Правила игры для компании. Игры для вечеринок ИЛИ весёлые игры для большой компании

Каждый человек любит интересно проводить время вместе с друзьями, но иногда этот досуг хочется чем-то разнообразить. Сделать это помогут игры, викторины. Благодаря им время, проведенное вместе, пролетит веселее, а настроение у всех будет превосходным.

Как организовать конкурсы и игры для компании друзей – идеи

Чтобы придумать развлечение, необходимо принять во внимание некоторые детали. Надо учесть, где будет проводиться вечеринка или корпоратив: дома, на даче, в ресторане. Обязательно нужно принять во внимание то, будут ли присутствовать в компании дети, нетрезвые люди, малознакомые. Абсолютно для каждого из вышеперечисленных форматов есть отличные варианты игр.

Шуточные задания для гостей за столом

Предложите друзьям застольные игры для веселой компании в помещении:

  1. «Знакомство». Игра для застолья, на котором собрались малознакомые люди. Надо подготовить спички по количеству гостей. Все тянут по одной, и тот, кому достанется короткая, рассказывает один факт о себе.
  2. «Кто я?». Каждый из компании на стикере пишет слово. Затем бумажки перемешиваются и разбираются наугад. Стикер каждый игрок приклеивает себе на лоб, не читая написанного. Нужно угадать слово, задавая наводящие вопросы: «Я животное?», «Я большой?» и т. д. Остальные отвечают только «Да», «Нет». Если ответ утвердительный, человек спрашивает дальше. Не угадал – переход хода.
  3. «Крокодил». Самый популярный конкурс для веселой компании. Особенно смешно получается, если игроки слегка пьяные. Один из участников загадывает ведущему слово или словосочетание шепотом. Последний должен жестами показать зашифрованное. Кто угадает показанное, тот получает роль ведущего. Слово ему загадывает предшественник.

Интересные конкурсы на природе для веселой компании

Взрослым и подросткам понравится активное проведение времени на улице с этими играми:

  1. «Квест». На территории, на которой вы отдыхаете, спрячьте «клады» с небольшими призами. В разных местах разместите записки-подсказки или кусочки карты так, чтобы их тоже пришлось искать. Разгадывая эти шифры благодаря своим интеллектуальным данным, игроки постепенно будут приближаться к кладам. Квесты – лучшие конкурсы для веселой компании на природе.
  2. «Топтуны». Разделите участников на две команды: красных и синих. К ногам игроков каждой компании привяжите воздушные шарики соответствующих цветов. Участники должны лопать ногами шарики противников. Выиграет та команда, которая справится с задачей быстрее.
  3. «Оригинальный футбол». Разделитесь на две команды с четным количеством игроков. Разметьте поле, обозначьте ворота. В каждой команде разбейте игроков на пары, поставьте плечом к плечу. Свяжите правую ногу игрока с левой ногой партнера. Играть в футбол так будет очень трудно, но весело.

Музыкальные конкурсы

Веселые шумные игры для меломанов:

  1. «Эстафета». Первый игрок поет куплет или припев любой песни. Второй выбирает из пропетого одно слово и исполняет свою композицию с ним. Желательно, чтобы пауз не было, как только предыдущий человек закончил петь, следующий начинает сразу же.
  2. «Музыкальная шляпа». Напишите много листиков с разными словами и поместите их в шляпу или пакет. По очереди каждый игрок берет бумажку. Он должен вспомнить песню, в которой присутствует указанное на карточке слово, и пропеть ее.
  3. «Вопрос-ответ». Для игры понадобится мячик. Все игроки располагаются перед ведущим. Он берет в руки мяч, бросает одному из участников и называет исполнителя. Тот должен пропеть его композицию. Если игрок не придумал песню, он становится ведущим. Если последний повторно назовет какого-то исполнителя, то сменяется участником, первым обнаружившим ошибку.

