Понятие «индивидуально - дифференцированный подход. Консультация на тему: индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса мдоу

Понятие «индивидуально - дифференцированный подход»

Дифференцированный подход в воспитании и обучении при изучении иностранного языка - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам дошкольников. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым дошкольником. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой «категории» воспитанников. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства детей. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.

Дифференцированный подход при изучении иностранного языка включает весьма широкий круг педагогических действий

Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп дошкольников, работающих по единой учебной программе. Сущность дифференцированного подхода заключается:

  • 1. В обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым дошкольником в соответствии с его реальными учебными возможностями.
  • 2. В обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности.
  • 3. В обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

При этом надо учитывать, что развитие каждого ребенка идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других. Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, специфическим отношением к учению и неординарными интересами и способностями. воспитатель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизменно приводит к тому, что «сильные» воспитанники искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание, тем более, что «те, кто относится к «средним», - отмечает В.А. Крутецкий, - тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления». У одних детей более сильно развито воображение или логическое мышление, у других - память, у третьих - ум находится на «кончиках пальцев». Вот почему важно положение Л.В. Занкова о том, что в школе нет «главных» и «неглавных» предметов, каждый из них вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями дошкольников (обучаемость, обученность и познавательный интерес при изучении иностранного языка), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое из выбранных свойств ученика в значительной степени определяет успешность обучения. Доминирующим должен быть уровень обученности, поскольку от него в значительной степени зависит обучаемость и степень сформированности познавательного интереса при изучении иностранного языка. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий дошкольников наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам школы.

Изучение типологических особенностей учащихся включает выявление показателей их определения, на основании которых строятся диагностические материалы.

Эффективным способом диагностики обученности являются диагностические проверочные работы, обучаемости - ТУР (тест умственного развития), который чаще всего используется психологами на практике. Для определения уровня познавательного интереса к предмету эффективным способом диагностики является анкетирование.

Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп. На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:

I. группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы:

II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы:

  • 1) с устойчивым интересом к данному предмету;
  • 2) с устойчивым интересом к другим предметам.

III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к иностранному языку и другим предметам.

Кроме того, дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности типологических групп дошкольников с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.

В практике обучения иностранному языку наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы детей.

Одним из условий организации дифференцированной самостоятельной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны воспитателя.

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение детей в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия «дифференциация обучения» не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: «Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением». При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

Дифференцированный подход в обучении:

  • · это создание разнообразных условий обучения для различных детских садов, групп с целью учета особенностей их контингента.
  • · это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

  • - с психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого дошкольника;
  • - с социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
  • - с дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем детского сада путем создания новой методической системы дифференцированного обучения детей, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • · уровневую;
  • · профильную.

По мнению Г.И. Щукиной, уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой дошкольники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.

В современном детском саду и в подготовительных группах в частности принято выделять два основных вида дифференциации обучения дошкольников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов дошкольных образовательных учреждений и групп, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы групп ДОУ ориентированы:

  • · на детей, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;
  • · на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п.;
  • · на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные ДОУ).

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:

1. По уровню возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети «взрослее» своих сверстников, а другие наоборот «младше». Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год «младше» своих сверстниц девочек, но в подготовительную группу ДОУ принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

  • 2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).
  • 3. По характеру познавательной деятельности дошкольников:
    • · репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);
    • · продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).
  • 4. По характеру нейропсихологических особенностей:
    • · «левополушарники», опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связано с восприятием будущего времени);
    • · «правополушарники», реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В дошкольной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне-и-слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений дошкольников в обучении и не дает возможности направленно помогать воспитанникам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала.

Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое учебное пособие работало в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям - один из путей реализации дифференцированного подхода к обучению детей.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Во вспомогательной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях - индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.

