Когда начинаются каникулы в школе 3 четверть. Годовой учебно-календарный график \ Еллык календарь уку графигы

Для лучшей организации учебы, отдыха и досуга детей, предусмотрены школьные каникулы. Министерство образования ежегодно утверждает ориентировочное расписание их проведения. Руководство учебных заведений устанавливает свой график обучения на 2017-2018 год с учетом принятой системы получения знаний.

Каникулы по четвертям

Самая популярная методика школьного образования – разделение года на 4 четверти. После окончания каждой расписанием предусмотрен отдых. При этом принимают во внимание такие факторы:

  • Летние каникулы начальных классов начинаются с 24 мая. Согласно расписанию, окончание учебы остальных школьников – 31.05.19, у выпускников – после сдачи экзаменов.
  • Государственный праздник День народного единства приходится на воскресенье, поэтому продолжительность отдыха осенью увеличена.
  • Зимние каникулы для школьников совпадают с новогодними выходными родителей.

Ученики будут иметь дополнительное время передышки за счет официальных праздничных дней – 23 февраля, 8-9 марта, 30.04-02.05, 09.05. При такой системе школьного образования в 2017-2018 году, согласно календарю, осенний отдых у детей составит 8 дней, зимний – 13, а весенние каникулы в школе продлятся 9 дней. Предусмотрен такой предварительный график обучения и отдыха:

Четверть

Время учебы

Каникулы у школьников

Весенние

Четвертая

Система 5/1 (Модульная)

Руководство некоторых учебных заведений организует школьный процесс по принципам модульной системы. Расписание в таком случае предусматривает занятия в течение 5-6 недель и 7 дней отдыха. При этом осенние каникулы и зимние проводятся дважды. Приблизительный график на 2017-2018 будет выглядеть так:

Период учебы

Школьные каникулы

1 осенние

2 осенние

Новогодние

Четвертый

Весенние

Расписание каникул по триместрам

Регионы России, учебные заведения Москвы и отдельных городов самостоятельно выбирают концепцию учебы. Один из вариантов, который директор школы или гимназии может организовать при поддержке родительского комитета, – образование детей по триместровой системе. Учебный год делится на три части, каждая из которых включает два модуля. Расписание школьных каникул на 2017-2018 год в этом случае может быть таким:

Период обучения

Детские каникулы

1 триместр

Осенние 1

Осенние 2

2 триместр

Новогодние

3 триместр

Весенние

Каникулы для первых классов

Во второй половине учебного года первоклассникам трудно справиться со школьными нагрузками. Для них в расписании предусмотрен дополнительный период отдыха. Согласно рекомендациям Министерства образования, с учетом государственного праздника 23 Февраля – Дня защитника Отечества, первые классы могут еще отдохнуть с 18 по 25 февраля.

Дополнительные каникулы в 2017-2018 учебном году

Сложно создать единое школьное расписание, как будут учиться и отдыхать дети в 2017-2018 году. Возможны отклонения от рекомендованных дат.

Важно, чтобы вносимые в расписание изменения не увеличили продолжительность отсутствия образовательного процесса больше, чем на 14 дней.

В этом случае будет сложно догнать программу. Дополнительный период отдыха может быть связан с такими факторами:

  • карантин из-за болезней;
  • низкие температуры в зимнее время;
  • стихийные бедствия;
  • паводки весной;
  • шквалистые ветра;
  • проблемы безопасности здания;
  • коммунальные аварии.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Годовой учебно-календарный график \ Еллык календарь уку графигы

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Начальник МКУ «Отдела образования» Директор МБОУ
исполнительного комитета «Пристань-Берсутская ООШ»
Мамадышского муниципального
района
____________ ______Минниханова Р.Р.
«01» сентября 2018г. «01» сентября 2018г

