Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа). Сахар - питание для мышц

- Вы сами ушли из "Локомотива", или вас уволили? Покинули клуб из-за несогласия с ?

Несогласие с Юрием Павловичем тут ни при чем вообще. Это вообще никак не связано с моим уходом.

Отвечу развернуто. Я пришел в "Локомотив" в августе 2016 года. И когда мы договаривались, представил пятилетнюю стратегию, в которой были прописаны цели, которые должен достичь клуб. Мой контракт был рассчитан на пять лет. Значительной части того, о чем говорилось в стратегии, нам удалось добиться. Для движения вперед требовалась, так скажем, дополнительная консолидация совета директоров и менеджмента клуба. Однако взгляды на то, как двигаться дальше, у нас оказались разными. Были разногласия, мы спорили. А для того, чтобы развиваться по предложенному мной плану, необходимо единство. Понимаю позицию другой стороны, корректно ее выслушал, но настаивал на своей. В результате приняли решение нашу совместную работу прекратить.

- В своем заявлении, которое распространили через "СЭ", вы поблагодарили Семина. Но за что? Вы ведь его ненавидите!

Господь с вами. Никто от меня никогда ничего подобного не слышал. Откуда взялось такое мнение, мне непонятно. Мы до какого момента спорили, потом перестали - когда поняли, что наши позиции не сближаются. Взгляды на футбол у нас очень разные. Тем не менее, нам удалось выработать взаимодействие, пусть и непростое, при котором клуб шел вперед и добился очень многого. По-человечески уважаю Юрия Павловича, отношусь к нему позитивно. Да, с его взглядами на футбол я не согласен, но это не делает нас врагами. Время покажет.

- Так за что вы его поблагодарили? Вы сказали, что он вам многое дал, что именно? Что враг может дать?

Юрий Павлович - не враг. Он даже не оппонент. Он - коллега, с которым у нас разные взгляды на развитие клуба. Однако мы двигались вперед вместе. И могли бы и дальше двигаться вместе. Глобальных разночтений между нами не было. Чему благодарен? У Юрия Павловича есть, чему поучиться. Как он держится, как взаимодействует с командой, как общается, как работает с прессой. Я многому научился.

- Во время первой части сезона-2017/18 вы провели встречу с болельщиками.

Легендарную, обросшую мифами...

- Люди, которые на ней присутствовали, приписывают вам такие слова: "Он старый человек, ему на пенсию пора. Видел часть летних сборов и матч с "Риекой". Это "финиш", ужасные тренировки. Может, мы сейчас и на первом месте, но ставлю на то, что в октябре мы посыпемся". Что из этого говорили, а что - нет?

Есть у меня такая особенность: со временем я что-то забываю. Не отрицаю того, что, возможно, что-то похожее я сказал. Не могу ручаться, что абсолютно точно это говорил, или абсолютно точно не говорил. Я высказывал свое мнение. Но до этих слов наверняка было сказано: "ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, Юрий Павлович..." И сейчас считаю, что идут последние годы его тренерской карьеры. Год-два... Думаю, он заканчивает. Это тяжелая работа, она нелегко ему дается. Это мое мнение. Может быть, на встрече я мог говорить и о том, что мне действительно не нравятся его тренировки. Это уже суждения разных людей. С болельщиками я был излишне экспрессивен, из-за чего пожалел. Наверное, не стоило.

- Произносили ли фразу на совете директоров перед чемпионским сезоном, что с Семиным команда займет, по разным версиям, восьмое или десятое место?

На совете директоров столько было разных слов сказано. И мной, и не мной. Дискуссия по поводу тренера была неоднократно. Но не понимаю, откуда эта информация берется. Это же не члены совета директоров рассказывают. Они, может быть, делились с кем-то, а люди в свою очередь передавали...

- Есть ощущение, что Юрий Семин считает чемпионство на 100 процентов заслугой тренерского штаба?

Может быть. Я не знаю. Чемпионство - это такое большое и радостное чувство, которое всегда будет со мной. Мне все равно, кто что считает. У меня есть медаль, даже две. Лежат у меня дома на окне.

- Вы чувствовали уважение к себе со стороны Семина?

