Причины их возникновения и этапы развития. Общественная опасность массовых беспорядков

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег".

В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж", «платеж в срок». В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством . В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. - "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки 14 .

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Историки точно не могут назвать дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме - Древний Рим, Вавилон, Египет - где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше - при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов.

Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени. Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института 15 .

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государст- венного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 1618 вв. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

В целом, можно выделить два основных этапа развития финансов 16 .

Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

Современная форма развития финансов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступают в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Таким образом, современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Систематизация и связи

Жизни быть - предназначение Вселенной.

«Причина» - то, что послужило и объясняет начало или продолжение действия. Для нашего случая это и начало (возникновение) и развитие жизни.

1. Возникновение

Существование.

Суть существования *материального объекта (далее - объект)

есть его взаимодействие с окружающим миром.

Взаимодействие (изменение состояния взаимодействующих объектов) происходит постоянно и потому - мгновенно. Человек видит только его результат и то через 1/24 секунды.

Условия возникновения.

1. Вселенная - совокупность бесконечного числа объектов, обеспечивающая их существование

2. Взаимодействие - изменение состояния (физического, химического и ядерного) объектов, участвующих во взаимодействии.

3. Бесконечность Вселенной (её пространство и объекты) и взаимодействий её объектов обеспечивает вероятность повторения любого события близкую к 1.

4. Взаимодействие происходит предпочтительней в жидкости (нефти), где вероятность процесса наиболее высокая.

Логика существования объекта - зависимость теперешнего состояния объекта

от всех предыдущих результатов его взаимодействия (существования)!!!

В основе возникновения и развития человека лежит способность объекта накапливать изменения своего состояния, как результат существования.

Все материальные объекты имеют память - способность хранить результаты взаимодействия (существования). Носителем памяти является весь материальный объект.

Информативность.

Информация - фиксированное изменение состояния объекта.

По участникам взаимодействия информация делится на первичную (собственную - для материальных объектов), вторичную (сенсорную - для животных) и третичную (словесную - для человека) информацию.

Информативность - накопленная в памяти объекта информация о его физических, химических и ядерных изменениях, определяющие его теперешнее состояние .

Исчезновение и возникновение.

Существование объекта всегда приводит к его исчезновению (для наблюдателя - человека), которое означает появление объектов разного вида по отношению к форме и содержанию информативности. В действительности не объект «исчезает», а меняется, причём постоянно , состояние его материи (более мелкие подсистемы, составляющие наблюдаемый объект).

Исчезновение объекта означает возникновение одного, двух или многих других объектов, оставляя на них следы о себе, точнее о результатах своего воздействия.

По отношению к содержанию информативности процесс исчезновения можно разделить на следующие действия:

    Слияние информативности взаимодействующих объектов;

    Дробление на объекты той же информативности;

    Распадение на объекты другой информативности.

    Исчезновение объекта из органики (нефти), при котором накопленные изменения (информативность) не исчезают а передаются «по наследству», может проходить по первому и второму направлению.

    По 1-му пути возникновения жизни пошло развитие флоры.

    По 2-му пути возникновения жизни пошло развитие фауны и человека.

    Возникновение жизни обеспечено существованием Вселенной

    2. Развитие жизни (объект уже не предмет, но ещё и «не очень живой»)

    Развитие - накапливаемые изменения состояния объекта, увеличивающие его информативность.

    Воздействия окружающего мира, с одной стороны, и реакция самих объектов на эти воздействия, с другой, производят отбор достаточно долгоживущих и размножающихся объектов.

    Развитие флоры идёт за счёт увеличения информации путём деления клеток.

    Развитие фауны идёт по пути слияния информации нескольких клеток, оставляя за собой способность фиксировать и хранить результат воздействия внешней среды обоими объектами.

    Живой объект отличается от неживого способностью управлять своими действиями по указанию природы (флора, фауна и человек), инстинкта (фауна и человек) и разума (человек).

    Возникновение и развитие жизни и человека определяет и обеспечивает

    информативность , приобретённая в процессе существования.

    3. Роль общества

    Общество - совокупность объектов, обеспечивающая их возникновение, существование и развитие. Только в обществе проявляется существование любого материального объекта - предмета, растительности, животного или человека.

    Роль общества. в процессе возникновения и развития жизни и человека. определяющая и обеспечивающая и возникновение, и существование и развитие жизни и человека.

    * Объект - тема осмысления человеком факта проявления окружающей среды.

    Материальный объект - то, что можно увидеть, пощупать, взвесить и пр. непосредственно. Все объекты твёрдого, жидкого или газообразного состояния материальны. К материальным объектам относятся также флора, фауна и человек.

    Духовный объект - то, что нельзя ощутить, оценить непосредственно. Все действия, способности и все виды сенсорной и словесной информации - духовные объекты.

    Объект материален потому, что духовен!

В деятельности любого предприятия угроза кризисов или кризисы явление довольно частое. Понятие «кризис» неразрывно связано с понятием «риск» и поэтому кризисы не всегда бывают разрушительными, хотя проходят всегда болезненно для предприятия и его персонала.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными:

Объективными (связаны с модернизацией и реструктуризацией производства);

Субъективными (возникают при ошибках в управлении предприятий);

Природными (характеризуют различные разрушительные явления климата, землетрясения, вулканизм и др.).

Кроме того, для предприятия можно выделить внешние и внутренние причины кризиса.

Внешние причины кризиса связаны с развитием макро- или мировой экономики, следовательно, предприятие не может воздействовать на них или же воздействие крайне незначительно. К таким причинам относят международные и национальные факторы.

Международные факторы обусловлены стабильностью экономики и зависят от уровня торговли и международной конкуренции. Национальные факторы обусловлены экономико-географическими, политическими, научно-техническими и культурными причинами.

