Добрыми делами славен человек. Человек славен добрыми делами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Достаётся не дёшево Счастье трудных дорог... Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева) ?

Человек славен своими делами

План урока: 1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе - значит хорошее. Чувства и дела. 3. Главное правило доброго человека. 4. Притча о блудном сыне. Домашнее задание: Параграф № 11 – читать и пересказывать. Вопросы и задания на стр. 91. Задание № 3 (рубрика «В классе и дома») – подготовить сообщение.

1. «От добра добра не ищут». 2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». 3. «Худо тому, кто добра не делает никому». 4. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь». 5. «Многого желать - добра не видать». 6. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь». 7. «В ком добра нет, в том и правды мало». 8. «Бедного обижать - себе добра не желать». 9. «Доброе имя дороже богатства». ? О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.)

Что такое добро? Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. (Толковый словарь) ? Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

«добрый день » « в добрый путь » « всем известна доброта этого че­ловека» « будьте добры » « доброго вам здоровья » « добрый кусок пирога » « добрая погода » « добрый молодец» ? О каких проявлениях добра идёт речь в этих в ыражениях? -приветствие -напутствие -черта характера -обращение -пожелание -размер чего-либо -состояние природы -характеристика человека

Прочитайте фрагмент сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» (стр. 86-87, учебник) и ответьте на вопросы: Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Лас­точка, решившись помогать Принцу? От чего Ласточке стало тепло, несмотря на то что приближалась зима? Какие добрые чувства вы можете назвать?

Заполните таблицу Добрые чувства Добрые дела любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, сердечность, доброжелательность, симпатия

Какого человека мы называем добрым? ? Прочитайте текст учебника на стр. 87-88 об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове и ответьте на вопросы: Можно ли назвать А. Д. Сахарова добрым человеком? Почему его назвали Совестью Народа?

Прочитайте «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки (стр. 91, учебника).

Рассмотрите картину Рембрандта ван Рейна (стр. 90) и ответьте на вопросы: Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?

Какими правилами должен руководствоваться добрый человек? Мор а ль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Золотое правило морали: Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

С чего начинается до­брота? Запишите в тетрадях «Три правила заботы о близких»

Интернет-ресурсы http://fotoshops.org/uploads/taginator/Dec-2012/kalendar-fon-dlya-prezentacij.jpg - тетрадный лист в клетку Девочка и мальчик в верхней части слайда – взяты из векторного клипакта, как его получить, можно узнать тут « Small children in the vector » http://ec.l.thumbs.canstockphoto.com/canstock16404819.jpg - девочка для гиперссылки http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/yayayoy/yayayoy1207/yayayoy120700014/14596006-%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8.jpg – мальчик для гиперссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Человек славен добрыми делами

План - конспект урока по оществознанию в 6 классе.1.Цель урока: Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального созн...

Человек славен добрыми делами. Обществознание. 6 класс

Базовый учебник: Боголоюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс (Просвещение, 2008 г.)Цель урока (краткое описание): подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым....

а) Отметь качества, которыми обладаешь ты.

    Сострадание и сочувствие

2) В мультфильме «Чертенок №13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Напиши и обоснуй свое мнение об этом девизе.

    Я думаю, что это просто ужасный девиз! Конечно, любить себя должен каждый, но никогда нельзя забывать о тех, кто рядом с нами, ведь, кому ты будешь нужен с успехом достигнутым таким путем?

3) «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

    Люди пришли к одной и той же мысли в разных местах, потому что человеческая природа одинакова везде! Везде люди сталкиваются с одними и теми же ситуациями.

4) Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.

5) Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.

    «Хроники Нарнии», «Властелин колец», «Гарри Поттер» - фильмы и книги.

    «Черный корсар» - серия книг и мультфильмы.

6) Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? Оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.

    Нет, добро не должно быть с кулаками никогда. Когда добро берет насилие на вооружение оно перестает быть добром. Ведь разве есть сострадание в насилии? Кулаки можно пускать в ход, ТОЛЬКО когда защищаешь свою жизнь или жизнь других людей. Но просто так «быть с кулаками» нельзя.

