Все школьные сочинения по литературе. «Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души»…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума») Самый полезный способ

Стратег по цифровым технологиям Натан Петтиджонс решил провести эксперимент: создать «русского бота» и попытаться в кратчайшие сроки сделать его аккаунт популярным. В своей статье для Forbes эксперт рассказал, с какой лёгкостью «Иван Стравенский» набрал весьма внушительную аудиторию, соблюдая всего несколько правил.

«Если вы следите за мной в социальных сетях, то вы могли заметить, что я недавно лайкнул и порекомендовал несколько статей некоего Ивана Стравенского. Он окончил магистратуру по направлению искусствоведение в Бристольком университете и сейчас в основном пишет эссе по поэзии и философии. Согласно его профилю в Twitter, он увлечённый пианист », — пишет для Forbes стратег по цифровым технологиям Натан Петтиджон.

Этот человек выложил одну из своих работ на форум по философии, и его материал получил более 900 лайков. Благодаря этой статье его блог на Medium получил более 20 тыс. просмотров за ночь. «По крайней мере в сети, Иван — это очень талантливый и популярный парень , — отмечает автор. — Вот только здесь есть одна загвоздка: Ивана не существует ».

По признанию Петтиджонса, он придумал ему имя и состряпал биографию ещё в сентябре. Учитывая «российское вмешательство » в выборы, он решил сделать его русским, однако не был уверен, кем он будет. «Я решил назвать Ивана в честь композитора Игоря Стравинского, которому часто приписывают известную цитату: «Хороший композитор не подражает — он крадёт », — рассказывает эксперт.

«Иван Стравенский» родился 22 сентября 2017 года. На данный момент в сумме во всех социальных сетях у него есть около 27 тыс. подписчиков или друзей. На первый взгляд, отмечает Петтиджонс, это не слишком много, так как, по мнению многих, реальное влияние приходит с цифры 100 тыс. подписчиков.

«Однако я могу гарантировать, что его популярность будет от месяца к месяцу постоянно расти , — пишет автор. — Почему? Потому что я применил ту же тактику, с помощью которой я помогаю моим настоящим клиентам повысить их социальное влияние ».

Разумеется, «Иван» не крал ничью личность, не публиковал ничего грубого, двусмысленного и не делал ничего предосудительного — он всего лишь писал эссе по философии и выкладывал новости о классической музыке.

«Но представьте, с какой лёгкостью такой же фейк, как он, обладающий большим весом в соцсетях, может разжигать споры или убеждать людей в онлайн-диалоге », — подчёркивает Петтиджонс.

Во-первых, ему нужно подобрать правильное имя. Идеальный фейк носит уникальное имя, чтобы ему не приходилось сражаться за место под солнцем с настоящими людьми или даже с другими фейками.

Во-вторых, «Иван» должен освоить автоматические взаимодействия. Петтиджонс настроил его аккаунт таким образом, чтобы подписавшиеся на него люди получали автоматическое «спасибо» и предложение подписаться на его профиль на Linkedln. Кроме того, на его профиле в Twitter стоит простенький бот, который автоматически подписывается на аккаунты с хэштэгами #ИсторияИскусств и #Пианист . В результате около 7% людей в ответ также подписываются на него.

В-третьих, «Ивану» следует остерегаться фейковых подписчиков. По словам автора, когда на аккаунт подписаны люди, у которых на странице ничего нет, система автоматически выставляет аккаунту более низкую оценку, что серьёзно уменьшает аудиторию. Если все подписчики выглядят как реальные люди, контент оценивается выше; в будущем он может оказаться даже в разделе «кого читать», что увеличивает число подписчиков в разы.

В-четвёртых, на начальном этапе не стоит бояться вложить в аккаунт немного денег, например, для покупки некоторого количества подписчиков, так как людям психологически проще подписываться на аккаунты, у которых уже есть некая аудитория.

В-пятых, «Ивану» нужно создавать (или красть) качественный контент. Всё дело в том, что его статьи действительно были уникальны и очень неплохи, так как они принадлежали одному другу Петтиджонса. «Как и всегда, главное — это содержание, а тактика остаётся лишь тактикой », — подчёркивает автор.

