как ее иногда называли заключенные, однажды сделала себе абажур из кожи трех пленных. Она часами наслаждалась зрелищем медицинских экспериментов врачей СС над узниками. Ирма Грезе была взята в плен английскими войсками 17 апреля 1945 года. На Бельзенском процессе она была признана виновной и приговорена к повешению. За несколько часов до казни Грезе вместе со своими подельницами распевала нацистские песни, нисколько не раскаявшись. Даже когда на шею Ирме набросили петлю, она оставалась спокойной. «Быстрее, кончай с этим», — последнее, что сказала она палачу.

К главе «Трагедия матерей» О. Головиной

Среди узников Равенсбрюка было много детей, прибывших вместе с матерями или родившихся уже в лагере. Первая немногочисленная группа была составлена из цыганских малышей, привезенных с женщинами из Бургенланда (Австрия). В июле 1942 года еще несколько десятков детей привезли из ликвидированной чешской деревни Лидице. Число подростков резко выросло летом 1944 года. Одна группа состояла из цыганских малышей, привезенных в Равенсбрюк после закрытия лагеря для цыган в Освенциме, другая — из польских детей, отправленных вместе с матерями после подавления Варшавского восстания 1944 года, а также еврейских подростков из закрытого Будапештского гетто. Всего в период с 1943 по 1945 год в концлагере находилось около 900 детей в возрасте от 2 до 16 лет, представлявших восемнадцать наций. Согласно сохранившимся документам, в период с сентября 1944 по апрель 1945 года в Равенсбрюке родились более 600 младенцев (у 23-х женщин были преждевременные роды, 20 детей родились мертвыми, было сделано 5 абортов). Большая часть родившихся малышей умерли от истощения. Зафиксированы даты смерти 266 детей. Число выживших неизвестно, но по свидетельству одного из архивных документов, в концлагере Равенсбрюк выжили всего около ста малышей.

Для коменданта Равенсбрюка дети были балластом, на их счет имелись особые предписания: никто из малышей не смел покидать блок и появляться без взрослых на Лагерштрассе (центральная площадь лагеря). Им не разрешалось иметь игрушек, запрещалось чему-либо их обучать. Плачущих малышей надзирательницы жестоко избивали. Порой до смерти. Детям не выдавали ни пайка, ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

В каждой партии прибывающих пленниц были дети, родители которых погибли в дороге. Таких сирот подбирали другие узницы и прятали в блоках на верхних нарах. Если малыш привязывался к какой-нибудь женщине, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными людьми. Испанка еврейского происхождения Стелла Кугельман попала в Равенсбрюк в возрасте 5 лет. Девочку сразу разлучили с матерью, о ней она помнит немногое: «Я была в лагере под опекой других женщин, которые подкармливали и прятали меня, я их всех называла мамами. Иногда они показывали мне мою настоящую мать в окошке барака, куда мне нельзя было заходить. Мать смотрела на меня, я смотрела на нее. Я была ребенком и думала, что это нормально, что так и должно быть. Однажды очередная моя лагерная мама, немка, антифашистка Клара, сказала мне: «Стелла, твою мать сожгли, ее больше нет». К моему удивлению, я не отреагировала, но потом всегда знала и помнила это - что мою маму сожгли. Я осознала этот кошмар много позже, через пять лет, уже в детдоме под Брянском, на новогодней елке. Я сидела возле печки, смотрела, как горят дрова, и вдруг поняла, что именно фашисты сделали с моей мамой. Я помню, что закричала, рассказала об этом воспитательнице - мы вместе с ней проплакали всю ночь».

Испанка Стелла Кугельман так и осталась жить в России. В советском детдоме ей дали фамилию Никифорова. Долгие годы она является председателем Общества бывших малолетних узников фашистских концлагерей. С момента освобождения Равенсбрюка прошло 70 лет, но женщина так и не простила своих мучителей. Она очень просит современников не забывать о том, что случилось 70 лет назад.

К главе «У врача Трейте» Е. Смирновой

Особенностью Равенсбрюка был специальный барак — лазарет или госпиталь, называемый узницами «ревир». Именно в нем проводились медицинские эксперименты над людьми. Немцы испытывали на заключенных новые лекарства, ради опытов инфицировали и калечили их, вживляли эмбрионы, прерывали беременность, ампутировали, замораживали… Выживали единицы, да и те потом всю жизнь страдали от увечий и перенесенных болезней.

