Строение и функции слуховой сенсорной системы. Особенности слуха у детей

Слуховая сенсорная система

Служит для восприятия и анализа звуковых колебаний внешней среды частотой 15-20000 Гц (10-11 октав), у детей до 22000 Гц. Состоит из 3 отделов:

· Периферический отдел – состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Ø Наружное ухо (ушные раковины) является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего.

Ø Среднее ухо является звукопроводящим аппаратом и представляет собой воздушную полость, которая через слуховую (Евстахиеву) трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают 3 соединœенные друг с другом слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Стремечко через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе – перилимфе.

Ø Внутреннее ухо звуковоспринимающий аппарат. Оно расположено в пирамидке височной кости и содержит улитку, которая у человека образует 2,5 спиральных витка. Улитковый канал разделœен двумя перегородками (основной мембраной и вестибулярной мембраной) на 3 хода – верхний (вестибулярная лестница) и нижний (барабанная лестница) соединяются и заполнены перилимфой , а средний (перепончатый канал) заполнен эндолимфой и содержит Кортиев орган, в котором находятся механоРц звуковых колебаний – волосковые клетки . Звуки разной частоты возбуждают разные волосковые клетки и разные нервные волокна, ᴛ.ᴇ. осуществляется пространственное кодирование. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон.

· Проводниковый отдел – первый нейрон находится в спиральном узле улитки и получает возбуждение от рецепторов внутреннего уха, затем по его волокнам (слуховой нерв) информация идет ко второму нейрону в продолговатом мозге, затем часть волокон идет к третьему нейрону в среднем мозге, а часть к ядрам промежуточного мозга.

· Корковый отдел – представлен четвертым нейроном, который находится в первичном проекционном слуховом поле в височной области коры больших полушарий и обеспечивает возникновение ощущения, во вторичном слуховом поле происходит обработка звуковой информации – формирование восприятия и опознание информации, затем сведения поступают в третичное поле нижнетеменной зоны, где соединяются с другими формами информации.

Различают костную и воздушную проводимость звука. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проведение звуковых колебаний через наружное и среднее ухо к рецепторам внутреннего. При костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке (при нырянии). Нерегулярные звуковые волны формируют ощущение шума, а регулярные, ритмичные волны воспринимаются как музыкальные тоны. Звуки распространяются со скоростью 343м/с при температуре воздуха равной 15-16 о С.

Рис. 21. Схема строения среднего и внутреннего уха. Обозначения: А - наружный слуховой проход; Б - среднее ухо; В - внутреннее ухо; 1 - полукружные каналы (а - верхний; б - задний; в - латеральный); 2 - ампула; 3 - овальное окно; 4 - отолитовый аппарат; 5 -круглое окно; 6 - барабанная лестница; 7 - средняя лестница; 8 - отверстие улитки (геликотерма); 9 -основная мембрана; 10 - вестибулярная лестница; 11 - Евстахиева труба; 12 - барабанная перепонка; M- молоточек; H - наковальня; С - стремечко

Слуховая сенсорная система - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слуховая сенсорная система" 2017, 2018.

Звуковых сигналов (звуковых излучений) внешней среды (главным образом, колебания воздуха с разной частотой и силой), в том числе речевых сигналов. Эта функция реализуется с учас­тием - важнейшего компонента , который прошел сложный путь эво­люции.

Слуховая сенсорная система состоит из следующих разделов:

  • периферический отдел, который представляет собой сложный специализированный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха;
  • проводниковый отдел - первый нейрон проводникового отдела, находящийся в спиральном узле улитки, получает от рецепторов внутреннего уха, отсюда информация поступает по его волокнам, т. е. по слуховому нерву (входящему в 8 пар черепно-мозговых нервов) ко второму нейрону в продолговатом мозге и после перекреста часть волокон идет к третьему нейрону в заднем двухолмии , а часть к ядрам - внутреннему коленчатому телу;
  • корковый отдел - представлен четвертым нейроном, который находится в первичном (проекционном) слуховом поле и области коры и обеспечивает возникновение ощущения, а более сложная обработка звуковой информации происходит в расположенном рядом вторичном слуховом поле, отвечающем за формирование восприятия и опознание информации. Полученные сведения поступают в третичное поле нижнетеменной зоны, где интегрируются с другими формами информации