Учет типических особенностей умственно отсталых школьников происходит в процессе дифференцированного подхода.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошосреднеи слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала. Например, на уроках швейного дела две девочки отстают в изготовлении изделий от основной группы, качество изделий у них низкое и учитель относит их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать, другая - кз-за низкого уровня интеллектуального развития и связанного с этим патологической медлительности движений. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

В настоящее время наблюдаются признаки несоответствия уровня обучения существенной части выпускников школ растущим требованиям к подготовке рабочих распространенных профессий. Ускорение темпа и повышение качества труда, постоянное сокращение простых специальностей в производстве, переход предприятий на другие направления хозяйственной деятельности обуславливают ряд трудностей при адаптации подростков. В школьников в настоящее время педагоги не используют все имеющиеся резервы совершенствования образовательно-воспитательной работы. В этой связи сложившиеся трудности при социальной адаптации выпускников имеют нарастающую тенденцию. Для коренного решения возникающих сложностей необходимо поднять на качественно новый уровень индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Понятие предполагает дидактический и обучения. Он считается одним из ключевых в общей и Суть индивидуального подхода заключается в учете личных особенностей детей в образовательном процессе. Он позволяет осуществлять активное управление процессом развития физических и умственных возможностей. В рамках индивидуального подхода осуществляется всестороннее изучение учащихся. На основании полученных результатов осуществляется разработка соответствующих педагогических мер воздействия. Этот метод имеет особое значение в школьном обучении, поскольку учащиеся существенно отличаются по уровню восприимчивости. Различия обуславливаются характерными людям особенностями интересов, темперамента и пр. К индивидуальному подходу относят все меры, ориентированные на формирование благоприятных условий обучения и развития учащихся и определяемые в соответствии с их личными возможностями. Особый интерес к использованию этого метода обуславливается существенным разбросом способностей лиц одного возраста. Если личные особенности, свойственные для одних обучающихся, выявляются у других, то их именуют типическими. Другими словами, те или иные возможности характерны для определенной группы.

Сущность дифференцированного подхода в обучении

При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении - это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении - это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий.

Ключевые направления

Дифференцированный подход в обучении детей невозможно применять без изучения межличностных отношений. Этот метод позволяет влиять на взаимодействие личности и группы, группы и коллектива, ребенка и взрослого. Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется различными способами. Особое значение среди них имеют игровые формы, соревнования, моделирование ситуаций. Все эти мероприятия должны способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка. Эффективность метода прямым образом зависит от творческой атмосферы, содержания взаимодействия, демократического управления внутри коллектива.

Система мер

Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей. В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение:

  1. Достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями.
  2. Совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала.
  3. Восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на "сферу ближайшего развития".

Специфика изучения личных особенностей

Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в выявлении и исследовании возможностей по специальным критериям. В качестве них выступает несколько особенностей, по которым ребенок характеризуется как Каждое выбранное свойство имеет существенное значение при определении успешности обучения. Среди критериев при этом есть доминирующие. Одним из таких считается степень обученности. Приоритет этого свойства обуславливается тем, что от него будет зависеть уровень сформированности интереса к познавательной деятельности. Этот критерий также влияет на обучаемость школьника. Такой метод изучения типичных личных особенностей максимально соответствует деятельности в современных условиях. Исследование отличий предполагает установление показателей их определения. В соответствии с ними формируются диагностические материалы. В качестве одного из эффективных способов изучения степени обученности выступают проверочные работы, а обучаемости - школьный тест по определению умственного развития. На практике именно эти методы применяются педагогами чаще всего. Для определения степени познавательного интереса к конкретному предмету используется анкетирование.

Группы свойств

В педагогической практике выработана определенная классификация особенностей, позволяющая учесть опыт и результаты, полученные специалистами, применяющими дифференцированный подход в обучении. Это разделение соответствует трем сторонам деятельности:


Анализ

Применяя дифференцированный подход в обучении младших школьников, личные особенности можно определить комплексной оценкой. Она отражает специфику деятельности по трем направлениям анализа. В результате формируется три группы, в которых:

  1. Все три стороны сохранены в той либо иной степени.
  2. Нарушена 1 или 2 компонента деятельности.
  3. Все три компонента деятельности не сформированы.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников включает в себя выделение типологических временных групп. Они, в свою очередь, разделяются на подгруппы. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие категории:


Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Он направлен на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Кроме этого, метод способствует выравниванию умений и знаний. Дифференцированный подход в обучении дошкольников особенно эффективен при изучении нового материала, проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Самостоятельная деятельность в коллективе и дома - два взаимосвязанных элемента, дополняющих друг друга. При составлении домашнего задания следует планировать задачи разной степени сложности и различного объема. При этом необходимо учитывать реальные возможности и интересы ребят. Для облегчения работы и учителя, и школьников, рекомендуется составить сборник с дифференцированными заданиями. В нем вопросы должны группироваться по разделам. В каждый из них включаются задания продвинутого и базового уровней. В последний входят вопросы для детей с низким и средним уровнем обученности, в первый, соответственно, - для сильных учащихся. Задания базового уровня также следует отделять друг от друга. Для детей с низким уровнем обученности - прописывать их курсивом, со средним - обычным шрифтом. Вопросы для разной степени познавательного интереса рекомендуется показывать разными значками.

Организация дифференцированного подхода в обучении

В качестве одного из важнейших условий правильного осуществления педагогического процесса выступает выбор рационального комплекса образовательных приемов и методов. Значение имеет также оценка качества полученных знаний, способ ее оптимизации с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки, сформированности общих умений в рамках решаемых воспитательных и учебных задач. В соответствии с этими факторами обеспечивается сбалансированное сочетание новых и традиционных педагогических методов с внедрением инновационных технологий. При этом происходит оптимизация применения проблемных заданий и ситуаций, воспроизводительных, объяснительно-иллюстративных, эвристических, частично-поисковых, исследовательских методов, используется групповая работа и деятельность в парах, а также технические средства. Контроль и коррекция умений и знаний осуществляются в рамках систем разноуровневой оценки. В нее входят диктанты и задачи по предмету, тесты и тренировочные задания, индивидуальные карточки с вопросами, домашние и самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. В качестве критерия успешной деятельности выступает качество подготовки каждого ребенка, а не формальное применение какого-либо педагогического приема, метода, средства.

Технология

Применяя дифференцированный подход в обучении в начальной школе, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается по-своему. В этой связи в классе появляются отстающие, отличники и хорошисты. Целесообразно сформировать уровневую дифференциацию на определенных этапах урока. Для этого мысленно можно разделить класс на несколько типологических временных групп. Образовательный процесс в этом случае будет выстраиваться согласно реальным возможностям каждой из них. Дифференцированный подход в обучении школьников позволяет продвигать ребенка из более слабой группы в сильную. В этой связи в образовательном процессе намечается два ключевых направления. Первое предполагает выделение типологических временных групп, второе - разработку и внедрение приемов и методов, отвечающих каждой категории. В процессе решения первой задачи рекомендуется отталкиваться от обученности детей. Она определяется по письменным проверочным работам, которые охватывают все элементы содержания предметного образования и требуют применения полученных знаний на различных уровнях самостоятельности. Ознакомление с успеваемостью по прочим дисциплинам осуществляется и по классному журналу. Также целесообразно узнать мнение о коллективе в целом и отдельных учениках от других педагогов. Немаловажное значение имеют беседы с родителями для выявления личных особенностей того или другого ребенка. Различать учащихся можно также по наличию либо отсутствию познавательного интереса к конкретному предмету. Если его нет или ребенок часто пропускает занятия и имеет небольшой объем знаний, то его относят к отстающей типологической группе. Таких учащихся рекомендуется привлекать к индивидуально-групповым занятиям, вовлекать их в открытые уроки и внеклассные мероприятия, способствуя развитию у них уверенности.

Разработка и внедрение приемов

Вторая задача по применению дифференцированного подхода наиболее успешно решается в рамках обособленной и коллективной форм планирования образовательной деятельности. В качестве одного из способов проверки можно использовать степень сложности заданий. О ней можно судить по нескольким показателям. К примеру, проблемные или творческие задания в объективном смысле для обучающихся сложнее, чем репродуктивные. Значение имеет также количество звеньев в процессе рассуждения от исходных данных до ответа. Чем число будет больше, тем сложнее задание. Для детей, включенных в отстающую группу вопросы должны быть достаточно простыми. Их содержание следует готовить с учетом обязательного стандарта (минимума) по предмету. Не стоит забывать также о широте переноса умений и знаний. К наиболее сложным в этом плане относят задания, при выполнении которых обучающиеся используют материал по нескольким дисциплинам. В этом случае формируется межпредметная связь.

