Подготовка к школе: какие занятия помогут ребенку быстрее адаптироваться в школе? Развивающие задания и упражнения для подготовки к школе.

Публикуем девять заданий с листами для распечатки - для подготовки к школе из тетрадей японской серии KUMON, по которым занимаются дети в 46 странах мира. Сегодня будем учить ребенка числам и фигурам, складывать и вычитать на простых примерах. Легко и весело!

Но сначала - совет для родителей: как научить малыша правильно держать ручку и карандаш.

Как правильно держать ручку

Есть несколько способов научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Вот один из них. Ребёнку, чьи пальцы ещё недостаточно окрепли, трудно правильно удерживать карандаш. Учите его этому постепенно, чтобы он не потерял интереса к письму.

1. Помогите ребёнку поставить указательный и большой пальцы под прямым углом, как показано на рисунке. Положите карандаш сверху на углубление между этими пальцами и одновременно на согнутый средний палец.

2. Теперь пусть ребёнок сожмёт карандаш большим и указательным пальцами.

3. Проверьте, сравнив с рисунком, правильно ли ваш ребёнок держит карандаш.

Занятия для дошкольников

1. Проведи линию от 1 до 5 через все числа по порядку, называя их вслух.

2. Напиши число 4 и назови его.

3. Найди и обведи фигуры, похожие на образец.

На этой странице ребёнку нужно найти среди других фигур круги разных размеров. Если ему сложно справиться с заданием, опишите ребёнку круг. Скажите, например, что круг похож на мяч.

4. Впиши недостающие числа в таблицу, а затем выполни сложение.

5. Вычти. Реши каждый пример!

6. Проведи от стрелки (↓) до звёздочки (*) линию, которая соединит все барабаны.

7. Раскрась чашку для полоскания рта и тюбик с зубной пастой.

В этом задании нужно раскрасить чашку для полоскания рта и тюбик с зубной пастой. Когда ребёнок закончит работу, скажите: «Мальчик просто молодец, что чистит зубы перед сном! И ты сегодня тоже будешь чистить зубки».

8. Выполни сложение.

В этой статье:

Вашему ребенку 6-7 лет – это значит, что пришло время для важного этапа. Начинается школа, и вам нужно убедиться заранее, что малыш к ней действительно готов. Для этого можно сделать простой тест: дать ребенку небольшое задание-инструкцию (об этом ниже). По результатам вы поймете, готов ли он к школе или еще нет.

Очень важно, чтобы ваш малыш умел сам о себе позаботиться . В этом возрасте главное - развиваться, учиться. Он идеально походит для начала занятий. Но грамотный педагог знает, что для ребенка 6-7 лет игра все еще очень важна. Поэтому урок должен быть построен в простой игровой форме: так малышам проще запоминать материал и привыкать к школе. Первое время, во время адаптационного периода, вам понадобится много терпения.

Шесть-семь лет – время быстрого развития психики. Сейчас меняется взгляд детей на себя, свое поведение . Этот возраст характеризуется некоторыми особенностями поведения.

Первый раз в школу

В 6-7 лет детей отдают в первый класс. Это правильное время для начала занятий. К такому возрасту малыши уже довольно самостоятельные, развитые. Теперь нужно направить все силы на интеллектуальное развитие. Поход в школу связан с множеством позитивных моментов – это стимул для развития. Тут вам новые социальные механизмы, общение, личностный рост, развитие воли. С другой стороны, сама ситуация для
ребенка необычная. Появляется масса ответственности, новые обязанности. Приходится вести совершенно новую жизнь.

Первые недели или даже месяцы вас ждет адаптационный период. Но вот адаптация проходит, и ребенок чувствует себя на своем месте. Дальше - проще. Однако родителям всегда нужно быть рядом, помогать, подсказывать. В этом возрасте идет закладка важных моральных принципов, навыков общения, поведения. Меняется мировосприятие маленького школьника, так что рядом должен быть кто-то, кто подскажет и поможет .