Внутренние причины связаны с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством управления, конфликтами в руководстве предприятием, некомпетентной инвестиционной и инновационной политикой.

Причины кризиса можно объединить в следующие группы:

· Экономические. Выражаются в кризисном состоянии экономики страны или предприятия; общем спаде производства; инфляции ; нестабильном финансовом положении; росте цен на ресурсы; монополизации рынка ; неплатежеспособности, банкротстве партнёров.

· Политические. Выражены в политической нестабильности общества; внешнеэкономической политике государства; потере рынков сбыта; изменении условий экспорта и импорта; разрыве экономических связей; несовершенстве законодательства в области права; антимонопольной политике; предпринимательской деятельности .

· Демографические. Выражены в изменении численности и составе населения; уровне благосостояния народа.

· Социальные. Определяются ростом безработицы; сокращением заработной платы бюджетным работникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличением дифференциации доходов населения; кадровым кризисом; сокращением минимального уровня заработной платы; кризисом политики социального и медицинского страхования; ростом социальных конфликтов. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновений интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей; профсоюзов и предпринимателей.


· Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

Рассмотрим более детально основные причины кризисов или событий, порождающие кризисные ситуации.

Финансовые результаты ниже ожидаемых. В компании возникают кризисы, если результаты деятельности не соответствуют ожиданиям собственников, акционеров, сотрудников. При этом утрачивается надёжность организации, падает рыночная цена компании, происходят серьёзные изменения в системе управления.

Ошибки в технологии. Технология может стать причиной кризиса в большинстве компаний. Уязвимость большинства компаний возрастает по мере усиления роли «высоких технологий» и увеличения масштаба их использования.

Изъяны продукции и проблемы качества. Это могут быть достаточно простые проблемы, которые можно ликвидировать в короткий срок, а могут быть проблемы по масштабам, приближающимся к катастрофе. С таким кризисом справиться чрезвычайно трудно. Они чреваты отзывом продукта или услуги с рынка.

Пени и штрафы. Кризис в компании может наступить в результате всесторонней проверки, в результате которой на компанию могут быть наложены определённые санкции (штрафы и различного рода пени). Если размер штрафа достаточно большой, то компания будет выплачивать его в течение длительного времени, что негативно сказываются на результатах коммерческой деятельности предприятия.

Негативное освещение в СМИ. Публикации в СМИ негативного характера, освещение по радио или телевидению могут стать причиной кризиса в компании.

Увольнения сотрудников, сокращения. Увольнение, приём на работу, сокращения влияют на ожидание работников, снижают степень их доверия, порождая чувство неопределённости.

Низкий моральный дух персонала.

Снижение морального духа происходит из-за чрезмерной нагрузки сотрудников, ненадлежащего отношения к ним. У персонала складывается впечатление, что их работа недостаточно оценивается и оплачивается. Угрожающие масштабы подобные кризисы приобретают в том случае, если проблема существенно сказывается на эффективности и результативности работы организации.

Корпоративные тяжбы. Любые иски, выдвигаемые предприятию, и участие в судебных процессах может выставить компанию или некоммерческую организацию не в лучшем свете.

Бойкоты, забастовки, пикеты. Недовольство работников условиями труда или заработной платой приводит к тому, что при отсутствии ответной реакции со стороны работодателей, происходит срыв рабочего процесса, несущий за собой убытки.

Жалобы по вопросам дискриминации. На работу организации влияют различные жалобы, связанные с несправедливым обращением с сотрудниками. Список возможных предметов жалоб включает в себя дискриминацию по половому, возрастному, национальному принципу, дискриминацию, связанную с внешностью, религиозной принадлежностью.

Несчастные случаи на работе. Такие инциденты, перерастают в кризисные ситуации, в случае если сотрудник или клиент погибает или получает травмы. Это один из факторов, разрушающих доверие к организации. Если подобным ситуациям не уделять должного внимания, то они могут перерасти в кризисные.

Внезапная смерть руководителя или потеря им работоспособности. На любом предприятии существует один или несколько человек руководителей высшего звена, от которых зависит работоспособность компании. При внезапной потере ключевых фигур производства (в случае смерти или внезапной болезни) может возникнуть кризисная ситуация.

Потеря основного клиента. Если клиент имеет значительную долю в бизнесе компании, то при его потере кризис наступает довольно стремительно.

Ущерб, связанный с форс-мажорными обстоятельствами. На результаты работы предприятия особым образом влияют наводнения, пожары, ураганы, землетрясения или другие неблагоприятные природные явления. При этом могут быть закрыты производства или полностью ликвидирована компания.

Угроза враждебного поглощения. Конкурирующие фирмы могут начать скупку акций, одновременно предпринимая действия, снижающие их стоимость. При этом персонал компании, испытывая определённое беспокойство, часто предпринимают меры, приводящие не к стабилизации, а к обострению кризисной ситуации.

Приведённые выше причины редко выступают одиночно, обычно одни причины порождают другие.

Если брать во внимание все вышеперечисленные причины возникновения кризисов, то опасность кризисного состояния существует всегда, поэтому его необходимо предвидеть и прогнозировать. Результатом кризиса является перепроизводство товаров по отношению к платежеспособному спросу, банкротство различных фирм, рост безработицы и другие социально-экономические потрясения.

Последствия кризиса для организации можно разделить на две крупные категории: негативные и позитивные.

К негативным последствиям можно отнести:

· Снижение уровня доверия компании, степени её надёжности в глазах клиентов;

· Утрата лояльности сотрудников, снижение уровня производительности труда сотрудников;

· Снижение объёмов продаж и падение прибыли;

· Изменения в ассортименте товаров или услуг компании;

· Изменение названия компании, повлиявшее на узнаваемость бренда и доверие потребителей;

· Дополнительные расходы, связанные с выплатами штрафов и пени; юридические расходы; издержки на разработку антикризисных мероприятий; расходы, связанные с мониторингом СМИ, транспортные издержки.