Годовой календарный учебный график
МБОУ «Пристань-Берсутская основная общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
на 2018 - 2019 учебный год
1. Продолжительность учебного года:
. начало учебного года - 01.09.2018 г.
. продолжительность учебного года:
в 1 классе -33 недели
во 2- 4-х -34 недели.
в 5-9-х классах - 35 недель (с учетом недельной подготовки к итоговой аттестации в 9 классе)
. Учебный год заканчивается:
Классы сроки
1- 25 мая
2-4 31 мая
5-8 31 мая
9- 25 мая
1 сентября - Праздник «Первый звонок»
. Продолжительность учебных четвертей.
на первой ступени:
в 1 - 4-ых классах

1-ая четверть 01.09.17 30.10.18
2-ая четверть 07.11.18 26.12.18
3-ая четверть 08.01.19 23.03.19
4-ая четверть 01.04.19 25.05.19 Примечание: с 25 по 31 мая для учащихся 2-4 классов организуются экскурсии.
на второй ступени:
в 5 - 9-ых классах
дата Продолжительность (количество учебных недель)
Начало четверти Окончание четверти
1-ая четверть 01.09.18 30.11.18

2-ая четверть 07.11.18 26.12.18

3-ая 08.01.19 23.03.19

4-ая 01.04.19 31.05.19

Примечание: в 9-х классах 35 недель с учетом недельной подготовки к итоговой аттестации
. Продолжительность каникул:
Каникулы
Дополнительные 1 класс 11.02.19.-17.02.19
Итого за учебный год
1
37
2-9 30

Летние каникулы: 01.06.2019 - 31.08.2019
2. Количество класс - комплектов 8 (всего 9 классов):
Класс Количество учащихся Класс Количество учащихся
1 класс 3 6 класс
2 класс 3 7 класс 5
3 класс 4 8 класс 4
4 класс 3 9 класс 3
5 класс 5
3. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
5-ти дневная рабочая неделя в 1классе;
6-ти дневная рабочая неделя во 2 - 9-х классах.
4. Регламентирование образовательного процесса на день.
o Сменность: МБОУ «Пристань-Берсутская основная общеобразовательная школа»
работает в одну смену;
o продолжительность урока:
 1 класс - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
 2-9 классы - 45 минут.
o Начало учебных занятий - 8.00 часов
o Продолжительность перемен
- между уроками - 10 минут
- после 2 и 3 уроков две большие перемены по 20 минут
o Режим образовательного процесса
для 1 класса
на I полугодие на II полугодие
Уроки Начало урока Конец урока Уроки Начало урока Конец урока
1 8.00 8.35 1 8.00 8.45
2 8.45 9.20 2 8.55 9.40
Динамическая пауза 9.40 10.20 Динамическая пауза 10.00 10.45
3 10.20 10.55 3 11.05 11.50
4 11.05 11.40 4 12.00 12.45
5 11.50 12.25 5 12.55 13.40
для 2-9 классов
Уроки Начало урока Конец урока
1 8.00 8.45
2 8.55 9.40
3 10.00 10.45
4 11.05 11.50
5 12.00 12.45
6 12.55 13.40
7 13.50 14.35

5. Организация промежуточной и итоговой аттестации
итоговая аттестация учащихся 9 класса проводится в соответствии со сроками, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Татарстан на данный учебный год.
 промежуточный контроль учащихся 2-9-х классов проводится в пределах учебного времени 2 четверти в виде контрольных работ с 13.12.2018г. по 25.12.2018года;
 итоговый контроль учащихся 2 - 8-х классов проводится в пределах учебного времени 4 четверти в виде контрольных работ с 18.04.2019г. по 30.04.2019 года;
6. Школьные родительские собрания:
общешкольные - 3 раза в год
классные - 1 раз в четверть

7. Административно - общественная работа
Педагогический совет - 1 раз в четверть
Малый педсовет - по мере необходимости
Совещание при директоре - 1 раз в месяц
Профсоюзное собрание - по плану

По современным российским законам единого расписания школьных каникул в стране нет: в соответствии с приказом Министерства образования учебные заведения вправе самостоятельно устанавливать график отдыха детей, количество коротких каникул и их продолжительность. Исключением является только Москва, где все школьники учатся и отдыхают по одному из двух графиков: традиционному, когда учебный год разбит на четыре четверти и модульному (пять недель учебы и одна – отдыха) и для каждого варианта установлены единые сроки каникул.