История сохранила имена почти всех, кто курировал и лично проводил медицинские опыты в Равенсбрюке, но автору очерка больше всего запомнился Персифаль Трейте — главный хирург, самый известный врач женского концлагеря. Именно он производил вскрытия еще живых людей, стерилизацию, ампутацию и еще целый ряд бессмысленных и бесполезных, с точки зрения медицины, операций, лично отбирал женщин на уничтожение. Будучи сыном британского финансового секретаря, он изучал медицину и химию в Берлинском университете. Здесь Перси получил докторскую степень, долгие годы специализировался по гинекологии — именно поэтому и был направлен в женский концлагерь. Вот как описывает его Е.Смирнова, заболевшая в Равенсбрюке ангиной: «Услышав имя Трейте, я пришла в ужас. Вскоре к нарам, где я лежала, подошел здоровенный, средних лет мужчина. За ним как тень, вся в белом, шла медсестра. Трейте схватил меня за голову, резко приподнял, посмотрел в горло. Затем, вернувшись к сестре, взял у нее с подноса какую-то рогатину, вставил мне в горло. Потом ножницами начал резать гланды. Мне подставили таз, куда обильно лилась кровь, я захлебывалась, задыхалась. Все это делалось без наркоза и необходимых клинических условий. Закончив операцию, Трейте быстро ушел к себе в кабинет. Я заливалась кровью. Около меня суетилась санитарка. По ее испуганному лицу я понимала, что мои дела плохи. Но тут вскоре пришли медсестры из пленных…

Остались воспоминания о Трейте и у бывшей советской узницы Марии Клугман, которая работала санитаркой в ревире. Однажды она рассказала ему о новшествах французской и английской хирургии и предложила свой вариант операции. Трейте удивленно спросил: «Откуда вы все это знаете? Я думал, вы не видите ничего дальше Кремлевской стены».


В 1944 году Равенсбрюк лично посетил Гиммлер. Он отдал приказ уничтожить всех больных, не способных самостоятельно передвигаться. Врачу Трейте для постановки «диагноза» было достаточно седых волос и отекших ног. Он сам ежедневно отбирал партии заключенных для сжигания. Больные старались покрасить свои побелевшие от мук волосы, нарумянить щеки, чтобы при проверке показаться не столь изможденными. Другие прятались в чужих блоках. «Убивал главный врач Перси Трейте, палач с дипломом медика. Сколько своих пациентов умертвил он, приказывая своим сестрам-эсэсовкам впрыскивать им в вену яд! Сколько больных туберкулезом отправил в газовую камеру! Скольких назначил на «черный транспорт», который назывался еще и «химмельтранспорт», то есть «транспорт на небо». Его называли так потому, что он отправлялся в лагеря, где находились крематории, в которых всех прибывших с таким транспортом сжигали , — так вспоминает Трейте Н. Харламова.

После войны на процессе британского военного трибунала в Гамбурге Персифаль Трейте был приговорен к смертной казни. 12 апреля 1947 года он предпринял попытку самоубийства — отравился ядом. Был найден в камере в бессознательном состоянии и немедленно повешен.

К главе «Розовая карточка» М. Власенко

В конце 1944 года командование лагеря получило приказ ликвидировать всех старых, больных и неработоспособных заключенных. К этому времени число узников Равенсбрюка составляло более 46 тысяч. В лагерь прибыли «эксперты» по уничтожению, среди которых был унтерштурмфюрер СС Иоганн Шварцгубер - начальник лагеря Освенцим-Биркенау. С их прибытием началась массовая организованная ликвидация всех, кто считался неспособным к эвакуации. Таких женщин выбирали на специальных парадах, где им выдавались розовые идентификационные карточки с буквами «V. V.» (нем. Vernichtungslager, Vernichten - лагерь смерти, уничтожить). Раньше карточки этого цвета выдавались освобожденным от тяжелых работ, со временем они стали настоящими паспортами смерти, означавшими крематорий или газовую камеру. При этом в реестрах лагеря отмечалось, что таких заключенных якобы эвакуировали в Миттельверде - оздоровительный центр в Силезии. Подписывал розовые билеты на истребление доктор Трейте. По официальным данным, эти карточки стали роковыми как минимум для 6 тысяч узниц.

