Лирическая поэзия древнего рима. Литература древней греции и древнего рима

Римская литература возникла под греческим влиянием ещё в III веке до нашей эры. А прославил её величайший оратор, писатель и философ Цицерон. Стоит отметить, что он был не только выдающимся оратором и писателем, но и видным государственным деятелем. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н.э. Современниками Цицерона в то время были такие великие римские поэты как Лукреций и Катулл.


Лукреций был автором философской поэмы«О природе вещей», которая полностью раскрывала понятие теории эволюции. Полное имя поэта– Тит Лукреций Кар. Родился он в 98 году, но подробности его жизни не известны. Возвращаясь к поэме, хочется отметить, что она является не только философским трактатом, «приправленным» поэзией, но и подлинным художественным произведением, открывающим своим чётким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе.


1. Обращение к богине Венере «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судьбоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят» 2. Вселенная – безграничное пространство, по которому носятся атомы. …Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем…


3. Когда мы есть- смерти нет, и наоборот. …И потому вещество, состоя из плотного тела, Может быть вечным, хотя разлагается всё остальное. Далее, если б нигде никакой пустоты не встречалось, Плотным являлось бы всё; и напротив, коль тел бы известных Не было, чтобы заполнить места, что они занимают, Всё б оказалось тогда и пустым, и порожним пространством, Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство. 4. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. …Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.


5. О происхождении мира. 6. Объясняет явления природы Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери. Твердой рукою никто не работал изогнутым плугом, И не умели тогда ни возделывать поле железом, Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких Острым серпом отрезать отсохшие старые ветки. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает В силу того, что, летя высоко в пространствах эфира, Тучи сшибаются там под натиском ветров противных. Ведь не доносится звук из части безоблачной неба, Там же, где тучи, толпой собравшись, сплотятся, оттуда Чаще всего раздаются раскаты громовых ударов…


Гай Валерий Катулл- родился в 57 году, а умер примерно в 54 году. Родился поэт в Вероне. О жизни поэта также ничего не известно, но кое что можно узнать из его произведений. Например, он был любовником замужней женщины по имени Лесбия, по- крайнее мере так он называл её в своих лирических произведениях. Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей: 1)Большие произведения в «ученом» стиле; 2)Мелкие стихотворения, «шутки; 3)Стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии).


Стихи: лирическая сила; простота, простонародность; использовал ругательства; Искренность; сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям; обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах. Поэмы: хорошо знал литературу греков Был последователем Каллимаха, противником классического искусства


Альбий Тибулл (1-й век до н.э.) – считался одним из наиболее известных поэтов периода расцвета Римской литературы. О жизни поэта можно узнать из его художественных произведений. Исходя из описания деревенской жизни в его художественных произведениях, можно сделать вывод, что он родился в сельской местности. Семья поэта жила в достатке, но при распределении земли ветеранам ничего не получила. (41 г.до н.э.)


Большинство произведений Тибулла были на тему любви. Содержание этих произведений легче понять т.к. оно построено на чувствах, эмоциях и желаниях поэта. Некоторые из них посвящены девушке по имени Немезида, которую Альбий любил до самой смерти. Поэт ушёл из жизни совсем молодым, но его художественные произведения сохранились до наших дней и выпускаются под названием Элегии.


Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) Вергилий Марон Публий – был одним из самых значительных поэтов Древнего Рима, так как именно он открыл новый вид эпической поэмы. Родился поэт в небогатой семье. Уже с 16-ти летнего возраста он начал создавать маленькие стихотворения, наиболее достоверное из которых – Culet.


Гай Луцилий (родился около 180 г. до н. э) Луцилий Гай – римский поэт и сын крупного рабовладельца. Родился в области Кампань, недалеко от Неаполя. Любовь к поэзии появилась ещё с самых ранних лет. В своих произведениях Луцилий затрагивал тему религии, политики и философии. Умер поэт в 102 г. до н. э.


Гораций (65 8 до н. э.) Гораций Квинт Флакк в 42 году был поклонником Брута, ярого республиканца. Это побудило его войти в сражение при грандиозной филиппинской битве. После проигранного сражения он возвращается в Италию. Потеряв всё свое состояние и полностью разорившись, Гораций решает стать писателем. Его творчество начинается с «Сатиров» и «Эподов». Первая книга посвящена любимым философским беседам Горация. Вторая книга содержит занимательные письма в литературном жанре. Также Гораций писал лирические произведения, которые ещё называл одами. В некоторых поэт рассказывает о своих любовных романах, а в некоторых восхваляет Августа и его подвиги.