Фанты для веселой компании

С классической игрой знакомы все, поэтому на ней нет смысла останавливаться. Есть масса более веселых разновидностей этого конкурса для мужских, женских и смешанных компаний:

  1. «Фанты с записками». Каждый игрок придумывает задание, записывает его на листочке. Они перемешиваются и складываются вместе. Участники по очереди достают карточки и выполняют то, что в них указано. Если играет молодежь, хорошо знакомая друг с другом, задания могут быть пошлыми. Тем, кто откажется выполнять поручения, надо придумать какой-нибудь штраф, например, выпить рюмку спиртного напитка.
  2. «Фанты со жребием». Заранее игроками составляется список заданий и их очередность. Они оглашаются по порядку. Кто будет исполнителем, определяет жеребьевка. Можете просто подготовить несколько длинных спичек и одну короткую. Обладатель последней и сделает задание. Желательно назначить штраф за отказ от выполнения.
  3. «Фанты с банком». Подойдет для хорошо знакомых людей, чье поведение и фантазия не станут ни для кого сюрпризом. Необходимо организовать процесс распределения очереди участников (лучше жребий), но желательно держать порядок игроков в секрете. Первый придумывает задание, второй либо выполняет его, либо отказывается. За отказ он платит в общую кассу оговоренную ранее сумму денег. Банк получает тот доброволец, который готов будет это задание выполнить (кроме человека, предложившего его). После первого круга порядковые номера участников лучше поменять.

Развлекательные игры и конкурсы на день рождения

Это особый праздник, в который все внимание уделяется имениннику. Тем не менее, несколько конкурсов для веселой компании никогда не будут лишними. Есть масса хороших вариантов словесных и активных игр, которые не отвлекут внимание от виновника торжества, но позволят позабавиться. Особенно уместны они будут на детском дне рождения, ведь занять чем-то маленьких гостей не так просто.

Веселые игры и конкурсы для взрослых

Варианты:

  1. «Бутылочка на новый лад». На записках сделайте задания, которые участник должен будет выполнить по отношению к имениннику («Поцеловать в губы», «Станцевать медленный танец» и т. д.). Листочки складываются в миску или коробку. Игроки по очереди крутят бутылочку. Тот, на кого указывает горлышко, берет задание наугад и выполняет его.
  2. «На юбилей». По кругу людям, сидящим за столом, передается рулон отрывной туалетной бумаги очень быстро. Каждый из них отрывает столько, сколько посчитает нужным. По очереди игроки называют столько интересных фактов об имениннике, сколько листочков держат в руках. Вместо интересных особенностей из жизни юбиляра могут быть пожелания, забавные истории, секреты.
  3. «Алфавит». Сидящие за столом должны по очереди желать что-то имениннику. Они произносят по одному слову в алфавитном порядке (сложные буквы исключаются). Тот, кто не придумал слова на выпавшую букву, выбывает. Выиграет тот, кто останется последним.

Для детей

Маленькому имениннику понравятся такие конкурсы для веселой компании:

  1. «Сказка». Именинник садится в центр зала. Ребята по очереди подходят к нему и показывают, чем они любят заниматься. Игрок, с заданием которого малыш не справится, получает конфетку
  2. «Цвета». Именинник становится спиной к деткам и называет любой цвет. Те, у кого в одежде есть этот цвет, держатся за соответствующую вещь и остаются стоять. У кого нужного цвета не оказалось – убегают. Пойманный именинником становится ведущим.
  3. «Ромашка». Вырежьте из бумаги цветок, на каждом лепестке напишите смешные легкие задания («Прокукарекать», «Станцевать»). Пусть каждый ребенок отрывает лепесток наугад и выполняет поручение.

На каникулах и праздниках мы любим отдыхать или путешествовать в компании друзей. Чтобы сделать отдых веселее и увлекательнее, изучите несколько крутых игр, которые помогут вдоволь насмеяться, лишний раз потренировать извилины и узнать друг о друге много нового. Специального реквизита они не требуют, поэтому дерзайте!