Подготовьтесь вместе

В 6-7 лет малышу еще хочется играть, а не учиться. Однако очень скоро ему понадобится вся концентрация, память, усидчивость. Родителям нужно подготовить его и убедиться, что в школе он сможет сам о себе позаботиться:


Согласитесь, это немало. Но если ребенка отдали в садик, то многое из этого он знает и умеет к своим 6 годам.

Адаптация в школе

Обязательно будет проходить адаптационный период . Это нормальная реакция психики на изменения. А изменяется все: окружение, правила, ответственность, люди. Обычно этот
период длится 2-3 недели, максимум – 1,5 месяца. Сейчас старайтесь помочь малышу, а не ругать его. Ему и так страшно, сложно рано вставать, ходить в школу не хочется, делать домашнее задание скучно… Поймите, что адаптация - проходящее состояние . Развитие психики уже достаточное для похода в школу, просто она немного сопротивляется переменам. Если же у ребенка и после 3-4 месяцев в школе точно такое же состояние, то поговорите с психологом: это уже не совсем нормальная ситуация.

Особенности психологии

Сейчас нужно понимать психологические особенности возраста:

  • Поиск себя

Ваш ребенок ищет, исследует, пробует разные аспекты своей личности. Для него это впервые, а главное, в новом обществе он может найти свое место. Дети часто кривляются, иногда даже манерничают, ругаются. Это кризис 7 лет. В школе хочется казаться взрослее, умнее, интереснее. Но дети еще пока не знают, как этого добиться. Вот и пробуют по-разному.

Эмоции становятся понятны для самого ребенка. Он злится, радуется, обижается, но теперь хорошо понимает, что именно с ним происходит. Раньше эмоции были стихийного характера: малыш плакал, но не мог объяснить, почему. А сейчас все изменилось. Это говорит о развитии психики.

  • Развитие воли

Это очень важный момент, когда дети делают выбор между «хочу» и «нужно». Для этого стоит давать им небольшие задания по дому (убрать пыль, помыть посуду). Они должны научиться ставить некоторые необходимости выше желаний. Это поможет не только в учебе, но и для развития личности. Обязательно первое время хвалите за правильный выбор . Это поможет малышу самому понять, когда он прав, а когда нет.

Психологическое развитие

Психологическое развитие происходит сейчас быстро. Многие вещи «открываются» ребенку самостоятельно, о других он узнает постепенно. Главное, появляется важный стимул - учебная деятельность. Всем детям в этом возрасте хочется выделиться, получить похвалы от старших. Самый простой способ - достижения в учебе. Это мотивирует их сосредоточиться, учиться, стараться.

Готовность к школе

Когда стоит отдать ребенка в школу – в 6 или 7 лет? Для многих родителей это важный вопрос. Хочется скорее усадить малыша за парту, дать книгу и начать учить. А готов он или нет - какая разница? Никто не готов, всем приходится учиться
вместе в одно и то же время – такое мнение часто можно услышать. Однако это не совсем так. Психологическая готовность ребенка может ему сильно помочь, а ее отсутствие - сделать школу ненавистной .

Готовность определяется тем, может ли он слушать и слышать инструкции. Прежде чем сажать малыша за тетрадки, дайте ему какое-нибудь простое задание. Например: «Собери из конструктора лего домик так, чтобы одна его стена была полностью желтой, а вторая – синей. Сделай у домика 2 окошка и дверь».

Теперь проследите за тем, как малыш выполняет задание. Многие дети слышат только «построй домик из лего», а про другие дополнения к заданию уже не помнят. Другие строят домик, сосредоточившись на цветах, а про окна и двери забывают . Кто-то вообще при первых неудачах все бросает и начинает строить что-то другое. Если так, значит, он просто не готов к школе. У ребенка нет еще навыка понимать и запоминать инструкцию.

