Государственный контроль качества лекарственных средств осуществляется. Об утверждении порядка осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории российской федерации

Структура государственной системы контроля качества, эффек­тивности, безопасности ЛС, ее задачи и функции. В современном виде Государственная система контроля качества, эффективнос­ти, безопасности ЛС начала создаваться в 90-е г.

XX в., путем постепенной реорганизации существовавшей ранее контрольной службы. В настоящее время этот процесс еще не закончен.

Первоначальная ее структура, известная как контрольно-раз­решительная система (КРС), была утверждена приказом Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации от 02.09.93 №211 и включала разрешительную и контролирующую подсистемы, дей­ствовавшие на федеральном и региональном уровнях. К основной функции разрешительной подсистемы относилось проведение эк­спертизы материалов, представляемых для регистрации ЛС (оцен­ка данных доклинических испытаний безопасности и эффектив­ности, разрешение клинических испытаний (и их анализ и пр. Контрольные функции выполнялись на региональном уровне тер­риториальными контрольно-аналитическими лабораториями и центрами контроля качества ЛС. Согласно приказу Минздравмед- прома России от 25.03.94 № 53 все ЛС, выпускаемые как отече­ственными предприятиями, так и поступающие по импорту, под­лежали государственному контролю по единому порядку в режи­ме посерийного контроля.

Реорганизация КРС в Государственную систему контроля ка­чества, эффективности, безопасности ЛС отражена в Федераль­ном законе «О лекарственных средствах». Закон определяет струк­туру государственной системы контроля качества, эффективнос­ти и безопасности ЛС, включающую федеральный орган испол­нительной власти, который уполномочен осуществлять: функции по выработке государственной политики и нормативно-правово­му регулированию в сфере обращения ЛС; федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит госу­дарственный контроль и надзор в сфере обращения ЛС и его тер­риториальные органы; федеральный орган исполнительной влас­ти, исполняющий функции по оказанию государственных услуг, и правоприменительные функции в сфере обращения ЛС, ин­формационную систему по Л С и т.д.

Таким образом, государственная система контроля качества, эффективности, безопасности ЛС в России включает: Федераль­ный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному раз­витию (Росздрав), Федеральную службу по надзору в сфере здра­воохранения и социального развития (Росздравнадзор).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в частности, осуществляет: организацию и проведение контроля и надзора за деятельностью в сфере обра­щения ЛС; проведение контроля качества ЛС, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения; государственную регистрацию Л С, медицинской и реабилитаци­онной техники и ИМН.

Для реализации перечисленных выше задач в состав Федераль­ной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития включены: Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники; Управление государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств, медицин­ской продукции и средств реабилитации инвалидов; Управление государственного контроля качества меди ко-социальной помощи населению и т.д.

В частности, в задачи Управления регистрации лекарственных средств и медицинской техники входит: регистрация ЛС и фарма­цевтических субстанций; регистрация отечественной и зарубеж­ной медицинской техники и ИМН; регистрация цен на ЛС; реги­страция медицинских технологий.

Дальнейшее совершенствование Государственной системы кон­троля качества, эффективности, безопасности Л С связано с при­нятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который позволит ликвидиро­вать необоснованные административные барьеры, снять ограни­чения для технического прогресса посредством перехода от ве­домственного нормирования и обязательных стандартов к разра­ботке и принятию технических регламентов. Предлагается следу­ющая структура нормативного регулирования в сфере обращения ЛС: I уровень - технический регламент, II уровень - нацио­нальные стандарты.

Технический регламент - это документ, который установлен международным договором, федеральными законами, указами президента, постановлениями правительства и содержит обяза­тельные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, которыми в сфере обращения ЛС являются основные этапы жизненного цикла ЛС и основные па­раметры ЛС. Характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов сферы обращения Л С содержатся в национальных стандартах, обеспечивающих соответствие отече­ственной фармацевтической продукции международным нормам и устанавливаемых национальным органом по стандартизации - Госстандартом России.

Органическая связь структуры специального технического рег­ламента с перечнем национальных стандартов, регулирующих сферу обращения ЛС, заключается в соответствии каждому бло­ку специального технического регламента национального стан­дарта. Применение национального стандарта подтверждается зна­ком соответствия национальному стандарту. Национальные стан­дарты не являются обязательными к применению и вводятся в целях добровольного использования хозяйствующими субъекта­ми для повышения качества, эффективности и безопасности про­дукции по сравнению с требованиями технических регламентов.

Задачей первостепенной важности является государственная регистрация ЛС. Государственной регистрации подлежат: 1) но­вые ЛС; 2) новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС; 3) ЛС, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; 4) воспроизведенные ЛС; 5) ЛС, пред­назначенные для лечения животных. Экстемпоральные ЛС госу­дарственной регистрации не подлежат. Государственная регистра­ция проводится в срок не более 6 мес. Существует также ускорен­ная процедура государственной регистрации ЛС (не более 3 мес), которая применяется без снижения требований к качеству, эф­фективности и безопасности только к воспроизведенным ЛС, эквивалентным уже зарегистрированным в России оригинальным ЛС, возможно произведенным по другой технологии или с дру­гим составом вспомогательных веществ. Зарегистрированное ЛС вносится в Государственный реестр лекарственных средств, кото­рый ежегодно переиздается Минздравом России. Заявителю выда­ется регистрационное удостоверение.

Срок действия государственной регистрации - 5 лет с после­дующей возможной перерегистрацией. Подача заявки на перере­гистрацию - 3 мес до истечения срока действия предыдущей ре­гистрации. С 15 февраля 2005 г. Росздравнадзором введена новая форма регистрационного удостоверения на ЛС. Они оформляются на бланках Федеральной службы по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития с указанием организации-заявите­ля государственной регистрации ЛС, торгового названия ЛС, дей­ствующего вещества под МНН, его количества в единице дозиро­вания, лекарственной формы. Регистрационный номер будет со­стоять из букв ЛС и шестизначного цифрового номера. При про­длении срока действия регистрационных удостоверений регист­рационные номера ранее зарегистрированных ЛС будут сохране­ны. Приложения к регистрационным удостоверениям на ЛС бу­дут включать информацию о названии ЛС, действующем веще­стве, лекарственной форме, составе, производственных площад­ках, используемых в процессе производства, сведениях о наличии инструкции по медицинскому применению, нормативной доку­ментации для контроля качества препарата, макетах упаковки, сроке годности, условиях хранения, форме выпуска, ограниче­ниях по распространению и продаже ЛС.

Одними из основных задач федерального уровня государствен­ной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛС являются проведение государственного контроля качества ЛС и государственного контроля эффективности и безопасности ЛС в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.06 № 734 «Об утверждении административного регламента Федераль­ной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по организа­ции проведения экспертизы качества, эффективности и безопас­ности Л С».

Организация проведения экспертизы качества, эффективнос­ти и безопасности ЛС включает:

Проведение экспертизы качества, эффективности и безопас­ности при государственной регистрации ЛС;

Сбор и анализ информации о побочных реакциях при приме­нении ЛС;

Проведение экспертизы при предварительном, выборочном и повторном выборочном контроле качества;

Сбор и анализ информации о качестве ЛС.

Предварительному контролю качества подлежат ЛС,

произведенные предприятиями-производителями на территории РФ; впервые производимые предприятием-производителем; впер­вые ввозимые на территорию России; выпускаемые по изменен­ной технологии; выпускаемые после перерыва производства дан­ного ЛС от трех лет и более; в связи с ухудшением их качества. Выборочному контролю качества Л С подлежат Л С отече­ственного и зарубежного производства, находящиеся в сфере об­ращения ЛС в России. Номенклатура и периодичность отбора об­разцов ЛС регламентируются планом выборочного контроля. По­вторному выборочному контрол ю качества ЛС подле­жат ЛС в случае возникновения споров об их качестве между субъектами обращения ЛС. Контроль качества веществ раститель­ного, животного и минерального происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для произ­водства ЛС (субстанций), проводится на этапе их регистрации, а также в рамках предварительного и выборочного контроля их качества.

