Можно ли развить интеллектуальные способности? Можно ли развить в себе экстрасенсорные способности.

  • Перевод

Большинство из нас регулярно говорит себе: «Если бы только у меня было больше силы воли». Однако возможно ли на самом деле развить ее? И если да, то с чего лучше всего начинать?

Какая-то из этих ситуаций покажется вам знакомой:

  • Вы хотите превратиться в «жаворонка» , но когда звонит будильник, вы даете себе послабление и продолжаете спать.
  • Вы решаете перейти на более здоровое питание, но неожиданно для себя делаете заказ в МакДональдс.
  • Вы думаете, что было бы неплохо походить в спортзал и сбросить несколько лишних килограммов перед началом лета, но после долгого рабочего дня оказываетесь на диване перед телевизором.
Да? Вы не одиноки. У науки есть несколько ответов на вопрос о том, как развить силу воли, которые, вероятно, вас удивят.

Почему нам следует заботиться о силе воли?

Рой Баумайстер, один из ведущих исследователей силы воли, отмечает:
Основной причиной большинства проблем, докучающих нашим современникам, - зависимостей, переедания, преступности, домашнего насилия, передаваемых половым путем заболеваний, предрассудков, долгов, нежелательных беременностей, недостатка образования, низкой успеваемости в школе и на работе, нехватки средств, отсутствия физических упражнений - является в той или иной степени низкий уровень самоконтроля.
Психология выявила 2 основных параметра, обеспечивающих, кажется, чрезвычайно широкий спектр преимуществ: интеллект и самоконтроль. Несмотря на многолетние попытки, психология так и не выяснила, что же человек может сделать для стойкого повышения уровня умственных способностей. А вот усиление самоконтроля вполне доступно. Следовательно, самоконтроль - это редкий и мощный инструмент, используя который психология способна внести ощутимые и полезные изменения в жизни обычных людей

Исследования в данной области убедительно поддерживают идею о том, что рост силы воли человека положительно влияет на все сферы его жизни. У людей, более склонных к самоконтролю, здоровье крепче, отношения стабильнее и счастливее, заработок выше, а карьера успешнее . Не удивительно, что обладатели более сильной воли еще и счастливее.

Поэтому заявление о готовности поработать над своей силой воли может оказаться одним из лучших решений в вашей жизни.

Что такое сила воли?

Чтобы понять, как работает сила воли, нам сначала нужно выяснить, что мы подразумеваем, используя данное слово. Всем нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь. Однако как ученые, изучающие данный предмет, определяют силу воли?

В книге «Максимальная сила воли» («Maximum Willpower») профессор Келли МакГонигал, ведущая курс «Наука силы воли» («The Science of Willpower») в Stanford, упоминает о трех различных аспектах этого явления:

  • Сила «Я не буду» - способность противостоять искушениям.
  • Сила «Я буду» - способность делать то, что необходимо.
  • Сила «Я хочу» - осознание личностью своих долговременных целей и желаний.
По словам МакГонигал, сила воли напрямую связана с использованием власти над этими «я буду», «я не буду» и «я хочу» для достижения собственных целей и избегания неприятностей.

Откуда у нас сила воли?

Сила воли - это поразительный феномен. Действительно, некоторые ученые даже говорят о том, что, возможно, именно она делает человека человеком. Это логично, ведь других животных, обладающих настолько развитой способностью контролировать свои импульсы, не существует. Что же сделало нас такими особенными?

Древние люди жили в обществе, где выживание каждого индивидуума очень сильно зависело от группы. Чтобы ладить с окружающими , каждому нужно было следить за своими импульсами. Это оказало огромное влияние на мозг и привело к развитию методов контроля над порывами, из-за которых человек мог попасть в беду.

Наша нынешняя способность бороться со своими импульсами - это результат продолжавшейся несколько тысяч лет адаптации к постоянно усложняющейся социальной среде.

Мозг и сила воли: знакомьтесь, префронтальная кора

Префронтальная кора - это часть мозга, расположенная сразу за лобной костью и глазами. На протяжении эволюции она в основном контролировала физические перемещения (ходьбу, бег, подъем и т. п.). Со временем она не только увеличилась, но и усилила связи с другими отделами мозга и взялась за выполнение некоторых новых функций. Сейчас префронтальная кора отвечает за ваши действия, мысли и даже чувства.