В случае преодоления кризисных ситуаций, можно говорить о позитивном эффекте кризиса. К позитивным последствиям относятся:

· Рост известности и узнаваемости имени фирмы. Во время кризиса фирма сталкивается с повышенным вниманием со стороны конкурентов, правительственных органов, которое можно использовать в своих интересах (особенно если фирма является жертвой, а не виновницей кризиса);

· Возможность продемонстрировать управленческую компетентность в кризисной ситуации;

· Возникают новые возможности во время кризиса для роста и развития менеджеров, которые могут продемонстрировать организационные возможности и умение правильно реагировать на возникшую ситуацию;

· Происходит улучшение отношений внутри коллектива;

· Проведение необходимых изменений, которые до наступления не являлись приоритетными в политике руководства компании.

В докапиталистическое время не было условий для возникновения кризисов, т.к. в рамках натурального хозяйства существовала прямая связь между производством и потреблением. При капитализме впервые возникло перепроизводство материальных благ. Разделение труда, развитие специализации и кооперации, увеличение торгового обмена (позже заключение торговых контрактов на государственном уровне) привели к увеличению разрыва между производством и потреблением. Развитие экономики привело к тому, что производство материальных благ носит общественный характер, а форма присвоения результатов труда - частная. Таким образом, налицо противоречие между характером производства и формой присвоения, которое влияет на характер кризиса.

Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г, затем, охватывая все большую территорию (1836 - Великобритания и США, 1848г. - почти все страны Европы), в 1857г. вылился в мировой экономический кризис. Далее мировые кризисы повторялись с завидной цикличностью: 1900 - 1903, 1907, 1920, 1939 - 1933, 1937, 1953 - 1954, 1957 - 1958, 1973 - 1975 и несли за собой помимо безработицы, сокращение объемов промышленного производства, банкротств, высокого уровня инфляции еще и глубокие структурные кризисы, поразившие важнейшие сферы производства (энергетику, сырьевые отрасли, валютную систему).

Кризис, с одной стороны, это всегда потрясение, которое сопровождается рядом негативных факторов, но с другой стороны, по мере преодоления кризиса могут изменяться предмет и средства труда, степень квалификации работников, как следствие появляется новое качество в работе предприятий, повышается производительность труда, а возникновение новых технологий приводит к предприятие или отрасль на более высокую ступень развития.

Особенности и виды экономических кризисов

Кризисы неодинаковы по причинам, последствиям и по своей сути. Для того чтобы снизить остроту, время и болезненность протекания кризиса, необходимо выявить его характер. В связи с этим возникает необходимость в классификации кризисов.

По масштабам проявления кризисы бывают:

Общими (охватывают всю социально-экономическую систему);

Локальными (охватывают часть социально-экономической системы).

По проблематике кризиса выделяются:

Макрокризисы (присущи большие объемы и масштабы проблематики);

Микрокризисы (может охватить одну или несколько проблем).

По структуре отношений в социально-экономической системе можно отметить:

· социальные кризисы (возникают при столкновении интересов работников и работодателей, персонала и менеджеров, профсоюзов и предпринимателей). Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический, выражающийся в кризисе политического устройства, кризисе власти или реализации интересов различных социальных групп;

· экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или отдельного предприятия (кризисы производства и реализации товара, неплатежей, взаимоотношений экономических объектов, банкротства, кризис неплатежей, потери конкурентных преимуществ). К группе экономических кризисов отдельно относят финансовые, выражающиеся в противоречивом состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов;

· технологические (возникают при необходимости в новых технологиях и при обострении противоречий между возможностями и последствиями научно-технического прогресса);

· психологические (проявляются в виде стресса, который носит массовый характер. При этом возникает неуверенность, неудовлетворенность работой, правовая и социальная незащищенность. Психологические кризисы могут быть как в отдельно взятом коллективе, так и в целом обществе);

· организационные (возникают при неправильном распределении функций и регламентации отдельных подразделений. Может проявиться в деловых конфликтах, безответственности, бюрократизации).

По длительности кризисы могут быть:

Затяжные (проходят болезненно и сложно);

Кратковременные.

По степени неожиданности различают:

Предсказуемые (закономерные). Могут прогнозироваться и наступают в том случае, если назревает потребность в реструктуризации производства. Вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризисов под воздействием научно-технического прогресса;

Неожиданные (случайные). Возникают в результате природных катастроф, грубых ошибок в управлении, экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

По степени открытости протекания кризисы бывают:

Явные (протекают заметно, легко обнаруживаются);

Скрытые (латентные) (протекают относительно незаметно).

По причинам возникновения кризисов можно выделить:

Природные (вызваны землетрясениями, ураганами, пожарами, наводнениями, климатическими изменениями. Влияя на человека, экономику, политические и социальные процессы, при определенных условиях такие явления приводят к кризисам).

Общественные;

Экологические (возникают при взаимодействии человека и природы: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, применение опасных технологий).

По степени глубинности кризисных процессов выделяют:

Глубокие, ведущие к разрушению структур социально-экономической системы. Протекают сложно.

Легкие протекают последовательно и безболезненно. Лёгки кризисы можно предвидеть.

С позиции теории регуляции кризисы классифицируются следующим образом:

· Кризис как результат «внешнего шока». Такой вид кризиса образуется в случае нехватки ресурсов из-за природных или экономических катастроф.

