Теории девиации (биологические, психологические, культурологические, теория стигматизации, социологические). Теории девиации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

« Теории девиаций »

контрольная работа по педагогике девиантного поведения

Челябинск

Введение

1. Подходы к пониманию отклоняющегося поведения

2. Причины девиантного поведения

3. Теории девиантного (отклоняющегося) поведения

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер -- больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие отклонения (девиации).

Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

Цель данной работы: Изучить существующие теории девиантного поведения.

1. Изучить психолго-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Рассмотреть теоретические основы формирования девиантного поведения.

3. Изучить теории девиаций.

В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов.

Исследованию девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, Е.В. Змановской, В.Н Иванова, В.Т. Кондрашенко, Т.А. Хагуров и др. Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

1. Подходы к пониманию отклоняющегося поведения

Отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - «Девиантное поведение» (лат. Deviatio - уклонение).

Существуют различные точки зрения, описывающие особенности подросткового возраста. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения. В отечественной литературе под девиантным (отклоняющимся) поведением понимают:

1. - Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией

2. - Один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

3. - Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

2. Причины девиантного поведения

Социальные причины. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

Психологические причины. Если попытаться разобраться в критериях нормы психического развития, то в качестве наиболее популярного, основного и в то же время общего критерия выступает способность субъекта к адаптации. В западной психологии и психотерапии этот критерий считается наиболее универсальным и высшим; отечественная же психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющий для человека свое ведущее значение. Такое понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное, развитие творческих способностей, связанных с процессом формирования личности.

Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознания и бессознательного. В противном случае формирование личности принимает аномальный характер. Сейчас даже наиболее видные неофрейдисты отказались от представлений о сексуальной этиологии конфликтов. Так, К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни.

Большой популярностью у психологов США и Канады пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение. Основывается такой подход на эмпирических наблюдениях, в том числе на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.

Заслуживает внимания и экологический подход к пониманию девиантного поведения, когда отклонения в поведении ребенка рассматриваются как результат неблагоприятного его взаимодействия с социальной средой. Коррекция здесь рассматривается как оптимизация взаимодействия ребенка с социальной средой путем взаимного изменения позиций и научения ребенка навыкам сотрудничества. С экологическим сливается психодидактический подход, акцентирующий роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений. Представители этого направления (Халаган, Кауфман и др.) выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.

Гуманистический подход предполагает рассмотрение отклонений в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможности самореализоваться в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможную коррекцию отклонений в создании индивидуального контакта учителя с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебную ситуацию без игнорирования его интересов.

В последние два десятилетия в западной психологии широкое распространение получил так называемый эмпирический подход. Сущность его заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптом получает свое название (аутизм, депрессия и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию, выделить различные синдромы как некоторое устойчивое образование в структуре личности.

Физиологические причины. Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему антропологическую теорию преступности. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: врожденные преступники, преступники по страсти, случайные и душевнобольные преступники. При этом врожденные преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества либо уничтожать.

Сторонниками антропологической теории были К.Шелдон, Э.Кречмер. Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от наивных представлений о «врожденном» преступнике, которые характеризовали антропологическую теорию Ч.Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому хромосомные нарушения среди преступников встречаются в 36 раз чаще. Отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась генная инженерия.

Уиткин (1976) и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых хромосом девианта, на материале исследования датской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших дополнительными хромосомами. Возможно, однако, что необычная и даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью.

Представители современной генной инженерии продолжают попытки выделить и охарактеризовать специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности. А последние технологические достижения в области биологии и медицины свидетельствуют о том, что становится возможным изменять и даже контролировать способности и поступки людей путем прямого воздействия на физиологию и мозг.

Таким образом, биологическое объяснение, включая генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается. Авторы психофизиологических концепций, придавая особое значение стабильным поведенческим компонентам, тесно связанным с генетическими, психофизиологическими характеристиками, практически не обращают внимания на изменчивость, ситуативность поведения (хотя еще Ломброзо выделил тип "случайных преступников"); не уделяют должного внимания волевым, личностным проявлениям индивида. Следовательно, физиологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с другими - социальными или психологическими. Поэтому, хотя биологические концепции и были популярны в начале 20 века, другие теории происхождения отклоняющегося поведения их постепенно вытеснили. Тем не менее, биологизаторский подход до сих пор имеет своих приверженцев.

девиантный поведение теория причина

3 . Теории девиантного (отклоняющегося) поведения

Прежде чем приступать к рассмотрению непосредственно теорий, необходимо особенно отметить несколько моментов.

