Плохо стал соображать к какому врачу. Проблемы с памятью в молодом и зрелом возрасте

При поисках расширенного определения памяти в справочных изданиях находим классификацию этого термина с физиологической точки зрения и с культурной – память способствует накоплению и хранению богатого жизненного опыта человека. По отношению ко времени сохранности, она подразделяется на кратковременную и долговременную. При долговременном виде памяти нелегко запоминается материал, зато воспроизвести усвоенное человек всегда сможет, даже спустя многие годы. Кратковременный вид характеризуется быстротой усвоения и более кратким временем сохранения информации.

В зависимости от эмоционального восприятия материала и оперативного употребления его, человек пользуется нужным видом памяти. Кроме того, память, исходя от степени осмысливания материала, бывает механической и логической. Заучивание иностранных слов, запоминание номеров телефонов – примеры механической памяти. При усвоении информации с пониманием смысловой связи между объектами, вступает в действие логическая память.

Понятие предела вместимости для памяти отсутствует, но каждая личность имеет свой порог различного ее вида. Поэтому определенной нормы для понятия потери или ухудшения памяти нет. Так, при развитии суперпамяти человеком сразу и надолго запоминаются мельчайшие детали нужного ему материала. Во время стремительного накопления информации, музеи, библиотеки и сети интернета заменяют нам долговременную память.

Причины

Обычно мы не анализируем процесса памяти, употребляя ее рефлекторным образом, пока не столкнемся с явными ухудшениями восприятия и воспроизведения информации даже в небольших объемах. Любое, кажущееся незначительным, действие и любой элементарный процесс может способствовать функциональному расстройству работы памяти. Разберемся с причинами ухудшения памяти у молодых и пожилых людей.

Причины, приводящие к ухудшению памяти, можно конкретизировать следующим подразделением:

  1. Возрастные изменения.
  2. Следствия поражений головного мозга:
  3. онкологические заболевания;
  4. инсульты;
  5. черепно-мозговые травмы.
  6. Изменения, связанные с ухудшением работы других важных органов.
  7. Неурегулированный прием седативных лечебных препаратов и наркотических средств.
  8. Злоупотребление табакокурением и приемом алкоголя, неправильное питание.
  9. Стрессовые ситуации, нарушение режима ночного сна.
  10. Резкое изменение образа жизни и местности пребывания.
  11. Повышенные нагрузки при умственной работе, связанной с запоминанием.

Научные испытания довели важную роль гормонов в процессах мышления и запоминания. Известно, что улучшению процесса обучения и усвоения, быстрому развитию памяти, содействует принятие эстрогена, тестостерона и подобных компонентов. Окситоцин, наоборот, тормозит эти процессы памяти.

Каждый человек обладает в большей степени присущими ему аспектами памяти – зрительным, слуховым, двигательно-моторным или другим. Один лучше запомнит, если услышит, другой – если увидит, третий, изложив письменно материал.

Мозг человека функционирует через отдельные зоны. Височные отделы мозга отвечают за речь и слух, затылочно-теменные – оперируют пространственным восприятием и зрением, движение речевого аппарата и рук находятся под контролем нижнетеменных областей, при поражении которых развивается астереогнозия – невозможность ощущения предметов.