· Циклический кризис. Кризис в этом случае выступает как одна из фаз экономического развития, устраняющая напряжение и неравновесие, накопившееся за время подъёма в предыдущей фазе.

· Структурный кризис. Данный вид кризиса образуется тогда, когда экономическая или общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придаёт ей импульс.

· Кризис способа производства. В период возникновения данного кризиса происходит обострение противоречий внутри форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются блокированными те закономерности, на которых основывается организация производства, перспективы прибыльного производства, распределение стоимости и структура общественного спроса.

· Кризис системы регуляции. При таком кризисе режим накопления остаётся вполне жизнеспособным, но механизмы, связанные с существующей системой регуляции не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы.

На микроуровне кризис преодолевается средствами хозяйствующего субъекта, а также при помощи административного вмешательства государственных органов;

На мезоуровне - средствами региона, муниципалитета;

На макроуровне кризис преодолевается средствами национальной экономики, включая внешние заимствования.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы по причинам, последствиям и по своей сути. Разветвлённая классификация кризисов позволяет выявить средства и способы управления ими, а также появляются возможности снижения остроты их протекания (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация кризисов

Массовые беспорядки, являясь наиболее опасным чрезвычайным происшествием, соз­дают экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных государственных структур. По своему характеру, направленности, последствиям они представляют серьезную опасность для граждан и вызывают большой общественный резонанс.

Для того чтобы разработать теоретически и внедрить в практическую деятельность ОВД тактику борьбы с массовыми беспорядками, необходимо решить, можно ли назвать последние непредсказуемым, стихийным явлением или же они имеют определенный сценарий.

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что характерной чертой массовых беспорядков является то, что они совершаются на фоне буйства и несдержанности толпы, ее стремления к разрушительным действиям. За счет постоянного притока любопытствующих, особенно молодежи, которая в своих действиях руководствуется больше хулиганскими побуждениями, нежели интересами, в защиту которых организуется та или иная акция, толпа за короткий отрезок времени может организационно оформиться и превратиться в грозную решительную силу. Эту особенность и используют лица, заинтересованные в разжигании беспорядков. Их деятельность может выражаться как в действиях по подготовке массовых беспорядков (распространение листовок, проведение агитационной работы и т.п.), так и в непосредственном участии в них. Ведь мало собрать толпу. Для того чтобы она стала организованным целым, нужно ее «разжечь», повести за собой, указать врага, в качестве которого, как правило, выступают сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка.

Под групповыми нарушениями общественного порядка принято понимать совместное умышленное совершение группой лиц общественно опасных действий, дезорганизующих нормальную деятельность государственных или общественных учреждений, предприятий, организаций или транспорта, либо противодействующих законным требованиям представителей власти, а также создающих опасность для жизни и здоровья граждан.

Массовые беспорядки представляют собой организованные, умышленно совершаемые массовые групповые нарушения общественного порядка, которые сопровождаются погромами, поджогами, уничтожением имущества и другими подобными действиями и оказанием вооруженного сопротивления представителям органов власти.

Для действий при массовых беспорядках ОВД вынуждены создавать новую организационную структуру и систему управления силами и средствами, использовать иные по сравнению с обычной обстановкой приемы и методы работы, вводить другой, более жесткий режим функционирования.

Массовые беспорядки относятся к числу наиболее опасных, чрезвычайных происшествий, создающих экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных министерств и ведомств, предприятий и учреждений.

Массовые беспорядки в соответствии с уголовным законодательством относятся к преступлениям против общественной безопасности.

В ходе массовых беспорядков могут совершаться преступления и против порядка управления.

При любых обстоятельствах и особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, эффективность деятельности ОВД во многом зависит от общей обстановки. Когда властные структуры владеют общей ситуацией, действуют в соответствии с Конституцией, могут влиять на жизненные процессы, происходящие в обществе и регионе, имеют определенный авторитет у большой части населения и далеки от националистических предрассудков, тогда и органы внутренних дел имеют социальную и особенно правовую базу для того, чтобы эффективно влиять на оперативную обстановку.

Наиболее сложные условия для деятельности ОВД возникают тогда, когда они сами становятся объектами агрессивных действий, выступают стороной конфликта. А это может происходить по следующим причинам:

– будучи органами исполнительной власти, они олицетворяют в глазах населения саму власть и тем самым как бы разделяют ответственность за ее ошибочные или непопулярные решения. Стремление опереться на силовые методы преодоления конфликта объективно втягивает ОВД в противостояние;

– имеют место непрофессиональные действия самих ОВД (превышение власти, излишняя жестокость, нарушение закона и др.) или их бездействие в ситуациях, требующих немедленного вмешательства;

– может вестись и целенаправленная кампания по дискредитации, распространению порочащих слухов и провокационных действий в отношении ОВД со стороны определенных категорий граждан.

Массовые беспорядки представляют серьезную опасность для общества и вызывают большой общественный резонанс. Не случайно в этих условиях согласно ст. 84 Конституции страны Президент Республики Беларусь имеет право ввести чрезвычайное положение.

Массовые беспорядки – преступление умышленное. Лица, их организующие или активно участвующие в них, могут действовать из хулиганских побуждений, корыстных или иных целей.

Основными причинами, вызывающими групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки могут быть:

– экономические (бытовая неустроенность, низкая заработная плата, нехватка продовольствия и промышленных товаров);

– политические (заранее спланированные политическими силами или спонтанные массовые волнения);

– экологические;

– межнациональные;

– религиозные;

– социальные и другие

Уясняя причины возникновения массовых беспорядков, особое внимание следует обратить на социально-экономический фактор, когда снижение уровня благосостояния граждан соответствует увеличению потрясений, переживаемых в обществе. Анализ практики позволяет также говорить и о политическом аспекте, когда, например, официальными властями предпринимаются какие-либо меры, непопулярные среди большей части населения.

