Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация. Функциональные резервы организма

  • в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на системном и организменном уровнях;
  • об увеличении физических (сила , быстрота , выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т.д.) качеств;
  • в способности к использованию имеющихся, выработке новых и совершенствованию старых двигательных и тактических навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • резервы биохимические, связанные с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией;
  • резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и систем органов и их нейрогу-моральной регуляцией, что находит свое выражение в работоспособности организма;
  • резервы спортивно-технические, связанные со способностью по использованию и совершенствованию имеющихся и выработке новых двигательных и тактических навыков;
  • резервы психические, связанные с мотивацией достижения цели, со способностью превозмочь утомление , помехи в деятельности и неприятные и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск травмы ради достижения осознанной цели.

Иными словами, под функциональными (физиологическими) резервами человека понимаются возможности его органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных усилий уровень функционирования организма.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах нервных, мышечных, железистых и других клеток, о физиологических резервах органов (сердце, легкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и т.д.), а также о резервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп и их вегетативного обеспечения (дыхания, кровообращения, выделения и т.д.).

Все знания на сегодняшний день о резервных возможностях организма получены в результате наблюдений за состоянием человека в экстремальных условиях. Особую ценность представляет спорт, позволяющий человеку проявлять предельные возможности своего организма в разных условиях деятельности.

В последние годы в связи с резким возрастанием конкуренции, что приводит к жесточайшим режимам тренировок и предельным нагрузкам в состязаниях, спорт превращается в исключительно важный источник информации о резервных возможностях человека.

Плодотворность использования спорта как инструмента познания остающихся нераспознанными в обычных условиях возможностей человека заставляет обратить внимание на реакции организма в процессе мышечной деятельности. Этот интерес определяется несколькими соображениями:

  • во-первых, именно мышечная деятельность сыграла особую роль в становлении важнейших механизмов жизнедеятельности организма, сформировавшихся в филогенезе;
  • во-вторых, среди всех раздражителей, способных изменять состояние организма человека, мышечная деятельность является самым естественным и сильным;
  • в-третьих, знание функциональных сдвигов, сопровождающих мышечную деятельность, приобретает большое практическое значение в связи с массовым развитием физической культуры и спорта в нашей стране, привлечением к систематическим занятиям физическими упражнениями людей разного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.

Мышечная деятельность является воздействием, стимулирующим повышение функциональных резервов организма. Здесь можно выделить два механизма, благодаря которым увеличиваются резервные возможности организма: физическая тренировка и двигательное переключение.

Выраженность реакций развертывания и экономизации функций оказывается даже в пожилом возрасте различной для каждого вида физической тренировки (спорта) и связана со спецификой физических упражнений (табл. 1).

Таблица 1. Влияние различных видов физической тренировки мышц-сгибателей предплечья у мужчин 60-69 лет на изменения легочной вентиляции и потребления кислорода в условиях выполнения стандартной физической нагрузки

Как видно из приведенных данных, даже незначительные отличия в динамической структуре физического упражнения проявляются в существенных различиях уровня, которого достигают реакции организма при их развитии и последующей экономизации. Важно также и то, что формирующиеся под влиянием разных видов мышечной деятельности функциональные сдвиги в организме не носят общего генерализованного характера, а, напротив, весьма специализированы, причем каждое упражнение характеризуется специфичностью своего воздействия на функции организма.

Это открывает возможность выделения из громадного арсенала средств физической культуры и спорта воздействий, обеспечивающих заданные эффекты стимулирующих влияний на столь различные механизмы жизнедеятельности, как расширение возможного предела реакций и их экономизацию.

Как по своему физиологическому механизму, так и по внешним проявлениям влияния физическая тренировка отличается от двигательных переключений: наиболее существенным различием является то, что тренировка формирует новые, а переключение лишь позволяет воспользоваться наличными резервами организма.

Конечным итогом спортивной тренировки является расширение одного из важнейших функциональных резервов организма -диапазона возможного учащения ритма сердечной деятельности с 30 до 300 в минуту. Таков, по-видимому, предел, до которого может периодами подниматься частота сердечных сокращений у спортсмена (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика измерений ЧСС за минуту под влиянием двигательной активности в эволюции и в процессе спортивной тренировки

Наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых рекордах по бегу. Если же учесть, какие громадные функциональные сдвиги всех без исключения систем организма обеспечивают рекордные достижения сегодня, то ясно, как важен анализ этих достижений для понимания резервных возможностей человека.

Предшествующие попытки анализа спортивных рекордов, были направлены на выяснение закономерностей и механизмов одной, хотя, разумеется, важной стороны функциональных возможностей организма - энергообеспечения мышечной деятельности . Материалы об этом содержатся в работе В.М. Зациорского (1969). Если в предшествующих работах рассматривались высшие достижения в спорте как константа возможностей организма, то мы, напротив, стремились выявить динамику изменений этих возможностей. Такой подход позволяет оценить наиболее важное свойство организма, делающее по существу возможным сам тренировочный процесс - тренируемость организма , то есть способность его под влиянием систематически применяемых физических нагрузок повышать работоспособность. С этой целью была сопоставлена динамика нарастания предельных двигательных возможностей человека (рекорды в циклических видах спорта) и лошадей (конный спорт) с основными морфофункциональными показателями их организма.