К главе «Сильные духом» Л.Бойко

В приложении к этой главе сборника «Они победили смерть» можно было бы рассказать о каждой из 132 тысяч узниц Равенсбрюка — любая была необычайно сильна духом, каждая достойна отдельного очерка, книги. Но мы приведем историю только одной женщины, навсегда ставшей символом не павшего духом концлагеря. 31 марта 1945 года в газовой камере Равенсбрюка погибла Елизавета Скобцова, больше известная во всем мире как мать Мария. Она вполне могла остаться в живых, до освобождения лагеря оставалось меньше месяца. Самоотверженная монахиня добровольно поменялась судьбой с обреченной на смерть женщиной, надев платье с ее номером и отправившись в душегубку.

О матери Марии (в миру Елизавете Юрьевне Скобцовой) написано так много, что, кажется, добавить к этому просто нечего. И все же… Она родилась в Риге в 1891 году (дом № 21 по улице Элизабетес до сих пор сохранился). До 1906 года ее семья жила то в Анапе, то в Ялте, то в Петербурге. В молодости она издала несколько сборников стихов, была знакома со всей столичной богемой — Александром Блоком, Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным… Начиная с 1914 года, Елизавета начинает все больше интересоваться религиозными вопросами, размышляла о цели и смысле жизни. В апреле 1915 года она опубликовала философскую повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие. Февральскую революцию Елизавета встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Летом 1919 года она вышла замуж за кубанского казачьего деятеля. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова эвакуировалась в Грузию, затем в Сербию, а в января 1924 года окончательно переселилась в Париж. В 1924-1925 годах Елизавета Скобцова опубликовала в эмигрантских журналах повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», описывавшие трагедию Гражданской войны. После смерти дочери в 1926 году она почувствовала духовное перерождение и открыла для себя новый смысл жизни в служении людям во имя Бога. С 1927 года Елизавета стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, публиковала заметки о тяжелой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. 16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской. По благословению духовного отца Сергия Булгакова начала свое нетрадиционное монашеское служение в миру, полностью посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие матери Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, мать Мария и отец Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали. 8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали ее сына Юру, а 9 февраля и саму Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк.

С.В. Носович, встречавшаяся с матушкой в концлагере, вспоминала, что у Марии всегда была заветная мечта: поехать в Россию, чтобы работать там не словом, а делом, и чтобы на родной земле слиться с родной Церковью. Бывшая пленница Равенсбрюка Е. Новикова позже рассказывала, как мать Мария праздновала свою последнюю Пасху 16 апреля 1944 года. Она украсила окна барака художественными вырезками из бумаги, хотя в лагере были запрещены все виды праздников, в том числе религиозных. Она и в Равенсбрюке оставалась верна своему призванию — посещала чужие бараки, утешала женщин, читала им Евангелие, рассказывала о Боге. И мечтала о том, что придет свобода. Почти ничего не видевшая без очков, мать Мария продолжала вышивать иконы. За несколько недель до своей гибели она начала вышивать необычную икону — на ней Матерь Божия обнимала уже распятого на кресте младенца Христа. И если прежде она дарила свои вышивки подругам по несчастью, то эту поделку не соглашалась отдать никому. «Вернемся в Париж, — говорила она, — я ее даром отдам, подарю, но не здесь. Если я успею ее закончить, она мне поможет выйти живой отсюда, а не успею — значит, умру». Она не успела ее закончить. 31 марта узница под номером 19263 была казнена в газовой камере.

В 1985 году мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира». А 16 января 2004 года она была канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица. В СССР трагическая история о Елизавете Скобцовой была отражена в фильме режиссера Сергея Колосова «Мать Мария» (1982 год). Главную героиню в картине сыграла Людмира Касаткина.

К главе «Марш смерти» Н. Барановой

Автор этой главы — Нина Павловна Баранова - участница подполья лагеря Равенсбрюк, вице-президент бывших узниц лагеря Равенсбрюк, член Комитета Советских женщин. Нина Павловна скончалась в 2004 году, прожив еще почти 60 лет после освобождения лагеря. В своем очерке она детально описала дни, предшествовавшие падению Равенсбрюка.