Помимо вышеуказанных можно выделить причины воспитательного характера (конфликты между различными неформальными группами молодежи), а также недостатки в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления (несвоевременное раскрытие тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс; неумелые и непродуманные действия некоторых работников милиции в острых конфликтных ситуациях, особенно при задержании граждан, применении оружия и специальных средств; неправильные действия различных государственных органов, ущемляющих интересы определенных групп населения). Как правило, причины возникновения массовых беспорядков взаимосвязаны между собой.

Поводы к массовым беспорядкам могут быть самые различные. Наиболее распространенными из них являются:

случайная смерть кого-либо из граждан в помещении ОВД (дежурной части или вытрезвителе);

– гибель или телесные повреждения человека в результате неосторожного наезда милицейского автотранспорта;

– грубое обращение сотрудников милиции с правонарушителями в присутствии большого количества людей;

– попытки задержать в толпе с использованием силовых методов участников хулиганских действий;

– неправильное применение работником правоохранительных органов оружия.

Поводами могут служить также производственные аварии, повлекшие жертвы, несвоевременная выдача заработной платы рабочим и служащим и т.д.

Для массовых беспорядков как общественных явлений свойственна постепенность нарастания напряженности, поэтапность развития. Они выступают в качестве социального «взрыва», разрядки скопившегося недовольства большой группы граждан. Поэтому в основе деятельности ОВД и других органов власти и управления по предупреждению массовых беспорядков должно лежать глубокое знание их действительных причин, поводов и закономерностей. Наоборот, утверждения о непредсказуемости возникновения массовых беспорядков ведут к оправданию беспечности и бездеятельности руководства, к дезориентации личного состава.

Исходя из анализа процессов развития массовых беспорядков в условиях различных конфликтов, условно их содержание можно разделить на следующие этапы.

1. Формирование причин и поводов для возникновения массовых беспорядков (разрастание слухов, домыслов негативного характера, появление неформальных лидеров, попытки организовать несанкционированные митинги, демонстрации и т.д.).

2. Начало массовых беспорядков (образование толпы, потенциально готовой к совершению насильственных действий, начальные агрессивные действия - бросание камней, разрушение оград, поджоги автомобилей, нападение на сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск с целью захвата оружия и т.д.).

3. Кульминация массовых беспорядков (начало разрушительных действий, массовых актов насилия, вандализма, погромы, поджоги, грабежи и убийства). На данном этапе возможны захваты зданий с взятием заложников, перестрелки с силами правопорядка, взрывы, диверсии, террористические акты. В этот момент толпа выходит из подчинения "лидеров" и представляет собой бесконтрольную, не­управляемую силу. Она постоянно втягивает в свои ряды все новых участников.

4. Затухание беспорядков. Под воздействием сил охраны право­порядка толпа распадается на отдельные группы, за счет чего снижается ее агрессивность. На этом этапе отдельные вспышки волнений еще остаются, нагнетаются провокационные слухи о бесчинствах сотрудников милиции и военнослужащих ВВ, взаимоотношения с населением остаются напряженными, устраиваются провокации, предпринимаются попытки проведения несанкционированных митингов и т.д.

Участников толпы, осуществляющей массовые беспорядки можно условно разделить на три группы:

70% – любопытствующие. Это лица, стремящиеся узнать, что случилось, что происходит, как будут дальше развиваться события. Это самая большая часть толпы, которая непосредственного участия в массовых беспорядках не принимает и при правильном разрешении конфликта добровольно расходится.

25% – активные участники. Это большая по численности группа, выполняющая основную долю всей разрушительной работы. Сюда обычно входят лица, в прошлом судимые за совершение тяжких преступлений или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за мелкое хулиганство и другие правонарушения, а также граждане, ведущие антиобщественный образ жизни.

5% – организаторы и подстрекатели. Это самая немногочисленная часть толпы, однако, наиболее опасная, корректирующая все действия последней.

Знание этапов развития массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка, причин и поводов их возникновения необходимо сотрудникам ОВД для того, чтобы правильно выбрать тактические приемы и способы своих действий и при минимальных затратах сил и средств своевременно предупредить или пресечь эти противоправные деяния.

На этапах зарождения массовых беспорядков ОВД должны проводить раннюю профилактику. Для чего необходима своевременная разработка и осуществление специальных мероприятий предупредительного характера. Их определение должно основываться на направленном анализе и оценке оперативной обстановке, на глубоком изучении общественного мнения о деятельности милиции, настроения и отношения к ней.

Большинство инцидентов, переросших в массовые беспорядки, возникало в местах скопления населения.

Предупреждение возникновения и разрешение конфликтов с на­селением, завоевание его доверия – важнейшая задача, решаемая сотрудниками ОВД на всех стадиях конфликта.

При этом важно, чтобы любое применение силовых средств и мер принуждения было оправдано с точки зрения строгого соблюдения законности, оперативной целесообразности и общественного мнения, представлений людей о справедливости, законности, гуманности.

В таких условиях налаживание и поддержание диалога представителей ОВД на всех уровнях с населением, различными национальными группами и социальными слоями (в особенности оказывающими прямое воздействие на общественное мнение; духовенством, интеллигенцией, авторитетными руководителями, неформальными лидерами) – имеют решающее значение. Люди должны быть убеждены, что предпринимаемые ме­ры не направлены против какой-либо национальной группы или все­го населения, не носят характера наказания или репрессий. Что это -меры в защиту их безопасности, обеспечения общественного поряд­ка, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Первоочередной задачей ОВД, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в районах, где социальные отношения напряжены, должно стать проведение предупредительно-профилактических мероприятий во избежание их осложнения и перерастания в массовые беспорядки с тяжелыми последствиями и пресечение массовых беспорядков в случае их возникновения.

