Кривичи в мифологии. Кривичи — кто такие

Начнём с тех, кого первыми видим в рассматриваемом нами пространстве.
Кривичи - народ-загадка. Даже две сразу.
Первая - так и нет единого мнения по поводу того, кто они культурно - славяне, финны или балты.
Вторая - так и непонятно, откуда они вышли. Это, правда, непонятно для многих, но тут особый случай. Строительство кривичами в Любше крепости по провинциально-римским канонам говорит о том, что этот народ соприкасался с Империей. И в то же время во всей оставшейся от него археологии нет ни одного следа римского или византийского влияния.
Попытаемся поискать разгадки этих парадоксов.
Территорией кривичей в рассматриваемую эпоху уже была огромная область - верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южная часть Валдая, часть бассейна Волхова и часть бассейна Немана. По нынешней географии это вся северо-восточная Белоруссия, Псковская, Смоленская, часть Московской, часть Тверской, часть Новгородской и часть Петербургской областей. По сути, всё сердце Руси - не славянское! Славянское там - ниже пояса, то есть ниже Припяти. А здесь - кривичское. Ну, не считая словен новгородских.
Впрочем, словене - уже позднейшие насельники. И, судя по Ладоге и Любше, - насильники. Впрочем, тогда других и небывало. Не выживали.
Здесь рождается первый вопрос, на который у историков нет однозначного ответа: кто же всё-таки кривичи - славяне или какие-то, судя по археологии, балтийские или финские племена? Или, может, это какой-то из предславянских народов, который, как венеды, отошёл в леса от постгуннского хаоса? Или даже часть венедов?
Начнём с того, как к кривичам относится автор ПВЛ, когда он выступает в роли этнографа.
Оказывается, он относится к ним далеко не однозначно! Повторюсь: не в моральном, но в этнографическом смысле. Отметим: отчего-то не все - по общему убеждению, славянские - племена вошли в список «Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси». Вспомним:

- се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне -

А, например, радимичи и вятичи, которые, по летописи же, -

- бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашася вятичи.-

В этом списке отсутствуют. То есть - к славянам не причислены! Вроде бы от ляхов, из Польши пришли. Из самой, можно сказать, славянской прародины! Но звания славянского оказались не достойны.
К славянам же не причислены и уличи, тиверцы, кривичи.
Что за дискриминация такая?
Чтобы разобраться, обратим внимание на ещё одну деталь летописи. Ту, где о славянах говорится не обобщённо-собирательно, не как о суперэтносе, а именно как о народе. Вот это место:

Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и сѣдоша по Дунаеви, насѣлницѣ словеномъ бѣша. А посемъ придоша угре бѣлии и наслѣдиша землю словѣньскую, прогнавше волохы, иже бѣша приялѣ землю словеньску. Си бо угри почаша быти при Ираклии цесари, иже ходиша на Хоздроя, цесаря пѣрьскаго. В си же времена быша и обре, иже воеваша на цесаря Ираклия и мало его не яша.

И всё сразу становится ясно. Это не «разидеся словенескъ языкъ». Это конкретная локализация конкретного племени, живущего на Дунае. И оказавшегося на острие удара болгар, волохов, угров и авар. И оттого -

- от тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ.

Складная получается картина. Не понравилось славянам жить под обрами или волохами. И ушли они на Русь. И понятно, что речь идёт о классических «праго-корчакцах». И значит, расселившийся по Руси «словенескъ языкъ» - их потомки.
А вот те, кто к этой общности изначально не принадлежал, в тот самый «элитный список» и не попали. И когда даже пражско-корчакская культура приказала долго жить, рассеявшись на ряд культур-продолжений, память о едином корне ещё продолжала и через две-три сотни лет делить народы на Руси на славянские и неславянские. Явно исходя из той, предыдущей локализации славян как племени. И значит, сидевшие на юге уличи и тиверцы - не потомки славян, а потомки антов. Не пражской, а - пеньковской культуры! Кривичи, с подозрением то ли к финской, то ли к балтской принадлежности - тем более понятно.
Судя по тому, однако, что латыши русских и посейчас зовут «krievi», у самих балтов имелась на этот счёт другая точка зрения. Впрочем, ещё одно балтское племя - ятвяги называли русских словом drygi. Лингвисты связывают это с древнерусскими дреговичами (< балт. *Dreguva).
В любом случае, кем бы ни были предки кривичей, над их окончательным обликом немало потрудились местные финно-угорские и балтские племена. Точнее, трудились-то больше всего наверняка как раз кривичские мужчины, но результатом всё равно стала метисация. Тем более, что, судя по раскопкам в Пскове и Изборске, большой крови меж переселенцами и местными не случилось - они просто селились рядом:

В VIII-IX вв. в Нижнем Повеличье, заселённом в это время по преимуществу автохтонным прибалтийско-финским населением (в языковом отношении родственным предкам современных эстонцев), одновременно существовали два крупных несельскохозяйственных поселения. Одно из них - Псковское городище - являлось племенным центром автохтонов, а другое - Труворово городище - представляло собой внеплеменное торгово-ремесленное поселение, основанное группой славянских переселенцев.

Труворово городище - то, что впоследствии стало Изборском. Об обороне, однако, там тоже заботились: с двух сторон городище было защищено почти отвесными склонами обрывов, а там, где проход к городу был возможен - с напольной стороны - был сооружён немаленький дугообразный вал шириной до 10 метров. При этом сам городок не так чтобы уж очень велик был: его размеры составляли 70 на 90 метров.
А что нам говорит об этнической принадлежности кривичей археология?
А археология всё-таки по главным признакам относит их к славянам.
Отличительными археологическими признаками кривичей являются длинные курганы - валообразные насыпи, где складировали покойников друг подле друга. Кремированных.
Очень важный признак - этнохарактерный для славян как суперэтноса - височные кольца. У кривичей они - браслетообразные. Точнее, в состав женского головного убранства населения, оставившего смоленско-полоцкие длинные курганы, входили проволочные височные кольца, диаметрами от 5 до 10 см, с пластинчатыми расширениями на заходящих друг на друга несомкнутых концах.
При всём влиянии финнов и балтов инвентарь, характерный для всех кривичей, явно относится к пражско-корчакской культуре. От неё же ведут своё начало и жилища - небольшие наземные срубные дома размерами 4х4 м. Печи также имеют свои прототипы в регионе верхнего течения Вислы.
Но есть ещё одно соображение, которое довольно сильно ставит под сомнение как венедские, так и балтские, не говоря уже о финских, корни кривичей.
Дело в том, что когда кривичи однажды - в конце VII века - вслед за схлынувшей в Балтику Ладогой пришли к этому озеру и основали здесь крепость, ныне часто именуемую Любшанской, - то оная крепость оказалась похожей на дунайские образцы. Точнее, на тамошние укреплённые пункты провинциальноримского характера. А римскую строительную культуру и технологии лесные венеды принципиально унаследовать не могли. Значит, кривичи наши - люди дунайские по происхождению. Часть «праго-корчакцев»? Но те тоже не занимались строительством провинциальноримских крепостей подобного вида. И по времени появились с гаком лет на двести позже, нежели такие крепости строиться перестали.
Так кто тогда кривичи?
Вспомним: археология утверждает, что период освоения народом, представленным археологической культурой длинных курганов, главного будущего ареала кривичей, Псковского региона (точнее, древнейшие длинные курганы найдены в бассейне реки Великой, озера Псковского и в верховьях Ловати) относится к VI - VIII векам (в скобочках: на двести лет раньше славянской интервенции).
И историки подтверждают:

Кривичская культура для Восточной Европы была без сомнения пришлой. Об этом совершенно определенно свидетельствует не только своеобразный тип их погребальных насыпей, но также керамика, тип жилищ и целый ряд других признаков. Эта культура, к моменту своего появления на Псковщине, стояла сравнительно на высоком уровне развития по сравнению с предшествующей ей дьяковской культурой.

Иными словами, кривичи здесь - пришельцы. Интересно, откуда?
Очевидно, вспоминая о Любшанской крепости, что - из каких-то мест, где строили на провинциальноримский манер. То есть - с лимеса, границы с Римской империей. В широком смысле лимеса, конечно, ибо провинциальноримская культура продвинулась довольно широко.
А помните -

- появление культуры Восточно-Литовских курганов с их княжескими погребениями типа Таурапилса, длинных курганов Псковщины?

