Современные игры на свежем воздухе для молодежи. Подвижные игры для веселой компании взрослых

С чем у вас ассоциируется словосочетание "отдых на природе"? Конечно, с летом, рекой, пляжем, лесом, шашлыком и хорошей компанией. Но как сделать так, чтобы отдых вам надолго запомнился? Для этого к банальному купанию в реке и поеданию шашлыков можно добавить на природе. Эта статья обязательно поможет вам провести отдых с пользой для души и тела.

Веселые конкурсы на природе

1. "Твистер". Это, наверное, самая популярная игра среди молодежи, которая подходит для любой компании, независимо от пола и возраста. Правила довольно просты, от вас лишь потребуется небольшая сноровка. Итак, перед вами находится коврик с нанесенными кругами разных цветов. Ведущий крутит рулетку и указывает игрокам, в какой сектор им надо ставить руку или ногу. Твистер способен "завязать в узел" даже несколько человек. Стоять и балансировать приходится порой в очень неудобных положениях, от чего всем становится еще веселее.

2. Дартс. Для этого вам понадобятся дротики и мишень, которую можно будет закрепить на одном из деревьев, находящихся вблизи места вашего отдыха. Далее все просто - разбейтесь на несколько команд и проведите турнир. Чья команда наберет больше очков, та и выиграла.

3. Фрисби, иными словами, тоже можно использовать, проводя смешные конкурсы на природе. Игроки делятся на две команды. Целью каждой из них является передача "летающей тарелки" своему игроку, а соперники должны любой ценой пресечь эту подачу и схватить фрисби на лету. Здесь нужно обладать хорошей меткостью, ловкостью и скоростью. Тоже очень хороший вариант для проведения отдыха с пользой!

Это все что относится к активным играм. В конкурсы на природе для молодежи можно добавить и перчинку, например, если отдыхающие собрались в основном парами.

1. "Контакт". Для этого конкурса необходимо заранее подготовить 2 комплекта бумажек, на которых будут перечислены все части тела человека (голова, рука, спина и т.д.). Затем игроки делятся на пары - парень/девушка. Каждый участник поочередно берет по бумажке и читает, что там написано. Например, девушка вытянула листочек с надписью "Рука", а молодой человек - "Спина". Теперь они должны соприкоснуться этими частями тела. Во втором кругу игры каждая пара опять достает по бумажке. Суть состоит в том, что молодые люди, сохраняя свой прежний контакт, должны соприкоснуться новыми частями тела. Выигрывает та пара, которая как можно дольше не сошла с дистанции, т.е. сумела удержаться в "контакте".

2. "Сладкоежка-барабашка". Очень веселый конкурс. В игре принимают участие два человека, которые по очереди берут в рот конфету и обзывают своего соперника сладкоежкой-барабашкой. На первый взгляд, может показаться, что в этом нет ничего сложного и смешного. Но это не так. В этой игре есть одно условие - конфеты съедать нельзя! И поэтому, чем больше у игрока во рту сладостей, тем сложнее ему произносить фразу "Сладкоежка-барабашка", т.к. получается очень смешно и порой непонятно. Кто больше затолкает в рот конфет и при этом доступно будет говорить, тот и выиграл!

3. "Налей в стакан воды". В игре участвует любое количество игроков. Перед каждым ставится пластиковый стакан (0,5 л) и дается бутылка с водой, напоминающая брызгалку (крышка в ней с отверстием). Условия конкурса достаточно интересны. Игрокам предлагается как можно быстрее заполнить стакан водой, не прибегая к помощи рук. Довольно смешно смотреть на участников. Победа достается тому, кто раньше всех наполнит стакан водой. А чтобы еще интересней было проводить смешные конкурсы на природе, можно придумать какие-нибудь призы с юмором. Тогда у участников будет дополнительный стимул, чтобы выиграть!

Это далеко не все смешные конкурсы на природе! Вы можете придумать что-то свое, исходя из вкусов своей компании. Приятного отдыха!

На выходных была такая жара, что на улицу выходить совсем не хотелось. А тащиться на пляж - просто пытка, когда на градуснике +35. Посему затарилась в ларьке журналами и газетами и попивая холодную колу расслабляла свой мозг ненапрягающим, в том числе и женским чтивом.


Мишки - бум!

