Горохов иван лаврентьевич. Все интересное в искусстве и не только


Случилось горе тогда у всей нашей многочисленной родни в Гребенях. Шестнадцатого сентября случилось 1970 года. В Москве, в какой-то 63 больнице умер мой, наш двоюродный брат - Иван Лаврентьевич Белов. Да ну какой там Иван Лаврентьевич? Просто брат, Ванечка, так мы называли ласково тогда всех братьев и сестёр: Петенька, Машенька, Танечка. И было Ванечке всего восемнадцать лет. Нет, по должности, а казённые должности в деревне уважали, Ванечку можно и Иваном Лаврентьевичем называть – он был заведующим сельским клубом. Но для меня он всегда был Ванечкой: ну разве сбежишь с уроков, чтобы в теннис поиграть в клубе, к Ивану Лаврентьевичу? Или, будешь жарить яишницу на постном масле с Иваном Лаврентьевичем, если яйца нашёл под амбаром, во дворе у деда, и бабушка о них ничего не знала? Нет, конечно, с Иваном Лаврентьевичем не будешь, а с Ванечкой можно. Я всегда спорил с ним – что мы едим; он говорил мышцы, я смеялся и утверждал, что - мясо. Он учил меня, что молекулы воды везде: в огурцах, помидорах, и даже в досках, что на воротах, и в штанах моих тоже есть атомы водорода и кислорода. Я опять смеялся и утверждал, что доски на воротах сухие и в трещинах все – ну какая же в них вода, а уж тем более в моих штанах – не веришь, на выжми их, если капнет хоть капельку – я тебе папирос тяпну у отца.. Однажды тёплой летней ночью сидели мы на скамеечке у ворот, и он, глядя в ясное небо, спросил задумчиво о том, что будет, если вот взлететь сейчас перпендикулярно скамейке и лететь всё время прямо, не сворачивая никуда, то куда и когда прилетишь? Тут уж я только рот раскрыл и задохнулся от воображения и испуга (мурашки по спине): куда же прилетим? Когда приходили купаться на Сакмару, он всегда подолгу заходил в воду, ахая, охая. Я подкрадывался сзади и кидал камушек рядом с ним, он нырял в воду, а выныривая, грозил мне кулаком: «Вылезу - убью!»

Возил Ванечка сено в колхоз на лошади, деньги зарабатывал, матушке помогал – трудно копеечка в деревне достаётся, а в семье пятеро детей, и отца нет. Поднималась лошадка в гору, Ванечка сверху, на возу за вожжи держится. То ли машина или мотоцикл напугали лошадь, то ли колесо телеги в промоину весеннюю попало – воз опрокинулся. Брат спрыгнул с воза, да неудачно, в больницу районную попал и удалили у него селезёнку. Отлежал после операции, везут его на тарантасе бригадирском, он сидит, худющий весь, ноги длинные свесил сзади тарантаса и смотрит в землю. Я бегу за лошадью, сзади тарантаса, бегу и всё взгляд его поймать пытаюсь, узнать чтобы как он? Он голову поднял и улыбнулся как – то вымученно: всё мол хорошо, братик, всё нормально у меня – не переживай. Через полгода он уехал в Москву, на производственную практику, на завод Лихачёва, где тогда делали ЗИЛы. Поступил на шофёра учиться, что бы как отец, на машине работать, его и послали в Москву. И там он умер, от гангрены кишечника, не прошло видно даром падение с воза колхозного.

Привезли его в цинковом гробу, брат старший привёз, Пётр. Он же и рассказал, что умирал Ванечка в полном сознании, плакал всё и спрашивал: «Как же так, доктор, я ведь и девчонку не целовал ещё?» А что доктор, вернее, докторша? Она молча тоже плакала. А как скажешь парнишке, что зря он боль терпел столько времени, вовремя в больницу не пришёл? Привезли его - он прямо у конвейера и упал без сознания.