Они проявились в «венедской» зоне, бесспорно, - но были ли они венедскими? «Киевцы» ли убежавшие их оставили? Или, может, остатки «пшеворцев»? Тогда всё сходится - и крепость, и провинциальноримскость, и княжеские погребения, которых не было у «киевцев»…
Кто же в точности был тем европейским предком кривичей в регионе провинциальноримских культур, сказать, видимо, невозможно. Родовые признаки славянства - те же височные кольца - они с собою несли. Но если словене вышли с запада, из Польши или Германии, то начальным пунктом кривичей иногда называют и Прикарпатье. Что не противоречит вышесказанному - связанные с Империей культуры там возникали с завидной регулярностью.
И в любом случае современники кривичей и словен не путали - это факт. Даже, как видим, летописец XI века этого не делал, более того - отводил кривичам место где-то вне «канонического» славянства. Конечно, это объяснимо: за время своих скитаний-уходов то от гуннов, то от освирепевшего климата, то от балтов, которые выглядят в истории вечными тихушниками, - но которых почему-то вечно все обходили по периметру… -
- во время своего путешествия по балто-венедскому приграничью кривичи не могли не поднабраться многого и от тех, и от других. В том числе генетически. И даже будь они «чистыми» славянами поначалу, теперь стали на них не похожи. Во всяком случае, повторимся, в рассматриваемую нами эпоху, в конце IX века, когда происходила история с Рюриком и русами, приладожские жители чётко различали славян и кривичей.
Те даже в бытовом смысле, кажется, плохо совмещались. Во всяком случае, в любшинской крепости славянского элемента весьма мало, а для того, чтобы тот появился в соседней скандинаво-кривичской Ладоге, славянам пришлось город сперва взять и жителей его вырезать. Да и в дальнейшем и здесь славянские и кривичские элементы практически не смешиваются.
В общем, оставляем знак вопроса в теме о предках кривичей. Факт, что к Ладоге подошли не предки кривичей, а сами кривичи. И значит, это уже был новый этнос. И вот его складывание мы можем попытаться проследить.
Двинулись кривичи в свой дальний путь на север где-то в VI веке. Не исключено, что под давлением каких-то других славянских племён - не словен! - что как раз в эту пору обтекали Карпаты как раз в направлении Византии. Как раз в это время фиксируется движение части представителей пражско-корчакской культуры на Империю. Они «спускаются» вдоль восточных склонов Карпат до низовьев Дуная, где начали превращаться в ипотешти-киндешсткую группировку. Возможно, в это время часть этого потока отрывается в сторону и решает искать счастья в других, более северных краях.
В процессе этого векового движения - в начале VIII века, когда, как мы знаем, некоторые передовые группы дошли до Пскова и Ладоги, - единое дотоле племя кривичей разделяется на две только крупные культуры. Почему - неведомо. То есть если подходить к вопросу генерально, то разделение это как раз понятно. И даже неизбежно. Просто кривичи разошлись на слишком большое расстояние, и разные общины утеряли несредственную связь друг с другом. Мы уже разбирали этот вопрос, так что здесь просто видим тот же процесс формирования разных народов на базе одной материальной культуры.
Можно поспекулировать на тему того, что кривичей «разорвало» влияние разных культур. Возможно, те, кто более тесно контачил с венедами, вёл от них линию своих предков, не очень одобряли всё большую «финнизацию» псковских кривичей. Но это именно спекуляция, ибо следов таких «национальных» разногласий, естественно, найти через археологию мы не можем. Разве что принять во внимание -

- проволочные биэсовидные украшения, полусферические бляхи, металлические трапециевидные и грибовидные привески, привески в виде птичек, -

Что характерны для смоленско-полоцких кривичей, но имеют -

- многочисленные аналогии в балтских древностях более западных территорий.

То есть одни пошли в «финнщину», а другие - в «балтщину»…
Впрочем, височные кольца оставались едиными, браслетообразными -

- браслетообразные височные кольца с завязанными концами... были этноопределяющими для смоленско-полоцких кривичей.

В любом случае, с этой поры начинается отсчёт смоленско-полоцкой группы кривичей.
А вот глядя с более конкретной позиции, можно заключить, что какую-то роль в этом разделении сыграли реликты венедов. Во всяком случае, ритуал трупосожжения на кургане, когда остатки пепла рассыпались по его поверхности, напоминает о «тушемлинцах». Кроме того, -

Комплекс культуры длинных курганов Северной Беларуси ранней стадии имеет местные корни в памятниках III-V вв., в которых присутствует в качестве индикатора расчёсанная керамика.

Длинные курганы, напомню, - отличительный признак кривичей. И «киевцы» с их расчёсанной керамикой оказываются в предках наших героев.
И в то же время -

В третьей четверти I тыс. н. э. почти на всей территории Беларуси располагались города-убежища, известные в археологической науке как памятники типа верхнего слоя Банцеровщины, Тушемли, Колочина. В историографии Беларуси большинство исследователей считают их балтскими (Загорульский, 1977, с. 70; Митрофанов, 1980, с. 102-110; Мядзведзеу, 1994, с. 36). Некоторые относят эти памятники к славянам (Поболь, 1974, с. 159). Высказано мнение, что это балто-славянская культура (Штыхов, 1992, с. 34-36).

То есть это, несомненно, наши знакомые венеды.
Далее -

- носители культуры ранних длинных курганов около середины 1-го тысячелетия н.э. продвинулись из Северной Беларуси на Псковщину и в верховья реки Великой.

При взгляде с другой стороны -

- могильники культуры длинных курганов обнаружены в восточной части Новгородской земли в бассейне реки Мологи. Население это было пришлым, явилось здесь в V веке, видимо, с Западной Двины и верхнего Днепра.

В то же время -

- открытие курганных могильников середины - третьей четверти I тыс. н.э. в Белорусском Подвинье делает уязвимым положение о северо-восточнославянской (кривичско-новгородской) колонизации Смоленской и особенно Полоцкой земель.

Таким образом, непротиворечивое объяснение этим археологическим свидетельствам одно: после V века, скорее всего, в VI в., кривичский этнос складывается в Белорусском Подвинье на базе пришлого европейского народа и местного элемента, близкого к киевской культуре, то есть венедов. Потому для латышей славяне - krievs, ибо с их точки зрения кривичи оказались частью венедов.
Кроме того, -

В инвентаре курганов последней четверти I тыс. н.э. особый интерес представляют бронзовые плоские серповидные височные кольца с заходящими концами, зачастую орнаментированные выпуклыми поясками, с двух сторон которых есть зубчатая нарезка. Они обнаружены на Смоленщине в курганах… на территории, где происходило формирование смоленских и полоцких кривичей. …
Таких височных колец на территории Балтии, кажется, нет. Они как будто широко распространены на территории Смоленщины и Витебщины. Есть основания считать височные серповидные кольца женским украшением ранних кривичей. Вопрос о прототипах этих украшений вызывает спор, и его нельзя считать окончательно решённым.

Но, собственно, нам, не историкам, это решение и не нужно. Само наличие переходной формы височных колец свидетельствует, что люди, которые вышли откуда из пограничного с Империей пространства сформировались именно как кривичи здесь, на балтском пограничье, в Белоруссии и Смоленской области. С участием -
- да, с участием всё тех же венедов. Получивших эмигрантские импульсы из области непосредственно киевской культуры:

Весьма важно учесть обнаружение в одном из курганов в могильнике Повалишино (Россонский район) трупосожжения с расчёсанной керамикой. Комплекс культуры длинных курганов Северной Беларуси ранней стадии имеет местные корни в памятниках III-V вв., в которых присутствует в качестве индикатора расчёсанная керамика.

Затем под чьим-то давлением - очевидно, шедших за ними по пятам словен будущих новгородских - часть кривичей сдвинулась на север и дошла через Псков до Ладоги. Часть направилась на восток, где пришельцы получили дополнительный заряд венедства и стали заметно для окружающих отличаться от своих псковских сородичей. Воплотившись в культуре смоленских длинных курганов. Частью же кривичи остались на месте и стали полоцкими кривичами.
Везде в этих местах вокруг них и с их участием продолжаются, разумеется, этнические процессы:

Смоленский археолог Е. Шмидт, обобщая материалы о формировании смоленских кривичей, заключил, что в VII-VIII в. их можно рассматривать «как союз племён, включающий славян и балтов», в котором происходили процессы ассимиляции балтов вплоть до Х-Х1 вв.

Общий вывод о балто-славянском характере культуры длинных курганов не вызывает возражений.

