Чем отличается человек от животного обществознание. Отличия человека от животного

Сходство и отличие человека и животного

Сход­ства человека и животного :

1. одинаковый веще­ственный состав, строение и поведение организмов . Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чув­ства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.

3. У человека имеются рудиментарные органы , ко­торые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).

Отличия человека от животных и они фундаментальны:

1. наличие разума , но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезья­нами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помо­щью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компью­тером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.

У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению , то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлечен­ным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека . Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает , что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведе­ния и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.

2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала по­явились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в про­цессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.

3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.

4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.

5. В процессе труда произошло развитие руки , особенно большого пальца.

6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.

7. Человек хоронит умерших людей.

Вывод: главные отличия человека от животных - понятийное мышле­ние, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособле­нию человека от природы.

Человек - это животное, относящееся к отряду млекопитающих. Мы эволюционировали, т.е. произошли, от животных и соответственно должны быть очень похожи на них. В действительности это так и есть: строение нашего организма, строение и функции внутренних органов, процессы протекающие внутри организма, физиологические потребности идентичны таковым у братьев наших меньших. Но отличия все же есть, пускай и не так много, как можно было подумать. И так, ключевые отличия человека от животных:

Прямохождение

Самая отличительная особенность человека - прямохождение. Благодаря ей у человека освободились руки, что позволило пользоваться орудиями труда и другим инструментом. Но способность ходить прямо негативно сказалось на строении таза. Для удержания равновновесия кости таза расположены ближе, чем у животных, поэтому у человека роды протекают намного тяжелее и болезненно.

Речь

По сравнению с нашими дальними родственниками - шимпанзе, у человека гортань находится ниже, что дает возможность говорить. 350 тысяч лет назад человек получил дар от природы - подъязычную кость. Это единственная косточка, которая не крепится к другим костям, благодаря этому человек произносит слова членораздельно.

Шерсть

По сравнению с большинством представителей животного мира, человек кажется совсем голым. Хотя на теле человека столько же волосяных луковиц как и у шимпанзе, например, однако они короче и тонше.

Руки

Человек уникален тем, что он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это делает руки более цепкими и ловкими, позволяет человеку с легкостью использовать орудия труда, удобно держать ручку и другие пишущие предметы.

Мозг

Это, конечно, самое основное отличие нас от всех остальных животных. Мозг человека не самый большой - самый большой у кашалота, и не самый большой в соотношении от массы тела - у многих птиц мозг занимает 8 % массы тела, у человека - примерно 2,5%. Но все же мозг человека уникальный - благодаря ему люди могут размышлять, запоминать, осознавать, творить, исследовать.

Постоянный рост потребностей

Гипотеза эта отнюдь не нова, хотя в серьез об этом заговорили только недавно. Это даже мог заметить каждый из вас - потребности человека постоянно растут. Дайте нищему кров над головой и через какое-то время он захочет дом побольше и получше, дайте ему козу, которая будет давать молоко и через время он захочет корову... Это природа человека, он никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно хочет больше и больше...

Вполне возможно, что благодаря именно последней особенности люди стали теми, кем мы есть сейчас. Именно благодаря росту потребностей мы развивались сами и развивали свою цивилизацию, изобретали технические изобретения, делали научные открытия, творили шедевры искусства...

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Часть С

Позиция согласия с мнением – три аргумента :

1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

  • обладает мышлением и членораздельной речью
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  • воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек Животные
Мышление и членораздельная речь
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы.
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.
Выражает ценностное отношение к действительности.
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.
Биологические, социальные, духовные потребности
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные ):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне

Человек — разумное существо, которое способно мыслить, сознательно трудиться и воздействовать на окружающий мир. Способны ли животные выполнять все то, что делает сегодня человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться, чем человек отличается от животного.

Отличия человека от животного

Человек обладает разумом, который очень сильно отличается от разума животных. У людей он может не только развиваться, но и совершенствоваться в процессе обучения.

Основные отличия человека от животных:

1. Человек обладает речью и мышлением.

2. Люди относятся к прямоходящим существам. Такое хождения очень сильно изменило строение скелета.

3. Человек способен к осознанному творчеству.

4. Человек может предвидеть отдаленные последствия своих действий, а животные нет, они подчиняются своим инстинктам, а действия запрограммированы.

5. Люди могут создавать различные сооружения, орудия труда и прочее.

6. Животные удовлетворяют только биологические потребности. Люди в свою очередь удовлетворяют социальные, духовные и биологические потребности.

7. У человека более развиты руки. Он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это позволяет нам использовать конечности для создания орудия труда и других предметов.

8. Если сравнить человека с животным, то окажется, что мы практически голые. У животных очень много шерсти на теле, хотя на человеческом теле имеется столько же волосяных луковиц, как, к примеру у шимпанзе.

  • Это интересно —

ЧЕЛОВЕК

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Бытие человека

Потребности и способности человека

Деятельность человека, ее основные виды

Деятельность и творчество

Общение как деятельность

Цель и смысл жизни человека

Личность

Внутренний мир человека

Сознательное и бессознательное

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” - человек и “генезис” - происхождение).

Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.

Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).

Отличия человека от животного

Человек Животное
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.

Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).

Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека

(по Леруа Гурану)

Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.