Петроний Арбитр (родился примерно в 14 году– умер в 66 г.) Петроний Арбитр - древнеримский писатель, а также автор романа «Сатирикон». Его имя «звучит» во всех частях романа. О нём отзывались и писали изречения многие деятели. Все эти отзывы подтверждали существование писателя, но не давали подробностей его жизни.



Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, -- так он называл Клодию, сестру народного три-буна Клодия. Клодия была типичной представительни-цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред-ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими-ся браками и столь же легкими связями. Любовные по-хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя-щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз-рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле-чением римлян. На устройство игр и цирковых пред-ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь-ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу-ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре-месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб-разительного искусства происходит в III -- I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля -- базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со-оружения -- триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра-шаются римские площади, общественные и частные зда-ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда-ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, -- реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви-тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи-нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа-ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин-циалов -- это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре-вращается в площадь, украшенную храмами, базилика-ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь -- прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об-разцом для такого типа сооружений.

Латинская культура основана на поэзии.

Одним из самых ранних жанров в римской поэзии была обрядовая - плачи по умершим, «похвальные речи» перед гробом покойного на Форуме. Во время триумфального шествия солдаты импровизировали, распевая «триумфальные песни», где похвалы полководцу перемежались с непристойными шутками. Функция этих песен или словесных перепалок – отвратить беду от удачливого военачальника, уберечь его от зависти богов и призвать к умеренности.

Первые римские поэты были либо вольноотпущенники, либо уроженцы нелатинских областей. И профессия поэта была в то время откровенно презираемой римской знатью.

В 3 в. до н.э. Таранта Рим в глазах всего античного мира приобретает новый политико-экономический и военный вес. Теперь он должен обеспечить пропаганду своего образа жизни, а это может дать только литература. Поэтому официальный Рим прибегает к услугам профессиональных литераторов, получивших греческое образование.

Для римлянина в эпоху расцвета Республики поэзия все еще оставалась синонимом праздности. Пройдет немного времени, и аристократы осознают, что не могут игнорировать развитие литературы без опаски потерять и свой престиж, и свою власть. Поэтому они становятся защитниками поэтов, которые из благодарности посвящают им хвалебные оды. Становится модным иметь при себе двух-трех поэтов, но в обществе их чаще всего презирают, и жили поэты на содержании – если они хотели жить хорошо, они нуждались в материальной поддержке.

Для развития литературы необходимы литературные круги. В кружке сторонников аристократии и эллинофилов, поэтов, историков, философов, римлян и греков, Сципиона Эмилиана рождались произведения, которые пользовались одобрением и почетом.

Латинская литература своим расцветом и распространением обязана многим политическим, экономическим, социальным факторам и моде. Прежде всего это иностранное влияние. Мода на все греческое привела к тому, что многие и писать стали только на греческом. Цицерон блистал в диалоге на манер диалогов Сократа. Исторические сочинения зачастую сводились к автобиографиям.

Автор никогда не мог иметь успеха в своих постановках, если его не поддерживал кто-нибудь из богатых граждан, обладающих достаточным влиянием, чтобы рекомендовать эти пьесы эдилам, ответственным за организацию спектаклей. Прославиться, не числясь в каком-нибудь литературном кружке или свите богатого патриция, было крайне нелегко.

До конца Республики в литературе безраздельно властвовали патриции. С наступлением Империи литературные направления будут меняться по прихоти монарха.

Первым римским поэтом из знати был Гай Луцилий (ум. ок. 102 г. до н.э.). Из богатой семьи всадников, никогда не занимая государственные должности, автор тридцати книг сатир (сохранилось менее двадцатой части, в разрозненных фрагментах), он был также первым римским поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии, смело рассказывая обо всем, что его волнует. Обилие бытовых зарисовок, исключительно пестрая тематика сатир, разнообразие форм (диалог, письмо, речь и др.). Именно Луцилий создал сатиру как форму актуальной полемики, причем персональной. И именно у него сатира становится сатирической в современном понимании.

