Социологическое исследование на тему питания. Практики питания современной молодежи как показатель социального статуса (на примере исследования молодежи г

Самарин А.В. 1 , Мехришвили Л.Л. 2

1 ORCID: 0000-0001-9348-8575, Соискатель, Тюменский государственный университет, 2 ORCID: 0000-0002-2411-2678, Доктор социологических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

Целью исследования является анализ роли и места здоровья в системе жизненных ценностей студенческой молодежи. Значимость данного аспекта исследования определяется тем, что для студенческой молодежи на сегодняшний день здоровье не является базовой ценностью. Студенты определяют здоровье как второстепенную ценность, что и попытались показать авторы статьи на основе результатов собственного эмпирического исследования. Проведен анализ составляющих здорового образа жизни студенческой молодежи по результатам социологических исследований.

Ключевые слова : студенческая молодежь, здоровье, ценности, система ценностей, иерархия ценностей студенческой молодежи.

Samarin A.V. 1 , Mekhrishvili L.L. 2

1 ORCID: 0000-0001-9348-8575, Postgraduate student, Tyumen State University, 1 ORCID: 0000-0002-2411-2678, PhD in Sociology, Professor, Tyumen Industrial University, Tyumen

HEALTH IN THE LIFE VALUE OF STUDENTS: SOCIAL RESEARCH RESULTS

Abstract

The aim of this study is to analyze the role of health and place in the system life values of student’s youth. The importance of this aspect of the study is determined by the fact that for the students of today’s health is not a basic value. Students define health as a secondary value, and tried to show that the authors based on the results of their own empirical research. The analysis of the components of a healthy way of life of students according to the results of sociological research.

Keywords: students, health, values, hierarchy of values of student’s youth.

Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме ценностей молодежи, которые определяются как стабилизирующие элементы общественного сознания, социального взаимодействия и образцы поведения индивида в обществе. В социологии данная проблема продолжает оставаться достаточно актуальной, поскольку ее решение связано с системой жизнедеятельности личности и социальных групп .

Приоритетными социальными ценностями студенчества являются высокий материальный доход, получение качественного образования, престижная работа и взаимоотношение с другими людьми. Ценностные установки студенчества в настоящее время связаны, в основном, с достижением высокого материального благополучия и жизненного успеха, в следствии чего вытесняются такие значимые ценности как здоровье и здоровый образ жизни.

С точки зрения аксиологического подхода, здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, которая соотносится с основными ценностными ориентациями личности, и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Преобладание одних ценностных ориентаций над другими рассматривается как факторы, определяющие здоровье человека .

Распространенность среди студенчества таких пагубных привычек как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ и психотропных препаратов свидетельствует о том, что существующие методы формирования ценностного отношения к здоровью пока не дают желаемых результатов. Соответственно, существует необходимость комплексной корректировки данных методов.

Эмпирическая база исследованияматериалы анкетного опроса студентов (N=430), проведенного в ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» в марте – апреле 2016 года. Объем выборочной совокупности составил 430 человек, из них 208 студентов вуза с гуманитарной направленностью и 222 с технической направленностью. В опросе приняли участие студенты: 1 курса – 118, 2 курса – 112, 3 курса – 122, 4 курса – 77.

Самооценка здоровья – это оценка индивидом своего физического и психического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая .

Наше исследование отношения студенчества к своему здоровью показало, что 18,4% студентов определяют свое здоровье как «отличное», 52,8% студентов определили собственное здоровье как «хорошее», 24,9% студентов считают, что у них «удовлетворительное» здоровье и 2,8% студентов определили свое здоровье как «плохое» (рис. 1).

Рис. 1 – Самооценка собственного здоровья студентами гуманитарного и технического вузов, (в %)

Как показано на рис. 1, наибольшая доля ответов приходится на вариант «хорошее». Тем не менее, необходимо учитывать то обстоятельство, что самооценка собственного здоровья является субъективным показателем. Студенческая молодежь оценивает свое здоровье, основываясь на стандарты, нормы и ценности культурной среды, которая их окружает. Опрашиваемые студенты ведущих вузов тюменского региона позиционируют себя как элиту общества, которая должна быть на высоте и иметь хорошее здоровье. Проведенное исследование продемонстрировало, что большая часть студентов (81,3%) считает здоровье определяющим фактором жизнеобеспечения.

Само по себе вузовское образование должно являться центром управления здоровьем студентов. На сегодняшний день реалии таковы, что в современном вузовском образовании существует множество факторов риска, влияющих на здоровье студенческой молодежи. По сути все это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма студентов, а он рассчитан на значительные двигательные объемы, в которых испытывает большой дефицит .

В данном исследовании респондентам предлагалось определить наиболее актуальные на их взгляд факторы риска, способствующие ухудшению состояния здоровья. Самыми популярными были ответы: 1-е место – «Вредные привычки», 2-е – «Нарушение режима питания» и 3-е – «Нарушение режима труда и отдыха». Наше исследование подтверждает результаты идентичных социологических исследований проведенных ранее, которые демонстрируют, что вредные привычки входят в первую тройку факторов риска здоровью.

Здоровый образ жизни - это все то, что в поведении и деятель­ности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний. По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье населения более чем на 50 % зависит от образа жизни .

В блоке анкеты нашего исследования, который касался здорового образа жизни студентов, респондентам предлагалось определить одно наиболее значимое препятствие для ведения здорового образа жизни.

Таким образом, 27,2% студентов выбрали ответ – «отсутствие свободного времени». Соответственно 21,4% и 20,9% – «отсутствие желания» и «отсутствие мотивации». 16,5% респондентов выбрали ответ – «отсутствие средств». Незначительными препятствиями ведения ЗОЖ для студентов являются: «отсутствие необходимого уровня поддержки физической культуры и спорта со стороны органов государственной власти» и «отсутствие соответствующих знаний» – 6,2% и 3% соответственно. В строке «Другое» респонденты могли выразить собственное мнение по данному вопросу. Самыми популярными мнениями являлись: «лень», «плохое здоровье», «уклад, сложившийся в семье» и «образ жизни ближайшего окружения».

Для того что бы выяснить, влияет ли здоровый образ жизни на жизненный успех, респондентам предлагалось определить три наиболее важные условия, способствующих достижению жизненного успеха в первую очередь. Так по общему массиву опрошенных респондентов на 1-е место студенты поставили «наличие жизненной цели», на 2-е – «взаимоотношения с другими людьми», на 3-е – «здоровый образ жизни». Тем самым для студенческой молодежи ведение здорового образа жизни является одним из важных аспектов в достижении жизненного успеха.

Ценности. Исследования прошлых лет показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость .

В данном исследовании студентам предлагалось проранжировать ценности по степени значимости от 1 до 10 (1-наиболее значимо, а 10-наименее значимо) (табл. 2).

Таблица 2 – Иерархия жизненных ценностей студентов, (весь массив опрошенных)

Ранг Среднее значение
Взаимоотношения в семье 1 3,9
Взаимоотношения с друзьями 2 4,2
Хорошее здоровье 3 4,9
Получение качественного образования 4 5,2
Материальное благосостояние 5 5,3
Приятное времяпрепровождение, отдых 6 5,5
Карьерный рост 7 5,7
Признание и уважение людей 8 6,5
Социальная активность 9 6,9
Высокий социальный статус 10 7,0

Наиболее значимыми ценностями для студенческой молодежи являются: «взаимоотношения в семье», «взаимоотношение с друзьями» и «хорошее здоровье». Наш опрос подтверждает результаты идентичных исследований. Необходимо так же отметить, что по своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение .

Подводя итоги, отметим, что при самооценке собственного здоровья студенты определяют его в большей степени как хорошее, при этом респонденты, определяя факторы риска, способствующие ухудшению состояния здоровья, выделяют вредные привычки.

Студентам в бо льшей степени не хватает свободного времени для ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является одним из приоритетных условий в достижении жизненного успеха. Тем не менее, студенческая молодежь полагает, что самым приоритетным условием в данном вопросе являются взаимоотношения с другими людьми. Современная молодежь считает, что наличие хороших связей поможет в реализации жизненных планов, в поиске престижной работы и карьерном росте.