Слуховая сенсорная система имеет огромное значение для человека. Физиология предусматривает наличие системы, которая включает зрительное и слуховое восприятие информации, на основе чего формируются образы и происходит межличностное общение. Звуковые сигналы проходят несколько этапов обработки, прежде чем информация примет осознанную форму. Каждый из них необходимо рассмотреть более подробно.

Воспринимающая система

Слуховая сенсорная система и её физиология имеют довольно сложную структуру. У человека она представлена тремя основными частями:

  • воспринимающая;
  • проводящая;
  • центральная.

Первый контакт происходит в воспринимающей системе человека. Она представлена непосредственно таким органом слуха, как ухо. Физиология подразумевает выделение , каждый из которых выполняет набор задач, по итогу которых происходит кодировка и распознание звуковых импульсов.

Ухо человека имеет три составляющих части:

  • наружную;
  • среднюю;
  • внутреннюю.

Физиология слуховой системы человека заключается в том, что внешний раздражитель, то есть звук, проходит длинную цепочку передачи сигнала в мозг человека. В воспринимающем отделе аудиоинформация начинает свое путешествие целым рядом этапов. Вначале звуковые волны улавливаются наружным ухом. Ушная раковина захватывает звук, и позволяет определить направление расположения его источника.

Далее сигнал поступает через к барабанной перепонке, вызывая её колебание и приводя в движение среднего уха. Всего их три: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек соединяется с барабанной перепонкой и наковальней, а стремечко – наковальней и .

Внутреннее ухо представлено лабиринтом. Здесь располагается улитка и , отвечающий за равновесие и ориентацию человека в пространстве. Непосредственно во внутреннем ухе человека происходит кодировка сигнала. Звуковые колебания улавливаются волосковыми рецепторами и преобразуются в нервные импульсы. Здесь функции воспринимающей системы считаются завершенными.

Если на этом этапе возникают проблемы, говорят о наличии функциональной (кондуктивной) тугоухости. Дисфункция или повреждение одного из элементов звуковоспринимающей системы не позволяет аудиоинформации пройти полноценный путь передачи. Снижение чувствительности барабанной перепонки, повреждение косточек, избыток экссудата или наличие воспалительного процесса – все эти факторы ухудшают слух, влияют на увеличение порога чувствительности и громкости, способствуют искажению информации и затрудняют её распознание.

Проводящая и центральная системы

Предварительно обработанная информация, а именно преобразованные в нервные импульсы звуковые волны, продолжают свой путь в проводящей системе человека. Ее физиология подразумевает наличие нерва, который является проводником между двумя крайними точками: воспринимающим и центральным отделом.

Слуховой нерв имеет несколько ответвлений. Одна его часть соединяется с вестибулярным аппаратом. Благодаря этому сигнал из позволяет проинформировать человека о его положении в пространстве. Этот отросток соединяется со слуховым нервом.

Слуховой отросток контактирует с улиткой, в которой происходит преображение звуковых волн в нейронные связи. В итоге полученный импульс проходит по стволу и поступает в центральную слуховую систему, то есть головной мозг.

Центральная часть представлена стволом головного мозга и слуховой зоной коры больших полушарий. Основной центр приема импульсов располагается в височной области. Подобная физиология обеспечивает прием, обработку и расшифровку аудиоинформации.

При нарушении работы рецепторов внутреннего уха, проводниковой и центральной систем у человека диагностируется нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость. При серьезных патологиях может наблюдаться полная глухота. Если с кондуктивной формой можно справиться и откорректировать работу поврежденных отделов уха посредством операции, медикаментов или протезирования, то здесь могут быть безвыходные ситуации. Частично возместить потерю слуха можно посредством аппаратного протезирования и вживления имплантатов. В частности, достаточно эффективным является кохлеарное вживление электродов во внутреннее ухо.