По наблюдениям латышских археологов, длинные и сопутствующие им круглые курганы на восточной окраине Латвии возникают во второй половине I тыс. н.э. Изученные курганы свидетельствуют об этнически смешанном населении (кривичи, латгалы и прибалтийские финны). В погребальном обряде и могильном инвентаре кривичей и латгалов наблюдается взаимное влияние.

Таким образом, делает вывод учёный, -

Колонизуя лесную полосу, вступая в тесную связь с местным населением, славяне воспринимали в большей или меньшей мере культурно-этнографические особенности аборигенов, унаследовали элементы их материальной культуры. Происходили активные ассимиляционные процессы, причем ассимилировали не только славяне балтов, но в ряде случаев, надо думать, славяне были ассимилированы балтами.

Кривичи довольно мощно развивались:

У кривичей-полочан в IX в. существовали хорошо укрепленные пункты Полоцк, Витебск, Лукомль, вероятно, Браслав и другие, на основе которых потом сформировались города в социально-экономическом их понимании.

Дополню этот список городами других ветвей этого народа: Смоленск у смоленских кривичей, Псков и Изборск - у псковских. За ними, кроме того, как мы знаем, - крепость в Любше и селение в районе будущего Новгорода, которое впоследствии превратилось в один из его концов.
Далее с кривичами, однако, тоже что-то происходит. В IX веке они начинают отказываться от прежнего обряда погребения, и после этого времени захоронений в длинных курганах не найдено. Объяснения этому у меня нет. Даже не спишешь на христианизацию - не пришёл тогда ещё её срок. Разве что остаётся предположить очень быструю ассимиляцию кривичей словенами и другими славянами. Ибо уже -

- в IX веке в области расселения смоленско-полоцких кривичей длинные курганы сменяются круглыми (полусферическими), по внешнему виду не отличимыми от синхронных насыпей других восточно-славянских земель.

В летописях кривичи упомянуты в последний раз под 1128 годом (в Ипатьевском списке). А сам этот этноним пропадает после 1162 года, когда полоцкие князья были ещё названы «кривичскими».
Слабоват оказался корень у кривичей? Или просто отжил своё этнос, тихонько ушёл на покой, растворившись в новом, которому вскоре доведётся стать древнерусским?
Не знаю…

Это не отдельное племя, как принято считать, а огромная группа племён, которая подразделяется на две крупных подгруппы – смоленско-полоцк ие и новгородские кривичи. Их происхождение спорно, но историки выделяют два основных пути – предки этого племени пришли либо из Карпат, либо из Польши. Благодаря им было основано большое количество русских городов, существующих до сих пор, и играющих важные роли в жизни современной России. C тех времён, когда ещё существовала , их названия не изменились, это Полоцк, Смоленск, Новгород, Изборск и т.д. Кривичи всегда отличалось очень развитой культурой, ремеслами и денежным оборотом, о чём свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

Этимология слова «Кривичи»

Самая распространенная версия происхождения этого названия от первого предводителя племени – некого легендарно-мифич еского Крива, который был неоднократно упомянут в византийских текстах. Их влияние на было до такой степени значительным, что балты в своих летописях часто упоминали как «Кревия», то есть, земля кривичей. Так как кривичи – славянское племя , есть и более интересная версия происхождения названия – от слова «кривой», что раньше означало холмистую, гористую местность. Это может служить доказательством того, что племя пришло из Карпатских гор.

Земля кривичей

Территорию занимаемую кривичами, можно проследить по современным географическим названиям. На западе они занимали почти всю территорию современной Беларуси, разделяя её с радимичами. Другие племена — , древляне, поляне, ильменские славяне вели активную торговлю с кривичами. Также они торговали практически со всей Европой и племенами, населявшими территорию современной Прибалтики. На севере их владения полностью покрывали современную Псковскую и Новгородскую области, заходя далеко на север. Рюрик , так и не смог покорить это племя, однако, его преемник всё-таки соединил кривичей с . Слияние прошло успешно также и потому, что кривичи и другие славяне поклонялись одинаковым . Как вспоминают об этом слиянии земель в летописях, особых конфликтов не происходило, наоборот, кривичи искали протектората в лице киевских князей.

Князья кривичей

Князья назначались либо по наследству, либо по назначению. Высшими князьями были племенные, которым титул переходил за особые заслуги, или по наследству. Прочие князья назывались волостными, и их влияние зависело только от размеров волости. Количество князей было огромным, и менялись они очень часто. Стоит упомянуть только Рогволода (последний племенной князь), который был убит в 978 году, после чего кривичи вошли в состав , и князья стали назначаемыми.

Ассимиляция славянского племени кривичей

Кривичи, самые оседлые славяне, поэтому, ассимиляция происходила не столько благодаря их переселению, сколько благодаря тому, что на их земли переселялись другие племена. Поэтому считается, что именно эти племена дали начало белорусскому языку в том виде, в котором мы слышим его сейчас. Ассимиляция происходила преимущественно с балтами, угро-финнами и радимичами, но культура и обычаи кривичей были до такой степени сильны, что в них растворялись любые пришельцы.

Кем стали кривичи

Известный советский антрополог В.В. Буйнак в 1932 году провёл исследования на базе собранных внешних данных скелетов кривичей, и пришёл к выводу, что большинство людей с таким типом лица проживают в Валдае. В общем же эти племена не были выселены, они просто растворились в веках, а их потомки до сих пор населяют исконные территории. По типу строения лица они относятся к нордическим народам, а также к балканским народам. Поэтому возможно подтверждение версии о том, что кривичи — только по месту проживания. Жителей Новгородской области называли кривичами даже во времена Ивана IV . Так не остается сомнений, что они постепенно трансформировали сь даже в жителей современной

Они жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название, по легенде, происходит от имени основателя племени князя Крива, получившего прозвище Кривого от природного недостатка. По другой версии, они получили название по имени балтского божества Криве-Кривейте, поскольку много контактировали с местными балтами. Однако эти версии практически не имеют доказательств и являются только умозрительными гипотезами. Например, реальный человек, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии и Литвы, жил в XIV веке, когда кривичей как этнической общности уже не было. Что же касается версии о верховном жреце, то об этом тоже нет никаких подтверждающих данных.

Еще одна версия, выдвинутая историком С.М. Соловьевым, выводит название племени от местности, которую они занимали: болотистая и холмистая, с «кривыми» границами.

Он выводит название «кривичи» от балтского слова kirba, обозначающего «болото». Правда, с лингвистической точки зрения это не очень реально.

Еще одна теория связывает название племени с балтским термином. Ведь первоначально на этой территории жили балты. Г. А. Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva». После смешения местных балтов с пришлыми славянами к балтскому корню присоединился славянский суффикс «ичи».

В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш, krievi), Россию Криевией (латыш. Krievija), аБелоруссию - Балткриевией (латыш. Baltkrievija).

Если считать, что название «кривичи» происходит от определения холмистой «кривой» местности, то это наименование встает в ряд с названиями других славянских племен: полян (живших «в поле»), древлян (живших в лесах), бужан (расселившихся по Бугу), дреговичей (дрягва - болото).

Кривичи жили в VI–XII веках на территориях нынешних Витебской и Могилёвской областей Белоруссии, Псковской, Брянской и Смоленской областей России, а также восточной Латвии. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 годом, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако это имя употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века.

О происхождении кривичей есть две версии. По одной они пришли с территории современной Польши через Средний Неман на Псковщину, а затем двинулись на юг и заселили будущие Смоленские земли и Белоруссию. По другой версии они пришли из Карпат.

Кривичей делят на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. У второй группы в культуре присутствуют не только славянские элементы, но и балтские, что свидетельствует о плотных контактах пришедших славян с местными балтскими племенами.

Северные кривичи слились с ильменскими словенами и были гражданами Новгородской Руси, при этом лингвисты древнепсковский диалект отождествляют с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные - Изборск, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при князе Олеге Вещем.

О кривичах знали и за границами Древнерусского государства. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.

Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь Рогнеду.

После вхождения в состав Киевской Руси кривичи вместе с вятичами активно заселяли залесские земли: современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской и Вологодскую, где сливались с местными финскими племенами.

Жилые и хозяйственные постройки у кривичей (как и у ильменских словен) напоминают аналогичные строения лесной полосы Польши.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами (см. ниже).

Основным занятием кривичей было земледелие. Им уже известно полевое пашенное земледелие. Не позднее X века появились сельскохозяйственные орудия с железным наконечником. В VIII–IX веках в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий. В это же время для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали применять ручные жернова.