Доминантой жизненных ценностей для студентов является взаимоотношение в семье. Потребность в счастливой семейной жизни у респондентов объясняется тем, что уже сейчас студенты задумываются о создании собственной ячейки общества, понимая, что для них это является наиболее важным в жизни. Следовательно, интерес к семейной жизни является преобладающим. Хорошее здоровье является неотъемлемой частью жизни любого человека, в том числе и студенческой молодежи. Большинство студентов понимают, что, не имея хорошее здоровье, не будет ни сил, ни желания что-либо делать в жизни – развиваться, ставить и достигать своих целей.

Список литературы / References

  1. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В.Журавлёва: Монография. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 272 с. – (Научная мысль). – DOI 10.12737/375 (www.doi.org).
  2. Конев Ю.М., Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи (по результатам социологического опроса студентов Тюменского государственного нефтегазового университета) // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2.
  3. Ларионова И.С. «Здоровье современного человека как ценность». Человек Будущего и критериальное сознание. Выход из глобального кризиса. Материалы всемирной этической дискуссионной конференции (Тула, 2005 г.) Том 1.
  4. Платон. Законы // Собр. соч.: В 4-х т. М., 1994, Т. 4. С. 78.
  5. Самарин А.В. Влияние факторов риска на формирование здоровья студенческой молодежи. Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2015. – № 1; URL:science-education.ru/121-18162 (дата обращения: 27.04.2016).
  6. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] // В.Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
  7. Яблокова А.В. Здоровье человека и окружающая среда. М. 2007 - 186 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Zhuravlёva I.V. Zdorov’e studentov: sociologicheskij analiz / hole. Ed. I.V.Zhuravlёva: Monograph. – Moscow: INFRA-M, 2014. – 272 p. – (Scientific Thought). – DOI 10.12737 / 375 (www.doi.org).
  2. Konev Y.М., Rebysheva L.V., Savitskaya Y.P. Cennostnye orientacii sovremennoj studencheskoj molodezhi (according to the results of a poll of students Tyumen State Oil and Gas University) // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija . 2015. №1-2.
  3. Larionov I.S. Zdorov’e sovremennogo cheloveka kak cennost’ Chelovek Budushhego i kriterial’noe soznanie. Vyhod iz global’nogo krizisa. Materialy vsemirnoj jeticheskoj diskussionnoj konferencii (Tula, 2005 g.) Volume 1.
  4. Plato. Laws // Coll. cit .: In 4 t. M., 1994, T. 4. S. 78.
  5. Samarin A.V. Vlijanie faktorov riska na formirovanie zdorov’ja studencheskoj molodezhi . Jelektronnyj zhurnal «Sovremennye problemy nauki i obrazovanija». – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-18162 (reference date: 27.04.2016).
  6. Semenov V.E. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi // VE Semenov // Sociologicheskie issledovanija. – 2007. – № 4. – S. 37-43..
  7. Yablokov A.V. Zdorov’e cheloveka i okruzhajushhaja sreda . M. 2007 – 186 p.

2.1 Социологическое исследование студенческих проблем

В ходе проведения исследования по выявлению проблем студенческой молодежи было опрошено 50 человек - учащихся Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭиУ) - с первого по пятый курс, по десять человек с каждого курса. Всего было опрошено 12 юношей (24%) и 38 девушек (76%). В данном исследовании мы ставили целью выявить особенности актуальных проблем студенческой молодежи на современном этапе (на примере студентов НГУЭУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые можно сформулировать конкретные вопросы для респондентов: проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, влияющие на появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования возможны со стороны руководства ВУЗа, а также реформирование на уровне государства. Проблемы адаптации предполагают, прежде всего, появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того чтобы выяснить финансовое положение студента был задан вопрос о том, работает ли он и если работает, то по какой причине. Как оказалось, работают 40% опрошенных (20 человек), и еще 40% - осознают необходимость работать, но не работают, и, лишь, 20% ответили, что в работе не нуждаются. (См. Таблица 1).

Таблица 1 Распределение ответов на вопрос "Работаете ли Вы?"

Выясняя, по какой причине студенты работают, мы получили следующие результаты (из предложенного списка вариантов можно было выбирать не более трех): наиболее часто выбираемый ответ - это "нужны деньги", его выбрали 18 респондентов из 20 работающих (что составляет 90%); на втором месте - вариант "необходимо нарабатывать опыт", он был отмечен 14 раз (70%); далее - "нравится сама работа" - выбрали 7 респондентов (35%); и варианты "нравится коллектив" и "чтобы как-то занять свободное время" были отмечены 6 и 4 раза соответственно (30% и 20%). Представим полученные результаты в виде диаграммы (Рис. 1).

Рис. 1 Причины студенческой занятости.

Как видно из полученных данных, основной причиной, по которой студенты работают - это "нехватка денег". Также важно отметить и достаточно часто выбираемый ответ "необходимость нарабатывать опыт". Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже какой-то опыт работы при трудоустройстве, после окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы.

Как было отмечено выше, проблемы адаптации студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос "Где Вы живете?", были получены следующие данные: 56% порошенных, то есть больше половины, живут с родителями; 30% - снимают жильё; лишь 4% выбрали ответ "живу в общежитие" и 10% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие ответы, как "живу в собственной квартире" (такие ответы встречались у студентов старших курсов).

Получив такие данные, мы обратили внимание на очень низкий процент респондентов, ответивших, что они живут в общежитие. В анкете был задан вопрос о том, предоставляет ли ВУЗ студентам места в общежитие. Результаты были получены следующие: "да" - 8%, "да, но мест не хватает" - 78% и "не знаю" - 14%.

Из приведенных данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитие всем своим иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у студентов с обеспечением себя жильём на время получения образования. В поисках решения данной проблемы, студенты вынуждены искать съемное жильё, что требует дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой ситуации, как необходимость совмещать работу и учебу (феномен "вторичной занятости" студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует.

Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой молодежи. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом студенты распределяют своё свободное время, мы задали вопрос "Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и работы (если работаете) время?". Было предложено несколько вариантов ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Респонденты ответили следующим образом: варианты "Все время отнимает учеба и работа", "Занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки" и "Встречаюсь с друзьями" были выбраны одинаковое количество раз (по 28%), 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются, и 8% выбрали вариант "другое", где, главным образом, указывали, что в свободное от основной учебы время они получают еще и дополнительное образование либо изучают иностранные языки. Респондентов, указавших вариант "другое" можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение вне стен ВУЗа. Рассмотрим полученные данные в виде диаграммы (См. Рис. 2).

Рис. 2 Распределение студентами свободного времени.

Активность студентов достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования, спортивные и иные досуговые кружки и мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются.

Таблица 2 Оценка студентами своего состояния здоровья

42% имеют незначительные проблемы со здоровьем, 40% не болеют вообще, 16% имеют какие-либо хронические заболевания и 2% воздержались. В целом мы имеем положительную картину: подавляющее большинство (более 80%) либо не болеют, либо имеют незначительные проблемы со здоровьем. Но такая положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело именно с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов.

В рамках вопроса социализации также был проанализирован уровень проблемности студенческой молодежи в целом. Нас интересовала оценка своей жизненной ситуации самими студентами, поэтому респондентам было предложено отрефлексировать свой уровень проблемности. в анкете было предложено отметить свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 - минимальный уровень проблемности, 5 - максимальный. Ответы были распределены следующим образом (См. Рис. 3):

Рис. 3 Уровень проблемности жизни студентов.

Как видим, большая часть респондентов - 42% - оценивает свой уровень проблемности "на 2 балла", то есть ниже среднего. Примерно одинаково распределились ответы на уровнях 1 (минимальный уровень) и 3 (средний уровень), по 22% и 26% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 4 % - на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности.

В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились на шкале до 3 баллов, что в целом создает оптимистичную картину. Не отказываясь полностью от наличия проблем, молодежь всё-таки и не считает свою жизнь высокопроблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие проблемы студенты рассматривают как временные трудности, или как определенные шаги, ступеньки, которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете.

Второй исследовательской задачей, после выявления актуальных проблем студенческой молодежи, стояла задача определить факторы, влияющие на появление проблем у студентов. Для этого все факторы были поделены на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесли: отсутствие внешних ресурсов (финансы, жильё, друзья, необходимые знакомства) и отсутствие внутренних ресурсов (возраст, здоровье, образование); к субъективным факторам - отсутствие субъективных внутренних качеств, таких как решительность, самостоятельность, общительность, оптимизм.