Узнав, что советские войска уже на подходе, руководство концлагеря приняло решение сжечь узниц в газовых камерах. Однако в те дни к Равенсбрюку не подвели газ. Тогда фашисты решили погнать заключенных на Запад (по одним данным, чтобы утопить, по другим — в качестве бесплатной рабочей силы). 27 апреля 1945 года — всего за три дня до прихода освободителей — началась массовая эвакуация Равенсбрюка. За исключением 3500 оставшихся в бараках обессилевших женщин и детей, немцы «маршем смерти» погнали более 20 000 человек. После выхода из лагеря колонны, которые охранялись персоналом СС с собаками, разделились. Несколько отрядов вышли в северном, другие в западном направлении (Мекленбург/Мальхов). Целью был Шверин, где проходила линия фронта американцев. Беженцы, соединения Вермахта и бегущее население запрудили все немецкие дороги.

28 апреля вблизи Древина взлетело на воздух одно из самых крупных хранилищ боеприпасов в Германии. Сильная взрывная волна докатилась и до проходившего мимо «марша смерти». Многие заключенные и часть персонала охраны использовали этот случай для бегства. Однако основные колонны продолжали двигаться в направлении Везенберг — Миров, до коммуны Ретцов. Ретцов — первый пункт отдыха для заключенных. Быстрое продвижение фронта привело к частым авиаатакам, в этой неразберихе узникам удавалось чаще убегать из строя, прятаться по лесам. Многих, в бессилии падавших у обочин, расстреливали. Следующей промежуточной станцией продовольственного снабжения на «марше смерти» стал Мальхов. Для преобладающей части вышедших из Равенсбрюка этот лагерь стал конечным пунктом пути. Охранники СС заперли ворота бараков и к вечеру покинули Мальхов. На следующий день лагерь был освобожден Красной Армией. Тем не менее, конечным пунктом «марша смерти» считается Рабен Штейнфельд.

Примечательно, что ни в одной из посвященных Равенсбрюку послевоенных советских публикаций не говорится о том, что в отличие от «маршей смерти» из Майданека или Освенцима перемещение узников из Равенсбрюка носило скорее добровольный, чем принудительный характер. Эсэсовцы просто объявили женщинам, что в отличие от соблюдающего чистоту расы немецкого солдата, изголодавшаяся и мстительная «варварская орда с Востока» долго церемониться с девичьей честью не будет. И это многих убедило…

К главе «Последний день Равенсбрюка» М.Смелянской

30 апреля 1945 года части 49-й армии 2-го Белорусского фронта освободили выживших узниц концлагеря Равенсбрюк, которых не успели погнать «маршем смерти». Выйти живыми из этого кошмара удалось только 3 тысячам женщин. Когда советские солдаты освобождали Равенсбрюк, большая часть заключенных передвигалась с трудом - военные выносили их из подвалов на руках. Один из освободителей Равенсбрюка, капитан Львов, вспоминал: «Когда мы стали осматривать лагерь, то перед нами предстали такие картины, от воспоминаний которых кровь стынет в жилах. В бараках, так называемых «блоках», на нарах лежали в три этажа женщины, больные, голодные, измученные зверскими истязаниями. В печах крематория - груда останков трупов. В газовой камере мы увидели десятки скрюченных удушенных женских тел. В подвале одного из зданий лагеря обнаружили трупы расстрелянных узниц. Смрад и зловоние было на всей территории лагеря».

История сохранила слова Клятвы узниц концлагеря Ravensbrück, которую они произнесли 30 апреля 1945 года у крематория на митинге, посвященном освобождению лагеря:
Именем многих тысяч жертв замученных,
Именем матерей и сестёр, превращённых в пепел,
Именем всех жертв фашизма
КЛЯНЁМСЯ!
Именем солнца, именем света, именем жизни
КЛЯНЁМСЯ!
Никогда не забыть чёрную ночь Равенсбрюка.
Детям детей рассказать обо всём.
До конца своих дней дружбу крепить, мир и единство.
Уничтожить фашизм. В этом девиз и итог борьбы.

К 3 мая 1945 года Равенсбрюк был превращен в военный госпиталь, куда съезжались врачи из ближайших советских воинских расположений. Сюда же поставляли медикаменты и продукты питания. 9 мая 1945 года в честь Победы в лагере были развешаны красные флаги. Имена тысяч узников, оказавшихся в этих застенках, так и остались неизвестными, поскольку перед самым освобождением эсэсовцы уничтожили почти все документы. Книгу Памяти Равенсбрюка составляли долгие годы. В архивах десятков стран искали имена тех, кто не пережил маршей смерти, кто погиб в газовых камерах или был расстрелян. Здесь же и имена тех, кто дожил до дня освобождения советскими войсками — то есть перешел страшный «Вороний мост».