В префронтальной коре выделяется 3 самостоятельных отдела, контролирующих различные аспекты силы воли:

  • Левая доля префронтальной коры отвечает за часть «я буду».
  • Правая доля заведует сферой «я не буду».
  • А нижняя средняя доля обслуживает «я хочу».
Все вместе эти отделы обеспечивают наш самоконтроль и самосознание или, иначе говоря, нашу силу воли.

Лучше всего значение префронтальной коры иллюстрируют случаи, когда люди получали травмы, затрагивающие именно эту часть головного мозга. В 1848 году Финеас Гейдж, спокойный, вежливый и трудолюбивый бригадир, оказался в ситуации, результатом которой стала очень серьезная травма головы, повредившая префронтальную кору. Ранение изменило его навсегда. Друзья не могли узнать Гейджа: он превратился в раздражительного, импульсивного человека - буквально в противоположность самого себя.

Случай Финеаса - это один из многих примеров того, что происходит, когда человек страдает от повреждения префронтальной коры. Это делает очевидным, что сила воли - не нечто мистическое, а всего лишь одна из функций нашего мозга.

Почему наши бабушки и дедушки были более дисциплинированными, чем мы

Одно из самых шокирующих открытий, касающихся силы воли, таково: сила воли похожа на мускул, устающий при чрезмерном использовании.

Рой Баумайстер провел множество экспериментов, во время которых он просил людей проявлять силу воли в контролируемых лабораторных условиях (отказаться от пирожных, скрывать свой гнев, держать руки в ледяной воде и т. д.). Оказалось, что детали этих требований не имели большого значения: люди, которым приходилось использовать свою силу воли, сталкивались с ослаблением способности контролировать себя. Это выражалось разными путями: те, кого просили сдерживать эмоции, были более склонны к покупке ненужных вещей, отказ от сладостей приводил к прокрастинации и так далее. В конце Баумайстер пришел к заключению, что в процессе использования сила воли оскудевает.

Более того, исследование показало, что существует множество факторов, способных истощить силу воли, причем о некоторых из них мы никогда бы не подумали. Присутствие на скучном совещании, попытка произвести впечатление на свидании, неподходящее рабочее место - все это иссушает силу воли. Каждый раз, когда вы вынуждены сдерживать порыв или принимать решение - неважно, насколько обыденное - вы используете свою «мышцу силы воли» и, следовательно, опустошаете соответствующие резервы.

Кэтлин Вонс, доцент маркетинга в школе менеджмента Carlson в University of Minesota, отмечает:

Существует исследование, которое демонстрирует: уровень самоконтроля людей остался таким же, как и десятилетия назад, но нас атакует все больше и больше искушений. Наша психология не рассчитана на взаимодействие со всеми нынешними потенциальными удовольствиями

Мы могли бы смотреть на людей, принадлежащих предыдущим поколениям, и восхищаться их самодисциплиной. Будучи мастером боевых искусств, я помню, как когда-то читал истории о мастерах прошлого и корил себя за то, что, в отличие от них, день за днем не отрабатывал часами один и тот же прием.

Но кажется, причиной того, что наше поколение не так прилежно, как предшествующие, является вовсе не слабость характеров, а окружающие раздражители. Были бы эти мастера боевых искусств столь же преданы своему делу, если бы у них был доступ к Facebook, Twitter и YouTube? Боюсь, мы никогда не получим ответа на этот вопрос.

Стероиды для силы воли: медитация

Хорошая новость: мы сможем увеличить свою силу воли и получим возможность регулярно применять ее, если начнем тренировать свой мозг .

Медитация зарекомендовала себя как один из наиболее действенных методов повышения силы воли. Исследования данного вопроса показывают, что 3 часа медитации улучшают самоконтроль и способность к концентрации, а после 11 часов практики можно заметить реальные изменения в мозге. Почему она столь эффективна?

Медитация усиливает приток крови к префронтальной коре. Кажется, что мозг реагирует на упражнения так же, как и мышцы: отжимаясь, вы получаете сильные руки, а медитируя, улучшаете нервные связи между отделами мозга, ответственными за самоконтроль. Как лучше всего медитировать, если вы хотите развить свою силу воли?