Во-первых, любая теория - это модель, а значит -- упрощение той реальности, которую она объясняет. Объясняя реальность, теория выделяет некоторые ее характерные черты, отбрасывая остальные. Это необходимо, поскольку реальность (тем более - социальная) невероятно сложна и учет всехее черт и качеств невозможен. Поэтому описание реальности, даваемое той или иной теорией - всегда схематично.

Во-вторых, ни одна теория не объясняет полностью того, что она стремится объяснить. В нашем случае это означает, что ни одна теория не объясняет всехвидов девиантного поведения. Отдельные теории объясняют лишь отдельные стороны этого сложного явления. Обобщая, можно сказать, что реальная жизнь людей не укладывается ни в какие теории, но теории способны значительно помочь в понимании реальной жизни.

Все явления, события, процессы в природе, обществе и сознании вызываются или обуславливаются другими явлениями. Явление называется причиной другого, если предшествует ему по времени и является необходимым условием, предпосылкой возникновения, изменения, развития другого. Причина и следствие существуют объективно: отношения между ними называются причинно следственной связью.

В криминологии под причинностью принято понимать такую разновидность детерминации, которая являет собой любую закономерную зависимость между различными процессами и явлениями... и категория причинности, рассматриваемая в широком смысле слова, включает такие понятия, как причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратная связь между следствием и причинами (условиями). Как же можно объяснить причины отклоняющегося поведения? Сделать это очень сложно. Тем более есть высказывания по поводу следующей тенденции - «…некоторые ученые стараются избегать самого термина «причина», считая его недостаточно корректным, многозначным, и предпочитают говорить о корреляционных связях и зависимостях».

В науке очень распространено исследование явлений фрагментарно, то есть через обобщение достоверного знания о функционировании определенной совокупности объектов действительности. Такое исследование называется теорией. В данной работе рассматриваемые теории, объясняющие девиацию, представлены в виде таблицы. (Таблица 1)

Таблица 1

Тип объяснения

Основная идея

Биологические

Физические черты связаны с преступными наклонностями.

Ломброзо

Физические особенности являются причиной девиации

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов

Психологические

Психоаналитическая теория

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх кастрации и т.п.)

Социологическое

Дюркгейм

Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм

Социальная дезорганизация

Шоу и Маккэй

Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.

Культурологические теории

Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

Теория стигматизации (клеймения)

Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Радикальная криминология

Турк, Квинни, Уолтон и Янг

Девиация является результатом противодействия нормам общества

Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня -- биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины девиантного поведения.

Вообще есть попытка рассмотреть общую причину девиации в поведении через аналогию с мутациями в биологической природе, флуктуациями в неживой, при единстве социальной, физической, биологической систем, а так же процессов изменения и сохранения через самоорганизацию.

Заключение

Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие учёные в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определённому возрасту, что отражает сферу их научных интересов.

Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении. Рассмотрев имеющиеся теории девиаций можно отметить, что существует комплекс черт, который может, но необязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Таким образом, авторы имеющихся теорий девиантного поведения отмечают, что условием отклоняющегося поведения может явиться в несбалансированность психических процессов, неадаптивность, нарушение процесса самоактуализации, либо уклонение от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Список литературы

1. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 288 с.

2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / под общ.ред. док.пед.наук; проф. Галагузовой М.А. - ВЛАДОС.; 2006 - 416 с.

3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. М., 1998 - 288 с.

4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1990. 116 с.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. -- Мн.: Книжный Дом, 2003. -- 1312 с.

6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, 2005

7. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, № 6 - 1988

8. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. - Мн.: НИО, 1997.- 198 с.

9. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: учебное пособие / под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2003. 343с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Основные подходы к определению понятия девиантного поведения. Природа данного социального явления; причины, условия и факторы, его порождающие. Исследование склонности к проявлению различных форм отклоняющегося поведения у учеников средних классов школы.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

    Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы определения наличия девиаций. Исследование проявления девиантности у подростков с акцентуациями характера.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2014

    Социально-психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте. Основные направления и формы его предупреждения. Характерологические особенности акцентуированных подростков. Методика коррекции отклоняющегося поведения у школьников.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2013

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Исследования девиантного (отклоняющегося) поведения. Социально-психологическое состояние современного общества. Процессы социализации индивидов в группах ближайшего окружения, в семье. Детерминанты девиантного поведения. Характер семейных отношений.

    доклад , добавлен 14.11.2008

    Характеристика основных видов социальных отклонений, лежащих в основе девиантного поведения. Сущность норм, связанных с психическими состояниями и развитием личности. Биологические, социологические и психологические теории детерминации поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.

Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности .

Проблемы отклоняющегося поведения рассматриваются различными науками и существует достаточное количество различных теорий, рассматривающих природу и закономерности развития девиаций. Так, первые из них, теории физических типов, относящимися к биологическим теориям девиаций. Основоположником этих теорий считают Ч. Ломброзо, итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Э. Креймер и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации. Наравне с этим, в этом направлении была создана психологическая теория сдерживания (У. Реклесс и С. Динитц, 1967 г.), связывавшая отклонения с неумением личности обуздывать девиантные импульсы .

Далее следуют психоаналитические теории. Основоположник психоанализа австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856 – 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного либидо, приводят к отклонению в поведении. З. Фрейд ввел понятие сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. З.Фрейд объяснял девиацию недостаточно развитым «Супер-Эго» .

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом. Одна из теорий социологического направления изучения девиаций это теория социальной дезорганизации Э. Дюргейма. Она сводится к тому, что дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствуют, либо противоречат сами себе. Социальные явления, представляющие собой наличие множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться, он назвал аномией. По его мнению, аномия (отрицание закона) – это нормальная форма поведения индивидов. Э. Дюркгейм утверждал, что аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленных кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся норма еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации. Самоубийства, как вид девиации, которые он анализировал, часто происходят вследствие слабости или отсутствия четких социальных норм. Э.Дюркгейм и Т.Парсонс объясняют девиантное поведение личности издержками процесса социализации .

Далее американский социолог Р.Мертон, яркий представитель структурного функционализма, опираясь на идею Э.Дюркгейма, разработал свою концепцию аномии. Базовой причиной девиантного поведения он считал разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств. В соответствии с его гипотезой была выстроена классификация возможных типов поведения в зависимости от сочетания этих двух факторов. В табличном виде знак «+» означает принятие, «-» – отвержение, а «±» – отрицание существующей системы культурных норм. Р. Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, отклоняющегося от социальных норм, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации.

Р. Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурс. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные. Однако «отсутствия возможностей» и стремления к материальному благополучию недостаточно для создания давления в сторону девиации. Мертон выделил пять реакций на дилемму цели – средства, четыре их которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии.

Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.

Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему».

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например, радикальные общественные движения .

Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде «белых воротничков» и корпоративных преступлений, преступлений «поджигателей войны» и преступлений представителей властных структур и тех, кто стремится к власти.

Также в рамках данного направления социологического изучения девиаций современный американский социолог Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: индивид, совершающий определенные деяния; норма, предполагающая нормативные ожидания общества; социальная группа, которая конкретно воспринимает субъекта девиации .

Приверженцы теории конфликта пытаются ответить на вопрос: «Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?» Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп – классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., возникает еще один вопрос: «Кто получает львиную долю преимуществ от конкретной социальной системы?» Или другими словами: «Почему структура общества дает преимущества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?» .

Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марксистской традиции. Согласно ортодоксальной марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения - алкоголизм, наркомания, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция - являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетением бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования .

И в заключение теория стигматизации (навешивания ярлыков). Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересуем процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное .

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т.п., осуждают. Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя или нет.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации - девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). Подобный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества.

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные граждане осуждают их и не хотят «иметь с ними дела»; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную .

Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

В рамках рассмотрения девиаций сквозь призму культуры выделяют теорию культурного переноса. Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843 – 1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, он убедился, что повторение в человеческом поведении играет значимую роль. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречаются в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников .

Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающие преступление «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символического интеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. Согласно Сазерленду, индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды .

Радикальная криминология придает основное значение сущности самой законодательной системы. Сторонники данной концепции считают девиантов бунтовщиками, выступающими против капиталистического общества, которое стремится изолировать некоторых своих членов, якобы нуждающихся в контроле. Эта теория является примером современной тенденции акцентировать внимание на природе общества и попытаться выяснить, почему оно заинтересовано в создании девиации и «клеймении» девиантов .

Таким образом, ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.

Итак, деятельность любой социальной группы и общества в целом подчиняется определенным нормам. Наличие норм, в свою очередь, заставляет обратить внимание на существование девиаций в обществе. Девиации имеют неоднозначный характер и оказывают разностороннее влияние на общество, как положительное, так и отрицательное. Для регуляции уровня девиаций в обществе используется социальный контроль и социальные санкции.

Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи.