В других регионах России органы образования как правило выпускают рекомендации, в которых предлагают учебным заведениям установить даты начала и окончания каникул, оставляя окончательное решение «на откуп» администрации школ.


Каникулы рекомендовано начинать с понедельника (чтобы выходные «плюсовались» к ним), что позволяет не « » учебные недели на части и увеличить продолжительность непрерывного отдыха школьников. Точная продолжительность каникул также не регламентирована – как правило, всего на протяжении учебного года на отдых отводится 30-35 дней, что позволяет полностью выполнить учебный план к концу мая.


Несмотря на такую свободу, большинство российских школ консервативно подходят к вопросу определения графика школьных каникул – в итоге большинство школьников страны отдыхает в одни и те же сроки.


Какими же будут даты каникул в 2016-2017 учебном году в большинстве школ России?

Даты осенних каникул в 2016 году

Осенние каникулы традиционно проводятся в начале ноября и выпадают на ту неделю, в которую россияне отмечают День народного единства (4 ноября).


В 2016 году осенние каникулы начнутся 31 октября (понедельник) и продлятся до конца недели, до 6 ноября (воскресенье). Вторая учебная четверть начнется 7 ноября. Таким образом, в школах, где – учебный день, школьники будут отдыхать 8 дней, учащиеся по пятидневке – 9.


Однако День народного единства в этом году выпадает на пятницу. Поэтому в некоторых школах датой начала осенних каникул-2016 может быть установлено 7 ноября, что позволит увеличить продолжительность каникул за счет присоединения к ним праздничного дня. В таком случае школьники будут отдыхать до 13 ноября, а продолжительность отдыха составит 10 дней.

Расписание зимних школьных каникул 2016-2017


Зимние школьные каникулы, выпадающие на новогодние праздники и отделяющие вторую четверть от третьих особенно любимы школьниками – они самые длинные из всех «внутригодовых». Кроме того, они совпадают с общероссийским периодом отдыха для взрослых, что позволяет семьям проводить время вместе – в том числе и в путешествиях. Поэтому сроки зимних каникул, как правило, особенно волнуют родителей школьников.


Зимние каникулы у школьников начинаются в последний понедельник декабря. В 2016-2017 году «старт» будет довольно ранним – последний понедельник месяца выпадает на 26 число (то есть школьники начнут отдыхать с воскресенья, 25-ого декабря). У детей будет время как следует подготовиться к главному празднику зимы. Правда, и завершится новогодний отдых раньше обычного – 8 января.


Третья, самая длинная учебная четверть стартует 9 января, в понедельник – именно в этот день школьники должны будут вновь сесть за парты.

Сроки дополнительных каникул для первоклассников


Первоклассникам третья четверть дается особенно тяжело – они еще не привыкли к традиционному школьному графику, и поэтому в середине третьей четверти для них устраивают «особые» каникулы. На зависть всем остальным школьникам отдыхают в конце февраля целую неделю.


В 2016-2017 учебном году дополнительные каникулы начнутся 20 февраля и продлятся до 26 числа, совпав по срокам с празднованием Дня защитника Отечества.


В эти же сроки будут отдыхать еще и ученики коррекционных школ – на них также распространяется правило о дополнительных каникулах.

Даты весенних школьных каникул – 2017


Весенние каникулы чаще всего выпадают на последнюю неделю марта. 2016-2017 учебный год не станет исключением.


