Герои-смертники Второй мировой. Летчики-камикадзе

Американский истребитель «Корсар» сбивает японский бомбардировщик «Бетти», от которого уже отделилась управляющая бомба «Ока»

Легкая и прочная конструкция «Зеро» давала возможность начинить самолет дополнительным грузом — взрывчаткой

В начале войны «Зеро» наводил ужас на американских летчиков-истребителей, а потом стал грозным оружием камикадзе

Перед тем как передать самолет пилоту-камикадзе, с него, как правило, снимали вооружение и наиболее ценные приборы

Камикадзе отличались от других японских летчиков шелковыми комбинезонами и белыми головными повязками с изображением восходящего солнца

19 октября 1944 года. Остров Лусон, главная база японской авиации на Филиппинах. Совещание командиров истребительных частей проводит вице-адмирал Ониси…

Двух дней пребывания в новой должности вице-адмиралу хватило для того, чтобы понять — ни он, ни подчиненные ему люди не смогут выполнить тех функций, которые на них возлагаются. То, над чем Ониси принял командование, пышно называлось Первым Воздушным флотом — но на деле представляло собой всего лишь три десятка потрепанных в боях истребителей «Зеро» и несколько бомбардировщиков «Бетти». Для того чтобы предотвратить американское вторжение на Филиппины, здесь был сосредоточен огромный японский флот, включавший два суперлинкора — «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были прикрывать этот флот с воздуха — но многократное превосходство противника в воздушных силах делало это невозможным.

Ониси рассказал своим подчиненным то, что они понимали и без него — японский флот на грани катастрофы, лучшие корабли через несколько дней будут пущены на дно торпедоносцами и пикировщиками с американских авианосцев. Потопить авианосцы с помощью самолетов-истребителей невозможно, даже если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов — нужных навыков. Впрочем, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход — истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во вражеские корабли! Подчиненные Ониси согласились с вице-адмиралом — иного способа покончить с американскими авианосцами у них нет. Через несколько дней была создана «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра» — «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Самопожертвование как тактика

Сейчас слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так называют любых террористов-смертников, а в переносном смысле — и просто людей, которые не заботятся о собственной безопасности. Но настоящими камикадзе были не террористы, а солдаты — японские летчики времен Второй мировой войны, добровольно решившие отдать свою жизнь за родину. Конечно, на войне любой рискует своей жизнью, а некоторые даже сознательно ею жертвуют. Нередко и командиры отдают приказы, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе — единственный в истории человечества пример, когда смертники были выделены в особый род войск и специально обучались для выполнения своей миссии. Когда в штабах разрабатывали для них тактику, а в конструкторских бюро проектировали специальную технику…

После того как с идеей использования камикадзе выступил вице-адмирал Ониси, самопожертвование перестало быть инициативой отдельных летчиков и получило статус официальной военной доктрины. Между тем Ониси всего лишь придумал, как эффективнее использовать ту тактику борьбы с американскими кораблями, которую де-факто уже применяли японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным. Не хватало самолетов, бензина, но прежде всего — квалифицированных пилотов. В то время как школы в США готовили сотни и сотни новых летчиков, в Японии не существовало сколько-нибудь эффективной системы подготовки резерва. Если преуспевшего в воздушных боях американца тут же отзывали с фронта и назначали инструктором (поэтому, кстати, американские асы не блещут большим числом сбитых самолетов), то японец, как правило, воевал до своей гибели. Поэтому от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через пару лет не осталось почти ничего. Замкнутый круг — малоопытные пилоты действовали все менее эффективно и гибли все быстрее. Сбывалось пророчество погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор предупреждал, что к длительной войне его страна не готова.

В этих условиях и появились первые примеры того, как слабообученные японские пилоты, которые не могли попасть бомбой с американский корабль, просто врезались в противника. Пикирующий на палубу самолет сложно остановить — даже если зенитки нанесут ему множество повреждений, он своей цели достигнет.

Адмирал Ониси решил, что подобную «инициативу» можно узаконить официально. Тем более, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет гораздо выше, если он начинен взрывчаткой…

Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», — потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили широко распространить.

Смерть — не самоцель

Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии почти половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» — ураган, который в XIII веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Однако, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, послала тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии. Послала в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и сейчас, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» — на этот раз воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих отдать за отечество свою жизнь. В камикадзе видели единственную силу, способную остановить американское наступление буквально на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже хуже, чем обычных летчиков. Их не учили бомбометанию или стрельбе, что позволяло резко сократить сроки подготовки. По мысли армейского руководства Японии, только массовая подготовка камикадзе могла остановить американское наступление.