Он корректно себя ведет. Здоровается, спрашивает, как дела. Между нами была напряженность, связанная с его высказываниями, с моими. Но она не мешала нам взаимодействовать на рабочем уровне. Он говорил, какие ему игроки нужны, какая гостиница перед матчем. И это все делалось. Все делалось для результата. Мы друг другу не вредили. Не было никаких подстав, подножек.

- Вы не считаете, что его книга, в которой он пнул вас и , - это и есть подстава? Спланированная подстава.

Это не подстава. Это высказывание, которое, на мой взгляд, прозвучало резковато. Знаем, откуда этот термин - Гражданская война в Испании, все дела. Это плохая ассоциация. Неприятно, когда твой коллега, твой товарищ называет тебя "Пятой колонной". Но, с другой стороны, имеет право. Ну сказал и сказал, что ж поделать.

- Сколько в чемпионстве вашего вклада, а сколько - Семина?

Это невозможно измерить. Это совместная работа. Вот каков вклад ? Он же забил победный мяч (в матче с , 1:0. - Прим. "СЭ" ). А если бы не забил?

- Есть известная фраза раннего о 10 процентах.

Но все решает последняя капля. Если ее нет, то нет и золота. Один человек сделал 99 процентов, а другой - полпроцента, но все вместе дало 100 процентов. На эту тему можно долго философствовать.

- Как вы попрощались с Семиным?

Думаю, прощание еще впереди. Может, мы не будем прощаться, а будем оставаться на связи (улыбается ). Мы не прощались. Довольно давно не общались - последний раз виделись на матче с (11 декабря, "Локомотив" проиграл со счетом 0:1. - Прим. "СЭ" ).

Смородская

Fair Play

- Правда ли, что бывший руководитель департамента маркетинга и коммуникаций Алексей Смертин, не футболист, дал распоряжение пресс-службе не размещать в клубных сетях сообщение о признании РФС Семина лучшим тренером сезона?

Думаю, это какое-то недоразумение. Не могу понять, почему так вышло. Может быть, он попросил придержать и разместить отдельно.

- А вы ему таких указаний не давали?

У меня менеджеры были достаточно автономны. Если бы указывал, на какой строчке что писать, то с ума бы сошел. Мы проговаривали примерную тональность высказываний - о чем пишем, о чем нет, с каких сборов побольше, а с каких поменьше. Но что конкретно писать, визировать каждый твит, предварительно согласовывать... Нет, так глубоко я не погружался. Это кропотливая работа, и если бы ее на себе замкнул, то только бы этим и занимался. Я мог ругаться, почему мало твитов. Вот такое бывало.

- Первоочередная цель главного тренера - выигрывать трофеи, а генерального директора - зарабатывать для клуба деньги. Каковы ваши конкретные достижения за пределами футбольного поля по облегчению финансового бремени РЖД и решению возникших при Ольге Смородской серьезных проблем с соблюдением финансового fair play? Есть информация, что именно проблемы с последним стали одной из причин расторжения контракта с вами, потому что ситуация не улучшилась.

Есть такая информация? Это любопытно. То, что главный тренер отвечает за трофеи, а генеральный директор только за привлечение денег - это умозрительно. Гендиректор отвечает в том числе за назначение тренера, за его увольнение, за создание спортивного блока, за трансферную политику и, тем самым, косвенным образом - и за трофеи. Поэтому тут бы я вас немного поправил.

По поводу fair play. Ситуация была следующей. Клуб находился под settlement agreement - то есть под действием мирового соглашения с УЕФА. Что такое мировое соглашение? Есть правила финансового fair play. Когда клуб нарушает их впервые, то органы, которые следят за этим, говорят: у вас есть две опции - или ваше дело передается следующей инстанции, которая вынесет наказание, или вы заключаете мировое соглашение, по которому обычные требования УЕФА для вас станут более жесткими, но если их соблюдете, вернетесь в общий режим, а если же нарушите, будет суд. "Локомотив" заключил мировое соглашение. Нам нужно было убедить УЕФА, что условия мирового соглашения мы выполнили. Мы это сделали и вернулись в общий режим. На сегодня у клуба нет проблем с финансовым fair play, но это не значит, что их не будет в будущем. Fair play вечен, нужно отчитываться каждый год - расходы не должны быть больше доходов выше определенного уровня.

Илья Геркус. Фото Дарья Исаева, "СЭ"

- Будет ли развитие идеи с крышей над стадионом?