Для того чтобы выявить факторы был задан вопрос "Какие факторы по Вашему мнению влияют на появление большинства проблем у студентов?". Необходимо было провести ранжирование. Анализ результатов показал, что на первое место студенты ставят объективные факторы, такие как "уровень материальной обеспеченности" (Ранг 1; 44,9 %), и "уровень жилищной обеспеченности" (Ранг 2; 30,6 %). Наряду с ними также указывались "отсутствие соответствующего образования" (Ранг 3; 18,4 %), "нет друзей, необходимых знакомств" (Ранг 4; 14,3%). На последних местах оказались субъективные факторы: "не хватает оптимизма" (Ранг 8; 18,4%), "не хватает общительности" (Ранг 9; 24,5%). (См. Приложение 1)

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты к главным причинам появления своих проблем относят главным образом объективные факторы.

Третьей исследовательской задачей было поставлено изучить видение самих студентов относительно возможного решения проблем студенческой молодежи на современном этапе. В качестве теоретических понятий были выделены такие, как: социальная активность самих студентов, возможные преобразования со стороны руководства ВУЗа и реформирование на уровне государства в целом.

Для выяснения позиции студентов (активная, пассивная) и их отношения по поводу распределения ответственности за решение существующих проблем, был задан ряд вопросов. Условно их можно разделить на три группы вопросов, каждая из которых выявляет: 1) уровень активности студентов; 2) оценка студентами работы ВУЗа; 3) мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи.

Итак, анализируя полученные ответы на первую группу вопросов, можно сказать, что в целом уровень активности студентов достаточно низкий. Ответы на вопрос "Принимаете ли Вы участие в митингах или забастовках, устраиваемых студентами?", распределились следующим образом: "Ни разу не участвовал" - 74%, "Принимал участие один раз" - 16%, "Регулярно участвую" - 2%, "В нашем ВУЗе такие методы не применяются" - 8%.

И отвечая на второй вопрос "Выдвигали ли вы когда-либо какие-то предложения по решению студенческих проблем руководству Вашего ВУЗа, или другим вышестоящим органам?", 94% респондентов ответили, что никогда не выдвигали никаких предложений. Цифры говорят сами за себя. Уровень студенческой активности более чем низкий. Результаты представлены в Таблицах 3, 4.

Таблица 3 Участие в митингах, забастовках, устраиваемых студентами

Таблица 4 Выдвижение предложений по решению студенческих проблем

Вторая группа вопросов касалась удовлетворенности студентов относительно функционирования ВУЗа, и она включала в себя ряд вопросов. Помимо уже рассмотренного выше вопроса о предоставлении студентам мест в общежитие, нас также интересовало, на сколько студенты удовлетворены работой медицинского пункта. Проанализировав полученные ответы, были получены следующие результаты (См. Рис.4).

Рис. 4 Удовлетворенность работой медицинского пункта.

Наибольший процент ответов отдан за вариант "Не удовлетворен" - 34%, 12% - "скорее не удовлетворены", 16% - "скорее удовлетворены", и лишь 4% - "полностью удовлетворены". Интересен тот факт, что 28% затруднились ответить, а 6% вообще ответили, что в ВУЗе мед. пункта нет.

На вопрос "Функционируют ли в Вашем ВУЗе какие-либо спортивные секции, творческие или досуговые кружки?" мы получили так же не совсем удовлетворительные ответы. 82% респондентов ответили, что "В ВУЗе есть досуговые мероприятия, но они в них не участвуют", 12% - "посещают только спортивную секцию", и лишь 4% - посещают несколько секций (2% затруднились ответить).

Далее, рассматривая удовлетворенность студентов работой ВУЗа, нас интересовало осуществляется ли в ВУЗе помощь студентам в трудоустройстве. Лишь 16% ответили, что такая помощь студентам оказывается, 8% высказались за то, что помощи в трудоустройстве студентам не оказывается, и 76% (!) ответили, что не имеют информации на этот счет.

Закрывая данную группу вопросов, мы посчитали уместным поместить один открытый вопрос, который звучал следующим образом: "Какие меры по усовершенствованию работы Вашего ВУЗа Вы могли бы предложить?" (См. Приложение 2). Как оказалось, наиболее остро стоит проблема неудовлетворенности функционированием таких "подразделений" университета, как: библиотека, столовая, мед. пункт, деканат, общежитие - студенты указывают (16%) на недоброжелательность и отсутствие терпимого отношения со стороны сотрудников к студентам. Также наряду с этим, студенты обратили внимание на необходимость благоустройства корпусов, общежитий; высказывались следующие предложения: сделать ремонт, утеплить корпуса, повесить зеркала, шторы, организовать места для отдыха. По сути, перечисленные рекомендации - есть не что иное, как минимально необходимые условия для нормального комфортного пребывания в стенах ВУЗа.

Еще одним важным аспектом по усовершенствованию работы ВУЗа является, по мнению студентов, необходимость технического оснащения (больше компьютеров, принтеров, учебной литературы, нового оборудования в аудиториях), что обеспечило бы удобство и большую продуктивность учебного процесса.

Наряду с выше перечисленными были предложены и такие меры, как:

ѕ оказание помощи при трудоустройстве, а также включение студентов старших курсов в проф. практику;

ѕ выплата соц. стипендии инвалидам, повышение стипендии и поощрение "одаренных" студентов;

ѕ обеспечение студентов жильем;

ѕ лучше информировать студентов о происходящем в ВУЗе;

ѕ повышение уровня образования и преподавания;

ѕ усовершенствование расписания;

ѕ опрашивать студентов об их проблемах.

Можно отметить, что в целом респонденты проявили активность при ответе на данный вопрос. Было высказано довольно много предложений. Видимо студентам действительно не хватает так называемой "обратной связи" с руководством ВУЗа, существует потребность высказаться (иной раз пожаловаться, покритиковать), внести свои предложения. Это дает основания полагать, что студенчество все же имеет свою позицию, своё мнение, но не всегда имеет возможности их проявить.

И наконец, третий ряд вопросов, выявляющих мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи. Кратко проанализируем полученные данные. Первый вопрос, который был задан в анкете, это: "На каком уровне, по Вашему мнению, должен решаться вопрос об обеспечении студентов жильём?". Результаты представлены в виде диаграммы (См. Рис.5)

Рис. 5 Мнение студентов о том, на каком уровне должен решаться вопрос с жильем.

Большинство всё-таки высказалось за то, что ответственность в вопросе обеспечения иногородних студентов жильем ложится на ВУЗ, в котором молодой человек обучается (66%). На государство возлагают ответственность только 26% респондентов. И лишь 4% ответили, что "это проблема самих студентов". Говоря об организации мероприятий и досуговых кружков для студенческой молодежи, респонденты также большинством своим возлагают ответственность на ВУЗ (52%), лишь 12% считают, что этот вопрос необходимо решать на уровне государства. Однако в этом вопросе высок процент тех, кто считает, что студенты сами должны заниматься организацией своего досуга - 32%. В вопросе, касающемся ответственности за состояние здоровья студентов на государство опять очень низкие надежды - лишь 18% ответили, что "Государство должно заниматься совершенствованием системы здравоохранения". Ответ "ВУЗ, в котором учится студент" выбрали тоже не большое количество респондентов - 20%. И именно самих себя в большей степени студенты считают ответственными за сохранение своего здоровья (60%).

Как видим, респонденты в качестве главного субъекта решения актуальных проблем студенческой молодежи в меньшей степени видят государство. Чем это объясняется? Возможно тем, что молодые люди потеряли "чувство веры в родное государство" и не надеются получить какую-то ощутимую помощь с его стороны. Гораздо "ближе" к студенту с его проблемами - ВУЗ и его руководство, которым и следовало бы обеспечивать студентам удовлетворительные условия обучения. В конечном счете студенты на сегодняшний день в большей мере рассчитывают на собственные силы, а также на ВУЗ, в который они поступили (который в свою очередь нуждается в усовершенствовании работы своих структур, в новом оснащении).

Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики

Одной из форм социальной активности молодежи, является ее политическая активность. Политическая активность может проявляться в различных формах: зрительная активность, переходная активность, гладиаторская активность. Факторы...

Логическая схема базы знаний по социологии

Актуальность. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с курением и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи, а также среди студентов...

Методы сбора социологической информации

Как уже было сказано, социология изучает взаимоотношения, окружающие нас повседневно и совершающиеся под воздействием определенных факторов. Для того чтобы сделать какие бы то ни было выводы и заключения...

Организация исследования, её основные этапы

Социологическое исследование представляет собой очень тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальных социальных проблем. Целью любого социологического исследования является анализ таких проблем...