Значение и особенности слухового анализатора

Слуховая система имеет огромное значение в познании мира и ведении жизнедеятельности человека. Она позволяет контактировать с внешней средой еще с момента развития плода в утробе матери. Чтобы лучше понимать о чем идет речь, следует подробно рассмотреть возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

Физиология человека – это сложное понятие. Если рассматривать непосредственно органы, связанные со слухом, они проходят долгий процесс формирования даже после появления ребенка на свет. В последнем триместре малыш может реагировать на голоса родных и приятные звуки, находясь в утробе матери, но после рождения происходят изменения в , который приспосабливается под новые условия жизни.

Первая особенность – это физиология воспринимающего анализатора. У младенцев ухо имеет минимум хрящевой ткани, а барабанная перепонка отличается большей толщиной и горизонтальным расположением. Кроме того, среднее ухо имеет связь с мозговой оболочкой, так как стенки полости еще не заросли окончательно и имеют небольшую толщину. А вот слуховые косточки мало чем отличаются от взрослых, но они могут быть частично заблокированы в первый месяц жизни ребенка. Это связано с тем, что евстахиева труба у малышей короткая и широкая, что открывает доступ в среднее ухо. После рождения в него может попасть околоплодная жидкость, но со временем эта проблема самоустранится.

В первый год происходит становление слухового анализатора. Вначале новорожденный реагирует рефлекторно на громкие звуки, но уже к полугоду он умеет их различать и определять источник шума. Далее начинает формироваться распознавание речевой составляющей, что подготавливает ребенка к развитию умения говорить и повторять за взрослыми.

Окончательное становление всех трех систем слухового анализатора, в частности, центрального, происходит к 12-13 годам.

По мере взросления человека качество слуха вначале улучшается, а затем начинает идти на спад. Особенно четко это заметно при сравнении чувствительности восприятия разных частот в том или ином возрасте. Изначально порог восприятия может достигать более 30 кГц, пик приходится на 15-20 лет. После чувствительность становится меньшей и уже к 30 годам человек зачастую не различает частоты в 15-17 кГц. В пожилом возрасте высокие частоты становятся недоступными для восприятия. Если же ухудшение слуха происходит раньше, стоит провериться на наличие тугоухости.

Также по мере старения и износа анализаторов, ухудшается восприятие определенной громкости. К 60 годам у многих людей порог остроты слуха смещается до 50-65 Дб. Это связано с наличием патологий, перенесенными ранее болезнями, естественным износом организма. Барабанная перепонка теряет свою эластичность, слуховые косточки становятся менее подвижными, а волосковые рецепторы со временем деформируются и отмирают. Чтобы замедлить эти процессы нужно на протяжении всей жизни следить за своим здоровьем и выполнять рекомендации относительно профилактики слуха.

Слуховые анализаторы представляют собой сложную систему. Природой была продумана каждая мелочь, чтобы увязать все элементы в цельный комплекс, позволяющий воспринимать и распознавать самые разнообразные аудиосигналы из внешнего мира, а в последующем – воспроизводить некоторые из них.

Периферический отдел слуховой сенсорной системы состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 5.8).Орган слуха занимает важное место в получении информации организмом. От его нормального функционирования в значительной степени зависят успехи учащихся в освоении учебного материала, а также развитие речи, оказывающей решающее влияние на психическое развитие в целом. Орган слуха связан с органами сохранения равновесия, которые участвуют в поддержании определенной позы тела.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход.

Ушная раковина предназначена для улавливания звуковых колебаний, которые далее передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход имеет длину около 24 мм, он выстлан кожей, снабженной тонкими волосками и особыми потовыми железами, которые выделяют ушную серу. Ушная сера состоит из жировых клеток, содержащих пигмент. Волоски и ушная сера выполняют защитную роль.

Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Она очень тонкая (около 0,1 мм), снаружи покрыта эпителием, а изнутри - слизистой оболочкой. Барабанная перепонка расположена наклонно и при воздействии на нее звуковых волн начинает колебаться. И так как барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, то она колеблется при всяком звуке соответственно его частоте и амплитуде.

Среднее ухо представлено барабанной полостью неправильной формы в виде маленького плоского барабана, на который туго натянута колеблющаяся перепонка, и слуховой, или евстахиевой, трубой.

В полости среднего уха расположены сочленяющиеся между собой слуховые косточки - молоточек, наковальня, стремечко. Среднее ухо отделено от внутреннего перепонкой овального окна.

Рукоятка молоточка одним концом соединена с барабанной перепонкой, другим с наковальней, которая в свою очередь с помощью сустава подвижно соединена со стремечком. К стремечку прикреплена стременная мышца, удерживающая его у перепонки овального окна преддверия. Звук, пройдя наружное ухо, действует на барабанную перепонку, с которой соединен молоточек. Система этих трех косточек увеличивает давление звуковой волны в 30-40 раз и передает ее на перепонку овального окна преддверия, где она трансформируется в колебания жидкости - эндолимфы.

Посредствам слуховой трубы барабанная полость соединена с носоглоткой. Функция евстахиевой трубы заключается в выравнивании давления на барабанную перепонку изнутри и снаружи, что создает наиболее благоприятные условия для ее колебания. Поступление воздуха в барабанную полость происходит во время глотания или зевания, когда просвет трубы открывается, и давление в глотке и барабанной полости выравнивается.

Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом имеется жидкость - перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта - эндолимфа.

В центре костного лабиринта находится преддверие, спереди от него улитка, а сзади - полукружные каналы. Костная улитка - спирально извитой канал, образующий 2,5 оборота вокруг стержня конической формы. Диаметр костного канала у основания улитки 0,04 мм, а на вершине - 0,5 мм. От стержня отходит костная спиральная пластинка, которая делит полость канала на две части, или лестницы.

В улитковом ходе, внутри среднего канала улитки, находится звуковоспринимающий аппарат - спиральный, или кортиев, орган (рис. 5.9). Он имеет базальную (основную) пластину, которая состоит из 24 тыс. тонких фибриозных волоконец различной длины, очень упругих и слабо связанных друг с другом. Вдоль нее в 5 рядов располагаются опорныеи волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами.

Рецепторные клетки имеют удлиненную форму. Каждая волосковая клетка несет 60-70 мельчайших волосков (длиной 4-5 мкм), которые омываются эндолимфой и контактируют с покровной пластиной. Слуховой анализатор воспринимает звук различных тонов. Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны.

Длина звуковой волны определяется расстоянием, которое проходит звук за 1 сек., деленным на число полных колебаний, совершаемых звучащим телом за это же время. Чем больше число колебаний, тем меньше длина волны. У высоких звуков волна короткая, измеряемая в миллиметрах, у низких - длинная, измеряемая в метрах.

Высота звука определяется его частотой, или числом колебаний за 1 сек. Частота измеряется в герцах (Гц). Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в белах (чаще применяется децибел, дБ).

Человек в состоянии услышать звуки от 12-24 до 20 000 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 000 Гц, у пожилых людей она ниже - около 15 000 Гц.

Проводниковый отдел. Волосковые клетки охватываются нервными волокнами улитковой ветви слухового нерва, который несет нервный импульс в продолговатый мозг, далее, перекрещиваясь со вторым нейроном слухового пути, он направляется к задним буграм четверохолмия и ядрам внутренних коленчатых тел промежуточного мозга, а от них - в височную область коры, где располагается центральная часть слухового анализатора.

