Зависть – это протест в адрес Бога. Вера православная - зависть - алфавит Грехах или намек от завистливых

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне – и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть .

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на .

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Зависть сопровождает человека всю его историю. Уже в четвертой главе книги Бытия, то есть сразу после описания изгнания Адама и Евы из рая, рассказывается о трагедии их первенцев. Каин завидует брату Авелю за то, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную. Продолжение известно: Каин не прислушивается к голосу Божьему, заманивает брата в поле и убивает. В наказание Господь обрекает преступника на изгнание. Что говорят отцы Церкви об этом поистине убийственном грехе?

1. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения ».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

2. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного ».

3. Василий Великий

Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть ».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие ».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

4. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется », – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

5. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной », – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

6. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее! » – восклицает святитель Григорий.

7. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» – однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение – борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), – напоминает преподобный Ефрем Сирин. – В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой ».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

8. Илия (Минятий)

Страсть эта рискует преследовать до смерти – либо завистника, либо его жертвы. В обоих случаях смерть избавлением не является. Завистник, отошедший в вечность в этом грехе, за него и будет осужден, а Каин обречен на изгнание и презрение. Святитель Илия Минятий рассказывает драматичную историю оклеветанной завистниками царицы Евдокии, супруги императора Феодосия: несправедливо обвиненная в супружеской измене, она была изгнана и отправлена в ссылку, а ее друг Павлиниан – казнен.

«И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия », – подводит мрачный итог святитель Илия.

Святитель обращает внимание: завистник вообще не видит блага. Любой положительный пример его раздражает. Завистливые очи, «если и видят (доброе), наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь». Но при этом и спрятаться от них нельзя – завистник следит за своей жертвой, не может оторваться от нее, хотя самому было бы легче, если бы переключил внимание на другой объект.

Действительно, навязчивое состояние.

9. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть ».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи - аморально, воровать - отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад ».

10. Протопресвитер Александр Шмеман

Отец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Выше мы говорили об агональности – свойственной европейской культуре черте, соревновательности, лежащей в основе в том числе и страсти зависти. Отец Александр Шмеман идет дальше: любое сравнение, с его точки зрения, есть источник зла. Сравнение одного в пользу другого предполагает, что все должно быть «по справедливости», вернее – все и все должны быть равны.

«Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения. Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение ».

Сравнение и зависть упраздняют различия.

«Так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту, – продолжает богослов. – Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни ».

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

«В мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами. И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство».

Короче говоря, завидовать некому. Ты никогда не будешь таким, как он. И это прекрасно.

Зависть - очень сложное чувство, которое отравляет жизнь многим людям. Она мешает нормальному сосуществованию, не дает радоваться за друзей и близких, а иногда даже становится причиной серьезных разладов в коллективе. Это не случайно - многие религии относят зависть к смертным прегрешениям. Кто-то выплескивает собственные эмоции и ищет им какое-то выражение, но чаще всего люди не демонстрируют зависть, и тогда жизнь их может стать намного труднее - это коварное, черное чувство начинает буквально есть их изнутри!

Для начала нужно разобраться, что это такое - только поняв природу этого явления, можно понять, как избавиться от зависти и стать лучше. Словари дают следующее определение - болезненное чувство досады, которое вызвано чужим успехом или благополучием. То есть, говоря буквально, это негативные ощущения, которые появляются от того, что другие люди имеют то, что нужно нам самим.

Почему это чувство так гнетет? По сути своей, оно является бессмысленным. Сложно назвать его движущим или мотивирующим на что-то, скорее всего оно приведет только к страданиям и может стать источником неприятностей.

Неудовлетворение самим собой и постоянное сравнение себя и своей жизни с другими постепенно ведет к мучениям и ненависти. Хотя на самом деле чужие успехи можно воспринимать иначе - более легко и радостно. Ведь если у кого-то получилось, значит получится и у вас! Если кто-то стал обладателем прекрасных вещей, то они еще ближе к вам - по сути, это значит, что следующая радость от их обладания будет не у соседа или друга, а у вас! Это ли не повод для радости и удовлетворения? Значит, нужно найти решение, как побороть зависть.