Интереснее, если в компании никто (или большинство) о правилах игры не знает. Ведущий просит участников встать в шеренгу, сам становится первым и заявляет: "Вы мишки. Мишки идут гулять (все вперевалку топают на месте), мишки устали - сели передохнуть ("мишки" садятся на корточки), отдохнули - снова пошли. Шли, шли -устали, сели. Так можно повторять, снабжая рассказ подробностями в стиле "светило солнышко, пели птички" и пр. Когда все расслабятся и в очередной раз присядут, ведущий говорит: "Мишки - бум!" - и легко толкает плечом следующего за ним игрока. Мишки валятся один за другим по принципу домино. Все хохочут от неожиданности: действительно, мишки - бум!

Кто идет на север?
Здесь также, как в "Мишках" - чем меньше участников знает правила игры, тем лучше. Идеально, если их знает только ведущий. Он предлагает отправиться в экспедицию на север. Для этого нужно собраться. Каждый должен предложить необходимые для похода вещи. Все садятся в круг, ход от участника к участнику передается с каким-нибудь предметом (ложка, вилка, карандаш - все что угодно). Ведущий (он знает правила и всегда идет на север) начинает. Он говорит: "Я иду на север и беру с собой... теплый шарф" и передает ход соседу. Передавая ход (то есть какой-то предмет), произносит слово "пожалуйста" и добавляет "И я иду на север". Следующий игрок, который не знает правил (тех, кто догадывается сразу, обычно нет), говорит "Я иду на север и беру с собой... теплые перчатки" и молча передает ход. Ведущий констатирует: "И он НЕ идет на север". Собственно, смысл игры в том, что при передаче хода играющие обязательно должны произнести волшебное слово "пожалуйста", а все, как правило, сосредоточиваются на списке вещей и не могут понять логику, по который ведущий одних берет в экспедицию, а других нет. Через какое-то время те, кто сумел догадаться, в чем дело, пытаются натолкнуть на правильную мысль остальных, и начинают брать с собой на север всякие крайне "полезные" в этом путешествии вещи
- купальники или средства для загара, погромче произнося при этом слово "пожалуйста". Можно еще подсказывать, говоря, что на север идут только вежливые и воспитанные. Игра заканчивается тогда, когда все догадались, как пойти на север.

Роддом
Все участники делятся на пары: М и Ж. Вне пары - только ведущий. Все мужчины в игре - матери новорожденных, все женщины - отцы. Игра имитирует ситуацию, когда матери в палате за закрытым окном пытаются сообщить стоящим на улице отцам подробности о младенце. Соответственно друг друга они не слышат - можно только использовать жесты. Участники пары садятся друг напротив друга. Ведущий раздает "матерям" листочки, где написаны подробности, например надо мимикой и жестами показать, что "это мальчик, и его уши совсем как у твоего дедушки" (желательно, чтобы у каждой пары задания были равноценны по сложности показа). "Отцам" ведущий дает ручки и чистые листочки. По команде пары начинают игру: мужчина-"мать" пытается донести партнеру то, что написал ему ведущий. Женщина-"отец" записывает на своем листочке то, что увидела и поняла. Время ограничено - например, минутой. Побеждает пара, у которой то, что увидела женщина-"отец", окажется ближе к заданию ведущего.

Змея
Ведущий подходит к каждому игроку и произносит: "Я змея, змея, змея... Я ползу, ползу, ползу... Хочешь быть моим хвостом?" Тот отвечает: "Хочу!" - и становится сзади, обхватив "голову змеи" за талию. Так они подходят ко всем остальным и уже хором просят их присоединиться. Когда змея становится длинной и больше никто не желает быть хвостом, змея говорит: "Я голодная змея, укушу за хвост себя!" - и пытается поймать свой хвост. Игрокам нужно крепко держаться друг за друга, а хвосту - уворачиваться от головы. Те, кто оторвался, выходят из игры, а змея продолжает ловить свой хвост.
Можно усложнить игру: когда новые игроки присоединяются к хвосту, они должны проползти на четвереньках у змеи между ног, начиная с ее головы. У этой игры правило - нельзя отказываться. Если компания большая, можно собрать две змеи, каждая пытается поймать хвост другой. Выигравшая змея "съедает" проигравшую - та проползает у победителей между ног.