Это потом мы привыкнем к цинковым гробам, когда в Афганистан влезем, а тогда это диво было для всех. В маленькое окошечко стеклянное, что было впаяно в цинк, ничего не видно было. И цинк срезали. И ахнули все – Ванечка стал ещё красивее и был как живой, только лицо было выплаканным, но тлен не коснулся его. Схоронили Ванечку. Сёстры двоюродные и мы вместе с ними, долго ходили на могилу к нему. И я тогда, не то из – за любви к брату, не то из – за произошедшей несправедливости, а скорее, из-за того и другого, пообещал на его могилке прожить жизнь за двоих – за него и за себя. Просто тогда всё казалось. В пятнадцать лет всё кажется просто. Никому не обещал, себе только, и не знает о том, давнем обещании моём никто. Долгие годы я так и не верил в смерть брата, мне всё казалось, что забрали его в школу разведчиков-диверсантов, которым для работы в чужой стране надо не иметь прошлого. И, что с годами, выполнив это своё задание, он вернётся к нам. Он и возвращался в моих снах, наград полная грудь, и, смеясь, спрашивал меня: «Зачем же вы меня живым похоронили?» Пройдёт несколько лет, и я сдам его комсомольский билет в райком. О чём горько сожалею сейчас – ничего не осталось от Ванечки, одна только махонькая фотография.

А я теперь, в родительский день, или в другие скорбные дни, стоя у его могилки, думаю, ничего не дождавшись: «Я и жил так, Ванечка, как обещал – каждый день как последний. Но… но может быть, не надо было так? Свою жизнь осилить бы теперь. Так дожить, чтобы перед Господом стыдно не было. За тебя - то что стыдится – тебе всего восемнадцать было, а мне уже пятьдесят шесть, и сил, на хотя бы один шаг к добру, уже почти нет». Не отвечает Ванечка. Я и старше его уже втрое, но он для меня всю жизнь – Иван Лаврентьевич.

Художник, в чьей судьбе Константин Маковский сыграл «злого гения». Но об этом в конце поста. А сначала краткая биография в изложении Николая Мусиенко из Можайска, первого (и, похоже, единственного) биографа Горохова:

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели выздоравливающей» 1886
В мае 1886 года И. Горохов успешно завершает учебу. Ему присваивают звание классного художника живописи. А за выпускную работу «Выздоравливающая» он получил большую серебряную медаль - этой награды удостаивались тогда немногие. Молодой живописец такого успеха не ожидал: «Я взял самый простой жанровый сюжет - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим...»
Эту картину Горохов показал Константину Егоровичу Маковскому, приехавшему в Москву из Петербурга. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершать свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в академию была бы для меня пустой тратой времени. Потом ходили с ним на Сухаревский рынок; по его словам, на Сухаревке иногда бывают редкостные вещицы. Покупал там какую-то статуэтку из слоновой кости, но не сошелся в цене. После он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощание дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюды интерьеров Теремного дворца и Грановитой палаты».

Зрелые годы

Жизнь в Москве требовала больших расходов, и Иван Лаврентьевич после окончания училища предпочел вернуться в родную деревню. Тем более что именно там был неисчерпаемый источник сюжетов - жизнь крестьян, которую он хорошо знал. Уголок крестьянского двора, усталая прачка на берегу, скорбные фигуры погорельцев возле своего убогого скарба, старуха, которая кормит цыплят, престольный праздник в деревне, купание в Москве-реке - всё это мастерски передавала кисть живописца. Но особенно часто на его картинах появлялись симпатичные детские лица.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Портрет девочки» 1892

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У самовара»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мыльные пузыри»

«Однажды мне пришлось зайти в избу старика Ильи Яковлева в деревне Бели,- писал художник.- Его хатенка, как и все курные избы, была обложена снаружи соломой для укрытия от зимней стужи. Даже крохотное оконце припорошено соломой. Когда я вошел в избу, то сначала ничего не мог различить. Но как только я привык к скудному освещению, мне представилось прекрасное зрелище. С полатей на меня внимательно смотрели две пары милых детских глазок. Девочки полулежали на подушках, нимало не стесняясь прихода постороннего человека. Присмотревшись, я увидел третью головку, утонувшую в подушке, очевидно, спавшую. Весь этот обворожительный уголок я «снял» у хозяина на три дня, чтобы работать без помех, заплатив за это пять рублей из своих последних денег». Результат - картина «Гнёздышко», которая экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств в конце 1895 года и получила хорошие отзывы.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Эскиз к картине "Мальчики"»

Двумя годами раньше одна из работ И. Горохова - «Крестьянские дети» - была принята для показа на ХXI передвижной выставке. «Надо сказать,- замечает художник,- что в этих выставках тогда участвовали все корифеи русского искусства и попасть туда экспонентом было лестно, но нелегко. Несмотря на это, мою вещицу не только приняли и вскоре купили ее с выставки, но газетная критика отметила ее как талантливую и выдающуюся по технике вещь, а издатель журнала «Нива» А.Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право ее воспроизведения».