Школьников распустят на каникулы в понедельник, 27 марта – и отдыхать они будут одну неделю, до 2 апреля. С учетом воскресенья продолжительность мартовского отдыха составит 8 дней при шестидневке, и 9 – при пятидневном режиме обучения.


Первым учебным днем четвертой четверти станет 3 апреля. Продлится она до конца мая (в зависимости школы учебный год во всех классах, кроме 9 и 11 завершается в период с 21 по 31 мая), после чего школьников ждет три месяца летнего отдыха.

График каникул в 2016-2017 году при модульном режиме обучения «5+1»

В тех школах Москвы, где родители учеников выбрали не классический график обучения с делением учебного года на четыре четверти, а модульную схему «пять недель учебы – одна неделя отдыха», каникулы в 2016-2017 году будут проходить в следующие сроки:


  • с 3 октября по 9 октября;

  • с 14 ноября по 20 ноября;

  • с 31 декабря по 8 января;

  • с 20 февраля по 26 февраля;

  • с 10 апреля по 16 апреля.

Расписание каникул по четвертям в школах Москвы

Ученики московских школ, где учебный процесс организован по традиционной схеме «четыре четверти», будут отдыхать в 2016-2017 учебном году так же, как и большинство школьников страны:



  • осенние каникулы с 31 октября по 6 ноября;


  • зимние каникулы с 26 декабря по 8 января;


  • каникулы с 27 марта по 2 апреля;


  • дополнительные каникулы для первых классов – с 20 по 26 февраля.


Как узнать даты каникул в своей школе

Как уже было сказано, точное расписание каникул в каждой конкретной школе России (исключая Москву) определяется администрацией учебного заведения и может отличаться от общепринятого.


Поэтому для того, чтобы точно спланировать отдых ребенка, надо уточнить даты в своей школе. Это можно сделать различными способами:



  • Уточнить у классного руководителя или у секретаря . На начало учебного года расписание каникул уже утверждено, и точные даты известны всем сотрудникам школы (учителя готовят рабочие программы по предметам на учебный год с учетом этой информации).


  • Посмотреть на сайте школы. Информация о датах начала и окончания учебного года, а также графике каникул должна находиться в разделе, посвященном организации учебного процесса.


  • Если школа использует систему электронных дневников – расписание школьных каникул на 2016-2017 год можно посмотреть и в нем. Даже если администрация школы не информирует родителей о сроках начала и окончания учебы, «пролистав» журнал вперед, можно увидеть, до какой даты планируется проводить занятия.

Триместры в школе 2017-2018 – это относительно новая, достаточно малопривычная нашим детям форма организации учебного времени.

Слово «триместр» происходит от латинского «trimestris», или «трехмесячный». Практически повсеместно применяется в школах Англии и, частично, в США и Российской Федерации.

В отличие от обычной при такой системе все время учебы распределяется равномерно, то есть делится на равные части, и промежутки между учебой и отдыхом практически одинаковы. Ключевым аргументом «за» использование триместров, по мнению специалистов, является то, что такая организация учебного процесса помогает правильно распределить нагрузку на школьников, не вызывая переутомления даже у учеников начальной школы.

В триместровой системе обучения всего шесть учебных периодов – каждый из триместров подразделяется на две части, и шесть периодов отдыха – каникул. Продолжительность каждого триместра – пять либо шесть недель, продолжительность каникул – неделя, исключение составляют двухнедельные новогодние и трехмесячные летние каникулы.

В отличие от обычной при такой системе все время учебы распределяется равномерно, то есть делится на равные части, и промежутки между учебой и отдыхом практически одинаковы. По мнению специалистов, такая организация учебного процесса помогает правильно распределить нагрузку на школьников, не вызывая переутомления даже у учеников начальной школы.

В триместровой системе обучения всего шесть учебных периодов – триместров, и шесть периодов отдыха – каникул. Продолжительность каждого триместра – пять либо шесть недель, продолжительность каникул – неделя, исключение составляют двухнедельные новогодние и трехмесячные летние каникулы.