С целью обеспечения научного и методического руководства организацией контроля качества эффективности и безопасности ЛС, совершенствования методов фармацевтической, доклиниче­ской и клинической экспертизы ЛС, оптимизации процедуры предрегистрационной экспертизы ЛС, организации пострегист­рационного мониторинга качества, эффективности и безопасно­сти ЛС и информирования всех участников Сферы обращения ЛС по вопросам качества, эффективности и безопасности ЛС Росзд- равнадзором был создан Научный центр экспертизы средств ме­дицинского применения (НЦ ЭСМП). В его состав входят: Управ­ление клиентских отношений (отдел экспертизы документов за­рубежных ЛС, отдел экспертизы документов Л С стран СНГ и Бал­тии, отдел экспертизы документов иммунобиологических ЛС); Уп­равление по координации экспертных работ (отдел ведения и ана­лиза документооборота, отдел ведения регламентов, отдел по уни­фикации названий, стран и фирм производителей ЛС, отдел раз­работки и внедрения ОМР, информационно-аналитический от­дел); информационно-аналитическое управление (отдел ведения реестров, в том числе Госреестра, отдел ведения научно-техни­ческой документации, отдел информационно-программного обес­печения); Институт доклинической и клинической экспертизы

ЛС; Институт клинической фармакологии; Институт стандарти­зации; Институт стандартизации и контроля ЛС.

В своей деятельности НЦ ЭСМП руководствуется Положением о порядке проведения государственного контроля эффективности и безопасности ЛС на территории России, осуществляемого в фор­ме предрегистрационной и пострегистрационной экспертизы ЛС с использованием документальных, лабораторных и клинических данных и включающего: анализ результатов клинических и до­клинических исследований, рассмотрение нормативной докумен­тации, экспертизу образцов и использование торговых наимено­ваний ЛС.

Территориальный уровень (уровень субъектов Российской Фе­дерации) государственной системы контроля качества, эффек­тивности и безопасности ЛС представлен территориальными орга­нами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (управ­лениями Росздравнадзора), территориальными контрольно-ана­литическими лабораториями, центрами сертификации и контро­ля качества ЛС. Задачей этого уровня является государственный контроль обращения ЛС, который предусматривает: осуществле­ние мероприятий по выявлению и предотвращению попадания в обращение недоброкачественных и фальсифицированных ЛС; орга­низацию проведения государственного выборочного и повторно­го выборочного контроля качества ЛС; инспектирование органи­заций здравоохранения, аптечных учреждений, предприятий оп­товой торговли и других организаций по вопросам изготовления ЛС, контроля качества и оценки их соответствия; организацию проведения экспертизы качества ЛС.

Производственный уровень государственной системы представ­лен системами обеспечения качества организаций - производи­телей ЛС, дистрибьюторов ЛС и аптечных организаций. Задачей этого уровня является гарантирование возможности приобрете­ния потребителем качественных ЛС, что включает обеспечение сохранности качества ЛС, поступающих в аптечную организа­цию, и качества услуг по их реализации. Система обеспечения качества - это совокупность организационных мер, принятых в целях гарантирования качества ЛС и качества фармацевтической деятельности аптечной организации.

Методология обеспечения контроля качества предполагает ис­пользование взаимосвязанных инструментов: стандартизации, сер­тификации ЛС и оценки их соответствия.

Стандартизация в фармации. Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граж­дан и содействия соблюдению требований технических регламен­тов при максимальном учете применения международных стан­дартов как основы разработки национальных стандартов и недо­пустимости установления национальных стандартов, противоре­чащих техническим регламентам.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой наци­ональную систему стандартизации. Национальные стандарты утвер­ждаются национальным органом по стандартизации, т.е. Госстан­дартом России. Применение национального стандарта подтверж­дается знаком соответствия национальному стандарту. Нацио­нальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов.

Стандартизация - неотъемлемое условие функционирования сферы обращения ЛС, один из основных механизмов обеспече­ния необходимого уровня качества и безопасности фармацевти­ческой продукции и услуг.

Объектами стандартизации в сфере обращения ЛС являются ЛС и деятельность, связанная с организацией контроля производ­ства и качества ЛС, изготовлением ЛС в аптеках, информацией о Л С для потребителей, рациональным использованием ЛС и т.д.

За последние годы в стране разработаны и введены в действие ряд нормативных документов в области стандартизации лекарствен­ного обеспечения, соответствующие мировым стандартам. Это ОСТ «Правила лабораторной практики (GLP)»; ОСТ 42-511-99 «Пра­вила проведения качественных клинических испытаний в России (GCP)»; ГОСТ 52249-2004 «Правила производства и контроля ка­чества лекарственных средств (GMP)»; ОСТ 91500.05.0005-02 «Пра­вила оптовой торговли лекарственными средствами (GDP)»; ОСТ 91500.05.0007-03 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (GPP)» и др.

Приказом Минздрава России от 26 марта 2001 г. № 88 введен в действие Государственный информационный стандарт лекарствен­ного средства (ГИСЛС), который устанавливает требования к офи­циальной информации о ЛС и ее структуру; ГИСЛС состоит из следующих элементов: фармакопейной статьи ЛС, формулярной статьи Л С, клинико-фармакологической статьи лекарственного препарата и паспорта лекарственного препарата. Три последних элемента являются новыми для российской фармацевтической практики.

Формулярная статья - это нормативный документ, содержа­щий стандартизированные по форме и содержанию сведения о применении ЛС при определенном заболевании.

Клинико-фармакологическая статья подразделяется: на типо­вую клинико-фармакологическую статью (ТКФС) ЛС и клини­ко-фармакологическую статью лекарственного препарата (КФС); ТКФС - это официальный документ, который содержит сведе­ния об основных свойствах ЛС или часто используемых его ком­бинаций, определяющих эффективность и безопасность ЛС, раз-« рабатывается экспертным органом и утверждается Минздравом России; КФС - это официальный документ, который отражает совокупность клинико-фармакологических данных, характери­зующих эффективность и безопасность лекарственного препара­та. КФС утверждается на конкретный препарат с определенным торговым наименованием и разрабатывается на основе соответ­ствующей типовой клинико-фармакологической статьи ЛС. Про­ект КФС представляется предприятием-производителем, прохо­дит экспертизу при регистрации и утверждается Минздравом России.

Паспорт лекарственного препарата - это официальный документ, содержащий обобщенную информацию о лекарственном препара­те, имеющий юридическое значение в сфере обращения ЛС, в том числе идентифицирующую отличительные свойства упаковки.

На основе информации, содержащейся в ГИСЛС, разрабаты­ваются такие нормативные документы, как: Государственный ре­естр лекарственных средств; инструкции по применению лекар­ственного препарата; перечень жизненно необходимых и важней­ших ЛС; список льготного отпуска ЛС; список ЛС, отпускаемых без рецепта врача; обязательный ассортимент ЛС для аптечных организаций, обслуживающих амбулаторных больных; Федераль­ное руководство для врачей по использованию ЛС.

Благодаря ГИСЛС впервые определяется приоритет офици­альной информации о ЛС как основополагающей в системе обра­щения ЛС. Кроме того, официальная информация о ЛС в нашей стране гармонизируется с аналогичной информацией в зарубеж­ных странах.

Приказом Минздрава России от 01.11.01 № 388 утвержден ОСТ 91500.05.0001-2000 «Стандарт качества лекарственных средств. Ос­новные положения», который устанавливает порядок разработ­ки, оформления, экспертизы, согласования, утверждения, при­своения обозначения, регистрации государственных стандартов качества ЛС и внесения в них изменений. Действие его распрост­раняется на готовые лекарственные средства (ГЛС) отечествен­ного производства. Определены виды государственных стандартов качества ЛС: общая фармакопейная статья (ОФС); фармакопей­ная статья (ФС); фармакопейная статья на ЛС конкретного пред­приятия (ФСП). Последний документ является новым для рос­сийской фармации. ФСП содержит перечень показателей и мето­дов контроля качества ЛС, произведенных конкретным предпри­ятием, и разрабатывается с учетом требований Государственной фармакопеи (ГФ) и данного ОСТа. Срок действия ФСП устанав­ливается с учетом уровня технологического процесса конкретно­го производства ЛС, но не превышает 5 лет.

Сертификация ЛС и оценка их соответствия. Основными инст­рументами обеспечения качества лекарственной продукции в то­варопроводящем звене является сертификация ЛС и оценка их соответствия. Сертификация - это деятельность по подтвержде­нию соответствия продукции установленным в процессе стандар­тизации нормам, правилам, характеристикам. В соответствии с За­коном РФ «О защите прав потребителей»; Законом РФ «О серти­фикации продукции и услуг»; постановлением Правительства Рос­сии от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»; постановлением Пра­вительства России от 29.04.02 № 287 «О внесении изменений в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в Перечень продукции, соответствие которой может быть подтвер­ждено декларацией о соответствии»; была разработана и утверж­дена «Система сертификации лекарственных средств Системы сер­тификации ГОСТ Р». Основные правила и требования, связанные с порядком сертификации зарегистрированных на территории России Л С отечественного и зарубежного производства, опреде­ляются «Правилами проведения сертификации в Системе серти­фикации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р», утвержденными постановлением Госстандарта России от 24.05.02 № 36 и введенными в действие с 15.12.2002.