И, наконец, в-шестых, хорошей идеей будет установление связей с уже существующими сообществами посредством партнёрских программ. В случае если ссылку на «Ивана» разместит какой-то известный канал, количество его подписчиков вырастет на гораздо большую величину, чем если бы он пользовался предыдущими приёмами.

С несколькими помощниками, продолжает эксперт, кто угодно может легко управляться с сотней подобных аккаунтов, наращивая влияние в определённых сферах. «На самом деле я был бы удивлён, если бы сейчас этим никто не занимался », — отмечает автор.

«На настройку «Ивана» у меня ушло около 10 минут; на поддержание его активности я трачу менее 10 минут в неделю. Чтобы вырастить его до таких размеров, я потратил менее $300. Единственная причина, по которой его сейчас могут пометить и удалить с некоторых сайтов, — это моя честность, с которой я о нём сейчас сообщил. Но дело в том, что «Иван» — не единственный фейковый парень в интернете. Он лишь единственный, о ком я вам рассказал », — подводит итог Петтиджонс.

Если у врача нет сомнений в ваших мотивах (скажем, подозрений в желании "откосить" от армии), то симулировать психзаболевание (не любое, конечно) довольно просто. Ведь диагноз во многом (зачастую - полностью) основан не (только) на объективных фактах (пациент сделал то-то и то-то - при таких-то обстоятельствах), а на информации от самого пациента. Скажем, что он слышит голоса (как часто, когда, что они говорят?) или видит нечто необычное, или уверен в том-то и том-то и т. д. К тому же многие практикующие врачи (большинство) работают по стандартным схемам и склонны не замечать незначительные отклонения от "стандарта". Были и конкретные проверки (в США - точно были), когда здоровых людей (дополнительно прошедших проверку) подсылали к психиатрам с более-менее стандартными рассказами о проблемах и всем "подставным" диагностировали психическое заболевание.

Не стоит становиться на четвереньки и лаять - это бывает нечасто, а вы можете проделать это недостаточно убедительно. Но можно вполне убедительно симулировать наличие слуховых галлюцинаций (а как проверить их отсутствие?). Допустим, вы сами пришли на консультацию (лучше - платную) к психиатру и рассказываете, что с некоторых пор совершенно незнакомые люди (а в последнее время - уже и знакомые) негромко, но достаточно отчетливо, обсуждают у вас за спиной факты вашей биографии и осуждают вас. Допустим, какой-то эпизод из вашей сексуальной жизни или общественно-неодобряемое (но вполне законное) поведение. Что вы не понимаете, откуда это стало известно всем этим людям и почему это так их волнует (в конце-концов вы ничего особо плохого не делали), но вам уже тяжело выдерживать эту травлю и вы боитесь сорваться. Тем более, что когда вы пару раз оборачивались к сплетникам (допустим, к незнакомым попутчикам в общественном транспорте) и пытались высказать аргументы в свою защиту, эти люди имитировали удивление и непонимание, отрицая сам факт обсуждения вашей персоны. Никто из этих трусов не решился высказаться вам в лицо. Вы даже заподозрили, что сошли с ума и все это вам только кажется, но отбросили эту глупую мысль: ведь сумасшедшие никогда не сомневаются в своем психическом здоровье, а вы-то усомнились. А пришли посоветоваться о том, как поддержать стабильность психики в условиях непрекрашающейся невыносимой травли. Может есть какое-то лекарство? Или гипноз?

Скорее всего вам поверят, с той разницей, что "обсуждения" сочтут слуховыми галлюцинациями (самый распространенный вид, зрительные - это уже эксклюзив, если без интоксикации наркотиками, алкоголем, или еше чем-то). Скорее всего предложат обратиться в психиатрическую больницу и выпишут направление (скорую вряд ли вызовут: вы же на людей пока не бросаетесь и себе увечий тоже не наносите). В больнице рассказываете ту же историю (необоснованное преследование путем осуждающих разговоров за спиной). Скорее всего у вас диагностицируют острый психоз (а какие основания не верить вашему рассказу?). Окончательный диагноз при выписке месяц спустя будет, скорее всего, шизофрения (хотя на самом деле причины психоза - если бы он был - могли быть иными). С этого момента вы - шизофреник, поставленный на учет. И опровергнуть этот ошибочный диагноз вам будет крайне сложно.