В IX веке кривичи начали выращивать озимую рожь. Среди зерновых культур того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотлива, хорошо противостоит сорнякам, а главное - наиболее морозоустойчива. Озимая рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям, давала устойчивые урожаи.

Раз появились железные наконечники для орудий, значит развивалось железоделательное производство, кузнечное ремесло. Этому способствовало наличие больших запасов болотной руды. Происходило это в полуземлянках с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами, причем их устройство постоянно совершенствовалось. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.

Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В X веке появляются гончарный круг и специальные печи для обжига гончарных изделий.

Ремесленные занятия начинают отделяться от земледелия, а это, в свою очередь, способствует налаживанию торговли.

По Днепру они ходили торговать в Константинополь, Западная Двина и Неман открывали им дорогу к Балтийскому морю и западной Европе, а по Волге было возможно доходить до Камской Болгарии и Хазарии.

В IX–X вв. на территории кривичей, Полоцкого княжества появляется устойчивое денежное обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных относящихся к этому периоду кладов монет.

В это же время появляются и первые города. В IX веке возникает Полоцк, в X веке - Витебск.

Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты и от нее же получил название. Первоначально он был городищем (укрепленным поселением) с площадью около гектара. В X веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Новый укрепленный центр Полоцка был в 10 раз больше предыдущего.

Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой. Первоначальным Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный центр всей округи. В X веке на месте древнего городища построен детинец, а окольные поселения превратились в посады. Жители Витебска занимались ремеслом, торговлей, земледелием.

Письменные источники свидетельствуют, что у кривичей-полочан уже в VII–VIII веках были свои «княжения». «Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых общин. В каждой волости-княжестве были свои вече и князи с дружинами. Законодательная власть в волости принадлежала вече - народному собранию, проходившему в главном городе волости. Вече выбирало князя и отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляло войну и заключало мир с соседями. На вече решались все хозяйственные и общественно-правовые вопросы.

Волостными князьями обычно становились старейшины рода. Вместе с дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли военные походы в соседние земли, проводили суд над соплеменниками.

Племенные князья выбирались из числа волостных по праву старшинства и по способностям.

Каждый из жителей Псковского края знает, что кривичи - славяне, наши предки. Но так ли это на самом деле? Оказывается, так считают далеко не все ученые. Ведь вопрос о происхождении кривичей до сих пор остается спорным в науке!

В XIX веке историки связывали название «кривичи» со значительной кривизной рек в районе их расселения.

Кривичи заселяли верховья крупных русских рек: Волги, Днепра, Ловати, Великой и др. Реки здесь действительно - не отличались прямыми руслами,

Все было ясно, пока археологи не обнаружили «длинные курганы» - погребения, - которые приписываются кривичам. В них были найдены существенные - следы финно-угорской и балтской культур. Тогда же историки вспомнили, что кривичи не упоминались среди первых славянских группировок на Руси.

В результате появилась балтская версия происхождения кривичей. Согласно этой версии, кривичи - коренное балтское население, которое со временем превратилось в славян. Пришедшие с юга славяне передали кривичам свой язык, но переняли у них племенное название.

Балтская версия имеет собственное объяснение названия «кривичи». Считается, что оно пошло от имени родоначальника или даже балтского бога Крева. Названия с корнем «крев (крив)» можно встретить фактически на всех землях, где когда-то жили кривичи. Латыши до сих пор именуют русских «кревами». А литовцы долго называли. Россию «землей кривичей»

Еще одна версия связывает название »кривичи» не только с местными балтами, но и с финно-уграми. Именно так славяне могли называть чужой народ живущий не по «нашей правде», а «по кривде», то есть по чуждым для них законам. Однако позже тех славян, которые осели здесь и смешались с коренными народами, также стали именовать кривичами.

Кривичи - многочисленное восточнославянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть Озёрной области и часть бассейна реки Неман. «ПВЛ» не относит кривичей ни к «словенам», пришедшим с юга, ни к славянским племенам, переселившимся с запада, ни к «иным языкам». Некоторые исследователи к кривичам причисляют и ильменских словен.

Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные фино-угорские и балтийские племена. На западе они вместе с дреговичами составили нынешнюю белорусскую народность.

Поселяясь на великом торговом пути «из варяг в греки», кривичи принимали участие в торговле со Скандинавией и Византией. Император Константин Багрянородный говорит в своём сочинении о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Кривичи как племя, подчинённое Киеву, участвовали в походах киевского князя Олега (Вещего) и Игоря (Старого) на византийцев. В договоре Олега упомянут их город Полоцк.

Древнейшими археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы с трупосожжениями, относящиеся к VI-IX в. Племенной особенностью бытового инвентаря кривичи является характерный набор женских украшений: браслетообразные височные кольца и стеклянные позолоченные бусы.

Основным занятием кривичей являлось земледелие. Развиты были также животноводство, кузнечное и ювелирное дело и другие ремёсла. Уже в эпоху образования Киевской Руси у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит (980) новгородским князем Владимиром Святославичем.

КРИВИЧИ. КТО ОНИ?

В нашей жизни существует множество слов и понятий, примет и поговорок которые уходят корнями в прошлое. Мы их все принимаем как должное: кривые дорожки ,дубина стоеросовая , голь перекатная.

А когда-то они имели для людей совсем иное и порой очень важное значение. Сейчас словесники это называют наследием прошлого, считая атавизмом который сам по себе неминуемо отомрет. Но время идет, а вот поговорки не исчезают…

Все чаще встречаю мнение, что не стоит нам в то прошлое и заглядывать. Причем аргументы и впрямь весомы: ну, что из тех далеких времен можно извлечь нужного и полезного? И, какая нам разница, откуда к нам что пришло, и кто это нам принес? А главное: история нашего народа уже давно написана и начинается она со времени создания Российской государственности, то есть с 862 года. А что было раньше это как бы и не русское вовсе, а так – неизвестно что…
Может потому исторические справки о древних этносах, живших на нашей земле тысячелетиями, начинаются именно с прихода Рюрика. И люди, которые когда-то называли себя полянами, вятичами, кривичами уже давно никого не интересуют.
А ведь это наши предки, от которых мы получили свою внешность, характер и менталитет. Чтобы не быть голословным можно привести как пример племена кривичей оставивших большой след в истории Руси, который по различным причинам остался недооцененным.

Итак, загадочные кривичи

Вот что о них пишется в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

Кривичи – многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейна Немана. < … > На западе кривичи вместе с дреговичами составили основу племени белорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию, кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненное киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существуют политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск“.

В Большой Советской Энциклопедии примерно то же:

Кривичи , восточнославянское племенное объединение 6-10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. < … > Главные центры – гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав кривичей входили многочисленные балтийские этнические группы“.

Из этих справочных данных наиболее интересны две фразы: „в состав кривичей входили многочисленные балтийские этнические группы“ и у кривичей „существуют политические центры“ . Чтобы разобраться с этим пришлось заглянуть в историю этих племен гораздо глубже, где отыскались удивительные факты существования этого не только политического, но и религиозно союза.

История кривичей началась значительно раньше. Во II-III веках в регионе Балтийского моря было отмечено длительное похолодание, вызвавшее ухудшение жизни у ряда славянских и балтских племен проживавших на прибрежных территориях Германии и Польши. В поисках более пригодных для жизни мест часть сербов и ругов ушли на Балканы, гутены (готы) двинулись в северное Причерноморье, ванды (вандалы) на юг Франции и Испании. Те, кто не решился на переселение, влачили жалкое полуголодное существование. Это и вызвало повсеместное недовольство и бунты против правителей. Одновременно пошатнулись пантеоны кельтских и скандинавских богов балтийского региона: голод списали на нерадивых правителей а, холод на плохих богов.

Этот уникальный для мировой истории процесс одновременной смены правителей и богов описан в преданиях: «…из прусских земель были изгнаны два князя (рейкса) – братья-близнецы Видевут и Брутено . Со своими немногочисленными сторонниками они обосновались в замке Нойтто, который находился на песчаной косе отделявшей Гданьскую бухту от залива в устье Вислы».

На указанном месте до сегодняшних дней сохранился лишь фундамент замка. И то, что происходило за его толстыми стенами и занавешенными окнами мы никогда не узнаем. Все можно только предположить по результату тех тайных собраний где братья и их сподвижники выработали новую систему государственности!