Сертификация (в пер. с лат. - «сделано верно») может носить обязательный и добровольный характер. Механизм обязательной сертификации предусматривает также подтверждение соответствия посредством принятия Декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что постав­ляемая (продаваемая) им продукция соответствует установлен­ным требованиям.

Декларация о соответствии, принятая в установленном поряд­ке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридиче­скую силу наравне с сертификатом. С 1 октября 2004 г., согласно постановлению Правительства России от 10.02.04 № 72, ЛС ис­ключены из списка товаров, подлежащих обязательной сертифи­кации. Постановлением Правительства России от 29.04.06 № 255 «О внесении изменения в постановление Правительства Российс­кой Федерации от 10 февраля 2004 г. № 72» с 1 января 2007 г. сертификация ЛС заменяется декларированием соответствия.

Обращение ЛС на фармацевтическом рынке России осуществ­ляется только после регистрации декларации о соответствии ЛС на требования нормативным документам (общим фармакопейным ста­тьям, фармакопейным статьям, фармакопейным статьям предпри­ятий, нормативным документам на ЛС зарубежного производства).

Декларация о соответствии ЛС может быть принята на конк- решук) серию ЛС. Декларация принимается декларантом наосно- вании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, в качестве которых принимаются: про­токолы испытаний, проведенных в аккредитованной испытатель­ной лаборатории (центре), или сертификаты соответствия на про­изводство или систему качества Системы сертификации ГОСТ Р.

Процесс декларирования отличается от процесса сертифика­ции тем, что орган сертификации сам отбирал как образцы ЛС для экспертизы, так и испытательную лабораторию, обращался и получал заключение экспертизы и в результате выдавал сертифи­кат соответствия. В случае подтверждения соответствия в форме декларирования заявитель выбирает и испытательную лаборато­рию, и орган по сертификации, который регистрирует деклара­ции о соответствии. Он может, как самостоятельно отбирать об­разцы для проведения экспертизы, так и поручить отбор образцов на договорной основе испытательной лаборатории или органу по сертификации. Обязательное условие при отборе проб - соблюде­ние требований нормативных документов, составление акта отбора образцов и предоставление его в испытательную лабораторию.

Декларация о соответствии содержит следующие сведения: наи­менование и местонахождение заявителя декларации о соответ­ствии или держателя регистрационного удостоверения на ЛП; наименование и местонахождение производителя (производите­лей); наименование ЛП, его лекарственная форма и дозировка; активные субстанции и их количество в единице дозы; номер го­сударственной регистрации ЛП; номер произведенной серии; дата производства; количество потребительских упаковок в серии; ука­зание на то, что декларирование соответствия осуществляется на основе собственных доказательств с указанием даты и номера протокола анализа; адрес, телефон для представления реклама­ций; срок годности серии ЛП; подпись уполномоченного лица. Зарегистрированная декларация о соответствии ЛС вместе с доку­ментами, на основании которых она была принята, хранится у декларанта не менее трех лет после окончания срока ее действия.

Сертификат соответствия систем качества (производства) - документ, удостоверяющий, что система качества (производство) заявленного производителем ЛС соответствует установленным тре­бованиям.

Сертификат соответствия лекарственного средства - документ, удостоверяющий соответствие ЛС всем требованиям нормативных документов, выданный в системе сертификации ЛС.

Сертификат соответствия ЛС единого образца оформляется органами по сертификации ЛС после проверки ЛС на соответ­ствие требованиям нормативных документов, утвержденных Мин­здравом России, на заявителя.

Сертификат действителен при поставке, продаже партии про­дукции в течение срока годности ЛС, установленного норматив­ными документами. Лекарственные средства, находящиеся в об­ращении по состоянию на 1 апреля 2007 г. и имеющие сертификат соответствия, выданный в установленном порядке, не подлежат декларированию (постановление Правительства России от 28.11.06 № 810).

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации) проводится в течение всего срока действия сертификата, не реже одного раза в 6 мес в форме периодических и внеплановых проверок, включа­ющих испытания ЛС и другие проверки, необходимые для под­тверждения, что производимая и реализуемая продукция продол­жает соответствовать установленным требованиям, подтвержден­ным при сертификации.

При оптовой торговле Л С информация о подтверждении соот­ветствия реализуемых Л С представляется в виде передачи от про­давца покупателю копии сертификата соответствия, заверенного в установленном Правительством Российской Федерации поряд­ке или оригинала декларации о соответствии. На оборотной сто­роне копии сертификата соответствия делается запись о продаже товара с указанием данных о покупателе и количестве реализуе­мого товара. Оригинал сертификата соответствия (копия, заве­ренная в установленном порядке) хранится у держателя подлин­ника (заверенной копии) до окончания срока действия сертифи­ката соответствия.

При розничной торговле продавец имеет право доводить до сведения потребителя информацию о подтверждении соответствия Л С установленным требованиям одним из следующих докумен­тов:

Сертификатом соответствия или декларацией о соответствии;

Копией сертификата соответствия, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертифи­кации, выдавшим сертификат;

Товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, приняв­шего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), и заверен­ными подписью и печатью производителя (поставщика, продав­ца) с указанием его адреса и телефона.

Кроме того, в соответствии сп. 71 и 72 «Правил продажи от­дельных видов товаров», утвержденными постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 55 в 1998 г., информация о ЛС и ИМН должна содержать сведения о государственной регистра­ции ЛС с указанием номера и даты его государственной регистра­ции (за исключением экстемпоральных ЛС). Информация об ИМИ должна содержать с учетом особенностей конкретного вида това­ра, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказа­ниях) для применения. Эта информация обычно содержится в сер­тификатах соответствия, которые выдаются после государствен­ной регистрации и содержат сведения о ее номере и дате в разделе «Основание». В соответствии с ОСТ 91500.05.0007-03 все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими ус­тановить: дату отгрузки, наименование ЛС (включая лекарствен­ную форму и дозировку), номер серии и партии, количество по­ставленного товара, цену отпущенного Л С, название и адрес по­ставщика и покупателя, а также документами, подтверждающи­ми качество.

Документами, подтверждающими качество ИМН, являются регистрационное удостоверение, санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия, на очки (за исключени­ем солнцезащитных) - декларация о соответствии. Для биоло­гически активных добавок к пище (БАД) - удостоверение о ка­честве и безопасности (на каждую партию) и санитарно-эпиде­миологическое заключение (копия) сроком на 5 лет, а на опыт­ную партию на 1 год (ранее выдавалось регистрационное удосто­верение на 3 года или 5 лет). Для новой БАД необходимо свиде­тельство о государственной регистрации новых пищевых продук­тов, материалов и изделий, парфюмерно-косметической продук­ции.

Регистрация и сертификация изделий медицинского назначения.

К изделиям медицинского назначения (ИМН) относятся прибо­ры, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплек­сы, системы с программными средствами, оборудование, при­способления, перевязочные и шовные средства, стоматологиче­ские материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для ана­лизаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материа­лов. программное обеспечение, которые применяют в медицинс­ких целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для: профилактики, диагностики (in vitro), лече­ния заболеваний, реабилитации, проведения медицинских про­цедур, исследований медицинского характера, замены и моди­фикации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функ­ций, контроля над зачатием; воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализует­ся путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако, способ действия которых может поддерживаться такими средствами.

Действующим законодательством контроль качества и безопас­ности ИМН отнесен на федеральном уровне к ведению Мин- здравсоцразвития России, Госстандарта России, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России), а на уровне субъектов - к ведению органов управления здравоохранением субъектов Российской Фе­дерации и территориальных органов Госстандарта России.

Минздравсоцразвития России регистрирует производителя ИМН, регистрирует ИМН, лицензирует деятельность по распро­странению данных изделий, проводит их всестороннюю оценку, осуществляет допуск ИМН к клиническому применению на ста­дии опытных образцов или первичного ввода и отвечает за их пра­вильную эксплуатацию.

Госстандарт России организует разработку государственных стандартов и через механизм сертификации обеспечивает соот­ветствие ИМН установленным требованиям при серийном про­изводстве и систематическом ввозе импортной продукции. Мин­промнауки России лицензирует производство медицинской тех­ники.

Поскольку регистрация ИМН представляет собой государствен­ную контрольно-надзорную функцию, которая находится в веде­нии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.06 № 735 был утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по регистрации ИМН.

Регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на основании результатов соответствующих испытаний и оценок, подтвержда­ющих качество, эффективность и безопасность изделий. При осу­ществлении регистрации эффективность устанавливается как сте­пень достижения изделием медицинского назначения целей свое­го предназначенного использования; безопасность характеризует­ся соотношением риска причинения ущерба пациенту, персона­лу, оборудованию или окружающей среде при его правильном применении и значимости цели, ради которой оно применяется; качество определяется по соответствию фактических свойств ИМН требованиям нормативного документа. Государственная регистра­ция проводится в срок до 4 мес со дня подачи комплекта доку­ментов, ускоренная процедура (2 мес) возможна, если регистри­руемое ИМН класса 1 и 2а является эквивалентным или тожде­ственным своему аналогу. К российским и зарубежным ИМН предъявляются одинаковые требования.

При регистрации ИМН классифицируются в зависимости от степени потенциального риска применения в медицинских це^ лях по четырем классам: класс 3 - изделия медицинского на­значения с высокой степенью риска; класс 26 - изделия ме­дицинского назначения с повышенной степенью риска; класс 2а - изделия медицинского назначения со средней степенью риска; класс 1 - изделия медицинского назначения с низкой степенью риска.

Сведения о номере и дате регистрации ИМН должны быть до­ступны для потребителя (нанесены на упаковку, этикетку, инст­рукцию по применению, руководство по эксплуатации), а также содержаться на рекламной продукции, предназначенной для ко­нечного потребителя.

Регистрация ИМН включает административные процедуры: рассмотрение документов и принятие решения о регистрации ИМН; внесение изменений в регистрационную документацию на ИМН; рассмотрение фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении зарегистрирован­ных ИМН; осуществление контроля за порядком проведения ме­дицинских и иных испытаний ИМН.

Все ИМН классов 26 и 3, а также ИМН классов I и 2а, не имеющие аналогов, зарегистрированных на территории Россий­ской Федерации, могут быть зарегистрированы на основании ак­тов технических испытаний, оценки безопасности и медицинских испытаний, подтверждающих приемлемость показателей качества, эффективности и безопасности изделия.

Управление регистрации ЛС и медицинской техники Росздрав- надзора ведет государственный реестр зарегистрированных меди­цинских изделий, разрешенных к применению в медицинских целях. Например, только в 2002 г. зарегистрировано 1 089 ИМН и 727 изделий медицинской техники отечественного производства, а также соответственно 626 и 418 изделий зарубежного производ­ства.

Государственная регистрация Минздравсоцразвития России и обязательная сертификация Госстандартом России ИМН и меди­цинской техники позволяют обеспечить соответствие установлен­ным требованиям и безопасность поступающих в учреждения здра­воохранения и приобретаемых гражданами медицинских изделий.

Факт регистрации ИМН подтверждает регистрационное удо­стоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем све­дений об ИМН и о лице, на имя которого ИМН зарегистрирова­но; срок действия не ограничен.

Изделия классов 3 и 26 и некоторые изделия классов 2а и 1, по определенному перечню, подлежат обязательной сертификации. Остальные изделия класса 2а и 1, не вошедшие в перечень, могут быть подвергнуты обязательной сертификации по желанию про­изводителя ИМН.

Сертификация косметических и гигиенических средств. Косме­тические и гигиенические средства аптечного ассортимента под­лежат обязательной сертификации в соответствии с Правилами проведения сертификации парфюмерно-косметической продук­ции, утвержденными постановлением Госстандарта России № 11 от 02.02.01.

Обязательной сертификации подлежит парфюмерно-космети­ческая продукция, предназначенная для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различ­ные части человеческого тела (кожные и волосяные покровы, ногти, губы, наружные половые органы) с целью очищения, придания приятного запаха, изменения внешнего вида, поддер­жания здорового состояния, защиты или сохранения в хорошем состоянии- В рамках Системы сертификации парфюмерно-косме­тическая продукция классифицируется на 7 однородных групп.

Сертификат соответствия выдается на конкретное наименова­ние продукции, но может иметь приложение, которое на бланке установленной формы оформляется на группу однородной про­дукции с указанием наименований продукции, входящей в эту группу. Например, в группу «специальная косметическая продук­ция» (код ОКП 915800) включены: средства для загара, средства для загара без солнца, фотозащитные средства, средства для от­беливания кожи и др.

В одну группу может быть включено несколько наименований продукции, если они выпускаются одним изготовителем и серти­фицированы по одним и тем же требованиям.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации. Срок действия сертификата на серийно вы­пускаемую продукцию не должен превышать трех лет. В серти­фикате соответствия, выданном на партию продукции, в раз­деле «Дополнительная информация» вносится дата окончания срока годности продукции той партии, на которую выдан сер­тификат.

Средства гигиены полости рта (СГПР), присутствующие в ап­течном ассортименте, также подлежат обязательной сертифика­ции в соответствии с Правилами по проведению сертификации средств гигиены полости рта, утвержденными постановлением Гос­стандарта России от 02.02.2001 № 12. К СГПР относятся любые вещества или средства, предназначенные для контакта с зубами и слизистой оболочкой полости рта с исключительной и преиму­щественной целью их очищения, профилактики, лечения и дезо­дорирования, но не отнесенные к разряду лекарственных препа­ратов в силу основных свойств и концентрации составляющих их компонентов. В рамках Системы сертификации СГПР классифи­цированы на 9 групп однородной продукции. Сертификат соот­ветствия выписывается на конкретное наименование продукции, может иметь приложение, которое оформляется на группу одно­родной продукции с указанием наименований продукции, вхо­дящей в эту группу. Например, в группу «средства гигиены поло­сти рта жидкие» (код ОКП 915823) включены: эликсиры, полос­кания, освежители, ополаскиватели, бальзамы, дезодоранты и т.п. Порядок их сертификации соответствует порядку сертификации парфюмерно-косметической продукции.

Фальсификация лекарственной продукции. Серьезной пробле­мой обеспечения качества ЛС являются фальсифицированные ЛС. Несмотря на то что с фальсификацией лекарств человечество стал­кивается с незапамятных времен, угрожающих размеров эта про­блема достигла к середине 80-х гг. XX в. В России фальсифициро­ванные медикаменты были обнаружены в конце 1997 г.

Всемирная организация здравоохранения следующим образом определяет фальсифицированное ЛС: это медикамент, который преднамеренно и обманным образом снабжен ложной маркиров­кой в отношении его подлинности и/или источника. Фальсифи­кация может относиться как к фирменным (торговое наименова­ние), так и к воспроизведенным препаратам (дженерикам). Фаль­сифицированная продукция может включать в себя изделия с над­лежащими ингредиентами или с неправильными ингредиентами, без активных ингредиентов, с недостаточным количеством ак­тивного ингредиента или с поддельной упаковкой. Различают сле­дующие виды поддельных лекарств:

содержащие действующие вещества, указанные на этикетке, в тех же количествах, но изготовленные другими производителями. Это так называемые «качественные подделки», которые также опас­ны для здоровья, потому что при их производстве отсутствуют регистрация, лабораторные исследования и инспектирование, т.е. соответствие стандартам не гарантировано и носит случайный характер. В 2004 г. в Федеральном законе «О лекарственных сред­ствах» было введено определение фальсифицированного ЛС: «Фальсифицированное лекарственное средство - это лекарствен­ное средство, снабжаемое ложной информацией о его составе и/или производителе лекарственного средства».

Всемирная организация здравоохранения, располагающая об­ширной научной и методической базой для борьбы с подделка­ми, предлагает:

разработать национальную программу борьбы с фальсифици­рованными ЛС;

проводить периодические инспекции аптечных и лечебных уч­реждений для выявления подделок;

готовить специалистов для выявления фальсификатов;

распространить аналитические методики по выявлению фаль­сификатов.

По мнению ВОЗ, факторами распространения фальсифициро­ванных ЛС являются: несовершенство нормативной базы; неком­петентность уполномоченных органов или их отсутствие; невы­полнение требований законов; недостаточно жесткие штрафные санкции; коррупция; множество посредников в каналах товаро­движения ЛС; спрос, превышающий предложение; высокие цены; совершенствование нелегального производства Л С; неэффектив­ное регулирование в экспортирующих странах и зонах свободной торговли.

При Международной торговой палате создано Бюро расследо­ваний контрафакции, которое собирает данные о контрафактной продукции, проводит расследования, изучает источники ее по­ступления, оказывает консультации по методам производства про­дукции, которую трудно копировать, и организует обмен инфор­мацией на международном уровне.

На национальном уровне предусматривается: пересмотреть за­конодательную базу, усилить уголовную ответственность за про­изводство и распространение фальсифицированных ЛС, а также за содействие этой деятельности; разработать систему подготовки и переподготовки специалистов по выявлению и пресечению обо­рота фальсифицированных ЛС; разработать систему оперативного информационного оповещения о всех случаях выявления фальси­фикатов; разработать национальную межведомственную програм­му предотвращения оборота фальсифицированных ЛС.