1. Шляпа

Все участники придумывают по десять слов, пишут их на бумажках и кладут в шляпу. А дальше начинается самое интересное: игроки за ограниченное количество времени по очереди пытаются объяснить, показать или нарисовать попавшиеся им слова, а все остальные стараются их угадать. Самые успешные получают победные очки, почет, славу и медаль на шею.

2. Ассоциации

Все садятся в круг, и кто-нибудь говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию к этому слову, второй говорит третьему, - и так, по цепочке, пока слово не вернется к первому. Если из «слона» у вас получилась «стриптизерша» - считайте, что игра удалась.

3. Узнай меня

Несколько человек садятся в ряд. Ведущий должен с завязанными глазами на ощупь узнать в сидящих загаданного человека. Причем отгадывать можно по разным частям тела, - например, по руке, ногам, по волосам, в зависимости от того, насколько далеко все готовы зайти.

4. Крокодил

Это популярная игра, в которой с помощью жестов, движений и мимики участники показывают загаданное слово, а другие игроки пытаются его отгадать. Водящему запрещается произносить какие-либо слова или издавать звуки, использовать или указывать на окружающие предметы, показывать буквы или части слова. Счастливчик, который догадается, о чем идет речь, в следующем раунде сам изображает слово, но уже другое.

5. Огурец

Выбирается один ведущий, а все остальные становятся в очень тесный круг - буквально плечом к плечу. Руки игроков должны находиться сзади. Суть игры в том, чтобы незаметно от ведущего передавать за спинами огурец и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего - отгадать, в чьих руках находится огурец. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съеден огурец. Это очень весело!

6. Контакт

Ведущий задумывает слово и называет остальным игрокам первую букву этого слова. К примеру, задумано слово катастрофа - первая буква «К». Каждый из остальных игроков придумывает слово, начинающееся с этой буквы, и пытается объяснить другим, что именно он задумал, не называя его. Если кто-то из игроков понял, какое именно слово задумано тем, кто объяснял, то он говорит «Есть контакт!» и оба (объяснявший и откликнувшийся) начинают вслух считать до десяти, а затем говорят каждый свое слово. Если слово совпало, то ведущий называет вторую букву слова, и игра продолжается дальше, только теперь нужно придумывать и объяснять слово с уже заданными начальными буквами. Если же слово не совпало, то игроки продолжают пытаться придумать и объяснить новое слово.

7. Данетки

Старая добрая детективная забава. Данетка - это словесная головоломка, запутанная или странная история, часть которой ведущий рассказывает, а остальные должны восстановить последовательность событий. Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить «Да», «Нет» или «Несущественно», отсюда и название игры.

8. Я никогда не...

С помощью этой игры можно ближе познакомиться с людьми. Фишками этой игры служат любые предметы, такие как монетки, зубочистки и так далее. Игра начинается так: первый участник говорит то, что не делал никогда в жизни («Я никогда не...» ). Все остальные участники игры, которые делали это, должны отдать по одной фишке этому игроку. Побеждает тот, у кого к концу игры на руках самое большое количество фишек.

9. Хранитель тайны

Очень увлекательная и крайне мозговыносящая игра. Ведущий загадывает известную всем участникам фразу, слоган или цитату. Называет количество слов в ней. Затем игроки задают «хранителю» любые вопросы. В каждом ответе должно содержаться слово из загаданной фразы. Ответ надо уместить в одном предложении. Анализируя ответы ведущего, игроки выдают свою версию «тайны».

10. Фанты

Старая добрая детская игра. У игроков собирается по одному любому предмету, которые складываются в мешок. Одному играющему завязываются глаза. Ведущий вытаскивает вещи по очереди, а игрок с завязанными глазами придумывает задание для вытащенной вещи, хозяин которой должен его выполнить. Задания могут быть самыми различными: спеть песню, станцевать или выгулять утюг.

Наверняка уже всем надоели вечеринки, которые превращаются в банальное застолье с алкоголем и кислыми рожами . Бывают такие ситуации, когда в компании собираются малознакомые или вообще незнакомые люди и найти общий язык для разговора становится проблематично.