Другие науки также занимаются проблемой девиантного поведения, в частности, биология и психология. Однако эти науки пытаются объяснить нарушения правил с точки зрения самих индивидов и их уникальных характеристик. Социологи же пытаются установить социальные факторы возникновения девиации. Исследования доказывают, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению (за исключением случаев медицинской патологии, например, шизофрении). Оно является свойством, обусловленным социальными факторами. Рассмотрим наиболее распространенные социологические подходы к проблеме девиации.

Теория аномии . Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма.Аномия – это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

Например, жизненный успех для большинства американцев превратился в культурно признанную цель. Для достижения успеха первостепенными становятся такие факторы, как образование и высокооплачиваемая работа. Проблема заключается в том, что не все американские граждане имеют одинаковый доступ к средствам достижения успеха в жизни. Поэтому многие предпочитают добиваться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения – конформизм , т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа:

    Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения. По Мертону, напряжение между акцентом, который делает американская куль­тура на богатстве, и ограниченной возможностью разбогатеть, порождает воровство, наркоторговлю и прочую уличную преступность, особенно среди бедноты.

Так, печально известный гангстер Аль Капоне в чем-то был вполне традиционной фи­гурой: он гнался за славой и удачей, составляющими самую суть «американской мечты». Но, как и многие представители меньшинств, которым не удалось открыть дверь, ведущую к «законному успеху», Капоне двинулся к вершине своим путем.

    Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств. Бюрократы, занимающие низкие ступени на своей слу­жебной лестнице, зная, что они добьются лишь небольшого финансового успеха, цепко держатся за правила, чтобы чувствовать себя уважаемыми людьми и казать­ся таковыми в глазах посторонних.

    Ретрецизм (от англ.retreat – уход, отступление) - отвержение и культурных целей и признанных средств для их достижения при полном бездействии. По сути, индивид «выпадает» из культуры мэйнстрима. Изгоями оказываются некоторые алкоголики, наркоманы и бездомные. Их девиантность заключается в нетрадиционном стиле жизни и, что, может быть, еще серьезнее - в их добровольном выборе именно такой жизни.

    Бунт – отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях). Бунт часто является реакцией на фиаско. Подобно изгоям, бунтари отрицают как культурное определение успеха, так и нормативные средства его достижения. Бунтари идут дальше, формируя контркультуру и отстаивая альтернативы существующему социальному порядку.

Табл.2. Мертоновская типология форм индивидуальной адаптации к аномии

Примечание: « + » - принятие

« - » - отвержение

«+/ - » - отвержение господствующих ценностей и замена их новыми

Теория культурного переноса . Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриель Тард. В концеXIXв. Тард сформулировалтеорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 – 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации , в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979). Ответы на вопросники, розданные в младших и старших классах средней школы, показали тесную взаимосвязь между уровнем потребления алкоголя и наркотиков и степе­нью, в которой подобные действия поощрялись группами сверстников. Исследо­ватели сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за поло­жительное определение девиантности в противовес конформности.

Теория навешивания ярлыков (Labelling theory ) . Эта теория основана на двух основных положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается не простое нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящейся к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Например, если юный правонарушитель оказался задержанным полицией по обвинению в каком-то проступке, то это может оказать серьезное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так, если раньше он считал себя таким же, как все, то теперь он начинает чувствовать себя особенным.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность . Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными – не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называютстигматизацией (от греч.stigma – укол, пятно). В социологическом смысле стигма – это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

По мнению Р. Коллинза, преступность создает само общество. В качестве примера он приводит некоторые виды так называемых «преступлений без жертв», когда жертва сама охотно идет на встречу преступнику.

Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление. Общество в лице государственных органов просто возвело их в ранг преступления, издав соответствующие законы. Сегодня, как ни парадоксально, в сохранении такого положения больше всего заинтересованы наркодельцы, поскольку легализация наркотиков существенно снизила бы их гигантские прибыли.

Теория конфликта . Основу конфликтологического подхода к теории девиации заложил Карл Маркс. Согласно ей, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать проступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Такие типы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция и насилие в семье являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.

Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировал Ричард Квинни. Согласно Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологию правящего капиталистического класса. По его мнению, преступление присуще капиталистической системе. Когда общество создает социальные проблемы и не может справиться с ними естественным образом, оно придумывает и вводит политику контроля за населением. Следовательно, преступление и уголовное наказание составляют неотъемлемую часть более крупных проблем исторического развития капитализма.

Так, многие социологи отмечают, что преступление определяется в основном в терминах ущерба, наносимого собственности (кража со взломом, грабеж, угон автомобилей, вандализм), в то время как корпоративные преступления как бы остаются в тени. ФБР ведет множество дел по фактам убийств, изнасилований, но ни одно государственное агентство не ведет регистрацию преступлений, совершенных корпорациями.