Так, за 68 лет развития легкой атлетики рекорд России в беге на 400 метров улучшился на 7,81 с, или на 18%; наиболее близкий по длительности бега результат в конном спорте на дистанции 1000 м улучшился на 4,0 с (6,45%). Еще более значителен прирост рекордных результатов в легкоатлетическом беге на 800 и 1500 метров. По сравнению с близким по длительности бегом в конном спорте на 2000 и 3200 метров динамика роста предельных возможностей человека в беге, длящемся 2 и 3-4 минуты, превышает показатели лошадей соответственно в 8,2 и 8,7 раз. Аналогичная ситуация обнаруживается при анализе рекордов человека и в других видах двигательной деятельности, где возможна объективная регистрация достигаемых результатов - в плавании и конькобежном спорте.

Представленные в таблице 3 величины характеризуют динамику предельных возможностей человека в тех видах двигательной деятельности, которые являются «непривычными» для его биологической природы (конькобежный спорт) или же по времени существенно - не менее чем на несколько миллионов лет -«отодвинутыми» образом жизни всей ветви гоминид, приведшей к формированию homo sapiens.

Таблица 3. Динамика рекордов в плавании, конькобежном и конном спорте в сопоставимых условиях за период с 1927-1930 гг. по настоящее время

Дистанция, м

Прослеженный период

Рекорды, с

Улучшение

В настоящее время

Конькобежный

Конькобежный

Плавание

Плавание

Как видно из приведенных данных, степень возрастания «потолка» двигательных возможностей человека в условиях тренировки в самых различных видах мышечной деятельности значительно превышает соответствующие показатели, зарегистрированные у лошадей.

Отмеченный факт заслуживает особого внимания, так как выходит за пределы спорта и всего комплекса обсуждающихся в спортивной науке вопросов. При его оценке следует исходить из современного представления о сущности спортивного рекорда, характеризующего предельный уровень развития определенной стороны двигательных возможностей человека.

Если отдельные двигательные качества, определяемые преимущественным развитием силы, скорости, выносливости и проявляющиеся в труде и быту, могут значительно варьировать у каждого человека в зависимости от разнообразия условий внешней среды, то будучи выраженными в спортивных состязаниях, проводимых по точно регламентированным правилам, они отражают реальный уровень предельных двигательных возможностей организма. Правда, спортсмен, занимающийся одним видом двигательной деятельности, не может всесторонне «обследовать» предел всех своих возможностей и обнаруживает его лишь в определенном выражении - при помощи избранного вида спорта. Тем не менее, для человека, занимающегося спортом и многократно участвующего в соревнованиях, даже личный спортивный рекорд является наиболее объективным, хотя и односторонним выражением его двигательных возможностей. Крайне высокая эффективность физической тренировки как средства расширения нормы двигательных возможностей организма человека обнаруживается и при сравнении с аналогичными воздействиями на других млекопитающих, стоящих на разных ступенях филогенетического развития (табл. 4). Приведенные факты рассматриваются как проявление существенного изменения морфофункциональной организации организма, которое имеет место и у животных, и у человека.

Однако, где факты, свидетельствующие о том, что современный спорт лишь мобилизует наличные биологические резервы организма homo sapiens, которые оставались «невостребованными» прежними методами отбора и тренировок? Поэтому, сокращая дальнейшие возможности развития, должен будет рано или поздно - если мы допускаем неизменность биологической организации человека - упереться в предел физических потенций его и остановиться в своем движении. Таких фактов нет, а все развитие современного спорта убеждает в противоположном. Современные методы спортивной тренировки характеризуют иные возможности организма спортсменов по сравнению с тем, что было не только 50-60, но и 25-30 лет назад. Показательно, что суммарный объем тренировочных нагрузок и их интенсивность в циклических видах спорта за последние 25-30 лет, по данным В.Н. Платонова , возросли в 2-4 раза, причем раньше их использование было бы просто невозможным и в лучшем случае сопровождалось бы не ростом, а падением работоспособности в результате перетренировки .

Ориентировочные величины роста двигательных возможностей под влиянием физической тренировки после достижения периода зрелости у человека и некоторых животных

Не являются ли спортсмены, изменяющие свою морфофункциональную организацию в результате воздействия на их организм условий существования, созданных не слепыми силами природы, а целенаправленной деятельностью общества, носителями резервов биологической эволюции, не приводя к выделению нового вида в силу значительной вариабельности морфофизиологической организации человека. Отсутствие изоляции между спортсменами и неспортсменами, добытые благодаря спортивной тренировке резервы биологической эволюции работают для всего человечества в целом, повышая его жизнеспособность на том особенно сложном этапе развития, когда созданные самим человеком условия существования входят в противоречие с биологической природой homo sapiens. Ведь многие ученые сегодня с тревогой пишут об абиотическом образе жизни человека, призывая к охране внутренней среды и самой природы его.