Келли МакГонигал говорит, что описанная техника медитации заставит кровь хлынуть к префронтальной коре, а это, пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для ускорения эволюции и доведения потенциала нашего мозга до максимума.

  1. Сидите и не двигайтесь. Вы можете сидеть на стуле, поставив ступни на пол, или расположиться на полу, скрестив ноги. Постарайтесь сдерживать двигательные импульсы: выясните, можете ли вы игнорировать зуд и потребность изменить позу. Неподвижность - важная часть медитации, она учит не поддаваться порывам автоматически.
  2. Переключите внимание на дыхание. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании. Мысленно говорите «вдох», втягивая воздух, и «выдох», выпуская его наружу. Заметив, что мозг начал блуждать, верните его на место и продолжайте фокусироваться на дыхании. Это активизирует префронтальную кору и успокоит центры мозга, реагирующие на стресс и желания.
  3. Фиксируйте ощущения при дыхании и моменты, когда разум «блуждает». Через несколько минут отбросьте слова «вдох» и «выдох» и сконцентрируйтесь исключительно на ощущении дыхания. Ваш разум может немного «заблудиться» без этих слов. Но заметив, что вы думаете о чем-то постороннем, вновь верните внимание к дыханию. Можете несколько раз повторить «вдох» и «выдох», если вам будет сложно сконцентрироваться. Эта часть помогает тренировать как самосознание, так и самоконтроль.
В самом начале занятий медитация может показаться очень сложной. Это вполне нормально: в повседневной жизни мы часто не замечаем, насколько рассеян и шумен наш разум, а неподвижность во время попыток сконцентрироваться на дыхании наглядно это демонстрирует. Однако неважно, насколько неумелым вы себя считаете: исследование предполагает, что даже 5-минутная ежедневная медитация принесет пользу в виде повышения уровня самоконтроля и самосознания. Не бойтесь начать с малого.

Заключение: не корите себя слишком сильно!

Думаю, один из важнейших выводов, который мы можем сделать из недавнего исследования силы воли, таков: нам следует перестать испытывать чувство вины и корить себя каждый раз, когда не удастся успешно ей воспользоваться.

Чаще всего за недостатком силы воли скрываются химические процессы в мозге, а не природные слабости характера. Как нет смысла ждать от мышц неограниченной физической силы, так и нерезонно надеяться на то, что разум проявит нелимитированную силу воли. Необходимо понять, что вам нужно тренироваться, чтобы увеличить силу воли точно так же, как вы занимаетесь, чтобы повысить физические возможности. Медитация вам в помощь!

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Для человека, занимающегося умственной деятельностью, будь то студент, ученик йешивы и т.п., очень важно использовать свои интеллектуальные возможности максимально. Постоянная умственная деятельность положительно влияет на способность человека мыслить. Существуют также и возможность развить эту способность.

Речь пойдет не о каких-либо психологических упражнениях, а о том уникальном опыте, который был накоплен в мире йешив в процессе тысячелетней постоянной работы по самосовершенствованию, опыте, который накапливается и передаётся из поколения в поколение. Подробно об этом говорится, например, в книгах известных раввинов Рава Исроэля Салантера, Рава Шломо Вольбе.

Безусловно, Всевышний наделил людей разными способностями и то, что с легкостью удается одному, другой достигает только в процессе кропотливой работы над собой. Кроме того существуют различные аспекты мышления, которые требуют отдельных «вложений», например, глубина мышления, способность продуцировать новые идеи и, безусловно, концентрация внимания. Поскольку в современном мире последний аспект, концентрация внимания, является наиболее уязвимым из-за всеобщего пристрастия к телевидению, компьютерным играм и интернету, попробуем обратиться именно к нему.

Мозг человека - уникальный орган, который не прекращает свою работу ни на миг. Независимо от того, спит человек или бодрствует, занимается физическими упражнениями или отдыхает, мозг постоянно в работе. Проблема заключается в том, что существуют две противоположные силы, которые заставляют мозг работать. Когда человек пытается понять и осознать что-либо, мозг приходит в действие, начинает мыслить. Если же человек не утруждает себя попытками понимания, то мозг начинает работать в автономном режиме и «включается» воображение.