О камикадзе можно прочитать массу странных сведений — например то, что их не учили посадке. Между тем совершенно понятно, что если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному мнению, довольно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться. Чаще всего летчикам-смертникам предоставляли обычный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик или бомбардировщик, нагруженный взрывчаткой — и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня…

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны — команды американских кораблей были сильно напуганы. Однако довольно быстро выяснилось, что врезаться во вражеский корабль не так-то просто — во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Поэтому, увидев невысокую боевую эффективность смертников, американцы несколько успокоились, а японское командование, наоборот, было озадачено. Между тем для камикадзе уже был придуман такой самолет, который, по замыслу его создателей, было бы трудно сбить истребителям. Причем автор идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает — идея камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было построено по этому проекту на фирме «Йокосука», было скорее не самолетом, а единственной в своем роде управляемой человеком бомбой…

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Первое же боевое применение самолетов-бомб стало настоящим побоищем. Но жертвами были отнюдь не экипажи американских кораблей, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели довольно близко делала бомбардировщики-носители очень уязвимыми — они входили в зону действия палубных истребителей авианосцев и тут же сбивались. А совершенные радиолокаторы, имевшиеся в то время у американцев, позволяли обнаружить приближавшееся соединение противника, будь то группа камикадзе, носители самолетов-бомб, обычные бомбардировщики или торпедоносцы. Кроме того, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета плохо маневрировала и не очень-то точно наводилась на цель.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во‑первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во‑вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского — харакири.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Школы камикадзе

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).

Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.

История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Мидуэйская операция

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

Из неба в воду

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Провал проекта «Кайтен»

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

А вообще можно и более подробно вспомнить историю японских сверхмалых лодок. Вашингтонское морское соглашение 1922 года стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений, начавшейся в годы Первой мировой войны. По этому договору, японский флот по числу авианосцев и «капитальных» кораблей (линкоров, крейсеров) существенно уступал флотам Англии и США. Некоторой компенсацией за это могло служить разрешение на строительство пунктов передового базирования на островах Тихого океана. А поскольку договоренностей о количестве подводных лодок достичь в Вашингтоне так и не удалось, японские адмиралы стали планировать размещение на удалённых островных базах малых прибрежных лодок.

В 1932 году капитан Кисимото Канеджи заявил: «Если мы пустим большие торпеды с людьми на борту, и если эти торпеды проникнут глубоко в неприятельские воды и, в свою очередь, пустят небольшие торпеды — промахнуться будет практически невозможно». Это высказывание определяло, что в случае атак вражеских баз и якорных стоянок противника к месту проведения операции малые лодки будут доставлять на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. Кисимото считал, что если установить на четырёх кораблях по двенадцать сверхмалых подводных лодок, то победа в любой морской битве будет обеспечена: «В решающем сражении между американским и японским флотами мы сможем выпустить почти сотню торпед. Этим мы сразу сократим силы противника вдвое».

Разрешение на реализацию своей идеи Кисимото получил от главы морского штаба, адмирала флота, принца Фушими Хирояси. Кисимото вместе с группой морских офицеров, состоящей из четырёх специалистов, разработал чертежи и в условиях строжайшей секретности в 1934 году были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки. Официально их классифицировали как А-Нуotek («лодки-мишени тип А»), Для достижения сверхмалыми лодками высокой подводной скорости на них установили мощный электродвигатель, а корпусу придали веретёнообразную форму.

По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство лодок под обозначением Ко-Нуotek Изменения в конструкции подлодки оказались небольшими — возросло водоизмещение (47 т вместо 45 т), до 450 мм уменьшился калибр торпед (вместо 533 мм) и до 19 узлов (с 25) уменьшилась максимальная подводная скорость субмарины.

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты Chiyoda и Chitose, а также подлодки типа Неі-Gаtа (С). Есть данные, что модернизацию с этой же целью проходили также гидроавиатранспорты Mizuihо и Nisshin, каждый из которых мог перевозить 12 сверхмалых подводных лодок.

Палуба с уклоном к корме и рельсы давали возможность быстро, всего за 17 минут, спустить на воду все лодки. Корабли-базы сверхмалых подлодок предполагалось использовать в морском бою вместе с линейными кораблями.

15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Они встретились на борту гидроавианосца Сhiуоdа. Командир корабля Харада Каку объявил им, что японский флот обладает сверхсекретным оружием, которое внесёт революцию в морские битвы, их же задача — овладеть им. Все молодые офицеры имели опыт подводного плавания, а лейтенант Иваса Наодзи и сублейтенант Акиеда Сабуро уже больше года проводили испытания нового оружия.

Тренировки экипажей подводных лодок проводились на Базе-II, располагавшейся на небольшом островке Оуразаки в 12 милях к югу от Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли и экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…

Первые сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой же причине невозможно было использовать лодки с необорудованных стоянок на островах. Для устранения этого недостатка осенью 1942 года началось проектирование усовершенствованного варианта субмарин типа В, в котором был учтён опыт эксплуатации типа А.

В начале 1943 года последние пять подлодок типа А (полный заказ на них составлял 51 единицу) переоборудовали в тип В.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Первой из усовершенствованных субмарин на испытания вышла На-53, а после их завершения была построена серия уже специально спроектированных модернизированных подлодок типа С. Основное отличие от субмарин типа А заключалось в установке дизель-генератора — с его помощью полная перезарядка аккумуляторной батареи производилась за 18 часов.

В качестве кораблей-носителей для лодок типа В и С использовались десантные корабли типа Т-1.