Заболевания приводищие к резкому нарушениям памяти

  • Наиболее часто на снижение функциональности памяти влияет фактор ухудшения кровообращения головного мозга. Атеросклероз сосудов способствует уменьшению прилива крови к отделам мозга, то есть провоцируется развитие недостаточности мозгового кровообращения. Все виды инсульта также развиваются в областях головного мозга, в результате чего туда прекращается приток крови.
  • Виновниками резкого ослабления памяти бывают черепно-мозговые травмы разной степени, приводящие иногда к амнезии (ретроградной или антероградной). Пострадавший ничего не помнит, галлюцинирует, воображает вещи, не происходящие с ним в реальной жизни (комфабуляции).
  • Подобным образом, в более тяжелой форме, проявляется заболевание, часто передающееся по наследству – болезнь Альцгеймера, встречающаяся наиболее часто у 70-90-летних пожилых людей. Болезнь провоцирует как полную потерю памяти и ориентации на местности, так и снижение интеллекта. Подкрадывается она незаметно – снижается степень внимания, ухудшается память. С появлением указанных симптомов лучше обратиться к врачу. Далее пациент забывает последние события, грезит эпизодами из прошлого, становится трудным в общении и апатичным человеком. Без подходящего лечения он теряет всякую ориентацию в пространстве и времени, не узнает членов семейства. Тяжелая болезнь полностью не излечима, но необходимые процедуры и уход за больным приводят к тихому и ровному ее протеканию, без осложнений и серьезных инцидентов.
  • Поражения нервной системы разного рода вирусами и бактериями приводят к воспалительным заболеваниям мозговых оболочек – менингиту, а самого вещества мозга – энцефалиту. Эти болезни излечимы при своевременном обнаружении и лечении.
  • Симптомы нарушения памяти обнаруживаются при сахарном диабете, осложнением при этом будет поражение сосудов с дальнейшим уплотнением их и отключением от деятельности головного мозга и других важных органов.
  • , через нехватку в организме йода, также ведет к ухудшению памяти. При этом человек быстро полнеет, находится в депрессивном апатичном состоянии, раздражительный, появляются отеки мышц. Помогает устранить симптомы болезни щитовидной железы правильное питание с упором на йодсодержащих продуктах – хурме, морской капусте и других морепродуктах, орехах и молочных продуктах.

К заболеваниям памяти не надо приравнивать состояние забывчивости, когда человек старается осознанно вытеснить из памяти тяжелые, очень неприятные для него или трагические события. Происходит своеобразная, необходимая для человека защита, и это надо учитывать.

Такое вытеснение из памяти неприятных жизненных фактов называется репрессией . Если же человек полагает, что ничего такого не происходило – это его отрицание . Вымещение отрицательных эмоций на другом человеке – замещение . Это три основных защитных механизма нашего человеческого разума. Пример – вымещение мужем, раздосадованным неприятностями на работе, своего озлобленного состояния на подвернувшейся под руку жене. Если подобные случаи отрицания и вымещения происходят ежедневно, тогда их можно отнести к категории проблем с памятью. Считается, что подавление в себе отрицательных эмоций приводит в дальнейшем к неврозам и депрессиям.

Лечение

При резком ухудшении памяти сначала нужно исследовать причину, какая именно болезнь возбудила данный процесс. Лечиться надо обязательно, ведь может произойти полное отторжение больного человека от общества, работы и даже семейного уклада жизни. Но принимать самостоятельно выбранные разрекламированные лекарственные препараты не следует, необходимы детальный осмотр и назначения врача.

Можно применять методы физиотерапии, к примеру – электрофорез и введение через нос глютаминовой кислоты. Разработаны и внедряются психолого-педагогические методы лечения больных с ухудшением памяти. Психолог-педагог по-новому учит пациента осознавать и запоминать информацию, при этом задействуются лишь здоровые области головного мозга. Если психолог выясняет, что пациент не способен к запоминанию и воспроизведению произнесенных вслух фраз, тогда он учит человека, как мысленно представить образы произносимых фраз и запомнить весь материал текста. Такая методика работы над собой долгая и трудоемкая. Надо не только сознательно суметь запомнить фразы, пользуясь воображением, но довести весь процесс до автоматизма, чтобы не задумываться, каким образом надо это воспроизвести.

При обращении в поликлинику, врач может выписать на первых порах для поддержания памяти ноотропные препараты. Действующим препаратом новой лекарственной серии группы ноотропов считается Ноопепт, в составе которого имеются необходимые человеческому организму аминокислоты – дипептиды. Их воздействие на нейроны в коре нашего головного мозга стимулирует улучшение концентрации внимания и восстановление памяти. Препарат хорошо действует на всех стадиях восстановления памяти пациента: при начальной обработке задаваемой информации и последующих процессах обобщения и извлечения. Его употребление может повысить сопротивляемость организма к общим факторам поражения – наркотикам, алкоголю, табаку, различного рода травмам с повреждениями головы.