Воображение «производится» мозгом человека естественным образом с самого рождения. А способность осознанно и направленно мыслить приобретается в более позднем возрасте.

Наши мудрецы образно называют мышление человека царем. Царь обдумывает и разрабатывает план управления, которому будет подчинена деятельность всего его царства. И когда человек обдумывает что-либо, все его органы и чувства подчинены разуму.

То, о чем человек думает, отражает его сущность. Талмуд (Кидушин 49 б) говорит, что человек, который посвящает женщину себе в жены на условии, что он полный праведник, совершает законный акт посвящения, даже если он законченный злодей. Объясняет Талмуд: женщина считается посвященной ему, поскольку, возможно, в тот момент он раскаялся. Иными словами, мы видим, что даже с помощью одной мысли о раскаянии законченный злодей может обернуться полным праведником. В том же русле - талмудическое высказывание о том, что размышления о прегрешении хуже, чем само прегрешение (Йома 29а). Человек может нарушить закон в порыве страсти, что, безусловно, неприемлемо, однако все еще не отражает его сущности. А размышления о прегрешении эту сущность отражают.

Как было сказано выше, мысль, с одной стороны, является высшей, а с другой стороны, наиболее утонченной силой человека. Мысль легко прерывается посторонними раздражителями, и даже в те немногие моменты, когда человек пытается размышлять, зачастую его мозг занят мыслительной деятельностью всего на 60-70 процентов, оставляя остальное пространство воображению.

Поэтому надо постараться приучить мысль работать направленно, не перескакивая с одного аспекта на другой, и использовать мыслительную способность мозга максимально. Для начала необходимо найти тихое место и время для работы над собой. Ежедневно в течение трех минут нужно пытаться обдумывать какую-либо тему, не отвлекаясь ни на что иное. Тему, над которой Вам хотелось бы поразмыслить, необходимо определить заранее, очень важно, чтобы она была интересна для Вас. Как Вы увидите, мыслить, не отвлекаясь, тяжело даже в течение одной минуты. Но при ежедневной работе приблизительно в течение месяца, с Б-жьей помощью, Вам удастся довести продолжительность этого «упражнения» до трех минут.

Следует помнить, что в отличие от работы над наращиванием мышечной массы, где успех зависит от степени усилия и напряжения, в работе над концентрированным мышлением невозможно достичь успеха одним лишь усилием. Работа над мыслью подобна игре на скрипке, поэтому успеха здесь можно достичь только легкими, доставляющими удовольствие движениями.

Будем рады услышать о Ваших успехах.

С уважением, Яков Шуб

Многие люди не в состоянии даже запомнить номер собственного мобильного телефона или в каком году произошло то или иное событие… Но есть и такие, кто поражает окружающих способностью запоминать огромные объемы информации. Ученые придумали для них термин "синдром саванта". Неужели они гении? Да нет, все не так просто, считают специалисты…

Источник: фотоархив сайт

"Суперпамять" — следствие патологии?

Очень часто синдром саванта встречается у людей с различными мозговыми нарушениями или перенесших травмы. Так, в 2013 году британский художник-аутист Стивен Уилтшир в мельчайших подробностях изобразил по памяти вид со смотровой площадки, расположенной на высоте 224 метров, на верхнем этаже небоскреба "Шард" — самого высокого здания Лондона.

10-летнему Орландо Серреллу угодил в голову бейсбольный мяч. После этого он обнаружил, что способен запоминать номера всех автомобилей, которые попадаются ему на глаза , а также безошибочно сказать, на какой день недели приходилась та или иная дата, даже если это было несколько десятилетий назад.

Не так давно примечательный случай произошел с женщиной, катавшейся на горных лыжах во время семейного отдыха в отеле. В процессе катания она упала и сильно ударилась головой. Врачи определили сотрясение мозга средней тяжести. После этого с женщиной начало происходить что-то странное. "Мой мозг начал обрабатывать все, что попадало в поле зрения очень странным образом, — говорит она. — У меня появилась способность запоминать все, каждую мелочь, как будто я считывала информацию, перелистывая страницы книги".