Мне сложно судить. Сядем на совете директоров, обсудим, поговорим, примем решение.

- Вы не ушли из совета директоров?

Нет.

- Подождите. Вы ушли из "Локомотива", но не ушли из совета директоров, то есть принимаете участие в судьбе клуба. Как такое возможно?

Я остался в совете директоров. Решение было о том, что я ухожу с исполнительной работы. А участие в совете директоров - это же совсем другая работа.

- А в трансферном комитете вы остались?

Пока да, остался. Его же не переизбирали.

- Полномочия у вас на сколько рассчитаны?

Будет переизбрание совета директоров. Но я дал согласие на переизбрание. Мне сказали, что я остаюсь, работаю дальше. Если сам не захочу уйти.

- Вам будут платить зарплату за членство в совете директоров?

За предыдущие годы не платили. Есть советы директоров, где платят, а есть те, где не платят. У нас не платят. Это общественная работа.

Илья Геркус в редакции "СЭ". Фото Федор Успенский, "СЭ"

РФС

- Ближайшая дата, на которую вы будете очень внимательно смотреть с точки зрения трудоустройства - это 22 февраля.

В том числе. Всячески поддерживаю кандидатуру Александра Валерьевича Дюкова, считаю, что при нем наш футбол получит огромный шанс на движение вперед.

- Почему этот шанс будет именно при Дюкове?

Потому что Александр Валерьевич любит футбол, понимает его, очень давно в нем работает. Его компетенция огромна. Он сможет произвести позитивные изменения, которые всех нас порадуют.

- Вам бы хотелось поработать в РФС?

Я бы не исключал такой возможности. При определенных обстоятельствах я мог бы, мне кажется, удачно поработать в РФС.

- На какой должности?

Это зависит от разных обстоятельств. Люблю амбициозные цели. Если это будет вызов, то это для меня. На такое меня подписать можно. Если же это обычная бюрократическая чиновничья работа, то, скорее, воздержусь. Мне нужно, чтобы было интересно.

Полную версию интервью с Ильей Геркусом читайте в одном из ближайших номеров и на sport - express . ru

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, здоров ли ты» - так можно перефразировать известную фразу, и это не будет преувеличением. Питание напрямую влияет на наше здоровье и на работу мозга в том числе. В книге «Биохакинг мозга» есть описания полезных и вредных продуктов. Расскажем о кофе и шоколаде - вкусняшках, которыми принято баловать себя по утрам или когда грустно. Также ответим на вопрос: нужен нашему мозгу сахар или нет?



Биохакинг мозга

Кофе

Кофе - король полифенолов (растительные соединения, необходимые для выживания новых нейронов). Но кроме того, что кофе очень и очень ими богат, в нем содержится еще более тысячи различных соединений, улучшающих работу клеток. Полифенолы в кофе регулируют «переключатели», управляющие определенными генами, в том числе тот, который сигнализирует клетке, что она должна делиться или умирать. Кофе также содержит хлорогеновую кислоту, которая снижает хроническое воспаление, особенно в клетках с высоким содержанием жиров, таких как клетки мозга. Это одна из причин (а есть еще десятки других), почему кофе улучшает восприятие.


Не забывайте, что добавки в виде сахара, ароматизаторов значительно увеличивают калорийность напитка.

Лучшим примером того, как кофе помогает прокачивать мозг, является то, что он продлевает жизнь. Масштабное исследование показало, что существует зависимость между долгожительством и потреблением кофе. Чем больше кофе выпивали участники исследования в течение своей жизни, тем менее вероятной была их ранняя смерть. Действительно, регулярное употребление кофе снижает риск смерти от ряда распространенных заболеваний, включая сердечно-сосудистые, болезни легких и диабет. Причем у женщин этот эффект примерно на 30 процентов сильнее выражен, чем у мужчин. Возможно, потому, что некоторые клетки яичников содержат в десятки раз больше митохондрий, чем клетки мозга.

Темный шоколад

Темный шоколад (не менее 85 процентов) богат полифенолами и содержит небольшое количество кофеина, что повышает вашу производительность. Однако при выборе шоколадных изделий следует соблюдать осторожность, потому что, как и кофе, многие виды шоколада содержат плесневые токсины, которые фактически снижают митохондриальную функцию. Весь шоколад производится путем ферментации, а 64 процента микробов, которые при этом используются, также могут продуцировать вредные токсины. Шоколад, произведенный в Европе, обычно содержит меньше токсинов, поскольку его выпуск регулируется более строгими стандартами.