При появлении указанных выше симптомов ухудшения памяти, связанных с ухудшением памяти, желательно сразу обратиться к лечащему специалисту – нейропсихологу, неврологу или терапевту для проведения лечебных исследований. Если нет возможности дожидаться врачебного диагноза, можно пробовать действовать самостоятельно. Надо учитывать, что проявления памяти находятся в прямой зависимости от внимания человека, с каким он воспринимает мимолетно проносящуюся для него информацию, поэтому не принимаемую им серьезно. В основном проявление невнимания свойственно людям старшего возраста, но не исключено оно и у молодых. Зачатки внимания, как очень существенный фактор для памяти, следует воспитывать, начиная с детского возраста. Чтобы преодолеть синдром невнимательности, приходится постоянно тренироваться, работать над своими восприятиями, заставлять себя акцентировать внимание на нужных деталях. Придется записывать важные события, вести дневник, снова учиться вести устные подсчеты чисел.

Пониманию практических основ памяти, сосредоточения и внимания помогает наука о мышлении.

Американский профессор-исследователь Лоуренс Катц детально описал в своей книге методику, активизирующую деятельность практически каждого отдела мозга, развивающую внимание, сосредоточение, память и творческие наклонности человека.

Упражнения

Развивающие упражнения из книги Лоуренса Катца:

  • Каждодневные, хорошо усвоенные виды рефлекторной деятельности, надо выполнять, закрыв глаза.
  • Проанализировать и выучить методику чтения для слепых, так называемый шрифт Брайля или постичь азбуку языка жестов, что может стать хорошим подспорьем в жизни.
  • Для левши желательно выполнять все виды повседневной работы правой рукой (писать, рисовать, чистить зубы, брать вилку и ложку, гладить и т. д.). Правша, наоборот, пусть старается делать все с помощью левой руки. Результат превзойдет все ожидания.
  • Клавиатурный набор надо производить, применяя все пальцы обеих рук.
  • Стараться чаще говорить на другом языке, изучать дополнительно иностранные языки.
  • Освоить азы простых рукоделий –вязания крючком или на спицах, вышивания, они помогают концентрации внимания.
  • Пытаться читать ранее неинтересные для вас материалы.
  • Учиться различать на ощупь достоинство монет.
  • Знакомиться с интересными людьми, общаться с ними и посещать новые места, бывать в театрах и на выставках.

Вот основное, что надо знать и учитывать при ослаблении и резкой потери или ухудшения памяти, понимая причины начала болезни и ее последствия, которые можно избежать при регулярной работе над собой.

Подробное видео о ухудшении памяти

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.

Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.

Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.

Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).

Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:

  • Болезни сердечнососудистой системы, когда нарушена правильная подача крови.
  • Некоторые болезни почек (учеными доказана взаимосвязь между проблемами почек и вербальной памятью).
  • Нарушение обмена веществ.

Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:

  • Нехватка нужных витаминов. Для качественной работы мозга и памяти необходимы полезные вещества, в том числе жизненно необходимы витамины группы B.
  • Колоссальные информационные перегрузки. В современном мире наш мозг оказывается под «бомбежкой» хаотичной и часто ненужной информации.
  • Стресс блокирует процессы, связанные непосредственно с памятью.
  • Отсутствие качественного сна. Во сне восстанавливается весь организм и мозг тоже.
  • Нездоровая пища, в том числе тонизирующие напитки.

Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:

  • Курение. Вещества, которые поступают с дымом в наш организм, практически «разъедают» мозг, и в связи с этим память существенно снижается.
  • Прием алкоголя и наркотиков очень сильно повреждает серотониновую систему головного мозга.
  • Отравление тяжелыми металлами, такими как свинец, ртуть.
  • Употребление некоторых групп лекарственных препаратов: антидепрессанты, антигистаминные, холинолитики.

Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.

Профилактика ухудшения памяти, тренировка внимания

Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.

Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.

Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.

Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.

Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.

Память считается наиважнейшей функцией человеческого мозга, которая влияет на познавательные процессы, психическую деятельность, мыслительную способность. Данная функция является комплексным процессом, который по определенным причинам может подвергаться изменениям.

Причем расстройства способны возникнуть в любом возрасте, нередко они встречаются и у молодых. Наша статья расскажет о том, почему возникает ухудшение памяти и внимания и как бороться с данными изменениями.

Причины и особенности нарушений в разном возрасте

Подобные проблемы могут проявиться в виде потери кратковременной памяти. Они способны существенно изменить качество жизни. Для этого имеются множество причин, среди которых ведущее место отдано:

Нарушения у молодых

Бывают случаи, что проявляется рассеяность у людей 18-30 лет. Они нередко забывают о том, какой сегодня день недели, куда положили ключи от квартиры. Данную забывчивость в основном формируют такие причины, как ведение нездорового образа жизни. Часто после бурно проведенного вечера молодежь не помнит, что же происходило вчера.

Особые аспекты нарушения головного мозга, приводящие к забывчивости, проявляются из-за всевозможных гаджетов. Для здоровья мозга необходима многозадачность, ее же выполняет электроника. Если не будет происходить переключение внимания на разные виды деятельности, то нарушается кратковременная память.

Часто невнимательность возникает из-за пагубной привычки держать рядом во время сна телефоны. Они выделяют вредные электромагнитные поля, которые разрушают разнообразные функции головного мозга. У людей происходит психологическое нарушение, ведущее за собой эмоциональный дисбаланс, они стают более рассеяны, забывчивы.

Также резкое ухудшение памяти возникает во время обезвоживания организма, при пониженном сахаре в крови. Как правило, при устранении причин, вызывающих проблему, восстанавливаются функции головного мозга.

Важно! Если у молодежи обнаруживаются затруднения с запоминанием, то есть смысл пересмотреть свой образ жизни, возможно этому виной являются недостаток сна, гиподинамия, наличие вредных привычек.

Нарушения у лиц пожилого возраста

Нередко жалуются на забывание пожилые люди. Часто бывает, что они забыли дорогу домой, какой фильм смотрели накануне, для чего зашли в комнату, как называются привычные предметы. Обычно данные проблемы связываются со старческим слабоумием. Однако не всегда они являются признаком неизлечимых заболеваний. Обычно старшие люди нуждаются в большем времени для запоминания, вспоминания информации.

Данное явление не является проблемой, возникающей в результате неизбежного старения, поскольку головной мозг имеет уникальную способность вырабатывать молодые клетки в любом возрастном периоде. Если же этой способностью не пользоваться, то клетки мозга атрофируются. На ухудшение памяти у людей пожилого возраста влияют следующие причины:


Важно! В пожилом возрасте необходимо своевременно отличить забывчивость свойственную возрасту от начала развития серьезных заболеваний.

Как отличить нормальное нарушение памяти у пожилых людей от развития заболеваний?

Нередко у пожилых людей и их окружения возникает вопрос, как отличить нормальные изменения когнитивной функции мозга от начала серьезных заболеваний. Главным отличием является то, что при начале болезни периодические провалы оказывают влияние на повседневную жизнь человека. Стойкое ухудшение речевого аппарата памяти называется старческой деменцией. Человек практически теряет возможность к абстракции и логике.

Если забывчивость и рассеянность не мешает вести обычный образ жизни, заниматься привычным видом деятельности, то это нестрашные возрастные изменения. Начинающемуся слабоумию свойственны затруднения для решения обычных задач, например, мытье посуды. Также сигналом для того, чтобы заподозрить заболевание, служит потеря ориентации в хорошо знакомой обстановке, изменение поведения, искажение произносимых слов.