Выборность вождей была сразу отвергнута из-за повсеместного недовольства. Уже тогда сработал известный по дальнейшей истории принцип: время смут и революций всегда сменяет диктат и требовалась твердая рука. Для построения властной вертикали братья решили совместить в одно целое силу и власть вождя, и поклонение богам в лице главного жреца и таким образом провозглашался постулат: голос царя – голос бога. Такую же систему власти полководец и священник позже неудачно попытались ввести днепровские славяне – князья Аскольд и Дир.

Управление новым объединением племен и народов формировалась по принципу пирамиды. Все как один должны были подчиняться жрецу-правителю. Повеления шли от главного жреца к верховным, а от них к средним и нижним служителям. Каждый входит в определенную ячейку на своем уровне, исполняя свою функцию (принцип сетевого маркетинга). Параллельно это был тотальный контроль за ненадежными и инакомыслящими сородичами – любой сбой легко определяется и слабое звено меняется. Все в этой пирамиде должны были быть ровными как кирпичи и чем-то накрепко связаны. Такой связующий «раствор» был найден. Люди жреца были ьыть едины и связаны главным - жизнью, которой их лишали в случае нарушения клятвы-присяги. Самой страшной клятвой была клятва кровью и те, кто смешал свою кровь, становились кровными братьями, А это означало, что за своего соплеменника надо было мстить как за близкого родственника кровной местью.

Неудивительно, что главный жрец так и был назван – Криве. Имя жреца было понятным всем. Древне-прусское krawian, праславянское kry (в родительном падеже krъve), литовское krau;jas означало одно и то же кровь. Несложно догадаться, что самоназвание кривичи изначально значило – кровные братья. Оно должно было говорить и о беспощадности к врагам. Название кривичей было понятно даже грозным римлянам, ведь латинское сruоr в дословном переводе означало загустевающая, текущая из раны кровь.

Имя главного жреца Криве имеет глубокие санскритские корни. Интересно, что вожди-жрецы, которых именовали точно также, существовали еще в III тысячелетие до нашей эры в северной Индии. Среди арийских племен достигших Непала кривы выделялись дисциплиной и жестокостью, а вождь был не только жрецом, но и богом. Воины кривы приносили ему человеческие жертвы – плененных врагов. Казни устраивались в виде оргий, что было у древних людей любимым зрелищем. Позже такие возбуждающие зрелища превратились в публичные казни еретиков – врагов по вере. Название племени, скорее всего, было связано именно с этим жестоким обрядом, так как криве (древнеиндийское – kravi;s) означало „сырое мясо“.

Князем-жрецом кривичей был избран Брутено , хотя поначалу правили оба брата. К такому выводу можно придти исходя из того, что сначала официальным именем верховного жреца было Криве-Кривайтис (ait – принятое обозначение младшего). Известно и то, что самих братьев-жрецов после их смерти стали обожествлять, устанавливая столбы с их изображением рядом с главным богом.

Три главных бога кривичей – это древний вариант восточных религий. Например, индийское тримурти: Брахма-создатель, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Но здесь была использована более распространенная триада по вертикали: бог на небе, бог на земле и бог под землей. Это уже был шаг к монотеизму (единобожию), так как все языческие религии богов исчисляли десятками.

Главным богом у кривичей стал Перкунас – громовержец, испепеляющий всех неугодных (от санскритского корня peru – зола). Фактически это был прототип греческого Зевса и римского Юпитера.


Пророчества Гриве

Вторым был Потримс – бог рек, родников, благополучия, урожая и удачи, символизировавший жизненные ценности. Это был светлый бог.

Третьим был темный бог Потоллс – бог преисподней, ночных призраков, беды, гнева и ужаса.

До нас дошло описание пантеона кривичей в местечке Ромове. Три идола были установленной внутри тысячелетнего дуба имеющего более 12-ти метров в обхвате. У ног статуи Перкунаса постоянно горел костер, что являлось символом веры и вечной памяти предков. Огонь небесного Перуна был очень значимым и в случае угасания костра по недосмотру смотрителя огня убивали. У ног земного бога Потримса всегда лежали колосья, воск и ладан, но во время войны ему могли приноситься и страшные жертвы. Подземного Потоллса чтили лишь в дни собраний и праздников, принося ему в жертву овец и козлов, кровью которых поливали корни дуба.

Самые первые сторонники братьев составили высшую касту. Принеся тайную клятву, братья по крови понесли свое учение в массы. Им удалось приобщить к нему племена ульмаругиев и галлиндов, которые проживали в северо-восточных частях Польши. Их убедили в том, что все нагрянувшие беды происходят из-за скверного почитания древних богов и недостатка приносимых жертв. Убеждение это не всегда было добровольным – часто противников новых порядков самих приносили в жертву. Приняли веру кривичей и южные племена Пруссии дододошаны и мазуры.

Интересна версия писателя-историка А.Б. Снисаренко об изначальном восприятии власти кривичей славянами. Священным животным славян был конь. Жрецов высшей касты славяне называли чуть иначе – гриве, подразумевая, что грива – это шея, которая соединяла голову (бога) с телом (народом). Такая «грива» – от младших служителей к старшим стала посреднической структурой. Из-за больших территорий и бездорожья все воспринималось прагматично: «Мне до Бога далеко – тебе ближе. У меня нет времени – ты ему служишь. Так передай Богу, что я его чту, люблю и вот мои дары для Него».

Гриве жили в священных рощах и показывались народу всего лишь несколько раз в году, что придавало ореол таинственности. А еще хорошо работал и эффект ожидания. который позже с успехом использовали цари, императоры и вожди народов. Сбор общины происходил так: гриве отдавал свой кривой посох рабыне-прислужнице и отправлял ее с вестью в ближайшее поселение. В дальнейшем посох ходил от одного селения к другому и, в конце концов, возвращался к владельцу. Это означало: вся община оповещена. В некоторых районах Германии такой способ передачи вестей с каким-либо предметом просуществовал до XIX века.

Важную роль в пропаганде нового учения сыграло принесение себя в жертву одним из высших жрецов. Высокий сан обычно передавался по наследству, и только если гриве не имел детей, то место мог занять кто-то из более низкой касты. На выборах доходило до личных поединков. Возможно, это стало прообразом дуэлей, которые возникли в Европе в средние века. По сохранившемуся преданию, один престарелый гриве не дожидаясь смерти, провел такие выборы, потом прочитал проповедь, взяв все грехи народа на себя, и повелел себя сжечь на глазах собравшихся, что и было сделано.

Не стоит исключать, что это была лишь искусная инсценировка, использованная для пиара жрецов высшей касты. На собраниях у верховного Криве всегда все шло по сценарию с использованием фокусов и элементов психического воздействия. Например, в ритуальные костры подбрасывали подсушенную коноплю, а в жертвенную чашу пускавшуюся по кругу добавляли дурманные отвары. Еще устраивались ритмичные ритуальные танцы под бубен, которые исполняли жрецы кобены . От их имени в русском языке осталось определения кобениться и выкобениваться.

Все это было предварительным действом разогревающим толпу. И вот, наконец, появлялся сам Криве, в светлом одеянии с красной каймой с кривыми посохом и палицей в руках. У священного дуба разводился большой костер, Криве пророчествовал, делал указания по севу или уборке урожая, давал советы. Лунный календарь жрецам был известен и они им с успехом этим пользовались.

После пророчеств, производилось посвящение кандидатов в высшие касты служителей. Они были всегда церемониальны и торжественны с шествием вокруг костра. Старшие жрецы получали кривые посохи и налобные повязки с вышитым орнаментом – зашифрованным посевным календарем. Кандидаты добавляли в жертвенную чашу свою кровь и вот, наконец, под рев толпы каплю крови туда добавлял и сам Криве. Из этой чаши окропляли верующих, мазали им лица. Остатки крови, посвященные в жреческий сан, выпивали. Так все становились кровными братьями главного жреца, и это придавало всем чувство причастности к замыслам бога.

Завершалось все жертвоприношением. Это была демонстрация того, что ждет каждого за вероотступничество, предательство и трусость. В жертву приносили пленных врагов-иноверцев и вероотступников. Не стоит забывать, что в первых веках нашей эры казни иноверцев были рядовым явлением и мученическую смерть в те времена приняли тысячи христиан. Однако со временем принесение человеческих жертв ушло в прошлое, и их заменили животными.

В качестве жертвенного животного у кривичей был выбран козел. Возможно, этот выбор был сделан чисто из прагматичных соображений – козел один из наименее значимых в хозяйстве животных. Но не исключено, что этот персонаж был позаимствован из Ветхого Завета. После того как убивали козла кающимся грешникам отпускались грехи и братья приступали к общей трапезе.