Вместе с тем, следует отметить, что у теории конфликта есть много критиков, подвергающих сомнение научность многих выводов данной теории и предлагающих подвергнуть их более тщательной проверке.

В заключении следует подчеркнуть, что ни одна теория объяснения причин девиантного поведения не является абсолютной и применимой ко всем случаям девиации. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.

Социологические теории девиации

девиация социальный деликвентный подросток

Выделяют различные подходы к объяснениям причин девиантного поведения. Так, в конце XIX века широкую известность получили теории объяснявшие отклоняющееся поведение (в частности преступность) влиянием биологической наследственности. В этот период считалось, что по внешности человека можно определить, есть ли у него склонность к каким-либо преступным действиям.

В дальнейшем получили развитие психологические подходы к изучению девиантного поведения, на которые повлияли в том числе и идеи З. Фрейда .

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Он подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них . Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

Согласно теории аномии, выдвинутой Э. Дюркгеймом и развитой в середине XIX века Р. Мертоном (американский социолог), девиация отдельных индивидов объясняется противоречиями между провозглашаемыми в обществе целями и недоступными для некоторых категорий населения законными средствами реализации успеха. Мертон выявил пять реакций на дилему цели - средства.

Таблица 1

Типология девиантного поведения (по Р.Мертону).

*принятие - «+», отрицание - «-»

**В основе типологии лежит принятие или отрицание санкционированных обществом целей и средств их достижения

Р. Мертон утверждает, что когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом, такое поведение не является девиантным и относится к типу - конформизм.

Инновация - принятые в обществе цели достигаются путем использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории относятся различные экономические преступления.

Ритуализм - средства вполне допустимые, но при этом забывают о целиодобряемой в данном обществе.

Ретритизм- предполагает отказ как от одобряемых обществом целей, так и от общепринятых средств их достижения. К данному типу относятся такие формы девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания.

Бунт или мятеж - еще один тип, выделенный Р. Мертоном. Для этого типа характерен отказ от целей и средств, предлагаемых обществом, с одновременной заменой их принципиально новыми целями и средствами. Примерами могут служить религиозные секты и революционные партии.

Предложенная Мертоном классификация типов девиантного поведения довольно широко обсуждалась другими социологами и использовалась при проведении исследований.

Теория аномии (кризиса морали) используется при объяснении многих проявлений девиации в современном обществе. Однако она не учитывает процессы социального взаимодействия, противоречия между общей культуройи отдельными возрастными и этническими субкультурами: то, что является нормой в субкультуре может быть девиацией в общей культуре и наоборот.

Наряду с этим сложились и другие направления в изучении девиантного поведения.

«Теория культурного переноса». Ряд социологовотмечают определяющую роль микросреды в формировании девиантного поведения.

Габриэль Тард(1843-1904), работая окружным мировым судьей, пришел к выводу: девиация часто объясняется подражанием, имитацией не только среди «порядочных» людей, но и преступников . Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, согласно которой к отрицательным последствиям приводят интенсивные и длительные контакты «нормальных» индивидов с криминальным окружением, в результате чего происходят процессы не только подражания, но и обучения антиобщественным действиям - культурный перенос «ценностей» и «норм» девиантного мира . Таким образом, теория культурного переноса доказывает, что механизм распространения девиации тот же и у социализации (имитация, идентификация). Эта теория позволяет понять, почему разные социальные слои отличаются по распространенности девиации. Однако с ее помощью нельзя объяснить, почему индивиды способны по-разному воспринимать ситуации и определять свои позиции в жизни.

«Теория конфликта» - обращает внимание на то, что само общество устроено несправедливо. Целые группы населения лишают доступа к законным средствам достижения жизненного успеха да еще и клеймятся как неполноценные и криминогенные. Согласно взглядам современного американского социолога-марксиста Ричарда Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологиюправящего класса капиталистов. Но если государство служит его интересам, то и преступление заложено в саму политическую систему этого строя: преступления постоянно совершают корпорации (от установления монопольных цен до загрязнения окружающей среды). В отличие от этих преступлений ради наживы и по-крупному, обычные люди совершают мелкие преступления, что бы выжит. Преступления против личности (убийства) вызваны крайним ожесточением людей в условиях капитализма .

Используя эту теорию, социологи обнаружили неадекватность наказаний. За преступления против собственности - тюремное заключение, а за правонарушение в сфере бизнеса, в основном, - штраф. В теории конфликта многое справедливо. Законы, действительно. Выражают интересы, прежде всего, господствующего класса. Однако многие положения этой теории еще нуждаются в дополнительных доказательствах и часто носят декларативно-риторический характер.