При появлении подобной симптоматики необходимо как можно скорей проконсультироваться с невропатологом, он, после определенных диагностических мер, порекомендует лечение, избавляющее от сформировавшихся проблем.

Влияние наркоза

Всем известно негативное влияние наркоза на работу головного мозга, нередко от этого страдает и память, падает способность к обучению, наблюдается рассеянное внимание. Обычно со временем данная проблема проходит, но бывают случаи, что спонтанное восстановление после влияния наркоза не наступает.

Если спустя 3 месяца не наступает улучшение, то необходимо обратиться к неврологу, который после выяснения причины назначит адекватную терапию. Чаще всего он рекомендует прием ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, нестероидных средств, оказывающих противовоспалительное действие. Также для ускорения возвращения памяти рекомендуется решение кроссвордов, шарад, больше читать литературу. Если своевременно не обратиться к врачу, то можно только усугубить ситуацию и терапия не принесет ожидаемого результата.

Что делать при рассеяности?

Многие люди в современном ритме часто страдают от забывчивости. В вопросе, как бороться с забывчивостью, специалисты выделяют следующие действенные рекомендации:


Также для борьбы с рассеяностью можно использовать методику: «Найди 15 отличий». Для повышения концентрации внимания нужно заниматься посильными видами спорта, сократить время пребывания в виртуальности и больше уделить времени для общения с людьми. Когда же данные несложные рекомендации не приносят ожидаемого результата и состояние только ухудшается, то необходимо обратиться к врачу.

Упражнения для устранения нарушений

Для предотвращения нарушений памяти, при начале образовавшихся проблем хорошим средством являются несложные упражнения. Ниже приведены некоторые из них:


Для того, чтобы данные упражнения принесли пользу, необходимо проводить их ежедневно. Невропатологи утверждают, что если каждый день уделять на это по 20 минут, то можно существенно улучшить функционирование головного мозга.

Терапия

Медикаментозное решение проблемы возможно лишь после тщательного обследования. Обычно ухудшение памяти требует лечение лекарственными препаратами после 40-50 лет, когда рекомендуемые упражнения не приносят ожидаемого результата. Чаще всего для этих целей рекомендуют прием:


Особую роль для лечения нарушений памяти играет назначение Кортексина, произведенного из головного мозга крупного рогатого скота. Он производится порошком, который при растворении вводится инъекционно. Данный препарат широко применяется при травмах головного мозга, инсультах. Позволяет лечить болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Также он широко используется для улучшения когнитивной функции головного мозга.

Кортексин налаживает баланс между торможением и возбуждением, защищает от кислородного голодания клетки головного мозга, предотвращает их старение. Данное натуральное средство назначается курсами, при необходимости которые можно повторять трижды за год.

Придерживаясь определенных правил можно избавиться от рассеянности. Если же при помощи несложных упражнений не получается улучшить самочувствие, то рекомендуется обратиться к врачу. Он назначит лекарственные средства, которые помогут устранить проблемы с памятью.

По статистике проблемы с памятью возникают у каждого третьего жителя планеты, однако для каждого порог памяти индивидуален. Кому-то достаточно не забыть выполнить свои домашние дела, сходить в магазин, а кто-то каждый день запоминает и хранит в голове большие объемы информации. Поэтому понятие «ухудшение памяти» довольно субъективное. Считается, что предела памяти не существует, и человеческий мозг запоминает только 7-10% увиденного, а все мелкое и ненужное стирается и забывается.

Если ослабление памяти не мешает профессиональной и домашней деятельности, люди не обращают на это внимания. И действительно, в большинстве случаев легкая забывчивость, особенно в пожилом возрасте, — закономерный процесс старения головного мозга и сосудов, связанный с атеросклеротическим поражением сосудистой стенки и гибелью некоторых нейронов. Однако иногда, особенно если подобные симптомы наблюдаются в молодом возрасте либо совсем у детей, это может служить грозным признаком наличия заболеваний головного мозга или нарушения обменных процессов.