Есть в мире человека определенные законы, по которым и протекает его жизнь. Кто их установил? Сам человек. И в первую очередь это нравственные законы. Все прекрасно понимают, что хорошо в нашей жизни, что плохо. Но другое дело, что не все этим руководствуются: в силу вступают зависть, жажда власти, ненависть. Кто-то и не скрывает этих чувств, но есть много таких людей, кто, чтобы создать иллюзию искренности и обмануть окружающих, начинает свою игру, начинает притворяться.

Лицедейством легче ввести в заблуждение и достичь своих

Целей, ведь «в крупном - можно притвориться», но последствия такой игры не предсказуемы, полны инцидентов и драм, так как «человек ловится на мелочах» и «мелочь всегда выдает истинную «суть души». К сожалению, чаще всего страдают люди, окружающие этого человека, а не он сам.

…Итак, перед нами Алексей Степанович Молчалин - герой пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума». Внешне бледная фигура Молчалина оказалась одной из самых ярких в художественном отношении. Провинциал, начинающий с низов и не отказывающийся ни от чего - ни от игры в карты со старичками, ни от сваливающегося на голову увлечения им Софьи Павловны

Фамусовой.

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Да и как иначе. Цель поставлена - карьера! И ничто этому помешать не может, поэтому и не отказывается. Но как себя ведет умело. Нет, он не глуп, очень не глуп, иначе Софья отвергла бы его. Она создала романтический образ человека, который отвечает ее представлениям о муже, а Молчалин ему полностью соответствует. Все дело в том, что он прекрасно знает, что ему надо делать и как надо поступать, чтобы соответствовать. И Софья не видит, насколько он хитер и расчетлив, ведь перед ней он робок и услужлив.

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких…

В крупном - в любви - нетрудно притвориться, и Молчалин делает это умело. Да и что не сделаешь «в угодность дочери такого человек». Но, не дай бог, об этом узнает Фамусов, а тот скор на расправу. Игра продолжается, теперь перед нами Молчалин, проявляющий, по словам Салтыкова-Щедрина, «неистребимое желание казаться глупее своего начальника». Он опять притворяется, и вновь очень умело.

Молчалин прошел суровую школу. Он постиг законы, управляющие жизнью, и избрал наилучший способ добиться власти, богатства, славы. Не всем доступен этот способ. Надо иметь волю, чтобы ни при каких обстоятельствах «не выйти из роли», незаурядную силу, чтобы не поддаться соблазну высказать собственное мнение, быстрый ум. Молчалин ищет не местечко, а место. Он далеко пойдет…

В своей каморке под лестницей герой не мечтает, а тщательно разрабатывает план завоевания отличного места в обществе. Молчалин дойдет до «степеней известных», как об этом говорит Чацкий, но не остановится на них. Чацкому и не снится, куда метит Молчалин, он просто не принимает таких людей:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Почему же Чацкий, один из всех, так хорошо понимает, что из себя представляет Алексей Степаныч? Сначала Чацкий не уверен, действительно ли Молчалин его соперник. Он останавливает его и заводит с ним разговор, чтобы определить, может ли этот тихий и неприметный человек хоть чем-нибудь привлечь Софью.

Чацкий, уверенный в своем уме и ничтожестве Молчалина, острит, иронизирует и даже оскорбляет своего бывшего приятеля. Но Молчалин слишком дальновиден и умен, чтобы обращать внимание на словесные выпады Чацкого и обижаться на них. И, может быть, в первый раз Молчалину хочется сделать доброе дело «просто так», без выгоды, совершенно не притворяясь.

Спокойно, терпеливо он пытается помочь Чацкому, объяснить ему, как надо жить, по его мнению. Но это бесполезно. Чацкий не способен внять трезвому голосу рассудка, и они расходятся, каждый убежденный в том, что соперник по-своему глуп. Молчалинская философия «не по зубам» Чацкому, а Молчалину знакома, даже испробована философия Чацкого и отброшена как ненужная.

Да, все продумано, казалось бы, Молчалиным. Но… попался на ерунде, на мелочи. Его интрижка с Лизой, которой он не придавал значения, открылась. Все предусмотрел Молчалин, кроме этой ничтожной мелочи. В продуманном, выверенным им маршруте было учтено все, «но мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение». Сказалась подлость натуры героя, «кривизна души», и тяжело было Софье услышать по отношению к себе циническое выражение: «Пойдем любовь делить печальной нашей крали…».

