Пояснительная записка к ЦОР
«В гостях у Лунтика»
Цель создания ресурса: Коррекция и развитие фонематических и лексико-грамматических процессов у младших школьников с нарушениями речевого развития. Профилактика дизорфографии. Отработка орфограммы «Безударный гласный в корне».
Задачи:
Развитие звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие слогового анализа и синтеза;
Развитие морфемного анализа и синтеза;
Формирование представлений о родственных и однокоренных словах;
Формирование представлений о сильной и слабой позиции гласного звука в слове.
Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти;
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
Развитие внимания, мышления;
Развитие мотивационной сферы детей;
Воспитание самостоятельности, сосредоточенности,
усидчивости.
Изучение орфограммы «Безударная гласная в корне» начинается ещё в начальной школе. Но большинство орфографических ошибок, допускаемых детьми, относится именно к этой орфограмме, вплоть до выпуска из школы. Дети как «Отче наш» повторяют правило написания безударной гласной в корне слова, но как применить его порой не знают вовсе. Причинами здесь могут быть и сложности выделения корня, а, следовательно, и подбора проверочных слов; многие обучающиеся имеют сложности в выделении ударного гласного в слове, а, следовательно, не могут определить наличие данной орфограммы в проверяемом слове; часть обучающихся (чаще дети с нарушениями речи) испытывают значительные трудности в понимании сложных лексико-грамматических конструкций, а, следовательно, попросту не понимают, как и куда данный «набор слов» можно применить.
В настоящее время разработано большое количество материалов по работе над данной орфограммой, но в большинстве своём они ориентированы на детей с речевой нормой.
Для обучающихся с нарушениями речи необходимо разрабатывать пособия, основываясь на многократном повторении изучаемого материала, а также на том, что у обучающихся данной группы преобладает наглядно-образное мышление. Кроме этого, мотивация к обучению, у данной категории детей значительно снижена.
Методика использования материалов
Данные электронные материалы созданы с использованием программы Power Point (пакет Microsoft Office ) и могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии дополнительного логопедического консультирования.
Презентация может быть использована как для индивидуальной, так и для групповой работы с младшими школьниками. Игра предполагает использование на магнитно-маркерной доске либо на доске MimioBoard , но может быть использована на индивидуальном компьютере и ином мультимедийном оборудовании, при условии адаптации предложенных заданий.
Структура ресурса позволяет использовать на занятии (уроке) только те виды упражнений, которые необходимы педагогу для реализации поставленных целей.
Использование ЦОР «В гостях у Лунтика» позволяет повысить эффективность занятия, как при объяснении нового, так и на этапе закрепления изученного материала.
Как работать в программе
Управление в программе осуществляется при помощи манипулятора «мышь».
На главной странице ЦОР представлены три героя известного российского мультфильма «Лунтик» - это сам Лунтик, Корней Корнеевич и Кузя. Детям эти герои знакомы и интуитивно понятны задания, которые выбираемые герои могут «предложить». Щёлкнув правой кнопкой мыши на выбранного героя, осуществляется переход на слайд с заданиями. Чтобы приступить к играм и заданиям необходимо навести инструмент «Ладошка» на выбранную игру и щёлкнуть один раз правой кнопкой мыши.
Лунтик «предлагает» поиграть в такие игры, как:
![](https://i2.wp.com/ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c3b/0002a44a-66663379/1/hello_html_m77c62020.png)
Корней Корнеевич говорит ребятам, что пора учиться и предлагает им 4 игры и одну страничку – подсказку «Подсказки от Корнееча».
Игры:
«Зри в корень!» - ребятам предлагается вырастить из корня деревья со словами. Задание может выполняться идентично описанным выше.
«Ребусы». Ребятам необходимо разгадать ребусы и подобрать к ответам проверочные слова. Задание можно выполнить, как устно, так и письменно. Ответы: дрова, слова, сова, вода, вата.
«Бегающее ударение». Шнюк расставил ударение в словах. Но неправильно. Ученикам необходимо проверить работу Шнюка и исправить.
«Четвёртый лишний» - Мила гуляет в шариковом лесу и любуется деревьями. Но на каждом дереве один шарик явно лишний… Обучающимся необходимо найти лишний шарик и объяснить почему. Задание можно выполнить либо письменно, либо устно.
Друг Лунтика – Кузя, как известно, знаменитый выдумщик и весельчак. Он предлагает ребятам, и собрать с ним урожай, и на рыбалку сходить, и в космос слетать.
Кузькины затеи:
«Урожай». Друзья собирали яблоки, но в каждой корзине не хватает по одному яблоку. Какому? Задание выполняется устно, письменно, а также может быть выполнено на магнитно-маркерной доске.
«Докажи». К каждому слову необходимо написать проверочное. Задание выполняется устно, письменно, а также может быть выполнено на магнитно-маркерной доске.
«Загадочная дверь». Гусеницы пошли искать сокровища Бильбо Бэггинса , но их встретила загадочная дверь. Данное задание содержит заданную анимацию. На двери записан код – четыре слова, которые содержат три О. Как только дети отгадывают слово необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши О исчезают. Так необходимо сделать с каждым словом. Последнее слово исчезает со звуком (Скрипящая дверь). Как только дверь «отскрипит» необходимо щёлкнуть по правой кнопке мыши и перейти на следующий слайд, где ждёт богатство. Задание можно выполнить устно, письменно. Анимацией управляет педагог.
«Рыбалка». Узнать, кто кого поймал. У Лунтика, Милы, Кузи и Пчелёнка удочки с наживкой – буквой. Необходимо выловить нужную букву. Задание выполняется преимущественно устно
«Полёт в Космос». Лунтик прилетел в галактику Профессиус. Ему нужно догадаться какие ошибки есть в названии планет. Название планеты соответствует названию профессии. Необходимо обратить внимание детей, что нужно искать именно орфографическую ошибку.