Что нам дает силы?

Активность мозга требует непрерывной энергетической подпитки для электрических импульсов, необходимых нейронам, чтобы вырабатывать нейромедиаторы и коммуницировать между собой. Для такого невероятного процесса требуется огромное количество энергии.

Один из первых вопросов, на который ищут ответ нутрициологи в борьбе за здоровое питание, звучит так: «Что дает нам силы?» Очевидный ответ - углеводы. Существуют разные виды углеводов - и по химическому составу, и по их способности снабжать нас энергией. Есть быстрые углеводы - простые сахара, которые содержатся, например, в меде. И есть сложные углеводы, требующие больше времени на усвоение, которые надолго обеспечивают организм энергией, например цельная пшеница или бурый рис.


Вначале диетологи утверждали, что тело получает энергию именно из простых углеводов. И с их точки зрения нуждался в ней больше других органов. Мы подошли к важному различию мозга и тела. Тело может извлекать энергию и из жира, и из сахара, а вот мозгу для этого нужна исключительно глюкоза. Прежде чем бить тревогу (сахар!), поймите, что в этом нет ничего странного. Вообще, наш организм - машина, работающая на сахаре: глюкоза - его главное топливо и самый быстрый способ получить энергию. Каждый раз, когда вы едите продукты, от природы богатые углеводами, они немедленно превращаются в глюкозу. Она всасывается в кровь, которая разносит ее по всему телу, давая энергию для метаболизма. Глюкоза без проблем преодолевает гематоэнцефалический барьер, чтобы накормить миллиарды ненасытных клеток нашего мозга.

Так что не поддавайтесь на фокусы статистики: хотя углеводы действительно составляют относительно малую долю в общем списке веществ, из которых состоит мозг, в нем непрерывно, 24 часа в сутки, идет процесс утилизации глюкозы.

А поскольку мозг никогда не отдыхает, то и глюкоза расходуется так быстро, что у него попросту нет возможности ее запасать.

С точки зрения нейронутрициологии такие углеводы, как глюкоза, не могут быть нашими врагами, поскольку совершенно необходимы для нормальной умственной деятельности. Человеческий мозг так сильно зависит от глюкозы, что даже изобрел невероятно сложные способы превращать в нее другие сахара. Например, фруктоза, сахар, содержащийся во фруктах и меде, а также лактоза, молочный сахар, преобразуются в глюкозу, едва ее уровень начинает снижаться.



Диета для ума
Однако если вы уже потянулись за чем-то сладким, не спешите. Рассуждая об углеводах, автор книги «Диета для ума» Лайза Москони не имеет в виду пирожные и не советует вам наедаться конфетами. Хотя глюкоза входит в список избранных веществ, способных быстро проникать в мозг, ее доступ все-таки ограничен. В гематоэнцефалическом барьере есть специальные «сахарные ворота», работающие по механизму спроса и предложения: они открываются, когда уровень глюкозы падает, и запираются, когда он в норме. Если мозг активно работает и расходует глюкозу, он получает ее в необходимом количестве из кровотока. Но если мозг чувствует себя сытым и ему не нужно глюкозы больше, чем уже абсорбировано, лишняя порция пасты или мороженого не заставит его работать лучше или хуже - она просто наткнется на закрытую дверь. А вот вероятность, что она отложится на вашем теле в виде лишних килограммов, достаточно велика.


Пирожные не принесут пользу

Оказавшись в мозге, те минимальные количества глюкозы, которые не были немедленно израсходованы для получения энергии, превращаются в вещество под названием «гликоген» и запасаются впрок. Это самый эффективный способ сохранить полезные калории и обеспечить мозг запасом энергии в промежутке между приемами пищи. Однако эти запасы гликогена ничтожны. Наш резерв сохраняется при необходимости не более суток.