Тит Лукреций Кар (ум. ок. 55 г. до н.э.), автор поэмы «О природе вещей» задался целью проповеди среди римской знати учения Эпикура, которое способствовало внедрению в сознание римлян идеала, заключенного в понятии досуг . Учение Эпикура не отрицает существование богов, но отрицает существование каких-либо сверхъестественных начал, управляющих людьми, утверждая тем самым идею всеобщего равенства. Цель эпикурейской философии – освободить человека от власти тяготеющих над ним предрассудков и суеверий, препятствующих достижению истинного удовольствия, которое не является привилегией избранных, а доступно всем людям, независимо от их социального положения.

Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,

Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.

На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить

Длительность смерти никак и добиться ее сокращенья

Эпикур у Лукреция – мудрец, научивший не страшиться смерти, путь освобождения от суеверий и страха перед богами – путь познания природы и ее законов, объясненных с помощью разума. Учение, которое полагало, что удовольствие есть покой и безмятежность, проповедовавшее «Живи незаметно!» и изоляцию от политической жизни, воспринималось в Риме как чрезвычайно опасная: Цицерон даже заявил о необходимости изгнать эпикуреизм из Рима особым постановлением Сената.

Чтобы выделиться в литературных кругах своего времени, писатели искали новые жанры, способы выражения, изобретали новые слова или использовали старые в новом значении. Произведение, не породившее желания подражать себе, вскоре исчезает и предается забвению. Произведение не может быть полностью отрезано от публики. Если оно резко выделяется на общем фоне, может породить моду.

В 1 в. до н.э. спонтанно сформировался кружок молодых поэтов - неотериков, то есть новых поэтов (poetae novi), новаторов. Они хотели жить, чувствовать и творить по-другому . Они хотят внести в свои стихи фантазии, выражение своих самых разнообразных чувств. Ради этого нет остановки перед чувством меры. Нужно шокировать хранителей окостеневшей традиции, скучной торжественной поэзии, которой не хватало метрического разнообразия, изящества и утонченности. Стремясь к чистоте форм и новой эстетике, они обращаются к поэтам-александрийцам, особенно к Каллимаху, с его эрудированностью стихов, насыщенностью мысли («Истоки»), воспеванием личных чувств («Эпиграммы»). Воспевая наслаждения, для римлян они воплощали новизну.

В их числе был Катулл, восемнадцать лет попавший в Рим. Рекомендательные письма отца позволили ему посещать высшее общество. Нововведения Катулла: тщательный отбор лексики, способной передать все оттенки чувства; забота о простой композиции, поддерживающей любопытство читателя различными приемами (неожиданность высказываемых мыслей, многообразие тем); поиск разнообразных и отточенных размеров. Он обращается к опыту архаических поэтов (заимствует у Сафо описание симптомов влюбленности). Катулл вводит литературную моду на короткие стихотворения на случаи («шутки», «стишки» и т.д.), затрагивающие незначительные темы повседневной и чувственной жизни (ссоры, отъезды и пр.), но содержащие порой жестокую сатиру. Стихи живые, порой малопристойные, удовлетворявший пристрастие к вычурному слогу, к мнимой простоте, к отточенному стиху, изъясняющемуся намеками.

Гай Валерий Катулл . Родился в Вероне в 87 г. до н.э., прожил более тридцати лет. Все сведения о жизни поэта – в его ста шестнадцати сочинениях, собранных в одной книге: небольшие стихотворения «полиметры», «ученые поэмы» и «эпиграммы». В Риме Катулл встретил и страстно полюбил образованную, но легкомысленную замужнюю женщину, которую в стихах называет Лесбией. «Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности».

Лесбия часто меня в присутствии мужа порочит,

А для него, дурака, радость немалая в том.

Не понимает осел: молчала бы, если б забыла, -

Значит, в здравом уме. Если ж бранит и клянет, -

Стало быть, помнит, притом – и это гораздо важнее –

Раздражена, - потому так и горит, и кипит .

Ссорясь, примиряясь, ревнуя, поэт сознавал, что уважать Лесбию не может, но не в силах перестать любить ее.

И ненавижу тебя и люблю. - Почему же? - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.

Практически все стихотворения Катулла имеют аналоги в греческой поэзии. Например: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…» (Анакреонт). Но греческие мотивы, темы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у Катулла по-новому – опыт греков поэт усваивал творчески, поэтому всё, что он писал, производило впечатление сказанного впервые.