Близок к решению вопрос: не удастся ли за счет вызванных спортивной тренировкой модификаций, при которых, как известно, не только создаются новые нормы реакций организма, но и открывается дальнейшая адаптация, приспособление вида к новым условиям существования, обеспечить активное воздействие на биологическую природу человека? Есть все основания предполагать, что такое воздействие позволило бы обеспечить радикальное укрепление здоровья, создание прочного фундамента для всестороннего физического развития и достижения активного долголетия человека.

Вопрос о том, насколько полно используются функциональные возможности атлетов в ходе конкретных соревнований, является предметом непрекращающихся дискуссий. С одной стороны, казалось бы, во многих видах спорта достижения спортсменов находятся на грани предельных возможностей человека. С другой - постоянно растущие рекордные достижения разрушают доводы скептиков.

Уже давно психологами замечено, что когда человек занимается тем, что ему действительно интересно, то, чем больше он берет на себя дел, тем больше сил появляется для их выполнения. Появляется то, что теперь принято называть драйвом.

Драйв - энергетический заряд в человеке, в его делах, способный вовлечь в общий процесс других людей. Заражение мотивационным импульсом часто происходит на подсознательном уровне, незаметно. Эта проявляющаяся энергия привлекает внимание окружающих к причине данной активности - интересу. Когда человек «находит себя», его силы удесятеряются. Это состояние периодически бывает у любого человека, когда наступает некое озарение, и человек как будто попадает в такое течение, которое отвечает его самым искренним интересам и самым глубоким потребностям. Ему становится легко плыть и эффективность перемещения заметно увеличивается, исчезают сомнения и усталость. Тот, кто выражает готовность разделить данный интерес, также вовлекается в процесс, внося в него свой энергетический вклад. Вот так и действует механизм передачи драйва от одного к другому: интерес пробуждает в человеке энергию, а та, в свою очередь, привлекает к интересу внимание окружающих.

В психологии большое внимание уделяется вопросу осознания человеком своих подлинных, смыслообразующих мотивов. В той степени, в которой мы узнаём разницу между тем, что мы о себе думаем и тем, чем мы являемся на самом деле, у нас появляется возможность действовать согласно со своей внутренней необходимостью. При таких действиях и появляется то самое состояние драйва, сопровождаемое глубоким интересом и радостным состоянием сознания.

Так же в психологии считается, осознать свои подлинные мотивы не так просто и даже невозможно в одиночку.

Да и вообще, человек – существо социальное, всё его психическое содержание наполняется в результате взаимодействия с другими людьми. Поэтому и возможно изменение этого содержания во взаимодействии с людьми. Возможно изменение, оттачивания вашего умения жить и действовать, реализовывать всё то, что заложено в вас судьбой, достигать поставленных целей, преодолевать неизбежно возникающие на этом пути трудности.

Всегда, когда человек «вынужден» чем-то заниматься, «должен» что-либо делать, встает вопрос о правильности такого положения вещей. И при анализе ситуации часто обнаруживаются возможности для изменения сложившейся ситуации в ту или иную сторону.

Ю.Б. Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов, считает, что проблема развития воли человека должна решаться в направлении освобождения от принуждения. Воля характеризуется энергией устремленности для осуществления какой-либо деятельности. Когда человек делает не совсем то, что реально соответствует его внутренней необходимости, то для осуществления своей деятельности он как бы заимствует побудительную силу у другого мотива, заставляет себя делать дело ради чего-то другого. И оказывается, что такая деятельность будет неэффективна, будет, в конце концов, замком на песке, который разрушится при наступлении трудностей.

Психологам часто приходится иметь дело с людьми, в прошлом испытывавшими такие принуждения. А все люди, в той или иной степени их испытывали. Анализируется мотивационная сфера, чтобы освободить силы и психическую энергию для осуществления подлинных жизненных задач. Существование таких жизненных задач признают даже далёкие от идеализма учёные. Спор лишь об их природе и функционировании.

По наблюдению психологов, занимающихся вопросами личностного роста и самоактуализации, наиболее зрелыми и развитыми личностями, достигающими хороших результатов в какой-либо деятельности и являющихся лидерами, являются как раз личности, пошедшие по пути самопознания и раскрытия своих подлинных мотивов и жизненных задач.

В исторической науке есть такая гипотеза о смене цивилизаций, что народы, которое долгое время терпели несправедливое отношение со стороны других народов, впоследствии побеждали в многочисленных войнах. Из-за того, что в этих народах росло число людей «долгой воли». Затем, становясь победителями, они через какое-то время исчерпывали тот потенциал. Притесняя других, истощали свою силу исторической справедливости, внутреннюю силу, можно сказать, драйв своего народа.

В психологии существуют несколько действенных психологических техник, помогающих найти сови резервы в самом себе. Одна из таких техник -

Резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, в частности, тренировочной и соревновательной, можно обозначить как функциональные резервы и резервы структурные (морфологические). Функциональные резервы, это скрытые возможности организма, они заключаются:

  • 1. в изменении интенсивности и скорости энергетических и пластических процессов обмена веществ на клеточном уровне;
  • 2. в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на органном и клеточном уровнях;
  • 3. в увеличении и совершенствовании физических и психических качеств на органном уровне;
  • 4. в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • 1. Резервы биохимические, связанные с интенсивностью и экономичностью процессов обмена и их регуляций;
  • 2. резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и их нейрогуморальной регуляцией;
  • 3. резервы психологические, связанные с готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и дискомфортные, и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения созданной цели;
  • 4. Резервы педагогические (технические), связанные с количеством имеющихся двигательных и тактических навыков, к их совершенствованию и выработке новых.