Прикладное социологическое исследование: методология, методы и технологии

Социологические исследования подразделяются по разным основаниям. По характеру добываемого социологического знания они разделяются на теоретические и эмпирические (конкретные) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа...

Социальные проблемы молодежи

Социологические обследования и исследования

Социологическое исследование - это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный метод анализа...

Социология досуга молодежи в пространстве города

Проблема культуры в молодёжной среде представляет собой наиболее важный повод для дискуссий. Для студента очень важно как он проводит свой досуг, как и для его преподавателя. Для тех и для других было бы лучше...

Социология как наука

2. Терминологический словарь. Адаптация - начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним...

Специальные и отраслевые социологические теории

Применительно к задачам социологического анализа бытовой жизнедеятельности основной характеристикой составляющих ее занятий выступают данные о затратах времени...

Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении ...

Сущность социологических исследований

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры...

Теневая экономика и экономическая преступность: теория и практика

преступление экономический теневой социальный Теневая экономика и экономическая преступность сохраняют существующую систему экономики. Объектом исследования является экономика России в целом...

Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие.

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе...

Цензура в СМИ

В 2008 году в период с 31 мая по 1 июня социологи ВЦИОМ проводили опрос россиян в 46 регионах страны на тему: "Необходима ли цензура в современных СМИ?" . Согласно проведенному опросу, россияне хотят избавиться от пропаганды насилия и разврата...

Зайцев Алексей, Савчук Виктория

В исследовании выявлены причины нездорового питания подростков и молодежи. Прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследование проблем питания подростков и молодежи

Актуальность По данным отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Комсомольску-на-Амуре о первоначальной постановке на воинский учет граждан 1998 года рождения в КГК ПОУ 18 из 30 обучающихся 29 обучающихся, что составляет 96,6% направлено на дополнительное медицинское обследование.

Цели проекта Выяснить с помощью тестирования, в какой мере питание студентов является здоровым; Провести исследование с помощью центильных таблиц по выявлению у студентов избыточной и недостаточной массы тела.

Задачи Сформулировать представление о роли основных питательных веществ. 2. Выяснить основные причины ожирения и нехватки массы тела. 3. Дать рекомендации по основам правильного питания

Объект исследования особенности питания подростков и молодежи

Методы исследования описательный, поисковый, статистический, сравнительный. Самым удобным методом исследования для нас оказался метод анкетного опроса.

Выводы полноценным питание учащихся назвать нельзя; выявлены проблемы, связанные с питанием обучающихся.

Нарушения а) не соблюдается режим питания;

Нарушения б) не соблюдается режим дня в целом;

Нарушения в) употребление на ночь чая с печеньем и бутербродами;

Нарушения г) практически не употребляется в пищу лук, чеснок, петрушка, укроп;

Нарушения д) редко употребляются в пищу молочные и кисломолочные продукты;

Нарушения е) предпочтение отдается хлебобулочным изделиям из муки в/с;

Нарушения ж) много употребляется газированных напитков;

Нарушения з) пирожные, печенье, мороженое употребляются часто;

Нарушения и) отдается предпочтение жареной и жирной пище.

Положительные моменты студенты регулярно употребляют в пищу свежие фрукты и овощи;

у большинства учащихся рыбные блюда в рацион входят 2 и более раз в неделю; Положительные моменты

у 90,3% студентов рацион питания в течение недели отличается разнообразием блюд. Данные положительные моменты мы относим, главным образом, к факту питания в столовой училища. Положительные моменты

Наличие у учащихся избыточного веса

Пути коррекции 1. Нужно разработать комплекс мер, направленных на профилактику нарушения веса.

2. Необходимо вести пропаганду здорового образа жизни в частности разъяснять студентам основы здорового питания. Пути коррекции

Предварительный просмотр:

15 Открытый конкурс исследовательских работ в области социального воспитания и общественного здоровья среди образовательных учреждений НПО и СПО.

Направление конкурса: «Культура здорового образа жизни».

Тема работы: «Исследование проблем питания подростков и молодежи».

Работу выполнили студенты 113гр.

Зайцев Алексей, Савчук Виктория

Руководитель: преподаватель биологии, химии

Ивченко Наталья Николаевна

2015г.

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Теоретическая часть………………………………………………………….5
  3. Эмпирическая часть…………………………………………...……………14
  4. Заключение………………………………………………………………….21
  5. Список использованной литературы………………………………………22
  6. Приложения…………………………………………………………………23

Введение

Почему выбрана именно такая тема?

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Есть несколько причин, по которым мы должны обратить на питание особое внимание. Во-первых, все клетки и ткани нашего организма формируются из той пищи, которую мы едим. Во-вторых, пища является источником энергии, необходимой для функционирования организма. В-третьих, пища – это главная часть окружающей среды.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Сегодня общественное питание превратилось в отрасль индустрии, которая основана на промышленных технологиях. И, в связи с высоким уровнем современной жизни и социальной активности, многие люди становятся потребителями этой отрасли. Это вступает в противоречие с представлениями о здоровом рациональном питании. Основной вред нерационального питания заключается в том, что такая пища приводит к возникновению ряда заболеваний. Гастрит, язва, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта, целлюлит, гипертония, ожирение, повышенный риск развития диабета 2 типа у взрослых, риск увеличения артериального давления, что увеличивает риск развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, и связанными с ними осложнениями в виде инфаркта и инсульта.

По данным отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Комсомольску-на-Амуре о первоначальной постановке на воинский учет граждан 1998 года рождения в КГК ПОУ 18 из 30 обучающихся 29 обучающихся, что составляет 96,6% направлено на дополнительное медицинское обследование.

Цели проекта:

  1. Выяснить с помощью тестирования, в какой мере питание подростков и молодежи является здоровым;
  2. Провести исследование с помощью центильных таблиц по выявлению у обучающихся избыточной и недостаточной массы тела.

Задачи:

1. Сформулировать представление о роли основных питательных веществ.

2. Выяснить основные причины ожирения и нехватки массы тела.

Объект исследования: особенности питания подростков и молодежи.

Методы исследования , используемые нами при проведении настоящей работы, - описательный, поисковый, статистический, сравнительный. Самым удобным методом исследования для нас оказался метод анкетного опроса.

Теоретическая часть

Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

С самого рождения у человека существуют потребности, самой необходимой является потребность в еде. Без пищи мы не проживем, каждый день мы потребляем пищу, наслаждаемся и получаем от нее удовольствие. С древних времен у человека постоянно появлялись вопросы, так же касающиеся питания. Очень долгое время многие ученые, диетологи, да и сами люди спорят, обсуждают и бьются над теорией раздельного питания. Наверное, еще никогда ранее человек так долго не мог прийти к единому ответу по вопросу раздельного питания и пищи.

Проблему адекватности питания человека его потребностям стали исследовать в конце 19 – начале 20 века. К этому времени в основном был изучен состав пищевых продуктов, открыты незаменимые компоненты пищи. Многие, сильные умы: профессора, врачи, диетологи и многие другие уже долгое время спорят о полезности этой теории, но до сих пор они не пришли ни к какому решению. Ни доказательства сторонников полезности раздельного питания, с одной стороны, ни доказательства противников этой теории, с другой стороны, не могут перевесить чашу весов в свою сторону.

Для того, чтобы жить и работать, мы должны съедать от 0,5 до 2,5 кг пищи в день. Наряду с водой и воздухом пища является одним из главных посредников, через который происходит наш контакт с окружающей средой. Болезни, появляющиеся в результате несовершенного питания, связаны по своей природе с окружающей средой. Принимая правильные решения, мы можем предотвратить множество зависимых от питания болезней.

Наш организм нуждается в белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах. Все эти ингредиенты должно поступать в организм с пищей в нужных количествах.

В рационе практически здорового человека при средних физических нагрузках оптимальным является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1:4,5. Оно способствует максимальному удовлетворению энергетических и пластических потребностей организма человека.

Белки. Они являются одной из главных составных частей всех клеток и тканей организма. Поступая с пищей в организм, они расщепляются в пищеварительном тракте до составных аминокислот, и организм использует их для построения собственных специфических белков, клеток и тканей. Необходимо, чтобы с пищей поступали различные белки. Часть аминокислот должна поступать в организм с определенными продуктами питания, потому что они не образуются в нем. Эти аминокислоты называются незаменимыми. Они содержатся в пищевых продуктах животного происхождения - мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, яйцах и пр. Также в некоторых растительных продуктах, например - сое, фасоли, горохе, картофеле, но в меньших количествах.

