Open Library - открытая библиотека учебной информации. Приемы создания образов воображения

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.

3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Литература

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае

Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

«... старый старичок

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна,

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации.

Особенности воображения:

Источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;

Оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Виды воображения

Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).

Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и не запланированно возникшей в сознании изобретателя).

Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

Характеристика отдельных видов воображений

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.

Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

Функции воображения

1. Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.

2.Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.

3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).

4. Регулирование эмоциональных состояний.

5. Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)

6. Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).

7. Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что но только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различие - опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

Схематизация - сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Функции воображения.

В жизни человека выполняет ряд специфических функций . Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с м и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять м, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность . Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Какова бы ни была тема беседы Махараджа, он, похоже, всегда следит за тем, чтобы процесс "вопрос-ответ" следовал правильной линии ведения дискуссии. И каждый раз, когда кто-нибудь задает неуместный вопрос, Махарадж настойчиво, но мягко отклоняет его и возвращает дискуссию в первоначальное русло.

Иногда, однако, Махараджу приходится по какому-нибудь делу на короткое время покидать комнату, и вот однажды во время такой паузы один из посетителей начал говорить о неком политике, который в то...

Род земной являет собой единый образ Божий, поэтому каждый человек несет в себе его частицу. Согласно учению Родной Православной Веры, в отдельном человеке образ Божий проявляется стремлением к Богу, а также способностью воспринимать Божественную любовь, стремлением единства с Родными Богами и другими людьми в единой цепи – роде земном, Роде Небесном и Роде Всевышнем.

Именно этой связью обусловлены все богоподобные черты и умения каждого человека.

Среди последних особенно следует отметить...

По всей Земле люди начинают собираться в группы, общины, где ведется подготовка к событиям, которые очень скоро произойдут на планете. Интуитивно чувствуя наступающие перемены, люди группируются по признакам устремленности и уровню сознания.

В литературе можно часто встретить информацию о том, что в переходное для планеты время на новый уровень сознания легче работать в группе. Это так, но, к сожалению, не у всех людей сознание просветленное и состояние души возвышенное. Слишком много сейчас...

Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно.

Сына же - второго человека - соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего...

Супруга Бога Шивы, Богиня Парвати, однажды попросила быка Нанди, верховного животного, охранять вход во дворец в то время, как она принимала ванну, чтобы никто Ее не беспокоил.

Спустя некоторое время Шива пришел к Ней, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом.

Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг...

Рождение ребёнка - это сложный процесс, разработанный Материальной Системой космоса, занимающейся разработкой форм жизни для физических миров. Ими было решено выращивать новые тела в женском организме, хотя, конечно, рождение могло бы происходить и другими путями: и почкованием, и делением одного старого организма на новые состояния, и искусственным выращиванием в колбах, и клеточным клонированием.

Существует сто разных способов. Но на Земле был поставлен эксперимент - являться в мир именно...

Одно из наиболее распространенных мнений утверждает, что существует двойственное употребление слова Мара и существует, следовательно, по крайней мере два уровня использования символа Мары. Один из них - мифологический - основан на древних космологических представлениях и бытует почти в неизменном виде среди неграмотной массы верующих.

Другой уровень - догматический, основанный на высокоаналитическом толковании природы человеческой личности. На мифологическом уровне перед нами предстает...

Начинающие должны избегать плохих друзей и держаться добродетельных и хороших.

Вам следует принять пять или десять заповедей и хорошо знать, когда их соблюдать, и когда обходиться без них (1).

Вы должны следовать только священным словам златоустого Будды; не обращать внимания на ложь обычных людей.

Так как вы уже покинули дом, чтобы соединиться с чистым собранием, всегда помните о том, чтобы быть благородными и гибкими, и быть в гармонии с окружающими; не будьте гордыми и высокомерными...