Концентрационные лагеря Третьего рейха остались в истории человечества как свидетельство безграничной жестокости, на которую способен фашизм. Но еще — и образцом беспримерного мужества многих тысяч узников. Известный психолог и философ Виктор Франкл, который несколько лет провел в Освенциме и Дахау, так выразил эту мысль: «Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию: мы узнали человека, как, может быть, не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах».

6. Способы умерщвления узников лагеря

По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончались от 50 000 до 92 000 человек. Главными причинами смерти являлись недоедание, изнуряющий труд, очень плохие санитарно-гигиенические условия, вызванные размещением узников в количестве, многократно превосходившем допустимое и систематические грубые издевательства над узниками со стороны штата лагеря.

Два раза в месяц производился отбор заключённых подлежащих уничтожению. Узников, признанных неспособными к работе, ликвидировали выстрелом в затылок. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Заключённых переправляли в Освенцим и другие лагеря смерти. Так, например, с марта по апрель 1942 года около 1600 «отсортированных» женщин-узниц Равенсбрюка были уничтожены в газовых камерах в Бернбурге.

С августа 1942 и начало 1943 года был произведён массовый расстрел польской аристократии, жён старших офицеров и офицеров генерального штаба. Было расстреляно 700 человек.

В рамках так называемой «акции 14f13» в Равенсбрюке имело место массовое уничтожение заключённых. В 1943-1944 годах многие узники погибли от инъекции фенолинина. Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий. Пепел сбрасывался в озеро Шведтзее.

Печи крематория

Почтовая карточка полевой почты СС, отправленная из крематория концлагеря Равенсбрюк администрации кладбища Эльмшенхаген (Киль-Эльмшенхаген); февраль 1944

В конце 1944 года, после посещения Гиммлером Равенсбрюка, командование лагеря получило приказ ликвидировать всех старых, больных и неработоспособных заключённых. В Равенсбрюк прибыли «эксперты» по уничтожению, среди которых был унтерштурмфюрер СС Иоганн Шварцгубер - начальник лагеря Освенцим-Биркенау. С их прибытием началась массовая организованная ликвидация всех, кто считался неспособным к эвакуации. Таких женщин выбирали на специальных парадах, им выдавались розовые идентификационные карточки с буквами «V. V.» (нем. Vernichtungslager, Vernichten - лагерь смерти, уничтожить). Раньше карточки этого цвета выдавались освобождённым от тяжёлых работ, со временем они стали настоящими паспортами смерти, получив которые, женщины переводились в так называемый «лагерь охраны прав молодёжи Уккермарк», в котором содержались обречённые на смертную казнь. При этом в реестрах лагеря отмечалось, что заключённых эвакуировали в Миттельверде - оздоровительный центр в Силезии. Таким образом за несколько месяцев до освобождения, женский концлагерь Равенсбрюк стал лагерем смерти. Сначала женщин казнили выстрелом в затылок. После расстрела нескольких сотен заключённых, комендант решил, что этот способ слишком медленный. В декабре 1944 года на территории молодёжного лагеря Уккермарк были построены газовые камеры.

Помощник коменданта Шварцгубер, описывал операцию в газовой камере следующими словами:

В конце января - в начале апреля 1945 года в закрываемом лагере Уккермарк были расстреляны или отравлены газом 5 000-6 000 заключённых лагеря Равенсбрюк. Имена тысяч узников, оказавшихся в этих застенках, так и остались неизвестными. Перед самым освобождением эсэсовцы уничтожили почти все документы.

В одном из спасённых от уничтожения списке, составленном администрацией лагеря, перечислены 25 028 имён женщин, отправленных в Равенсбрюк. Из них 24,9 % польки, 19,9 % немки, 15,1 % еврейки, 15 % русские, 7,3 % француженки, 5,4 % цыгане и 12,4 % представительницы других национальностей, распределённые по следующим категориям: 83,54 % политические, 12,35 % антиобщественного поведения, 2,02 % преступники, 1,11 % свидетели Иеговы, 0,78 % «позор расы» и 0,2 % прочие.

6.1. Медицинские эксперименты

Заключённая Богумила Бабинская, показывает шрамы от четырёх глубоких порезов на бедре, полученных в результате медицинских экспериментов

С 1 августа 1942 года в лагере начали проводить медицинские эксперименты над заключёнными. Опытам подверглись по крайней мере 86 узниц, 74 из которых были польками.