Пожалуй, нет такого школьника, кто не ждет с нетерпением каникул. И отличники, и двоечники с одинаковым воодушевлением считают дни до начала долгожданного отдыха. И, наверняка, большинство учеников начинает отсчет буквально с первых же учебных дней, даже несмотря на то, что хорошо учиться сейчас стало модно. Ведь именно для повышения успеваемости и предназначен переход от четвертей к триместрам. На сегодняшний день предварительное расписание школьных каникул по триместрам на 2017-2018 учебных год выглядит следующим образом: пять (иногда шесть) недель занятий чередуются с неделей отдыха.

  • 1 триместр/осенние каникулы – с 7 по 15 октября 2017 года включительно;
  • 2 триместр/осенние каникулы 2 этап – с 18 по 26 ноября 2017 года включительно;
  • 3 триместр/зимние каникулы – с 30 декабря 2017 года по 9 января 2018 года включительно;
  • 4 триместр/зимние каникулы 2 этап – с 17 февраля по 25 февраля 2018 года (иногда эти каникулы носят название весенних);
  • 5 триместр/весенние каникулы – с 7 по 15 апреля 2018 года включительно;
  • 6 триместр/летние каникулы – с 1 июня по 31 августа включительно.

Календарь для удобства:

Как видим, в современной системе обучения каждый триместр заканчивается непродолжительным отдыхом. Однако планируя каникулы на 2017-2018 год, стоит помнить – время отдыха в школах с триместровой системой обучения практически не совпадает с каникулами по обычной, четвертной системе. Исключением стали разве что традиционные новогодние каникулы – делать выходной последнюю неделю до и первую неделю после Нового года рекомендует Министерство образования.

Аналогично обстоят дела и с долгими летними каникулами – по приказу профильного ведомства в этот период отдыхают абсолютно все школьники, независимо от системы обучения.

Возможно, к 2018-2019 учебному году будут уже введены нормы, контролирующие организацию отдыха учеников по единым временным промежуткам, что уже активно обсуждается в Правительстве.

Возможные изменения

Тем, кто планирует каникулы заранее, стоит помнить – приведенные в статье даты триместровых каникул на 2017-2018 учебный год являются приблизительными. Дело в том, что Министерство образования определяет только общую продолжительность времени учебы и времени отдыха плюс дает рекомендации по датам начала и окончания каникул. К примеру, школьные каникулы для учеников в обязательном порядке должны начинаться с начала рабочей недели, то есть в понедельник.

За школой же остается право самостоятельно устанавливать каникулярное время – разумеется, в рамках рекомендаций министерства. Вот и отдыхают дети разных школ и разных регионов в разное время – где-то начало каникул пришлось «подвинуть» из-за сильных морозов или весенних паводков, где-то, наоборот все идет четко по намеченному плану. Так что точные, окончательные даты начала и окончания школьных каникул по триместрам на 2017-2018 учебный год определяет школьное руководство.

Министерство образования оставляет за учебным заведением право определять форму организации учебного времени самостоятельно, и система обучения – четвертная или триместровая – прописывается в Уставе каждой школы. Таким образом, правительственное ведомство дает возможность самим ученикам и их родителям выбирать, как именно они предпочитаю учиться- с распределением нагрузки по четвертям или триместрам. Внести изменения в учебный процесс могут администрация школы и родительский комитет.

Закончились новогодние праздники и зимние каникулы. В школе начинается третья четверть, самая долгая и трудная. И не только потому, что практически все предметные программы построены таким образом, что наиболее сложный и объемный материал изучается именно в этот период, что в феврале–марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания и контрольные, влияющие на годовые отметки, а учащиеся выпускных классов начинают готовиться к экзаменам… Авитаминоз, зимние холода делают свое дело: дети в это время часто болеют, быстро утомляются и перестают адекватно воспринимать информацию. Ни один ребенок не в состоянии вынести эту нагрузку и остаться работоспособным

Зимой нагрузку нужно уменьшать

Специалисты Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье ребенка. Первая – погодные условия и климат, вторая – атмосфера в семье, третья – организация школьной деятельности.

