Профессия учёный. Урок окружающего мира на тему "Становление Российской науки

Учёный — представитель научного сообщества, чья целенаправленная деятельность по формированию научной картины мира в той или иной форме получила признание со стороны научного сообщества.

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

Ученый - научный работник, это эксперт в одной либо нескольких областях науки.

В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания человечества или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ. В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Русские понятия наука и учёный не вполне соответствуют английским science и scientist, так как в английском языке последние нередко используются в ещё более узком смысле, и относятся только к естественным наукам и людям, занимающимся естественными науками.

Ученый занимается научной деятельностью, исследованием различных областей наук, окружающей среды, человеческого организма, разработкой изобретений, совершением различных открытий, проводит научные открытия, пишет научные труды.

Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Ученый должен получить ученую степень кандидата наук, доктора наук путем защиты диссертации. От ученого требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Ученый может работать в различных учреждениях: в Академиях наук, НИИ, лабораториях и др.

В наши дни профессия ученого теряет свою востребованность и престиж на рынке труда. Уровень оплаты труда ученого, как правило, невысокий.

Согласно социологическим опросам за 2015-й год, в России около двух третей родителей не одобрили бы выбор ребенка стать ученым, в то время как в США и Израиле поддержать сына или дочь в решении построить научную карьеру отказались бы менее четверти респондентов. Действительно ли в нашей стране профессия ученого больше не считается престижной, какие стереотипы о научном сообществе безбожно устарели и почему не каждому исследователю дано совершить великое открытие – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Тот, кто жил при Советском Союзе, помнит, что в 50-70-е годы слово «ученый» звучало внушительно, а у некоторых даже вызывало благоговейных трепет. В научной сфере было задействовано около миллиона работников, она получала стабильное, весьма щедрое финансирование и породила добрый десяток лауреатов Нобелевской премии, а научно-популярные журналы издавались миллионными тиражами.

«Привлекательность профессии ученого драматично упала в 90-е годы, - считает , преподаватель математики, физики, информатики и экономики, выпускница механико-математического факультета имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук. - Тогда из привилегированной касты физики были низвергнуты в самый низ социальной лестницы. Наука, образование казались бесполезными с точки зрения соотношения затраты/доход. Однако в последнее время я вижу противоположную тенденцию. Возможно, голодный и меркантильный человек 90-х наконец наелся и заработал достаточно денег, и теперь хочет жить интересно, творчески реализовываться. А научная деятельность как раз это предполагает. Немаловажно и то, что в настоящее время работа критично важных научных направлений финансируется хорошо (и в России, и за рубежом). Качественное фундаментальное образование стало вновь востребованным. Я это хорошо вижу в последние годы по изменению потребностей моих учеников, особенно тех, кто обучается в европейских вузах».


«Давайте начнем с того, что социальный престиж той или иной профессии определяется отношением к ней общества, а не тем, насколько хорошо ученый или, например, преподаватель выполняет свою работу, - говорит , преподаватель обществознания и истории, выпускник юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук. - В последнее десятилетие Россия вступила в активную фазу постиндустриального развития, а постиндустриальное общество – это прежде всего общество, которое оказывает услуги: медицинские, туристические и другие, в том числе образовательные. Потребность в последних неуклонно растет, а значит, и статус профессии ученого постепенно повышается, пусть и небольшими темпами».

Претерпевает изменения и путь, ведущий в науку: если раньше ученый по определению должен был защитить диссертацию, получить звание кандидата, а потом и доктора наук, опубликовать строго определенное количество статей и монографий и регулярно отчитываться перед руководством о своей преподавательской деятельности, то теперь требования становятся все менее жесткими.

«Пока некоторое влияние советской образовательной парадигмы все еще сохраняется, но, на мой взгляд, спустя десять лет для нынешних студентов звания кандидатов и докторов наук уже не будут играть никакой роли, - уверен . - Это связано с присоединением России к Болонскому процессу, который подразумевает создание единого европейского образовательного пространства. Теперь в вузах учат на бакалавров, магистров, выдают соответствующие дипломы, аспирантура же рассматривается как отдельная форма обучения, необязательно подразумевающая защиту диссертации. Более того, мне вообще кажется, что диссертация и успешная научная карьера не связаны напрямую: чтобы быть выдающимся ученым, необязательно быть кандидатом или доктором наук. Получая научную степень сегодня, мы скорее отдаем дань старым образовательным принципам, но эта тенденция уже начала себя изживать».