Первая серия экспериментов была направлена на установление эффективности сульфаниламидных препаратов при обработке огнестрельных ранений. Узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий. Почти всегда глубокий, до самой кости, надрез для внесения бактерий узницам делали на верхней части бедра. Часто для большего сходства с реальным огнестрельным ранением в рану вводились деревянные, металлические или стеклянные частицы. При этом скрупулёзно регистрировались появление температуры, болей, раздувание конечностей газом, появление некроза тканей и развитие смертельного исхода. По результатам этих опытов над живыми людьми, в мае 1943 года Гебхардтом был сделан доклад «Особые эксперименты касательно действия сульфаниламидов» на «третьей конференции по Востоку для врачей - консультантов» военной академии в Берлине.

Вторая серия экспериментов была направлена на изучение возможностей трансплантации костной ткани, восстановление костей, мышц и нервов. Суть экспериментов заключалась в следующем: калечили здоровых женщин и накладывали гипс. Для наблюдения за ходом эксперимента, вырезали куски живого тела и обнажали кость. Иногда у заключённых ампутировали здоровую ногу, руку или лопатку и отвозили в концлагерь Хоенлихен, к профессору Гебхардту, где он вместе с другими хирургами СС Штумпффэггером и Шульцем «приставляли» их к другим подопытным. От этих опытов скончалось пять женщин, шесть были казнены, так как получили неизлечимые увечья. У большей части выживших развились пожизненные осложнения.

Для того, чтобы наблюдать за процессом реанимации, узниц замораживали. Проводилась стерилизация евреек и цыганок, так, например, в январе 1945 стерилизации подверглись 120-140 цыганок.

Проведением медицинских экспериментов над заключёнными концлагеря занимался ряд врачей СС под руководством гауптштурмфюрера СС Вальтера Зоннтага (Walter Sonntag , со 2 мая 1940 по декабрь 1941, по другим источникам - в июле 1941 или в феврале 1942) и гауптштурмфюрера СС Герхарда Шидлауски (Gerhard Schiedlausky ). Непосредственным руководителем экспериментов был профессор Карл Гебхардт. В штат лагеря входили следующие врачи:

    Адольф Винкельманн (Adolf Winkelmann ) - в конце февраля 1945 был назначен лагерным врачом, подчинялся Рихарду Троммеру. Известен тем, что 11 марта 1945 года организовал в Равенсбрюке, так называемый, «Праздник спорта». Эсесовцы вынуждали заключённых к прыжкам через ров, бегу и другим обременительным упражнениям. Многие больные, пожилые или уставшие женщины не выдержали этих пыток и были отправлены в газовые камеры.

    Герта Оберхойзер - с 1940 по 1943 год занималась проведением экспериментов по трансплантации нервных, мышечных и костных тканей. Умерщвляла здоровых детей путём нефтяных и барбитуратных инъекций, затем ампутировала конечности для исследований. Время между инъекцией и смертью составляло от 3 до 5 минут, при этом человек находился в полном сознании.

    Бенно Оренди (Benno Orendi ) - с 26 апреля по 21 декабря 1944 проводил эксперименты по регенерации костей, мышц и нервов; изучал действие антибиотиков путём инфицирования заключённых.

    Гельмут Поппендик - участвовал в медицинских экспериментах.

    Рольф Розенталь (Rolf Rosenthal ) - с января 1942 по июль 1943 был лагерным врачом. Известен своими садистскими наклонностями. Проводил прерывание беременности на сроках до 8 месяцев. Плод немедленно сжигался в котельной, даже если был ещё жив.

    Персиваль Трейд (Percival Treite ) - с сентября 1943 года до освобождения лагеря Советской Армией был младшим лагерным врачом. Несёт ответственность за убийство больных туберкулезом (умерщвлял их инъекцией в сердце или отправлял в лагерь смерти Майданек).

    Рихард Троммер (Richard Trommer ) - с августа 1943 года до эвакуации лагеря был главным лагерным врачом. С февраля 1945 года осуществлял отбор больных и неспособных к работе женщин для уничтожения в газовых камерах. Жертвами его отбора с февраля по март 1945 года стали более 4,5 тысячи человек.

    Мартин Хеллингер (Martin Hellinger ) - руководитель зубоврачебной службы с марта 1943 по апрель 1945. Лично выламывал золотые зубы у казнённых арестантов перед кремацией.