Из изложения видно, что физиологические резервы относятся к органному и, системному и организменному уровню регуляции функций человеческого организма.

Под физиологическими резервами человека, в узком смысле слова, понимаются возможности органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма, уровень его работоспособности.

Материальными носителями физиологических резервов являются органы и системы органов человека, а также регуляторные механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных и двигательных (анимальных) актов.

Иными словами это обычный механизм регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления человека к изменчивым условиям внешней среды и для нивелировки сдвигов во внутренней среде, используются им в качестве резерва приспособления.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах органов (сердце, лёгкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательная, сердечно - сосудистая, выделительная и т.д.), а также о ре6зервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп между собой и с работой органов дыхания и кровообращения. Это позволяет говорить о физиологических резервах таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость.

Таблица 1.

Указанные в таблице физиологические резервы, как и все остальные, порознь взятые, способствуют достижению успеха, но не гарантируют его, т.к. для достижения спортивного успеха необходима мобилизация всех видов резервов.

Таблица 2.

Физиологические резервы не включаются все сразу. Они включаются поочерёдно и могут быть подразделены на три очереди эшелона.

Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек выполняет работу в пределах 35% своих абсолютных возможностей. Эта привычная работа выполняется свободно, без волевых усилий. При работе с нагрузкой в пределах 35 - 50% абсолютных возможностей требуются волевые усилия, и такая работа приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% абсолютных возможностей лежит порог мобилизации. За пределами этой границы остаются только автономно охраняемые резервы организма, произвольное, при помощи волевого усилия, использование которых невозможно. И, в это же время, всякое «сверхусилие» требует обращения именно к этим резервам.

Первая очередь (эшелон) физиологических резервов (35%) включается при переходе из состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Уровень работы систем (расходуемые резервы м ожет быть охарактеризован энерготратами и функциональными сдвигами, происходящими в организме при повседневной профессиональной и тренировочной деятельности.

Вторая очередь (до 50%, 2 эшелон) физиологических резервов включается в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, связанную с резкими изменениями условий внешней среды, или при изменениях во внутренней среде организма, вызванных чрезвычайными физическими усилиями, работой до произвольного отказа. Человек может усилием воли мобилизовать ещё на 15 - 20% своих резервов, но в этом случае ему угрожает травма, обморок, а иногда и смерть. Эти резервы могут быть охарактеризованы энерготратами и функциональными сдвигами при работе до отказа, т. е. при максимально возможной работе.

Третья очередь резервов включается обычно в борьбе за сохранение жизни, часто после потери сознания, во время агонии.

По размерам эти резервы составляют 65% и более абсолютных возможностей. Изучение их представляется исключительно трудным, т.к. ситуация их не может быть моделирована.

Резервы первого эшелона включаются на основе условных и безусловных рефлексов. Механизмом включения второго эшелона резервов является не только комплекс условных и безусловных рефлексов, но и волевые усилия эмоции, которые могут рассматриваться как механизм экстренной мобилизации физиологических резервов второго эшелона.

Включение резервов второго эшелона обеспечивается, скорее всего, безусловными рефлексами и обратной гуморальной связью. Во всяком случае, механизм условных рефлексов и эмоций исключается.

Приведённое деление резервов весьма условно и схематично, так как чёткой границы между резервами упомянутых эшелонов быть не может. При систематической тренировке резервы второго эшелона, которые реализуются в соревновательной деятельности, т.е. из плохо освоенных организмом в хорошо освоенные. Освоение организмом хотя бы части резервов третьего эшелона весьма вероятно для выдающихся спортсменов, устанавливающих мировые рекорды.

Значительный интерес представляет проблема активизации резервов, перевод резервов второго эшелона в первый и третьего во второй.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка (особенно с максимальными нагрузками). Вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме спортсмена, на основе которых развиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы и годы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции. Они мобилизуют резервы второго и, возможно частично третьего эшелона, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно и с чем приходится бороться.

Искусственным способом мобилизации резервов является прём фармакологических препаратов стимулирующего типа (гормонов мозгового вещества надпочечников и медиаторов симпатической системы). Опасность их применения и заключается в том, что, переводя значительную часть резервов из неприкосновенных в действующие, они могут вызвать ускоренное исчерпание резервов и гибель организма.

Весьма принципиальным вопросом в этом плане является о том, увеличивается ли объём физиологических резервов человека в результате интенсивных тренировок до отказа, или при этом увеличивается объём резервов первого и второго эшелонов за счёт объёма резервов третьего эшелона и человек подходит к грани своих возможностей. Прямого ответа на этот вопрос в настоящее время нет, но косвенные данные говорят в пользу того, что растет, не только объём резервов первого и второго эшелонов, но и общий размер резервов организма спортсмена. Можно предполагать, что так происходит, когда тренировки проводятся продуманно, с разумно нарастающей интенсивностью.