На третью четверть приходится сочетание погодных условий и нерациональной с точки зрения физиологии организации школьной жизни. Отсюда справедливый вывод многих гигиенистов, что отечественная каникулярная система, оставшаяся нам от советских времен, попросту вредна. Согласно ей первая четверть имеет продолжительность 65 дней, за ней следуют 5 дней каникул. Вторая четверть – 50 дней и 12 дней каникул. Первые две четверти дети, оздоровленные летним солнышком и витаминами, могут выдержать. А вот третья – самая тяжелая.
Во-первых, к этому моменту проходит большая часть учебного года и накапливается утомление (какими бы ни были каникулы). Нельзя забывать и об эмоциональной усталости. Даже если ребенок не очень старается на занятиях, он все равно утомляется: от множества людей, одних и тех же лиц, страхов и чувства вины, напряжения на уроке. Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до очередных каникул еще 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, провоцируют депрессивные настроения у детей.
Во-вторых, зимой короткий световой день, недостаток ультрафиолета. И, в-третьих, чувствуется нехватка витаминов: что бы мы ни говорили об обилии овощей и фруктов в зимнее время, это искусственно выращенные продукты, хранившиеся длительное время. Трудно предположить, что каждый ребенок съедает 3 фрукта в день (как советуют специалисты). Есть еще важная причина: дети стали меньше гулять. По данным исследований Института возрастной физиологии, которые ведутся на протяжении уже 20 лет, сегодня даже сельские школьники бывают на воздухе не более получаса. Причина – те же компьютер и телевизор. Кроме того, растущее с каждым годом количество уроков.
Ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 14–16 часов (школьные занятия, факультативы плюс домашние задания), так что же он еще может успеть? Директор Института возрастной физиологии академик РАО Марьяна Безруких считает совершенно неправильным то, что к зиме нагрузка в наших школах не уменьшается, а увеличивается (должно быть наоборот) и пик ее приходится на февраль. Нагрузку важно правильно перераспределить, например, в апреле можно и увеличить. Эти вопросы вправе решать сама школа.
В исследованиях было выявлено, что первые две недели после отдыха работоспособность школьников повышается. Потом еще две недели держится на высоком уровне, а на пятой – начинает падать. Именно тогда, считают медики, ребятам и нужно давать передышку. Если же непрерывная учеба длится более восьми недель (а третья четверть тянется все десять), успеваемость подростков и старшеклассников падает, а младшие школьники и вовсе начинают терять в весе, жалуются на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, снижение внимания. Врачи наблюдают у таких ребят вегетативно-сосудистые расстройства со склонностью к гипертоническим реакциям.

Признаки переутомления

Если ребенок стал излишне плаксивым, пассивным или, напротив, взрывным, буйным, по утрам жалуется на недомогание (болят живот, голова, горло, нога…); если подросток стал агрессивным, угрюмым, замкнутым, возможно, рассеянным, жалуется на плохую память, резко снизились оценки и в дневнике появились записи о прогулах; если к середине февраля похудел, у него синяки под глазами и он начал плохо спать – ситуация тревожная.
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Оно может проявляться на поведенческом уровне – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; на физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; на психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Что могут сделать учителя