7. Охрана

Жилой дом для охранников СС

Комендантами лагеря в разное время были:

    Май - сентябрь 1939: штандартенфюрер СС Гюнтер Тамашке (Günther Tamaschke )

    1 сентября 1942 - 27 или 29 апреля 1945: гауптштурмфюрер СС Фриц Зурен (Fritz Suhren )

Мужской лагерь подчинялся гауптштурмфюреру СС Иоганну Шварцгуберу (Johann Schwarzhuber ).

Помимо мужчин, в штате лагеря Равенсбрюк числились свыше 150 охранниц СС. Равенсбрюк был тренировочным лагерем для более чем 4 000 надзирательниц (Aufseherin ), которые либо оставались здесь, либо служили в других лагерях. Начальницами женского лагеря в разное время были:

Обер-надзирательница лагеря Хильдегард Нойманн

    Май 1939-1941: обер-надзирательница Эмма Циммер (Emma Zimmer ); помощница Иоганна Лангефельд (Johanna Langefeld )

    Март - октябрь 1942: обер-надзирательница Мария Мандель (Maria Mandel )

    Август 1943 - сентябрь 1944: шеф обер-надзирательниц Анна Клайн-Плаубель (Anna Klein-Plaubel ); тюремная надзирательница Доротея Бинц (Dorothea Binz )

    Сентябрь 1944 - апрель 1945: шеф обер-надзирательниц Луиза Бруннер (Luise Brunner ); обер-надзирательница Хильдегард Нойманн (октябрь-ноябрь 1944); руководительница лагеря Лотта Тоберенц (Lotte Toberentz ) (январь-апрель 1945); тюремная надзирательница Доротея Бинц.

Многие из этих женщин служили главными тюремными надзирательницами в других лагерях. Руководительницы блоков (Blockfuehrerin ), в сопровождении мужчин-эсэсовцев с собаками и кнутами, наблюдали за заключёнными в жилых помещениях Равенсбрюка, принимали участие в перекличках и распределении пищи. Эти женщины обычно отличались жестокостью и садистскими наклонностями. В число надзирательниц лагеря в том числе входили:

Удостоверение личности одной из охранниц лагеря Равенсбрюк

    Иоганна Борманн (Johanna Bormann , 1893-1945) - казнена

    Тереза Брандл (Therese Brandl , 1902-1948) - казнена

    Гермина Браунштайнер (Hermine Braunsteiner , 1919-1999) - осуждена в 1981 году на пожизненное заключение

    Ирма Грезе (1923-1945) - казнена

    Грета Бэзель (Grete Boesel , 1908-1947) - казнена

    Эрна Воллиш (Erna Wallisch , 1922-2008)

    Рут Нойдек (Ruth Neudeck , 1920-1948) - казнена

    Маргарет Рабе (Margarete Rabe , род. 1923) - была осуждена на пожизненное заключение, в 1954 (по другим источникам в 1959) году освобождена досрочно

    Ида Шрайтер (Ida Schreiter , 1912-1948) - казнена

8. «Марш смерти»

27 апреля 1945 года началась эвакуация лагеря. За исключением 3500 оставшихся на месте слабых и детей, «маршем смерти» в западном направлении погнали более 20 000 человек.

28 апреля марш достиг коммуны Ретцов, где находился внешний лагерь концлагеря Равенсбрюк. Это был первый пункт отдыха для колонн. Следующей промежуточной станцией и пунктом продовольственного снабжения на «марше смерти» для заключённых стал внешний лагерь Равенсбрюка Мальхов. Многие заключённые получили здесь горячую пищу впервые с момента выхода из Равенсбрюка. Для преобладающей части пришедших из Равенсбрюка этот лагерь был конечным пунктом «марша смерти». Охранники СС заперли ворота лагеря и бараков и к вечеру полностью бросили лагерь. На следующий день Мальхов был освобождён Советской Армией.

Конечным пунктом «марша смерти» считается Рабен Штейнфельд.

9. Освобождение лагеря

30 апреля 1945 года соединениями Советской Армии было освобождены около 3 000 больных женщин, а также обслуживающий медицинский персонал из числа заключённых в концлагере Равенсбрюк. До 3 мая 1945 года соединениями 2-го Белорусского фронта были освобождены заключённые внешних лагерей Равенсбрюка.

Концентрационные лагеря в рамках превентивного заключения. С 1938 г... заключённых концлагерей Заксенхаузен, Равенсбрюк и тюрьмы Бранденбург, ...