Клятва воина

Еще одним ритуалом кривичей было посвящение в воины. Этот обряд проходил в дни весеннего и осеннего равноденствия. Юноша показывал умение владения мечом двумя руками – знаменитое искусство скифов. Затем, священным кинжалом наносили на его грудь крестообразную рану в форме буквы Х. Будущий воин, должен был перенести боль. Кровь отрока «доставалась богу подземного царства, чтобы он больше ее не требовал.

Этот древний скифский обряд в первых веках нашей эры применяли херуски перевезенные этрусками из Приазовья на север Германии в пику ненавистным римлянам. Херуски действительно потрепали римлян. В 9 году нашей эры под предводительством этруска Армения они в Тевтебургском лесу разгромили 3 римских легиона. Потом херуски из-за неудобства из мировой истории были выведены. В Германии остались их потомки тевтонцы, а в Польше появились похожие на них воинственные прусы.

В древности клятва на крови была широко распространенным ритуалом на востоке. Геродот рассказывает о таком способе заключения договоров у скифов. Позже в Скандинавии и Германии этот способ братания служил знаком примирения воинов. Такая клятва еще долгое время оставалась магическим ритуалом тайных обществ. К этому действу добавлялись полная луна, священный огонь, магические кристаллы и прочая атрибутика. Посвящение в тайну возвышало человека в своих глазах, его избранность. Тайна и магическая обрядность остаются основными атрибутами и у современного сектантства.

Наибольшее распространение культа Криве было на территориях Литвы и Белоруссии. Жили кривичи и в центральных областях России, куда в I-III веках пришли племена галиндов или как их называли русские летописцы – голяди. В сочинении историка VI века Иордана „Тетика“, в перечислении племен обложенных данью готским королем Германарихом, отчетливо читаются меря, мордва, весь, чудь и голядь. Археологи определили ареал проживания голяди: территории Тверской, Смоленской и Московской областей. Несколько веков это были самые разбойничьи места древней Руси.

К VIII веку центр кривичей уже переместился с территории Пруссии в местечко с названием Ромове под Вильнюсом. К этому времени, амбициозные жрецы кривичей уже считали себя достойными соперниками Рима. Потому они и назвали свое культовое место своим Римом, а основателей учения Видевута и Брутено стали сравнивать с Ромулом и Ремом.

Однако вскоре распространение культа приостановилось. Кроме литовских племен и голяди его приняли только невры в западной Белоруссии и часть ильменских славян поклоняющихся тому же Перуну. У новгородских волхвов не было какого-либо общего руководства как у кривичей, и потому славяне, живущие на границе с Литвой и Эстонией, еще до крещения приняли их обряды.

Племена финно-угров, были далеки от пруссов и по языку и по образу жизни. Жившие на территории Латвии курши, земгалы, и латгалы, тоже не стали изменять своему богу Курко, от имени которого Латвия еще долго называлась Курляндией.

Однако, к приходу в Новгород Рюрика территория заселенная „братьями по крови“ была уже очень обширной.

Рюрик, хоть и был крещен в юношеском возрасте, но после начала войны с датскими викингами и немецкими маркграфами он стал ярым врагом христианства. Потому кривичи стали союзниками варягов и на равных правах с новгородцами торговали с Хазарией. Они участвовали в походах Олега и Игоря на Византию. Однако с принятием Новгородом христианства (в 951 году была образована Новгородская Епархия) в северной Руси началось длительное религиозное противостояние славян и кривичей.

Особенно это обострилось во времена правления Владимира Красно Солнышко когда племена голяди перекрыли торговый путь из Киева на Булгар. Вождь голяди богатырь Могута стал прототипом былинного Соловья-разбойника. Восточные черты он обрел уже позже у иллюстраторов былинного эпоса. Могута, от которого в нашем языке появилось определение могучий, по преданию метал топор на 100 верст и убивал им быка. Он действительно был пойман и приведен к князю Владимиру и киевскому митрополиту в 1006 году.

Голядь

Голядь лишилась своего князя, но разбойничий посвист в тех местах еще долго был слышен. Свист всегда был деморализующим оружием разбойников. А еще они нападали в сумерки и для большего устрашения свои тулупы одевали мехом наружу.

Голядь жила обособленно и довольно бедно. Слова голод, голый и голытьба связаны именно с ними. Говорили они на своем языке, одевалась в темные одежды.

Самым доходным промыслом у голяди было кузнечное дело. Их город мастеров так и назывался Ковно (Каунас) – то есть Кузнецк.

Возможно, из-за своей нелюдимости и нечистоплотности они могли стать прообразом чертей. Многие места поселений голяди до сих пор называются Чертовыми городками или Чертково. Связь кузнецов с чертями очень даже просматривается – кочерга, фартук, печь. Один из вариантов этимологии имени этого мифического персонажа древней Руси – черный, грязный как свинья. Видимо отсюда к козлино-кузнечному обличию черта добавился нос-пятачок.

Известно, что католичество и православие имели разный подход к миссионерской деятельности. Риму хотелось все завершить быстро – крестоносцы в Европе и Азии, конкистадоры в Америке вводили христианство огнем и мечом. После удачного крестового похода на Иерусалим в 1097 году папа Римский направил вернувшихся рыцарей крестоносцев в Прибалтику, приравняв православных христиан с язычниками и мусульманами. Так на территориях заселенных эстами появились Тевтонский орден, а за ним и Ливонский. Эстонцев крестили насильно.

Византия же помнила, что сами христиане победили благодаря ареалу мученичества за свою веру и потому все споры старались решать мирно. Известен лишь один случай официальной казни языческих проповедников упоминаемой в русских летописях. Православные ограничивались разрушением языческих капищ, а на их месте или рядом строили свои храмы. В числе первых разрушенных святилищ упомянуты капища в Новгороде и его пригородах, а также на островах Валаам и Коневец.

По официальной истории последний племенной князь кривичей Рогволд и его сыновья были убиты новгородским князем Владимиром Святославичем в 980 году. Владимир тогда возвращался из Колывани – города Клева (Таллин), где набирал в свою дружину викингов и варягов. Забрав дочку князя кривичей Рогнеду и сделав ее женой, Владимир пришел в Киев, где изгнал сводного брата сел на Киевский трон и принял православие. Но и лишившись князя, кривичи остались кривичами, а летописцы лишь выдавали желаемое за действительное. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз в 1128 году, а полоцкие князья названы кривическими в 1162.

В иностранных источниках кривичи были известны до конца XVIII века. Например, латыши долгое время называли Беларусь Балтокривией. Возможно, это связано с редко упоминающимися историческими событиями из средних веков. Все официальные историки, в том числе и зарубежные старательно замалчивают существование в центре Европы очага сопротивления христианству на землях смолян, пруссов, литовцев и белорусов. Там этот процесс затянулся на три столетия, и последний оплот язычества сдался лишь в конце XIVвека. Контраргументы христианству у кривичей были своеобразны. Вот как в 997 году отреагировали пруссы на проповеди епископа чешского Адальберта:
«Будь доволен, что ты добрался безнаказанно до этого места. И только быстрое возвращение даст тебе надежду остаться в живых. Малейшее ваше продвижение вглубь страны принесет вам погибель. Из-за подобных людей наша земля не приносит урожая, деревья не плодоносят, дети не рождаются, а старики умирают»...
Вскоре вблизи нынешнего Калининграда Адальберт был убит, так как не внял предупреждению. Католические проповедники считали земли кривичей «клятым местом» .

Литовские и Белорусские земли в то время являлись постоянным предметом спора между Польшей и Киевом. Но если славяне на тот момент не покушались на чужую веру, так как сами в большинстве были язычники, то поляки шли на восток с крестом, загоняя в свою веру насильно. Кривичи оказали жестокое сопротивление. В Кведлинбургских анналах сообщается о трагической гибели архиепископа Бонифация в землях ятвягов в 1009 году.

После походов на Литву киевского князя Ярослава в 1038 и 1040 годах они почти на полтора столетия попали в зависимость от Киевской Руси. В самом Полоцке был построен Софийский собор (между 1030-1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Однако и православным священникам окрестить язычников не удалось. Правда и конфликтов кривичей и славян в то время не зафиксировано. К тому же времени относят появление на территориях литовской жмуди славянской крепости Ковно (Каунас).