Вот, казалось бы, и финал. Молчалину, видно, придется уехать в Тверь, откуда его вытащил Фамусов. Но нет. Гнев Фамусова обрушивается в первую очередь на Софью, на Лизу. А Молчалин? «Молчалины блаженствуют на свете!» Это и небезызвестный Глумов у А.Островского, князь Борис Друбецкой у Л.Н.Толстого. А сколько их в нашей жизни? У них много масок, они умеют притворяться и вывернутся из любой ситуации. Печально…

Представиться, намеренно принять на себя вид, не соответствующий действительности с целью ввести в заблуждение, обмануть. Притвориться разгневанным. Притвориться больным. «Я притворился, будто сплю.» Л.Толстой .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПРИТВОРИТЬСЯ" в других словарях:

    1. ПРИТВОРИТЬСЯ1, притворюсь, притворишься, совер. (к притворяться1). Не вполне, неплотно затвориться, закрыться. Дверь от ветра притворилась. 2. ПРИТВОРИТЬСЯ2, притворюсь, притворишься, совер. (к притворяться2), кем и без доп. Представиться,… … Толковый словарь Ушакова

    Створиться, симулировать, взять на себя вид, изобразить из себя, сыграть роль, разыграть, надеть на себя личину, сказаться, захлопнуться, прикинуться, закрыться, затвориться, прихлопнуться, надеть маску, слукавить, выдать себя, припереться,… … Словарь синонимов

    - (орюсь, оришься, 1 и 2 л. не употр.), орится; сов. Затвориться, обычно неплотно или тихо. Дверь притворилась. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПРИТВОРИТЬСЯ 2, рюсь, ришься; сов. Принять какой н. вид с целью ввести в заблуждение, повести себя неискренне. П. больным. П. равнодушным. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (орюсь, оришься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), орится; совер. Затвориться, обычно неплотно или тихо. Дверь притворилась. | несовер. притворяться (яюсь, яешься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), яется. II. ПРИТВОРИТЬСЯ, рюсь, ришься; совер.… … Толковый словарь Ожегова

    1. ПРИТВОРИТЬСЯ, творится; св. только 3 л. Закрыться, затвориться (обычно неплотно или тихо, осторожно). Дверь притворилась. ◁ Притворяться, яюсь, яешься; нсв. 2. ПРИТВОРИТЬСЯ, рюсь, ришься; св. Принять какой л. вид с целью ввести в заблуждение,… … Энциклопедический словарь

    притвориться - притвориться. В знач. «неплотно закрыться» 1 е и 2 е л. не употр., притворится и притворится. Новая рама неплотно притворится (притворится). В знач. «принять вид, не соответствующий действительности; обмануть» притворюсь, притворится (неправильно … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    притвориться - I C/A гл см. Приложение II (прикрыться) притворю/(сь) притво/ришь(ся) притво/рят(ся) притво/ренный и притворённый A/A и A/B пр; … Словарь ударений русского языка

    I сов. см. притворяться I II сов. см. притворяться II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Как притвориться идеальным мужчиной. Роман. Часть 1 , Александра Арсентьева. Мой первый и лучший роман о любви, который я писала 3,5 года. В нем 555 печатных страниц. Любовь, ревность, романтика, эмоции, эротика – все, что нужно для идеального любовного романа.… электронная книга
  • Как притвориться идеальным мужчиной. Роман. Часть 2 , Александра Арсентьева. Продолжение первой части романа. Еще больше чувств, ревности… Зрелые отношения мужа и жены. И третий лишний… Но люди не меняются, кто бы что об этом ни говорил. Мир тесен, и младшая дочь,…

Сергей Есенин в одном из своих стихотворений сказал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Немного переделав высказывание Есенина, мы можем сказать наоборот, лишь, столкнувшись лицом к лицу с мелочами в характере, поведении человека, мы можем лучше узнать его. Общее впечатление человек может производить обманчивое. И лишь мелочи раскрывают человека во всей его красе. Подобное можно сказать о Молчалине - одном из героев комедии Грибоедова «Горе от ума».

С первых сцен о Молчалине мы узнаем немного, и о некоторых свойствах его скрытной и льстивой, лакейской натуры можем только догадаться. До поры до времени он действительно молчалив, бессловесен.