Показатели сложности

К критериям, по которым определяется степень трудности заданий, относят:

  1. Проблемность. Как выше было сказано, репродуктивные задания легче, чем творческие.
  2. Расстояние от исходных данных до ответа на вопрос. Чем больше количество звеньев в рассуждении, тем задание сложнее.
  3. Число следствий или причин, которые нужно установить. Чем больше их необходимо найти, тем сложнее задание.
  4. Количество используемых источников. Чем их больше, тем задание труднее.

Другие методы

На практике целесообразно применять способ дифференциации помощи со стороны педагога в процессе выполнения одного и того же задания. Этот метод предполагает, что слабый ребенок получает более подробные инструкции в сравнении с теми, что даются более сильному. При этом успевающие дети решают задачи без какой-либо помощи со стороны преподавателя. Они самостоятельно собирают источники и определяют логическую цепь выполнения задачи. Для средней группы разрабатывается типовой план. Для слабых учеников следует заготовить карточки с вопросами, расположенными в соответствии с логикой эвристического обсуждения. Все рассуждения при этом должны быть четко направлены от первого до последнего этапа. В качестве еще одного метода выступает дифференцированный учет обучающихся. Проявляться он может в формулировании отдельных творческих заданий. К примеру, преподаватель поручает определенным детям подготовить небольшие доклады. Информацию при этом им следует выбрать самостоятельно из дополнительной литературы. Также педагог может дать задание составить викторину, кроссворд, придумать продолжение сценария кинофильма или комментарий. В данном случае важно правильно распределять деятельность между учениками, учитывая реальные их возможности и применяя дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно при работе с отстающими. Педагогу необходимо правильно спланировать свою помощь, чтобы она способствовала развитию каждого ребенка.

Сущность принципа дифференцированного обучения

На сегодняшний день существует несколько подходов к определению принципа дифференцированного обучения. Согласно, данным подходам, под принципом дифференцированного обучения понимают:

  • дидактическое положение, которое предполагает деление учеников на группы, исходя из их особенностей и опираясь на принцип индивидуализации процесса обучения;
  • особый подход педагога к разным группам учеников, основанный на организации учебной работы с данными группами, исходя из их возможностей и потребностей;
  • управление индивидуальной деятельностью учеников с учетом их возрастных и умственных способностей, которые выступают как основа данной группы учеников;
  • оптимальное сочетание различных форм обучения (общеклассной, групповой и индивидуальной);
  • условное деление учеников на группы, которые в процессе обучения могут меняться по содержанию.

Принцип дифференцированного обучения предусматривает разделение учеников на группы. Данное разделение условно. Принято выделять следующие группы учащихся (по уровню обучаемости):

  • Первая группа. В данную группу входят ученики, имеющие высокие темпы обучения. Учащиеся первой группы характеризуются тем, что они умеют самостоятельно находить решение, обладают навыками самообучения, в процессе решения учебных заданий способны использовать несколько видов решения.
  • Вторая группа. Учащиеся данной группы обладают средним темпом обучения, могут самостоятельно решать задания со средним уровнем, при усложнении условий задачи им необходима помощь педагога.
  • Третья группа. Обучающиеся третьей группы обладают низким темпом продвижения в обучении, они испытывают трудности в усвоении нового материала, не обладают навыками самообучения и не имеют мотивации на обучение.

Замечание 1

Таким образом, принцип дифференцированного обучения предполагает организацию учебного процесса так, чтобы он был оптимален для учащихся с разным уровнем. Для эффективности учебного процесса, в рамках реализации данного принципа, педагог сочетает разные формы обучения.

