Cочинение «Анализ поэмы С. Есенина «Анна Снегина

Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической.

Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои произведения на одном дыхании, словно боялись не успеть. У обоих похожие реалии: старинное поместье, сад, белеющее в сумерках платье девушки у калитки, образы нищих крестьян, сомнения в правоте своих поступков:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Состарившийся плетень.

Когда-то у той калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

В поэме показана не только личная история героя, в ней автор подводит итог своего творческого пути и исторического пути страны. Две линии, лирическая и эпическая, тесно переплетены в сюжете произведения. Лирическое начало проявляется в истории любви героя к дочери помещика Анне Снегиной. Для поэта это было светлое, чистое чувство юношеской любви, которое осталось таким на всю жизнь. В отношении к девушке сквозит нежность и благодарное уважение.

История, рассказанная в поэме, начинается, когда автору было шестнадцать лет, а через десять лет он вернулся в родную деревню, где до сих пор стоит дом помещицы Снегиной. Лирическое начало сквозит даже в сценах социального плана, поскольку автор настроен на личные воспоминания. Герой ходит по деревне, и прошлое предстает перед ним:

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Дореволюционные события составляют эпический план поэмы: Первая мировая война, Февральская революция, борьба за власть в деревне. Есенин в курсе политических событий. Он приезжает в деревню между Февральской и Октябрьской революциями. Поэт с осуждением и негодованием вспоминает войну. Он считает ее безумием и преступлением. Людей массово убивали за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает оценку войне:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

В руках ловких политиков люди превращаются в игрушки, которыми они ловко манипулируют. Умным людям понятна античеловеческая сущность любой войны. Поэт с возмущением говорит об агитаторах и лживой пропаганде, которая призывала людей умирать за чужие интересы. Эти крикуны спокойно отсиделись в тылу, пока шли кровопролитные бои.

В деревне Есенин встречает крестьян, которые хорошо помнят его. Поэт реалистически воспринимает революцию, не приукрашивает жизнь крестьян. Он далек от идеализации мужиков. Мужики из соседних деревень враждуют. Причина – зависть к более зажиточным соседям. Мужики поняли, что можно безнаказанно грабить, и хотят получить земли помещицы Снегиной. «Активистами» в годы революции становились самые никчемные, в прошлом пьяницы, дебоширы и лентяи. Таков брат Прона Оглоблина. Жители деревни прекрасно знают его «достоинства», но именно он становится во главе сельсовета. Герой с осуждением говорит:

Такие всегда на примете.

Живут, не мозоля рук.

И вот он, конечно, в Совете,

Медали запрятал в сундук.

Самого Прона Оглоблина исчерпывающе характеризует старая мельничиха:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Уже в городе поэт узнает, что происходило в деревне после революции. Мельник в письме сообщает: «Мы живем не в раю». Этим все сказано.

Как многие выходцы из дворянского сословия, Анна после революции оказалась в эмиграции. Лишенная родины изгнанница тоскует по родной стороне, по прошедшей любви. Старый мельник передает Сергею письмо с лондонским штампом от Анны Снегиной. В душе героя возникают волнующие воспоминания:

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Этими словами Есенин заканчивает поэму. В стране произошел грандиозный переворот, изменилось все, но любовь остается неизменной, она дает силу и надежду.

    • Гой ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края- Только синь слепит глаза. Волшебный мир поэзии С. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну “с кратким названием - Русь” .Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт. Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина- это вера предков, и народные предания, и светлая красота […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Тема Родины - одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Родиной поэта было село […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней. Родина у поэта – все то, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Это русская природа, занимающая важное место в его произведениях. Именно с описания природы Есенин начинает поэму «Пугачев». Для Есенина главным было стремление к равенству, братству людей, к отсутствию деления между классами. Главная роль в поэме принадлежит Емельяну […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • 1 версия таблицы Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын» Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником. Семейный быт Степан Парамонович […]
    • В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик. Описывая комнату главного героя, […]
    • По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
    • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
    • Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли. Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Наверняка каждому современному человеку знакомо такое понятие как "честность", каждый из нас прекрасно знает, что оно обозначает. В то время как схожее по звучанию понятие "честь" уже не столь распространено в сегодняшней действительности, да и немногие смогут четко объяснить, что это такое. Честность - это некая мера правдивости того, о чем говорит человек, насколько достоверно он излагает факты и описывает события другим людям. Понятие честности широко используется в повседневном лексиконе большинства людей. […]
    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
  • Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы. Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

    Краткий анализ

    Год написания – январь 1925 года.

    История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

    Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

    Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

    Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

    Направление – автобиографическое произведение.