Систематичные тренировки, которые вызывают эффект экономизации функций в покое, ведут к относительному увеличению резервов первого и второго эшелона у лиц тренированных по сравнению с менее тренированными и, тем более, нетренированными людьми.

Большинство людей относится к своим рукам только как к необходимому физическому рычагу, данному им природой, напрасно! Это ошибка. Наши руки - это определенная сила, благодаря которой мы строим свою жизнь, мир вокруг себя, осуществляем творчество и мысли.

Именно в руке заложены пять внутренних резервов, которые соответствуют каждому пальцу, созданному Творцом уникально и гармонично.

  1. Земля - это живой организм по аналогии тела Человека, который полностью соответствует понятию «мать». Человек рождается, выходит из Земли, так как состоит из всех ее химических элементов и уходит (умирает), т.е. заканчивается процесс реакций всех химических элементов.
    Поступающая вода на Землю из источников, таких как осадки, родники, снега в горах, подземные воды (2700 руб. - членские взносы) собирается в реку — Бонус Добровольную Накопительную Программу (БДНП ). Река несет организованный объем воды (17000 руб.) в море далее в Мировой океан — Систему оборотов финансовых потоков (СОФП ). Испарения от силы солнечных лучей (знания) скапливаются в тучи (вложение накопленных финансов в банки). Из туч (банков) выпадают осадки на Землю и в море, т.е. инвестирование денег под 20% в того Человека (малое предприятие), у которого не хватает воды (денег) на материальное обеспечение семейного бюджета и организацию производственного процесса (обмена веществ в цехе-клетке), т.е. своего здоровья.
  2. Солнце - «Ра-З-Ум» - определяет объем энергии и знаний. Знания помогают управлять круговоротом энергии денег. Финансовое довольствие не зависимо от количества (от 1 рубля и более), переходит в материальное качество, благодаря обучению и способностям каждого Человека отдельно, и каждой семьи в целом.
    «Ра» - светило, источник света и энергии тепла, который обеспечивает работу тела Человека (малого предприятия) и жизнь на Земле.
    «З» - знания (память стереотипов) тела Человека.
    Источником знаний тела являются пять органов чувств, каждый из которых «Стресс-блок »:
    • зрение;
    • слух;
    • обоняние;
    • осязание;
    • вкус.
  3. Сердце формирует из полученной информации (стресс-блоков) стереотипы (фильмы), которые хранятся в подсознании (архиве).
    «Ум» - система подбора из подсознания (архива) необходимых стереотипов (фильмов) для решения задач, стоящих перед телом Человека, в состоянии сознания. Школа Ликвидации Финансовой Безграмотности (ШЛФБ ), Школа Независимого Финансового Инвестора (ШНФИ ) и Школа Финансового Резерва (ШФР ) и тренинги «ТИВРО» - это знания (лучи Солнца), которые создают критическую массу тепла, чтобы Человек осознанно вкладывал и хранил деньги в банках (испарение от океана, морей и Земли в тучи).
    В трех школах на реальных деньгах (финансовых тренажерах ) специалист учится накапливать, распределять и использовать финансовое довольствие, которое представляет собой полную аналогию круговорота воды в природе. В методику круговорота энергии денег включены:
  • 10% - обязательный взнос на развитие региональных офисов, координатора организует работу трех школ по управлению энергией денег, организация тренингов «ТИВРО» и подготовка инструкторов;
  • 10% - обязательный взнос на финансовый резерв, который накапливается в подобранной надежной страховой компании в виде страхового полюса и дополнительного дохода от системы появления новых клиентов и агентов этих компаний из числа участников Системы оборотов финансовых потоков (СОФП);
  • 10000 руб. - обязательный разовый взнос за обучение на шести тренингах «ТИВРО» и учебные методические материалы;
  • 270 руб. - обязательный разовый взнос «Интернет-лицо «ТИВРО». Система «Интернет-лицо «ТИВРО» позволяет каждому участнику пригласить в свой круг интересов, профессии и решения накопившихся проблем других людей. Участник через фотографии и текстовой материалы обозначает: чем он занимается, как он это делает и почему, тем самым расширяя свой круг единомышленников через форум;
  • 10% - взнос по рекомендации в «Мой сейф», который приучает вкладывать деньги в себя, переводя финансовое довольствие в материальное удовольствие на уровне рефлекса;
  • 10% - взнос по рекомендации на расчетный счет, организованный лидером общественной организации, партии, клуба, сетевого маркетинга, профсоюза предприятия, ЖКХ, ТСЖ, объединение автолюбителей и профессионалов автотранспорта, спортивной команды, коллектива искусства и культуры и т.д.;
  • 40% - решение финансовых проблем, таких как: долги, банковские кредиты, ипотечные кредиты, коммунальные услуги, обязательные платежи и т.д.
  • Вода - это деньги , которые предназначены для перевода всего материального в то, что приносит радость Человеку на физиологическом (оптимальный обмен веществ в каждой клетке) и духовном уровне (разумное движение к прогрессу).