Для производителей самый эффективный путь защиты от под­делок - это создание упаковок с различными степенями заши­ты, но разница между введением очередной степени зашиты и появлением ее на подделках составляет 2 - 4 мес. Причем защита оригинального препарата составляет 15-20 % от стоимости само­го препарата, так как для организации учета промаркированной продукции необходимо специальное программное обеспечение.

ГЛАВА 5. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

5.1. Государственный контроль качества лекарственных средств

Одним из основных документов, составляющих нормативно-правовую базу госконтроля качества ЛС является ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств». Им закреплен приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. В законе даются основные понятияв сфере обращения (СО) ЛС:

Лекарственные вещества - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные.

Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Качество лекарственного средства - соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.

Безопасность лекарственного средства - характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью.

Эффективность лекарственного препарата - характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.

Фальсифицированное ЛС - ЛС, сопровождаемое ложной информацией о составе и/или производителе ЛС.

Недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;

Контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства;

Согласно ст. 9, гл. 4 ФЗ «Об обращении ЛС» государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется посредством:


  • проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил лабораторной и клинической практики при проведении доклинических и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, правил уничтожения лекарственных средств;

  • лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий;

  • контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте;

  • выдачи разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации;

  • проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов;

  • регулирования ценообразования на ЛС.
Государственное регулирование отношений, возникающих в СО ЛС, осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти:

  1. органом, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в СО ЛС (в настоящее время это Министерство здравоохранения и социального развития РФ - МЗ и СР РФ, в составе которого создан Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники),

  2. органом, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в СО ЛС (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - Росздравнадзор),

  3. органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, в СО ЛС (МЗ иСР РФ), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в результате проводимой в стране административной реформы произошло разделение функций в сфере обращения ЛС, ранее осуществляемых подразделениями МЗ РФ.
В настоящий момент, для осуществления деятельности по контролю качества ЛС в субъектах РФ действуют:

    • территориальные управления Росздравнадзора;

    • экспертные организации, заключившие договор о проведении экспертизы качества ЛС с Росзравнадзором, а именно: центры контроля качества ЛС (ЦККЛС) или КАЛ, или филиалы ФГУ НЦ ЭСМП Росзравнадзора, или другие аккредитованные лаборатории;

    • органы сертификации ЛС (в федеральных округах РФ).
Во исполнение ФЗ «Об обращении ЛС» принят приказ МЗ и СР РФ № 734 от 30.10.2006 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств», согласно которому государственный контроль качества ЛС осуществляется в виде:

    • проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств при государственной регистрации;

    • осуществления сбора и анализа информации о побочных эффектах применения лекарственных средств;

    • осуществления сбора и анализа информации о качестве лекарственных средств;

    • предварительного контроля качества ЛС;

    • выборочного контроля качества ЛС;

    • повторного выборочного контроля качества ЛС.

    1. Виды государственного контроля

  1. Предварительный контроль качества ЛС.
Предварительному контролю подлежат ЛС:

    • впервые производимые предприятием;

    • впервые ввозимые на территорию РФ;

    • выпускаемые по измененной технологии;

    • выпускаемые после перерыва производства данного ЛС от трех лет и более;

    • в связи с ухудшением их качества.
Процедура предварительного контроля качества ЛС включает следующие этапы:

Направление предприятием – изготовителем в МЗ и СР РФ заявки с необходимыми документами

Анализ документов и выдача разрешения на проведение предварительного КК ЛС

Отбор образцов ЛС для целей предварительного КК

Направление на экспертизу качества образцов ЛС

Принятие МЗ и СР РФ решения по результатам проведенной экспертизы качества ЛС.

Предприятие – изготовитель, впервые начинающее серийный выпуск ЛС, должно отправить на предварительный контроль образцы первых трёх промышленных серий данного препарата.

При изменении наименования ЛС предприятие – изготовитель направляет на предварительный КК одну серию переименованного ЛС.

ЛС снимается с предварительного КК и переводится на выборочный контроль по решению МЗ и СР РФ, если качество всех представленных образцов соответствует требованиям гос. стандарта качества данного ЛС.


  1. Выборочный контроль качества.
Выборочному КК подлежат ЛС отечественного и импортного производства, находящие в сфере обращения ЛС в РФ.

Процедура выборочного контроля ЛС включает следующие этапы:

Принятие решения МЗ и СР РФ о проведении выборочного контроля;

Отбор образцов ЛС для целей выборочного контроля;

Направление на экспертизу образцов ЛС;

Принятие решения по результатам экспертизы.

Выборочный контроль качества проводится по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка», проверяется происхождение, соответствие ЛС сопроводительным документам и государственному стандарту качества.


  1. Повторный выборочный контроль качества.
Осуществляется в том случае, если возникают претензии к качеству и безопасности того или иного препарата (серии препаратов) между поставщиком и аптекой (ЛПУ) или аптекой (ЛПУ) и конечным потребителем.

    1. Порядок проведения сертификации качества лекарственных средств
Законом предусмотрены две формы подтверждения соответствия:

  • обязательная - в виде декларирования соответствия и обязательной сертификации,

  • добровольная - в виде добровольной сертификации.
Сертификация продукции - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованном для выполнения данной работы в установленном порядке.

Цели сертификации:

1) создание условий для свободного перемещения товаров по РФ, а также для участия в международной торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

2) повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) на российском и международном рынках;

3) содействие приобретателю в компетентном выборе продукции (работ, услуг);

4) удостоверение соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, условиям договоров.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация - производится в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ и установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Подлежат такой процедуре потенциально опасные для приобретателя виды продукции.

Добровольная сертификация - проводится по продукции, не подлежащей обязательной сертификации, по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия продукции национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ № 1013 от 13.08.1997 (с изм.). Процедура сертификации включает следующие этапы :

1) подача заявки на сертификацию,

2) рассмотрение заявки и принятие решения по ней;

3) проведениепроверок (испытаний, проверки производства и т.п.);

4) анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата;

5) выдача сертификата;

6) инспекционный контроль за объектом сертификации органом сертификации с привлечением других организаций.

Сертификат соответствия. Системы сертификации ГОСТ Р (Ростехрегулирования) (СС ГОСТ Р)- это документ, удостоверяющий соответствие продукции (объекта) установленным требованиям (технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров).

В графах СС ГОСТ Р указываются следующие сведения:

1) регистрационный номер СС в Государственном реестре системы сертификации (начинается с букв РОСС, что означает Россия);

2) срок действия сертификата;

3) наименование объекта сертификации (ОС), его регистрационный номер, адрес и телефон;

5) коды продукции по общероссийскому классификатору продукции и по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (для импорта и экспорта);

6) сведения об изготовителе и держателе сертификата (наименование, адрес);

7) номера НД на продукцию;

8) перечень документов, на основании которых выдан СС;

9) дополнительная информация, которую определяет ОС (внешние признаки продукции, условия действия сертификата, место маркировки знаком соответствия, дата инспекционного контроля и т.д.). СС подписывается руководителем ОС и экспертом. Оригинал СС заверяется печатью органа сертификации, копии - установленными способами.

В «Правилах продажи отдельных видов товаров...», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 (19.01.98г. в ред. ПП №49 от 01.02.05г.), регламентируются способы заверки копии сертификата. Это может быть один из трех способов:

1) держателем подлинника сертификата;

2) органом по сертификации, выдавшим сертификат;

3) нотариусом.

Кроме того, копии сертификатов, выданных органами сертификации Ростехрегулирования, имеют право заверять территориальные подразделения Ростехрегулирования - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), а копии сертификатов на ЛС - любые аккредитованные органы сертификации ЛС.

Согласно ПП №55 факт сертификации при розничной реализации

может подтверждаться одним из следующих документов:

1) подлинником сертификата или декларации о соответствии;

2) копией сертификата, заверенной одним из способов;

3) товарно-сопроводительными документами, содержащими по каждому наименованию продукции (а для ЛС - по каждой серии) следующие сведения: номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший.

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Сертификат соответствия на продукцию, которой необходимо проведение проверок другими органами (например, санитарно - эпидемиологической экспертизы), выдается только приналичии соответствующего (например, санитарно - эпидемиологического) заключения, подтверждающего соответствие требованиям безопасности (на марлю, вату, бинты, продукты диетического питания, парфюмерно-косметическую продукцию и средства гигиены полости рта и т.д.). Сведения о наличии такого документа заносятся в бланк сертификата соответствия, поэтому его можно отдельно не предъявлять.

Сертификат действует на всей территории РФ. Срок действия не более 3 лет. На партию или единичное изделие срок действия СС не устанавливается, так как соответствует окончанию срока реализации партии или срока годности изделия.