Учеба в школе - это умение планировать свою работу заранее. Выстраивать собственный план, по которому будет проходить задачка, задание, сочинение . Это умение обязательно появится – возможно, чуть позднее.
Поэтому не рекомендуется отдавать малышей шести лет в школу, ведь им еще очень тяжело «бороться с собой». Еще один год без школы сможет намного лучше их подготовить.

Личностные изменения

Уже в 7 лет происходят довольно серьезные личностные изменения. Деятельность становится более осмысленной. Для ребенка уже лучше понятны связи «предмет-действие», «действие-реакция родителей». Этот возраст больше походит для поступления в школу. Конечно, хороший педагог будет постепенно усложнять программу, чтобы дети привыкли. Для них важно сначала освоиться в новой среде . Для этого первый класс делают переходным этапом от простой игровой деятельности к учебной.

Мышление и логика

Появляется все больше случаев, когда необходимо задействовать мышление и логику. Теперь от этого зависит получение оценки, понимание предмета. Такая мотивация позволяет ребенку развиваться быстрее. Развитие психики на этом этапе невозможно без учебы. В 6-7 лет нужно загружать ребенка знаниями, давать ему думать, самостоятельно принимать решения. Если этот момент будет потерян, то потом учиться будет гораздо сложнее.

Для этого родителям не нужно полностью «делить» уроки с первоклассником: он делает, а мама или бабушка смотрят и тут же готовы стирать ластиком ошибку, объяснять, в чем он неправ… Лучше дайте ему самому выполнить задание, а потом проверьте. Если будут проблемы, разберите вместе вопрос и научите малыша искать ответ в учебниках.

Вопросы родителей

Многие родители не могут сами ответить на вопросы про изменение поведения их детей. Это не так уж и просто – воспитывать малыша 6-7 лет. Для него меняется мир, приходят новые обязанности, ответственность. Поверьте, вашему малышу сейчас тоже тяжело приспосабливаться к новым условиям жизни в школе и новому статусу первоклассника.

Моему сыну 6 лет, но он отказывается читать. Что делать?

Тут может быть несколько вполне естественных объяснений. Зачем читать, если есть телевизор, телефон, планшет? «Там» гораздо интереснее, как кажется ребенку. Кроме того, тут важно, как вы подбираете для него книгу. Самостоятельно или вместе? Посмотрите, во что он играет, чем увлекается. Сегодня очень много коротеньких детских книг с картинками обо всем на свете: динозавры, пираты, путешествия, волшебство, детективы, ужастики…

Не думайте, что его должно тянуть к классическим произведениям или любимым книгам вашего детства. В книжном магазине вместе выберите 2-3 книжки, и пусть пробует . Любовь к чтению может вообще не прийти, особенно если вы не подаете соответствующий пример ежедневно. Полно взрослых людей, довольно успешных в своей работе, которые не читают взахлеб. Не нужно ругать за это или делать чтение наказанием. Это отобьет желание читать окончательно.

Когда мы говорим о школе, тут же начинаются слезы и просьбы «не отдавать в школу»… Девочке 6 лет, в школу пойдет в сентябре.

Для ребенка это серьезная перемена в жизни. Ему приходится вновь переучиваться. После первых трех лет дома его отдают в садик. Идет адаптация, привыкание. И вот он привык, а теперь снова перемены. К тому же все рассказывают, как непросто учиться в школе, про строгих учителей и сложные уроки … Ребенку просто страшно. Старайтесь успокоить дочку, больше говорите с ней о школе. Сходите погулять в школьный двор, если разрешат, зайдите внутрь. Даже одним глазком посмотреть, что там, за дверями школы - это уже поможет ей. А еще родителям нужно просто быть рядом. Адаптация к школе обязательно будет и займет минимум пару недель – поддержите ребенка в это сложное время.