Посетители XXIII передвижной выставки обратили внимание на картину И. Горохова «По миру». Художник изобразил маленьких нищих: мальчик и девочка куда-то бредут сквозь снежную пургу, а жалкие лохмотья не способны защитить их от холода. Это небольшое по размерам полотно никого не оставляло равнодушным.

Как видим, признание современников художника не миновало. И все-таки не только жажда славы заставляла Ивана Лаврентьевича трудиться, не жалея себя. Ему прежде всего необходимо было хоть как-то свести концы с концами - семья росла, а условия для творчества были не из лучших. «В восьмиаршинной избе, где были и кухня, и столовая, и детская, заниматься художеством было почти невозможно. Вследствие этого я писал этюды или небольшие картины на открытом воздухе или у кого-нибудь в избе целиком с натуры... К тому же массу времени я терял на ведение хозяйства: летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму и так далее. Художественная работа подвигалась вперед очень туго». В такой ситуации большим подспорьем было, когда что-то покупали меценаты. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрел у Горохова рисунок «За шитьем» и включил его в экспозицию своей знаменитой галереи.

В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом.
В дверь продолжает настойчиво стучаться нужда: «Я вынужден был писать такие картины, которые бы нравились буржуазной публике и подходили для украшения гостиных... От этого мне было невыносимо тяжело, горько, обидно». И всё же Горохов не оставляет и свою любимую тему - жизнь простого народа. Рисует сценки, увиденные им на городском базаре, в кузнице, в мастерских ремесленников. Нередко на его полотнах того времени как воспоминание о пережитой гибели родного гнезда полыхают пожары.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Гибель родного гнезда»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Догорает»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сорванцы набедокурили»

В 1903 году Иван Лаврентьевич приобрел продававшуюся в пригородной деревне на снос курную избу, поставил ее на участке возле своего дома, заполнил крестьянской утварью и превратил в своеобразную мастерскую. Сюда он часто приводил натурщиков - деревенских ребятишек, мужиков и баб...

Последние годы жизни

На этом записки художника оказались прерванными. Что было потом? Известно, что в 1905 году И.Л. Горохов поступает учителем графических искусств в Можайское городское реальное училище. Педагогическая работа, которой Иван Лаврентьевич занимался вплоть до 1930 года, требовала много душевных сил и времени, но он выкраивал часы и для художественного творчества.

В советское время из-под его кисти вышли несколько портретов В.И. Ленина, портрет наркома просвещения А.В. Луначарского, пейзажи родного Подмосковья, натюрморты. К этому периоду относится и его летнее путешествие в Крым, где он пишет виды Феодосии, пробует свои силы в качестве мариниста.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Прибой.Феодосия»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В жаркий июльский день»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купание в реке»

Делает он и эскизы к большой картине о Гражданской войне, однако этот замысел так и остался неосуществленным - 6 октября 1934 года художник скончался. Похоронен Иван Лаврентьевич в Можайске.

Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставок или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений. Часть картин пропала во время оккупации Можайска фашистами. И всё же некоторые его произведения попали в музейные экспозиции. Дальневосточный музей изобразительных искусств в Хабаровске, мемориальный музей-усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха», Днепропетровский и Тамбовский художественные музеи — вот только несколько адресов, где их можно увидеть. Четыре картины И.Л. Горохова находятся сейчас в запасниках Государственной Третьяковской галереи.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ярмарка в Можайске» 1916

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Можайск»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Натюрморт с грибами»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Забытые крестцы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ледовозы» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Запил»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Яблочный базар в Можайске»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели больного мужа» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Семья»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Закат. Троицкая церковь» 1917


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалка» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Дети художника»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На лугу»

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Крестьянка» 1902

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабочек ловят»