Не так страшен ученый, как его малюют

В то же время, до сих пор широко распространен ряд стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью ученого, - как позитивных, так и негативных. Некоторые из них не лишены оснований, другие имеют весьма далекое отношение к реальности:

  • Стереотип первый: быть ученым – значит днями напролет сидеть в лаборатории. Физикам-теоретикам или фармакологам действительно нечасто приходится работать в полевых условиях. С другой стороны, геологи и историки выезжают на раскопки. Кроме того, жизнь ученого предполагает участие в конференциях, которые проходят не только в других городах, но и в других странах.
  • Стереотип второй: ученым может стать лишь тот, кому легко даются естественнонаучные дисциплины и математика. Массовая культура, конечно, изображает ученого всклокоченным мужчиной средних лет, который чертит на доске формулы или что-то смешивает в пробирках. Однако филологи, культурологи, искусствоведы, исследователи в области педагогики и психологии очень удивятся, когда узнают, что им отказано в праве считаться «настоящими» учеными.
  • Стереотип третий: ученый – мужская профессия. Хотя имена Ковалевской, Склодовской-Кюри и Лавлейс сегодня почитаются наравне с именами Ньютона, Менделеева и Лобачевского, женщин в науке действительно меньше, чем мужчин. Виной тому – патриархальный уклад: вспомним, что в России женщины получили доступ к высшему образованию только во второй половине XIX века – более, чем на полтора столетия позже мужчин. Мнимая неприспособленность женского мозга к интеллектуальной деятельности – оскорбительный миф.
  • Стереотип четвертый: результаты деятельности ученого не приносят практической пользы. Вообще-то мы успешно лечим некоторые формы рака и почти победили полиомиелит благодаря как раз-таки неустанному ведению научных разработок.
  • Стереотип пятый: если ты выбрал карьеру ученого, пути назад уже не будет. Отчасти это так: далеко не из каждой сферы науки можно с легкостью уйти в индустрию. Но ведь менять профессию, в целом, непросто: чтобы переквалифицироваться из инженера в повара, также нужно потратить много сил и времени, и не факт, что в итоге получится.
  • Стереотип шестой: все ученые – немного сумасшедшие. Нам хорошо известно, что у Теслы было обсессивно-компульсивное расстройство, Тьюринг боролся с аллергией с помощью противогаза, а Перельман ведет затворнический образ жизни. Но что мы знаем о совершенных ими открытиях? Почти ничего. Когда мы в новостях слышим, что британские ученые выяснили, почему утки любят дождь, а божьи коровки страдают от венерических заболеваний, приходит ли нам в голову выяснить, какие еще задачи решает наука в Великобритании? Почти никогда. Если СМИ пытаются представить научное сообщество как горстку чудаков, не стоит этому безоговорочно верить: просто сюжеты и статьи о людях без выраженных странностей привлекают значительно меньший процент аудитории.

Бедность – не порок?

- считает .

- продолжает .


Бедность – не порок?

Есть и седьмой, весьма правдивый применительно к современной российской действительности стереотип: ученый – беден. Сотрудники НИИ порой влачат почти нищенское существование, размер стипендии аспиранта в крупном московском вузе часто не превышает 5000 рублей, а профессорам приходится искать дополнительный источник заработка, чтобы прокормить семью.

«В России наука – не коммерциализирована. Более того, на мой взгляд, государство поддерживает ее не на должном уровне, - считает . - При распределении бюджетов вопрос у нас обычно ставится следующим образом: пусть ученые сперва докажут, что от их исследований будет прок, и только тогда в науку можно вкладывать деньги. На самом деле должно быть наоборот: если государство изначально будет инвестировать в науку большие средства, это станет залогом процветания общества в будущем. В западных странах происходит именно так, поэтому утечка мозгов продолжается. Многие российские ученые – особенно те, кто специализируется в области естественных наук и прикладных технологий, – уезжают за рубеж, поскольку там у них есть возможность прилично зарабатывать своим трудом».

Конечно, можно с жаром рассуждать о том, что деньги – презренный металл, и духовные ценности важнее материальных. Да и вообще, тот факт, что сегодня в глазах подрастающего поколения высокий достаток часто становится самоцелью и главным критерием успешности, весьма печален. Вместе с тем, прав тот человек, который хочет, чтобы его работа достойно оплачивалась.

«Сайт сайт – пример того, как ученый может зарабатывать деньги, - продолжает . - Однако стоит понимать, что репетиторы осуществляют не научную деятельность: они преподают науки. Понятия «ученый» и «педагог» не тождественны, хотя ученые действительно часто занимаются преподаванием. В целом, на мой взгляд, люди идут в российскую науку ради самой науки, движимые искренним интересом к той или мной сфере, а не в надежде обогатиться или получить какие-то социальные выгоды».