Для серийно выпускаемой продукции отечественного производства, которая выпущена в период действия СС, сертификат действует до окончания срока годности (службы) продукции данной серии.

Документ о качестве на конкретную серию оформляется производителем, это может быть паспорт ОТК, удостоверение о качестве и безопасности или другой аналогичный документ.

Данные требования распространяются на все виды продукции, подлежащей обязательной сертификации, кроме медицинских иммунобиологических препаратов.

При проведении приемочного контроля следует обращать внимание на:

Срок действия сертификата,

Соответствие сведений о товаре и производителе в СС данным по упаковке и в товарно-сопроводительных документах поставщика,

На правильность заверки копии сертификата (наличие необходимой оригинальной печати).

При приемке необходимо также помнить, что в соответствии с приказом МЗ РФ №156 от 10.05.2000 применение в медицинских целях изделий медицинского назначения на территории РФ разрешается после их государственной регистрации МЗ РФ или Росздравнадзором. Документом, подтверждающим факт регистрации, является регистрационное удостоверение МЗ РФ или Росдравнадзора, которое необходимо требовать у поставщика.

На федеральном уровне систему контроля качества лекарственных средств и препаратов возглавляет Департамент государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздравсоцразвития России — Науч-ный центр экспертизы и государственного контроля.

На региональном уровне контроль качества осуществляют кон-трольные (испытательные) лаборатории и центры контроля ка-чества ЛС.

Стандарты качества лекарственных средств подразделяют на следующие категории: государственные стандарты качества лекар-ственных средств (ГСКЛС); фармакопейная статья предприятия (ФСП) на лекарственное средство конкретного предприятия.

Стандарты качества должны своевременно пересматриваться с учетом новых достижений медицинской, фармацевтической и других наук, рекомендаций ведущих международных организаций в области фармацевтической науки и практики.

В аптеках контроль качества проводят провизор-технолог и про-визор-аналитик. Анализ проводят также в контрольно-аналити-ческих лабораториях, учреждениях сертификации и контроля ка-чества лекарственных препаратов.

Качество лекарственных препаратов зависит от качества ис-ходных лекарственных средств, поэтому государство устанавлива-ет специальные нормы их качества (количественное содержание вещества, допустимое содержание примесей и т. д.). Примеси мо-гут попадать в лекарственные вещества при синтезе, несовершен-ных методах очистки и др. В количествах, превышающих норму, они могут оказывать на организм человека токсическое действие или влиять на стабильность изготовленных препаратов. Например, если пирогенные вещества присутствуют в растворе для инъекций в количестве выше тест-дозы, они вызывают пирогенную реак-цию (повышение температуры тела, рвоту и др.).

Кроме токсического действия примеси в лекарственных веще-ствах могут оказывать влияние на качество лекарственных препа-ратов, вызывать образование осадков в растворах при стерилиза-ции и др.

Нормы качества лекарственных средств указаны в фармакопей-ных статьях (ФС) и статьях Государственной фармакопеи. ФС представляет собой нормативный документ, устанавливающий требо-вания к качеству лекарственных средств (субстанций) или лекар-ственного растительного сырья и носит характер государственно-го стандарта.

В соответствии с ОСТ 91500. 05. 001-2000 Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения стандартами каче-ства являются: Государственный стандарт качества лекарственно-го средства (ГСКЛС); ОФС; ФС; ФСП, а также документы на импортируемую субстанцию: спецификация и собственно норма-тивные документы. В прил. 2 к ОСТ 91500. 05. 001-2000 приведены правила изложения ФС и ФСП для субстанций (табл. 4. 1).


Таблица 4. 1 Перечень разделов ФС и ФСП для субстанций

Раздел Правила изложения
Название лекарствен-ного вещества* На русском языке
Международное непа-тентованное название (МНН) »
Химическое назва-ние* В соответствии с требованиями ИЮПАК
Структурная формула В центре; изображение — в соответствии ИЮПАК
Эмпирическая формула Сначала углерод, затем водород, после-дующие элементы, включая металлы, располагаются в алфавитном порядке
Молекулярная масса Относительная молекулярная масса должна быть указана с точностью до второго знака после запятой (при относительной моле-кулярной массе до 400) и до первого знака (при относительной молекулярной массе свыше 400)
Содержание дейст-вующего вещества* В процентах или единицах действия
Описание* Внешний вид (физическое состояние, цвет, запах), гигроскопичность, отношение к свету и воздуху. Для ядовитых и сильнодейст-вующих веществ запах не указывают
Растворимость* В воде, этаноле 95 %, хлороформе , эфире. При необходимости указывают другие растворители. Термины растворимости указывают в соответствии со статьей
Раздел Правила изложения
ГФ «Растворимость». В установленных слу-чаях приводят соотношение массы раство-ренного вещества и объема растворителя
Подлинность Характеристики УФ- и ИК - спектров погло-щения и др. При необходимости приводят две-три наиболее специфические реакции
Температура плавле-ния (разложения) или температура затверде-вания, или темпера-тура кипения Верхние и нижние пределы этих показателей
Плотность Указывают верхний и нижний пределы
Удельное вращение »
Удельный показатель поглощения »
Показатель преломле-ния »
Прозрачность раствора Для определенной концентрации раствора
Цветность раствора Для определенной концентрации раствора. В случае окрашенных растворов указывают номер эталона цветности и буквы шкалы или характеристики спектров поглощения
рН или кислотность, или щелочность Растворами кислот или щелочей в концентрации 0,01-0,1 М с помощью индикаторов или потенциометрически
Механические включения В соответствии с ОСТ 42-501 -98
Посторонние примеси Методики обнаружения и допустимые нормы. При хроматографическом методе указывают все условия, определяющие процесс хроматографии
Показатели чистоты: хлориды и сульфаты, сульфатная зола и тяжелые металлы Указывают навеску лекарственного средства и допустимые пределы содержания
Потеря в массе при высушивании. Вода, определяемая методом Фишера Навеска препарата, условия сушки и нормы потери в массе при высушивании Указывают методику определения конца титрования по Фишеру и содержание влаги
Раздел Правила изложения
Остаточные органи-ческие растворители (в случае использо-вания токсичных растворителей или использования раство-рителей на последней стадии получения) Эталоны цветности, современные методы обнаружения
Пирогенность. Бактериальные эндотоксины (LaL-тест) Указывают тест-дозы, способы введения, сроки наблюдения в соответствии с ОФС 42-0002-00
Токсичность
Содержание гистаминоподобных веществ Указывают тест-дозы, способы введения, сроки наблюдения
Микробиологическая чистота. Стерильность Метод определения микроорганизмов и их допустимые пределы. Изменения № 2 к ГФ Х1. Раздел «Стерильность» вводится в случае, когда нельзя стерилизовать лекарственную форму
Количественное определение Содержание метода. Процентное содержание или активность в единицах действия (ЕД/мг) при пересчете на активное вещество
Упаковка Первичная упаковка (банки, ампулы, флако-ны, пакеты и т. п.), количество единиц про-дукции в упаковке. Вторичная (потребительская) упаковка, количество в ней первичных упаковок, способы герметизации; групповая и транспортная упаковка, ссылка на НД
Маркировка В соответствии с методическими указаниями по графическому оформлению
Транспортирование Ссылка на действующий стандарт. Требования, связанные с особенностями погрузки и выгрузки, обращения с продук-цией
Хранение Условия, требования по защите от влияния внешней среды, особенности хранения ядовитых, сильнодействующих, психо-тропных, наркотических и их прекурсоров (согласно соответствующим спискам)

Качество изготовленного препарата может быть обеспечено только при безусловном выполнении требований по перечислен-ным направлениям государственной регламентации.

Кроме требо-ваний к качеству лекарственных субстанций и вспомогательных веществ нормативные документы содержат непосредственно нор-мируемые показатели качества различных лекарственных форм и препаратов:

Показатели качества на стадиях изготовления, например, од-нородность (порошки, мази, суппозитории и др.); размер частиц (порошки, мази суспензионные); отсутствие механических включе-ний (растворы для инъекций, офтальмологические растворы) — согласно общим статьям ГФ, приказам и инструкциям Минздра-ва России;

Показатели качества изготовленного препарата: например, отклонение в массе порошков, объеме микстур и других лекар-ственных форм — согласно приказу Минздрава России «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках» от 16. 10. 1997 № 305; время полной деформации или растворения суппозитори-ев — в соответствии с общей статье ГФ; распадаемость пилюль — согласно общей статьей ГФ X и другим документам (ФС, прика-зы и инструкции).