Жиры. С жирами поступают в организм растворимые в нем витамины (A, D, Е, К), а также незаменимые жирные кислоты и другие вещества.

Жиры обладают высокой калорийностью, превышающей примерно в 2 раза белки и углеводы. В растительных маслах содержится значительное количество незаменимых жирных кислот, без которых нормальная жизнедеятельность организма невозможна. Ими богаты рыбий жир и подсолнечное, кукурузное, соевое и другие масла. Небольшое количество их содержится в свином сале и молочном жире. Бараний и говяжий жиры их почти не содержат.

Углеводы - это сахара. Они содержатся, главным образом, в растительных продуктах в виде простых Сахаров - глюкозы, фруктозы и сахарозы, а также сложных Сахаров - крахмала, пектина и гликогена. Все простые углеводы легко усваиваются организмом. Источниками их являются фрукты, ягоды, мед, кондитерские изделия и др. Основным источником сахарозы является обычный свекловичный сахар, а также некоторые овощи и плоды (свекла, морковь, дыня, арбузы и др.).

Крахмал - основной углевод пищи. Он составляет 70-80% всех углеводов пищи. В пшеничной муке, изделиях из нее, а также рисе, крупах содержится 55-75%, а в картофеле до 20% крахмала. Крахмал медленно расщепляется в пищеварительном тракте и медленно всасывается, этим он и ценен.

Дополнительные вещества:

  1. Витамины - это сложные биологически активные вещества. Они принимают участие во всех жизненных процессах организма. Длительное отсутствие витаминов в пище вызывает тяжелые заболевания, но чаще возникают гиповитаминозы в результате недостаточного содержания витаминов в пище или вследствие повышенной потребности в них. Недостаточность витаминов в питании приводит к ослаблению организма, понижению его работоспособности и сопротивляемости к заболеваниям.
  2. Минеральные вещества. Это биологически важные компоненты. Без них невозможны нормальные процессы, протекающие в организме. Они участвуют в формировании новых клеток, тканей и органов, в кроветворении, образовании пищеварительных соков и пр. Очень важно широко использовать в пищу продукты, содержащие минеральные вещества.

Фаст-фуд (англ. fast food,- быстрое питание) - класс блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями.

Термином «фаст-фуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить и предоставить клиенту.

Фаст-фуд, согласно мнению комитета по питанию Медицинского Общества, особенно высококалориен, что приводит к ожирению и связанным с этим болезням. Фаст-фуд зачастую богат крайне канцерогенными транс-насыщенными жирами (маргарин, комбижир), содержит множество жареных продуктов (картофель фри и т. п.), так же богатых канцерогенами (акриламид и т. д.). Высокое содержание сахара в прохладительных напитках, булках и т. п. не только опасно своей калорийностью, но и повышением риска развития диабета и прочих болезней. Полуфабрикаты, широко используемые в сетевых фаст-фудах, как и другая еда «фабричного» производства, могут содержать множество химических пищевых добавок.

Многие даже не задумываются, какой вред таит в себе еда фаст – фуд: приводит к увеличению массы тела, к развитию ряда заболеваний: гастрит, язва, проблемы с желудочно – кишечным трактом, гипертония и т.д.

Ожирение - избыток массы тела (так называемый «избыточный вес»), связанный с накоплением жировой ткани.

Ожирение важно отличать от увеличения массы в связи с отёками, тем более - от её увеличения без нарушения обмена веществ - при беременности или за счёт мышц у тренированных людей.

Основными проявлениями заболевания становится:

  1. избыточная масса тела (индекс массы тела больше 30);
  2. увеличение толщины кожной складки;
  3. увеличение доли жировой ткани (сверх 20% массы у мужчин и сверх 25% у женщин)

К ним может присоединяться:

  1. синдром хронической усталости;
  2. слабость, утомляемость, снижение работоспособности, апатия;
  3. частая смена настроения;
  4. одышка;
  5. боли в области сердца, сильное сердцебиение;
  6. боли в суставах и позвоночнике;
  7. изжога, тошнота, горечь во рту, боли в правом подреберье, запоры;
  8. угнетение половой функции;
  9. отёчность ног;

Провоцирующими факторами становятся:

Наследственность;

Нарушения работы гипоталамуса;

Эмоциональные воздействия;

Нарушения гормональной регуляции (синдром Кушинга; гипотиреоз; гипопитуитаризм; опухоли, вырабатывающие инсулин);

Неправильное питание;

Гиподинамия;

Недосыпание;

Побочное действие лекарств

При диагностике заболевания используют:

  1. определение индекса массы тела (соотношение массы тела к квадрату роста человека) - штатный метод диагностики;
  2. определение массы тела с поправкой на рост, пол и размеры скелета - широко распространённый метод диагностики;
  3. измерение толщины кожной складки (калиперометрия) - метод, позволяющий ориентироваться в толщине подкожно-жирового слоя и доле жировой ткани в организме;
  4. соотношение окружности талии к окружности бёдер - позволяет выявить центральный тип ожирения (при индексе 0,8 у женщин и 0,95 у мужчин);
  5. определение плотности тела, регистрируемое путем взвешивания под водой - ориентировочное определение процента жировой ткани;
  6. измерение среднего размера (содержания липидов) жировых клеток в изолированных пробах жировой ткани - исследовательский метод, на практике применяется редко.

В некоторых случаях задействуют:

  • импедансный метод (измерение сопротивления электрохимической ячейки ткани и зависимости имеющегося сопротивления от изменения частоты переменного тока);
  • лабораторные методы (инсулин натощак, другие гормоны, общий холестерин, липопротеиды, триглицериды, глюкоза).

Медикаментозное лечение ожирения:

  1. препараты, снижающие потребление пищи (флуоксетин, фенфлурамин, дексфенфлурамин, сибутрамин, мазиндол, фентермин);
  2. средства, увеличивающие расход энергии (кофеин, сибутрамин) - могут вызывать повышение артериального давления;
  3. средства, угнетающие всасывание питательных веществ (орлистат) - не всасываются, не оказывают системного действия, могут ускорять опорожнение кишечника;
  4. гормоны щитовидной железы - применяются при ожирении, связанном с гипотиреозом;
  5. статины (симвастатин, флувастатин, аторвастатин) - позволяют снижать уровень холестерина в крови и бороться с сосудистыми осложнениями ожирения;
  6. фибраты (фенофибрат, ципрофибрат) - применяются при метаболическом синдроме.

Немедикаментозное лечение ожирения:

  1. Сбалансированная низкокалорийная диета с содержанием жиров ниже 30%, белков 15%, углеводов 55-60% суточной калорийности, витаминов (включая витамин F) и минералов по суточной потребности. Высокое содержание клетчатки и углеводов с медленным усвоением. Рыбные, мясные, кефирные, фруктово-овощные и другие разгрузочные дни.
  2. Питание должно быть дробным (3-4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным. Предпочтительно употребление тёплой и горячей пищи.
  3. Обратный порядок приёма пищи (напитки, десерт, первое и второе блюда) применяется, если необходимо снизить общую суточную калорийность пищи.
  4. В редких случаях, в больничных условиях задействуют ограничение приёма пищи или голодание.
  5. Лечебная физкультура показана в виде лёгких нагрузок с нарастающей продолжительностью и частотой занятий, желательно на свежем воздухе. Особое внимание на начальном этапе можно уделить плаванию, как щадящему суставы и стимулирующему метаболизм методу.
  6. Психотерапия эффективна при ожирении, вызванном эмоциональной перегрузкой.
  7. Хирургические методы могут быть как лечебными (уменьшение объёма желудка, укорочение кишечника), так и косметическими (липосакция, абдоминопластика). Первые могут осложняться недостаточным всасыванием белков, витаминов и минералов, вторые не улучшают обмена веществ, по сути, лечением не являются, и риск сердечно-сосудистых, дыхательных, обменных осложнений остаётся высоким.

К грозным последствиям ожирения относятся: атеросклероз, гипертонию, инсульт, стенокардию, инфаркт, храп, нарушения сна, периоды остановки дыхания во сне, дыхательную недостаточность, общую слабость, сахарный диабет, камни в желчном пузыре, запоры, повышенный риск образования опухолей, метаболический синдром (невосприимчивость к инсулину).