Вернемся к упомянутому альбому-дневнику, где художник запечатлел свою встречу с Константином Маковским. Встречу, безусловно, повлиявшую на судьбу крестьянского живописца. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Далее, видимо, решив главный вопрос этой встречи, Маковский предложил Горохову составить ему компанию в прогулке на Сухаревский рынок, где Маковский намеревался поискать «редкостные вещицы». Взятый «для компании» Горохов наблюдал, как знаменитый художник долго выторговывал какую-то статуэтку из слоновой кости, но так и не купил, не сойдясь в цене. После этого, вспоминает Горохов, «он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощанье дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюдо-интерьеры Теремного дворца и Грановитой палаты».

Едва ли упомянутые «этюды» были сделаны во время этой самой поездки; значит, встреча с посещением «Сухаревки» у них была не первой. Значит, ранее получив заказ, Горохов его выполнил и теперь, на этой встрече, получил расчет: «рублей сто денег». Судя по мизерной сумме, Маковский, походя, без лишних затрат, решал свои проблемы, а Горохов, пребывая в бедности, и копейками не гнушался...»

Не оброни тогда Маковский фразу о достаточности обучения, как знать, может были бы сейчас картины Горохова на одном ценовом уровне с картинами самого Маковского на аукционных сайтах...

Участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке
В НИИ БТ Полигоне с 1950 года - лейтенант - старший техник.

Судьба не так часто сводила меня с людьми, чья юность и молодость пришлись на тот, пожалуй один из самых неоднозначных периодов истории нашего государства - тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Поколение советских людей, рожденное в 1923-26 годы прошлого столетия и оставившее на полях боевых сражений две четверти своей численности, заслуживает глубокого уважения и светлой памяти. Иван Лаврентьевич Задворный - один из того славного поколения.

Иван Лаврентьевич родился 25 октября 1925 года в Кировоградской области на Украине в многодетной рабочей семье. В десятилетнем возрасте Вани, в 1935 году, умирает его отец и мать осталась без мужа с двумя сыновьями и тремя дочерьми. Старший брат Ивана Василий на кануне начала Великой Отечественной войны закончил артиллерийское училище и с первого дня войны воевал в действующей армии, закончив ее в 1945 году в Австрии, старшие сестры Ивана Александровича и Любовь тоже стали участниками Великой Отечественной войны.

В июле мать Ивана с младшей дочерью и Ваней были эвакуированы из г. Кировограда в город Тамбов. Накануне начала войны Иван окончил 8 классов средней школы в городе Кировограде, но в Тамбове вопрос о том, что делать дальше, перед ним не стоял. О продолжении учебы и получении среднего образования в условиях войны не могло быть и речи. Нужно было овладевать рабочей специальностью. Поэтому в 1941 году Иван поступает в фабрично-заводское училище (ФЗУ), здесь же в городе Тамбове. Это училище готовило токарей по металлу. Профессия рабочая и вполне престижная: труд токарей всегда был в почете.

После окончания ФЗУ в декабре 1941 года Иван Лаврентьевич получил направление на работу в город Горький на авиастроительный завод, где успешно трудился до июня 1943 года.

В июне 1943 года Задворный Иван Лаврентьевич был призван в ряды Красной Армии и был направлен в учебный полк связи, и затем в школу радиоспециалистов. После завершения учебы в школе радиоспециалистов Иван Лаврентьевич был назначен во взвод связи мотострелкового полка, а в июле 1944 года его перевели в 99 гвардейский тяжелый танковый полк 42 гвардейской тяжелой танковой бригады на должность радиста. В конце июля 1944 г. 42 гв. ттбр была оперативно подчинена в районе Дубровляны командующему 49-й армии и приняла участие в Львовско-Сандомировской операции, в ходе которой с 24 июля 1944 года бригада освобождала города Перемышль и Ярослав. 27 июля 1944 года были освобождены и войскам участвовавшим в боях за освобождение этих городов приказом ВГК от 28 июля 1944 г была объявлена благодарность и в г. Москве был салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий. В этих боях Иван Лаврентьевич участвовал в должности радиста командира полка, а в конце боев в разведке. К 20 октября 1944 года бригада в полном составе была передислоцирована из района Сыув в район г. Осиповичи, где занималась боевой подготовкой и переходила на новые штаты, находясь в резерве 2-го Белорусского фронта. В период с 26 декабря 1944 года 99 гв.ттп, как и вся бригада, начал перемещение по железной дороге и к исходу 8 января 1945 года сосредоточился в районе Корчина, Яблоница, Польска, Комбория. Бригада вошла в оперативное подчинение командующему 38-й армии. С 9 января 1945 года 42 гв. ттбр вводится в состав в подвижной группы 38 армии в районе Зажече и привлекается к участию в Моранско-Оставской операции к освобождению г. Кракова. В этих тяжелых боях Ивану Лаврентьевичу приходилось бывать и радистом и заряжающим и командиром орудия тяжелого танка ИС-2. Краков освобождается 19 января 1945 года.