  • Воздух - проводник, через который поступает информация в тело Человека (малое предприятие) от Разума (Солнца). Кислород первоисточник всех химических реакций на матушке Земле и в теле Человека. От оптимального содержания кислорода в теле зависит - качественное производство продуктов жизнедеятельности Человека как внутренних, так и внешних составляющих малого предприятия. Посещая тренинги и закрепляя полученные знания ноосферной технологии «ТИВРО» на практике, организм Человека работает в необходимом оптимальном режиме. Следовательно, обучение в «Школе Ликвидации Финансовой Безграмотности» (ШЛФБ ), «Школе Независимого Финансового Инвестора» (ШНФИ), «Школе Финансового Резерва» (ШФР ) дает плодотворный результат в реальной жизни. Более того, при гармоничном взаимодействии пяти внутренних резервов Человек максимально правильно принимает решения в тех или иных ситуациях, достигая реальных целей.
  • Тучи - банки, в которых скапливаются деньги от испарений (перечислений) из моря (Системы оборотов финансовых потоков). В банках финансы накапливаются, распределяются по специальным счетам и на обязательные платежи. В трех и на тренингах «ТИВРО» специалист обучается принципам работы механизма накопления, распределения оборотного (учебного) капитала и получения чистой прибыли.
  • Осадки - инвестиции финансовых средств под 20% специалистом «ТИВРО» физическому лицу (малому предприятию), который пока не имеет навыков управления энергией денег и своим малым предприятием (телом). С другой стороны, осадки выполняют функцию орошение тела матери Земли, которая дает Человеку все материальные блага.
  • Родники - первичный взнос (2700 руб.) как финансовый тренажер, за обучение в трех Школах Ликвидации Финансовой Безграмотности (приобретение знаний и навыков управления энергией денег). Одновременно первичный вклад является членским взносом в Профессиональный Добровольный Союз Специалистов «ТИВРО» «Мировой океан ».
  • Снега в горах - наиболее эффективный единовременный вклад, как финансовый тренажер (2700 руб.) минимум от трех членов семьи в ПДСС) Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО». Это самый оптимальный вариант, когда за короткие сроки можно укрепить бюджет семьи - государства, при активной работе всех ее членов.
  • Подземные воды - реинвестиции специалиста «ТИВРО», в форме удвоенных, утроенных и т.д. добровольных взносов (2700 руб.) в Бонусную Добровольную Накопительную Программу (БДНП) «реку », впадающую в Профессиональный Добровольный Союз Специалистов (ПДСС) «Мировой океан » . Неотъемлемой частью «Мирового океана» являются «моря » - это и есть Система оборотов финансовых потоков, механизм накопления распределения учебного капитала и получение прибыли. Интерес определятся отработкой знаний на практике и получение фиксированной прибыли в размере 20400 руб . от каждого членского взноса в ПДСС.
  • Реки - движение членских взносов в сумме 2700 руб., которые накапливаются в Бонусной Добровольной Накопительной Программе «реке», формируются в Бонус-пакеты (возможность продолжительное время посещать тренинги «ТИВРО»). Бонус-пакеты по заявлению специалиста «ТИВРО» перемещаются в «море» , систему оборотов финансовых потоков. Бонусная Добровольная Накопительная Программа (БДНП) - организационная структура Профессионального Добровольного Союза Специалистов (ПДСС) «ТИВРО» , где членский взнос 2700 руб. является частью оплаты за обучениеи финансовым тренажером в трех Школах Ликвидации Финансовой Безграмотности.
  • Моря - Бизнес места в учебной Системе оборотов финансовых потоков (механизме накопления и получения оборотного реального учебного капитала и чистой прибыли). Система оборотов финансовых потоков (СОФП) - организационная учебная структура Профессионального Добровольного Союза Специалистов (ПДСС) «ТИВРО», которая является базовой составляющей финансовой системы аналогично «Круговороту воды в природе». Этонакопление, распределение и использование финансов при производстве интеллектуального продукта Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО» каждым Человеком.
  • Мировой океан - ПрофессиональныйДобровольный Союз Специалистов (ПДСС) Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО». В ПрофессиональныйДобровольный Союз Специалистов (ПДСС) входят два вида Физкультурного оздоровительного комплекса (ФОК):
    Первый физкультурный оздоровительный комплекс (ФОК) - это тренинги по переработки негативных стереотипов в позитивные с помощью техники циркулярного дыхания, творчества и физической гимнастики «ТИВРО».
    Второй физкультурный оздоровительный комплекс (ФОК) - это гимнастика ума, которая представляет собой практические тренинги.
    Посещая «Школы Ликвидации Финансовой Безграмотности», участник получает навыки накопления, грамотного распределения денежных средств и получение прибыли. Практические занятия позволяют участнику во благо использовать пятый внутренний резерв Человека- энергию денег, развивая интеллектуальное мышления по аналогии игры в шахматы.
  • Испарение — вложение финансовых средств в банки. Накопления финансовых средств и грамотное распределение учебного капитала специалиста «ТИВРО», согласно методикам «Школ Ликвидации Финансовой Безграмотности» и Системе оборотов финансовых потоков, позволят правильно распределить денежные средства на необходимые платежи, не используя семейный бюджет.
  • Солнечные лучи — знания, полученные в «Школе Ликвидации Финансовой Безграмотности» (ШЛФБ), « Школе Независимого Финансового Инвестора» (ШНФИ), « Школе Финансового Резерва» (ШФР) и на тренингах Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО» .
  • Человек , который своими руками создал парниковый эффект (финансовый кризис) на «теле матери Земли», и поставил под угрозу свое существование.
  • Негосударственное образовательное учреждение.