Для того, чтобы поближе познакомиться, раскрепоститься, разговориться нужно придумать какое-нибудь развлечение, а точнее найти или придумать интересные игры для компании . Например, если у Вас молодежная компания, то Вам подойдут игры эротического характера, если же у Вас семейные компании с детьми, то больше подойдут настольные игры.

Существует огромное множество развлечений для вечеринок, поэтому команда сайт сделала выборку и подобрала самые интересные игры для компании , поехали!

Начнем с игр для молодежи, а точнее игр эротического характера .

Сделай дырку
Выбирается пара М-Ж. Можно несколько пар. Берется обыкновенный лист бумаги и помещается между лицами партнеров. Те в свою очередь удерживают его лбами. Теперь, по команде они пытаются сделать дырку в листе. А скорее всего дырку начнут делать языками, процесс очень увлекательный.

Сломанный механизм
Участвуют четверо (М-Ж-М-Ж), которые выходят за дверь. Остальные загадывают какую-то часть тела, орган. Заходит первый – ему называют его место поломки (он – сломанный механизм). Заходит второй. Ему сообщают, что он механик, но безрукий, ему нужно определить место «поломки механизма» дотрагиваясь носом, губами, но только не руками. Пока механик определяет место поломки, механизм «реагирует», т.е. чем ближе к месту поломки, тем активнее он «заводится». Когда «механик» определит место поломки, он становится «механизмом».

Черный мешок
Черным мешком накрывается искусственный пенис на подставке, который можно позаимствовать у подружки. Желающим предлагается угадать, что находится под мешком, но угадывать они должны только носом, при этом у них завязаны глаза. Все очень смешно, если много желающих, каждый угадывает, но не каждый говорит, что это!

Наполни жидкостью
Любое количество игроков. Полторалитровая бутылка (пустая) кладется на половину в штаны или в юбку на уровне талии. Смысл игры: Столовой ложкой заполнить бутылку любой жидкостью. В дно бутылки, которая находится в штанах, проделываются 2-3 дырочки. И смех и грех.

Футбол
На чистый пол кладется кружка набок - это ворота. И два шарика из ваты или пенопласта. А теперь две девушки должны задуть в ворота свой мячик, и не дать это сделать противнице. Поняли скрытый смысл)?

Тигр идет!!!
Спиртной напиток по вкусу разливают по стаканам участвующих, которые по крику ведущего «Тигр идет!» должны быстро попрятаться под стол. По команде «Тигр уже ушел» все снова вылезают из-под стола и выпивают. По неожиданной команде ведущего все снова прячутся. Проигравшими считаются те, кто уже не может вылезти из-под стола и спрятаться от тигра!

Медведь пришел, медведь ушел
Суть игры в следующем: наливается полный стакан пива (200 мл). Играющий отпивает ровно половину, затем до полного доливается водкой. Далее вновь выпивается половина и доливается водка. И так до тех пор, пока в стакане не будет чистая водка. Эта первая стадия игры, которая называется «Медведь пришел». Вторая стадия — обратная первой. Выпивается пол стакана водки и доливается пивом. Далее — пока в стакане не будет только пиво. Вот теперь «медведь ушел»! Строго рассчитывайте силы, а то можно быстро «уйти» еще до того, как «придет медведь».

Водка пить, земля валяться, диван-кровать спать
Игра хорошо подходит для застолья. Всем гостям наливается в рюмки спиртной напиток. Каждый по очереди выпивает содержимое рюмки и быстро, внятно и четко произносит фразу: «Водка пить, земля валяться, диван-кровать спать». Затем все повторяется по кругу. Первый, кто не сможет нормально произнести заветную фразу – выбывает из игры и наблюдает за всем происходящим со стороны. Побеждает самый последний оставшийся в игре. Отличная игра для веселой компании.

Ковбой Джо
Двое становятся по разные стороны стола. Третий громко стучит по столу кулаком. По сигналу водка принимается на грудь. Выигрывает тот, кто первым успеет вернуть пустую емкость обратно на стол. Возвращать нужно громко.