Когда поступление углеводов ограничено (обычно это меньше 50 г в сутки, что соответствует трем ломтикам хлеба), запасы гликогена быстро тают, и в результате над мозгом нависает потенциальная угроза. Но, как всегда, у нашего есть еще и план Б. Если запасы углеводов истощаются, план Б вступает в силу и мозг приказывает печени сжигать пищевой жир и синтезировать новые молекулы: кетоновые тела. Кетоновые тела - единственный альтернативный источник энергии для нашего мозга. Хотя мозг и может использовать кетоны вместо глюкозы, эта способность -исключение, а не правило. Сжигание кетонов вместо глюкозы - изобретенный организмом аварийный механизм выживания в экстремальных ситуациях и при голоде. Если бы мозг сам мог попросить вас его накормить, речь шла бы о глюкозе, а не о кетонах. Что еще важнее, мозг не может существовать исключительно за счет этих молекул. Он все равно требует, чтобы не менее 30% от всей энергии поступало к нему из глюкозы.

Когда мне было семь лет, как-то, гуляя с подружкой, я порезала палец. Мы пошли к ней домой, и её мама посыпала мне ранку сахаром. Я очень удивилась, но порез быстро зажил, поэтому просто забыла о случившемся. Вспомнила только тогда, когда увидела, как бабушка, измельчив толкушкой сахар в пудру, присыпала им пролежни парализованной соседке. Я расспросила бабушку, и она мне рассказала об удивительных свойствах сахара. Оказывается, если присыпать ранку сахаром, то она не загноится и быстро заживёт. Но присыпать можно только тогда, когда кровь остановилась, потому что сахар замедляет сворачиваемость крови.

Вчера в автобусе рядом со мной сидела маленькая девочка, все её руки были изуродованы старыми . Так и подумалось, как же она будет их стесняться, когда подрастёт.

Сладкая королева

Моя дочка всегда была непоседой, и, наверное, все неприятности, которые только могут произойти с ребёнком, мы пережили. Она всегда была непредсказуема, казалось, что за одну минуту ребёнок успевает сделать тысячу движений. Вот и кастрюлю с кипящей водой опрокинула на себя одним махом. Я сразу же сняла с неё платье и окатила холодной водой, но на ноге всё равно были сильные. Детский врач отправил нас в ожоговый центр, но пока он заполнял все необходимые бумаги, ребёнок выскочил в коридор с душераздирающими криками: «Я сказала, не пойду!» Было ей на тот момент не боль-ше пяти лет, и спорить с ней было просто невозможно. Недюжинный характер моя доча показала чуть ли не с самого рождения, и сделать что-либо вопреки её воле было просто невозможно.

Ещё в роддоме ребёнок отказывался подчиняться больничному расписанию, приводя медсестёр и врачей просто в ступор. Перед выпиской ко мне зашла лечащий врач и сказала: «Много я детей приняла, но, чтобы ребёнок сразу же стал показывать свой характер, такое встречаю впервые. Тут во все гороскопы начнёшь верить. Овен родился, да ещё в год Быка. Желаю вам терпения».

А терпение потребовалось с первых же дней выписки из роддома. Только домой приехали, пришлось отказаться от пелёнок и назначенного врачами бублика, дочка просто отказывалась спать и бесконечно плакала. В шесть месяцев, не научившись сидеть, она встала на ноги, а в семь пошла. В один год хорошо и чисто заговорила предложениями и была любимой собеседницей у соседских бабулек. Дочка рассказывала им всё о происходящем дома, утаить что-либо от её зоркого взгляда было просто невозможно.

В ожоговый центр я её всё-таки привезла, но так как там был карантин, а ей было больше трёх лет, находиться ря-дом с ней мне врачи не позволили, о чём горько пожалели уже в первые часы пребывания ребёнка в отделении. Ребёнок залез под кровать и плакал там во весь голос. Медицинский персонал потерпел фиаско: даже приподняв кровать, они не смогли оторвать детские ручонки от металлической сетки. Так что моя доча через сутки была выписана и выпровожена домой.

Если сказать, что в её глазах загорелся победный огонёк, то это не сказать ничего — она была просто счастлива. Мы приехали домой, и всё было спокойно, пока не пришло . Синие дочкины глазища так и шипели: «Не дамся!» А лечить-то её нужно! Думала-гадала, что делать? И тут бабушку вспомнила! Спросила у дочки:« Ты любишь конфеты?» Она сказала: «Люблю, но не очень!» Я дальше на хитрость пошла, говорю: «А давай ты у нас будешь сладкой королевой?» Она говорит: «Давай!» Я с серьёзным лицом объяснила ей, что тогда она должна быть вся сладкой, а для этого её нужно намазать сахаром. Она согласилась и, сопя, сама сняла бинты. А я развела сахар водой, чтобы получилась кашица, и нанесла на ожоги. Намазала, а забинтовывать не стала, чтобы не причинять потом боль, снимая бинты. Было лето, и дочка так и ходила обмазанная сахарной кашицей. Меняла я её 2 раза в де-нь. Уже много лет прошло, а от ожогов и следа не осталось, всё быстро зажило. Да и сахар смягчает рубцовую ткань, у дочки вообще шрамов не осталось.