В декабре 1943 года на основе подлодки типа С началось проектирование более крупной лодки типа D (или Коryu). Основные отличия от подлодок типа С заключались в установке более мощного дизель-генератора — с ним процесс зарядки аккумуляторов снизился до восьми часов, повысилась мореходность и улучшились условия обитаемости экипажа, возросшего до пяти человек. Кроме того, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 года, ещё до окончания испытаний головного корабля, было развёрнуто серийное строительство субмарин. В соответствии с планами морского командования, к сентябрю 1945 года предполагалось сдать флоту 570 единиц с последующим темпом строительства -180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применён секционный метод (лодка собиралась из пяти секций), что сокращало строительный период до 2-х месяцев. Однако, несмотря на привлечение к программе строительства Koryu большого числа верфей, темп сдачи флоту этих субмарин выдержать не удалось, и к августу 1945 года в строю насчитывалось всего 115 лодок, а ещё 496 находились на разных стадиях постройки.

На основе сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) Koryu в 1944 году был разработан проект подводного сверхмалого минного заградителя M-Kanamono (дословный перевод — «Металлическое изделие Тип М»), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования противника. Вместо торпедного вооружения он нёс минную трубу, вмещающую четыре донных мины. Построить успели только одну такую подлодку.

В конце войны помимо семейства карликовых субмарин, ведущих свою родословную от подлодок типа А (типы А, В, С и D), японский флот пополнился также подлодками меньшего размера типа Kairyu (характерной их особенностью были фиксированные бортовые рули (плавники) в средней части корпуса. Проектное вооружение состояло из двух торпед, однако нехватка их привела к появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо торпедных аппаратов, что фактически превращало их в человеко-торпеды.

Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 года. Для ускорения работ оно велось секционным методом (подлодка делилась на три секции). Планами морского руководства предусматривалось к сентябрю 1945 года поставить флоту 760 сверхмалых лодок этого типа, однако к августу было сдано только 213 единиц, и ещё 207 находились в постройке.

Информация о судьбе японских сверхмалых подводных лодок носит обрывочный и зачастую противоречивый характер. Известно, что во время нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года было потеряно 5 сверхмалых лодок типа А.

Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок в операцию против Пёрл-Харбора. И, наконец, в октябре командование разрешило включить их, с условием, что водители возвратятся после атаки. Закипела работа. В Куре первой прибыла I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок.

Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку, І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.

На подводные лодки прибыли командиры: лейтенант Иваса Наодзи (І-22), сублейтенант Ёкояма Масахару (I-16), сублейтенант Харуно Сигэми (I-18), младший лейтенант Хироо Акира (1-20) и младший лейтенант Сакамаки Кацуо (І-24). Вторыми членами экипажей были унтер-офицеры: Сасаки Наохару (І-22), Уэда Тэдзи (I-16), Ёкояма Харунари (I-18), Катаяма Ёсио (І-20), Инагаки Киодзи (І-24). Характерная деталь: экипажи формировали только из неженатых подводников, из многодетных семей и не старших сыновей. Сакамаки Кацуо, например, был вторым из восьми сыновей.

Соединение сверхмалых подводных лодок носило название «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак», или «Специальное морское ударное соединение».

Рано утром 18 ноября подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держась в 20 милях друг от друга. Флагман — І-22 -находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам. По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Ещё раз проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были затем уйти к Пёрл-Харбору, занять позицию в 5 — 10 милях от входа в гавань и рассредоточиться дугой. За три часа до рассвета первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая субмарина I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22, I-18. И, наконец, карликовая лодка с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета. В гавани всем лодкам было приказано лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести врагу максимальные разрушения своими десятью торпедами.

В 3:00 сверхмалые лодки спустили на воду, а лодки-носители приступили к погружению. Не повезло «малютке» лейтенанта Сакамаки. Вышел из строя гирокомпас, устранить неисправность не удалось. Уже было 5:30, а она ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.

Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противолодочных сетей. Американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Проскочить за ними в бухту не составляло труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала. В 3:42 тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск включился старый эсминец «Уорд» постройки 1918 года. Около 5:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также транспорт, буксир и баржу. Видимо, две сверхмалых подводных лодки сумели скрытно проникнуть в гавань, а третья была замечена с «Уорда» и с кружащейся над морем летающей лодки «Каталина».

Над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса. Казалось, что она никого не замечала, двигаясь в гавань со скоростью 8 узлов. «Уорд» открыл орудийный огонь прямой наводкой с дистанции 50 метров и со второго выстрела попал в основание рубки. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Взрывы четырёх глубинных бомб разорвали лодку пополам. Свою лепту внесла и «Каталина», также сбросив несколько бомб. Предположительно, под удар попала лодка лейтенанта Иваса с лодки-носителя I-22.

Младший лейтенант Сакамаки и унтер-офицер Инагаки больше часа отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным. Сакамаки был вынужден поднять перископ, и лодку заметили с эсминца «Хелм». Погрузившись и уходя от него, лодка налетела на риф и высунулась из воды. Эсминец открыл огонь и бросился на таран. Однако он проскочил мимо, в то время как лодке удалось освободиться от рифа и уйти, но в результате удара о риф один из торпедных аппаратов заклинило, в корпус стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ. Где-то в 14:00 подлодка снова налетела на риф. Вышел из строя второй торпедный аппарат.