Ухудшение памяти и внимания в пожилом возрасте

Практически каждый человек старше 65 лет жалуется на ухудшение памяти той или иной степени. Обычно процесс этот происходит постепенно — таким образом, человек успевает привыкнуть и приспособиться к происходящим в его организме изменениям. Всем известно об ухудшении памяти с возрастом, поэтому симптом этот не вызывает особой настороженности у врачей и родственников больного. Основные причины снижения памяти в пожилом возрасте:

1. Нарушение кровообращения головного мозга :

  • хроническое . Происходит в результате в результате накопления холестериновых отложений, снижения эластичности сосудистой стенки с возрастом. Также имеют значение частые перепады кровяного давления, ведь большинство пожилых людей страдает артериальной гипертензией.
  • острое . Это инсульты, кровоизлияния, транзиторные ишемические атаки. При этом потеря памяти развивается быстро.

2. Последствия повреждений вещества мозга. Это могут быть травмы, менингит, сосудистые катастрофы, перенесенные пациентом в молодом возрасте. При этом сразу все восстанавливается хорошо, человек возвращается к нормальной жизни. Но для мозга ничего не проходит бесследно, и когда резервы истощаются, что закономерно происходит с возрастом, перенесенные ранее заболевания дают о себе знать обычно в виде прогрессирующего снижения памяти.

3. Нарушения обмена веществ при :

  • сахарном диабете;
  • заболеваниях щитовидной железы;
  • ревматоидном артрите.

При этом токсичные продукты начинают буквально «отравлять» мозговые клетки, что непременно сказывается на их работе.

4. Болезнь Альцгеймера . Заболевание, которое возникает у людей после 70 лет, однако известны случаи и более раннего начала. При этом ухудшение памяти более серьезное и прогрессирует очень быстро, прямо на глазах. За несколько месяцев человек может потерять память не только на происходящие с ним события, но и утратить возможность к самообслуживанию. Больные просто не помнят, как ходить в туалет, принимать пищу, одеваться. Они становятся абсолютно беспомощными.

Ухудшение памяти у молодых

Ослабление памяти в молодом возрасте должно насторожить и доктора, и самого пациента, ведь причины этого могут быть довольно серьезными и опасными не только для здоровья, но и для жизни:

1. Органические заболевания головного мозга :

  • опухоль;
  • воспалительный процесс;
  • аневризма;
  • киста.

2. Соблюдение жестких диет , что особенно актуально в современном обществе. При этом в результате недостаточного поступления питательных веществ снижается работоспособность мозговых клеток.

3. Злоупотребление алкоголем, никотином .

4. Психофизиологические причины :

  • частые стрессы;
  • повышенные нагрузки (в школе, на работе);
  • перенесенное сильное переживание, которые человек старается «стереть» из памяти;
  • хроническое недосыпание, когда клетки не имеют достаточно времени для восстановления своих запасов;
  • неправильный режим труда и отдыха.

5. Черепно-мозговые травмы.

6. Повреждения головного мозга во время родов или недостаточное поступление кислорода в период внутриутробного развития.

Лечение и профилактика ухудшения памяти

1. Пересмотр режима дня , нормализация периодов труда и отдыха.

2. Полноценный 8-9-часовой ночной сон . 3. Правильный рацион питания с достаточным содержанием разнообразных веществ , витаминов и микроэлементов – он также поможет улучшить память.

4. Отказ от вредных привычек .

5. Тренировка памяти — разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение книг, настольные игры постоянная умственная активность.

При неэффективности вышеперечисленных мер следует обратиться к врачу для исключения заболеваний головного мозга и организма в целом. Если после обследования патология не выявлена, доктор может назначить препараты, улучшающие обменные процессы в мозговых клетках:

  • пирацетам;
  • глицин;
  • билобил;
  • холин;
  • фолиевая кислота;
  • витамины группы В.

Дозировка и продолжительность приема строго по назначению врача.