Новогодние праздники и соблюдение поста. Молитва перед едой

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

(святитель Василий Великий)

Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно - сорок дней - только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название - Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также - Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения - будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) - дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав - достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход - необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост - аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого - хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают
его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру - сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие - неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.

Слово в начале Рождественского поста (митрополит Антоний Сурожский)

«Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

…Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь - любовью, на Его надежду, на Его веру в нас - ответим!»

Пост. 89 сочинение из самой известной книги святителя Тихона Задонского « Сокровище духовное, от мира собираем ое»

«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё - от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабёж чу­жого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, что­бы тебе пост полезен был, то, постясь теле­сно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышле­ний.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс. 118:37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуж­дения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хище­ния чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс. 33:15; 1 Петр. 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всяко­го злого слова, дела и помышления, учись вся­кой добродетели, и будешь всегда перед Бо­гом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Гос­подь. - Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!

Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается:

  • 28 ноября - 19 декабря: по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям;
  • 20 декабря - 1 января: по субботам и воскресениям;
  • 4 декабря (в праздник Введение Богородицы во храм);
  • 19 декабря (в день святителя Николая).

Можно ли пить вино
Употребление этого напитка допускается по субботам и воскресениям, а также в праздники Введение Богородицы во храм и святителя Николая.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:

  • готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
  • за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
  • перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
  • входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
  • сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
  • в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
  • делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
  • пить воду вместо других напитков: сока, компота.

Правила поведения и традиции Рождественского поста

Рождественский пост - не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:

  • пищи животного происхождения - молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
  • употребления алкогольных напитков - они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
  • безделья - излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
  • развлечений - посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
  • просмотра телевизора - сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
  • путешествия - поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
  • супружеских отношений - плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.

Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.

В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.

Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.

Что можно и нельзя делать в Рождественский пост

Пост - период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.

Можно ли рукодельничать
В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.

Можно ли крестить ребенка
Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.

Можно ли поминать усопших
Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой - в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.

Можно ли зачинать ребенка
По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.

Можно ли венчаться
Таинство Венчания в дни поста не совершается.

Можно ли играть свадьбу
Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.

Можно ли ходить на охоту и рыбалку
Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.

Поговорки и приметы

  • Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
  • Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
  • Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
  • Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
  • Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка - новые доходы.
  • Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.

Рождественский пост у католиков

У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.

Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.

28 ноября у православных верующих начался последний из четырех многодневных постов года - сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост. "Рождественский" - официальное церковное название зимнего поста, ведь он готовит к празднику Рождества Христова. А вот "Филиппов пост", или даже "филипки" - название народное, связанное с тем, что накануне, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа.

Спас "Благое Молчание". Фото: иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Но почему Рождественский пост сорокадневный? Принято говорить, что "сорок" - число сакральное: Моисей сорок лет водил еврейский народ по безводной пустыне, сорок дней и сорок ночей Иисус постился в пустыне - перед тем, как явить Себя миру и начать путь служения людям. Ровно сорок дней Воскресший Иисус является людям - до Своего Вознесения. И это не единственные примеры, но я сейчас приведу еще один из совершенно другого ряда: именно сорок недель, как считают физиологи, идеальный срок для развития человеческого эмбриона, идеальной срок беременности. То есть именно сорок недель необходимы для полноценного созревания человека перед рождением. Нелепо наделять цифру магическими свойствами, но, безусловно, здесь явление глубочайшего смысла, пусть нами и до конца не понятого. Можно только констатировать: Церковь, всегда чутко и крайне внимательно подходившая и к вопросам человеческого духа, и к свойствам человеческой плоти, определила Рождественскому посту длиться сорок дней. Заканчивается Рождественский пост 6 января, в Рождественский сочельник - день самого строго воздержания.

Накануне праздника Рождества Христова и в сам день праздника в храмах часто звучит образный призыв священников: "Пусть наши сердца станут теми самыми яслями, где рождается Младенец Иисус". И сорок дней Рождественского поста не просто время ограничений - в пище, увеселениях, это время нашего созревания к тому, чтобы встретить родившегося Христа. Непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно?

Хотя священники не устают объяснять: пост не диета, смысл поста не в аскетических упражнениях по укрощению плоти, воздержание только средство для того, чтобы подчинить свое телесное духовному, а главная цель - возвращение к Богу, воспитание в себе любви к ближнему, нам проще начинать свой пост, когда ограничения четко сформулированы.

Итак, существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав (он тоже бывает разной степени строгости) и ограничения, накладываемые на себя мирянами по благословению священника.

Самое строгое воздержание: "сухоядение" (отказ от вареной пищи) по понедельникам, средам и пятницам, во вторник же и четверг к вареной пище разрешается вино и растительное масло. Употребление рыбы разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников. В последнюю неделю Рождественского поста со 2 января по 6 января рыба запрещена даже в субботу и воскресенье. Самый строгий пост 6 января, в Рождественский сочельник, когда позволяется есть только "сочиво" - блюдо из зерен пшеницы, да и то только "после первой звезды".

Монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, сыра, сметаны, яиц, птицы, алкоголя, рыбу едят во все дни, кроме среды и пятницы. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

Другие ограничения, что еще нельзя в Рождественский пост?

Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения: обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач, последние годы принято выходить из социальных сетей. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее все бессмысленно), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им нелепо кичиться. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Божьей Благодати, невозможно. Поэтому так важно участие в богослужениях и Таинствах Церкви - Исповеди, Причащении.

Кстати, само слово "пост" происходит от древнегерманского "fasta", означающего "твердый, крепкий, постоянный", и это подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего он это делает, но и последовательности, верности

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2019 году . Возможно, Вам будет интересно узнать.

28 ноября начинается Рождественский Пост. Закончится он в ночь под Рождество – 6 января. Пост длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Другое название Рождественского Поста Филиппов, потому что начинается сразу после дня памяти святого апостола Филиппа, который Православная церковь празднует 27 ноября. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года, это время обновления духовного единения с Богом и приготовления к празднованию Рождества Христова.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временамхристианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост, то есть не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются.

С 1 января до 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются обряды венчания.