Пьяные шашки
По этой игре даже проводятся вполне официальные соревнования. Используется настоящая доска для шашек, а вместо шашек – стопки. С одной стороны в стопки наливается красное вино, а с другой – белое. Далее все так же, как в обычных шашках. Срубил вражескую стопку – выпил ее. Для разнообразия можно играть в поддавки. Особые маньяки могут наливать в стопки коньяк и водку. При таком раскладе три партии подряд могут выиграть только мастера спорта международного класса.

Теперь Вы знаете самые интересные игры для компании . Смело предлагайте их своим друзьям и будьте уверены, что отличное настроение, веселье и раскрепощенность обеспечены!

Смешные задания и игры помогут не только весело провести время, но и лучше узнать друг друга, что особенно важно в компании, где много новых персонажей. Конкурсы лучше подбирать заранее, учитывая состав компании и ее предпочтения. А уж выбирать есть из чего!

В первой части статьи мы предлагаем прикольные смешные конкурсы для веселой компании за столом. Смешные фанты, вопросы, игры – все это поможет растопить лед в незнакомой обстановке и провести весело и с пользой время. Конкурсы могут предполагать наличие дополнительного реквизита, поэтому этот вопрос лучше решить заранее.

Конкурс проводится в начале каждого мероприятия. Необходимо подготовить на нескольких бумажках шуточный ответ на вопрос «Зачем вы пришли на этот праздник?». Варианты таких ответов могут быть разные:

  • бесплатно поесть;
  • посмотреть на людей, да себя показать;
  • негде ночевать;
  • хозяин дома мне должен денег;
  • было скучно дома;
  • я боюсь дома оставаться один.

Все бумажки с ответами складываются в мешочек, и каждый гость по очереди достает записку и громко задает вопрос, а затем читает ответ.

«Пикассо»

Играть надо не выходя из-за стола и уже нетрезвыми, что придаст конкурсу особой пикантности. Заранее следует приготовить одинаковые рисунки, у которых есть неоконченные детали.

Можно сделать рисунки полностью одинаковыми и не дорисовать одинаковые части, а можно оставить незаконченными разные детали. Главное – чтобы идея рисунка была одинакова. Размножить листки с картинками заранее на принтере или вручную.

Задание гостей простое – закончить рисунки так, как они хотят, но использовать при этом только левую руку (правую, если человек – левша).

Победителя выбирает вся компания методом голосования.

«Журналист»

Этот конкурс создан для того, чтобы люди за столом могли лучше узнать друг друга, особенно если многие из них видят других в первый раз. Потребуется заранее приготовить коробку с листочками, на которые заранее написать вопросы.

Коробка передается по кругу, и каждый гость вытаскивает вопрос и отвечает на него максимально правдиво. Вопросы могут быть разные, главное не задавать слишком откровенные, чтобы человек не почувствовал себя неуютно:

Вопросы можно придумать в большом количестве, смешные и серьезные, главное – создать непринужденную обстановку в компании.

«Где я»

Заранее следует приготовить чистые листы бумаги и ручки по количеству гостей. На каждом листике каждый гость должен словами описать свою внешность: тонкие губы, красивые глазки, широкая улыбка, родимое пятно на щеке и т.д.

Потом все листики собираются и складываются в одну емкость. Ведущий достает листки по очереди и читает вслух описание человека, а вся компания должна его угадать. Но каждый гость может назвать только одного человека, а тот, кто угадает больше всего – побеждает и получает символический приз.

«Я»

Правила этой игры крайне просты: компания садится в круг так, чтобы все участники могли хорошо видеть глаза друг друга. Первый человек произносит слово «Я», а за ним все повторяют это же слово по очереди.

Изначально это просто, но главное правило – не смеяться и не пропускать свою очередь. Вначале все просто и не смешно, но можно произносить слово «Я» разными интонациями и репликами, чтобы насмешить компанию.