К основным профилактическим мероприятиям относят:

Сбалансированное питание, содержащее в оптимальных пропорциях белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, клетчатку;

Нормализация содержанию йода в пище;

Активный образ жизни, включающий как интеллектуальные, так и физические нагрузки;

Дыхательные упражнения;

Ежедневные прогулки, желательно в парках, подальше от источников загрязнения воздуха.

Дефицит массы тела бывает генетически обусловленный и является физиологической нормой, при которой в организме наблюдается доминирование процессов, способствующих малому весу.

Дефицит массы тела может быть вызван патологической худобой, когда невозможность увеличить вес тела связана с различными нарушениями (заболеваниями).

Причины дефицита массы тела:

  • Повышенный углеводный обмен;
  • Недостаточность калорийности питания;
  • Гормональные нарушения;
  • Нарушения работы желудочно – кишечного тракта;
  • Нарушение работы поджелудочной железы;

Нарушения работы щитовидной железы, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, которые становятся причиной дефицита массы тела, могут быть вызванными другими первичными отклонениями. Наиболее распространенной первопричиной, типичной для молодых ребят, является сколиоз – искривление позвоночника. Искривление позвонков способно негативно сказываться на вышеперечисленных системах организма.

Проблема дефицита массы тела решается установлением ее первопричины и дальнейшими – соответствующими – методами борьбы с ней.

Существует общие правила здорового питания:

  1. Пейте больше воды. Вода настоящий источник жизни. Она очищает и питает организм на клеточном уровне, улучшает работу пищеварительной системы, и помогает нашей коже оставаться молодой и здоровой долгие годы.
  2. Ешьте чаще, но меньшими порциями. Частота и режим питания являются одними из главных правил здорового питания. Питаться необходимо не менее 3-5 раз, желательно в одно и то же время, разбивая большой прием пищи на несколько подходов.
  3. Ешьте больше овощей и фруктов. Они являются неотъемлемой частью сбалансированного питания, так как содержат в себе огромное количество витаминов, минералов, и необходимой организму клетчатки.
  4. Сократите до минимума употребление продуктов, содержащих пустые калории. Продукты, содержащие пустые калории не несут практически никакой питательной ценности для организма, при этом содержат большое количество килокалорий, и зачастую просто вредны для организма.
  5. Замените высококалорийные и вредные продукты менее калорийными и более полезными. Для этого ознакомьтесь с таблицей калорийности продуктов питания, и с умом подходите к выбору продуктов для своего меню. При этом не следует всю оставшуюся жизнь проводить с калькулятором, подсчитывая количество килокалорий в каждой тарелке еды – достаточно понимать общие принципы, и обращать внимание на калорийность употребляемых вами продуктов.
  6. Обратите внимание на сочетаемость продуктов питания. Учить наизусть таблицу совместимости продуктов вовсе необязательно. Стоит просто запомнить самые простые и полезные сочетания продуктов.
  7. Больше двигайтесь. Живите насыщенной яркими впечатлениями жизнью, и питайтесь ради того, чтобы жить, а не живите для того, чтобы питаться!

Эмпирическая часть

Дата анкетирования: 11.03.2015г.

Место проведения: КГК ПОУ 18.

Участники анкетирования:

Количество участников: 31 человек.

В результате проведенного нами анкетирования были получены следующие результаты:

  1. 25,8% - едят 3-5 раз в день; 64,5% учащихся ест 1-2 раза в день; 9,6% - едят 7-8 раз, сколько захочет.
  1. 16,1% - завтракают дома каждый день; 74,1% иногда не успевают завтракать дома перед уходом в учебное заведение; 9,6% - не завтракают.
  1. 3,2% - употребляют стакан кефира или молока на ночь; 90,3% - на ночь едят молочную кашу или чай с печеньем (бутерброд); 6,4% - плотно ужинают;
  1. 58% - всегда, постоянно употребляют в пищу свежие овощи; 32,2% - редко, во вкусных салатах употребляют; 9,6% - не употребляют.
  1. 45,1% - каждый день употребляют фрукты; 38,7% - 2 – 3 раза в неделю, 16,1% - редко.
  1. 16,1% - употребляют в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп ежедневно в небольшом количестве; 64,5% - едят иногда, когда заставляют; 19,3% - лук и чеснок не едят никогда.
  1. 12,9% - употребляют в пищу молочные и кисломолочные продукты ежедневно; 64,5% - 1- 2 раза в неделю; 19,3% - не употребляют.
  1. 9,6% - предпочитают хлеб ржаной или с отрубями, 19,3% - серый хлеб, 70,9% - хлебобулочные изделия из муки в/с.
  1. 41,9% - рыбные блюда в рацион входят 2 и более раз в неделю; 48,3% - 1-2 раза в месяц; 9,6% - не употребляют рыбных блюд.
  1. 6,4% - предпочитают сок, компот, кисель; 9,6% - чай, кофе; 83,8% - газированные напитки.
  1. 74,1% - в рационе учащегося гарниры бывают из разных круп; 16,1% - в основном картофельное пюре; 9,6% - макаронные изделия.
  1. 12,9% - считают, что все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляют их умеренно; 54,8% - пирожные, печенье, мороженое употребляют часто; 32,2% - могут сразу съесть 0,5 кг конфет.
  1. 6,4% - отдают чаще предпочтение постной, варёной или паровой пище; 58% - жареной и жирной пище; 35,4% - маринованной, копчёной.
  1. У 90,3% отличается рацион в течение недели разнообразием блюд; 9,6% - не отличается рацион в течение недели разнообразием блюд.

Проанализировав питание обучающихся КГК ПОУ 18 можно сделать выводы:

  1. полноценным питание учащихся назвать нельзя, необходимо прислушаться к общим правилам здорового питания;
  2. выявлены следующие проблемы , связанные с питанием обучающихся: а.) не соблюдается режим питания;

б.) не соблюдается режим дня в целом, в результате чего большинство учащихся не успевают завтракать дома;

в.) большинство учащихся на ночь пьют чай с печеньем и бутербродами, что также вредно для организма;

г.) практически не употребляют в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп, употребление в пищу которых является мощным фактором борьбы с вирусными заболеваниями особенно в зимний период;

д.) редко употребляют в пищу молочные и кисломолочные продукты;

е.) предпочитают хлебобулочные изделия из муки в/с и много употребляют газированных напитков, что ведет к увеличению массы тела;

ж.) пирожные, печенье, мороженое употребляют часто;

з.) отдают предпочтение жареной и жирной пище.

  1. но есть и положительные моменты: студенты регулярно употребляют в пищу свежие фрукты и овощи; у большинства учащихся рыбные блюда в рацион входят 2 и более раз в неделю; у 90,3% студентов рацион питания в течение недели отличается разнообразием блюд. Данные положительные моменты мы относим, главным образом, к факту питания в столовой училища.

Существует множество методов выявления избыточного веса. Наиболее простой способ определения нормального веса и признаков ожирения у детей различных возрастов – центильные таблицы .

В приложении 2 и 3 приведены 2 таблицы: для мальчиков от рождения до 17 лет и для девочек от рождения до 17 лет. По вертикали указан возраст, по горизонтали центили (3, 10, 25, 50, 75, 90, 97).

Нормальными считаются показатели, соответствующие центилям 25, 50, 75. Если вес вашего ребенка соответствует центилям 90, 97, либо превышает максимально допустимый вес для данного возраста, можно говорить о наличии ожирения.

Дата опроса: 12.03.2015г.

Место проведения: КГК ПОУ 18.

Участники: учащиеся 1 и 2 курсов КГК ПОУ 18.

Количество участников: 31 человек.

Результаты опроса: у 87% обучающихся вес находится в норме; у 13% наблюдается превышение допустимого веса.

Заключение

Россия находится на третьем месте в мире по распространенности ожирения и избыточной массы тела: более 30 % трудоспособного населения страдает избыточной массой тела и ожирением. В то же время ни в отечественной науке, ни в государственной политике не прослеживается должного понимания, как масштабов проблемы, так и ее социального характера.

Всем должно быть ясно, что профилактика ожирения является одним из основополагающих принципов оздоровления нашего общества, так как основная причина высокой смертности тучных людей - это не само ожирение, а его тяжелые сопутствующие заболевания.

В ходе проведенной исследовательской работы мы выявили ряд проблем, касающихся питания студенчества. Нужно разработать комплекс мер, направленных на профилактику нарушения веса.

