Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

  1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.

В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.

Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).

Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.

Основные задачи:

  1. Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
  2. Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
  3. Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
  4. Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
  5. Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  6. Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.
  7. Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.

Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:

1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.

2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.

3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.

Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.

Основными видами деятельности ССПС являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.

4. Коррекционно-развивающая работа:

– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.

5. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.

6. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения).

В целом работа строится по двум направлениям:

  1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
  2. Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.

Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.

В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.

В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно выделить:
– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
– психологическое – педагогом– психологом,
– медицинское – медицинским работником,
– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.

Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1) .

Психологическое сопровождение.

Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.

Направления работы.

1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.

Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.

С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.

Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.

Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизни.

2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.

В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.

В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов

Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение - это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Джумадилова А.К.

Скабекова К.И.

Касымова Л.Е.

Жамбылский гуманитарный колледж им. Абая

г.Тараз, Республика Казахстан

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).

Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение – это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации. При этом Казакова Е. делает акцент на сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Пахальян В.Э. уделяет внимание позитивному развитию отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическому и психическому развитию ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития. Битянова М.Р. считает, что сопровождение – это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы и, наконец, организационная модель деятельности психолога.

Дубровина И.В. и Яничева Т. главным результатом сопровождения видят создание оптимальных условий для развития детей, причем Дубровина И.В. главный акцент ставит на психологическое здоровье детей. Овчарова Р.В. уделяет внимание психическому здоровью и полноценному развитию личности ребенка. Семаго М.М. и Семаго М.Я. выделяют понятие взаимоадаптации образовательной среды и ребенка как единого процесса. Шипицына Л.М. выделяет фактор создания условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. считают особо важным своевременное выявление трудностей и обеспечение позитивных изменений в психическом развитии ребенка.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, генеративного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

На наш взгляд, психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.

Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не столько квалификацией психолога, сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации - с другой.

Битянова М.Р. выделяет три основных идеи, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве педагогическим процессом. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.

Идея вторая: смысл деятельности психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения и воспитания. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка. Нам более близка эта идея модели психологического сопровождения, которую мы представляем в виде данной схемы.

Модель психологического сопровождения педагогического процесса

Изучение педагогического процесса


Изучение

Анализ предметно-развивающей среды

Анализ и оценка программного материала, методов и предметов работы с детьми

Изучение моделей педагогического взаимодействия педагогов с детьми

Изучение социально-эмоционального и когнитивного развития детей


Промежуточный и итоговый анализ результатов изучения педагогического процесса


Соорганизация деятельности со старшим воспитателем, ПМКк текущее и перспективное планирование работы по психологическому сопровождению педагогического процесса


Направления работы с участниками педагогического процесса


Работа с педагогами: психологическое просвещение и обучение практическим умениям

Работа с детьми: психологическая профилактика, развитие и коррекция

Работа с родителями: психологическое просвещение и обучение практическим умениям


Корректировка действий в зависимости от хода работы с участниками педагогического процесса


При данном варианте организации работы педагога-психолога целью является комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников педагогического процесса.

Задачами деятельности психолога становятся: создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей детей, оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии, повышение психологической компетентности всех участников педагогического процесса, участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Литература

    Жан Пиаже: теория. Эксперименты, дискуссия/под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской.-М.,2001

    Захарова А.В. Психологическая формирования самооценки / А.В.Захарова. -Минск, 1993

    Орлов С.Б. Методы современной возрастной и педагогический психологии. М.,1982.

1.3 Понятие психологического сопровождения

В настоящее время необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения». Связано это с необходимостью создания условий полноценного развития личности на начальном этапе ее обучения.

Создание системы психологической службы образования отвечало определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей.

Идея сопровождения развития впервые прозвучала в последнем десятилетии в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга. Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».

Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына в качестве исходно-теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривают системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития.

Сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Помимо этого под сопровождением понимается организованная психолого-педагогическая помощь и поддержка учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.

Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.

На комплексный подход специалистов к решению проблем ребенка указывают В. Иванова, Т. Голубева, специалисты Управлений по образованию Санкт-Петербурга, указывая, что самая важная задача службы сопровождения – комплексность охвата проблемы.

Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципами психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.

В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:

1. Организация среды: материальной, методической, психологической;

2. Помощь непосредственно ученику;

3. Помощь преподавателям;

4. Работа с родителями;

5. Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.

По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Существует несколько направлений работы службы психологического сопровождения.

Целью одного из направлений является профилактика школьной дезадаптации. Предполагается, что микросреда в чем-то несовершенна, как и ребенок, который имеет право на ошибки в своей деятельности, а поскольку ее наполняют взрослые, то они несут основную ответственность за эту ситуацию. Они должны совершенствовать свои отношения, и вследствие этого будет меняться ребенок. То есть проблема решается через работу со средой окружающих ребенка взрослых. Другое направление основывается на том, что психолог осуществляет общий контроль за ходом психического развития детей на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

Диагностики существа возникшей проблемы;

Информации о проблеме и путях ее решения;

Консультации на этапе принятия решения и выработки плана проблемы;

Первичной помощи на этапе реализации плана решения;

Основные принципы психологического сопровождения:

1. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами;

2. Приоритет интересов сопровождаемого;

3. Непрерывность сопровождения;

4. Мультидисциплинарность сопровождения.

Психолог в этом процессе не просто наблюдатель, стоящий рядом: он активен, так как создает оптимальные социально-психологические условия для развития не только детей, но и педагогов и родителей.

