Зоя булгакова биография, от чего умерла, фото актрисы.

Зоя Булгакова
Имя при рождении:

Зоя Фёдоровна Булгакова

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Амплуа:
Театр:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
IMDb :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..
В коридоре послышались чьи-то шаги. Через мгновение дверь со скрипом открылась – на пороге стоял Караффа....
Его глаза сверкали молниями. Видимо, кто-то из старательных слуг немедля доложил, что я пошла в подвалы и теперь «святейшество» явно собиралось, вместо меня, выместить свою злость на несчастном кардинале, беспомощно сидевшем рядом со мной...

, Российская империя

Профессия: Годы активности: Амплуа: Театр: Награды:

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

Родилась в 1907 г. на станции Инза Симбирской губернии. Училась в школе вместе со своим будущим мужем Виктором Ильичом Козловым, ее братья были друзьями Виктора. Вместе с Виктором, который был выбран секретарем школьной ячейки, была в числе первых активистов-комсомольцев своей школы. В дальнейшем Виктор всю свою жизнь посвятил работе в комсомоле, а Зоя Федоровна – медицине.
В 20-х гг. Виктор Ильич был направлен по путевке ЦК РКСМ на учебу в Московский университет, в 1929 г. окончил международное отделение факультета советского права. По окончании МГУ Козлов был взят на работу в ЦК ВЛКСМ, где занимался вопросами образования и быта молодежи. В 1931 г. на 1Х съезде и в 1936 г. на Х съезде ВЛКСМ избирался председателем Центральной ревизионной комиссии ЦК ВЛКСМ. По постановлению ЦК ВКП(б) в 1931 г. был направлен на контрольную работу в комиссию при СНК СССР, которую возглавлял В.М. Молотов. В этом же году в семье родился сын Владимир. В 1933 г. семья поселилась в кв. 410 «Дома на набережной».
После Пленума ЦК ВЛКСМ, состоявшегося 19-22 ноября 1938 г., были арестованы руководители комсомола А. Косарев, В. Пикина, С. Богачев, так было сфабриковано «дело Косарева». По этому делу 1 декабря был арестован и В.И. Козлов. После ареста мужа Зое Федоровне предложили освободить квартиру и уйти в «никуда». Нашлись люди, которые помогли получить справку из дома, где проживали Козловы до 1933 г., помогли найти жилище, перевезти вещи на окраину города в дом барачного типа. Для Зои Федоровны начались стояния в длинных скорбных очередях к окошечку на Кузнецком мосту, хождения по инстанциям, по кабинетам с заявлениями от себя и мужа (переданным с этапа). Мужа приговорили к 15 годам исправительно-трудового лагеря. Срок он отбывал на Севере страны – в Устьвымлаге.
Каким-то чудом Зоя Федоровна попала на прием к Председателю Верховного суда СССР. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 19 ноября 1940 г. В.И. Козлову (которого привезли из лагеря на пересмотр дела в Москву) сократили пребывание в лагере до 8 лет. Перед отъездом в лагерь было разрешено свидание с женой в Бутырской тюрьме. Зоя Федоровна не помнит, как дошла домой после прощания с мужем – силы оставили ее, она тяжело заболела (начался туберкулез легких). Она нашла в себе силы победить болезнь и посвятить себя работе и воспитанию сына. Осенью 1941 г. отказалась от эвакуации из Москвы, днем работала в больнице, а ночью дежурила в отряде ПВО. Была награждена медалью «За оборону Москвы».
В 1946 г. кончился срок пребывания мужа в лагере, но он оставался там в положении вольнонаемного. Зоя Федоровна ездила в лагерь к мужу, и везла оттуда нелегально письма, заявления, жалобы…
21 апреля 1954 года Виктор Ильич был полностью реабилитирован и вернулся домой. Вернулся в Москву с подорванным здоровьем, получил общую инвалидность, но работал в Министерстве государственного контроля, до упразднения этого Министерства, затем перешел на работу в НИИ экономики строительства, был ученым секретарем, заведующим отделом, заместителем директора по научной части. Имел много научных работ, особенно в области сотрудничества со странами СЭВ. Умер Виктор Ильич в 1983 г. в возрасте 77 лет.
Трудные испытания в жизни Зои Федоровны наложили отпечаток на ее характер: она была строга и требовательна к себе, к людям, но никогда не теряла доброты и доверия к ним. Была красивой и обаятельной женщиной, одаренным человеком. Успешно училась, любила литературу, музыку. Не лишена была артистических способностей. Была верной, преданной женой и заботливой матерью. Сын Владимир прекрасно учился в школе, стал ученым, Лауреатом Государственной премии. Уже в первый год существования музея «Дом на набережной» (1989-1990 гг.) Зоя Федоровна пришла к нам, рассказала о судьбе своей семьи, о муже, подарила музею семейные фотографии и книги Виктора Ильича.