Во время осуществления агитационно-разъяснительной работы среди населения необходимо максимально использовать средства массовой информации, привлекать ученых, работников культуры, известных людей.

При проведении предупредительно-профилактических мероприятий правоохранительным органам вместе с другими государственными и общественными организациями следует поддерживать постоянный контакт с населением, учитывая местные обычаи и традиции. При этом необходимо организовывать агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу о нарушениях конкретных статей нормативно-правовых актов и санкциях, следующих за этими нарушениями, а также проводить встречи с гражданами по месту работы и жительства с целью изучения общественного мнения о происходящих событиях. Вместе с тем полезно разъяснять участникам конфликтующих сторон истинные причины возникновения существующих проблем. Нужно постоянно призывать противостоящие стороны воздерживаться от любых провокационных выходок, насильственных действий, представлять им реальную картину последствий противоборства, делая акцент на многочисленных человеческих жертвах, гибели и уничтожении материальных и духовных ценностей.

В тоже время руководителям ОВД следует принимать соответствующие меры по ограничению и недопущению в районе, где назревает конфликт, несанкционированных митингов и шествий, особенно с провокационными выходками, которые носят или могут носить явный агрессивный характер. Проведение таких митингов или шествий может вызвать нежелательную реакцию противоборствующей стороны.

В случаях проведения митингов противостоящими сторонами органам внутренних дел, во избежание возникновения конфликтных ситуаций, необходимо изолировать места их проведения. При этом сотрудникам органов внутренних дел следует трезво оценивать события и степень их опасности. А чтобы не обострять их еще более, следует проявлять выдержку и самообладание, терпеливо разъяснять участникам конфликта неправильность их действий, акцентировать внимание населения на возможности разрешения возникших проблем бесконфликтным способом, убеждать прекратить противоправные действия и принимать соответствующие обстановке меры по недопущению, а в случае необходимости, и пресе­чению групповых нарушений общественного порядка. Особенно важно проявлять бдительность во время пресечения правонарушений в местах скопления людей, а также при выявлении и задержании зачинщиков, распространителей провокационных и панических слухов (вместе с тем необходимо публичное разоблачение беспочвенности распространяемых слухов и принятие к распространителям жестких мер правового воздействия) и других активных участников групповых противоправных действий, учитывая возможную реакцию присутствующих граждан, так как непродуманные действия могут вызвать осложнение ситуации.

Во время проведения митингов и шествий существует опасность сопротивления толпы работникам правопорядка и неповиновения их законным требованиям, особенно со стороны молодежи, которая, как правило, является ударной силой в конфликтных ситуациях. Поэтому основное внимание следует уделять молодежи, наиболее легко вовлекаемой лидерами конфликтующих сторон и преступных группировок в противоправные действия.

При проведении таких митингов правоохранительным органам необходимо следить, чтобы организованная масса не превратилась в неуправляемую толпу. Как известно, "толпа" чаще всего представляет собой бесструктурное скопление людей, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными причинами формирования толпы являются "эмоциональное заряжение" и слухи. Несмотря на разные причины возникновения толпы, важнейшими ее характеристиками являются неуправляемость и потенциальная склонность к насильственным действиям. Как только толпа переходит к открытому насилию, даже лица, ранее не являющиеся сторонниками организаторов беспорядков, оказываются не в состоянии противостоять общему порыву и вовлекаются в происходящие события.

Масштабы насильственных действий толпы зависят от ее численности и общего настроя, от умения лидеров использовать разрушительный потенциал собравшихся, их способности спровоцировать противоправные действия.

С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать и воспринимать распространяемую информацию. Толпа потому и представляет большую опасность, что в ней у человека возникает ощущение своей силы и при этом собственной анонимности и безнаказанности за поступки. Под влиянием толпы ее участник совершает иногда даже такие тяжкие преступления, на какие бы он никогда не решился в одиночку.

Нарядам ОВД и ВВ, осуществляющим блокирование мест проведения указанных мероприятий, следует не допускать в толпе или непосредственной близости от нее присутствия представителей другой стороны конфликта, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

В сложных конфликтных ситуациях, если немедленное задержание зачинщиков и активных участников групповых противоправных действий, приведших к столкновению, может повлечь разрастание конфликта, целесообразно воздержаться от решительных мер и ограничиться документированием противоправных действий организаторов, подстрекателей, зачинщиков и активных участников, а также установлением оперативным путем лич­ности других нарушителей общественного порядка для последующего их задержания и привлечения к ответственности за совершенные правонарушения. При этом, как правило, возникают трудности сбора доказательств, выявления свидетельской базы, установления виновных. Неоценимую в этих вопросах помощь следствию оказывает на­личие видеозаписей. Поэтому в процессе правоохранительной деятельности и впредь следует активно использовать видеозаписывающую аппаратуру.

Если массовые беспорядки показали агрессивность толпы в отношении сил правопорядка и стремление ее к захвату ГРОВД с целью завладения огнестрельным оружием (серия выступлений), то в таких условиях следует:

– принимать меры к дальнейшему техническому укреплению объ­ектов разрешительной системы, упорядочению учета выдачи и использования оружия;

– более требовательно подходить к решению вопросов о выдаче (или временно прекратить выдачу) разрешений на приобретение и хранение оружия, к проверке лиц, допускаемых к работе, связанной с оружием;

– выявлять и изымать незаконно хранящееся оружие, составляя при этом процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, пресекать факты незаконного изготовле­ния оружия;

– принять меры к повышению технической оснащенности нарядов милиции и их готовности к отражению вооруженных нападений со стороны правонарушителей.