Феномен "экспоненциального хранения"

"Если бы можно было иметь столько воспоминаний, сколько существует нейронов, то окажется, что это число не так уж велико, — комментирует профессор психологии

из Северо-Западного университета в Эванстоне, штат Иллинойс Пол Ребер. — Место для хранения (данных) в вашем мозгу закончилось бы довольно быстро".

Вышеописанный "эффект саванта" Ребер называет "экспоненциальным хранением". Суть его в том, что информация в мозгу савантов хранится не так, как у обычных людей. Поэтому в памяти могут оставаться мельчайшие детали.

Рекордсмены по запоминанию

Как ни странно, оказалось, что синдром саванта можно развить и в результате усиленных тренировок! В 2005 году 24-летний китайский студент Чао Лу установил мировой рекорд, назвав по памяти 67980 цифр числа "пи" после запятой. Правда, на это ему понадобились целые сутки…

Нельсон Деллис становился победителем чемпионатов США по запоминанию четырежды — в 2011, 2012, 2014 и 2015 году. Начал он с запоминания порядка карт в колоде. Сперва ему требовалось на это 20 минут, но сейчас он способен запомнить все 52 карты всего за 30 секунд! Перед чемпионатом, который состоялся 29 марта этого года, Деллис тренировался по пять часов в день…

"За несколько недель тренировок, а может и меньше, вы начинаете делать то, что кажется почти невозможным для обычного человека, — говорит чемпион. — Эта способность скрыта в каждом из нас".

Большинство таких "чемпионов" используют для запоминания такой трюк, как "дворец памяти". Например, Деллис представляет себе дом своего детства и мысленно размещает элементы, которые требуется запомнить, в разных хорошо знакомых ему местах. Те, кто демонстрирует запоминание цифр, могут переводить их в слова-аналоги, образующие смысловые цепочки.

Что мешает развить хорошую память

Директор Центра по изучению разума при Университете Сиднея (Австралия) Аллен Снайдер выдвигает гипотезу о том, что в каждом из нас живет "внутренний савант", и если "включить" его, то можно будет запоминать колоссальные объемы данных без всяких усилий и тренировок. Все дело в том, что мы обычно пытаемся свести частное к целому, утверждает он.

В качестве эксперимента Снайдер предложил своим сотрудникам запомнить наизусть список предстоящих покупок. Это были автомобильные запчасти — рулевое колесо, фары, дворники… Все почему-то запомнили слово "автомашина", которое на самом деле не произносилось, однако с запоминанием перечня деталей дело обстояло гораздо хуже…

Саванты в силу мозговых особенностей не подвергают полученные данные анализу и осмыслению, не вырабатывают "единой концепции", что и дает им преимущество при усвоении информации , считает Снайдер. Кстати, у аутистов и тех, кто страдает старческим слабоумием часто оказывается поражена левая височная доля мозга.

Когда Снайдер и его коллеги искусственно подавляли в ней нейронную активность у испытуемых, те временно начинали демонстрировать улучшение таких навыков, как способность к рисованию, проверка текстов на предмет ошибок, а также счет в уме.

В свою очередь, уже упомянутый Пол Ребер полагает, что ограничение возможностей нашей памяти связано не столько с переполненностью мозга, подобно тому, как бывает переполнен жесткий диск компьютера, сколько со скоростью загрузки . "Просто информация, с которой мы сталкиваемся, поступает быстрее, чем наша система памяти способна всю ее записать", — заявляет он.

александра савина

Слово «эмпатия» кажется интуитивно понятным: чаще всего под ней подразумевают сочувствие, умение войти в положение собеседника. Однако эмпатия - это не только выражение заботы, но и умение пропустить через себя чувства другого человека.

Английское слово «empathy» появилось в начале XX века как прямой перевод немецкого «Einfühlung», буквально «вчувствование». Тогда оно подразумевало приписывание собственных чувств объекту или окружающему миру. К середине прошлого века смысл термина пересмотрели: психолог Розалинда Даймонд Картрайт и социолог Леонард Коттрелл провели серию экспериментов, после чего отделили эмпатию, то есть точное определение чужих чувств и эмоций, от проекции собственных эмоций и чувств на других. В 1955 году издание Reader’s Digest закрепило новое употребление, определив эмпатию как «способность оценить чувства другого человека, не вовлекаясь эмоционально настолько, чтобы это влияло на наши суждения».