    История создания

    Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

    Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

    Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему. Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

    Тема

    В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

    Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

    Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

    Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

    Композиция

    В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

    Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

    Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

    В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

    В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

    Жанр

    В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

    Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

    Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

    Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

    показать народность творчества С.А.Есенина.

    Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

    Разберемся во всем, что видели,

    Что случилось, что сталось в стране,

    И простим, где нас горько обидели

    По чужой и по нашей вине.

    Ход урока.

    I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

    II. Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

    IV. Словарная работа. (слайд 6)

    V. Вступление.

    1. Слово учителя.

    Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

    2. Сообщение учащегося.

    Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта Сергея - мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам , сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

    3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

    События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами : темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

    VI. Аналитическая беседа.

    - Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

    С тех пор у нас неуряды.

    Скатилась со счастья вожжа.

    Почти что три года кряду

    У нас то падеж, то пожар.)

    - Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места , конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
    ТЕМА ВОЙНЫ.

    - Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе : «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

    - Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

    СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

    -Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

    СООБЩЕНИЕ.

    Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью , разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

    Иду я разросшимся садом,

    Лицо задевает сирень.

    Так мил моим вспыхнувшим взглядам

    Погорбившийся плетень.

    Когда-то у той вон калитки

    Мне было шестнадцать лет,

    Сказала мне ласково: «Нет!»

    Далекие, милые были!..

    Тот образ во мне не угас.

    Мы все в эти годы любили,

    Но, значит,

    Любили и нас.
    ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)
    VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

    -«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

    VIII. Итог урока и домашнее задание.

    / / Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина»

    Зачастую факты биографии поэтов, писателей и художников переосмысляются и ложатся в основу созданных ими стихотворений, романов и картин. Так произошло и в самой главной в творчестве Сергея Александровича Есенина поэме - « ».

    В 1918 году, после разразившейся в России революции, поэт побывал на малой родине, в селе Константинове, и создал произведение-посвящение произошедшим там событиям.

    На литературных критиков это произведение не произвело впечатления, они даже отнеслись к нему крайне негативно. А вот в читательской среде произвело настоящий фурор.

    В то время много говорили о сходстве поэмы Сергея Есенина с романом в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», указывали на сходство фамилий главных героев.

    На общие моменты у Сергея Александровича указывает, в первую очередь, печальная любовная история, вписанная во временной контекст. Перед взором читателей проходят разные исторические вехи, различные персонажи: Анна, ее мать-помещица, сам герой, Прон Оглоблин и его брат.

    Даже возница, словами которого начинается поэма, отсылает нас к первым строкам гениального произведения Пушкина: «Так думал молодой повеса…». Подводя итог, можно смело утверждать, что «Анна Снегина» - грандиозная панорама русской жизни после октябрьской революции.

    Действие поэмы Есенина разворачивается в двух деревнях, расположенных по соседству, Радово и Криуша. Драматизм выбранного исторического отрезка слышится во всем, в частности в стихотворном размере – трехстопном амфибрахии. За счет него повествование имеет более весомый и правдивый характер.

    Как мы уже отмечали, поэма автобиографична. Это характерно для большинства произведений того времени. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - молодой поэт, выходец из крестьян, который добивается призвания в годы, предшествовавшие революции. В этом описании мы с точностью до мелкой детали узнаем самого Сергея Есенина.

    А вот за скрывается Лидия Кашина – первая любовь поэта, которая росла в соседнем от него имении. Именно ей он посвятил свои первые романтические стихотворения.

    Воспоминания светлой поры детства возникают в самом начале произведения и проходят по нему как символ того счастья, которого уже не возвратить и не воскресить. Жизненные пути главного героя и Анны давным-давно разошлись: он стал известным поэтом, она вышла замуж. Но чувства остались где-то в самой глубине души, и при встрече вспыхивают едва теплящимся огоньком.

    В судьбе Анны происходит резкий поворот – убивают мужа. И она обвиняет в этом главного героя, называя его жалким трусишкой. Рассказчик в ее глазах – дезертир. Он здесь, рядом, а муж умер. Возможно, подобное презрение оправдано, и она имеет на него право.

    Оплотом революции в поэме становится грубый и озлобленный Прон Оглоблин, этого пьяницу и убийцу Есенин изображает со всей жестокой реалистичностью. Хотя и со своего автобиографичного героя поэт не снимает ответственности, ведь именно он вместе с Проном приходит отбирать землю у Снегиных.

    Далее сюжетная линия переносит нас на несколько лет вперед: Гражданская война уже закончилась, Прон погиб, Анна находится в эмиграции. Но лондонское письмо, полученное героем, позволяет понять, что ничего не забыто, не уничтожено временем и всеми произошедшими событиями.