Под утро 8 декабря беспомощная неуправляемая лодка оказалась вблизи берега. Сакамаки запустил двигатель, но лодка снова наткнулась на риф! На этот раз она застряла накрепко. Сакамаки принял решение лодку взорвать, а самим добираться до суши вплавь. Вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур. Сакамаки и Инагаки бросились в море. Было 6ч. 40 минут… Прыгнувший в воду вслед за командиром Инагаки утонул. Обессилившего Сакамаки на берегу пленили пятеро патрульных 298-й американской пехотной дивизии…

Ещё одна сверхмалая подводная лодка, вероятнее всего, была потоплена в 10:00 крейсером «Сен-Луис». Направляясь к выходу из бухты, он подвергся торпедной атаке. Уклонившись от двух торпед, крейсер обнаружил лодку за внешней стороной сетевого ограждения и обстрелял её. Что касается пятой лодки, то она, по современным данным, сумела пробраться в гавань, где участвовала в торпедной атаке линейного корабля, а потом затонула вместе с экипажем (возможно, была потоплена им).

Из других операций сверхмалых подлодок следует упомянуть, что ещё три лодки этого типа погибли 30 мая 1942 года в районе Диего-Суареса, и четыре -в гавани Сиднея 31 мая 1942 года.

В ходе боёв у Соломоновых островов в 1942 году погибли восемь подлодок типа А (в том числе На-8, На-22 и На-38). В районе Алеутских островов в 1942 — 1943 годах погибли ещё три лодки типа А. В 1944 — 1945 годах в ходе обороны Филиппин и острова Окинава погибло восемь лодок типа С.

источники

http://www.furfur.me/furfur/all/culture/166467-kayten

http://modelist-konstruktor.com/morskaya_kollekcziya/yaponskie-sverxmalye

http://www.simvolika.org/mars_128.htm

Еще что можно почитать по теме войны и Японии: , а вот смотрите какие интересные . Могу еще напомнить про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.


К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

Слово камикадзе прочно вошло в наш словарный запас. Им мы, чаще всего, называем «безбашенных» людей, не ценящих свою жизнь, необоснованно смертельно рискующих, проще говоря, самоубийц. Тем самым искажаем его истинное значение. В тоже время многие знают, что так называли японских пилотов-смертников, нападавших на корабли противника. Редкие посвященные даже знают историю возникновения этого движения среди японских пилотов. Но мало кто, даже с историков Второй мировой войны, догадывается, что в Японии, смертников подобных камикадзе, было значительно больше. И действовали они не только в воздухе, но и на земле, на воде, и под водой. И назывались они совсем не камикадзе. Об этом и пойдет наше повествование.

Уже в 1939 году в Японии было организовано движение добровольцев сначала для службы в армии, затем для работы на предприятиях, в сельском хозяйстве, в госпиталях. Добровольцы формировали отряды, которые назывались тэйсинтай. В армии среди таких отрядов был широко распространен средневековый философский кодекс самураев – Бусидо, что буквально означало — способ умереть.

Сочетание милитариских постулатов Бусидо с национализмом требовали от воинов полной преданности богу-императору Хирохито, а во время войны смерти за Императора и страну. В силу этой системы убеждений, жертва жизни для благородного дела рассматривалась как самая чистая и высшая форма достижения смысла жизни. «Смерть такая же легкая, как и перо», — фраза, которая была хитом среди рядов японских вооруженных сил. Однако, властная верхушка Японии, прекрасно понимала, что такие высокие идеалы были не под силу духа всем воинам. Поэтому к идеологии добавлялись и чисто материальные стимулы. Кроме того, погибшие смертники причислялись к лику святых покровителей Японии, становились национальными героями, их родные превращались в очень уважаемых людей, пользовавшихся определенными государственными льготами. И хотя в желающих попасть в тэйсинтай не было недостатка, отбор в отряды осуществлялся с достаточно жесткими требованиями не лишенными здравого смысла. После 1943 года армейские отряды тэйсинтай превращаются в ударные отряды смертников. Их общим правилом становится самопожертвование с целью уничтожения превосходящих сил противника.

Известно пять категорий тэйсинтай. Первая – камикадзе – летчики-смертники в морской и общевойсковой авиации, причём первые предназначались для уничтожения кораблей, а вторые — тяжелых бомбардировщиков, колонн танков или грузовиков, железных дорог, мостов и других важных объектов. Вторая — парашютисты тэйсинтай – использовались для уничтожения самолётов, боеприпасов и горючего на аэродромах противника с помощью бомб и огнемётов. Третья — подводные тэйсинтай – используя миниподлодки и человеко-торпеды, применялись для уничтожения кораблей врага. К ним относились и водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»). Четвертая — надводные тэйсинтай — действовавшие на быстроходных взрывающихся катерах для уничтожения кораблей противника. И пятая, самая распространенная и многочисленная категория – наземные тэйсинтай — пехотинцы-смертники, которые с противотанковыми минами на шестах или специальных приспособлениях, или просто со взрывчаткой в рюкзаках и тому подобными способами, атаковали вражеские танки и бронемашины. О каждой из этих категорий ниже детально.