Недавно я узнала об одной очень талантливой девочке. Может быть, Вы тоже слышали её имя СОНЯ ШАТАЛОВА. Девочка аутист. она ничего не говорит. ее никто не обучал ни писать ни читать. она обучилась этому сама. в возрасте 8 лет она начала писать стихи. Сейчас ей 19, она с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе.
Это одно из её школьных сочинений, написанное в тринадцатилетнем возрасте. Меня оно поразило.

ТАЛАНТЫ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ЛЮДИ, БОГ.
Сочинение по обществознанию декабрь 2006г.
В Евангелии есть притча о талантах. В ней говорится, как по-разному распорядились рабы богатством, данным им их господином, и как господин отнёсся к их действиям. Те, кто пустил таланты в дело и приумножил их, получили и таланты, и награду. А тот, кто никак не использовал талант, лишился всего.
В те времена «талант» обозначал деньги, большое количество серебра, и Иисус, рассказывая эту притчу, имел в виду именно деньги. Смысл притчи был: всё, что даёт Господь человеку, Он даёт не просто так, а для активного использования. И если не использовать данное, Он может всё отнять. Со временем под словом «талант» стали понимать какие-либо выдающиеся способности, что-то, резко выделяющееся на фоне обычных способностей человека.
Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Да, это так. Господь никого не выпускает в мир без дара таланта, в том числе и тех, про кого говорят «человек с ограниченными возможностями». Просто таланты бывают очень разные, не только интеллектуальные или художественные, но и эмоциональные, душевные, телесные, да всякие. Но большинство талантов остаются нераскрытыми, и не по вине человека. Он и сам не знает, что талантлив. Человек с рождения должен попадать в такую умную и любящую среду, чтобы у него могли проявиться все его таланты, он бы их смог осознать и дальше развивать.
Я знала маленького мальчика, он был очень больной. Он не мог говорить, и не шевелился, и ему часто было очень больно. Но у него был талант молитвы, и как он молился! Его мама так сильно любила его, и папа любил, они давали ему столько энергии, что он развил свой молитвенный талант до необыкновенной высоты и красоты. Вот пример реализации и востребованности таланта в тяжелейших условиях, вот что делает умная любящая среда! А ведь его маму многие называли несчастной.
К сожалению, гораздо чаще бывает наоборот, причём и со здоровыми людьми.
Но вот талант проявился. Чтобы ему развиться, нужно, во-первых, чтобы он был востребован в обществе, иначе оно не даст ему полностью проявиться. И, во-вторых, нужен труд самого человека. С востребованностью дело сложное, она зависит от множества факторов. Конкретный человек, особенно ребёнок, тут часто бессилен. Труд – дело другое. Если не трудиться и не развивать талант, то через некоторое время он угасает, как бы «засыпает». В душе поселяются тоска, пустота, чувство неудовлетворённости. Нарастают внутренние обида, раздражение, зависть к тем, у кого нет такого состояния. Человек и его близкие часто не понимают даже, что происходит и от чего. Ищут самые разные причины, болеют, пить алкоголь начинают… Полно вокруг таких людей, чуть ли не большинство. Помочь этим людям можно, хоть и трудно. Нужно помочь им поглядеть внутрь себя и найти угнетённый талант, и дать возможность развивать его. Если и после этого человек откажется работать над талантом, тогда беда. Господь талант отнимает, а с ним и многое другое. Я такие примеры тоже знаю.
Зато если человек талант свой развивает и реализует, то у него состояние счастья наступает. Даже если жизнь у него тяжёлая очень, счастье ему известно. Тут дело в том, что Господь сотворял нас по образу и подобию Своему, и дал нам Своей творческой энергии. Именно эта энергия реализуется через талант в мир, и через неё человек может стать сотворцом Богу. Она не сразу включается, именно поэтому нужен труд. И ещё что важно знать: если творческую энергию таланта направлять на зло, она сжигает душу. Это неизбежно, потому что от Бога исходящее.
Теперь про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность – это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума.