    Неповторимость последней и самой важной поэмы в творчестве Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» заключается в широком охвате художественного пространства и в возможности проследить за лучшими движениями человеческой души.

    Русская литература богата знаковыми личностями, которые внесли существенный вклад в эпоху и оказали влияние на целое поколение. Безусловно, Сергей Есенин один из них. Многие знают его стихи, но далеко не все знакомы с биографией. Исправить это досадное упущение достаточно просто. Ближе познакомиться с широким миром автора можно в книге Сергея Есенина «Анна Снегина». Содержание произведения рассказывает о поэте, посетившем давно забытые места, которые позволили испытать волну не остывшего за годы чувства. Книга легкая для восприятия и богата вескими словесными оборотами. Сейчас без словаря тяжело понять все жаргонизмы того времени, но они оказали на произведение эффект жизненного правдоподобия.

    Пересечение персонажей с реальными людьми

    Всех своих персонажей Сергей Есенин брал из собственного жизненного опыта. Прототипом Анны стала Лидия Ивановна Кашина. Другие герои не имеют полного сходства с реальными людьми. Но это все характеры односельчан поэта. Хотя есть много общего между Проном Оглоблиным и Петром Яковлевичем Мочалиным. Двое в свое время занимались пропагандой идеи Ленина.

    Личность автора в произведении

    Мельник часто называет главного героя Сергушей, и все же стопроцентного совпадения между автором и его персонажем нет. Согласно описанию Анны, портрет рассказчика схож с внешностью поэта. Но точно нельзя это утверждать. Тем не менее, анализ поэмы («Анны Снегиной») Есенина можно сделать, опираясь уже на то, что книга автобиографическая.

    Также в одной из бесед главный герой говорит, что его характер связан с тем, что рожден он был осенью (Сергей Александрович появился на свет 3 октября). По поэме, приезжает в село Радово, в реальности в 1917-1918 годах Есенин бывал в Как и его персонаж, он очень устал от военных событий. Хотел отдохнуть и успокоить нервы, что проще всего сделать вдалеке от столицы.

    Даже краткое содержание «Анны Снегиной» показывает, как много автор вложил собственных переживаний в поэму.

    Образ Анны Снегиной

    Образ первой любви, Анны Снегиной, частично списан с реальной женщины по имени Лидия Ивановна Кашина (годы жизни 1886-1937). До революции она жила в селе Константиново (в поэме Радово), откуда родом поэт и куда приехал прятаться от военных трагедий книжный герой. В 1917 году ее дом перешел в собственность крестьян, а Лидия Ивановна перебралась в другую усадьбу. Как в родительском, так и в другом доме Есенин бывал часто. Но, вероятнее всего, истории у калитки с девушкой в белой накидке и нежным «нет» - не было. У Кашиной было двое детей, которые очень любили Сергея. Отношения с собственным мужем у нее сложились не очень близкие.

    В 1918 г. Лидия переехала в Москву и работала в столице стенографисткой. В городе они также виделись часто. В отличие от Анны, Лидия не переехала в Лондон. Реальная Кашина сильно отличается от выдуманного поэтом персонажа, такого как Анна Снегина. Анализ показал, что есть много несоответствий в характеристике двух этих фигур. Тем не менее, образ главной героини вышел таинственный и захватывающий.

    Приезд в Радово

    С первых строк поэмы автор вводит нас в атмосферу села Радово. По его словам, деревня приглянулось бы любому, кто ищет мира и уюта. Рядом с лесами много воды, полей и пастбищ, есть угодья, обсаженные тополями. В целом жили крестьяне хорошо, но власти со временем все увеличивали налоги.

    В деревне по соседству, Криуши, дела шли хуже, поэтому жители вырубили лес около Радово. Две стороны встретились, что привело к кровавым последствиям. С тех пор в селе начались проблемы.

    Такие новости слышит рассказчик по дороге.

    Мы узнаем, что Есенин, от которого идет повествование, решает забыть все тяготы войны с приездом в деревню. Краткое содержание «Анны Снегиной» - это еще и переживания рассказчика. Он делится своими мыслями по поводу нелепости войны и неготовности воевать за купцов и знать, которые остаются в тылу. Есенин выбирает для себя другую судьбу и готов к другому роду отваги. Отныне он величает себя первым дезертиром.

    После того как сверх нормы автор расплатился с извозчиком, он идет к мельнице. Там его радушно встречает хозяин с женой. Из их разговора узнаем, что Сергей приехал на год. Далее вспоминает о девушке в белой накидке, что у калитки ласково сказала ему «нет». Так заканчивается первая глава поэмы.

    Знакомство читателя с Анной

    Мельник называет героя Сергушей, когда будит его к завтраку, а сам говорит, что едет к помещице Снегиной. По дороге Есенин восхищается красотой апрельского сада и помимо воли вспоминает о калеках войны.