Новый период взаимоотношений наступил в 1183-1184 гг. Выйдя из-под контроля полоцких князей, литовцы совершили свой первый военный поход на земли славян. Дойдя до Пскова, они нанесли значительный урон Новгородскому княжеству. Вернувшись с хорошей добычей, литва (так называли завоевателей в летописях) «вошла во вкус». Ходили литовцы на псковщину и даже в Ливонию (Эстонию). Более полувека их набеги были постоянными. Каждые 5-7 лет они тревожили славян, эстов и латышей и из-за уничтожения сел и посевов оставили о себе недобрую память.

Можно предположить, что в период набегов на псковские земли жители перестали строить добротные и крепкие дома – зачем строить, если придут и снова сожгут? После того как набеги литовцев прекратились, их еще очень долго ожидали. Дома косились и разваливались, а литовцы не шли. Тогда-то и придумали псковичи подпирать свои дома упорами и скреплять углы скобами. Скобы стали ходовым товаром, их делали в большом количестве и высокого качества. Вот и стали псковичей на Руси называть скобарями, до сих пор это прозвище на слуху.

В первой половине XIII века в состав Литовского княжества созданного Миндовгом вошли Гродно, Новгородок, Слоним и Волковыск, принадлежавшие к так называемой Черной Руси. В 1251 году Миндовг все же принимает католичество и провозглашается Папой Римским королем Литвы. Но, жрецы воспротивились и Криве, стал призывать народ к неповиновению. Именно тогда под Пинск и Брест переезжали десятки тысяч пруссов, спасаясь от нашествия немецких и польских крестоносцев.

В 1261 году, испугавшись народных волнений, Миндовг отрекся от католичества. Он заключает военный союз с Александром Невским против Тевтонского Ордена. Взаимоотношения между литовцами и славянами быстро налаживаются, в том числе и княжескими браками. Так в Псков приходит литовский князь Девмонт – он приводит туда 300 знатных семей. Через год, покрестившись, он становится псковским князем и приносит славу древнему городу, победами над рыцарями Тевтонского и Ливонского Ордена. Символический меч Девмонта и сейчас висит у входа в Псковский кремль.

В конце XIII века в состав литовских владений, входит полоцкое княжество, которое у Польши отвоевывает Витень – воевода, выходец из ковенской жмуди. Славяне Полоцка принимают нового князя и вновь возвращаются в язычество. Главными противниками Витеня становятся тевтонские рыцари-крестоносцы, победы над которыми прославили его и среди православных христиан.

Рыцари-крестоносцы были дворянами. Это были мелкие землевладельцы, идущие на службу к королям с надеждой увеличить свои наделы или сделать карьеру при дворе. Такое сословие на Руси отсутствовало, но оно уже было востребовано. Князей окружали только слуги – постельничьи, сокольничьи. И потому победитель рыцарей-дворян князь Витень стал синонимом славянского воина-богатыря благородных кровей. По-сути в былинах был создан образ витязя, ставшего предтечей служивого дворянства. Известная картина В. Васнецова «Витязь на распутье», могла быть названа и «Рыцарь на распутье».

В 1316 году после кончины Витеня к власти приходит его сын Гедемин, который и становится первым собирателем западных русских земель. Сближению Литвы и Руси способствовал славянин Давид – известный воевода, владевший гродненскими землями. Еще в 1314 году он разбил тевтонских рыцарей под Новгородком, а в 1318 году возглавил литовско-русский отряд, вторгшийся в Пруссию. Давид становится главным советником Гедемина и призывает его к объединению с Русью. В 1322-1323 гг. Давид помог псковичам в их борьбе с Ливонским Орденом и прошел со своим отрядом до самого Таллина. В 1324 году Давид Гродненский очень вовремя подоспел к осажденному немцами Пскову и разбил рыцарские отряды.

Так получилось, что Литва изначально не попала в число данников Золотой Орды, оказалась в стороне от больших завоеваний. Благодаря этому она быстро набирала силу. Более того, Литовское княжество начало постепенно подбирать под себя ее бывших данников. Древнерусские княжества вливались в него добровольно, предпочитая Литву, хоть материальной выгоды от этого не имели – платя Литве ту же самую десятину. Видимо в этом сыграло важную роль то, что Гедемин никогда не вмешивался во внутренние дела присоединенных княжеств, не трогая ни религию, ни власть. И вот уже минские, туровские и пинские князья, отказались платить дань Орде, что по тем временам это было большой смелостью.

А вскоре великий князь литвы и жмуди Гедимин стал носить титул и великого князя русского, так как подчиненные ему русские земли и по площади и по населению уже вдвое превосходили литовские. Именно с правления Гедемина берет начало определение Русь литовская.

Быстрое расширение Великого княжества с присоединением можно отнести к стечению обстоятельств и к разумной политике одновременно. Своего сына Ольгерда Гедемин женил на Марье Ярославне – единственной дочери витебского князя и тот в 1320 году унаследовал Витебский удел. Второго сына, Любарта, он женил на дочери волынского князя Льва Юрьевича, после смерти которого (1325 г.) Волынь также досталась его сыну. Дочь Айгусту он выдал за Симеона – сына московского князя Ивана Калиты. Сам Гедемин имел двух православных жен Ольгу и Еву. В этот период князь отдавал предпочтение всему русскому. К тому же его дружина состояла в большей части из русских воинов.

Расширению литовских владений способствовало и то, что Гедемин и его сын Ольгерд были искусными дипломатами. Они не жгли селения и не разрушали города без крайней необходимости. , Хотя Гедемин всю жизнь оставался язычником на подчиненных землях, он не разрушал древних святилищ, не препятствовал строительству католических или православных храмов.

Главным советником у него был Криве Лиздейко (основатель рода Радзивиллов). Именно он расшифровал сон Великого князя, после этого была основана новая столица Литвы – вольный город Вильно, ныне Вильнюс. Вполне естественно столица была построена рядом с главным языческим святилищем в Ромове. До сих пор старый город литовской столицы называется Кривой город.

В 1341 году Гедемин погиб в схватке с тевтонскими рыцарями, сыновья отвезли его тело в Вильну. Там в Кривой долине по древне-литовскому обычаю его сожгли на огромном костре в парадной одежде, в вооружении, вместе с любимым конем и слугой, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами.

Что интересно, обряд трупосожжения вышел из тропических стран, где теплый и влажный климат способствовал быстрому разложению тел и возникновению эпидемий. Самое большое распространение он имел в Индии и это косвенно подтверждает версию, что образцом для литовских жрецов был древнеиндийский вождь с тем же именем.



В 1345 году власть перешла к Ольгерду. Воевать с Псковом и Новгородом он не собирался, надеясь, что их присоединение к Литве – дело времени. В 1346 году он с большим войском подошел к Новгороду и как считают историки, мог его взять. Но остановился на реке Луге и потребовал расправы над ратующим за присоединение Новгорода к Москве посадником Остафием Дворянинцем. Сторонники Ольгерда убедили новгородцев отделаться малой кровью, и посадник (глава города) был растерзан толпой. Действительно, пролитовские или как их еще называли немецкие партии в Новгороде и Пскове были сильными, они долгое время противостояли промосковским настроениям. Москвичи уничтожили своих политических противников лишь через сто лет вместе с их последним лидером Марфой Борецкой (Марфа Посадница).

В 1355 году к Литве присоединились Брянск, Чернигов, Новгород-Северский. Под защиту Ольгерда встал и Смоленск в чем, вполне возможно, сыграла роль и древняя религия „братьев по крови“. Все это привело к выяснению отношений Руси литовской с тремя татарскими князьями, управлявшими Подольской землей. В 1362 г. Ольгерд разбил их на берегах реки Синие Воды, и развеял миф о непобедимости татар. После поражения князья бежали в Крым, где основали Крымское ханство. Это была первая крупная победа русского оружия над татарами так как основу литовского войска составляли русские полки. После этой победы в руках Ольгерда оказалась вся Южная Русь, включая Киев. Последний оказал недолгое сопротивление, за это Ольгерд сместил сидевшего там ставленника Орды князя Федора, и отдал Киев в управление своему сыну Владимиру.



Ольгерд у стен Москвы

Вскоре в протекторат Литвы вошла и Тверь. Еще в 1350 году Ольгерд женился вторым браком на тверской княжне Ульяне Михайловне, и тесть настойчиво просил его помочь в разборках с Москвой. Три раза в 1368, 1370 и 1372 гг., их объединенные войска подходили к Москве и даже осаждали ее, но взять город им так и не удалось. Ольгерд по-прежнему дорожил людьми и избегал безрассудных штурмов. Но скорее всего, будучи умным политиком, литовский князь понимал, что в случае победы над Москвой он остался бы один на один с Ордой. А еще он не оставлял надежды на присоединение Москвы мирным путем и даже принял православие.