Следует сказать, что не только Катулл, но и поэты последующих столетий «соревновались» с греками, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими. «Для античного человека оригинальность поэта заключалась не в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уж достигнутого до него. Именно в сплаве нового и старого усматривали древние своеобразие того или иного автора. Установка только на эксперимент и новаторство была несвойственна самому духу римской литературы...». Например, у греков-александрийцев личный опыт поэта служил лишь поводом для написания стихотворений, у римлян он становится основной темой их поэзии.

Отмеченные печатью личного опыта, стихи Катулла глубоко интимны и предельно конкретны. Всеми отмечаемая особенность поэзия Катулла – ее естественность; неистовость чувства, владеющего им, он передает с непревзойденной непосредственностью и наглядностью. Его стилистическая палитра часто представляет собой причудливое смешение гротеска и лиричности, сарказма и патетики. Подражали Катуллу многие - Гораций и Вергилий, восхищались его искусством Ф.Петрарка, А.Блок, переводили А.Пушкин, А.Фет, В.Брюсов.

В истории римской литературы особое место занимает эпоха правления императора Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Это годы наивысшего расцвета поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков мировой литературы. Поэтическая техника и искусство стихосложения достигают совершенства. Создается классический язык латинской поэзии. Благодаря поэтам и литераторам латинский язык становится средством распространения цивилизации в самых отдаленных уголках громадной империи. Культурное влияние Рима сравнялось с его политическим авторитетом.

Император Август прославился среди римлян как человек, возвративший Италии мир. Эпоха кровавых гражданских войн закончилась. Сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти, Август стремился укрепить нравственные устои государства путем возвращения к старым добрым нравам: трудолюбию, умеренности, уважению к долгу, благочестию, целомудрию. Возрождение древнего благочестия, уважения к старинным римским обрядам и церемониям становится отличительным признаком культурно-идеологической программы императора. Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого и достижений заката Республики. Наиболее подходящей формой для прославления новых идеалов становится поэзия . Ораторское искусство возвращается с Форума обратно в школы. Гражданин перестает быть политическим деятелем. Страстью подданного империи становится литература, точнее все таланты притянула поэзия. Император объявляет себя покровителем поэтов. Более того, поэзия становится модой. Многие отправлялись в Рим только для того, чтобы увидеть великих писателей.

После гражданских войн публика отдыхает и слушает, как поэты воспевают деяния ее императора. Август назначает «министром» культуры Мецената, увлеченного поэзией и помогавшего поэтам. Новый подъем переживает воспевание чувств. Поэты оспаривают друг у друга честь быть отправленным в путешествие за счет государства. Нерон писал лирику, сатиры, эпопеи. Чтобы заслужить благоволение императора и сохранить свой престиж, знать бросалась наперегонки за императорами в сочинении од, драм, стихов, менее образованные покупали за баснословные деньги рабов, которые в нужный момент могли подсказать им стих из греческих классиков. Толпы поэтов заполонили улицы и площади. …Во времена Адриана и Марка Аврелия (2 в.) доминирует философия. Повсюду увлекаются археологией, изучением древних авторов, интеллектуальными играми. Риторы славословят архаизм. А известных поэтов той эпохи не наберется и десяток.

Появляются и литературные праздники. В театрах читают произведения известных авторов. Появляются литературные соревнования. Нерон учредил конкурс – Неронианы. Домициан построил одеон и устроил конкурс поэзии на греческий манер. Популярность чтения поэзии в одеонах и театрах объясняется прежде всего тем, что они являлись своего рода учебными заведениями для масс. Но и позволяли распространять произведения литературы среди разных сословий, которые иначе не смогли бы ознакомиться с достижениями поэзии.

По примеру эллинистических монархов Август создает публичные библиотеки (частные уже существовали) и, видя в литературе средство формирования общественного мнения, поощряет поэтов и прозаиков. Увеличился спрос на книги, расцветает издательская и - весьма прибыльная - книготорговая деятельность. Тираж книг, пользовавшихся повышенным спросом, доходил иногда до тысячи экземпляров. Однако авторы материальной выгоды от этого не извлекали. Чьей-либо собственностью опубликованное однажды сочинение уже не считалось, авторского права в современном смысле слова не существовало.