Внутриаптечный контроль в соответствии с приказом Мин-здрава России «О контроле качества лекарственных средств, изго-товляемых в аптеках» от 16. 07. 1997 № 214 включает следующие виды контроля:

- письменный (который подтверждается паспортом письменного контроля ППК). Паспорт выписывают после изготовления (недо-зированных лекарственных форм — микстур, мазей, суспензий, эмульсий и других) или до разделения на дозы (дозированных лекарственных форм — порошков, суппозиториев , пилюль) или одновременно с изготовлением (если изготавливает и контроли-рует препарат один и тот же специалист);

- опросный — устный опрос фармацевта или провизора-техноло-га по качественному и количественному составу прописи, но не позднее, чем после изготовления пяти препаратов;

- физический, при этом проверяют следующие показатели: соот-ветствие объема, размера, формы, массы (отдельных доз и всего препарата в целом); температуру плавления, время распадаемости, растворимость, время деформации и др.;

- химический состоит в качественном и количественном анализе изготовленного препарата;

- органолептический, при котором проверяют запах, внешний вид, цветность, прозрачность, однородность, механические включе-ния и другие органолептические показатели.

При оценке качества всех без исключения лекарственных пре-паратов проверяют:

Цвет, запах, вкус (выборочно в детских лекар-ственных формах) в соответствии со свойствами ингредиентов;

Отсутствие механических включений: волосков ваты, крошек от пробки и т. д.;

Отклонение в массе или объеме лекарственного пре-парата;

Соответствие упаковки и укупорки массе (объему) и виду лекарственной формы, а также свойствам входящих ингредиентов;

Проверяют наличие соответствующих основных этикеток, а также предупредительных надписей или дополнительных этикеток;

Анализируют сопроводительные документы: наличие правиль-но выписанного и оформленного рецепта (при необходимости сигнатуры), паспорта письменного контроля, которые свидетель-ствуют о правильности проверки совместимости ингредиентов, доз ядовитых и сильнодействующих веществ, соответствия норме отпуска наркотических лекарственных веществ и расчета компо-нентов прописи рецепта.

Кроме того, оценку качества лекарственного препарата прово-дят в зависимости от специфики лекарственной формы.

Контроль качества внутриаптечной заготовки. В присутствии про-визора-аналитика или провизора-технолога («под наблюдением») изготавливают ароматные воды и лекарственные препараты для наружного применения, содержащие следующие вещества: де-готь, ихтиол, серу, нафталанскую нефть, коллодий, воду свин-цовую и другие вещества, химический анализ которых не может быть выполнен в условиях аптеки. Также под наблюдением изго-тавливают лекарственные препараты для новорожденных, не име-ющие методик качественного и количественного анализа.

Качество гомеопатических препаратов оценивают также в со-ответствии с требованиями ГФ, приказами и инструкциями Ми-нистерства здравоохранения и социального развития России.

Все лекарственные препараты должны соответствовать нормам микробиологической чистоты.

Уникальная система контроля качества гомеопатических пре-паратов предложена Ф. Р. Черниковым, основанная на методе молекулярного флуктуационного светорассеяния (на приборе АГЛС-ЭДАС) при поддержке фирмы «ЭДАС». Эта система кон-троля может применяться наряду с комплексом традиционных физико-химических методов оценки качества.

Проверке подвер-гают: сырье, все технологические этапы, все детали и компо-ненты технологического оборудования, готовые препараты на предмет их влияния на состояние лекарственной среды и воз-можность внесения в готовые препараты постороннего искажа-ющего влияния. Использование этого метода позволяет выявить большой спектр факторов, «возмущающих» лекарственные сре-ды, устранить их из производства, оптимизировать технологи-ческий процесс.

Метод основан на сравнении контролируемого образца с эта-лонным. В приборе АГЛС-ЭДАС в отобранной пробе снимают спектр и с помощью соответствующих программ сравнивают со спект-ром эталона. Степень сходства оценивают по степени совмещения спектров и характеризуют коэффициентом степени сходства (доля спектра контрольного образца, вышедшего за пределы допусти-мых границ).

В соответствии с Приказом Минздрава России «О контроле ка-чества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках» от 16. 07. 1997 № 214 применяют два термина для оценки качества изготовленной продукции: «удовлетворяет» (годная продукция) и «не удовлетворяет» (брак) требованиям ГФ, приказов и инст-рукций Минздрава России.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера-ции «О сертификации продукции и услуг» от 10. 06. 1993 № 5151-1 (ред. от 31. 07. 1998, с изм. от 22. 11. 2001) региональные центры по контролю качества осуществляют в настоящее время сертифика-цию лекарственных препаратов, в целях:

Создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей на едином товарном рынке Рос-сии и на международных рынках;

Защиты потребителей от недобросовестности изготовителя;

Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья;

Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой государственная регламентация производ-ства и контроля качества лекарственных препаратов?

2. По каким направлениям осуществляется в России государственная регламентация?

3. Каким образом регламентирован состав лекарственного препарата? Что представляют собой стандартные и нестандартные прописи?

4. Что такое рецепт? Какова его структура?

5. Что представляет собой Государственная фармакопея, общие и частные фармакопейные статьи?

6. Как регламентируют условия изготовления (производства) лекар-ственных препаратов?

7. Каковы нормы непатогенных микроорганизмов в нестерильных ле-карственных препаратах? Какие микроорганизмы должны отсутствовать и почему?

8. Сравните регламентацию технологии изготовления аллопатических и гомеопатических препаратов.

В последние годы государственный контроль обращения фармацевтической продукции претерпел значительные изменения. На данный момент используются более усовершенствованные методики исследования лекарств. Специализированные контрольно-аналитические лаборатории помогают осуществлять надлежащий контроль качества лекарственных препаратов.

Регулятор закона уделяет этому большое внимание, ведь от этого зависит жизнь и здоровье миллионов граждан. Под качеством фармацевтической продукции понимается соответствие фармпрепарат физико-химическим, биологическим и иным характеристикам и стандартам, утвержденным законодателем. В большинстве случаев потребитель не может самостоятельно удостовериться в доброкачественности. Контроль качества лекарственных средств осуществляется в согласии с ГОСТ.

История правонарушений в сфере фарма

За последние 7-8 лет количество мероприятий по контролю качества лекарственных средств значительно возросло. В среднем рост проверок составил 35%. Около 15% всей фармацевтической продукции, которая участвует в обороте, проходит надзор со стороны представителей Росздравнадзора. Специализированные методики и анализы с использованием усовершенствованного оборудования позволяют на должном уровне проводить изучение фармпродукции в жидком и таблетированном состоянии.

В ходе осуществления государственного контроля качества лекарственных средств выявляются практически одни и те же нарушения. В основном связаны они с нарушениями условий хранений и не соответствием требованиям ГОСТ. Все это представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан. По сути, многие фармацевтические препараты не оказывают требуемого фармацевтического эффекта.

Задачи Росздравнадзора в сфере контроля и качества лекарственных препаратов


По мнению высшего надзорного органа гарантией сохранения качества реализуемой продукции является соблюдение фармацевтического порядка, грамотная организация внутриаптечного контроля и соблюдение правил и сроков хранения фармпродукции. Аптечные и медицинские учреждения должны обеспечить препаратам надлежащую защиту от света, воздействия влаги, повышенной температуры и используемых дезинфицирующих средств.

Проверки в сфере государственной системы контроля качества ЛС

В текущем году произошло значительное увеличение проверок. Связано это с активизацией фармацевтического сегмента, ликвидацией одних аптечных учреждений и появлением других. Несмотря на то, что проверок стало проводиться больше, осуществлять должным образом государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств не представляется возможным. Проблема заключается в скромном кадровом ресурсе, ведь на всю страну приходится порядка чуть более 1000 сотрудников надзорного подразделения.

  1. Лицензионный. Представляют собой проверку деятельности компании на предмет наличия разрешительной документации.
  2. Федеральный государственный надзор. Заключается в проверке документации и фармацевтической продукции.
  3. Выборочный контроль качества. Данные мероприятия производятся в соответствии с 61 ФЗ и действующими нормативно-правыми актами. В ходе проведения посерийного выборочного контроля было выявлено более 7,5 млн несоответствующих качеству упаковок фармпродукции.

Если в ходе проверочных мероприятий фиксируются проблемы с качеством в двух сериях подряд, то в обязательном порядке производится государственный контроль, фармпродукция проверяется в лаборатории. Все это позволяет исключить ввод в обращение некачественного фармпрепарата.

Какие подразделения осуществляют контроль качества ЛП?

  • Департамент государственного контроля качества эффективности и безопасности фармпродукции.
  • Комитет по новой медицинской технике, научные центры экспертизы госнадзора.
  • Центры сертификации фармпродукции.
  • Централизованные лаборатории, осуществляющие контроль качества лекарственных препаратов в аптеке.