Поменяйтесь местами!
Компания садится на стулья (их на один меньше, чем участников) по кругу, ведущий в центре, он объявляет: "Поменяйтесь местами все, у кого..." - он может называть все что угодно, от "у кого голубые глаза" до "у кого было больше десяти любовников" или "кто любит блондинов (блондинок)", "кто не носит стринги"... Чем дольше игра, тем откровеннее вопросы. Названные игроки (голубоглазые или любители блондинов) должны встать и быстро пересесть на одно из освободившихся мест. Если критерий отбора относится и к ведущему, тот тоже принимает участие в поиске сидячего места, тогда тот, кому не хватило стула, становится новым ведущим. Если встал только один человек, то он и продолжит вести игру, а старый ведущий садится на его место. Чтобы люди не засиживались, можно периодически командовать: "Поменяйтесь местами все, у кого сейчас хорошее настроение!"

МПС
Тут требуется один "незнайка"-жертва. Ему объясняются правила: он задает вопросы игрокам по кругу, игроки отвечают ему "да" или "нет". Задача "незнайки"- угадать, кто скрывается под аббревиатурой МПС. Все становятся в круг, "незнайка" (он в центре) начинает задавать вопросы. Хитрость в том, что, отвечая на вопрос "Это мужчина?", один игрок может сказать "да", а следующий - "нет" (потому что МПС - это "Мой правый сосед", и каждый игрок, стоящий в круге, говорит о своем соседе справа). Обычно "незнайка" догадывается о том, кто такой МПС, когда начинает задавать по кругу один и тот же вопрос. Но случается это, как правило, круге на пятнадцатом. Есть и вариация на ту же тему: "жертве" на лоб клеится стикер, на котором написан любой персонаж - будь то Александр Пушкин, Буратино или даже сама жертва. Можно поиздеваться еще больше и обозвать жертву тыквой или свиным гриппом. Цель жертвы - получая на свои вопросы ответы "да/нет", как можно быстрее догадаться, что написано у нее на лбу.

Висит груша
Игра-розыгрыш. Нужно В выбрать артистичную пару - желательно девушку и молодого человека, но не обязательно. Двое ведущих разводят их и объясняют задание. Одному говорят, что он должен будет пойти в комнату, взять стул и делать вид, что вкручивает лампочку. Напарник или напарница будет всячески ему мешать. Цель игрока "с лампочкой" - с помощью жестов объяснить товарищу, что он делает нужное дело и скоро в комнате будет светло. Говорить нельзя. Второму объясняют, что первый игрок изображает человека, который решил повеситься, и задача - без слов отговорить его от безумного шага. Пока их инструктируют, остальным тоже объясняют, в чем суть дела, и когда участники игры заходят в комнату, зрителям уже заранее весело.

Снежинки
Каждому в компании выдают по "снежинке" - маленькому комочку ваты. Участники разрыхляют свои "снежинки", одновременно запускают их в воздух и начинают дуть снизу, чтобы ватки как можно дольше были в воздухе. Побеждает тот, чья снежинка последней упадет на пол.

Ноев ковчег
Ведущий заранее пишет на листочках названия животных (каждой твари - по паре: два зайца, два жирафа, два слона...), сворачивает бумажки и кладет в шапку. Каждый участник вытаскивает "свое предназначение", а ведущий объявляет, что теперь требуется найти свою пару, но нельзя издавать звуки и говорить. Нужно с помощью мимики и жестов изображать свое животное и искать "себе подобного". Побеждает та пара, которая воссоединится первой. Можно загадывать характерных животных вроде зайца (показал уши - и готово), интереснее придумать кого-то менее узнаваемого, например бегемота и рысь.

Сломанный факс

Играют две команды. Все бегают друг за другом, каждый получает листок бумаги и карандаш. Последним в обоих рядах ведущий показывает несложный рисунок, участники должны нарисовать то же мое на своем листе, лежащем на спине стоящего впереди игрока, который:вою очередь воспроизводит рисунок по ощущениям. Выигрывает команда, чей итоговый рисунок больше похож оригинальный.

Кавалеристы
Чем больше пар, тем интереснее. Надо, чтобы в каждой паре был парень (еще лучше, если это будут парень и девушка). Кавалерист надевает кепку или панаму и садится на печи (на спину) "коня". Цель - сорвать как можно больше шапок с "врагов", не потеряв при этом свою.
Понадобится пара десятков шариков двух цветов и много пространства. Каждый участник привязывает к ноге надутый воздушный шарик (чтобы шарик лежал на земле, а лучше немного волочился). Задача - ударами ног уничтожить все шарики соперников и уберечь свой. Игрок, чей шарик цопнул, выбывает. Побеждает тот, у кого остался последний целый шар.