Очевидно, гениальность – это состояние такое, всего человека состояние. Быть гением невероятно трудно, многие из них производят впечатление душевнобольных или «странных» людей. Хорошо, когда у гения талант такой, что позволяет удачно передавать реальность иную в реальность обыденную (например, у Пушкина, Данте, Лобачевского…). А если талант задавлен или в какой-то другой сфере лежит – беда! И гений должен работать невероятно много, больше, чем кто-либо другой. И мерило его работы другое, чем у обычных, даже очень талантливых людей. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает.
Человек может перестать быть гением. если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в Свою реальность, когда гений склоняется ко злу.
Теперь самое трудное –про себя. Есть ли у меня таланты? Да, и не один. Другим людям известен мой талант стихотворный, писательский. Он наиболее проявился на данный момент и начал реализовываться. Другие таланты пока известны только мне, потому что проявляться им очень тяжело. Из-за чего? Из-за того, что я гений. Это не хвастовство, гениальностью не хвастаются. Я действительно живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно. И связь с обыденной реальностью у меня самая слабая, причем наиболее слабая на телесном уровне. Отсюда огромные трудности в реализации своих талантов, отсюда аутизм. Кстати, среди аутистов много гениев. Мне надо много, очень много работать над собой, чтобы укрепить связь с обыденной реальностью и суметь передавать в неё другие реальности, и главное – Божию. Я думаю, это будет главная задача моей жизни. Я хочу, чтобы люди – все – стали ближе к Богу, чтобы эта обыденная реальность принимала черты Божией. Чтобы этот мир преображался. Очень хочу, чтобы это получилось.
Ещё несколько добавлений, чтобы стало яснее про гениальность. Первое. Все дети, именно все, до двух лет гениальны. Они живут и в обыденной, и в Божественной реальности, и переносят Божественную реальность в обыденную всем своим существом (взглядом, улыбкой, движением, развитием своим) – словом, самим фактом своего существования. Между двумя и тремя годами происходит их окончательный переход в нашу реальность, и они перестают быть гениями. Это нормальный для нашего падшего мира процесс, это следствие грехопадения. Если бы этого не происходило, человечество в нашем падшем, искаженном мире существовать долго не смогло бы. Так что это печально, но правильно.
Второе. Те дети, кто по разным причинам не утрачивает связей с Божественной или иными реальностями, чаще всего становятся душевнобольными или аутистами. Это происходит потому обычно, что таланты, необходимые для переноса иной реальности в обыденную, не выявляются и не развиваются, а иногда даже подавляются неправильным воспитанием или лечением. А у самого ребёнка может просто не хватить сил для реализации таланта. Если бы все дети с рождения попадали в умную любящую среду (и семьи, и общества), гениев было бы больше.
Третье. Гении бывают разные. Есть, кто после младенчества за всю свою жизнь больше ни разу в иные реальности не попадал, но следы, знаки, явления этой иной реальности в нашей обыденной хорошо видит, воспринимает их как свои родные и передаёт свои ощущения другим, ещё более усиливая эти проявления в нашей жизни (Есенин, Мандельштам).
Есть такие, кто и следы чувствует-видит, и эпизодически в Божественную реальность попадает (Державин).
И есть те, кто всё время живёт в двух реальностях (Божией и обыденной, а иногда и в какую-нибудь третью попадает(Кант, Эйнштейн, Платон, Пушкин).
Четвёртое. Реальности, в которых живут гении после трёх лет, не всегда светлые и хорошие. Если это реальность мира, где нет Божьей любви и творческой силы, то гений служит злу. В этом случае, если не опомнится он, судьба души его страшна. Она может сгореть ещё при жизни тела.
И пятое. Гением быть очень трудно. Это кажется со стороны, что гению всё легко даётся, что он как птичка божия живёт без труда и без забот. Просто у гения другая энергия. Но гениальность – это постоянное балансирование на гранях реальностей, и если талант не такой яркий, как у Пушкина или Лобачевского, например, то балансирование на грани ум-безумие. Гений воспринимает мир чисто физически по-другому, а отсюда часто странности поведения, плохая адаптация. И гению нужно много, очень много, колоссально много работать, развивать все свои таланты для передачи иной реальности. И чем теснее связь с иной реальностью, тем больше сил надо прилагать для её передачи а обыденную. Иначе – безумие или короткая жизнь. Как правило, все долго жившие гении трудоголики, зато и награда им от Господа удивительная.