    Автор во время завтрака разговаривает со «старухой», женой мельника, который является одним из персонажей поэмы «Анна Снегина». Краткое содержание ее монолога - это жалобы на беды, пришедшие к ним после свержения царизма. Вспоминает женщина и о человеке по имени Прон Оглоблин. Именно он был убийцей во время схватки в лесу.

    За разговором рассказчик решает навестить Криуши.

    По дороге встречается с мельником. Тот рассказывает, что когда поделился радостью о приезде гостя, то молодая, замужняя Анна, дочь хозяев, обрадовалась. Она поведала, что когда поэт был молод, был влюблен в нее. Во время этого мельник хитро улыбался, но Есенина лукавые слова не обижают. Сергей думает о том, что было бы хорошо завести небольшой роман с красивой солдаткой.

    Село Криуши встретило его гнилыми домами. Вблизи разгорелся спор о новых законах. Сергей поздоровался со старыми друзьями и стал отвечать на вопросы крестьян, что сыпались со всех сторон. Когда его спросили: «Кто такой Ленин?» - отвечает: «Он - это вы».

    Чувства Анны и Сергея

    Третья глава поэмы начинается с плохого самочувствия автора. Он несколько дней находился в бреду и мало что понял из того, за каким гостем для него сходил мельник. Когда герой очнулся, то понял, фигура в белом платье - его давняя знакомая. Далее в поэме они вспоминают минувшие дни, там мы узнаем их краткое содержание. Анны Снегиной не было в его жизни с юношеских лет. Именно с ней сидел он под калиткой. Женщина говорит о том, как вместе они мечтали о славе, Есенин достиг своей цели, а Анна забыла о мечтах из-за молодого офицера, который стал ей мужем.

    Мысли о прошлом не нравятся поэту, но он не смеет высказать свою точку зрения на выбранную тему. Плавно Анна начинает упрекать его за пьянки, о которых знает вся страна, спрашивает, в чем их причина. Есенин только сыплет шутками. Снегина интересуется, любит ли он кого-то, Сергей отвечает: «Нет». Расстались они на рассвете, когда в сердце поэта возобновились чувства, бушевавшие там в шестнадцать лет.

    Через некоторое время он получает записку от Оглоблина. Тот зовет Есенина поехать с ним к Анне и просить земли. Он неохотно соглашается.

    В доме Анны произошло какое-то горе, что именно, поэту неизвестно. С порога Оглоблин просит земли. Требование о наделе остается без ответа. Мать Анны думает, что мужчина пришел к дочери, и приглашает его. В комнату входит Есенин. Анна Снегина оплакивает мужа, который погиб на войне и упрекает гостя в трусости. После таких слов поэт решает оставить женщину наедине со своим горем и пойти в кабак.

    Разлука главных героев

    В четвертой главе Есенин пытается забыть об Анне. Но все меняется, и Оглоблин приходит к власти вместе со своим лентяем братом. Они, не теряя времени, описывают дом Снегиных вместе с имуществом и скотом. Хозяек дома мельник забирает к себе. Женщина извиняется за свои слова. Бывшие влюбленные много говорят. Анна вспоминает рассвет, который они встретили, когда были молоды. На следующий вечер женщины направились в неизвестном направлении. Уезжает и Сергей, чтобы развеять грусть и сон.

    Письмо с надеждой

    Далее о шести послереволюционных годах рассказывает поэма «Анна Снегина». Краткое содержание последующих событий таково: мельник присылает Есенину письмо, где сообщает, что Оглоблина расстреляли казаки. Его брат тем временем прятался в соломе. Он искренне просит Сергея его навестить. Поэт соглашается и отправляется в путь. Его радостно встречают, как и прежде.

    Старый друг отдает ему письмо с лондонской печатью от Анны. Она пишет просто и иронично, но сквозь текст поэт улавливает ее чувство любви. Есенин идет спать и снова смотрит, как и столько лет назад, на калитку, где когда-то девушка в белой накидке сказала ласково «нет». Но на этот раз Сергей Александрович заключает, что в те годы мы любили, но, оказывается, любили и нас.

    Темы произведения

    События в произведении начинаются в 1917-м. Последняя, пятая глава датирована 1923 годом. Ярким акцентом стоит в поэме война между двумя деревнями, которая трактуется как гражданская. Можно провести параллель и между поместьем Снегиных и властью, это символизирует провал царизма.

    И хотя в письме к другу Сергей Есенин написал, что сейчас переживает и муза его покинула, все же работу «Анна Снегина» можно легко отнести к «жемчужинам» русской литературы.