Камикадзе – тэйсинтай в воздухе

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года, Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943-1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам. К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в технических параметрах новым американским моделям. Из-за больших боевых потерь, в Японии ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, дефицит запасных частей и топлива превращали для Японии проведение любой крупной авиационной операции в проблему. После захвата США в июле 1944 года острова Сайпан, у союзников появилась возможность бомбить территорию Японии. Дальнейшее их продвижение к Филиппинам грозило оставить Японию без источников нефти в юго-восточной Азии. Для противодействия этому, командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-смертников. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Так Ониси стал известен как «отец камикадзе».

Название камикадзе происходит от «божественного ветра», которым называли тайфун, дважды, в 1274 и 1281 годах спасшим Японию от нашествия монгольского флота хана Хубилая. В ответ на молитвы японцев, тайфун уничтожил корабли противника у берегов Японии. По аналогии пилоты-камикадзе должны были спасти страну от поражения.

Камикадзе были частью движения тэйсинтай в авиации. И хотя официально они назывались «особым штурмовым отрядом божественного ветра», с легкой руки американских переводчиков их стали называть просто камикадзе, собственно как и все остальные категории японских смертников. Уже после войны, японцы допустили чтение иэроглифов и в трактовке «пилот-смертник».

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе частей морской авиации, в которых пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Морской авиацией первоначально было подготовлено 2 525 лётчиков-камикадзе, ещё 1 387 было набрано в армии. Основная масса камикадзе были молодыми унтер-офицерами или младшими офицерами, то есть выпускниками военно-морских и военных летных учебных заведений. Хотя были и двадцатилетние студенты университетов, которые шли в отряды, как на побуждениях патриотизма, так и желании прославить свой род. Немаловажной мотивацией записи в добровольцы молодежи было и желание защитить свои семьи от возможных «зверств» союзников после оккупации, о которых широко «трубила» японская пропаганда. Они считали себя последней защитой. Все поступавшие в отряды камикадзе получали офицерское звание, а уже имевшие его – внеочередной ранг. Отличительными чертами в форме лётчиков-камикадзе были белый шарф и флаг красного солнца. А символом камикадзе был цветок хризантемы. Обычно его чеканили на медных пуговицах униформы, кторые потом были ценным трофеем для американских моряков.

Со временем сложился ритуал чествования камикадзе, пока они были живы. Накануне вылета на задание их угощали праздничным обедом, а перед самым вылетом командир наливал церемониальную рюмку саке. Им вручали наголовную повязку – хатимаки — с символикой флага Японии или белую повязку с написанными вдохновляющими иероглифами. Хатимаки символизировала непреклонность намерений и поддерживала боевой дух. У неё также есть и непосредственная функция — защита лица от пота. Обычно хатимаки имела размер 50 мм шириной и 1200 мм длиной.

Зачастую камикадзе вручался сеннинбари — «пояс из тысячи стежков» или «тысячи игл», сшитый тысячей женщин, каждая из которых сделала один стежок или узелок. Он носился либо на талии, либо повязывался на голову и считался сильнейшем оберегом, а также позволяющем душе после смерти заново переродится. Иногда на проводах в последний полет, кроме сослуживцев, присуттсвовали и гражданские лица. Например, старшеклассницы из школ или девушки из отрядов тэйсинтай. Проводы были торжественными, что-то в форме митинга. Им читали благодарственные или прославляющие стихи.

Основу обучения новичков-пилотов, поступивших в отряды камикадзе, составляла подготовка к готовности умереть. Для этого применялись разнообразные методы, от «промывки» мозгов патриотизмом и постулатами религии, до физического истязания на тренировках. Обучение летным навыкам сводилось к простым элементарным навыкам: взлет-посадка, полет в строю, имитация атаки. В руководстве пилота-камикадзе подробно описывалось, как пилот должен атаковать. Указывалось, что при атаке с высоты лучшей точкой прицеливания являлось место между мостиком и дымовыми трубами. На авианосцах следовало искать лифты подъема самолетиов или «остров» (надстройку управления кораблем над палубой). Для горизонтальных атак пилот должен был «нацелиться на середину судна, немного выше, чем ватерлиния», или «нацелиться на вход в самолетный ангар». В руководстве существовала и норма, позволяющая ему вернуться с задания, если цель не была обнаружена. Считалось, что нельзя тратить жизнь легко. Однако известны случаи, что после неоднократных возвращений, пилотов расстреливали за трусость.

Следует отметить, что группы самолетов летчиков-камикадзе вели к месту назначения опытные пилоты, в задачу которых входило не только вывести на цель мало обученных пилотов, но и зафиксировать результаты атаки. Но и в этих условиях попытки довести отряд к цели не всегда получались.