Среди дополнительных подразделений можно выделить профильные учреждения, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью в сфере фармации, разработки стандартов. Среди всех основных органов можно также выделить фармакологические и фармакопейные государственные комитеты. Ведущая роль надзорных органов – это утверждение соответствующих стандартов и контроль за их соблюдением.

Нормативно-правовое регулирование контроля качества ЛС

  • ФЗ № 61 «Об обращении фармпродукции».
  • Законодательное положение «О защите прав потребителей».
  • Закон о правилах проведения сертификации.
  • Приказ надзорного органа о контроле качества лекарственных средств.
  • Законодательное положение о лицензировании производства фармацевтической продукции.

Органы и подразделения в сфере надзора должны руководствоваться вышеперечисленными законами и постановлениями. Все лекарственные препараты должны соответствовать утвержденным стандартам. К ним относится фармакопейный стандарт, в который входит соблюдение требований апробации и оценка качества фармацевтической продукции. В последнее время в соответствующий приказ о контроле качества лекарственных средств вносятся корректировки, так как появляется все больше новых препаратов на основе синтетических компонентов.

В 2017 году высший надзорный орган получил право осуществлять контрольную закупку. Сделано это было с целью надлежащего мониторинга лекарственных средств со стороны Росздравнадзора.

Должностные лица имеют следующие полномочия:

  • Получать ответы на отправленные мотивированные письменные запросы.
  • Беспрепятственно проверять здания и сооружения.
  • Осуществлять отбор образцов фармпродукции.
  • Направлять в уполномоченные органы необходимую документацию, связанную с нарушениями обязательных требований.

Среди новых полномочий можно выделить возможность проведения контрольной закупки. В этом случае надзорным инстанциям не нужно предупреждать представителей фармацевтических компаний и аптечных учреждений о проведении проверки. В настоящее время законодательная база, затрагивающая порядок проведения контрольных закупок, еще прорабатывается.

В арсенале государственного надзорного сектора имеются различные средства проверки фармацевтической продукции. В основном они направлены на проверку качества и соответствие требованиям маркировки. Усиление надзора со стороны государственного органа в первую очередь направлено на реализацию прав граждан и включает в себя предоставление эффективного и безопасного терапевтического лечения с использованием ЛП.

Итак, в нашей стране существует огромная система, которые занимается надзором в сфере безопасности лекарственных препаратов, от фармакопейного государственного комитета до центральных зональных лабораторий. Совершенствование стандартизации ЛС и осуществление надлежащего надзора – это залог ввода в оборот качественной и безопасной фармацевтической продукции.

В настоящее время создан международный фонд по изучению безопасности лекарственных средств. Он оказывает консультацию и материальную поддержку при испытаниях новых лекарственных средств, стремясь довести эти испытания до уровня международных требований. Контроль качества лекарственных средств осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, территориальном и на уровне аптеки.

На федеральном уровне образовано Управление по стандартизации и контролю качества лекарственных средств и медицинской техники в 1992 году.

Во введении Управления находятся :

1. Российский государственный центр экспертизы лекарственных средств;

2. Всероссийский НИИ медицинской техники;

3. Государственный НИИ по стандартизации и контролю качества лекарственных средств (ГНИИСКЛС);

4. Бюро по регистрации новых лекарственных средств и изделий медицинской техники;

5. Всероссийский научный центр биологически-активных веществ (БАВ).

Управление координирует деятельность :

1. Фармакологического государственного комитета;

2. Фармакопейного государственного комитета;

3. Комитета по медицинским иммунобиологическим препаратам;

4. Комитета по новой медицинской технике.

Задачи управления :

1. Организация и осуществление контроля качества отечественных и зарубежных лекарственных средств и изделий медицинской техники;

2. Организация научно-исследовательских работ по контролю качества лекарственных средств, стандартизации и сертификации;

3. Экспертиза проектов нормативных документов (НД);

4. Организация издания ГФ.

Функции управления :

1. Систематический пересмотр номенклатуры средств, разрешенных к применению в медицинской практике;

2. Выдача сертификатов на экспорт;

3. Ведение государственных реестров отечественных и зарубежных лекарственных средств и изделий медицинской техники.

4. Анализ информации по вопросам побочного действия лекарственных средств и принятие мер по его устранению.

Российский государственный центр экспертизы выполняет экспертные функции по доклиническим и клиническим испытаниям, включая оценку результатов испытании. Он имеет отдел фармацевтической экспертизы для проверки соответствия качества представленных образцов лекарственных средств требованиям НД и воспроизводимости методик анализа.

Фармакологический комитет – это экспертный орган МЗ РФ по вопросам клинических испытаний и применении в медицинской практике лекарственных, диагностических и профилактических средств. В составе комитета работают несколько специализированных экспертных комиссий.

Функции фармакологического комитета:

1. Оценивает специфической активности и безопасности отечественных и зарубежных лекарственных средств, не имеющих разрешение к медицинскому применению;



2. Проводит экспертизу материалов по доклиническим испытаниям;

3. Разрешает испытания новых лекарственных средств;

4. Определяет объем и характер клинических исследовании в соответствии с правилами GСР, адаптированными к отечественным клиникам;

5. Решает вопросы целесообразности применения новых лекарственных средств в медицинской практике;

6. Пересматривает номенклатуру лекарственных средств для исключения из реестра.

Фармакопейный комитет – это орган государственной стандартизации лекарственных средств. В него так же входят несколько специализированных экспертных комиссий.

Функции фармакопейного комитета:

1. Готовит к изданию ГФ РФ;

2. Проводит экспертизу ФС на новые лекарственные средства;

3. Систематически пересматривает ФС;

4. Составляет списки сроков годности на отечественные и зарубежные лекарственные средства;

5. Проводит экспертизу ГОСТов на тару, упаковку и т.п.;

6. Проводит экспертизу НД на зарубежные лекарственные средства, применяемые в РФ.

Соблюдение производителями и потребителями фармацевтической продукции и изделий медицинской техники стандартов, регламентов, НД на федеральном уровне контролирует Государственная Инспекция по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники.

На региональном уровне проблемы создания эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств решают региональные центры экспертизы (например, в Нижнем Новгороде).

На территориальном уровне контроль качества осуществляется центрами контроля качества (ЦКК) ПО «Фармация», которые должны иметь аккредитацию на этот вид деятельности. Их деятельность координируется Управлением по фармации при МЗ.

ЦКК выполняют следующие виды деятельности :

1. Производственную – это контроль качества лекарственных средств изготовленных в аптечных учреждениях и поступивших на аптечный склад;

2. Организационно–методическую – это руководство контрольно-аналитической службой аптечных учреждений;

3. Контрольно-консультативную - это проведение консультаций работников аптек по вопросам приготовления, хранения и отпуска аптечной продукции;

4. Научно-исследовательскую - это изучение часто встречающейся рецептуры, разработка новых методик анализа и т. п.

Завершающим звеном государственной системы контроля качества лекарственных средств является внутриаптечный контроль , выполняемый на уровне аптеки . Основные принципы и виды внутриаптечного контроля изложены в приказе 214 от 1997 года.

Основные направления внутриаптечного контроля:

1. Предупредительные мероприятия;

2. Оценка качества лекарственных средств, приготовленных в аптеке с использованием всех видов контроля (опросный, физический, химический, и т.д.)

Контроль качества лекарственных средств, приготовленных в аптеке осуществляется на территории аптеки. Для этого организуется контрольно-аналитический кабинет или стол. Анализ лекарственных средств осуществляет провизор-аналитик.

Результаты фиксируются в журналах установленной формы. Годовой отчет направляется в ЦКК.

Все выше указанные организации и отделы призваны исключить возможность применения в медицине лекарств, которые могут оказать токсическое или пагубное воздействие на человека.

Кроме того, в соответствии с федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» лекарственные средства подлежат обязательной сертификации. Всероссийский сертификат соответствия выдается Инспекцией государственного контроля качества лекарственных средств на основе заключения ГНИИСКЛС (см. выше).

На промышленных предприятиях , выпускающих фармацевтическую продукцию надзор за ее качеством возложен на отдел технологического контроля (ОТК) – это самостоятельное структурное подразделение предприятия. Начальник ОТК подчиняется директору и наравне с ним несет ответственность за качество продукции. Работники ОТК подчиняются начальнику ОТК и независимы от цехов и других отделов.

Функции ОТК:

1. Контроль сырья и полуфабрикатов;

2. Первичный контроль (постадийный контроль, приемка готовой продукции);

3. Выборочный контроль (последующие серии выборочно);

4. Контроль за состоянием средств измерения;

5. Контроль за соблюдением технологии производства;

6. Оформление документации на продукцию и претензионных документов на сырье и полуфабрикаты.