Самый почтенный подросток
В возрасте 102 лет скончалась старейшая актриса России Зоя Булгакова

На 103-м году жизни скончалась старейшая актриса России, заслуженная артистка РСФСР Зоя Булгакова , сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу молодежного театра «Глобус». Прощание с актрисой состоится 6 февраля 2017 года в новосибирском Доме актера. Ещё 100-летние


Зоя Булгакова в роли Красной Шапочки


Зоя Фёдоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года. В театре «Глобус» (ранее ТЮЗ) она играла с 1930 года. Актрису приглашали в Москву, где она исполнила роль Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев». Автору пьесы Самуилу Маршаку настолько понравилась игра Булгаковой, что он специально для нее дописал текст в роли. Однако артистка не захотела остаться в Москве. В 55 лет Булгакова ушла из театра. По словам актрисы, она не хотела обманывать зрителя и предпочитала остаться ребенком в памяти детей. Биография Зои Булгаковой и время, в которой пришлось жить этому старейшему ветерану сцены, не исчерпывается, но наглядно описывается двумя строчками официальной биографии: «В 1930 году была принята в Новосибирский ТЮЗ в качестве актрисы амплуа травести. В 1942 году вступила в ВКП(б)».

Но все по порядку.


2. Зоя Булгакова в молодости


В 1930 году юная 15-летняя Зоя Булгакова пришла в только что открывшийся новосибирский Театр юного зрителя, чтобы заниматься в его студии, после окончания которой она вошла в труппу театра. Ей досталось амплуа травести: в силу своей внешности она легко играла детей, причем как мальчиков, так и девочек. На сайте театра (с 1993 года он носит название «Глобус») отмечается, что Булгакова стала одной из первых создательниц детских образов на советской сцене - причем традиционно такие образы часто доставались взрослым актрисам, как, например, 38-летней Янине Жеймо, сыгравшей Золушку в одноименном фильме 1947 года.

- Булгакова занималась тем же самым с начала 30-х - и до ухода со сцены в 60-е.

Она играла в спектаклях новосибирского ТЮЗа, таких как «Конек-горбунок», «Синяя птица» Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» Перро (1938), «Снежная королева» (1939). В «Снежной королеве» актриса была Гердой - в свои 25 лет она играла роль маленькой девочки. Через семь лет ей - уже заслуженной актрисе республики, прошедшей войну - досталась роль маленькой Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» - и вместе с другими членами труппы она будет выдвинута на Сталинскую премию.


3.


- Всего в ее творческой биографии более 80 ролей, сыгранных на сцене новосибирского ТЮЗа.

Причем практически все она играла именно как травести - ее единственной взрослой ролью была Снегурочка в спектакле по одноименной пьесе Островского.


4.


Даже после ухода со сцены она с актерской профессией не рассталась - учила молодежь, участвовала в творческих вечерах (в том числе и своих собственных), давала интервью, в которых уверяла, что роли мальчиков ей удавались лучше, чем девочек. В 1999 году мэрия Новосибирска наградила актрису дипломом - за большой вклад в театральное искусство, а через два года ее имя было внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области.



5.


Булгакова в одном из своих многочисленных интервью рассказывала о забавном случае, произошедшем в незабавных обстоятельствах: во время войны в госпитале Анжеро-Судженска один из эвакуированных раненых после шефского концерта узнал в Булгаковой актрису из спектакля, который посетил в детстве. После войны, как стало известно Зое Федоровне, боец стал артистом, а впоследствии - директором Новосибирского театра оперы и балета.


6.