Для возврата в меню игр на слайде необходимо нажать кнопку
При необходимости возврата на главное меню необходимо нажать правой кнопкой мыши на кнопку
По окончании работы с программой необходимо нажать на кнопку Esc на клавиатуре компьютера.
Перед началом работы с данным ресурсом педагогу рекомендуется ознакомиться с Пояснительной запиской и «поиграть» для ознакомления со всеми особенностями и возможностями ЦОРа.
Для работы с данным ресурсом необходимо включать колонки.
Мультимедийная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Сад – огород».
Цель: расширение и активизация знаний по лексической теме «Сад-огород».
Задачи:
- Закреплять знания о названиях овощей, фруктов и ягод, умение различать их.
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Закреплять знания детей о месте произрастания овощей, фруктов и ягод (в земле, на земле, на кусте, на дереве).
- Закреплять умение различать овощи и фрукты по форме.
- Закреплять умение выделять звук [Л] в словах.
- Развивать связную речи. Закреплять умение составлять рассказ по серии картинок.
Игра состоит из 5 мини-игр
1. «Помоги Миле».
Игровая задача: разложить овощи в ящик, а фрукты в корзинку.
«Исправь ошибку!»
Игровая задача: помоги Миле разобраться, где растут овощи, фрукты и ягоды, и исправь ошибки.
2. «Готовим с бабой Капой».
Игровая задача: Помоги бабе Капе приготовить обед.
«Готовим суп» - выбери только то, что пригодится для приготовления супа. Скажи, какой получился суп.
«Готовим компот» - выбери только то, что пригодится для приготовления компота. Скажи, какой получился компот.
«Готовим пирожки с ягодами и овощные салаты» - выбери, что понадобится для приготовления пирожком, а что для приготовления салатов. Скажи, какие получились пирожки и салаты.
3. «Накорми Лунтика».
Игровая задача: выбери ягоды, фрукты и овощи, в которых есть звук [Л].
4. «Сажаем с Корнеем Корнеевичем сливу».
Игровая задача: Расставь картинки по порядку. Составь по ним рассказ.
5. «Играем с Вупсенем и Пупсенем».
Игровая задача: разложи фрукты и овощи в ящике по форме.
Заявка на конкурс «Применение ЭОР в работе учителя-логопеда»
Ф.И.О. педагога Храмова Виктория Владимировна
Должность учитель-логопед
Место работы ГБОУ СОШ с. Георгиевка структурное подразделение детский сад
Номинация «Мультимедийные игры без использования интерактивной доски»
Название конкурсной работы «Помоги Лунтику и его друзьям».
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МАДОУ д /с № 5 Индивидуальное логопедическое занятие: «День рождения Лунтика » Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях. Выполнила: учитель-логопед Колпакова Н.Н.
Сегодня у Лунтика день рождения. Он встал пораньше, хорошенько умылся. (выполняется самомассаж «Кран, откройся») . Почистил зубки (упр – е «Почистим верхние зубки»), причесался (упр-е «Расчёска»), увидел свои любимые игрушки и решил немножко поиграть с ними. Это были: лошадка (упр-е «Лошадка») и самолётик (упр-е «Самолёт»). Потом Лунтик вышел на улицу и решил покататься на качелях (упр – е « К ачели). 1. 2. 3. 4. 5.
Вдруг Лунтик услышал весёлые песенки. Это пели бабочки. Он решил спеть вместе с ними. Давай подпоём бабочкам и Лунтику. (пропевание слогов со звуком «Л» по 2 раза) Ла-ла - ла-ла-ла Ло-ло-ло - ло-ло Лу-лу лу-лу - лу – лу – лу Лы - лы-лы-лы - лы - лы - лы
В гости к Лунтику пришли все его друзья: Мила, Кузя, Пчелёнок, Дядя Шнюк, Дядя Корней, Вупсень и Пупсень и даже жаба Клава.
Друзья подарили Лунтику много подарков. Назови эти предметы, чётко проговаривая звук «Л». В названии каких предметов нет звука «Л». Определи место звука «Л» в названиях картинок. Скажи, где находится каждый подарок.
Давай скажем, какое угощение приготовила баба Капа для гостей полным предложением. «Баба Капа приготовила калач.» и т.д. Словарь: калач, булочки, слойки, пирог с клубникой.
После вкусного угощения Мила предложила поиграть в игру «Найди пару». Нужно не только найти пары предметов, но и объяснить свой выбор. Составь предложения по образцу: «Я объединил лошадь и осла, потому что это – домашние животные»
Пчелёнок любит сочинять стихи. Сегодня он сочинил стихотворение о Миле. (проводится игра «Эхо» с перекидыванием мяча) Ла-ла-ла - Мила маме помогла Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло Лы-лы-лы – Мила вымыла полы Лу-лу-лу – Милочка полола лук Ала-ала-ала – наша Мила вышивала Ола-ола-ола – пальчик Мила уколола Эла-эла-эла – Милу мама пожалела
А Кузя придумал игру «Зашифрованное слово» алыча
Вупсень и Пупсень собираются идти в школу. Они уже умеют писать. Только то, что они пишут не всегда можно понять. Давай попробуем разобраться и составить правильно предложения. - Делать, Мила, куличи, песок, из. - Помогать, Лунтик, баба, Капа. - Бабочка, ловить, Лунтик, сачок. - Пчелёнок, Кузя, и, футбол, в, играть.
Вот и подошёл к концу день рождения Лунтика.