Кенгуру
Это игра-розыгрыш напоминает популярного "крокодила" (или "ассоциации" - когда игроки делятся на две команды, из группы противников выбирается "жертва", ей загадывается слово или фраза, название фильма или книги — и нужно мимикой и жестами донести эту информацию до своих, чтобы те угадали). Но здесь все проще.
Ведущий, отозвав одного игрока в сторону просит его показать кенгуру. Подвох в том, что абсолютно все в курсе, что это за слово. Их задача - строить какие угодно нелепые догадки, только не произносить "кенгуру". Обычно игра продолжается долго: несчастный кенгуру тычет на свой живот и скачет перед умирающими со смеху зрителями, которые недоуменно предполагают: "беременный заяц... хромающий динозавр..." Главное - вовремя сжалиться над несчастным, который в отчаянии от несообразительности друзей машет руками и кричит: "Показываю для идиотов еще раз!" - и остановиться.

Улитки
На земле нужно нарисовать две линии на расстоянии двух-трех метров. Задача игроков -дойти от старта до линии финиша как можно медленнее, но ни в коем случае не останавливаясь и не меняя направления движения. Побеждает самая медленная "улитка".

Слова, слова
Игра для тихого, дождливого вечера на даче. Вариаций несколько.
Первая: на все про все дается не более трех минут. За это короткое время участники должны написать небольшой рассказ, в котором все слова (включая предлоги) должны начинаться на одну букву.

Вторая: выбирается слово не очень длинное, но и не очень короткое. Оно должно быть непременно существительным в единственном числе. Даются те же три, а может, и пять минут. За это время только из имеющихся в слове букв(если в слове одно "Н", то с удвоенной "Н" слово использовать нельзя) нужно составить как можно больше слов (тоже существительных и тоже в единственном числе). Выигрывает тот, у кого слов получилось больше.

Третья: почти рукотворный "Эрудит". Придумывается слово, а к нему добавляются приставки и суффиксы, чтобы образовались новые слова. Приписывать можно, как горизонтально, так и вертикально. Строго по одной букве с каждого игрока.

Принцесса на горошине
Участники игры стоят лицом к зрителям, позади каждого стул. Ведущий кладет на него ложку, катушку ниток или маленький кубик - и накрывает его тонкой подушкой. Игроки по очереди садятся на стул и пытаются угадать, что за предмет под ними. Времени - 2 минуты, не больше. Другая вариация: на стул кладут грецкие орехи (ну почти горошины?). В этом случае игрок пытается определить, сколько их - этот вариант наиболее близок к сказке.

Евгения Митина, журнал Cosmopolitan (июль/август 2009)

Всем спасибо за внимание, любите

Запланировали провести выходные на природе, но не знаете, как сделать отдых нескучным? Для веселой компании можно подготовить различные нестандартные конкурсы. Это всегда воспринимается с радостью - неважно, отдыхаете вы с семьей или же с сотрудниками, никто не откажется от интересного времяпровождения. Главное - выбрать правильные конкурсы. Подборка конкурсов на природе для взрослых должна быть разной - в программе должны присутствовать и спокойные конкурсы, и подвижные. То есть развлечения лучше подобрать комбинированные.

К примеру, эстафета. Ее можно сделать тематической с разной историей. Первый вариант «Налил, выпил, закусил» - участвуют две команды по 3 человека. Из необходимого инвентаря - стол, рюмка, полная бутылка и закуска. Первый участник должен добежать до столика и налить в стакан или рюмку жидкость, напиток (при этом не обязательно, чтобы это было что-то алкогольное). Второй - должен налить в рюмку и выпить. А третий - подбежать и закусить - это могут быть фрукты или овощи - в принципе, все, что есть, как правило, на пикнике.

Конкурс «Ластотрасса» - дистанция должна быть пройдена в соответствующем обмундировании - то есть в ластах. Проходить ее надо, глядя в бинокль, который повернут в обратную сторону. Это занятие никого не оставит равнодушным - улыбки зрителям будут обеспечены.

Игра «Глазомерщики». Каждая команда чертит круг (диаметр которого примерно 50 см.). Участник по очереди одевают повязку на глаза и становятся в центр круга. Условие, которое надо выполнить - сделать 8 шагов из круга и вернуться на место. Все члены команды отсчитывают шаги вслух. Следующий по очереди участник приступает к выполнению задания только в том случае, если предыдущий участник команды полностью справился с заданием. Если же он промахнулся или остановил шаг на пределах границы - тогда участнику придется заново пройти это задание. Та команда, у которой лучше настроен глазомер, и которая быстрее справляется с задачей - выигрывает.