Почему так важно искоренить в себе это чувство

Как бы то ни было, мгновения, когда мы остро завидуем другим людям, бывают абсолютно у всех. Но кто-то берет себя в руки и знает как бороться с завистью, а после находит в этом массу плюсов - начиная от чужих жизненных уроков и заканчивая хорошей мотивацией. А другим приходится хуже.

Если не найти способ, как побороть зависть, она никогда не закончится сама по себе. Всегда найдется кто-то, у кого больше денег, лучше машина, красивее жена и умнее дети. Но думать об этом все время - недопустимо, тем самым можно полностью обесценить собственные достижения и свою жизнь.

Другой аспект - духовный. Зависть поистине является черным чувством, которое постепенно выедает душу, и важно вовремя остановиться и не дать ему себя поработить.

Религиозная точка зрения

Христианство порицает завистников, об этом неоднократно упоминается в священных текстах, вот пример:


Также неоднократно библейские тексты призывают людей к кротости:

Это то, что говорит нам православие, но не только христианская вера заботится о своих приверженцах. Кроме православия, также и ислам внимателен к чувствам и мыслям своих подданных:


Многие культурные и исторические тексты подчеркивают пагубное значение зависти, но мало кто рассказывает о том, как победить зависть – православие призывает к кротости и смирению, ислам рекомендует очищать душу и мысли от скверны.

Как научиться не завидовать людям

Любая привычка начинается с мелочи. Один из главных советов как избавиться от чувства зависти гласит: нужно работать над собой, чтоб преодолеть негативные эмоции.

Однако, работа над собой подразумевает психолога? Советы психолога и его уроки как бороться с завистью действительно помогут справиться с собой. Но если пойти к психологу нет возможности, то всегда можно обратиться к публицистике, книгам, статьям и найти советы психолога в интернете.

С точки зрения хорошего психолога, работать над собой необходимо следующим образом: каждый раз, когда возникает какой-либо повод для зависти, необходимо отмечать эти мысли и пресекать их. На реальном примере это выглядит так: девушка замечает идеальную фигуру подруги, начинает сравнивать её со своей, а затем, чтоб успокоить собственное самолюбие, начинать противопоставлять свои лучшие стороны и качества чужим.

У кого-то лучше фигура, а у нее - прекрасное обаяние, и вообще хорошая фигура не признак личного счастья, и... Это может продолжаться бесконечно. Поэтому так делать нельзя. Как только возникает мысль о том, что кто-то лучше, чем вы, на этом нужно остановиться. Никаких противопоставлений, никакого обесценивания. У кого-то лучше фигура? Да, бывает и такое. Кто-то купил новую машину? Купил и купил. Не стоит мысленно раскручивать ситуацию и пытаться сравнить себя с объектом собственных завидных мыслей.

Конечно, есть и другие советы. Можно воспользоваться методикой борьбы со злостью с помощью обычной банковской резинки. Избавиться от злости или зависти можно за три недели - достаточно надеть на запястье плотную резинку, или силиконовый браслет - нужно носить его на руке, а при возникновении зависти, злости или других негативных мыслей нужно чувствительно щелкнуть браслетом себя по руке, и переодеть браслет на другую руку.


Цель такой практики - проносить браслет на одной руке три недели, таким образом продержаться три недели без негатива. Неприятное ощущение от легкого щелчка браслетом или банковской резинкой будет прививать простой рефлекс - негатив ведет к неприятным ощущениям. Этот способ помог избавиться от негативного мышления многим.

И все же главный способ, как справиться с завистью - быть внимательнее к своим чувствам и мыслям. Стать более осознанным и внимательным. Уровень осознания очень важен для каждого человека - чем больше осознанных действий и мыслей в нашей жизни, тем больше в ней смысла и значимости. Осознание поможет стать другим человеком - радостным, легким и уверенным в себе. Что такое зависть на самом деле?

Это обычное недовольство собой, боязнь не добиться чего-то, нежелание признавать собственные достижения. Для того, чтоб стать более позитивным и осознанным, неплохо потренироваться в принятии. Некоторые события просто есть, и с этим фактом нужно смириться - и не корить себя, не проклинать других. Главное – понять себя, тогда станет понятно, как справиться с завистью.

На что нужно обратить внимание

Важно серьезно оценивать собственные эмоциональные переживания. Не стоит излишне увлекаться чувством досады или агрессии из-за чужих успехов - в конечном итоге это может стать причиной снижения самооценки и даже привести к чувству неполноценности.