С учетом обретенного опыта следует иметь в виду, что при возникновении массовых беспорядков, необходимо:

– четко соотнести силы и средства с реальным учетом количества участников массовых беспорядков, возможной масштабностью раз­вития событий;

– предусмотреть блокирование улиц с целью воспрепятствования передвижению новых групп противоборствующих сторон;

– немедленно создать оперативный штаб, координирующий дейст­вия всех подразделений;

– создать резерв в непосредственной близости от места событий;

– заранее предусмотреть использование специальных средств;

– реально оценивать и прогнозировать происходящие события;

– усилить пропаганду деятельности милиции по борьбе с преступ­ностью и ООП с целью устранения получивших негативную окра­ску противоречий в отношениях ОВД и гражданского населения;

– разработать программу эффективных мер предупреждения и ней­трализации противоправной деятельности неформальных группиро­вок и движений;

– пресекать разного рода слухи и спекуляции на непроверенных фактах, тенденциозные публикации в прессе, ведущие к формирова­нию негативных стереотипов и росту недоверия к милиции.

При перерастании локальных конфликтов в массовые противоправные акции незамедлительно вводятся в действие специальные планы обеспечения охраны общественного порядка, привлекаются в установленном порядке силы и средства милиции и внутренних войск.

В случаях столкновения между отдельными противостоящими группами населения необходимо:

– принять меры по их быстрому пресечению, предотвращению перерастания конфликта в массовые беспорядки,

– своевременно изолировать и удалить из таких районов подстрекателей и активных участников конфликтов, лиц, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной и иной вражды,

– активно проводить контрпропагандистскую деятельность, использовать контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций с целью недопущения дальнейшей дестабилизации обстановки.

На этом же этапе осуществляется расследование в кратчайшие сроки всех фактов противоправных действий, так, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не ушло от заслуженного наказания. Это будет предупреждением для лиц, предрасположенных к совершению тяжких и иных преступлений в период обострений социальных отношений, и поднимет авто­ритет ОВД среди конфликтующих сторон.

Таким образом, главной задачей ОВД при предотвращении массовых беспорядков являются тактически грамотные действия по нейтрализации условий, способствующих этим эксцессам, и недопущению инцидентов, выступающих поводами к их возникновению.

Введение

Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается. В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличиваются «поля» юридических коллизий. Правовая сфера как гражданского общества, так и мирового сообщества насыщена разными средствами правового регулирования. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в нормах, действующих по «отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными. Таким образом, исследование проблематики юридических коллизий имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение их основ и овладение навыками анализа коллизионных и конфликтных ситуаций и приемами правильного применения набора средств для их преодоления является актуальной задачей. Цель данной работы: исследовать юридические коллизии, причины их возникновения, развития, виды, а также способы устранения.

Процедура преодоления разногласий и споров

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та, или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика. Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий является следующие:

  • 1) толкование;
  • 2) принятие нового акта;
  • 3) отмена старого;
  • 4) внесение изменений или уточнений в действующие;
  • 5) судебное, административное, арбитражное и третейское

разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация

юридических норм;

  • 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
  • 8) конституционное правосудие;
  • 9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и

практики;

10) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные

в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

  • б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой
  • (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
  • в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий.

В настоящее время примерно половина нормативных правовых актов

субъектов Федерации не соответствует общероссийскому законодательству; имеются случаи прямого неисполнения предписаний центра, нарушения Конституции РФ, игнорирования судебных решений, проявлений сепаратизма.

Процесс корректировки законодательства должен быть двусторонним -

сверху и снизу. Так как многие российские законы тоже несовершенны, содержат разного рода щели, лазейки.

Это принципиально важный и эффективный способ разрешения политико-юридических коллизий в сфере отношений. Если в том или ином регионе предпринимаются шаги, направленные на распад государства, то центр должен иметь возможность легально пресекать их. Предлагается даже в экстренных случаях распускать местные парламенты и отстранять от должности губернаторов в субъектах Федерации. Весь вопрос заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание принципов федерализма и сильного, авторитетного центра. Именно эти цели преследуют последующие шаги, предпринимаемые новым руководством страны по указанию российской государственности, устранению в ней коллизионных явлений, формированию единого правового пространства.

Что касается толкования как способа устранения коллизий, то надо иметь в виду, что оно, будучи объективно необходимым и полезным, нередко

порождает новые, еще более острые коллизии, так как зачастую одни и те же акты, факты, события интерпретируются различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами и гражданами по-разному, что, в свою очередь, является выражением их противостояния, а в конечном счете раскола общества.

В связи с этим толкование может быть и предвзятым, зависеть от социально-политических ориентации и пристрастий толкующих лиц, уровня их правосознания, культуры, места в идеологическом спектре. По-разному, например, трактуется современное законодательство о приватизации, выборах, налогах, собственности, предпринимательстве. Сама конституция вызывает далеко не одинаковые оценки с точки зрения ее общей концепции и степени легитимности. Причем противоречивость трактовок происходящего в правовой сфере наблюдается не только среди населения, рядовых граждан, но и в высших органах власти.

Даже в Конституционном Суде, призванном толковать соответствующие юридические нормы и акты, нет единства мнений, и некоторые его судьи официально заявляют о своей особой позиции по тем или иным вопросам. В широком смысле под сомнение нередко берется определенной частью общества весь курс реформ. Отсюда - разброс в понимании законов, направленных на реализацию этого курса. Иными словами, в толковании права неизбежно присутствует субъектный момент.