1. В 90е гг. XXв. Как социокультурный феномен формируется инновационное образование, реализуются идеи личностно-центрированного подхода к обучаемому. Делается упор на развитие у него ценностного отношения к себе как к субъекту собственного развития и саморазвития. Именно обучение по инновационным программам создает условия для развития индивидуальности личности, формирования ее субъектности.

2. Рассмотрена возможность создания психологической практики в системе инновационного образования. Анализ деятельности МОУ Лицея №15 г. Пятигорска позволил сформулировать основные направления психологического сопровождения развития личности в школьном возрасте.

3. Сформулировано понятие «психологическое сопровождение», которое означает: деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Помимо этого определены его основные направления: организация среды: материальной, методической, психологической; помощь непосредственно ученику; помощь преподавателям; работа с родителями; сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений. Обозначены функции психологического сопровождения: диагностика существа возникшей проблемы; информирование о проблеме и путях ее решения; консультирование на этапе принятия решения и выработки плана проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Также определены принципы организации психологического сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения.


ГЛАВА II Система психологической поддержки и сопровождения становления личности младшего школьника



Все эти группы занятий, на основе интеграции деятельностей: сделай, посмотри, послушай. Рис. 1. Структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования Творчество - компонент внеучебной деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных...

...) при условии нормативного финансирования бюджетных услуг привлекательно для органично развивающихся ДОУ и весьма выгодно для развития системы дошкольного образования в целом. Кроме того, для совершенствования системы управления дошкольным образованием города Иркутска считается возможным внедрение независимой системы оценки качества. Функции муниципальной системы независимой оценки качества: 1. ...

Целью психолога образовательного учреждения является создание психологических условий для того, чтобы дети, учителя, родители, т.е. все субъекты учебно-воспитательного процесса чувствовали себя эффективно и комфортно в стенах школы. Эту цель психолог должен пытаться достигнуть с помощью всех известных ему средств.

Одним из универсальных, действенных средств работы психолога (помимо диагностики и консультирования) является организация диалога между людьми, находящимися в одном социальном пространстве, но обладающими различными точками зрения. Это различие, с одной стороны, обусловлено особенностями деятельности и ролью каждого участника взаимодействия, а с другой - его человеческими качествами. Так, основная функция учителя - организаторская, поэтому на ребенка он смотрит как на часть общей классной системы, на часть, которая может либо мешать, либо помогать классу в целом эффективно функционировать. Понятно, что в этом случае учитель меньше ориентируется на ребенка как отдельно взятую личность. Основная функция родителя, наоборот, заключается в том, чтобы понять и принять своего ребенка как отдельного человека, обладающего персональной самоценностью и никак не связанного с другими людьми. И тот и другой взгляд по природе своей однобоки и обусловлены спецификой ролей, которые играют люди. Эти взгляды - как сегменты круга: каждый в отдельности неполон, но, дополняя друг друга, они создают единое пространство, единое гармоничное поле. В случае взаимодействия педагога и родителя эти разные взгляды могут стать либо ареной боевых действий, на которой разыгрываются шекспировские страсти, либо почвой, которая обогащает каждого участника взаимодействия. Психолог и может стать человеком, который помогает сделать плодотворным диалог учителя и родителя, стыкуя их взгляды, помогая найти точки соприкосновения в двух разных позициях.

Для того чтобы определить точки соприкосновения, первое, что должен сделать психолог, - это составить представление о личностях учителя и родителя, определить для себя то пространство, на котором соприкосновение двух различных психологических реальностей может произойти. Психолог может говорить о том, почему это пространство выбрано для организации диалога, почему именно эти качества и потребности родителя и учителя становятся максимально значимыми в данном проблемном поле. Для обоснования своей позиции он может озвучить данные диагностических исследований, а может и не озвучивать: главное, чтобы психолог помог двум разным людям создать свой общий разносторонний взгляд на любую ситуацию - проблемную или просто деловую. В том случае, если такой общий взгляд выработан, цель психологической работы достигнута.

У самого школьного психолога, как у каждого участника учебно-воспитательного процесса, тоже существует своя точка зрения на других людей, обусловленная его профессиональной позицией и личностными особенностями. У него есть свой угол зрения на человека, своя профессиональная позиция, в которой самым важным вопросом является вопрос «что?»: что происходит с человеком, что хорошо и что плохо внутри личности, что является личностным ресурсом, а что ограничением, что нужно изменить, чтобы личности стало комфортно, что нужно сделать, чтобы она (личность) смогла эффективно функционировать... Для педагога главный вопрос - это «как?»: как сделать так, чтобы класс эффективно работал, как организовать процесс обсуждения, как эффективно подготовить домашнее задание... На пересечении этих взглядов и рождается истина: с одной стороны, школьная система становится управляемой, сбалансированной и стабильной, а с другой - свободной, активной и творческой; каждый член педагогического и детского коллектива обретает, с одной стороны, понимание себя, с другой - понимание и принятие других.

В том случае, когда психолог хочет создать полноценное, насыщенное психологическое пространство, эффективное и гармоничное для каждого члена взрослого и детского коллектива, он должен встраивать свой ограниченный сегментарный взгляд в поле общего круга, но никак не настаивать, чтобы другие люди приняли взгляд психолога как единственно верное руководство к действию.

Если инструментами психологической диагностики являются тесты, проективные методики, опросники и анкеты, то единственным инструментом психологического воздействия является личность психолога. Психолог образовательного учреждения, как и любого другого, является живым инструментом, и работать ему приходится своим внутренним миром, своими эмоциями, чувствами, переживаниями, сознанием. От того, насколько отточен, лаконичен, гармоничен и эффективен этот инструмент, и зависит результативность работы психолога.