    Красноярский кооперативный техникум экономики коммерции и права.

    Дисциплина: Физическая культура.

    Тема: Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, здоровый образ жизни.

    Выполнена преподавателями Ц.К.

    Военно-спортивной подготовки

    1. Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, здоровый образ жизни.

    2. Факторы ЗОЖ.

    3. Питание.

    4. Влияние избыточного веса на состояние здоровья.

    5. Средства поддержания нормального веса.

    6. Курения. его роль в развитии заболеваний.

    7. Алкоголизм, наркомания,токсикомания. Их роль в деградации личности.

    8. Физическая культура и ЗОЖ.

    9. Закаливание. значение,средства,методика.

    10. Роль ритмов в жизни человека.

    1.Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при его эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болен. Один в полыныIo зимой попадёт и даже насморка не получит, другой-прогулял на свежем морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом мы говорим, что у него крепкое здоровье, о втором, что у него слабое здоровье? Да, это важно, но не только. Другое определение здоровья-способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Любой живой организм, и человеческий в том числе, обладает большими резервами в поддержании такого равновесия. Что такое резерв? Это разница в показателях работоспособности органа, системы при максимальной нагрузке и уровнем покоя.

    Разъясним на примере. Сердце человека в состоянии покоя за минуту перекачивает около 4-5 л крови. При нагрузке (например, при беге на 3 км) потребность организма в кислороде, а следовательно, и в притоке крови, сильно возрастает. Объём крови, который сердце способно перекачать за минуту, может увеличиться до 20 л., Т.е. такое сердце располагает пятикратным резервом. А зачем нужен такой большой резерв в жизни? Пример. Человек заболел тифом. Температура тела поднялась до 40°С..Потребность в кислороде возросла в 2 раза. При пятикратном резерве сердце справится с такой нагрузкой без напряжения. У нетренированного сердца такого резерва нет. Уже через несколько минут ткани тела окажутся в тяжелом кислородном голодании.

    Резервами обладают все системы организма и тем большими, чем больше подвергшегося тренировке. Теперь самое время привести определение здоровья наиболее авторитетного органа - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Она работает в рамках Организации Объединенных наций (ООН).

    «Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».Физическое благополучие- это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значите6льным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

    Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций, в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию. Духовное благополучие предполагает также доброе отношение к ЛIОДЯМ, отсутствие в характере человеконенавистнических черт, что очень важно для создания вокруг себя благожелательного фона человеческих отношений. Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей оплачиваемой работы, семьи.

    А как понимать «здоровый образ жизни?» Образ жизни- это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма.

    2.0браз жизни зависит от многих условий (факторов). Для удобства запоминания их можно объединить в три группы.

    l-я группа факторов. Все то, что окружает человека - среда. Это стены квартиры и дома, улицы транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Сюда отнесем и людей, окружающих человека- микросоциум, как говорят ученые. Семья и учебная группа, производственная бригада, соседи по квартире.

    2-я группа факторов. Все то, что человек «вводит» в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

    3-я группа факторов. То, что человек дает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Сюда отнесем занятия физической культурой и спортом, закаливание, организацию своего рабочего дня - чередование труда и отдыха, ритмичность в работе.

    Теперь коснемся кратко всех трех групп факторов.

    Мы можем сказать, что человек не способен влиять на такие составляющие окружающей среды, как климат, радиация, чистота воздуха и воды. Но такая оценка была бы неполной. От каждого конкретного человека, от его гражданской позиции, от его добросовестного исполнения своей работы зависит даже решение глобальных проблем. Сумели ведь люди, объединившись, противостоять осуществлению проекта переброски стока рек, текущих на север, на юг. Тем более в силах каждого человека решить свои личные, конкретные проблемы, связанные с собственным здоровьем. Общеизвестно, например, что постоянный шум, превышающий пороговые величины также отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Казалось бы, безобидное и приятное прослушивание музыки через плеер. А оказывается, оно существенно ухудшает слух. Исследования студентов штата Теннеси (США) показали, что 60% молодых людей имеIОТ слуховую способность такую же, как люди в возрасте 60-69 лет, Т.е. пониженную.

    Сильный шум вызывает сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков, повышение мышечного тонуса, увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления, задержку дыхания и желудочные спазмы. Стойкое сужение кровеносных сосудов может привести к гипертонии.

    Чистота одежды, прилегающей к телу, имеет особое значение для людей, занимающихся физической культурой и спортом. Нередко студенты после интенсивных знаний, вызывающих обильное потение, не моются под теплым душем, не меняют одежду. В результате они, мало того, что распространяют неприятный для других людей запах пота, но и вредя собственному здоровью. Кожа человека обладает многосторонними функциями. Она регулирует теплоотдачу, пронизана густой сетью венозных кровеносных сосудов. На коже расположены нервные окончания, кожа непосредственно связана с эндокринной системой. Без кожи невозможны никакие жизненные процессы. Например, как и легкие, кожа вдыхает через микроскопические поры воздух, воду и когда мелкие поры, занимающие большую часть поверхности тела, по каким-либо причинам закупориваются, человек теряет сознание. Грязная кожа - это и причина кожных заболеваний (фурункулез и пр.) и затрудненный отдых после нагрузки.