Фронт неудержимой лавиной катился на запад. По всему уже чувствовалось, что война на исходе. Но враг еще упорно сопротивляется, надеется на чудо. И снова идут ожесточенные схватки, снова гремят бои. В одном из таких боев Иван Лаврентьевич был ранен, но после излечения возвращается в свой полк.

Наступая в составе подвижной группы 38-й армии полки бригады из исходного района Дебешин в направлении Вуйтова, Кобыляны, Польна ведя бои на рубеже реки Дунаец прорвали оборону противника и вышли на подступы к Новы-Сонч, стремительно захватив мосты через 3 водных рубежа - Ропу, Бялу и Дунаец.

В дальнейшем частям бригады предстояло развить успех стрелковых частей, в первых числах начавших наступление. С марта 1945 года 42 гв ттб, в составе 38а была возведена в резерв 4 Украинского фронта.

Весь апрель и май бригада вела тяжелые наступательные бои по освобождению Чехословакии. Свои последние бои полки бригады вели с 8 по 12 мая 1945 г. наступая в направлении Оломоуц - Прага. К 12 мая части сосредоточились в районе Страшин, где Иван Лаврентьевич и встретил День Победы.

После окончания Великой Отечественной войны Иван Лаврентьевич продолжил свою военную службу в войсках Прикарпатского военного округа. В 1948 году командование направляет его на учебу в Киевское танко-техническое училище, которое он успешно оканчивает в 1950 году и получает назначение в Научно-исследовательский испытательный бронетанковый Полигон старшим техником научного отдела. Ему пришлось принимать активное участие в испытаниях агрегатов электрооборудования, контрольно-измерительной аппаратуры и электротехнических приборов и средств связи.

Выполняя эту работу Иван Лаврентьевич привлекался к проверкам состояния боевой техники в войсках и группах Советских войск, а также к практическим испытаниям средств связи танков в высокогорье на Памире и в ряде других регионов страны.

За период военной службы в 22 научно-исследовательском испытательном бронетанковом Полигоне Иван Лаврентьевич прошел должности старшего техника, начальника научной лаборатории, начальника отдела по ремонту БТТ, главного инженера базы.

В 1976 году Задворный И.Л. был уволен из Вооруженных Сил страны, но еще 16 лет успешно трудился в Министерстве связи СССР на различных должностях (от старшего инженера до заместителя начальника управления по вопросам строительства и социально - бытовым).

В 1992 году Иван Лаврентьевич закончил свою трудовую деятельность.

За участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Задворный И.Л. был награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественная война» II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и еще 16 медалями.

Иван Лаврентьевич, как и в годы своей офицерской службы, так и после увольнения в отставку из Вооруженных Сил страны активно занимался общественной работой. Его неуемная натура не позволяла находиться в стороне от жизни ветеранской организации. За готовность и стремление всегда прийти на помощь, за бескомпромиссную жизненную позицию, общительность и порядочность комитет ветеранов поручал ему работу по военно-патриотическому воспитанию школьников и солдат срочной военной службы. Он избирался в правление гаражно-строительного кооператива.

Иван Лаврентьевич с гордостью говорил о том, что он был пионером, комсомольцем, членом КПСС. Ему нечего стыдиться членства в этих организациях, потому, что в них он вступал по убеждениям, стремясь принести больше пользы людям, своей стране, о не из-за карьерных соображений.

О боевом пути 42 гвардейской тяжелой танковой бригады в годы Великой Отечественной войны изложено в историческом очерке А.П. Никифорова «В огне рождения» изд. ДОСААФ, 1981 г.