Несмотря на то, что по утверждениям японцев, недостатка в добровольцах камикадзе не было, после первых их боевых операций, в стране была развернута массовая кампания по прославлению смертников, и агитация записываться добровольцами. Власти обращались к населению с просьбой поддерживать добровольцев, помощь в их наборе в отряды. Помимо материалов в СМИ, выпускались брошюры, листовки, плакаты, даже детские сказки о храбрости камикадзе. Поскольку эта истерия длилась до самого конца войны, вероятно с массовостью записи в добровольцы были проблемы. Известны случаи принудительного перевода армейских формирований в отряды камикадзе. И как вершину идеи «добровольности», следует отметить, что в литературе описывается случай, когда камикадзе таранил собственный командный пункт.

Вызывает сомнение и энтузиазм даже тех камикадзе, что соглашались проводить самоубийственные атаки. Так, 11 ноября 1944 года один из американских эсминцев вытащил из воды летчика, который не смог поразить авианосец, и врезался в море. На допросе тот охотно делился любой информацией, и заявил, что 27 октября его подразделение было целиком переведено на тактику камикадзе. Летчик с самого начала находил эту идею максимально глупой и неэффективной, но не решался сказать об этом товарищам. Тот факт, что он выжил при ударе о воду, наводит на мысли о безопасном для жизни угле пикирования, что, в свою очередь, ставит вопрос, был ли случайным его промах. Интересно и то, что уже в послевоенное время, японцев обнародовавших сомнения в добровольности формирования отрядов камикадзе, в их системе подготовки, власти жестко преследовали.

Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло, и бомба не взорвалась. Однако, 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов. 29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», ещё 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца. 26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния». Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек. Особо уязвимыми перед камикадзе оказались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1 465 самолётов. 3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека. До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено. К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

Усилившаяся противоздушная оборона союзников уже к весне делала дневные налеты камикадзе почти бесполезными, и японское командование предприняло попытки ночных атака. Однако после нескольких вылетов отрядов камикадзе, вынуждены были отказаться от такой практики, поскольку ни один самолет не смог найти цель и практически все погибли заблудившись.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Существуют и другие цифры. Очевидно, что точных данных мы уже знать не будем, ибо все считали по-разному. К примеру, тот же крейсер «Австралия» был 6 раз поврежден. Считать его за единицу или за шесть единиц? За время действия отрядов камикадзе, по данным японцев, было потеряно 2 800 самолетов, в которых погибло 3 862 летчиков-смертников, из них около 12-15% профессиональных военных. Большее число погибших пилотов объясняется гибелью бомбардировщиков и носителей самолетов-снарядов «MXY7», где были многочисленные экипажи. Входят ли в число потерь разбомбленные на аэродромах самолеты и погибшие летчики – неизвестно, хотя их число весьма немаленькое. Также неизвестно есть ли в статистике потерь самоубийства летчиков, не состоявших в отрядах камикадзе, но совершивших таран либо атаку на корабли по своей инициативе или от безисходности. По мнению экспертов, таких случаев было не менее 200-300.

От атак камикадзе погибло от 3 до 7 тысяч моряков союзников, и от 5 до 6 тысяч было ранено, что составило 68% боевого травматизма на флоте. Дебаты об этих цифрах тоже до сих пор не утихают. Одни считают только потери на море, другие включают и аэродромы, третьи добавляют не выживших раненных. Кроме того, значение имел и первоначальный психологический эффект, производимый на американских моряков. И хотя американцы его преуменьшают, а японцы преувеличивают, несколько тысяч моряков все-таки было списано на берег. Со временем страх на кораблях прошел.

Следует отметить, что из планируемых японским командованием 30%, цели достигли только 9% самолетов камикадзе. При этом, точность попадания в цель составила всего лишь 19 %. Собственно эти две цифры наиболее полно и характеризуют эффективность применения камикадзе.

Первоначально для атак камикадзе использовались обычные самолеты, состоявшие на вооружении армии и флота, которые минимально переделывали, а зачастую и нет, для проведения результативного столкновения с кораблем противника. Эти самолеты начиняли любыми взрывчатыми веществами, которые были под рукой: взрывчаткой, бомбами, торпедами, емкостями с горючими смесями.

Вскоре, в связи с уменьшением у японцев количества самолётов, был разработан специальный тип летательного аппарата для камикадзе — Yokosuka MXY-7 под названием «Ohka», что в переводе означало цветок вишни или сакуры. Увидев этот самолет, как в действии, так и захваченный на земле, американцы, не зная его наименования, прозвали аппарат «Бака» (идиот, дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

Самолет представлял собой пилотируемую бомбу с ракетным двигателем, переносимую к месту атаки самолетами «Mitsubishi G4M», «Yokosuka P1Y» или Heavy Nakajima G8N. В районе нахождения цели – в прямой видимости корабля противника — «Ohka» отсоединялся от носителя и планировал до стабилизации его пилотом и наведения на цель, а после включения ракетных ускорителей, которые работали 8-10 секунд, сближался с ней до столкновения, вызывавшего детонацию заряда. Самолет имел длину в 6- 6,8 м, высоту – 1,6 м, размах крыла – 4,2-5,1 м, площадь крыла – 4-6 м², снаряженную массу – 1,4-2,1 т; массу заряда – 600-1200 кг, максимальную скорость – 570-650 км/ч, скорость пикирования – 800 км/ч, дальность полета – 40 км, экипаж – 1 человек.