Романтические идеалы против суровой действительности

Но даже если допустить, что человек собирается стать ученым по призванию и готов пожертвовать заработком ради воплощения в жизнь возвышенных идеалов, его все равно нередко ждет горькое разочарование. Прежде всего, стоит понимать, что, несмотря на все вышесказанное, конкуренция в научном сообществе велика, а рабочих мест относительно мало, поэтому юноше бледному со взором горящим порой приходится годами обивать пороги, чтобы устроиться в какой-нибудь захудалый НИИ.


Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Военный генеалог - эксперт по поиску сведений о фронтовиках, людях, потерявшихся в годы войны.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойства, распространение и протекающие в ней процессы (круговорот воды в природе и пр.).


Гляциолог - учёный, специалист по льдам.

Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).


Ихтиолог - учёный, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.


Климатолог - исследователь, изучающий вопросы изменения климата, а так же климатические процессы и их причины.

Кристаллограф (от слова кристалл и греч.grapho- пишу, описываю). - специалист в области кристаллографии - науки о кристаллах, их структуре и свойствах.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.


Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы.


Океанолог - учёный, специализирующийся на изучении океана.


Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия

Поступательное развитие нашей цивилизации немыслимо без развития науки. Наука держится на плечах ученых- специалистов в различных областях знаний. Благодаря их постоянным исследованиям мы узнаем об окружающей нас мире все больше и больше, раскрываем законы развития общества и природы, узнаем больше о природе самого человека. Научный опыт позволяет нам заглядывать в будущее, создавать прогнозы и уменьшать число ошибок и просчетов в наших планах на будущее. Так что же это за люди - ученые, откуда они берутся, как они работают и как совершают открытия?

Специального учебного заведения где готовили бы исключительно ученых в той или иной области науки нет. Учеными становятся в процессе обучения в обычном высшем учебном заведении независимо от его направленности. Начиная с первого курса, студентов приобщают к самостоятельной научно-исследовательской работе. Студент сам или под руководством научного руководителя выбирает одну из актуальных тем,над которой работает и к концу учебного года защищает её на соответствующей кафедре. А по окончании обучения должен представить результаты своих исследований в дипломном проекте, который публично защищается перед государственной комиссией и преподавателями и коллегами.

Вот на этом этапе студент занимаясь исследованием какой то проблемы, решая конкретную задачу определяет для себя насколько ему это интересно, способен ли он продолжить обучение в конкретном, более узком направлении и посвятить свою жизнь науке и преподавательской деятельности. А перед преподавателями вузов, руководителями кафедр ставится конкретная задача: выявлять наиболее ярких студентов склонных к научно-исследовательской работе. Существует институт кураторства, наставничества, при Вузах создаются научные школы и направления.

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются все необходимые гарантии для продолжения учебы и защиты ученых степеней

Выпускник высшего учебного заведения может продолжить обучение (очное 3 года, заочно 4) в аспирантуре, в медицине адъюнктуре или клинической ординатуре, по окончании которой аспирант защищает диссертацию и сдает кандидатский минимум (3 зкзамена:-предмет, ин.яз, философия)на соискание ученой степени кандидата наук. Ученая степень кандидата наук присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Диссертация в отличие от научного доклада или сообщения, должна носить характер научного открытия и может быть результатом коллективной работы.

Для получения ученой степени доктора наук в высших учебных заведениях и научно исследовательских институтах созданы докторантуры. Обучение может проводиться с отрывом от производства. Защиту проводит совет по защите докторских диссертаций. Для подготовки научных кадров кандидаты и доктора наук ведут активную преподавательскую деятельность, в ходе которой получают звания кандидаты - доцентов, доктора -профессоров соответствующих кафедр.

Для проведения фундаментальных исследований уже более 300 лет существует Российская Академия Наук (РАН). На протяжении всего этого времени менялись её задачи, статус и структура. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 13 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты. в эту работу включено все ученое сообщество страны.

РАН - является главным центром всей научно исследовательской деятельности. Здесь трудятся практически все выдающиеся ученые нашей страны. Члены корреспонденты и академики избираются в состав РАН пожизненно общим собранием действительных членов академии наук.Основная задача, которая стоит перед академией состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Членами Российской академии наук избираются учёные, являющиеся гражданами Российской Федерации. Действительными членами РАН избираются учёные, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами РАН избираются учёные, обогатившие науку выдающимися научными трудам. По итогам последних выборов в РАН состояли более 500 действительный членов и 750 членов-корреспондентов. .

Только благодаря пытливому уму, упрямству в достижении цели, стремление к истине, природному любопытству, передачи из поколения в поколение накопленных опыта и знаний, возможен прогресс в развитии всех сторон жизни человечества. Достижения науки и техники делают нашу жизнь на земле комфортнее и краше, если не считать научные открытия в области создания оружия массового уничтожения и изменения окружающей среды.