У бабушки жжёный сахар был одним из излюбленных средств лечения. Многие рецепты я хорошо помню и, не заглядывая в её тетради (в которых она записывала рецепты лечения, свойства трав, дозировки, наш рост, вес, граммы, вообще всё), готовлю лекарства для своих близких.

Сухой кашель

В кастрюлю насыпать 4 столовые лож-ки сахарного песка, пос-тавить на медлен-ный огонь, постоянно по-мешивать. Когда мас-са станет темно-коричневого цвета, за-лить одним литром ки-пятка. Не убирать с огня, пока сахар полностью не растворится. Пить по пол-стакана 4 ра-за в день.

Бронхит

Вскипятить 1 стакан молока, добавить 1 столовую ложку растопленного сахара и 1 чайную ложку сливочного масла. Пить по 1 стакану 3 раза в день около одной недели.

Или сварить на медленном огне 200 г сахарного песка вместе с 1 чайной ложкой свежего, натертого на терке имбиря и с таким количеством воды, чтобы сахар не пригорел. Смесь варить до тех пор, пока не получится тягучая масса. Принимать по половине чайной ложки 3 раза в день.

Простуда

Натереть на мел-кой тёрке имбирь, отмерить 1 чайную лож-ку, залить 1 стака-ном кипятка, добавить 1 сто-ловую ложку сахара. Пить напиток только горячим 2-3 раза в де-нь, пока не станет лучше.

Гайморит

Мелко измельчить сосновые ветки, 1 чайную ложку хвои залить 1 литром кипятка, добавить полстакана сахара. Томить на медленном огне около 1,5-2 часов. Принимать по 1 столовой ложке 4 раза в день.

Слабые сосуды, кровотечение из носа

Натереть на мел-кой тёрке репу, отжать сок. До-бавить сахар (на 1 ста-кан сока 2 столовые лож-ки сахара), перемешать. При-нимать по 1 столовой лож-ке 3 раза в де-нь.

Икота

Если икота не проходит, то проглотите 1 чайную лож-ку сахарного песка и она быстро отступится.

Трещины на сосках, мастит

В 1 стакан холодного молока добавить 1 чайную ложку льняной муки и 1 чайную ложку сахара. Поставить на медленный огонь и варить, пока не получится густая кашица. Дать немного остыть и нанести на грудь, держать около получаса, затем смыть тёплой водой. Применять 2 раза в день до улучшения.

Маска для лица тоже хороша

Натереть на мел-кой тёрке пол куска детского мыла, за-лить горячей водой так, что-бы только скрыло, оставить на ночь. Взбить губкой в пену и до-бавить 1-2 столовые лож-ки сахара. Нанести на ли-цо и смы-ть тёплой водой. Эта маска своеобразный скраб, она счищает с лица омертвевшие частички эпителия. Поэтому количество сахара в пене каждый определяет для себя сам, от его количества зависит мягкость воздействия на кожу. При сухой коже скрабы лучше не ис-пользовать.

Упадок сил

В буфете у бабушки всегда была настойка из жжёного сахара. Готовила она её так. Насыпала 1 стакан сахара в кастрюлю, ставила на медлен-ный огонь и, постоян-но помешивая, выдерживала до тех пор, по-ка сахар не становился тёмно-коричневым. Снимала с огня и сразу заливала 1 литром водки, размешивала. Пили настойку буквально по 1 стопочке во время обе-да при упадке сил и во вре-мя тяжёлой работы.

Почему люди любят сладкое?