Сыну 6 лет. Все попытки заниматься с ним он сводит к играм. Как подготовить его к школе?

В 6 лет игра все еще занимает очень важное место в жизни ребенка. Даже больше: шестилетнему ребенку просто
необходимо играть! Так он справляется со стрессами, моделирует для себя многие ситуации. Первые несколько недель первого класса умный педагог будет вводить игровые элементы в обучение, чтобы дети привыкли. Ваш сын все сводит к игре - не беда. Поиграйте с ним в школу, давайте ему задания на урок , «домашние задания», ставьте оценки. Если ему так проще привыкнуть к новому, используйте эту возможность.

Уже почти проучились первый класс, а ребенок (7 лет) все еще не полюбил школу, приносит плохие оценки, у нас ссоры из-за домашнего задания. Что делать?

Возможно, адаптация проходит трудно. Постарайтесь выяснить причину. Расспросите малыша о том, как ведет себя учитель, как к нему относятся другие дети. Поговорите с учителем. Эта ситуация с затянувшейся адаптацией довольно негативная. Для ребенка это всегда стресс. Проблему нужно решать, иначе он просто не сможет учиться в этой школе.

Поступление в школу - чрезычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению ;

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым , иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.

Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

Здесь Вы найдёте материал, который даст Вам представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 6-7 лет к моменту поступления в школу, поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем ещё нужно поработать.

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.

3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

4.Будьте терпеливы,не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7.Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.

8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

Тесты и упражнения для будущего первоклассника

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок

1. Назови своё полное имя и фамилию.

2. Сколько тебе лет?

3. Назови дату своего рождения.

4. Назови имя и отчество твоей мамы.

5. Где и кем она работает?

6. Назови имя и отчество твоего папы.

7. Где и кем он работает?

8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

9. Назови свой домашний адрес.

10. В каком городе ты живёшь?

11. Как называется страна, в которой ты живёшь?

12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

Умение действовать по правилу.

Методика «да» и «нет»

Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

Пробные вопросы (не оцениваются):

Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)

Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

Тест

1.Мяч сделан из резины?

2.Мухомор можно есть?

3.Снег белого цвета?

4.Лиса рыжего цвета?

5.Ворона меньше воробья?

Лягушка кукарекает?

Голуби умеют плавать?

У часов одна стрелка?

Медведи бывают белыми?

У коровы две ноги?

Оценка полученных результатов:

Высокий уровень - не допущено ни одной ошибки

Средний уровень - одна, две ошибки

Низкий уровень - более двух ошибок

Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

Задание 1 : Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

Результат:

Средний уровень - 1-2 ошибки

Низкий уровень - более 2 ошибок

Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А .

Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

Результат:

Высокий уровень - ни одной ошибки

Средний уровень - 1 ошибка

Низкий уровень -2 и более ошибок

Задание 3 : Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

Лук , медведь, трава, жук .

Ослик, санки , лейка, банки .

Мишка , рубашка, шишка , берёза

Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

Задание 1 : Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Результат :

Не менее 6 слов - высокий уровень

4-5 слов - средний уровень

Менее 4 слов - низкий уровень

Задание 2 : Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

1.В лесу растут грибы.

2.Утром шёл сильный дождь.

3.Мама читает детям интересную книгу.

4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

Результат : Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

Высокий уровень - все 4 фразы повторил точно

Средний уровень - ошибся только в 1 фразе

Низкий уровень - ошибся в 2 фразах и более

Задание 3 : Послушай и запомни стихотворение.

Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Результат :

Высокий уровень - повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

Средний уровень - повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

Низкий уровень - допустил ошибки после 4 прочтений

Задание 4 :Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

Осень - дождь

Ваза - цветы

Кукла - платье

Чашка - блюдце

Книга - страница

Вода - рыба

Машина - колесо

Дом - окно

Конура - собака

Часы - стрелки

Результат :

Высокий уровень - 8-10 пар слов

Средний уровень - 5-7 пар слов

Низкий уровень - менее 5 пар слов

Задание 5 : Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда).

Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
  7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
  10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Мышление

Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

Задание 1: Ответь на вопросы :

1.Чего в огороде больше - картофеля или овощей?

2.Кого в лесу больше - зайцев или зверей?

3.Чего в шкафу больше - одежды или платьев?

Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

Задание 2: Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.

В куртку какого цвета был одет Петя? (синюю)

2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.

Что читал Миша? (сказки)

4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя - быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто - последним?

6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

Задание 3: Ответь на вопросы :

1.Какое животное больше - лошадь или собака?

2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?

3.Днём светло, а ночью …?

4.Небо голубое, а трава …?

5.Черешня, слива, вишня - это …?

6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

7.Что такое Москва, Калуга, Курск?

8.Чем отличается день от ночи?

9.Маленькая корова - это телёнок, маленькая собака - это …? Маленькая овечка - это …?

10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?

12.Чем похожи молоток и топор?

13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14.Чем различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

15.Футбол, теннис, плавание - это…?

16.Какие ты знаешь виды транспорта?

17.Чем отличается старый человек от молодого?

18.Почему люди занимаются спортом?

19.Почему стыдно уклоняться от работы?

20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

Норма не менее 15 правильных ответов.

Задание 4: Найди лишнее слово :

Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький , ветхий.

2.Храбрый, злой , отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец , груша.

4.Молоко, творог, сметана, хлеб .

5.Час, минута, лето , секунда.

6.Ложка, тарелка, сумка , кастрюля.

7.Платье, шапка , рубашка, свитер.

8.Мыло, зубная паста, метла , шампунь.

9.Берёза, дуб, сосна, земляника .

10. Книга , телевизор, магнитофон, радио.

Задание 5: Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.Назови слова, обозначающие деревья.

2.Назови слова, относящиеся к спорту.

3.Назови слова, обозначающие зверей.

4.Назови слова, обозначающие домашних животных.

5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8.Назови слова, относящиеся к искусству.

9.Назови слова, обозначающие овощи.

10.Назови слова, обозначающие фрукты.

Развитие речи

К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи - основное условие успешного овладения письмом и чтением.

Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.

Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Задание 1: Определи на слух, какими звуками различаются слова.

Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

Коза - коса, игра - игла, дочка - точка, день - тень, почка - бочка.

Результат:

Высокий уровень - без ошибок

Средний уровень - 1 ошибка

Задание 2: Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.

Прочтите ребёнку цепочки звуков.

Г-г-г-г-к-г

С-с-с-з-с-с

Р-р-р-р-л-р

Результат:

Высокий уровень - без ошибок

Средний уровень - 1 ошибка

Низкий уровень - 2 и более ошибки

Задание 3: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.

Прочтите ребёнку ряды слов.

Рама, рама, рама, лама, рама.

Колобок, колобок, коробок, колобок.

Результат:

Высокий уровень - без ошибок

Средний уровень - 1 ошибка

Низкий уровень - 2 и более ошибки

Задание 4: Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий - негромкий».

Медленно - (быстро)

День - (ночь)

Горячий - (холодный)

Толстый - (тонкий)

Добрый - (злой)

Результат:

Высокий уровень - без ошибок

Средний уровень - 1 ошибка

Низкий уровень - 2 и более ошибки

Задание 5: Ответь на вопросы.

Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

Результат:

Высокий уровень - без ошибок

Средний уровень - 1-2 ошибки

Низкий уровень - 3 и более ошибки

Задание 6: Объясни значения слов.

Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул - это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

Результат:

Высокий уровень - ребёнок объяснил правильно все понятия

Средний уровень - ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия

Низкий уровень - ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

Задание 7: Послушай внимательно рассказ.

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

В.А.Сухомлинский

Ответь на вопросы:

1.Про кого говорилось в рассказе?

2.В каком классе учились мальчики?