Конкурс «Передавалки» - это своеобразная эстафета. Условия таковы: один участник передает какой-либо предмет нестандартными методами. Главное не только передать предмет последнему участнику команды, но и соблюдать важное правило - если передаваемый предмет падает на землю, то команда проигрывает. К примеру: мяч передавать, держа его под подбородком; палку - держа между ногами; книжку - зажав в подмышках; на указательном пальце - пуговицу.

Конкурс «Мокрая подача». Правила игры, как в волейболе. Две команды разделяются на равное количество участников. Очень удобно, если натянута волейбольная или теннисная сетка. Заблаговременно надо наполнить водой воздушные шарики - их должно быть нечетное количество. Шарики с водой постепенно вводятся в игру. Члены команды становятся по обе стороны натянутой сетки и начинают перебрасывать шарики на сторону «вражеской» команды. Главная задача каждой команды, - чтобы «мокрая» подача произошла не на их территории. Игра продолжается до последнего шара, а итог подбивается подсчетом мокрых пятен на песке. Игра идеально подходит для летнего отдыха в жаркую погоду.

«Застольная». Подойдет для больших коллективов. Команды подбираются по 4-5 человек. Капитану команды дается ягода, овощ (к примеру, дыня или арбуз) и орудие труда. Задача - кто быстрее съест продукт, у того в руках и победа. Но! Резать и раздавать кусочки арбуза или дыни имеет право только капитан, а сам он только может съесть последний кусочек.

«Аквагрим». Для этого конкурса вам понадобиться самая простая гуашь. Гости, одетые в купальники, делятся на пары, и начинается сеанс «боди-арта». После - дефиле с демонстрацией шедевра. Лучшая творческая работа получает выигрыш. Не забудьте провести фотосессию. Ну а в конце конкурса - веселое купание.

Ни один шумный и веселый праздник не обходится без подвижных игр, веселых эстафет и массовых развлечений. Они создают особую атмосферу общего веселья, оживляют затихающий праздник и объединяют всех гостей. Особенно хороши разные соревновательные игры на корпоративных вечеринках, так как способствуют сплочению коллектива и в ненавязчивой игровой форме поднимают в коллективе командный дух.

Многие подвижные игры и эстафеты , которые входят в развлекательную программу взрослых праздников - родом из детства, но развеселившиеся до определенного «градуса» взрослые гости играют в них с большим азартом.

Предлагаем большую подборку подвижных игр для любого праздника, в которой собраны игры и конкурсы на разные случаи: для семейных праздников, для молодежных вечеринок или для корпоративных мероприятий - выбор за вами.

1. Подвижные игры для любого праздника:

"Две сороконожки".

Это веселое развлечение для поднятия настроения. Всех гостей делят на две команды - это и будут две «сороконожки». Каждый игрок встает за спиной другого, берет за талию впередистоящего.

Затем включают веселую музыку и «сороконожкам» дают разные команды: «обогнуть препятствия» (предварительно можно поставить стулья), «двигаться, присев на корточки», «разъединить вторую сороконожку» и т.п.

Эту затею можно сделать командной, придумав систему подведения очков, но лучше ее устроить просто для веселья и оживления или во время танцевального перерыва.

"Музыка нас связала".

В зависимости от того, сколько пар игроков ведущий планирует вызвать, столькими мотками неширокой ленты ему и предстоит запастись. Длина ленты - не менее пяти метров.

Девушки наматывают эту ленту себе на талию (удобнее, если кто-то поможет), а их кавалеры по команде ведущего подходят к своим партнершам прикрепляют свободный конец ленты к своему поясу и быстро под зажигательную музыку начинают крутиться вокруг своей оси. Это нужно для того, чтобы все пять метров ленты оказались намотаны уже на его талию.

Какая пара быстрее переместит ленту с женской талии на - мужскую, та и победила.

"Переполох в курятнике".

Для этой подвижной игры вызываются или создаются на месте пары, в каждой - по одному из представителей сильной и слабой половины человечества, им предстоит поучаствовать в забавной погоне.

Мужчинам завязывают глаза, но предварительно они договариваются со своими дамами, кто и как будет «кудахтать»: ко-ко-ко, кудах-тах-тах, цыпа-цыпа, пи-пи-пи, чив-чив-чив и так далее - кому насколько хватит фантазии, по этому призыву каждый мужчина с завязанными глазами должен поймать свою «курочку».