Центральный отдел слухового анализатора расположен в височной доле. Первичная слуховая кора занимает верхний край верхней височной извилины, она окружена вторичной корой (рис. 5.1). Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных зонах. У человека в центральном ядре слухового анализатора особое значение имеет зона Вернике, расположенная в задней части верхней височной извилины. Эта зона ответственна за понимание смысла слов, она является центром сенсорной речи. При длительном действии сильных звуков возбудимость звукового анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине возрастает. Это адаптация наблюдается в зоне более высоких звуков.

Возрастные особенности. Закладка периферического отдела слуховой сенсорной системы начинается на 4-й неделе эмбрионального развития. У 5-месячного плода улитка уже имеет форму и размеры, характерные для взрослого человека. К 6-му месяцу пренатального развития заканчивается дифференциация рецепторов.

Миелинизация проводникового отдела идет медленными темпами, и заканчивается лишь к 4-м годам.

Слуховая зона копы выделяется на 6-м месяце внутриутробной жизни, но особенно интенсивно первичная сенсорная кора развивается на протяжении второго года жизни, развитие продолжается до 7-ми лет.

Несмотря на незрелость сенсорной системы уже в 8-9 месяцев пренатального развития ребенок воспринимает звуки и реагирует на них движениями.

У новорожденных орган слуха не волне развит, и нередко считают, что ребенок рождается глухим. В действительности имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Наружный слуховой проход у новорожденных короткий и узкий и поначалу расположен вертикально. До 1 года он представлен хрящевой тканью, которая в дальнейшем окостеневает, этот процесс длится до 10-12-ти лет. Барабанная перепонка расположена почти горизонтально, она намного толще, чем у взрослых. Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. С возрастом эта жидкость рассасывается, и полость заполняется воздухом. Слуховая (евстахиева) труба у детей шире и короче, чем у взрослых, и через нее в полость среднего уха могут попадать микробы, жидкости при насморке, рвоте и др. Этим объясняется довольно частое у детей воспаление среднего уха (отит).

С первых дней после рождения ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. На 2-м месяце ребенок дифференцирует качественно разные звуки, в 3-4 месяца различает высоту звуков в пределах от 1-ой до 4-х октав, в 4-5 месяцев звуки становятся условнорефлекторными раздражителями. К 1-2-м годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1-2, а к 4-5-ти годам - даже ѕ и Ѕ музыкального тона.

Порог слышимости также изменяется с возрастом. У детей 6-9-ти лет он составляет 17-24 дБ, у 10-12-летних - 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к среднему и старшему школьному возрасту (14-19 лет). У взрослого порог слышимости лежит в пределах 10-12 дБ.

Чувствительность слухового анализатора к различным частотам неодинакова в разном возрасте. Дети лучше воспринимают низкие частоты, чем высокие. У взрослых до 40 лет наибольший порог слышимости отмечается при частоте 3000 Гц, в 40-50 лет - 2000 Гц, после 50 лет - 1000 Гц, причем с этого возраста понижается верхняя граница воспринимаемых звуковых колебаний.

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от действия многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкие колебания температуры и давления значительно снижают чувствительность органов слуха.

Действие шума на функциональное состояние организма. Шумы по-разному могут влиять на организм. Специфическое действие в той или иной степени проявляется нарушением слуха, неспецифическое - разного рода отклонениями со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, эндокринными расстройствами, нарушением функционального состояния сердечно - сосудистой системы и пищеварительного тракта.

Так, показано, что у лиц молодого и среднего возраста воздействие шума интенсивностью в 90 дБ в течение часа приводит к снижению остроты зрения, увеличивает латентный период зрительного и слухового анализаторов, ухудшает координацию движений. У детей наблюдаются более резкие нарушения нервных процессов в коре, формирование запредельного торможения, появляются головные боли, бессонница и др.

Наибольшее отрицательное воздействие шум оказывает на неокрепший организм детей и подростков. Шум до 40 дБ не влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, а воздействие шума в 50 дБ уже вызывает у учащихся повышение порога слуховой чувствительности, снижение внимания, вследствие чего они допускают много ошибок при выполнении различных заданий.