7) Рассмотри репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (с. 90 учебника). Ответь на вопросы.

Какие чувства у тебя вызывает эта картина?

    Сострадание, жалость

а) Кто является героем этой картины?

Отец и блудный сын

б) какие эмоции испытывают герои этой картины?

    Сын - раскаинье.

    Отец - проявляет сострадание, он прощает сына, он ему рад, ведь вернулся его сын.

8) Прочти стихотворение замечательного поэта Анны Львовны Борто. Ее стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых дней жизни («Уронили мишку на пол…»)

Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершенный добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.

    Нет, никогда нельзя напоминать о сделанном добре, иначе это уже не добро. Если напоминаем людям о добре, значит, мы делали его с корыстным умыслом, что уже обесценивает сделанное нами.

9) Прочитай высказывание римского философа Марка Аврелия "Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души". Как ты понимаешь это высказывание?

    Каждый человек должен следить за своими чувствами и эмоциями и не поддаваться негативным из них. Иначе, он будет рабом своих чувств и эмоций и не будет счастлив.

Воспитательский час на тему:«Добрыми делами славен человек!»

Цель: формировать у обучающихся понимание важности доброго отношения к окружающим людям, развивать представления о добре и зле, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.

Формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- учить задумываться о своем месте в жизни и о своих поступках;
- формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;
- развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Оборудование: Половинки пословиц, солнце с лучиками, весы.

Оформление доски:

«Спешите делать добрые дела!»

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра»

Б.Паскаль

«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Л.Толстой

«Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни»

Л.Толстой

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного - это прежде всего мужество, бесстрашие души»

В.Сухомлинский

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор пойдёт о доброте и о добрых поступках. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Высказывания о добре зачитываются с доски…

Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он состоялся как Человек.

Тема нашего воспитательского часа: «Добрыми делами славен человек». И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте, о добре и добрых поступках. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

1 ученик: Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

2 ученик: Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю. Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

Воспитатель зачитывает стих:

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды…

Может, вырастил деревце

На земле своей ты?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

Воспитатель: Расскажите как вы поняли смысл этого стихотворения?

Ответы детей…

Воспитатель: Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Человеколюбие определяется отношением к детям, к старшему поколению, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

А что такое доброта? Как вы понимаете это слово? Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А для чего нужна доброта? Посмотрите, на доске не просто солнышко - это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:

милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь) доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)

отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)

терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)

забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)

сопереживание (сочувствие к другому)

взаимопомощь (помощь друг другу)

Воспитатель: Как вы понимаете смысл этих слов? (На обратной стороне лучиков написаны определения)

Воспитатель: Существует множество пословиц и поговорок о добре. Поиграем в игру «Соберите пословицу» на доске в беспорядке наклеены части пословиц надо найти окончания.

Жизнь дана на добрые дела

Доброе слово лечит, а злое калечит

Добро не умрет, а зло пропадет

Добро помни, а зло забывай

Про доброе дело говори смело

Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

Воспитатель: А сейчас послушайте притчу.

Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу.
- Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, - решил он, - живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.
- Какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? - спросил завистник, добравшись до философа.
Все в твоих руках, - ответил ему философ.

Как вы поняли смысл притчи?
- Каким человека делает добро?
- Кого называют добрым?
- А можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым? Нет. Добрый - это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

Воспитатель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, которые его окружают. Он старается не причинить неприятностей, не оскорблять других. Не ведёт себя грубо ни с родителями, ни с посторонними, ни с друзьями. Какой человек внутри, всегда зависит лишь от него, его сердца.

А всегда ли вы хорошо обращаетесь к своим друзьям, товарищам, близким?

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?

Весы «добра» и «зла».

На одну чашу весов мы будем класть «зло» (тёмные фишки, означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «ложь»).