Когда кто-либо засмеется или пропустит свою очередь вся компания выбирает название этому игроку и тогда он произносит не только «Я», но и то слово, которое ему назначили. Теперь будет сложнее не смеяться, ведь когда рядом сидит взрослый мужчина и писклявым голосом говорит: «Я цветочек», очень сложно не смеются и постепенно все гости будут иметь смешные прозвища.

За смех и за забытое слово вновь назначается кличка. Чем смешнее будут прозвища, тем быстрее все будут смеяться. Побеждает тот, кто закончит игру с самой маленькой кличкой.

«Ассоциации»

Все гости цепочкой рядом друг с другом. Первый игрок начинает и говорит соседу на ухо любое слово. Его сосед продолжает и на ухо своему соседу говорит свою ассоциацию с услышанным словом. И так все участники по кругу.

Пример: Первый говорит «яблоко», сосед передает дальше слово-ассоциацию «сок», далее могут быть «фрукты» - «сад» - «овощи» - «салат» - «миска» - «посуда» - «кухня» и далее. После того, как все участники сказали ассоциацию и круг вернулся к первому игроку - он говорит свою ассоциацию вслух.

Теперь главная задача гостей - это угадать тему и первоначальное слово, которое было в самом начале.

Каждый игрок может высказать свои мысли лишь единожды, но не сказать свое собственное слово. Все игроки должны угадать каждое слово-ассоциацию, если они не смогли – игра просто начинается сначала, но уже с другого участника.

«Снайпер»

Вся компания садится в круг так, чтобы хорошо видеть глаза друг друга. Все игроки тянут жребий – это могут быть спички, монеты или записки.

Все жетоны для жребия одинаковы, кроме одного, который показывает, кто будет снайпером. Жребий надо тянуть так, чтобы игроки не видели, что и кому выпадает. Снайпер должен быть только один и он не должен выдавать себя.

Сидя в кругу снайпер заранее выбирает себе жертву, а потом аккуратно ей подмигивает. Жертва, заметив это, громко кричит «Убит(а)!» и выходит из игры, но при этом жертва не должна выдать снайпера.

Снайпер должен быть предельно осторожным, чтобы его подмигивание не заметил другой участник и не назвал его. Цель игроков – определить и обезвредить убийцу.

Однако, это должны сделать сразу два игрока, одновременно указывающих на снайпера. Для этой игры понадобится недюжинная выдержка и быстрота, а также сообразительность, чтобы вычислить врага и не быть убитым.

«Угадай приз»

Эта игра станет отличным вариантом для торжества в честь дня рождения, ведь в основу можно взять имя виновника торжества. На каждую букву в имени именинника в непрозрачный мешочек ложится приз, например, имя Виктор – в мешочке должно оказаться 6 разных мелких призов на каждую букву имени: вафля, игрушка, конфета, тюльпан, орешки, ремень.

Каждый приз гости должны отгадать. Тот, кто отгадывает и получает подарок. Если призы уж слишком замысловатые, то ведущий должен дать гостям подсказки.

Это очень легкий конкурс, который требует подготовки дополнительного реквизита – ручек и бумажек. Вначале вся компания разбивается на пары, это можно сделать в случайном порядке, с помощью жребия или по желанию.

Каждый получает по ручке и бумажке и пишет любые слова. Их может быть от 10 до 20 слов - реальные существительных, а не придуманные.

Все бумажки собираются и складываются в коробку, и начинается игра.

Первая пара получает коробку и один из участников тянет листок со словом. Он пытается объяснить партнеру это слово не называя его.

Когда тот угадывает слово, они приступают к следующему, на все задание у пары не более 30 секунд. После того, как время истечет – коробка переходит к следующей пары.

Побеждает тот, кто угадает как можно больше слов. Благодаря этой игре хорошее времяпрепровождение обеспечено!

«Пуговицы»

Следует заранее подготовить пару пуговиц – это весь необходимый реквизит. Как только ведущий дает команду первый участник кладет пуговицу на подушечку указательного пальца и пытается передать ее соседу.

Другими пальцами пользоваться нельзя и ронять тоже, поэтому передавать надо очень осторожно.