Учителям и родителям необходимо помнить, что чрезмерные шумы могут вызвать нервно-психические расстройства у детей и подростков. И поскольку дети значительную часть времени проводят в школе, выполнение гигиенических мероприятий по снижению шума является обязательным условием.

Слуховой анализатор – это второй по значимости анализатор в обеспечении познавательной деятельности человека. Слуховая система служит для восприятия звуковых сигналов, что придает ей особую роль, связанную с восприятием членораздельной речи. Ребёнок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность.

Строение слухового анализатора:

Периферическая часть – рецепторный аппарат в ухе (внутреннем);

Проводниковая часть – слуховой нерв;

Центральная часть – слуховая зона коры больших полушарий (височная доля).

Строение уха.

Ухо - орган слуха и равновесия, включает:

Наружное ухо – ушная раковина, которая улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход. Ушная раковина образована эластичным хрящом, снаружи покрытым кожей. Наружный слуховой проход имеет вид изогнутого канала длиной 2,5 см. Его кожа покрыта волосками. В слуховой проход открываются протоки желез, которые производят ушную серу. И волоски, и ушная сера, выполняют защитную функцию;

Среднее ухо. Состоит из: барабанной перепонки, барабанной полости (заполненной воздухом), слуховых косточек - молоточка, наковальни, стремени (передают звуковые колебания из барабанной перепонки на овальное окно внутреннего уха, предотвращают его перегрузку), евстахиевой трубы (соединяет полость среднего уха с глоткой). Барабанная перепонка - тонкая эластичная пластинка, расположенная на границе наружного и среднего уха. Молоточек одним концом соединён с барабанной перепон­кой, а другим – с наковальней, которая соединена со стремечком. Стремя соединено с овальным окном, которое отделяет барабанную полость от внутреннего уха. Слуховая (евстахиевая) труба соединяет барабанную полость с носоглоткой, устланная изнутри слизистой оболочкой. Она поддерживает одинаковое давление внешне и изнутри на барабанную перепонку.

Среднее ухо отделено от внутреннего уха костной стенкой, в котором имеется два отверстия (круглое окно и овальное окно);

Внутреннее ухо. Расположено в височной кости и образовано костным и перепончатым лабиринтами. Перепончатый лабиринт из соединительной ткани расположен внутри костного лабиринта. Между костным и перепончатым лабиринтом содержится жидкость - перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта - эндолимфа.

Костный лабиринт состоит из улитки (звукоприемный аппарат), преддверия (часть вестибулярного аппарата) и трёх полукружных каналов (орган слуха и равновесия). Перепончатый лабиринт расположен внутри костного лабиринта. Между ними находится жидкость – перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта – эндолимфа. В перепончатом лабиринте улитки находится кортиев орган – рецепторная часть слухового анализатора, превращающий звуковые колебания в нервное возбуждение. Костное преддверие, которое образует среднюю часть лабиринта внутреннего уха, имеет в стенке два открытых окна, овальное и круглое, которые соединяют костную полость с барабанной перепонкой. Овальное окно закрыто основой стремени, а круглое - подвижной эластичной соединительно-тканной пластинкой.

Восприятие звука: звуковые волны через ушную раковину попадают во внешний слуховой проход и вызывают колебательные движения барабанной перепонки –– колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, движения которых вызывают вибрацию стремени, которое закрывает овальное окно –– движения стремени овального окна колеблют перилимфу, ее колебания передаются –– колебание эндолимфы, влечет колебание основной мембраны –– при движениях основной мембраны и эндолимфы, покровная мембрана внутри улитки с определенной силой и частотой касается микроворсинок рецепторных клеток, которые возбуждаются –– возбуждение по слуховому нерву к подкорковым центрам слуха (средний мозг) –– высший анализ и синтез слуховых раздражений происходит в корковом центре слухового анализатора, который расположен в височной доле. Здесь происходит различение характера звука, его силы, высоты.