(Материал подготовлен на основе открытых источников, воспоминай ветеранов части, воспоминаний Задворного И.Л. ранее изданных в 38 НИИИ МО РФ).
Полковник в отставке В. Дереглазов

Цитата сообщения Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934) II часть.

«Ибо добротой мир держится на плаву…»

На мой откликнулся Алексей , и предложил помощь в виде сканов из альбома «Династия Гороховых», изданного 2009 году Администрацией Можайского муниципального района. Искренне благодарю Алексея за подвижничество.

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934)
Часть вторая

1880-е

Первого сентября 1874 года, в возрасте 11 лет, благодаря своим рисункам, Ваня Горохов без вступительных экзаменов был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году он удостаивается малой серебряной медали, в 1883 году - второй серебряной медали, и в 1886 году, выпускном, - высшей награды училища - Большой серебряной медали.
30 декабря 1886 года Иван Горохов был выпущен из училища со званием классного художника живописи.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Автопортрет» 1884



Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Осень. Стадо у пруда» 1884

Первое время по окончании училища молодой человек пытался жить и работать в Москве. Но существовать с семьёй в Первопрестольной (в 1888 году Иван Лаврентьевич женился) на случайные заработки оказалось невозможным, и вскоре он возвращается в родную деревню. К старой отцовской избе, в которой поселился с семьёй, делает пристройку. Но для серьёзной работы необходима и мастерская. И в 1891 году Иван Лаврентьевич строит рядом ещё одну небольшую избу - мастерскую, в которой пишет ряд картин, в основном на тему крестьянского быта.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мальчик чистит грибы» 1888


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «За работой» 1889


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мужчина с рыжей бородой. Этюд» 1889


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На прогулке (Вера Андреевна под зонтиком)» 1889

1890-е

В 1894 году Иван Лаврентьевич получил нелестное предложение от художника исторической живописи К.Н.Горского о совместной работе над двумя картинами с условием, что картины будут подписаны только им, Горским. Испытывая крайнюю нужду, Иван Лаврентьевич принял это предложение, получив за работу 600 рублей. Деньги были необходимы, так как Иван Лаврентьевич задумал переезд на жительство из деревни в Можайск, так как старшие дети подрастали, и надо было решать вопрос об их образовании.

«...Массу времени я терял на ведение хозяйства, - сетовал художник. - Летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму, и так далее. Художественная работа продвигалась трудно» Изредка приходила помощь от меценатов. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрёл в 1898 году рисунок «За шитьём» и включил его в коллекцию своей галереи.
В 1896 году художник заключил договор с местным подрядчиком С.И.Гудковым на строительство дома в рассрочку в Можайске. Старший сын Ивана Лаврентьевича Валентин Иванович так описывает последующие события: «Уже была перевезена из Белей и поставлена рядом со строившимся домом мастерская. Но незадолго до окончания строительства, в июньскую засуху 1897 года пожар истребил почти всю деревню Бели. В том числе и избу художника, в которой были сложены все его работы. Удалось спасти лишь ничтожную часть необходимейшего имущества. В новый дом в Можайске пришлось въехать без мебели, без вещей и материалов для работы».


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В кузнице. Этюд» 1890


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды» 1890


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сбивает масло» 1890-е


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сарай в зимний вечер. Этюд» 1891


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Женская голова на воздухе в тени деревьев.Портрет жены художника Веры Андреевны» 1892


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Иней» 1894


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мужская фигура за столом. Этюд» 1898


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Охотники. Этюд» 1898

1900-е

Картины, посылаемые на выставки, большей частью не продавались, частных заказов в аленьком провинциальном городе почти не было, и в 1901 году Иван Лаврентьевич вынужден был просить ссуду в 300 рублей в Московском обществе любителей художеств. Нужда одолевала и угнетала. К этому прибавились и семейные несчастья: в 1903 году умер младший ребёнок, в следующем году - жена. При художнике осталось четверо детей. Вскоре он вступил во второй брак, последовало увеличение семейства, а в связи с этим и материальные затруднения. Взятые с 1905 года в местном городском училище уроки графических искусств с оплатой в 24 рубля в месяц не могли вывести из создавшегося положения.