Отсутствие у писателей материально-правовой базы стало причиной расцвета меценатства (зародилось в птолемеевской Александрии). Покровительство литературе и искусству связано с именем Гая Цильния Мецената , богатого римского всадника, не занимавшего официальных должностей, выходца из знатного этрусского рода, друга и соратника Августа. Будучи убежденным эпикурейцем, Меценат считал высшей ценностью на земле – дружбу, и покровительствуемые им поэты становились именно его друзьями .

Гай Азиний Поллион положил начало «рецитациям» - публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных со своими произведениями еще до их публикации.

Если в эпоху Республики литературная деятельность служила для знати «досугом», то при Августе она становится единственным занятием тех слоев общества, которые живут в тени меценатства, оплачивая свой покой тем, что на все лады прославляют величие Рима и восстановленный в Италии мир. Причем, для поэтов той эпохи, познавшим тяготы гражданских войн, прославление мира (и Августа как его гаранта) было искренним.

Мода на поэзию в 1 в. сказалась на общем качестве литературы.

Вергилий .

Публий Вергилий Марон родился на севере Италии (Анды) в 70 г. до н.э. в семье ремесленника. В тридцать один год заканчивает свое первое значительное произведение «Буколики» . Вошел в кружок Мецената, по совету которого пишет (в течение семи лет) поэму «Георгики» . Последние годы жизни он сочиняет эпическую поэму – «Энеида». Умер в 19 г. до н.э.

Образцом для «Буколик» (название связано с тем, что действие ряда стихотворений посвящено идиллической жизни пастухов) послужили «Идиллии» греческого поэта 3 в. до н.э. Феокрита. Но в использовании феокритовских тем, мотивов, образов, отдельных слов и выражений Вергилий необычайно изобретателен и оригинален, он существенно обогатил жанр идиллии. «Главный герой» «Буколик» - сольное или попеременное пение пастухов, пение - сама радость, следовательно, и полноценная жизнь. В «Буколиках» слились реальность и фантазия, мотивы литературные и автобиографические. Пейзажи соотнесены с реальной местностью. И везде доминирует чувство ностальгии, постепенно основной темой становится ощущение утраты. В 4-й эклоге («избранное стихотворение») поэт предсказывает рождение ребенка, которому суждено увидеть «золотой век» на Земле; это – развитие стоической концепции о возвращении «золотого века», возрождение которого связывается с деятельностью Августа.

…Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурного царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится .

Дева, в данном отрывке, – Правда, Справедливость, дочь Юпитера и Фемиды, во время золотого века Сатурна жившая среди людей. С наступлением железного века превратилась в звезду в созвездии Девы.

«Георгики» - это рассказ о полевых работах, временах года, атмосферных явлениях и небесных знамениях, явившихся в год смерти Цезаря, садовых растениях, виноградарстве, домашних животных, пчелах.

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле,

Надобно веры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится .

Но это не предписания по ведению сельского хозяйства, а воспевание крестьянского труда, прославление труда как средство нравственного возвышения, восхваление добродетельной жизни – спокойной и размеренной. Изображение счастливой жизни земледельцев должно, по замыслу Вергилия, привести читателя к мысли о совершенстве природы и неразумности людей, которых честолюбие толкает на братоубийственные войны. Что же касается целой книги о пчелах, то пчелиный улей – это государство в миниатюре: благодаря совместному труду и рациональному распределению обязанностей в нем постоянно царит согласие. Слаженная жизнь пчел – образец идеального государственного устройства.

В основу «Энеиды », ставшей национальным римским эпосом, был положен миф о родоначальнике римлян – сыне богини Венеры Энее , прародителе рода Юлиев (к которому принадлежал Август), который, избежав смерти при падении Трои, добирается до Италии, чтобы в устье Тибра основать новое государство. Воспевая Энея, поэт одновременно воспевал и Августа. Везде в тексте рассеяны намеки на современные события, скрытые аналогии и обобщения.

Слезы из глаз полились у Анхиза, когда отвечал он:

«Сын мой, великая скорбь твоему уготована роду:

Юношу явят земле на мгновенье судьбы – и дольше

Жить не позволят ему. Показалось бы слишком могучим

Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.