Сразу стоит предупредить, что помещение для воображаемого курятника должно быть небольшим. Если в распоряжении ведущего слишком внушительные пространства, то советуем отгородить «куриный закуток» обыкновенными стульями. «Переполох» лучше всего устраивать под музыку - в этом случае подойдет музыкальная тема из мультфильма «Ну, погоди!», когда волк тоже оказывается в курятнике.

"Артиста ноги кормят".

Тамада торжественно объявляет, что для постановки нового блокбастера ему нужна «семерка отважных», семь самых талантливых и красивых гостей. Если таковые не находятся, то сам проводит отбор и выбирает кандидатуры на роли. Затем раздает им небольшой реквизит или просто карточки с названием ролей: Колобок, Бабка, Дед, Зайка, Волк, Медведь и, конечно, Лиса.

Затем говорит, что напрасно мы думаем, что артистам живется легко. «Тяжела и неказиста жизнь российского артиста» - им, порой, чтобы роль получить, ой, как много побегать надо. Поэтому, если хотите стать звездами - нужно потренироваться.

Стоит 7 стульев, «артисты» садятся, но как только в тексте прозвучит имя его героя, он быстро встает и оббегает вокруг стульев. Ведущий читает сказку «Колобок», только чтобы было интереснее и неожиданнее для участников - импровизирует, и то придерживается сюжетной линии, то сочиняет от себя - чтобы никто подолгу не засиживался.

Вот пример: «Жили-были дед да Бабка… Тут к Бабке с Дедом приходит в гости … Медведь! И грозно спрашивает, почему у Деда с Бабкой нет детей. Испугавшись, Дед с Бабкой хватают первого попавшегося Зайку и предъявляют Медведю. Но Медведя не так-то просто обмануть. Тогда Дед и Бабка начинают печь Колобка…»

Когда гости вволю набегаются, можно вручить каждому диплом заслуженного артиста, попросить зрителей искупать их в овациях и еще раз напомнить, что «начинающего артиста ноги кормят».

Такие бегалки могут быть тематическими и универсальными, и они относятся к разряду популярных

"Приключения на болоте" .

Двум участникам этих «болотных» соревнований выдается по паре листов бумаги - они будут изображать кочки. Цель игроков: перейти из одного конца комнаты или зала в другой, подкладывая по очереди один лист бумаги себе под ноги. Наступать можно только на выданные «кочки».

Победит тот, кто быстрее пройдет полосу препятствий туда и обратно, ни разу не оступившись с бумажного листа.

Кстати, можно усложнить задачу и потребовать от участников конкурса, чтобы они что-нибудь принесли с противоположного конца комнаты, то есть туда они идут налегке, а обратно несут в руках, например, бокал или рюмка, наполненная до краев спиртным. Кто придет последним выпивает обе в качестве штрафа, а победитель получает приз

"Дерни за веревочку…"

Для этой игры на середину зала ставятся два стула, под стульями кладется веревочка (длина должна совпадать с шириной двух стульев), так чтобы ее концы торчали совсем чуть-чуть из-под стульев. Затем вызываются два игрока, которые под музыку артистично ходят вокруг посадочных мест, а как только музыка замолкает - должны прекращает быстро сесть на стул и дернуть за веревочку, лежащую под ним. Так повторяется три раза.

Побеждает тот, кто чаще сможет выдернуть веревку в свою сторону - ему и приз!

"Бой на выживание" .

На щиколотки участников (количество может быть любым) привязывают надутые шарики, по два шарика каждому. По команде все бросаются лопать друг у друга шарики ногами, стараясь защитить свои.

Игра продолжается до последнего шарика. Победитель - обладатель того самого последнего шарика.

(Более экстремальные варианты подвижной игры с шариками можно найти )

2. Командные игры и эстафеты для любого праздника:

"Передай «колбаску".

Формируются 2 команды, с любым количеством участников, главное, чтобы получились равноценные команды. Выстраиваются в затылок друг другу, каждой команде выдается длинный шарик - колбаска. Задача: зажатую между ног «колбаску» быстро передать от начала своей колонны до конца. Последний в колонне, получив шарик, зажимает ее крепче и бежит к первому игроку, занимая его место. И так пока, вновь первый игрок не встанет на свое место. За каждое падение шарика - снимается один балл

Победит команда, сделавшая все быстрее и с меньшим количеством штрафных баллов.

"Шустрая ложка".