Чтобы победить «зло», надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и положим их на чашу весов с «добром».(Дети говорят о своём добром деле и кладут на чашу яркую фишку)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание.

Воспитатель: Наш воспитательский час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь добрыми делами славен человек.

1. Придумай не менее пяти предложений со словами «добрый», «доброта».

Доброта - одно из главных качеств человека. В моем доме царят доброта и покой. У меня самый добрый папа в мире. Добрым быть не так просто, как бы казалось. Добрый человек всегда поступит правильно.

2. В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». Возрази ей, напиши не меньше трёх аргументов, почему надо помогать людям.

Золотое правило морали - относись к людям так, подобно как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Добрые дела делают наше общество лучше. Благодарность за совершение доброго дела повышает самооценку человека

3. Вставь пропущенное слово:

Добро , сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.

Своими словами объясни, как ты понимаешь смысл этих строк.


Добро всегда лучше, чем зло. Даже самый маленький добрый поступок перевешивает самую большую пакость.

5. А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» писал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...


Как ты думаешь, почему в памяти людей долго сохраняются добрые дела? Какими примерами ты можешь подкрепить слова поэта?


Хорошие поступки всегда запоминаются. И потом они отражаются. Ты сделал хорошее, тебе отплатят тем же. Тебе приятно, что кто-то о тебе заботится, помогает. Ты чувствуешь, что ты не один, что важно.

6. Заполни пропуски в предложениях. Выбери слова или словосочетания из предложенного списка. Каждое слово или словосочетание может использоваться только один раз. Обрати внимание, что в предложенном списке для заполнения пропусков больше, чем требуется. Допускается изменение предложенных слов по падежам.

Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является добром , а что злом. Такая предварительная установка очень помогает сделать выбор , которого человек потом никогда не будет стыдиться. Зло часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто. В этом помогает золотое правило морали .

А) успех; Б) золотое правило морали; В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.


7. Нарисуй свой корабль под названием "Добро". Придумай, что стоить взять с собой в долгое плавание по волнам жизни.

Цели урока:

На доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.

Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

Развивающая:

Развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

Воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.

Оборудование:

М/ф «Кот Леопольд», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Словарь синонимов,

  1. Оргмомент.

Просмотр отрывка из м/ф.

Ребята, вашему вниманию был предложен отрывок из известного м/ф «Кот Леопольд».Вы его внимательно посмотрели и скажите о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь.

- (о добре, доброте)

А что означают эти слова. Значение этих слов искал в словарях Ваня Морозов.Давайте послушаем его ответ.

Толкование слов учеником

В.И.Даль

Добро-в духовном значении- благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

С.И.Ожегов

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(слайд №1)

Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям.

-(, добродушие, добросердечие, благо, человечность-)

(слайд №2)

В какие словосочетании входят эти слова?

(добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

(слайд №3)

А какое из названных вы считаете самым важным?

Как мы можем узнать,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам)

Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»

(слайд №4)

Запишите тему в тетрадь

(название темы крепится к доске)

Накапливая жизненный опыт, русский народ сложил много пословиц о добре. Группа ребят сделала дома подборку пословиц и поговорок на данную тему. Давайте послушаем их.

От добра худа не бывает.

Лихо помнится, а добро не забудется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

За добро злом не платят.

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

(слайд №5)

Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц.

Вы опять подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни.

Для этого давайте прочитаем отрывок из сказки О.Уайльда «Счастливый принц» и ответим на вопрос –В чем главная идея данной сказки?

Итак, какова же главная идея- признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело».

Вывод:Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение) (слайд №6, «Добро= любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение»но на экран не выводить).

А трудно ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?

Что для этого надо сделать? На этот вопрос нам даст ответ _Иванова Оля..

(чтение стих-я «Стать добрым волшебником…»)

Как мы видим, добрым быть, оказывается, достаточно просто.Просто надо помочь тому, кто нуждается в добре сочувствии. Добро сделать легко, но в то же время и трудно. На уроках литературы вы недавно прочитали произведение, в котором говорится о доброте одного человека к другому. Что это за произведение? О чьем добром поступке в нем идет речь? Почему он добрый?