Много стенаний и слез вослед ему с Марсова поля

Город великий пошлет!.. »

Анхиз – в греческой и римской мифологии отец героя Энея, который в ночь падения Трои вынес отца на своих плечах из горящего города. Анхиз умирает в пути, а Эней сыном Юлом заканчивают путешествие в Лации.

Приведенный отрывок имеет аналогию с реальными событиями конца 1 в. до н.э. Император Август назначил 16-летнего сына своей сестры Марцелла наследником и приказал ему жениться на своей 14-летней дочери Юлии (тем самым вернувшись в древнейшим традициям архаических царств, в которых легитимность наследования власти обеспечивалась женитьбой на девушке царского рода). Вскоре Марцелл внезапно умирает. Тело юноши кремировали на Марсовом поле в Риме.

Высокие художественные достоинства поэмы сделали ее самым популярным произведением античности. Многие вергилиевские стихи стали крылатыми выражениями. На протяжении веков Вергилия воспринимали как пророка и чудотворца. У Данте в «Божественной комедии» поэт является воплощением земного разума.

Гораций.

Родился в 65 г. до н.э. в римской колонии в семье вольноотпущенника. Учился в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне. После нее, ради заработка в Риме, стал членом коллегии квесторских писцов. Первый свой поэтический труд – «Сатиры» посвящает Меценату (стремившегося поставить поэзию на службу государству), от него же получил вознаграждение в виде небольшого поместья. Умер в 8 г. до н.э.

Каждая из восемнадцати сатир Горация представляет собой отдельное художественное законченное произведение. Осуждение скупости, зависти, домогательства любви замужних женщин, рассказ о своей личной жизни, восхваление жизни в деревне, вскрытие и высмеивание пороков и заблуждений…

Цель поэта – узнать и изобразить людей такими, какие они есть в действительности, без язвительности, но с доброжелательностью, веселой серьезностью, найти гармонию между обществом и личностью. Гораций как бы приглашал слушателей к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят –

Пению нет и конца !

Несовершенство жизни и человеческие слабости заслуживают снисхождения, с их наличием надо смириться. Тема самовоспитания становится едва ли не самой главной в его поэзии. В форме шутливой беседы поэт указывает путь праведной жизни. Включение в сатиру философии сообщило жанру универсальный характер.

Если раскроет кто летопись мира, веков и народов,

Должен признать, что закон происшел – от боязни неправды!

Правды с неправдой натура никак различить не умеет

Так, как она различает приятное – с тем, что противно !

Заслуга Горация-сатирика в том, что он первым в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. «При этом ни один античный автор не рассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни…».

Сплю до четвертого часа; потом, погулявши, читаю

Или пишу, про себя, что-нибудь, что меня занимает;

После я маслом натрусь, не таким, как запачканный Натта,

Краденным им из ночных фонарей .

«До четвертого часа» по-нашему до десятого.

Лирические стихотворения Горация вышли при его жизни под названием «Песни», но еще в античные времена их стали называть одами. Уже в первой книге од появляется тема, постоянно звучащая в античной поэзии: «Лови день, меньше всего веря грядущему». Гораций призывает не гнаться любой ценой за наслаждениями, а довольствоваться малым; отказ от всего лишнего есть достояние мудрости. «Лови день» сочетается у поэта, убежденного в непрочности всего существующего, с требованием держаться в жизни «золотой середины», которая есть источник счастья. Проповедь умеренности – основополагающий элемент так называемой горацианской мудрости, чрезвычайно популярной в Новое время.

Другая главная тема Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Единственное средство, дающее человеку бессмертие, - поэзия. Человечность Горация «…в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством составляет секрет его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, что поэту всё известно, что всё им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдавая себя за человека обыкновенного, …он устанавливает между собой и читателем отношения исключительной доверительности».

К концу жизни Гораций создает две книги «Посланий». В одном из них – «Наука поэзии» - поэт утверждает, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением – для достижения этого поэт должен обладать жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Он полемизирует со сторонниками мистического учения о поэзии как о «божественном исступлении»: рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнять изучением поэтического мастерства. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» . Художественное же мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано.

Поэзия Горация вдохновляла Петрарку. Особенно часто к Горацию обращались русские поэты.