Ведущий собирает две команды - мужскую и женскую. Они становятся друг против друга. Каждой сборной выдается по большой столовой ложке. По команде ведущего каждый игрок должен «пропустить» ложку, то есть продеть ее через какое-либо отверстие в своей одежде (через рукава, штанины, пояс, бретельки). Затем «шустрая ложка», дойдя по последнего игрока команды, должна вернуться обратно точно таким же образом.

Выигрывает та команда, чья лодка окажется «шустрее».

Веселая эстафета "Паром и паромщик".

Для этой эстафеты потребуются двое санок-ледянок и длинная веревка, метров десять. Из каждой команды выбираем самого сильного участника и отправляем его на «противоположный берег». Те, кто остался на «этом берегу» (их должно быть не менее десяти человек), по очереди усаживаются в санки. Силач на противоположной стороне подтягивает их к себе, как бы переправляя через реку. Потом помощники ведущего доставляют ледянки обратно, и на них загружается следующая партия.

Во второй раз «паромщику» работать гораздо легче, поскольку уже переправленные товарищи вполне могут помочь ему в работе. Кстати, «в пути» случается разное, и, если есть упавшие с санок, то они выбывают из игры и считаются «утопленниками». На финише обязательно идет подсчет игроков, благополучно переправившихся на другой берег.

Побеждает та команда, которая больше переправит народу и быстрее справиться с этой задачей. Такие подвижные игры особенно азартно проходят намолодежных вечеринках иликорпоративных праздниках.

"Как ваше здоровье?"

Для разнообразия предложите гостям смерить друг другу температуру. После чего предъявите огромный бутафорский градусник. Ведущий набирает команду мальчиков и девочек. Огромный градусник, естественно, ставят под левую подмышку первому игроку-мужчине. Он должен измерить температуру у противоположной ему дамы, не использую руки, то есть градусник должен перекочевать от одного предполагаемого больного к другому. И так до тех пор, пока игроки не выяснят, у кого же из них жар. «Заболевший», то есть выронивший градусник, выбывает из конкурса.

Побеждает самая «здоровая» команда (потерявшая меньше игроков). Если обе команды окажутся в равном положении - конкурс можно повторить, усложнив условия, например, убыстрить темп (сделать соревнование на время) или предложить передавать через одного, при этом тот игрок, что окажется в середине, не должен никак помогать.

"Гонки в ступе".

В этой игре участники будут изображать бабок-ежек, поэтому им понадобится «ступа» и «метла» (ведро и швабра). Ведро должно быть обязательно с ручкой, так как при беге его нужно придерживать.

Ведущий собирает две равные команды. Одну часть каждой команды он ставит на одном конце зала, другую - на противоположном. Первый из участников помещает левую ногу в ведро, в руки берет швабру и, придерживая ведро за ручку, спешит к своей команде, стоящей на другом конце. Там он передает «сказочный» реквизит товарищу по команде, и тот в свою очередь устремляет бег в обратную сторону.

Когда взрослые люди всего на несколько часов выбираются на природу, в лес или на шашлыки, то им хочется на это время оставить всю свою серьёзность и устроить игры на природе для веселой компании взрослых.

Разумеется, подвижные игры на свежем воздухе требуют определённой подготовки, свежих идей, но можно ограничиться и привычным набором:

  • игрой в карты;
  • забавами с мячом;
  • известной игрой «крокодил».

Но гораздо больше понравятся отдыхающим весёлые, задорные игры для свежего воздуха, которые увлекут всех присутствующих на пикнике.

Паутина

Для этого конкурса потребуется верёвка, которую нужно хаотично натянуть между деревьями, чтобы образовалось подобие паутины. После этого участники должны на скорость пробраться через «паутину», не задевая её.

Немой строй

Ведущий должен выстроить участников в ряд и объяснить им правила игры. Итак, ведущий, проходя сзади строя, каждого участника будет хлопать ладонью по спине разное количество раз (являющееся его порядковым номером). Затем по сигналу участники должны молча, не произнося ни звука, построиться в обозначенном порядке. Шутка состоит в том, что ведущий может присвоить двум участникам одинаковые номера, а какие-то пропустить. Вот и получается путаница с рядами. Такие игры на природе для весёлой компании полезно снимать на камеру, поскольку позднее самим её участникам будет забавно посмотреть на себя со стороны: подмигивающих, нечленораздельно мычащих, толкающихся один с другим. Весёлое развлечение!