Ольгерд умер в 1377 году. После него осталось семь наследников, между которыми сразу же начались распри. Престол занял сын от второго брака Ягайло, а старший сын Андрюс (Андрей) ушел за поддержкой в Москву. Это событие получило неожиданное продолжение.

В Бархатной книге XVII века многие московские бояре заказывали себе родословные с западными корнями. Так среди подручных сына Ольгерда Андрюса появился некий Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо от сходства этого слова с Камбилой). С него-то и начался боярский род Романовых. Чуть позже появилась новая версия родословной династии Романовых в которой потомок Видевута Иван Кобыла был крещен в Новгороде при Александре Невском. Но и этого оказалось недостаточно. Романовы очень желали иметь более древние корни, чем Рюриковичи и тогда появилась версия, что род Романовых идет от братьев-жрецов кривичей и почти на два века древнее рода Рюрика.

Через десять лет после воцарения Ягайло (1387 г.) Литва окончательно приняла католичество. И это было последнее государство Европы, принявшее христианство на тысячу лет позже Армении ставшей первой христианской страной в 304 г.

На этом Русь Литовская закончилась. От нее сразу же отделились Тверское и Смоленское княжества, а позже и другие территории исповедующие православие.

Что же у нас осталось от кривичей?

Очень даже много.

Свою самобытность кривичи сохраняли почти тысячелетие. В средние века существовал кривический язык, который долгое время был связующим звеном Польши и Московии. И хотя их язык не сохранился, но его следы остались в названиях, именах и прозвищах. А еще остались поговорки и сказки с их непосредственным участием. Кривичи не ушли в небытие… В Полоцке благодаря местным краеведам установлен памятник кривичам.



Памятник кривичам

Память о кривичах сохранилась в названиях многих населенных пунктов и по сей день. Например, в Гродненской области существует древнее село Крево – один из религиозных и административных центров кривичей.

В Псковской, Новгородской и Ленинградской областях есть несколько одинаковых топонимов Кривец, раньше, видимо, Кривич. А еще есть населенные пункты Кривск, Гривино, Гривы. Однако, чем ближе к Москве, таких названий становится меньше. Они исчезли или были переименованы. А вот названия рек в Москве и Подмосковье, оставленные нам племенем голядь, можно найти в большом количестве. Только на территории столицы их более десятка: Бубна, Голяденка, Ичка, Рачка, Филька, Химка, Чечера, Яуза и др.

К наследству от кривичей можно отнести большинство топонимов связанных с священным деревом кривичей дубом. На территории проживания кривичей их огромное количество: Дубово, Дубравы, Поддубки, Стародубово, Дубна. В Псковской области таких названий около 30, что почти в 3 раза превышает упоминания остальных деревьев (береза, липа, вяз). Очень интересна и фразеология, связанная с дубом. Рядом с почтительным и лиричным упоминанием в сказках и напевах могучих дубов и дубрав, в нашем языке есть и выражения негативного содержания, которые были созданы в период идеологической борьбы с кривичами-язычниками: „дуб – дубом“ , „дубина стоеросовая“ , „дать дуба“ и т.д.

Весьма занимательна статистика топонимов с упоминанием еще одного символа религии кривичей – козла отпущения. В той же Псковской области имеется шесть населенных пунктов Козлово, несколько деревень Козлы и Козловичи, а всего на карте можно найти около 15 подобных названий. Думаю раньше в этих местах „козлиных“ топонимов было значительно больше. Известно, что в России и в царское время и в советское, не раз проводилась чистка неблагозвучных названий. Но даже сегодня, это количество выглядит внушительно на фоне всего лишь пяти упоминаний более крупных и достойных животных быков, волов, оленей. Если не знать историю борьбы с язычеством, то можно сделать ошибочный вывод, что козел был самым почитаемым животным обширного региона.

Выражение „козел отпущения“ и сегодня одно из самых известных и употребляемых. Интересно, что этот фразеологизм является единственным упоминанием животного с оттенком сострадания. В целом же слово козел стало нарицательным, имея только лишь негативные оттенки. Чаще всего им характеризуют неотесанного и наглого человека: „Запустить козла в огород“. Однако есть и более серьезные обвинения в грехах, с использованием корня из имени животного, например: „Дьявольские козни“ . Связь бесов, чертей и самого дьявола, с образом ни в чем не повинного козла несомненна – рога, копыта, борода. Сами литовцы имели этого экзотического персонажа в своем эпосе, там его звали велняс и даже держали в своих домах его статуэтки. Не удивительно, что единственный музей чертей находится в Литве в городе Каунасе (Ковно).

Не менее интересным наследством от кривичей являются наши приметы и суеверия. Древние жрецы кривичей довольно точно предсказывали погоду, затмения солнца и луны. Объясняется это тем, что они знали календарь. Археологи обнаружили в курганах кривичей несколько предметов, на которых были резы, насечки и знаки соответствующие календарным срокам. Так жрецы прививали у людей веру в чудеса. Эта вера отразилась в нашем фольклоре, особенно в сказках.

А еще от кривичей досталась нам вера в судьбу. Люди всегда хотят знать свое будущее, но в канонизированных религиях его предсказывать было запрещено. Потому все наши гадания целиком пришли из язычества и в большей части именно от кривичей. Их предсказатели судьбы использовали различные явления природы: силу ветра и движение туч, движение водных струй и пену в водоворотах. Предсказателей у кривичей было предостаточно.

По поведению животных и птиц предсказывали будущий урожай лекутоны (летатели) и жверутеи (зверники). Существовали и бытовые предсказатели – думоны (демоны), они это делали по огню или дыму. А еще были потрохи – гадатели по внутренностям животных. Личную судьбу чаще всего предсказывали по льющемуся в воду свинцу или воску.

Самыми интересными и наиболее понятными были жеребуты . Они бросали на стол или на землю кости, дубовые дощечки или камушки. Причем все эти предметы раскрашивали в два цвета – черный и белый и наносили на белую сторону рунические знаки. Это в принципе напоминало карточный расклад и по тому, какой стороной располагались брошенные предметы, и какие знаки были открыты, жрецы делали предсказание. Главные жеребьевщики называли себя вайдулоты , и в их имени явно просматривается всем нам знакомые слова – лот и лото. А камушки и дощечки со знаками моряки и путешественники со временем превратили в игры в кубриках – кости и домино.

Свойство наших людей полагаться на случай, тяга к розыгрышам лотерей, вера в то, что им скажут карты, – все это было впитано нашими предками кривичами в те далекие языческие времена.

Очень активно велась борьба с кривичами с помощью насмешек и издевательств. Судя по берестяным грамотам, новгородцы были весьма остры на язык. По историческим свидетельствам главными символами Криве были изогнутые посох и палица. Можно вспомнить древнее выражение: у нас – правда, а у вас кривда, – так завершали свои доводы новгородцы, в спорах с псковичами. В пылу разборок кривичи обзывали новгородцев дураками, а те им отвечали: козлы ваши братья и сами вы козлы ! Это ругательное слово с тех пор на Руси стало самым обидным и словесные перепалки часто переходили в кулачные бои.

А еще новгородцы умело использовали имя их главного жреца. Так в русском языке появилось слово кривой, несущее негативный смысл. Возможно, уже тогда появились выражения ходить кривыми дорожками и кривить душой . Даже одноглазых людей стали называть кривыми, хотя у славян к убогим всегда было принято сострадание. И это еще не все. Например, низшая каста жрецов у кривичей именовалась лигушены , и первоначально христиане их называли просто лжецами и сравнивали со скользкими болотными обитателями. Однако все было не так однозначно. Например, для влюбленных религиозные разногласия не были помехой. Об этом говорит пережившая века поговорка «Любовь зла – полюбишь и козла» и история любви в сказке „Царевна лягушка“. Героиня обладала волшебством, которое всегда приписывалось жрецам и волхвам, однако с помощью любви, в конце концов лягушка превращалась в царевну, что подразумевало изгнание бесов и колдунов и переход ее в истинную христианскую веру.

В истории кривичей еще много белых пятен. Возможно, это небольшое исследование подтолкнет кого-то к продолжению поисков наших корней и к новым находкам.