Пуговица должна обойти полный круг, а участники, которые уронят ее – выбывают. Побеждает тот, кто ни разу не уронил пуговицу.

Простые шуточные конкурсы для взрослой веселой компании за столом

За столом, когда все участники уже поели и выпили, играть веселее. Тем более, если есть парочку интересных и необычных конкурсов, которые развеселят даже самую скучную компанию.

Какое застолье обходится без тостов? Это важный атрибут любого застолья, поэтому их можно немного разнообразить или помочь тем, кто это дело не любит или не умеет произносить речи.

Поэтому ведущий заранее объявляет, что тосты будут необычными и говорить их надо, соблюдая условия. В мешочек заранее кладут написанные на бумажке условия: связать тост с едой (пусть будет жизнь вся в шоколаде), произнести речь в определенном стиле (блатную речь, в стиле «Хоббита», заикающемся и т.д.), связать поздравление с животными (порхать как бабочка, быть хрупкой как мотылек, любить преданно, как лебеди), сказать поздравление в стихах или на иностранном языке, сказать тост, где все слова начинаются на одну букву.

Список заданий можно увеличить до бесконечности, главное, чтобы хватило фантазии.

«У меня в штанах»

Это пикантная игра подойдет для той компании, где все хорошо знают друг друга и готовы повеселится. Ведущему нельзя раскрывать смысл игры заранее. Все гости рассаживаются, и каждый гость называет своему соседу на ухо название любого фильма.

Игрок запоминает и, в свою очередь, называет соседу другой фильм. Все игроки должны получить название. Ведущий, после этого, просит игроков сказать вслух «У меня в штанах…» и прибавить то самое название фильма. Очень весело становится, когда у кого-то в штанах оказывается «Король Лев» или «Обитель зла»!

Главное, чтобы компания была веселой, и никто не обижался на шутки!

«Нелогичная викторина»

Эта маленькая викторина прекрасно подойдет для любителей интеллектуального юмора. Ее хорошо проводить в самом начале празднества, пока гости могут трезво мыслить. Стоит заранее предупредите всех, что следует хорошо поразмыслить над вопросом, прежде чем давать ответ.

Игрокам можно раздать листочки бумаги и карандаши, чтобы они могли записать ответы или же просто задавать вопросы и сразу же вслух, после выслушанных ответов, называть правильный вариант. Вопросы следующие:

Сколько лет продолжалась столетняя война?

Из какой страны пришли панамы?

  • Бразилия;
  • Панама;
  • Америка;
  • Эквадор.

Когда празднуют Октябрьскую революцию?

  • в январе;
  • в сентябре;
  • в октябре;
  • в ноябре.

Как звали Георга Шестого?

  • Альберт;
  • Карл;
  • Михаил.

Какому животному Канарские острова обязаны своим названием?

  • тюлень;
  • жаба;
  • канарейка;
  • мышь.

Несмотря на логичность некоторых ответов, правильные ответы такие:

  • 116 лет;
  • Эквадор;
  • в ноябре.
  • Альберт.
  • от тюленя.

«Что я чувствую?»

Заранее следует приготовить бумажки, на которых будут написаны эмоции и чувства: ярость, любовь, тревога, симпатия, флирт, равнодушие, страх или пренебрежение. Все бумажки должны лежать в мешке или коробке.

Все игроки размещаются таким образом, чтобы их руки соприкасались и закрывают глаза. Первый в кругу или ряду участник открывает глаза и вытягивает из мешка бумажку с названием чувства.

Он должен передать это чувство соседу с помощью касания его руки определенным образом. Можно нежно погладить руку, изображая нежность, или ударить, изображая гнев.

Затем есть два варианта: либо сосед должен вслух угадать чувство и вытянуть следующую бумажку с чувством, либо же передать полученное чувство дальше. В ходе игры можно обсуждать эмоции или играть в полной тишине.

«Где я?»

Из компании выбирают одного участника и садят его на стул в центр комнаты так, чтобы он был расположен спиной ко всем. На его спину с помощью скотча крепят табличку с надписями.