Постарайтесь понять, почему школьник не усваивает материал. Чересчур медлительному ребенку необходимо дома еще раз повторить пройденное в школе. Слишком стремительному помогите научиться усидчивости, концентрированию внимания - умению очень важному для любого ученика (существует много соответствующих игр, тренингов, неплохой вариант – турнир по шахматам).
Уроки физкультуры, гимнастические и расслабляющие упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности младших школьников. Результаты научных исследований показали, что ежедневное использование физических упражнений и элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволяет поддержать работоспособность детей в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя такая закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение активности, мотивации обучения.
Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Так, например, занятия физическими упражнениями в течение 15 мин. дают наибольший эффект для учеников 7–8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью, темп выполнения задания и переключаемость увеличились более чем на 50 процентов. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин. позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин. Выполнение расслабляющих упражнений оказалось малоэффективным для восстановления изучаемых функций. Ученые считают, что для детей 7–8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Ребятам этого возраста сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности.
Использование элементов релаксации – недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый результат.
Ученикам 3-го класса (10–11 лет), наоборот, лучше всего помогает восстановить работоспособность урок физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью. А вот выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления.
Хорошее здоровье и бодрость духа – непременное условие успешной учебы. Но и физическое здоровье напрямую связано с психологическим благополучием, поэтому не забывайте, что ребенок нуждается в поддержке, ободрении и сочувствии. Помните о чувстве юмора и волшебной силе искусства. Яркие, красивые фотографии, картины, комнатные растения в кашпо поднимут настроение и жизненный тонус и ученикам, и вам.
Ведь учителя тоже испытывают трудности затяжной третьей четверти! Поэтому сами активно принимайте участие в физкультминутке, принесите яркий фрукт, и до обеденной перемены пусть он лежит не в сумке, а на виду. Букет цветов тоже будет поднимать настроение, даже если вы подарили его себе сами. Вместе с ребятами погуляйте на улице, в выходной организуйте поход.И не забудьте взять своих собственных детей... они тоже испытывают негативное влияние третьей четверти не меньше, чем ваши ученики!

Что могут сделать родители

Сколько бы лет ни исполнилось вашему ребенку, следить за его здоровым образом жизни придется родителям. И чем старше школьник, тем сложнее это делать так, чтобы это не стало причиной семейных раздоров.
Родительская помощь должна быть незаметной и неназойливой: организуйте совместный поход на лыжах, купите всем членам семьи коньки или просто прокатитесь вместе с ледяной горки, поставьте вазу с фруктами (апельсинами, мандаринами, хурмой – и красиво, и полезно) именно в комнате ребенка. Положите прямо в рот сыночку витамин с пожеланием удачи. За завтраком полезен витаминный чай, например, со зверобоем или шиповником. Если в комнате сухой воздух (а это зачастую именно так, ведь батареи центрального отопления не только согревают воздух в квартире, но и иссушают его), то поставьте в спальне увлажнитель, чтобы утром ребенок чувствовал себя бодрее. Можно организовать семейный выезд за город, поход в сауну, бассейн.

Залог успешного школьного обучения – качественное выполнение домашних заданий. Далеко не все дети умеют их делать самостоятельно. Одни просиживают за учебниками часами, но без толку, другие, напротив, надеясь на помощь взрослых, ждут их возвращения с работы, открывают тетрадки поздно вечером. В этом есть и родительская вина. С малышом мы обычно делаем уроки вместе. А потом вдруг решаем, что пора ребенку стать самостоятельным, а он даже не знает, как подступиться к делу.
Обсудите с детьми возможные тактики и стратегии. Неуверенным в себе стоит начать с самых легких заданий. Успешно выполнив упражнение, ребенок почувствует в себе силы и постепенно освоит гораздо более сложные задачи. А кому-то, напротив, лучше выбрать самые трудные предметы, а параграф из учебника биологии можно прочитать и перед сном. Эмоциональным детям стоит сначала выполнить задания по любимым предметам, тогда запаса хорошего настроения хватит на все остальное. Кому-то поможет негромкий музыкальный фон, а кто-то нуждается в полной тишине.
Важно научить детей правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерывы между ними по 10–15 минут, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Если ребенок подолгу сидит без дела, уставившись в одну точку, и никак не может взяться за уроки, разрешите ему поиграть сначала полчаса, лучше всего на улице. Только учтите: самые простые на первый взгляд компьютерные и слишком активные физические игры утомительны. За них не стоит садиться перед выполнением домашней работы.