Охота на кабана

В игры на природе для компании взрослых с большим успехом можно добавить и эту игру, в которой предварительно нужно набрать две команды охотников и «жертву-кабана». Оружием охотников могут быть стикеры-наклейки, причём у каждой команды своего цвета. Их нужно наклеить на мишень – расчерченный кругами картонный круг, привязанный «кабану» чуть пониже спины. Убегающий «кабан» должен уворачиваться, а цель охотников – попасть как можно точнее. По прошествии оговоренного времени игра прекращается, и определяется команда-победитель, попадавшая в мишень чаще. Ей и достаётся приз либо она придумывает наказание для проигравшей команды. Этот и другие веселые конкурсы на природе развеселят любую компанию, превратив вылазку на природу в отличный отдых.

Болото

В этой игре каждому участнику, помимо хорошего настроения, потребуется клочок картона или бумаги. Поблизости нужно оградить ветками и прочим подручными материалами территорию условного «болота», которое и должны преодолевать участники. Но прямо по болоту им идти нельзя, а только по кочкам, которыми и являются куски картона. Игра довольно простая, но требует определённой ловкости, а оступившиеся и «тонущие» участники вызовут всеобщий смех.

Сардины

Так назвали игру, которая является вывернутой наизнанку классической игрой в прятки. Если в последней один водящий ищет всех остальных спрятавшихся участников, то в «сардинах» все ищут одного. Причём тот, кто нашёл спрятавшегося человека, присоединяется к нему, и так продолжается, пока последнему участнику не придётся искать всех остальных. Разумеется, место для пряток должно быть достаточно просторным, чтобы вместить всех прячущихся в нём игроков.

Охотники за подарками

На пикнике с шашлыками у берега озера прекрасно подойдёт подобная игра. Её участников нужно разбить на несколько команд, которых будет объединять цель быстрее других отыскать спрятанные сокровища:

  • напитки;
  • фрукты;
  • закуски.

Делается с дюжину записок, в каждой из которых указывается, где искать следующую. При этом часть записок нужно спрятать, а другую можно поместить в обменном пункте. Чтобы там её заполучить, придётся выполнить заранее придуманное задание, которое может быть очень необычным и весёлым. Из этого веселья можно сделать интересную корпоративную игру на природе , способную сплотить новый коллектив.

Сорви шапку

Тот, кто ищет игры для активного отдыха на природе, может сыграть в эту несложную, но забавную игру на любой открытой площадке или в парке. Участники игры должны образовать круг, в центр которого запускают двух игроков, у которых:

  • одна рука привязана к телу;
  • на голову надета шапка.

В игре каждый стремится снять шапку с головы соперника и не позволить похитить свою. Шум и веселье минут на 20 обеспечены.

Донести яйцо

Эта забавная игра хороша для пикника и потребует сформировать две команды участников. Участник каждой команды должен донести до настоящей или условной сковороды сырое яйцо, которое лежит в зажатой между зубами ложке, и передать его повару. Разумеется, яйцо нельзя брать в руки.

Видео об играх на природе для компании взрослых

Шляпа

Участники разбиваются на пары или команды, им выдаётся произвольное количество клочков бумаги, на которых те пишут словосочетания или отдельные слова. Бумажки сворачиваются и складываются в шляпу. По жребию определяется первая команда. Один участник должен загадывать, а другой отгадывать слово. За минуту нужно объяснить своей команде как можно больше слов с бумажек, не называя их прямо или используя однокоренные слова. Игра продолжается до окончания всех бумажек с загадками. Затем подсчитываются результаты, выигрывает команда, угадавшая больше слов.

Игры с мячом

Вариант комического футбола

Подвижные игры на свежем воздухе для подростков могут быть интересны не только классическим футболом, но и пародийной его формой. Например, нужно разбить участников на две команды, наметить ворота, ведь голы и здесь придётся забивать. Затем футболистов каждой команды предварительно разбивают по парам и связывают правую ногу одного игрока с левой другого. И вот стреноженные таким образом игроки пытаются завладеть мячом, довести его до чужих ворот и забить гол. Чаще же они с хохотом падают на траву.

«Слепой» футболист

Ещё одна вариация на тему футбола. В неё можно спокойно играть в лесу, поскольку даже подобия футбольного поля не требуется. Участник, готовый выглядеть смешным, выбирается в качестве «слепого» футболиста, которому завязывают глаза. Перед ним затем кладут мяч, а самого футболиста раскручивают. Дальше он должен вслепую попасть по мячу. Первого участника можно выбрать жеребьёвкой, а победитель в качестве приза может назначить очередную «жертву». Получается своеобразная подвижная игра в мяч в воздухе.

В какие игры Вы любите играть на природе? Расскажите об этом в