Но вот внезапно появляется Фамусов и застает его со своей дочерью Софьей. От страха перед Фамусовым Молчалин совсем теряет дар речи. Он может только с трудом вымолвить: «Я-с, сейчас с прогулки», «Я слышал голос воли». Но пока Софья отвлекает внимание Фамусова, рассказывая ему свой воображаемый сон, Молчалин постепенно овладевает собой. Самообладания и притворства ему не занимать, и он начинает вновь играть в деловитость, всем своим видом показывая «усердье к письменным делам»: «С бумагами-с», «Я только нес их для докладу, // Что в ход нельзя пустить без справок, без иных, // Противоречия есть, и многое не дельно».

Во всей красе Молчалин раскроется в дальнейшем - в диалоге с Чацким, в откровениях с Лизонькой, на вечере у Софьи, в финальных сценах комедии.

«Пригретый» Фамусовым, Молчалин ловко играет роль влюбленного в Софью человека:

Молчалин: И вот любовника я принимаю вид

В угоду дочери такого человека…

Лиза: Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

И Молчалин действительно хорошо притворяется в любви к Софье, хотя основная его мечта - это не Софья, а карьера. Ради карьеры он идет на все. За несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин уже успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три награжденья», стал секретарем Фамусова, зачислен по архивам. Но главное - Молчалин сумел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства. Для того чтобы добиться своих низменных целей «и награжденья брать и весело пожить», Молчалин не брезгует ничем:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Приобрел Молчалин и за это время и «опекунов», которые помогут устроиться и пробиться в жизни:

Молчалин. Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Что же пленило Софью в Молчалине?

«Молчалин, за других для себя забыть готов.

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело,

Ночь целую с кем можно так провесть?

Сидим, а на дворе давно уж побелело…»

Позже Софья припишет Молчалину и массу других добродетелей: скромность, застенчивость, чувствительность, предупредительность:

Возьмет он руку, к сердцу жмет.

Из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Молчалин застенчив, «враг дерзости», «робок» - вот Молчалин в представлении Софьи. Конечно, давая такое описание Молчалину, Софья прежде всего характеризует саму себя. Но ведь и Молчалин должен был особенно постараться, притвориться, что бы так пускать песок в глаза.

И именно Чацкий дает точное определение Молчалину:

Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвие печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

Но поначалу Чацкий всерьез не принимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, «жалкое созданье»:

Услужлив, скромненький. В лице румянец есть,

Вот он на цыпочках и не богат словами…

В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий - неудачник. Неудачник в любви, ибо он не знает о равнодушии к нему Софьи, неудачник в жизни: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Поэтому Молчалин так откровенен с Чацким, снисходительно поучает его, раскрывая свою душу, свои истинные мысли. И чем больше приоткрывает свою личину Молчалин, тем тверже Чацкий убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:

С такими чувствами, с такой душой

Любим!.. Обманщица смеялась надо мной!

В общем и целом игра Молчалина удалась: Фамусов ему благоволит, Софья его любит или думает, что любит, Чацкого, который понял его, никто не будет слушать. Но не все коту масленица. И он попадается на ерунде, на мелочи. Его интрига с Лизой открылась, и в мгновенье ока весь замысел, который с таким трудом возводил Молчалин, рухнул.

Но, несмотря на неудачу, Молчалин вышел сухим из воды. Гнев Фамусова обрушился на Софью, Лизу, но не на Молчалина.

Чацкий недооценил Молчалина. Между тем в России наступало время Молчалиных, время чинов и чиновников, время приспособленцев и «деловых» людей. А. А. Лебедев так писал по поводу Молчалина: «Ненависть к Молчалиным пришла тогда, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старики российской истории.

Чацкий сошел со сцены.

Молчалин остался.

Онегин прошел.

Молчалин остался.

Печорин погиб. Молчалин остался.

Ушли герои молодого Герцена, потом - Рудин, Рахметов, Базаров…

Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть - они были сильны чужой силой. Их нельзя было убить презрением или смехом - их достоинство было в чужом авторитете».

Молчалин оказался живучим, неуязвимым. Молчалины представляли ту силу, которую невозможно было одолеть. И осознав это, Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!»