Самолет начали разрабатывать в августе 1944 года с упрощенной конструкцией, чтобы обеспечить возможность его выпуска на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. Самолет состоял из деревянного планёра с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Он не имел взлётных двигателей и посадочных шасси. В качестве двигателя, использовали сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных ускорителей. Всего было выпущено 854 машины шести модификаций, различавшихся двигателями, формой крыла, массой взрывчатки и возможностью запуска с пещер или с подводных лодок.

Сброс «Ohka» с самолета носителя.

К боевым действиям самолеты «Ohka» были готовы уже в октябре 1944 года. Но сама судьба не пускала их на поле боя. То авианосец, перевозивший 50 самолетов, был потоплен, то аэродром базирования разбомбит противник, то все носители были уничтожены, еще на дальнем подходе к району боевых действий. И лишь 1 апреля 1945 года шесть самолетов-снарядов атаковали корабли США возле Окинавы. Был поврежден линкор «West Virginia», хотя до сих пор достоверно неизвестно был ли это «Ohka» или два обычных самолета-камикадзе. 12 апреля состоялась атака из 9-ти «Ohka» — эсминец «Mannert L. Abele» утонул, эсминец «Stanly» был поврежден. 14 апреля флот атаковали 7 самолетов «Ohka», 16 апреля – шесть, 18 апреля – четыре. В цель не попал ни один.

Общие принятые меры против самолетов камикадзе дали положительный эффект и против самолетов снарядов. Дальше потери американского флота, несмотря на увеличение интенсивности налетов камикадзе, становились меньше и меньше. Так, 4 мая из семи «Ohka», один попал в ходовой мостик тральщика «Shea», а 11 мая из четырех самолетов один разрушил эсминец «Hugh W. Hadley», который без ремонта списали. 25 мая одиннадцать «Ohka», а 22 июня шесть – не смогли попасть в цель.

Таким образом, эффективность применения специального самолета-снаряда оказалась значительно ниже обычных самолетов с пилотами-камикадзе на борту. А из всего выпуска самолетов «Ohka» остались целыми около двух десятков, которые сегодня раскиданы по музеям мира.

Для действий камикадзе был разработан еще один тип специального летательного аппарата — Накадзима Ки-115 под названием «Цуруги», что в переводе означало меч. Эта машина разрабатывалась как одноразовый одиночный бомбардировщик. Бомбардировщик имел длину и размах крыла в 8,6 м, высоту – 3,3 м, вес – 1,7 т, мощность двигателя – 1 150 л.с., максимальную скорость – 550 км/ч, дальность полета – 1200 км, вооружение – бомба в 500 или 800 кг, экипаж – 1 человек. После взлета шасси сбрасывалось и было непригодным для дальнейшего использования, а самолет, если повезло вернуться, садился на «брюхо».

Прототип самолета был изготовлен в январе 1945 года, а его производство было начато уже с марта. Технология изготовления самолета была рассчитана на возможность его производства даже на мелких заводах силами неквалифицированных рабочих. Из материалов применялась только сталь и дерево. На самолете использовались устаревшие двигатели 1920-1930 годов. Самолет имел настолько много конструктивных дефектов, что летать на нем было крайне опасно. Так самолет имел весьма жесткую подвеску шасси, которое к тому же, еще и плохо слушалось руля, что при взлете часто приводило к опрокидыванию. Неправильные расчеты нагрузки на крыло и хвостовое оперение вызывали сваливание самолета в штопор при спуске и поворотах. По мнению испытателей, самолет к полетам был непригодным.

Военное командование считало возможным использовать самолет в качестве бомбардировщика, в котором только двигатель и экипаж были многократного использования. Все остальное предлагалось устанавливать новое, после приземления самолета. К окончанию войны было выпущено 105 машин, однако фактов применения его в боевых действиях не установлено.

Кроме этих двух специальных самолетов для камикадзе, японской промышленностью было разработано еще два типа самолетов, однако в серийное производство их не успели запустить.

Первая оборонительная тактика союзников против камикадзе появилась лишь в начале 1945 года. Она предполагала патрулирование в воздухе в радиусе 80 км от мест базирования флота или основного месторасположения кораблей. Это обеспечивало ранний перехват самолетов противника, выявленных радиолокационными станциями на дальних подходах. Такое расстояние также позволяло уничтожать и самолеты противника, прорвавшиеся сквозь патрулируемую зону, не допустив их к своим кораблям. Кроме того, стратегические бомбардировщики регулярно наносили удары по ближним японским аэродромам, в том числе и бомбами с отстроченным временем взрыва, дабы активно мешать восстановительным работам на взлетных полосах. В тоже время, крупнокалиберная зенитная артиллерия кораблей стала применять против камикадзе снаряды с радиовзрывателями, которые в среднем в семь раз были эффективней обычных. На авианосцах, в ущерб бомбардировщикам, было увеличено число истребителей. На все корабли дополнительно установили малокалиберные зенитные автоматы, которые не позволяли самолетам камикадзе приблизиться на сверхмалых высотах. Кроме того, на кораблях стали применять зенитные прожектора даже днем, которые на близких растояних слепили пилотов. На авианосцах, где границы самолетных подъемников, в которые так любили целить камикадзе, были окрашены белой краской, — пришлось нарисовать ложные, а с подлинных смыть краску. В результате самолет камикадзе просто разбивался о бронированную палубу, практически не причиняя вреда кораблю. Принятые меры союзниками дали свои положительные результаты. И хотя в конце войны камикадзе значительно увеличили интенсивность своих атак, их эффективность оказалась значительно ниже, проведенных в конце 1944 года.