Мы познакомились с примерами добрых дел из произведений х/л, м/ф,х/ф, сказок. А в жизни тоже есть люди, которые совершают такие добрые дела ради благополучия других людей. Дома вы подберете примеры проявления добрых дел из различных источников. Варианты заданий находятся у вас у каждого в распечатке.

Д/з 1. «Галерея добрых дел» -подобрать картинки с изображением добрых поступков.

  1. Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
  2. Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».

Итак, добрым называют человека, который………(уч-ся дополняют предложения)

Сейчас мы покажем вам сценку о добром Незнайке и, может быть, вы внесете какие-то дополнения в свой ответ.

(сценка)

(ответы с дополнениями Истинные добрые дела –это бескорыстные дела, которые люди совершают из хороших побуждений. А если есть истинная доброта, то есть и ложная доброта.

На примерах из нашей жизни давайте поговорим об истинной и ложной доброте. Вам предложены примеры с различными поступками –определите, какие, на ваш взгляд относятся к истинной доброте, какие к ложной. Запишите их по группам в тетрадь и объясните свое решение и подберите собственный пример доброты (можно из х/л)

Одноклассник дал списать домашнюю работу

Бабушка заступилась за внука, который сломал игрушку

Урок обществознания в 6 А кл на тему «Человек славен добрыми делами»

Шестиклассник во время перемены заступился за первоклассницу, которую обидел его друг

(обсуждая, прикрепить магнитами на доску)

Мы с вами привели примеры добрых поступков, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде.

На стр. 196 дана репродукция картины Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына». Посмотрите на нее внимательно и скажите, можем ли мы с первого взгляда ответить как отражена тема доброты на данной картине? А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды. Значит, доброта это-..

(ответы уч-ся Доброта всегда связана с умением прощать )

Как вы, наверное, догадались, человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын. Слово «блудный» означает «заблудший, сбившийся с пути»

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие чувства, кроме радости встречи испытывают отец и сын?

Безусловно, его сын испытывает радость встречи. Но, вместе с тем, его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит его простить, готов исправиться, загладить свою вину.

Отец жалеет сына, его сердце полно страдания, он готов забыть его поступок и простить его.

Не просто о добрых поступках мы говорили сегодня, а о том, что тема добра волнует всех людей, а поэты, писатели и художники в своих произведениях рассказывают о добре, чтобы люди не забывали о нем помнили, думали. Ведь добро это (слайд №6)

Вывод: Вот все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым делам.

Сегодня на уроке мы с вами убедились, что люди стараются сделать добро для других и это добро обязательно к ним вернется. Ведь если человек совершает добрые поступки, то окружающие тоже к нему относятся по- доброму. А это и есть золотое правило.а почему это правило называют золотым? Да потому, что оно драгоценно, ведь золото драгоценный металл, от добрых дел становится светлее, добро разливается, как солнечным свет, добрые дела долго сохраняются в памяти. И хочется, чтобы в нашей жизни таких солнечных, золотых дней было как можно больше.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(Уч-ся раздают изображения солнышек гостям под музыку из м/ф)

Пусть любовь и доброта согревают нас всех, как эти солнышки.

И все вам мое пожелание:

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу .

Дарите только теплоту:

Ребенку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту.

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернется.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья то радость отзовется.

Наш урок окончен,

Приложение № 1 (отрывок из сказки)

Приложение № 2 (сценка ‘Незнайка и его друзья’)

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена, и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

(Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

  1. Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?
  2. Почему Принц решил помогать людям?
  3. Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
  4. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Приложение №2 («Приключения Незнайки и его друзей»)

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил доктором стать. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка(замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром!

Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это- не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти.Моя это шапка что ли. Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь- а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их так, из добрых побуждений.

С. В. Алимова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область