Реализация принципа дифференцированного обучения

Реализация принципа дифференцированного обучения применима в различных звеньях обучения.

Изучение нового материала.

В процессе подготовки к прохождению нового учебного материала, педагог должен учитывать возможности каждого ученика и организовать подачу наиболее оптимальным способом, чтобы все учащиеся могли понять и усвоить новый учебный материал.

Данный этап учебного процесса является одним из самых важных для последующего обучения и усвоения дальнейшего материала. Поэтому педагог должен подойти ответственно к его организации. Необходимо при подаче нового материала максимально использовать воздействие на различные анализаторы, способствующие благоприятному восприятию и усвоению, а также различные методы и способы подачи.

Ориентация на конечный результат.

Ориентация на конечный результат определяет дифференцированное отношение учителя к вводимому материалу. На усвоение пройденного материала учащимся необходимо дать достаточное время, при этом нужно учитывать, что более слабым ученикам требуется больше времени, в то время как более сильным меньше. Соответственно педагог должен разделить на детей на группы, в то время как одна группа (слабые ученики) осваивают новый материал, более сильные могут заниматься решением тренировочных упражнений.

Закрепление пройденного учебного материала.

На данном этапе обучения, принцип дифференцированного обучения подразумевает, что для закрепления пройденного материала учащимся необходимо давать задания индивидуально, с учетом их уровня. При этом более сильные ученики могут выполнять не только стандартные задания, но и дополнительные (усложненные).

В качестве упражнений, направленных на закрепление учебного материала, в рамках реализации принципа дифференцированного подхода, педагогом могут быть использованы следующие виды заданий:

  • задания обязательного уровня (должны быть пройдены всеми учениками, вне зависимости от уровня);
  • задания для предупреждения типичных ошибок (так же необходимы для решения всеми учениками);
  • усложненные задания (предназначены для учеников с высоким уровнем).

Контроль и оценка знаний.

Реализация контроля и оценки знаний в рамках реализации принципа дифференцированного обучения направлены на выявление уровня усвоения пройденного учебного материала.

При проведении контроля за деятельностью учащихся, ребенок сам определяет уровень своих возможностей и выбирает те задания, с которыми он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им уровня сложности задач.

Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении.

Домашняя работа.

Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. Домашняя работа задается педагогом в виде упражнений, задач, а также в виде карточек, на которых дано задание и алгоритм его выполнения. Домашние задания дифференцируются не только по уровню знаний и процессу усвоения учебного материала, но и принято их разделять в зависимости от класса обучения (начальные, средние и старшие классы).

Основная цель домашнего задания – это закрепить знания ученика по пройденному материалу, а также выявить возможные трудности в усвоении учебного материала, для последующего устранения.

Замечание 2

Таким образом, принцип дифференцированного обучения, направлен на организацию оптимального учебного процесса для всех учеников, вне зависимости от их уровня усвоения учебного материала, темпа обучения, умственных и возрастных возможностей. Реализация принципа дифференцированного обучения осуществляется путем условного разделения учеников на группы, согласно их возможностям и потребностям.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагоги­ческий принцип, согласно которому в воспитательно-образова­тельной работе с детьми должны учитываться все индивидуаль­ные особенности каждого ребенка.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - учет в воспитательно-образовательной работе типических особенностей, характерных для некоторой группы воспитанников.

Теоретические основы индивидуального подхода к детям. Проблема индивидуализации обучения многоаспектна как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне проти­воречива в попытках ее разрешения. Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индиви­дуальность - это единое целое, неповторимое, уникальное, внут­ренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения. Большой вклад в разработку вопроса индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А.Комёнский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой; в советский период - А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский. Современные педагоги и психологи (В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.Л. Крутецкий, Л.И. Князева, Я.И.Ковальчук и др.) рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Сущность индивидуального подхода. Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности. Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность. Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллективе детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим, с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.


Особенности дифференцированного подхода. При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный, характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с уче­том уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно: I) изучение индивидуальных особенностей детей; 2) постановка задач педагогической работы, т.е. проектирование личности; 3) подбор методов и средств воспитатель­ного воздействия; 4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.