С точки зрения реального поведения зависть может проявляться в агрессии, и это самый худший исход событий - одно дело переживать из-за чьих-то приобретений или достижений, и другое дело - наносить вред этим людям.

Интересен и другой аспект - чувство зависти присуще лишь социально-экономическому обществу. Если обратиться к социуму, чьи ценности выше материальных, там нет подобных проблем - вряд ли монахи в Индии завидуют друг другу, правда? Один достиг просветления, а второй только на пути, и... И он испытывает зависть? Невероятно и невозможно. Следовательно, завидовать можно лишь в той системе ценностей, которая базируется на деньгах и материальных благах.

Подводя итог, можно выделить основную мысль – преодолеть свои негативные привычки нужно лишь потому, что они мешают жить счастливо, расти и развиваться. Они мешают в работе и личной жизни, отвлекают от собственного развития. Нужно научить ценить то, что есть и стремиться к лучшему - тогда на зависть просто не останется времени и желания!

Есть грехи, в которых человек признается легко: да, он амбициозный (гордый), раздражительный (а кто не таков?), унывает (можно пожалеть). Но редко кто признается в зависти.
Почему это такой «стыдный» грех? Как бороться с завистью?

М.И.Игнатьев. А жизнь так хороша, 1917 год.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Зависть относится, я бы сказал, к потаенным страстям. В глубине сердца она сидит у всякого человека, пока в нем есть гордость, но ощущается зависть, только тогда, когда кто-то обладает тем, чего я хочу, но не имею. Такие совпадения бывают не всегда (если не имею и не хочу, то не завидую, и если имею то, что хочу, тоже не завидую), поэтому не всегда люди чувствуют зависть.

Рассмотрим пример. Если всех людей одного со мной общественного положения наградят медалями, а меня – грамотой (считаем, что медаль почетнее), я почувствую зависть. Как христианин, обличу ее в себе, укорю себя, покаюсь, но обязательно почувствую. Почему? Ведь грамота тоже почетна? Почетна, но в сравнении с медалью – унижение, так мне подали знак, что я нехороший, незначительный. И у меня будет страдать чувство собственной значимости. Не чувство собственного достоинства, когда человек сердечно помнит, что он – сын Небесного Царя по благодати, а коренящееся в гордости чувство значимости, важности, желанности, любимости, чувство превосходства перед другими людьми. Оно ядовито сладостно и всем присуще, кроме, само собой, смиренных, исполняющих заповеди о любви к Богу и ближним.

В примере с наградами ущемление чувства собственной значимости «лежит на поверхности». Но возьмём другой случай. Два человека ухаживают за девушкой, она за одного из них выходит замуж. Другой не только будет страдать, но ещё и завидовать. Если бы она ушла в монастырь, он страдал бы, но не завидовал. Потому что не было бы момента предпочтения его сопернику.

Один выиграл в лотерею 10 тысяч рублей, а другой 10 миллионов. Будет почва для зависти? Конечно, да. Но кто же унизил выигравшего в лотерею 10 тысяч? Бог! Если в предыдущих примерах завистника «унижали» люди (начальство, возлюбленная), то здесь «маски сорваны»: Бог – обидчик. На самом деле, завидуя людям, мы всегда восстаём именно против Бога. Диавол, Каин, предавшие Христа на распятие иудеи… и мы.


Убийство Авеля Каином.Мозаика, Собор Монреале. 12 век.

Что же делать?

Чем меньше мы будем привязываться к суетным земным вещам, тем меньше будет почвы для зависти (то есть богоборчества) с нашей стороны. Чем глубже я понимаю, что земные знаки почета сами по себе ничто, что важно волю Божию творить, а земная награда не есть истинное благо, тем меньше зависть будет меня мучить, тем успешнее я буду с Божьей помощью с ней бороться. Чем больше я уповаю на Бога в своих земных делах, чем сильнее моя вера в то, что Бог любит нас и для каждого устраивает то, что ему полезно, тем меньше у меня будет поводов для зависти.

Но кроме земного счастья есть и духовные дарования. Их как будто не назовешь суетными благами? Но, если Божии духовные дарования присваивать себе, относиться к ним не как к силе Божьей, которая через нас и в нас, преображая и очищая, действует, а как, пусть и данным Богом, но своим дарованиям, они становятся для нас суетными и вредными, умножая лишь поводы для гордости. Потому-то Бог обычно особенных духовных дарований нам не дает или дает, но от нас же прикровенно, чтобы мы своей гордыней не превратили Божии дары в душевный яд.