Юридические коллизии, политические неурядицы подрывают основы порядка и стабильности в обществе, деформируют правосознание людей, создают критические ситуации, социальную напряженность. Подобные катаклизмы - признак невысокой правовой культуры, процветающего на всех уровнях юридического нигилизма. Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если они все же возникают - своевременно снимать с помощью выработанных для этого процедур. Управленческие процедуры служат обеспечению четкого функционирования аппарата управления и реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и предприятий, организаций. Этой позитивной роли отвечают процедуры осуществления видов управленческой деятельности (планирование, нормотворчество, контроль, рассмотрение жалоб и др.), организация работы аппарата и служащих, принятие решений.

Государственное управление в широком смысле и функционировании органов исполнительной власти как ее главной составляющей требуют четкой регламентации функций, прав, обязанностей и ответственности всех звеньев управления. Особое значение имеет строгая соподчиненность разных уровней управления как в форме прямой административной подчиненности, так и функциональной, координационной и контрольной «зависимости» и соподчиненности. Правила, регламенты, процедуры служат, поэтому важнейшим средством упорядочения и ритмизации управления. Пока этого не удается достичь в полной мере.

Сказанное объясняет специфику рассмотрения разногласий и споров в

сфере государственного управления. Здесь нет, пожалуй, единой процедуры, и чаще применяется немало различных управленческих процедур. Общими для них являются следующие признаки: а) инстанционный порядок рассмотрения споров, когда вышестоящий орган принимает решение по предмету спора, б) стороны «связаны» административно-правовой соподчиненностью, в) юридическая коллизия рассматривается как бы через призму административного контроля, г) жалобы и обращения участников спора рассматриваются в краткие сроки, д) далеко не всегда требуется их личное участие. Преимущественное значение имеют анализ документов и правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В системах управления регулируется порядок рассмотрения спорных актов, договоров и т.п. Федеральные министерства и ведомства сами устанавливают те или иные процедуры.

Кроме иерархических процедур рассмотрения споров в последние годы возникли и договорные процедуры разрешения управленческих споров. В рамках внутрифедеральных договоров и соглашений теперь часто предусматриваются согласованные способы рассмотрения юридических коллизий в процессе реализации договорных отношений. Стороны, а это преимущественно органы исполнительной власти, здесь равны, что выражается прежде всего в их согласованных действиях. И общение к другим процедурам доступно каждой из сторон в равной мере.

Немало заключается соглашений между органами исполнительной власти разных уровней. И здесь можно заметить то же самое: выполнение публично-договорных обязательств зачастую остается без внимания. Стороны нередко теряют к ним интерес, пассивны в выполнении собственных обязательств и безразличны к действиям другой стороны. Между тем систематическая информированность и деловой подход позволяют вовремя реагировать на срывы в выполнении договорных обязательств. Разрешению разногласий и споров помогут как созданные сторонами паритетные комиссии, так и энергичные действия правительств, министерств, губернаторов.

Во внешнеэкономической сфере показательны юридические способы определения ущерба отраслям национальной экономики действиями иностранных партнеров.

Заключение

спор разногласие коллизия юридический

Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Увеличение объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появление и деятельность множества субъектов права также ведут к расширению «поля» юридических коллизий. Потребность в нормах, действующих по «отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе т.н. спорных правоотношений становятся все более насущными. Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим предотвращения и устранения юридических коллизий. Традиционные отрасли права получают мощную основу для регулирования коллизий. В коллизионном праве органично сближаются и развиваются нормы национального и международного права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы. Надо учитывать и динамику общественных отношений в XXI веке. Дело не только в том, что конец XX века оставляет большое конфликтное наследство, с которым никак не удается расстаться. Можно предвидеть общие коллизионные тенденции правового развития в национальном, региональном и мировом масштабах, неизбежно порождающие коллизионные процессы и конфликтные ситуации. Во внутригосударственной сфере будут возникать юридические противоречия в рамках правовой системы. Особенно это касается соотношения конституции и закона, закона и подзаконных актов. Для России актуальны строгие рамки федерального коллизионного права. Конфликты будут возникать и в механизме публичности власти. Различия в правопонимании и правосознании разных слоев населения и групп еще долго будут сказываться отрицательным образом. В международной сфере неизбежны коллизии между государствами, между государствами и наднациональными структурами и международными организациями. Влияние и давление иностранного права может обострять отношения в процессе сравнительного правоведения - применительно к отраслям и нормам национальных законодательств.

Следует иметь в виду и корни тех противоречий, которые трудно

искоренить ввиду их объективности. Экономические кризисы, политические взрывы, государственные перевороты, экологические и техногенные катастрофы еще долго будут тревожить человечество. И их нужно предвидеть, не допускать и смягчать жесткие проявления с помощью правовых механизмов. Поэтому в самом коллизионном праве должны происходить такие внутренние процессы, которые будут сдерживать появление и обострение коллизий и конфликтов. Обеспечение верховенства конституции и закона, соблюдение юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушения законности, широкое использование процедур достижения договоренности и социального согласия, формирование высокой правовой культуры - таковы главные ориентиры и регуляторы в коллизионном праве будущего. Развитие коллизионного права предполагает высокий уровень юридической квалификации депутатов, государственных деятелей, политических лидеров, служащих госорганов, работников хозяйствующих структур.

Список использованной литературы

  • 1. Тихомиров Ю.А., Коллизионное право: Учебное и научно практическое пособие.- М.: Просвещение, 2006.- 305 с.
  • 2. Управленческие процедуры. Отв. Ред. Б.М. Лазарев. - М.: Дрофа, 2005.- 285 с.
  • 3. Худойкина Н.В. Юридический конфликт: динамика, структура, Разрешение: Учебник.- М.: Просвещение, 2007.- 345 с.
  • 4. Юридический конфликт: сферы и механизмы. Ч. II / Под ред. В.Н. Кудрявцева: Учебник.- М.: Дрофа, 2006.- 258 с.