«Теория стигматизации»- наклеивания ярлыков. Приверженцы этой теории Эдвин Леметр, Кай Эриксон, утверждают, что:

1) отклонение всегда есть предмет социального определения. Девиация определяется не самим поступком, а реакцией общества на такое поведение;

2) всем людям свойственно какое-то отклонение от общепризнанных норм (необязательное в отношениях с друзьями, превышение разрешенной скорости езды на автомобиле и пр.). Такие действия в теории стигматизации квалифицируются как первичная девиация, т.е. нарушения норм, не попадающие в поле зрения общественности или правоохранительных органов;

3) все зависит от оценки социального окружения, которое проступки и даже правонарушения одних индивидов клеймит как грубое отклонение от нормы, а другим «прощает» подобные деяния. Так, по-разному оценивается мошенничество крупных фирм и уличного проходимца, поведение мужчин и женщин. Один и тот же поступок отдельного индивида в одном обществе рассматривается как предательство, а в другом - как подвиг;

4) навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей и их близких. Оно создает условия для вторичной девиации -индивид определяет свое поведение в ответ на присвоенный ему ярлык. Возникает новое отклонение от нормы, виной за которое является реакция правосудия и законопослушных граждан. Индивид объявляется преступником, «чокнутым», бездельником. Это изолирует его от «нормальных» людей. У индивида формируется этот статус, постепенно вытесняющий все другие, и человек становится тем, кем его нарекли;

5) получившие клеймо - стигму, оказавшиеся в изоляции от «порядочных» людей ищут утешения в окружении себе подобных, что и закрепляет их статус девиантов.

Теория стигматизации помогает понять, почему один и тот же поступок может рассматриваться как девиантный или нет (в зависимости от ситуации) и каким образом отдельный случай отклонения от нормы может стать исходной точкой для формирования личности девианта. Но эта теория не рассматривает сами причины возникновения девиации и навешивания ярлыков - стигм. Трудно согласиться так же с тем, что девиантность определяется только социальной оценкой, следовательно, остающиеся неизвестными для окружения отклонения индивида от нормы, не раскрытые преступления не являются девиацией?!

Согласно этой теории, большинство людей, время от времени совершают какие-либо поступки, не соответствующие установленным нормам, но при этом их поведение не расценивается окружающими как девиантное.

Лишь после того, как социальная группа «наклеивает ярлык» девианта на какого-нибудь человека, все его поступки начинают рассматриваться сквозь призму такого ярлыка. Например, пьющий человек превращается в глазах группы в алкоголика и соответственно меняется отношение к нему членов группы.

Выводы к первому разделу

В первом разделе были рассмотрены теоретико - методологические предпосылки девиантного поведения. Девиация большей частью носит не абсолютный, а относительный характер, поэтому существуют различные подходы к объяснениям причин девинтного поведения. Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. В таких работах как: теория аномии Эмиля Дюркгейма, которую в дальнейшем развивал Роберт Мертон. Наряду с этими работами сложились и другие направления в изучении девиантного поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, так же теория конфликта Ричарда Квинни и теория стигматизации приверженцы которой являются Эдвин Лемстер, Кай Эриксон.

Таким образом, ни одна социологическая теория не может быть единственно верной и исключать другие. Необходим конкретный структурно-функциональный анализ каждой формы девиации с учетом всех обстоятельств социального взаимодействия.

Для создания гармоничного и культурного общества были придуманы правила и законы. Они регулируют взаимоотношения между людьми, которые должны следить за своим поведением, чтобы не получить наказания или порицания. Однако нередкими формами поведения являются девиации. Часто различные типы и виды девиантного поведения проявляют подростки. Причины здесь рассматриваются различные, как и теории.

Следует понимать, что в каждой культурной среде данное поведение является разным. Так, в кругу деловых людей следует соблюдать деловой этикет, однако при попадании домой человек может отыгрывать другие поведенческие роли.

Следует понимать, что в каждом государстве есть свои правила и этикет поведения. В одной культурной среде может быть принято целовать в щеку партнера при встрече с ним, а в другой – запрещаться. В одной среде может быть принято выбрасывать вещи из окон, в другой – запрещаться.

Девиация – это выходящее за рамки принятых норм поведение. Иногда это может быть продиктовано детской незрелостью, в других случаях – попаданием в среду с другими поведенческими нормами, в третьих – желанием протестовать против общественных порядков. Каждый случай уникален, поэтому не следует судить однозначно и категорично.