Этот случай хорошо описывает характер как недавней прижизненной, так и будущей посмертной славы: ее, ушедшую в наставники, чаще театральной критики поминает театральная мемуаристика. Зато хорошо запомнят дети всех возрастов - самые строгие и благодарные критики.

Зоя Булгакова

___

Фрагмент программы "Дело в шляпе" (НТН, 1992г. Автор и ведущий - Валерий Походня). «Делая эту программу 22 года назад, ни секунды не сомневался, что Зоя Фёдоровна встретит свой 100-летний юбилей. Она в душе всё такая же юная и озорная, как её героини. Дай бог ей здоровья, терпения и радости!»

В мирное время за руль не села...
Еще в первый год Великой Отечественной войны была объявлена мобилизация девушек-комсомолок в возрасте от 19 до 25 лет в войска ПВО - для замены выбывших мужчин: в сорок первом враг безраздельно властвовал в воздухе. Из нашей республики зенитчицами стали более трех тысяч женщин. Среди них была и моя героиня - белоречанка Зоя Красильникова-Костякова.

Я работала тогда в проектном отделе металлургического комбината. Нас, трех девушек, отправили на шоферские курсы. Обучали три месяца, затем - практика. Дали ЗИС-5. Это был газогенераторный автомобиль. Бензина давали пять литров, чтобы только завести мотор хватило, - шофер третьего класса, Зоя Федоровна до сих пор помнит тот день, 5 мая, когда их провожал на фронт весь Белорецк. В Уфе они побыли три-четыре дня. Здесь были сформированы батальоны.
- Из Уфы тогда отправилось 55 вагонов с девушками. Многое забылось, а вот номер вагона, 43-й, помню до сих пор, - продолжает свои воспоминания Зоя Федоровна.
К тому времени уже воевал ее брат - его призвали в ноябре 1941-го. Он, кстати, прошел всю войну и погиб уже в ноябре 1945 года.
В составе прожекторной части Зоя Федоровна попала в самое пекло - под Сталинград.
Ей дали ЗИС-12. Это был автомобиль, приспособленный под осветительные приборы. На платформе с низкими бортами монтировались прожекторы диаметром примерно в три метра. Их яркие лучи вспарывали черное ночное небо, высвечивая вражеские самолеты и превращая их в доступную для зенитного огня цель. Понятно, что и сами осветители были как на ладони…
Фашисты активно начали бомбить город в июле.
- Не зря говорят, что битва под Сталинградом была одной из самых кровопролитных, - продолжает Зоя Федоровна. - Это было что-то невообразимое… У меня тогда волосы поседели. И это в 19-то лет! Задача прожектористов - светить, всегда находились на передовой. От внезапного яркого света враг приходил в замешательство, тем временем наша артиллерия и танки наносили точные удары по обороне противника, и пехотинцы шли в атаку. Вот почему немцы остервенело старались избавиться от нас любой ценой.
Трудно даже представить, сколько километров проехала по фронтовым дорогам моя героиня. И вот Берлин - логово врага. Все знают, какую роль сыграли прожектористы при штурме последней фашистской цитадели. За эту операцию наша героиня была награждена медалью «За боевые заслуги», она прибавилась к медалям «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
- Десятого апреля получили приказ: ехать на Берлин! Меня вызвал командир батальона и сказал, что я буду во главе колонны и со мной поедет лейтенант. Тронулись. А я после стольких бессонных ночей сама не заметила, как уснула. Очнулась от сильного удара: съехала с дороги в кювет. И такие случаи бывали... Что интересно, я с этим лейтенантом встретилась в 1984 году. После стольких лет узнала его - в Оренбурге это было, - рассказывает Зоя Федоровна.
В Германии ее ранило осколком в голову. После лечения оставили в самом госпитале - возила замполита.
Домой вернулась в ноябре 1945-го. Устроилась на прежнее место, работала чертежницей, начальником бюро технической документации.
С Николаем Васильевичем Костяковым, тоже фронтовиком, поженились в 1947 году. Работали в одном отделе. Всю жизнь вместе - и дома, и на работе. Воспитали двух дочерей. К сожалению, супруга уже нет в живых.
В музее родного предприятия хранятся права Зои Федоровны, с которыми она прошла всю войну. А после нее, в мирное время, за руль так и не села. Ни разу.