Обременённый большой семьей и домашними заботами, с плохим здоровьем, художник доходил до отчаяния. «Обидно, что так не везёт мне в жизни, что я такой несчастный. Мне даже кажется, что лица, которые мне сочувствовали, также терпели неудачи. Как будто я такой отверженный... В настоящее время я уже состарившийся, с расстроенным здоровьем человек, почти старик, плохо соображаю, развалина».
Все нераспроданные картины Ивана Лаврентьевича с выставки Санкт-Петербургского общества любителей художеств вернулись в Можайск. Вскоре он получает письмо от известного в то время петербургского коллекционера Чекато с предложением «уступить картины по сходной цене». «Конечно, я согласился, - пишет Иван Лаврентьевич. - Приезжайте». И коллекционер приехал, отобрал около пятнадцати работ, заключив договор об оплате в сумме 800 рублей. Но Чекато заплатив 400 рублей, и обещая выслать остальные, долгое время не выплачивал оставшуюся часть.
Вскоре Иван Лаврентьевич получил приглашение на Первый съезд русских художников в Санкт-Петербург. На съезде он был удивлён, что «многие знают меня, но не лично, а по моим работам». На него это произвело сильное впечатление. Какой-то художник, узнав, что Иван Лаврентьевич живёт в Можайске, сказал: «Не может быть, чтобы он выжил как художник в таких условиях...». Эта поездка вдохновила его, и художник по возвращении продолжил напряжённо работать.

Переезд в город определил и новые сюжеты из жизни горожан и ремесленников. В эти же годы создаётся большая серия картин со знаменитыми можайскими базарами.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Рисунок (Женская фигура)» 1900


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалки» 1900


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Православный праздник. Этюд» 1900-е


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Весенний день. Этюд из окна детской» 1901


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Цветущий яблоневый сад (Сад Андреевых)» 1901


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Лесничий А. П. Молис с сыном» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Малина» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На сжатом поле. Этюд» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На сжатом поле» 1904


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У окна» 1904

Родился в деревне Бели Можайского уезда Московской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1874 года — вольнослушатель, с 1880 года — ученик) у И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. В 1887 году за картину «Выздоравливающая» получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Работал в Можайске. Писал преимущественно жанровые картины в лучших традициях русского реалистического искусства. Участвовал в выставках с 1881 года в том числе был экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. П.М. Третьяков высоко ценил мастерство художника, приобретая его работы непосредственно из мастерской. Императрица Александра Федоровна покупала картины И.Л. Горохова для музея Императорской Академии художеств, великий князь Константин Константинович Романов лично купил у художника картину «За ловлей бабочек». Художник создал около шестисот произведений.


Работы Ивана Лаврентьевича хранятся в филиале музея-заповедника «Бородинское поле» — Можайском историко-краеведческом музее, Переславль-Залесском художественном музее, мемориальном музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха» (под Ярославлем), Государственной Третьяковской галерее. Основная часть наследия художника находится в частных коллекциях, в том числе за рубежом.



Биография художника хорошо известна, если ее полностью выложить, получится большая статья. Горохов, конечно, заслуживает пристального внимания, и мне непонятно пренебрежение его творчество современными искусствоведами, бурно восхищающимися западными художниками этого направления! Ведь в жанровой живописи наша школа очень сильна, а Горохов - один из лучших ее представителей. Картины И. Л. Горохова — это в основном небольшие жанровые полотна, посвященные деревенской жизни. Сюжеты и образы некоторых очень близки некрасовским. Что не удивительно, Горохов - крестьянский сын, жил и творил в деревне.


Октябрьской революции Горохов осваивает жанр социалистического реализма — пишет портреты В.И. Ленина, А. В. Луначарского, картины на тему гражданской войны и строительства нового общества. Большая часть этих полотен не сохранилась — их уничтожили немецко-фашистские захватчики, оккупировавшие Можайск и район в 1941—1942 гг., лишь благодаря стараниям членов семьи художника удалось эвакуировать около двух десятков картин, и они находятся сейчас в доме потомков Ивана Лаврентьевича на улице Герцена в Можайске. Скончался Иван Лаврентьевич Горохов 6 октября 1934 года в Можайске. Похоронен там же