3.Отчего мальчикам стало радостно?

Результат:

Высокий уровень - ребёнок правильно ответил на все вопросы

Средний уровень - ребёнок правильно ответил на 2 вопроса

Низкий уровень - ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

Окружающий мир

На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

1.Природа

Назови времена года и приметы каждого времени года.

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какую пользу приносят домашние животные?

Каких ты знаешь хищных животных?

Каких ты знаешь травоядных животных?

Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

Назови садовые и полевые цветы.

Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

Какие ты знаешь явления природы?

Назови части суток по порядку.

Чем отличается день от ночи?

Назови по порядку дни недели.

Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

Назови месяцы по порядку.

3.География

Какие ты знаешь страны?

Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

Чем отличается город от деревни?

Какие ты знаешь реки?

Чем отличается река от озера?

Какие ты знаешь планеты?

На какой планете мы живём?

Как называется спутник Земли?

4.Мир и человек

Назови профессии :

Кто учит детей?

Кто лечит людей?

Кто пишет стихи?

Кто сочиняет музыку?

Кто пишет картины?

Кто строит дома?

Кто водит автомобили?

Кто шьёт одежду?

Кто играет в кино и театре?

Какой предмет нужен, чтобы:

Измерять время;

Разговаривать на расстоянии;

Наблюдать за звёздами;

Измерять вес;

Измерять температуру?

Какие ты знаешь виды спорта?

В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Каких ты знаешь писателей?

Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

Зачем нужно учиться? Работать?

Как правильно переходить дорогу?

5.Свойства предметов.

Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

Упражнения на развитие моторики

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

  1. Рисование, раскрашивание картинок.
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
  3. Конструирование.
  4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  5. Всасывание пипеткой воды.
  6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  7. Нанизывание бус и пуговиц.
  8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  9. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
  10. «Показ» стихотворения.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Упражнения на развитие мышления

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

Окунь, карась-…

Трава, дерево-…

Крот, мышка-…

Пчела, жук-…

Чашка, тарелка-…

Ботинки, туфли-…

2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

1 2 3 4 1 5 4 1

6 7 4 6 4 3 4 6

7 1 3 0 3 9 3 7

5 4 2 5 1 5 4 2

3. Что здесь лишнее? Почему?

Таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

Тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

Лиса, заяц, медведь, пчела;

Машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

4. Найди отличия.

5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.

6. Каких предметов нет на правой картинке?

7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

8. Соедини линией, кто где живет.

Крот гнездо

Ласточка нора

Паук в доме

Таракан паутина

9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.

10. Ответь на вопросы

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечисли месяцы года.

4. С какого месяца начинается год?

5. Назови последний месяц года.

6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

7. Назови зимние месяцы.

8. Назови летние месяцы.

9. Назови весенние и осенние месяцы.

10. Сколько дней в неделе?

11. Перечисли дни недели.

12. Назови рабочие дни недели.

13. Назови выходные дни недели.

14. Какой день недели первый?

15. Какой день недели последний?

16. Сколько дней в месяце?

17. Сколько недель в месяце?

18. Какой месяц самый короткий?

11. Скажи коротко

  1. Остаться на зиму … (зимовать)
  2. Остаться на ночь … (заночевать)
  3. Мелкий дождь … (дождик)
  4. Капля дождя … (дождинка)
  5. Маленькая лошадка … (пони)

12. Кто что делает?

  1. Кто лечит больных? (врач)
  2. Кто учит детей? (учитель)
  3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
  5. Кто добывает уголь? (шахтер)
  6. Кто кует железо? (кузнец)
  7. Кто пишет книги? (писатель)
  8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  9. Кто летает в космос? (космонавт)
  10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  11. Кто управляет самолетом? (пилот)

Играем в выдающихся математиков

Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

Сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

Последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

Временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

1.Игра «Что куда?»

Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

На верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2.Игра «Назови соседей».

Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

3.Игра «Кто раньше, кто позже».

Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

4. Что выше?

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

5. Реши задачку!

1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.

Кто летит ниже всех?

4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

6. Запомни и нарисуй. (Читается 2 раза)

1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

7. Посчитаем

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

8. У кого больше…

…лап - у кошки или попугая?

…хвостов - у собаки или лягушки?

…ушей - у мышки или свинки?

…глаз - у змеи или крокодила?

9. Кого больше?

Кого в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

Чего в квартире больше - мебели или стульев?

10. Посмотри вокруг

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

11. Истинно или ложно?

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.


Собирая ребёнка в первый класс, молодые родители, как правило, стараются научить его читать и считать. Однако опытные педагоги утверждают, что ребёнку в этом возрасте необходимо уметь правильно размышлять, делать предположения, строить логические цепочки. Справиться с данной проблемой помогут развивающие задания для детей 6-7 лет. Какими же они могут быть?

Развивающие задания для детей 6-7 лет: логическое мышление

Итак, подробнее. Развивающие задания для детей 6-7 лет - это не просто развлечения. Логика ведь является целой наукой, изучающей формы и способы мышления. Логическое мышление - особый вид умственной деятельности. Путь к нему - долгий и довольно-таки нелёгкий. Для его развития ребёнку необходимо объяснять понятным простым языком достаточно сложные вещи. Нужно учить устанавливать взаимосвязи, оценивать ситуации и делать выводы. В нашем детстве родители общались с нами как со взрослыми. Наблюдали за животными, птицами, насекомыми, машинами. На сегодняшний же день взрослые пытаются больше заработать и подняться по карьерной лестнице вверх. Дети часто оказываются предоставленными сами себе, потому и пропадают за компьютерными играми.

Особенности

Развивающие задания для детей 6-7 лет очень важны. В этом возрасте логически мыслить ребёнок самостоятельно не может. Заинтересуйте кроху. В начальный школьный период подумайте о словесном и абстрактном мышлении малыша. Оно в этом возрасте очень «подвижное». Ребята без каких-либо проблем приспосабливаются и переходят от одного занятия к другому без потери концентрации и внимания.

Виды игр

Логические, творческие, графические или математические задания для детей 6-7 лет нужны обязательно. Какая между ними разница? Графика предназначена для развития мелкой моторики и подготовки руки малыша к письму. Математика развивает логическое, абстрактное мышление, интеллект, формирует умение Речевые игры развивают чёткость и чистоту речи, разнообразят словарный запас крохи. Для ребят с дефектами речи они крайне необходимы. Большой интерес вызывают у ребёнка также и головоломки, игры на компьютерах и прочих электронных устройствах.

Графика

Развивающие задания для детей 6-7 лет с пишущими предметами - прекрасный вариант. Графические диктанты, раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями, рисование по точкам - для ребёнка это будет очень полезно. Для того чтобы заинтересовать малыша графическими заданиями, подбирайте такие картинки, по которым не сразу можно будет понять, что здесь изображено в конечном итоге.

Речевые игры

Логопедические задания для детей 6-7 лет учат ребят анализировать и исследовать информацию, полученную на слух. Допустим, взрослый произносит два слова, а ребёнок должен назвать отличия между ними (банан и апельсин, лето и зима, ночь и день, птица и бабочка).

Можно предложить ребёнку составлять истории по картинкам. Только не забывайте следить за последовательностью рассказа. Помогите малышу при затруднении.

Отличным заданием является узнавание предмета по определённым признакам. К примеру: сладкий, длинный, жёлтый (банан). Или: вкусный, зелёный, полосатый (арбуз).

Таким образом, ребёнок может не только отгадывать предметы и слова, но также и запоминать их, описывать по свойствам и качествам, развивать ассоциативную память. Можно попросить ребёнка также называть слова с противоположным значением (грустный-весёлый, чёрный-белый, тёплый-холодный).