А если говорить о вечной участи человека, то вечная участь каждого из нас – исключительно в его собственных руках. Бог всем, все, в каждый момент времени посылает самое полезное для спасения его души. Тут никогда нечему завидовать. Смириться перед Отцом Небесным, принять от Него всё с благодарностью – такая возможность дана каждому, здесь никто не обижен.

- Как же бороться с завистью?

Нам, гордым и духовно расслабленным людям, бороться с завистью нужно обличением этой страсти в себе, осознанием ее в себе, честным признанием, что вот здесь я позавидовал, без самооправдания и саможаления.

В помыслах нужно каяться и удерживать себя от того, чтобы поступать по страсти. Это относится ко всем страстям, в том числе и к зависти. Например, если кого-то похвалили, и меня это уязвило, и я стараюсь в разговоре как-то осудить этого человека, прямо или косвенно задеть, насмешничаю, иронизирую, и т.д. (вариантов тут много) - в этом случае я поступаю по страсти. Если удерживаю свою реакцию – я не грешу завистью делом. Это уже неплохо (если, конечно, мысленно себя укорять за гордость).

Необходимо также благодушное терпение скорбей. Если нас меньше, чем другого, любят, хвалят, отмечают, то нам это тяжело. Но надо терпеть, и при этом не роптать. Современный человек и спасается, почитай, одними скорбями. Мало кому Бог дает силы для духовных подвигов, о которых мы читаем в Отечниках и Житиях святых, поэтому будем хотя бы без ропота, а еще лучше с благодарностью терпеть все, Им посылаемое. Если посетила скорбь (самому, конечно, провоцировать не нужно), надо говорить: благодарю Тебя, Господи, что ты лишил меня этой вещи, этого утешения, того, что я так хотел, но не лиши меня Царства Небесного.

Борьба со страстями с помощью противоположных добродетелей, как рекомендуют некоторые святые отцы – это для духовно преуспевших, и я от такой меры, к сожалению, далек. Когда обычный человек, то есть человек гордый, начинает таким образом бороться с какими-то страстями, то гордость только разрастается.

Иногда спрашивают, признаваться ли человеку в том, что завидуешь ему, и ссылаются при этом на слова апостола Иакова «признавайтесь друг другу в проступках» (Иак. 5, 16). Но такой откровенностью можно нанести душевную травму человеку, надолго, а то и навсегда испортить отношения с ним. Надо внутренне бороться со страстями самоукорением, благодушным терпением, молитвой о смягчении и очищении своего сердца, но открывать свое нечистое сердце нужно не всякому, а лишь тому, кто может понести наши помыслы, от кого надеемся получить помощь – молитвой и духовным советом.

В Священном Писании сказано: «Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (Сир. 9, 22). И преподобный Серафим Саровский в главе 17 «О хранении сердца» писал: «Не всем открывай тайны сердца твоего». Он, правда, в том контексте имел в виду благие тайны сердца, но к злым тайнам это тоже относится.


Босх, Иероним. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи". Деталь: Зависть. 1475-1480.

Но если человек не понимает, не видит в себе страсти зависти? Например, есть такое удачное, емкое слово «раздражение», в котором можно покаяться и получить прощение, а вот понять – в чем причина раздражения – уже сложнее. Ведь заглядывать глубже в себя страшно. И вот тут может возникнуть вопрос: надо ли помочь человеку, подсказать: а ведь ты завидуешь!

Здесь общих рецептов быть не может. Бывает, человек обличит кого-то в его страсти, и у человека вдруг глаза откроются, так что он получит от обличения большую пользу. А бывает, скажешь кому-то очевидную правду и, кажется, с добрым намерением, а человек не исправится, а лишь озлобится и впадет в отчаяние.

Помню я в церковной юности, ещё будучи алтарником, сказал правду в глаза одной своей знакомой, а она не приняла моей правды и только расстроилась. Я рассказал об этом своему духовному отцу протоиерею Георгию Брееву, и он мне очень мягко ответил (сказал, кстати, правду в глаза): «Рано нам еще обличать-то». Вот, на всю жизнь запомнил тот случай, а исправиться и до сих пор не могу, хотя теперь стараюсь больше смотреть за собой, чем за окружающими.