Что такое девиация?

Когда люди не могут наладить отношения между собой, нередко речь может идти о девиантном поведении партнеров. Что такое девиация? Это поведение, выходящее за рамки общепринятых норм. В стране установлены определенные традиции, правила, законы и этикет, который регулирует взаимоотношения между людьми. Любые нарушения, дестабилизирующие гармоничное взаимоотношение, являются девиантными.

Яркими примерами являются такие действия:

  • Совершение преступления.
  • Беспорядочные сексуальные связи за денежное вознаграждение.

Данные действия могут наказываться правоохранительными органами. Однако существует множество видов других девиаций, которые совершаются людьми, но не наказываются, а лишь порицаются, критикуются, не принимаются. Ими могут быть:

  1. Выражение оскорбления.
  2. Жестокое поведение.
  3. Драки.
  4. Переворачивание мусорных ведер.
  5. Разбрасывание мусора по дороге.
  6. Громкий смех в общественном месте и пр.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков. Вспомним известное выражение – «трудный подросток». Оно включает в себя поведение юношей и девушек, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и этики. Например, играют на гитаре по ночам, разрисовывают стены граффити, грубят взрослым и т. д.

Нередко родители называют подростков трудными тогда, когда не могут их подчинить своей воле. К примеру, ребенок хочет носить черные с дырками джинсы, а родители покупают брюки. Кажется, что подросток ведет себя девиантно, поскольку разрушается внутрисемейное понимание. На самом деле речь в таком случае может идти всего лишь о желании ребенка отстоять свое мнение. Он может иметь отличное мнение от родительского. Почему это называется девиацией? На самом деле ничего девиантного психологи в этом не отмечают.

Нормы поведения устанавливаются обществом с целью создания такой среды, где каждый сможет чувствовать себя спокойно и налажено. Когда данные порядки нарушаются, общество это различными способами порицает. Преступные действия жестоко наказываются.

Виды девиации

Девиантное поведение может различными способами классифицировать. Клейберг выделил такие виды девиации:

  1. Негативная (наркомания). Данное поведение однозначно у всех вызывает негативную реакцию.
  2. Позитивная (самопожертвование). Данное поведение хоть и выходит за рамки общепринятого, считается странным и непонятным, однако социум не видит никакого вреда в поступках человека, поэтому и не выражает негатива.
  3. Социально нейтральная (попрошайничество).

Е. Змановская дала свою классификацию видов девиации, основываясь на последствиях поведения и нарушаемых нормах. Она выделила такие виды девиации:

  1. Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам.
  2. Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы.
  3. Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости.

Надежда Майсак дает свою классификацию видов девиации, основываясь на трех показателях: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения:

  • По направленности и характеру проявления:
  1. Конструктивная – различные виды творческого проявления.
  2. Аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости).
  3. Внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную.
  • По уровню социального одобрения:
  1. Социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам).
  2. Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания.
  3. Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются.

Формы девиации

С целью понимания того, какое поведение является антисоциальным, следует выделить конкретные формы девиации:

  • Проституция.
  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Алкоголизм.
  • Суицидальное поведение.

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что проявление негативных и положительных форм девиации является нормальным. Пока существуют кем-то придуманные нормы, будут возникать различные формы, противоречащие им. Это скорее связано не с желанием протеста, а с потребностью свободно проявлять себя, особенно если только девиантным поведением можно достичь поставленной цели.

В культурных странах существует множество форм девиации, поскольку существует множество норм, правил и законов того, как следует себя вести правильно. А человек не может ограничивать себя, особенно если этому способствуют какие-то факторы. Ярким примером может стать нестабильное положение в стране, когда человек является неудовлетворенным собственной жизнью. В таком случае неизбежны различные девиантные проявления, которые направлены на устранение негативного отношения и ощущений.

Пожалуй, пока не существует такой целостной системы, которая бы полностью исключала девиантное поведение. Пока что люди способны только наказывать антисоциальное поведение. Однако данная мера не помогает полностью исключить девиации.

Профилактикой может стать устранение тех причин, которые приводят к девиантному поведению. Она должна происходить на всех уровнях, а не только в конкретной группе лиц. Это потребует полной перестройки всего общества со всеми мерами его воспитания и программирования.

Причины девиации

Выделить конкретные причины девиации становится невозможным, поскольку существует множество факторов, которые могут подтолкнуть человека к отказу от соблюдения общепринятых правил и переходу к девиантному поведению. Существуют примеры того, как люди росли в благополучных семьях, однако на каком-то этапе отказывались от нравственно-моральных норм и становились преступниками.