Настольные игры

Задания для детей 6-7 лет включают также головоломки и настольные игры. Это прекрасный способ развивать усидчивость. Дети размышляют и планируют, обдумывают каждый ход, составляют стратегию действий. На сегодняшний день производителями детских товаров представлено немало игр, среди которых выделяются «кирпичики» и «уголки», в которых требуется сложить какую-либо заданную фигуру по образцу. Большой популярностью среди семилетних детей пользуются также домино и лото. Не забывайте о лабиринтах и кубике Рубика.

Книги

Задания для развития детей 6-7 лет можно найти и в некоторых литературных изданиях. В книжных магазинах предлагается множество вариантов, от которых просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе бывает довольно сложно. Но можно. Доверяйте известным педагогам и психологам. Понятные и интересные задания найти можно в книгах Мальцевой, Жуковой, Бортниковой. Для занятий в домашних условиях - это именно то, что нужно.

Компьютерные игры

Интересные задания для детей 6-7 лет расположены и в сети Интернет. Это - новый вид развития малыша. Обратите своё внимание на следующие игры: «Лунтик», «Несерьёзные уроки», «Баба-Яга и Проша». Однако не забывайте и о некоторых негативных последствиях увлечения компьютерными играми. Развитие социальных отношений начинает тормозиться. По времени занятия за компьютером необходимо строго регламентировать. Помните также о том, что игры должны выполнять не только развлекательную функцию, но и познавательную. Подходите к выбору игр для малыша с толком.

Выводы

Начинается развитие логического мышления с раннего детства. Продолжается оно на протяжении всей человеческой жизни. Задача родителей заключается в проявлении поддержки и направлении способностей и увлечений в нужное русло. Художественные или математические задания для детей 6-7 лет не могут не увлечь малышей. Это самый лучший способ познания окружающей среды. У ребёнка вырабатываются определённые логические взаимосвязи, развиваются межличностные отношения. Малыш учится побеждать и проигрывать. Соответственно, у него закаляется характер. Каждую игру проходить можно несколько раз. Таким образом, вы закрепите результаты.

Ребятам семилетнего возраста подойдут и детские кроссворды. Они замечательно активизируют мышление и учат ребёнка находить правильные ответы на различные вопросы. Тематика может быть самой разнообразной.

Составляйте вместе с ребёнком предложения из слов. Такое задание также прекрасно развивает логическое мышление. Слова можно перемешивать в произвольном порядке.

Ещё одно хорошее упражнение - вставка определённых пропущенных слов в каком-то связанном тексте. Найти подобные задания можно придумать самостоятельно.

Одним из самых любимых детских занятий является сборка пазлов. Самые разнообразные картинки доставят вашему малышу огромное удовольствие. Это могут быть и животные, и персонажи любимых книг или мультфильмов - всё зависит от вкуса ребёнка.

Прекрасный вариант - поиск отличий на картинках. Это задание будет интересно детям любого возраста.

Шестилетний ребёнок способен с лёгкостью отсортировывать ненужные предметы от нужных, соотносить образы со словами. Следите за тем, чтобы ваше чадо не испытывало трудностей с такими заданиями. Обязательно занимайтесь с ним. И даже если ребёнок безошибочно сортирует предметы, не обходите подобные уроки стороной. Одним словом: повторение - мать учения!

На сегодняшний день современные ребята, как правило, проходят специальное обучение в подготовительном классе перед школой. Однако это вовсе не значит, что дома заниматься не нужно. Малыш будет лучше понимать, что происходит в окружающем мире и резко выделяться своими знаниями среди сверстников. В выполнении заданий детям старайтесь не помогать. Они должны быть направлены на самостоятельные размышления и развитие логики. Не справились с заданием с первого раза? Перенесите его на следующий день. Ребёнок обязательно справится с ним рано или поздно. В общем, дерзайте! Удачи!