Они могут быть разными: «Ванная», «Магазин», «Вытрезвитель», «Родильный зал» и другие.

Остальные игроки должны задавать ему наводящие вопросы: как часто ты туда ходишь, зачем ты туда ходишь, на долго ли.

Главный игрок должен отвечать на эти вопросы и тем самым смешить компанию. Игроки на стуле могут меняться, главное, чтобы компании было весело!

«Плошки-поварешки»

Все игроки сидят в кругу. Ведущий заранее подготавливает коробку с фантами, на которых написаны разные кухонные приборы и атрибуты: вилки, ложки, кастрюли и прочее.

Каждый игрок по очереди должен достать один фант и прочитать его название. Его нельзя никому называть. После того как все игроки получат бумажки они садятся или становятся в круг.

Ведущий должен спрашивать игроков, а игроки должны давать тот ответ, который прочли на бумажке. Например, вопрос звучит «В чем сидишь?» ответ – «В сковороде». Вопросы могут быть разные, задача ведущего – рассмешить игрока и после дать ему задание.

«Лотерея»

Этот конкурс хорошо проводить в женской компании 8 марта, но он прекрасно подойдёт и для других мероприятий. Заранее заготавливаются маленькие приятные призы и нумеруются.

Их номера пишутся на бумажках и складываются в мешок. Все участники мероприятия должны вытаскивать бумажку и забирать приз. Однако это можно превратить в игру и ведущий должен задавать смешные вопросы игроку. В итоге, каждый гость уйдет с маленьким приятным призом.

«Жадина»

В центр стола ставится миска с маленькими монетками. У каждого игрока стоит его собственное блюдце. Ведущий раздает игрокам чайные ложечки или китайские палочки.

По сигналу все начинают выгребать монеты из миски и перетаскивать их к себе в тарелку. Ведущему следует заранее предупредить сколько времени будет у игроков на это задание и по истечению времени дать звуковой сигнал. После, ведущий пересчитывает монетки у каждого игрока на блюдце и выбирает победителя.

«Интуиция»

Эта игра проводится в пьющей компании, где люди не боятся опьянеть. Один доброволец уходит за дверь и не подсматривает. Компания ставит на стол 3-4 рюмки и наполняет их так, чтобы в одной была водка, а во всех остальных вода.

Приглашается доброволец. Он должен интуитивно выбрать стопку с водкой и выпить ее, запив водой. Удастся ли ему найти нужную стопку, зависит от его интуиции.

«Вилки»

На стол ставится тарелка и в нее ложится случайный предмет. Добровольцу завязывают глаза и дают в руки две вилки. Его подводят к столу и дают время, чтобы он смог вилками ощупать предмет и определить его.

Можно задавать вопросы, но на них должны давать ответы только «Да» или «Нет». Вопросы могут помочь игроку определить, съедобный ли это предмет, можно ли им мыть руки или чистить зубы, и прочее.

Ведущему стоит заранее заготовить две вилки, повязку на глаза и предметы: апельсин, конфету, зубную щетку, губку для мытья посуды, монету, резинку для волос, шкатулку для драгоценностей.

Это знаменитая игра, которая пришла из Америки. Для не понадобится скотч и листки, а также маркер.

Можно использовать липкие стикеры, но заранее проверить, будут ли они хорошо держатся на коже. Каждый участник пишет на листке любого человека или животное.

Это могут быть знаменитости, персонажи фильмов или книг, а также обычные люди. Все бумажки складываются в мешок и ведущий перемешивает их. Затем все участники садятся в круг и ведущий, проходя мимо каждого клеит ему на лоб бумажку с надписью.

Каждому участнику с помощью скотча на лоб клеится бумажка с надписью. Задача игроков – узнать, кто они, задавая по очереди наводящие вопросы: «Я знаменитость?», «Я мужчина?». Вопросы должны быть построены так, чтобы на них можно было ответить односложно. Выигрывает тот, кто раньше других отгадывает персонажа.

Пример еще одного веселого застольного конкурса - в следующем видео.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...