Что толкает благополучного человека на совершение разрушительных поступков?

  • Неустроенность жизни.
  • Недовольство собой.
  • Отсутствие желаемых целей.
  • Понимание, что жизнь идет в неправильном направлении. И многое другое.

Довольно часто человек вынужден сначала усваивать общественные нормы, при этом его никто не спрашивает о том, а подходят и нравятся они ему. На каком-то этапе человек может воспротивиться тому, что ему насаждается извне, а не стало следствием его собственных суждений и желаний. В таком случае он может отойти от норм, позволив себе совершать поступки, которые наиболее ему приятны.

Зачастую специалисты выделяют две основные причины девиантного поведения:

  1. Особенности анатомического строения, особенно нервной системы. В данном случае человек уже рождается предрасположенным к определенному поведению.
  2. Особенности строения и формирования психики.

Частыми являются причины, исходящие из взаимоотношений внутри семьи, где рос и воспитывался человек. Девиантное поведение чаще всего наблюдается за теми подростками, детьми и взрослыми людьми, которые росли в неблагополучных семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, непонимание, ущемление чьих-то прав и пр.

Однако индивид воспитывается не только семьей, но и социумом. А в нем существует множество норм, правил и порядков, которые нередко противоречат друг другу. Когда нет четкого устоя, возникает «аномия общества», то есть отрешенность человека и непринадлежность его к определенной группе. Это заставляет его действовать так, как он считает нужным, а не так, как это принято обществом.

Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство этим также может провоцировать негативное поведение.

Теории девиации

Существуют три основные теории девиации:

  1. Концепция физических типов, чье поведение зависит от физиологических особенностей. Таким образом, поведение человека объяснялось его физическими предрасположенностями, которые формировались с самого детства. Делались в свое время попытки найти конкретные черты внешности, которые бы заранее могли говорить о том, на что способен человек. Однако данная теория не имела успеха из-за наличия противоречащих данных: люди вне зависимости от внешности совершали девиантные поступки того или иного характера.
  1. , который и заставляет человека вести себя асоциально. Внутри каждого человека существует множество личностей, желаний и норм, которые могут противоречить друг другу. В тот момент, когда какая-то сторона выигрывает, человек придерживается того или иного поведения.
  1. Концепция неуспешной социализации индивида в обществе. В данном случае речь идет о том, что если человек не придерживается конформизма (полного подчинения общественным устоям), тогда он ищет другие способы приспособления. Некоторые из них могут быть асоциальными. Они во многом диктуются его желаниями, возможностями и умениями, которыми человек обладает.

Типы девиации

К типам девиации следует отнести следующие:

  • Первичные и вторичные.
  • Психические и культурные аномалии.
  • Культурно одобряемые (положительная девиация) и культурно порицаемые проявления.
  • Индивидуальные и групповые.
  • Делинквентное (устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность), девиантное (поведение, разрушающее взаимоотношения между людьми) и криминальное (поведение противоправного характера, которое наказывается законом).

Причиной девиации может стать отсутствие реальных возможностей достичь желаемой цели. Человек может стремиться к тому, чего хотят все люди (к любви, богатству, счастью и здоровью). Однако он может видеть, что общество устроено так, что оно не позволяет ему достичь всего этого. В таком случае пробуются девиантные формы поведения.

Если какое-то поведение позволило человеку достичь желаемого, тогда он еще раз его повторит. Если «одобряемые» поступки не помогают, а «неодобряемые» позволяют достичь цели, тогда вторые превращаются в привычку.

Итог

Люди привыкли однозначно плохо относиться к девиантному поведению. Однако поступки все разные, даже если они считаются плохими. Многое зависит от того, в каких условиях они совершаются и каких итогов позволяют достичь. К примеру, человек будет вынужден применить физическую силу, если на него нападают другие люди и угрожают смертью. Хотя применение физической силы в отношении других лиц считается неправильным.

Девиантное поведение нередко позволяет обществу развиваться. Великие ученые не совершили бы своих открытий, если бы не расширили свой кругозор, который давало им общество. Творчество также является формой девиантного поведения, например, рок-группы, играющие в гаражах, носящие кожаные вещи и отпускающие длинные волосы.

Девиантное поведение влияет на продолжительность жизни лишь в том случае, если человек совершает преступные действия, связанные с насилием, физической силой и прочими противоправными действиями. Также девиантными становятся некоторые зависимости и склонность к самоубийству. Прочие виды девиации являются лишь морально-нравственными и не угрожающими человеку.