Необходимо также вести пропаганду здорового образа жизни в частности разъяснять студентам основы здорового питания. Придерживаться правил правильного питания совсем не сложно. Самое главное чтобы это вошло у студента в привычку. Это должно стать приоритетным направлением в образовательном учреждении, т.к. последствия нарушения здорового питания будут сказываться и на дальнейшем учебном процессе, и в будущем на трудоспособности человека.

Список использованной литературы

  1. спму.рф
  2. http://vsem-nadoem.ru/zdorovoe-pitanie/pravila-pitaniya/zolotye-pravila-zdorovogo-pitaniya.html/#ixzz3Uh6rIWbZ
  3. polismed.ru
  4. h2g.info

Приложение 1

Анкета

1. Сколько раз в день Вы едите?

1) 3-5 раз,

2) 1-2 раза,

3) 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в учебное заведение?

1) да, каждый день,

2) иногда не успеваю,

3) не завтракаю.

3. Едите ли Вы на ночь?

1) стакан кефира или молока,

2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3) мясо (колбасу) с гарниром.

4. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1) всегда, постоянно,

2) редко, во вкусных салатах,

3) не употребляю.

5. Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1) каждый день,

2) 2 – 3 раза в неделю,

3) редко.

6. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2) ем иногда, когда заставляют,

3) лук и чеснок не ем никогда.

7. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1) ежедневно,

2) 1- 2 раза в неделю,

3) не употребляю.

8. Какой хлеб предпочитаете?

1) хлеб ржаной или с отрубями,

2) серый хлеб,

3) хлебобулочные изделия из муки в/с.

9. Рыбные блюда в рацион входят:

1) 2 и более раз в неделю,

2) 1-2 раза в месяц,

3) не употребляю.

10. Какие напитки вы предпочитаете?

1) сок, компот, кисель;

2) чай, кофе;

3) газированные.

11. В вашем рационе гарниры бывают:

1) из разных круп,

2) в основном картофельное пюре,

3) макаронные изделия.

12. Любите ли сладости?

1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

13. Отдаёте чаще предпочтение:

1) постной, варёной или паровой пище,

2) жареной и жирной пище,

3) маринованной, копчёной.

14. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1) да,

2) нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов , Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов , полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла . Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Приложение 2

Таблица 1. Показатели веса для мальчиков.

Приложение 3

Таблица 2. Показатели веса для девочек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо- Восточный Федеральный Университет им М.К. Амосова

проблемы питания современной студенческой молодежи

Герасимова В.И., студент

4 курс, Финансово-Экономический Институт

Россия, г. Якутск

В статье рассматривается исследование о питании студенческой молодежи на примере СВФУ им. М.К.Аммосова. Питание является основой здорового образа жизни. Проблема качественного питания студентов признана ключевым фактором повышения качества жизни. Социологическое исследование проводилось в феврале 2015 года.

Ключевые слова: питание, студент, здоровье, пища, заболевание.

The article deals with the study of nutrition of students on an example NEFU them. Ammosov. Nutrition is the foundation of a healthy lifestyle. The problem of quality supply of students recognized the key factor to improve the quality of life. A sociological study conducted in February 2015.

Keywords: nutrition, student, health, nutrition, disease.

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Большинство населения с пренебрежением относится к своему здоровью. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увлечение среди молодых лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д.

Предотвратить такие заболевание можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь правильно питаться.

Социологическая проблема исследования заключается в том, что большинство современный студенческой молодежи неправильно питаются и из-за этого у них возникают проблемы со здоровьем. Проблема качественного питания студентов в целом также признана ключевым фактором повышения качества жизни.

Данное учебное социологическое исследование проводилось в феврале 2015 года. Анкета была составлена с целью изучения проблемы питания студенческой молодежи на примере студентов Северо-восточного федерального университета. Всего приняли участие 100 респондентов с 1 по 5 курсы, из них 45 юношей и 55 девушек, в возрасте от 16 лет и старше.

По половому признаку респонденты разделены на 45 юношей и 55 девушек. Из них на возрастную группу 16-20 лет приходится по 22 юношей и 16 девушек, на возрастную группу 20 лет и старше - 23 юношей и 39 девушек.

Распределение по курсу представлены на таблице 2

нарушение питание студент заболевание

Анализ по курсу респондентов показывает, что преобладает доля 3 курса- 50%, а за ним 2 курс 20% , 1 курс - 15%, 4 курс - 12% и самая наименьшая доля 5 курса - 3%.

По результатам анкетирования мы выяснили, что большинство респондентов (73%)считают, что не правильно питаются. Лишь 27% респондентов считают, что правильно питаются.

Большинство студенческой молодежи в основном предпочитают еду домашнего приготовления, что очень радует - это целых 65 %. 18% предпочитают есть столовой или в кафе. Это тоже как бы все равно домашняя еда. Только 7 % опрошенных предпочитают еду быстрого приготовления.

Радует то, что 48 % наших студентов редко пьют пиво, слабоалкогольные напитки и энергетические коктейли (анкета была анонимной, поэтому мы склонны верить нашим студентам) 35% студентов утвердили, что никогда не пьют пиво, слабоалкогольные напитки и.тп,15 % утверждают, что часто пьют и только 2% студентов признались, что они пьют постоянно.

Также 48 % студентов редко пьют колу, пепси, спрайт и другие газированные напитки. 29% опрошенных пьют газированные напитки часто, 12 % опрошенных воздерживаются от газированных напитков и 11 % студенческой молодежи злоупотребляют газированными напитками.

Ещё радует тот факт, что основная масса опрошенных редко употребляют в пищу шаурму и жаренные пирожки, чебурек, беляши и тп. продукты. Больше половины наших студентов редко питаются фаст-фудами, хотя тенденция последних лет говорят о том, что заведения такого типа очень популярны.

Имеются и печальные факты- почти половина студенческой молодежи часто едят жаренную, жирную, острую пищу. Лишь от 1 до 6 % студентов воздерживаются такой пищи. От 11 до 18% утвердили, что они постоянно едят жаренную, жирную, и острую пищу.

Ещё один немаловажный вопрос нашей анкеты "Соотношение вашего веса к росту"- половина опрошенных посчитали, что у них соотношение веса к росту в пределах нормы, ниже нормы у 22% опрошенных, выше нормы у 17% , 2 % опрошенных считают соотношение своего веса к росту намного выше нормы и не скрывают этого. А 9% опрошенных не знают соотношение веса к росту.

Как выяснилось, что больше половины студенческой молодежи не имеют хронические заболевания(62%), что очень радует, только у 10% опрошенных имеются хронические заболевания такие как: хронический гастрит, анемия, бронхит, сердечно- сосудистый ПИК, синусит, тонзиллит, ОРВИ, панкреатит и ангина.

И так вывод из всей нашей работы: студенты от 16 лет и старше к счастью в основном не страдают хроническими заболеваниями связанные с неправильным питанием, но время бежит неутолимо быстро и в будущем если мы не пересмотрим культуру своего питания и не сделаем для себя определенные выводы на могут грозить: гастрит, сердечнососудистые заболевания, диабет, стресс, депрессия...

В заключении можно сказать, что питание составляет основу здорового образа жизни. В молодом возрасте по статистике видны нарушения питания, особенно у студентов. Они могут быть вызваны рядом причин. Причиной поражения собственной ткани почек, нефрозов и нефритов, может стать как пьянство, наркотическое пристрастие, токсикомания, так и чрезмерное употребление острой, копченой и маринованной пищи. К счастью наши студенты не злоупотребляют алкоголем.

По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство студентов подтвердили, что неправильно питаются. Студенты нашего вуза предпочитают есть в домашних условия, т.е. предпочитают домашнюю еду, нежели еду быстрого приготовления. К счастью, у большинства студентов с пищеварением все в порядке и не имеются хронические заболевания.

Во избежание серьезных проблем со здоровьем в среднем и зрелом возрасте следует заботится об этом смолоду, да бы не создавать проблемы себе и будущему поколению.

Использованные источники

1. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2012. - №4. - С. 133-137.