Мы привыкли считать, что сахар — белая смерть. По мнению врачей, он занимает второе место после табака, опередив по вредности даже соль. Часто сладкоежек в народе называют сухими алкоголиками. И поч-ти все дети, которые не-дополучают углеводы в естествен-ном виде (из фруктов и сухо-фруктов, семечек, орехов, мёда), тянутся к шоколаду, конфетам, всему сладкому, постепенно при-выкая к этим вредным продуктам. Как правило, вы-растая, они затем легко принимают .

Большинство людей любит сладости. Вред сахара в том, что излишнее его потребление приводит к вымыванию из организма человека кальция и витаминов. Снижается функция кровообразования, ухудшается обмен веществ, состояние костей и сердечно-сосудистой системы.

Но и без сахара организм не может — это своеобразный аккумулятор энергии. Просто не стоит злоупотреблять тортами, вареньем, лучше заменить их фруктами, овощами, потому, что большинство из них . Она легко расщепляется в организме и хорошо им усваивается.

Екатерина Зарудная, травница,
Архангельская область
г-та «Травинка» №16, 2013 г.

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР »

Выполнил : ___, 6 лет

Руководитель : Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара… . …6-7

3.2. Какой бывает сахар… . 7

3.3. Физические свойства сахара… . 7

3.4. Необычные свойства сахара… . 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни» ….10

«Посещение с родителями магазина продуктов» ….11

«Сбор информации из различных источников» …12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара » …. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара » …. 13

Опыт «Кристаллизация сахара » …. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения » ….15

Опыт «Сахарное стекло » …. …15

«Изготовление леденцов» …16

«Цветной сахар и сладости из него » …. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре… . ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости» …. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы :

Мы взяли тему для исследования про сахар , потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое : конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар . А раз это так, нам стало интересно : какой бывает сахар , где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить .

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара . Выявить полезные и вредные свойства сахара .

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара , узнать полезные и вредные свойства сахара .

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

2. Познакомить с историей происхождения сахара , с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком .

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар » .

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара , с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные ; - провести исследование «Свойства сахара » .

Объект исследования : сахар .

Предмет исследования : свойства сахара .

Гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар – ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования :

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы » и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него » ;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь» , «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории» ;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат : исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара , выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения : краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта .

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови -тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта .

*Создать условия для реализации проекта , исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями .

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта . *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1) .

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта .

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями) . *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1) . *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1) .

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара , с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре .

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар , «Какой бывает сахар » . *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы » . * Беседы : «Вред и польза сахара » ; «Дети, берегите зубы!» ; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара » ; - «Гигроскопичность» ; - «Кристаллизация сахара » ; - «Термическая обработка сахара и его изменения » ; - «Сахарное стекло » ; - «Изготовление леденцов» . * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре , загадывание загадок, разучивание стихов. *Изобразительная деятельность : - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима» , «Сладкая снежинка» ; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2) . *Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . *Дид. игры «Четвёртый лишний» , «Угадай на вкус» . *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп ) (Приложение № 4) . *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости » .

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар » . *Выставка «Сахарные радости » (Приложение № 5) . *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно -исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг : Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре . А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар ? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе . Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости » . Составили план мероприятий по реализации проекта .

Детям было дано домашнее задание : исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар , посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара . Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1) . В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости » , на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5) .

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара .

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник , растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый» , «сладкий» . В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел» . В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара . Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара .

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар , благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара .

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу . Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы . Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара . Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара .

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар . Сахар выпускается следующих видов : - Тот сахар , который можно найти в каждой семейной сахарнице , специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок . - «Кусковым» называют сахар , спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом» . - Тростниковый сахар из сахарного тростника .

2.3. Физические свойства сахара . Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться . 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность) . 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара .

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара , он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час . Результат вас будет достойный и удивит вас .

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара . Долго незаживающие раны, обработанные сахаром , успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара .

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение . Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза :

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию . При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред :

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов , он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета , инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами . Нами была выдвинута гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара , узнали, что существует несколько видов сахара , какой сахар , зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара , проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта , так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

Перспектива : эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников :

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар » , М.: ООО «Русагро-Сахар » , 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение » , Санкт-Петербург : Диля, 2009

3. Виды сахара : http://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -http://www.histpro.narod.ru/sugar.html - http://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар » , М.: АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - http://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - http://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -http://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов : http://giznyata.ru/