Оценивая действия камикадзе, следует отметить, что их появление, хоть и подается японской пропагандой, как порыв души японцев, высшее проявление патриотизма и т.д. и т.п., на самом деле являлось прикрытием миллитариской политики власти, попыткой переложить на народ все тяготы и ответственность за развязанную ими войну. Организовывая отряды камикадзе, японское командование прекрасно понимало, что ни остановить союзников, ни переломить ход войны, они не смогут даже с помощью настоящего «божественного ветра», а не то, что силами малообученных пилотов и студентов Понимали ли это сами камикадзе? Судя по воспоминанием оставшихся в живых – очень мало. И даже сегодня не понимают, настолько сильно их отравила пропаганда. Был ли ущерб, нанесенный камикадзе союзникам чувствительным, значительным? Отнюдь! Количество всех потерянных кораблей было восполнено промышленностью США менее чем за три месяца. Потери личного состава оказались в пределах статистической ошибки в общих потерях за войну. В итоге — мифы да легенды миру, а самим японцам пару десятков музеев.

Парашютисты тэйсинтай

В 1944-1945 годах США добились абсолютного превосходства в воздухе на Тихоокеанском театре военных действий. Начались регулярные бомбардировки Японии. С целью ослабления их интенсивности, японское командование приняло решение о создании специальных диверсионных групп из армейских парашютистов для нападения на американские аэродромы. Поскольку такие операции не предусматривали эвакуацию подразделений после выполнения задачи, а возможность выжить у десантников была лишь гипотетическая, их справедливо относили к категории смертников.

Формирование таких групп началось с конца 1944 года под общим командованием генерал-лейтенанта Киодзи Томинаги. Подразделение спецназа парашютистов получило название «Гирецу кутейтай» (героические парашютисты). Боевые операции подразделения «Гирецу» должны были проводить ночью, после налета бомбардировщиков. Смертники либо десантировались на парашютах, либо приземлялись на своих самолетах на аэродром противника с задачей взорвать склады с топливом, боезапасом и уничтожить максимум самолетов противника. Для этого каждый из десантников имел запас взрывчатки и гранат. Кроме того, они имели легкое стрелковое вооружение: автоматы Туре-100, винтовки Туре-99, легкие пулеметы Туре-99, штыки Туре-30, гранатометы Туре-89, а также пистолеты Туре-94.

Первая операция «Гирецу» в ночь с 6 на 7 декабря 1944 г. была проведена 750 десантниками из 1-й рейдовой группы. Переброска до целей осуществлялась транспортными самолетами Ки-57, которые буксировали планеры (по 13 человек в каждом). Высадка производилась на вражеские аэродромы на Филиппинах, в том числе два в Дулаге и два в Таклобане на острове Лейте. Миссия изначально была самоубийственной: согласно приказу, десантники должны были уничтожить все самолеты противника, какие только возможно, а затем оборонять свои позиции до последнего солдата. В результате удалось высадить примерно 300 диверсантов на одну из намеченных целей — все остальные японские самолеты были сбиты. После нескольких часов боя все способные сопротивляться десантники были перебиты, но никакого вреда американским самолетам и аэродрому они причинить не смогли.

Еще одна операция подразделений «Гирецу» была проведена в ночь с 24 на 25 мая 1945 г., когда девять бомбардировщиков «Митсубиси» Ки-21 (каждый с 14 диверсантами на борту) совершили налет на аэродром Йонтан на Окинаве. Четыре самолета через проблемы с двигателями вернулись назад, три были сбиты, но остальные пять смогли совершить посадку. В ходе этой операции десантники, вооруженные пистолетами-пулеметами, фосфорными гранатами и подрывными зарядами, взорвали 70 тысяч галлонов авиационного топлива, уничтожили девять американских самолетов и повредили еще 26. Аэродром был выведен из строя на целый день. По данным японцев, лишь один десантник выжил после операции и почти через месяц добрался к своим. Однако имя этого героя неизвестно, откуда следует либо он умер, либо его вообще не было. Иначе японская пропаганда не упустила бы такой шанс популяризации героизма.

9 августа 1945 г. японцы запланировали массированную атаку «Гирецу» против баз бомбардировщиков В-29 на Сайпане, Тиниане и Гуаме. В ходе этого нападения 200 транспортов должны были доставить к целям 2 000 диверсантов. Но эта операция так и не была осуществлена, поскольку японские самолеты были уничтожены еще на земле. Следующая операция планировалась на 19-23 августа, но поскольку Япония капитулировала, ей не суждено было свершиться.

На этом список боевых действий десантников «Гирецу» и заканчивается. Но, несмотря на это, о «героических парашютистах» в Японии помнят до сих пор. В их честь даже был открыт мемориал.