Не забывайте о режиме дня

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию детей, их здоровью, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Проанализируйте режим дня ребенка. И тогда станет понятно, что, во-первых, он недосыпает. Ученик начальной школы должен спать 9–10 часов (старшеклассник – не меньше 8). Малышу нужно быть на воздухе 2,5–3 часа, а старшекласснику – 2–2,5.
Надо понять, куда девается время: не тратит ли ребенок его впустую? Может, он сидит перед телевизором и смотрит с бабушкой сериалы? Если мы возьмем сон, обязательную прогулку, прибавим 2 часа на гигиенические процедуры, еду, то поймем, что останется на учебу и дополнительные занятия.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Для нормального физического и психического развития имеет важное значение правильно организованный режим питания (4–5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1–1,5 часа до сна.
В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться. Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Насколько тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах его жизни и здоровья.

Отвлекайтесь сами и отвлекайте детей

Как бы много внимания ни приходилось уделять учебе, обязательно отвлекайтесь сами и отвлекайте сына или дочь. Монотонность школьных будней необходимо разбивать яркими событиями. Отпускайте ребенка раз в неделю на дискотеку, на матч, желательно под выходные, чтобы он успел выспаться на следующий день. Забирая его из школы, пройдитесь на обратном пути по магазинам, сходите на выставку, в театр. Особенно если в школе не все благополучно. Чтобы не считать себя вечным неудачником, ребенок должен ощутить успешность в любом другом пространстве: в самодеятельном театре, на хоккейной площадке, в изостудии. Опыт побед поможет ему выдержать удары судьбы. Конечно, нельзя настаивать на посещении кружков, записывать туда сына или дочь насильно.
Со структурой школьного графика бороться хоть и хлопотно, но возможно.
Климат – штука нам не подвластная, а переезд в теплые страны – выход для большинства маловероятный. Кратковременный выезд может только навредить резкой сменой климатических условий. Психологи считают, что решающее значение в этой ситуации – благоприятная атмосфера в семье.
Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю по необходимости можно разрешить ребенку не пойти в школу. (Если он не был в школе не больше трех дней, справка от врача не требуется, достаточно записки от родителей, что он плохо себя чувствовал.).
Не ругайте детей за плохие отметки и не выученные когда-то уроки. Отдохнет – нагонит. Повышать голос бессмысленно. Тем более применять дедовские методы – ремень или подзатыльники. Этими средствами делу не поможешь, а только еще больше можно навредить эмоциональному состоянию маленького человека.
Помогайте ребенку избавляться от отрицательных установок типа «не могу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу». Психологи советуют в этих ежедневных формулах исключить отрицательные частицы «не» и противительные союзы («но», «а»). Лучше поменять их на «и», «при этом», например: «Трудное задание, при этом я с ним справлюсь». Не отказывайте сыну или дочери в помощи при решении сложных задачек. Помогите наводящим вопросом – нетрудно, а нервы ребенка целей будут, да и времени на выполнение уроков уйдет гораздо меньше.
Помогайте детям в преодолении негативного отношения к себе. Никогда не восклицайте патетически: «У всех дети как дети, а у меня!..». Вы и ваш ребенок должны четко знать, что он для вас – самый лучший. Пусть не такой, как все, но для вас – самый-самый. Не стесняйтесь ему об этом говорить.
Читайте больше юмористических рассказов, смотрите веселые телепрограммы. Шутка создаст настроение. Смех объединяет и снимает напряжение.
А физиологи советуют диету, обогащенную витаминами и микроэлементами. Пусть ребенок ест больше фруктов. А также мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга.
Побольше подвижных игр на воздухе. Очень хорошо повышают настроение яркие картины и фотографии, даже одежду старайтесь подбирать оптимистичных расцветок, непременно ярких и теплых тонов.