2. http: //www. medinform. su/healthy_feed/others/s013

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Вопросы и проблемы питания. Увеличение производства разнообразных пищевых продуктов. Основные функции и правила гигиены питания. Динамическое действие пищи. Энергетическая ценность. Гигиена, режим и различные формы организации питания школьников.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Особенности организма студентов, обусловленные возрастом и влиянием условий учебы и быта. Сбалансированное питание для нормальной жизнедеятельности организма. Отрицательные последствия для здоровья молодых девушек, вызванные применением жестких диет.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Исследование влияния правильного питания на здоровье человека. Определение всех последствий неправильного питания. Установление связи правильного питания и крепкого здоровья. Анализ научной информации и выявление отношения студентов к данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2017

    Рациональное питание - питание, которое способствует состоянию устойчивого здоровья и высокой работоспособности человека. Физиологические нормы потребления пищи. Особенности питания школьников и пожилых людей. Основы лечебно-профилактического питания.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Принципы и сущность здорового питания. Обзор положений основных теорий в этой области. Принципы и способы организации общественного питания. Пищевая пирамида. Пути оптимизации ежедневного рациона для профилактики основных хронических заболеваний.

    презентация , добавлен 21.11.2014

    Физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Суть рационального питания. Соблюдение режима питания. Основные правила, которые могут помочь рационализировать питание.

    презентация , добавлен 03.06.2014

    Основные законы рационального питания и их характеристика. Понятие калорий, их воздействие на организм. Необходимость в калориях при физической активности. Рациональный режим и правила питания как необходимое условие для сохранения и укрепления здоровья.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2010

    реферат , добавлен 06.02.2010

    Микробиологические и химические факторы риска, связанные с пищей. Генетически модифицированные продукты. Воздействие техногенных факторов на организм человека в процессе поглощения продуктов питания. Обеспечение безопасности продуктов питания в России.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Классификация услуг общественного питания, общие требования к качеству и безопасности, предъявляемые органами сертификации и государственными стандартами. Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.

Юдицкая Екатерина Сергеевна,студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления[email protected]

Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна, др социол. наук, профессоркафедры социологии, Новосибирский государственный университет экономики и управления

Качествожизни студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования

Аннотация.Встатье автор представил несколько концептуальных подходов к определению категории «качество жизни» студенческой молодежи. На основе собственного социологического исследования студентов,были выявлены основные составляющие этого феномена.Качество жизни оценивалось по 8 основным показателям: материальное положение, состояние здоровья, условия обучения, транспортная инфраструктура, качество окружающей среды, психологический климат, жилищные условия и качество питания.Ключевые слова:качество жизни, студенческая молодежь, здоровье, питание.

Студенты являются одной из движущих сил общественного прогресса, от способностей которых во многом зависит возможность социальной модернизации. Студенты представляют особый интерес для исследователей, так как именно они будутопределять состояние интеллектуального уровня нашей страны и ее конкурентоспособность. Носреда образования способна создавать сильные напряжения для физического и психического здоровья. Ограничение естественной подвижности, экзаменационные стрессы, неравномерность учебной деятельности в традиционных системах образования, приводящая к периодическим умственным перегрузкам –все это ставит вопрос об исследовании качества жизни студенческой молодежи. Нельзя не отметить недостаточнуюизученностьтемы в научном знании. Противоречие между потребностью социологической теории в концепции качества жизни и невозможностью ее разработки в рамках классической методологии определяет актуальность исследованиякачества жизнистудентов.Возникает проблема недостаточного внимания к изучению качества жизни студенческой молодежи и возможных серьезных последствий этого. Та категория качества жизни, которая послужила основой для многихсовременных исследователей, была введена в научный оборот Дж. Гэлбрейтом в 60х годах XXвека. В эти годыпонятие качества жизни фактически выступало синонимом «образа жизни» и использовалось в политических целях государства. Именно это и положило начало массовым прикладным исследованиям качества жизни людей в западной социологии. А. Пигу и Дж. Гэлбрейт –основные представители экономического подходак определению качества жизни.Российский социолог и кандидат психологических наук Д. Г. Давыдов определяет качество жизни как«интегральное явление, определяемое многими факторами, а именно: здоровьем человека, экономическими, социальными, политическими, экологическими, природными и другими условиями его жизнедеятельности, а также субъективной оценкой индивида различных сторон своей жизни». Это географический подход к качеству жизни.В настоящее время набирает обороты психологический подход, которыйопределяет качество жизни какудовлетворенность человека своей жизнью ивыражается в уровне и степени реализации его потребностей. Такого мнения придерживаются немецкий социолог Э. Фромм и британский экономист П. Конверс.

Немецкий социолог У. Бек и советский философ и социолог Д. М. Гришиани –представители экологического подхода к качеству жизни. По их мнению, «качество жизни –создание таких условий, при которых не только не нарушается окружающая среда и не ставится вопрос о существовании человека как биопсихосоциального существа, но и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования будущих поколений».Анализируя представленные подходы к определению качества жизни, можно выделить общую тенденцию эволюции понятия. Первоначально качество жизни было связано с обеспечением прав человека, следовательно, основными показателями являлись трудовая деятельность, доход, медицинские услуги, образование и т.д. Несколько позже к этим показателям были добавлены экологические вопросы (состояние окружающей среды). Затемуже на современном этапебыл включен важнейший комплекс показателей: социальная активность, психологический комфорт, возможность принимать участие в решении важных вопросов и др.Что же касается качества жизни студенческой молодежи, то стоит отметить, что вобщественепрерывно происходят изменения, в том числе и в системе образования: модернизация учебного процесса, внедрение инновационных программ обучения,переход на двухступенчатую систему высшегообразования. Это оказывает непосредственное влияние на студенческую молодежь, на качество ее жизни. Сложность также состоит в том, что до настоящего времени не разработана единая целостная система показателей качества жизни населения, студенческой молодежи в частности.Как считает И.С.Карпикова, для наиболее полной оценки качества жизни населения в целом, в том числе и студенческой молодежи, необходимо анализировать более 1000 показателей, с разных сторон оценивающих самые важные события. Студенты по праву являются движущей силойи надеждой на модернизацию сложившегося уклада. Но в то же время оникак социальная группанедостаточно хорошо изучены. Это вполнеуязвимая социальная группа, поэтому планка качества жизни определенно важна для деятельностиобщества.

Рис.1. Удовлетворенность условиями обучения, преподавательским составом, атмосферой в университете в целом

Из данных рисунка 1можно сделать вывод о преобладании положительной оценки студентами всех показателей. Условиями обучения скорее удовлетворены и удовлетворены 55%, преподавательским составом 61,6%, а атмосферой в университете –65%.Наконец, последним компонентом качества жизни студента, выделенном в исследовании студентов НГУЭУ,является психологический климат в студенческом коллективе.Почти у половины опрошенных студентов (43,3%) сложились дружеские отношения в своей группе, а 33,3% студентов общаются с одногруппниками только в пределах университета. Напряженные или конфликтные отношения в своей группе имеют лишь 5%опрошенных. Отдельного внимания заслуживает феномен разделения студенческой группы на несколько микрогрупп, объединенных по интересам (что наблюдается у 53,3% респондентов). Также, у большинства студентов сложились доброжелательные отношения с преподавателями (56,7%), а с администрацией –доброжелательные (33,3%) либо нейтральные (31,7%). Итак, проблема качества жизни является приоритетной для решения социальноэкономических проблем любого уровня.Категорию «качество жизни» сводят к восьмиинтегральным свойствам: материальное положение, состояние здоровья, условия обучения, транспортная инфраструктура, качество окружающей среды, психологический климат, жилищные условия и качество питания, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.В настоящеевремя в современной России наблюдается явная тенденция к ухудшению условий жизни (гигиенических и социальных), что может порождать структурные изменения в состоянии физического и психического здоровья населения всей страны, а особенно молодежи. Именно молодежьнаиболее чувствительна к изменениям, более остро реагирует на них.

Ссылки на источники1.Артамонова А.И., Перепелица Д.И., КубракА.Ю. Здоровье и качество жизни студентов медицинского и военного вузов // Здоровье и образование в XXI веке. 2006, №1. С. 4046.2.Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни // Социальные науки и современное общество. № 2 (16). 2012. МАБиУ С. 5467.

3.Карпикова И. С. Показатели функционирования системы социальной защиты в аспекте оценки качества жизни населения // Известия Иркутской государственной экономической академии. –2011. –№ 3. –С. 175178.4.Мазепина О. Ю. Проблемы определения и измерения уровня качества жизни населения // Качество жизни и человеческий потенциал территорий. –2014. –№6. С. 8390.5.Проскурякова Л. А. Проблема современного общества –повышение качества жизни студентов // Альманах современной науки и образования. –2005. –№5. С. 174176.6.Субетто А. И. Социальное качество жизни: категория и основы становления теории // Экономика качества. –2015. –№1. С. 196211.