    Микросоциум. Семья, учебная группа, бригада взаимодействуют с личностью постоянно -весь рабочий день и всю рабочую неделю. Поэтому для здоровья человека очень важен характер этого взаимоотношения, психологический фон. Если отношения доброжелательные, внимательные, выдержанные, без грубостей и оскорблений- это способствует здоровью. Человек находится в хорошем настроении, добром расположении духа, сам изучает добро и светлое чувства. Это очень важно- самому быть добрым и приветливым. Ведь любая постоянная группа состоит из личностей, нескольких «Я», которые и создают благоприятный или наоборот, угнетающий психологический климат группы.

    3.Прежде всего необходимо указать на доброкачественность продуктов питания. Они не должны содержать вредная для организма человека веществ (нитраты, соли тяжелых металлов и пр.), быть загрязненными радиацией. Покупая продукты на рынке, очень важно выяснить откуда они - не из районов ли, затронутых радиационным загрязнением после чернобыльской катастрофы; где росла картошка- не у автомобильной ли, дороги, собирая в себя все вредные вещества выхлопных газов автомобилей. Следующим требованиям к здоровому питанию является его сбалансированность.

    Сбалансированность по набору продуктов и калорийности. Основными продуктами питания являются белки, жиры, углеводы. Соотношение в питание человека белков, жиров, углеводов должно выдерживаться в пропорции 1:0, 7:4.

    Белки- основной строительный материал. Попадая в организм человека, белки распадаются до аминокислот, из которых формируются необходимые организму вещества. Часть из аминокислот могут синтезироваться в организме, они называются заменимыми. Аминокислоты, которые не синтезируются в организме, называются незаменимыми. Они должны поступать в организм с продуктами животного происхождения и злаками, Т.е. хлебопродуктами.

    Углеводы- источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке. При избыточном поступлении углеводов в организм они способны превращаться в жиры. В жиры могут превращаться и излишки белка.

    Жиры (они бывают животного и растительного происхождения)-источник энергии и жирорастворимых витаминов. Вuтамuны- ускорители (катализаторы) процессов обмена. Сбалансированность продуктов питания по калорийности предполагает умеренность в питании, следуя поговорке: «Есть нужно, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Чувства голода, жадность к еде не всегда говорят о голодании организма. Это чувство тренируемо. При постоянном удовлетворении этого чувства возникает адаптация (приспособление) и возрастают притязания. Если среда предоставляет изобилие пищи, то тренировка аппетита и превышение прихода над расходом неизбежно. Остановить этот процесс может только сильное конкурирующее чувство- считает профессор Амосов Н.М.,- например, любой или убеждение, что «толстеть некрасиво и вредно». Привычка к постоянному жеванию в детстве приводит к закладке в организме увеличенного числа жировых клеток. От них не удается избавиться даже при переходе на нормальное питание. Попутно имеет смысл сказать о распространившейся в последние годы привычке постоянно жевать жевательную резинку. Прежде всего это неэтично. Что за удовольствие разговаривать с жующем человеком! Но, оказывается, что это и не безвредно. Врачи обнаружили, что постоянное применение жевательной резинки приводит к повышению кислотности желудочного сока. А это- путь к гастриту и язвам.

    4. Лишний жир под кожей изменяет очертания фигуры, отдаляя ее от идеала. Но если бы все неприятности только и ограничивались эстетическими издержками! Лишний вес ведет к ряду заболеваний. 11роведенные в Петербургском университете Швеции исследования показали, что даже небольшой избыток в 3-5 кг ведет к повышению кровяного давления, росту уровня холестерина в крови(сахарная болезнь). У толстых мужчин чаще, чем у худых, бывает рак толстой и прямой кишки, а у женщин -рак грудной железы, желудочного пузыря, матки, яичников. Исследования установили, что жировые клетки на животе более опасны по своей болезнетворности, чем такие же клетки других частей тела. Норвежский специалист в области диетологии Ганс Ваалер сравнил зависимость продолжительности жизни норвежцев от их веса и пришел к выводу, что организм стройных женщин (высота в см минус 100, минус 10%) отличаются меньшей устойчивостью к заболеваниям. Здоровее женщины, чей вес превышает средней на 10-12 кг. 1-10 если «женский идеал Рубенса» будет превышен, наступает обратный эффект. По мнению Валера, отклонение в обе стороны от рамок «рубенсовской» фигуры снижает надежду дожить до преклонного возраста.

    Среди лиц, чей вес превышает норму в 2 раза, смертность больше в 12 раз. Поэтому поговорку «хорошего человека, чем больше, тем лучше» можно принять лишь как шутку. И еще: что идет на пользу женщинам, то мужчинам вред - для них любой избыточный вес представляет фактор риска.