В эпоху появляются в Риме первые сборники элегий на тему любви: Проперция, Тибулла и Овидия. Считается, что обстоятельные рассказы о любовных переживаниях, которые авторы представляли как свои собственные, - это реакция поэтов на попытки стороны правителей вторгнуться в духовный мир поэта и посягнуть на свободу его творчества.

I

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII. Список литературы

I . Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae.

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.1. Плавт

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

3. Ювенал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII . Список литературы

I .Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen ), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основнымвидом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическоепроизведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae praetextae .

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales »), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться слюдьми, принадлежавшими к самым разнообразнымпрослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влияниемновоаттической комедии, которая в отличиеот политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. ГероиПлавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

3.2. Теренций

К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг.). Он был родом из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал в Рим в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.

Теренций вращался в кругах высшего римского общества, и его комедии рассчитаны на образованных зрителей. Теренций тоже подражал греческим авторам, а больше всего – Менандру, знаменитому автору новоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом отношении они считались образцами и неоднократно комментировались грамматиками.

3.3. Сатиры Луцилия

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180-102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

Видное место в римской литературе конца Республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Замечательными и по форме и по содержанию являются его военные мемуары, известные под названием «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.

Мемуары Цезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Записки о гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.

Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде не даёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует. Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык. Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.

Тот жанр, к какому принадлежат «Записки» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне». Гирцием и другими участниками войн Цезаря описаны были и другие походы Цезаря.

1.2. Гай Саллюстий Крисп

Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения, посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времени особенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» и даже «Письма к Цезарю» являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.

1.3. Марк Теренций Варрон

Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг.). Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.

Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические и дидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например, противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием «Трёхглавое чудовище».

2. Римская поэзия I в. до н. э.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, нои выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

2.1. Тит Лукреций Кар

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV-V вв. н. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.

Поэма «О природе вещей» - философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, «который обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебный напиток».

Лукреций - убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.

Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть - неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всё преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.

Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её - не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция - освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.

Идеал Лукреция - мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.

Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

Поэма «О природе вещей»-величайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлось источником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.

Произведённая Лукрецием реформа стиха Энния имела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия. Ещё около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием александринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие черты: 1) подчёркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изысканность формы; 3) исключительное внимание к личным переживаниям, особенно любовным. В конце первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молодёжи. Люди консервативного направления стояли за старый энниев стих, и Цицерон пренебрежительно называл новых поэтов неотериками («юноши», «нововводители).

2.2. Гай Валерий Катулл

Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87-54 гг. до н.э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодёжи, среди которой было немало талантливых людей.

Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни -эпиталамии и др.). Катулл отдал дань той подчёркнутой учёности, которая требовалась от поэта александрийской школы, но вместе с тем он дал верные, полные реализма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе лирические стихотворения Катулла, главные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.

Под этим вымышленным именем скрывалась, как это установили ещё в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре подтверждающиеся. Катулл переживает противоположные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: «Хоть ненавижу, люблю».

В конце концов, Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.

Любовь к Клодии - не единственный мотив лирических произведений Катулла. Он пишет стихи о смерти любимого брата и многочисленные и разнообразные стихотворения, посвящённые друзьям. Замечательны стихи Катулла о природе. Стихотворение, обращённое к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении из Вифинии; родные края дороже Катуллу всех других «полуостровов и островов, тинийских и вифинских полей».

Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы - он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом. В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.

В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи - Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь в эпоху Августа

Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения - результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа.

Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в. до н. э. Поэты августовой эпохи продолжали традиции Лукреция и Катулла.

Несомненное значение имел мир, установленный Августом, который особенно благоприятен был для привилегированных слоев италийского общества. Недаром все поэты - италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.

Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является «История» Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по тем скудным сведениям, какие имеются в нашем распоряжении, по-видимому, носили публицистический характер.

Век Цицерона - расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет своё значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает клониться к упадку, общественные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: «Продолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и всё остальное».

Вместе с тем эпоха Августа-время творчества лучших римских поэтов. Старшие из них-Вергилий и Гораций - начали свою поэтическую деятельность ещё во времена гражданских войн.

2. Вергилий

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему всё-таки пришлось потерять её при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошёл Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.

Вергилий приобрёл известность своими «Буколиками». Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развёртывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвящённых природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.

Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира.В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесёт на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нём сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.

Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение Вергилия-«Георгики». Это-дидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нём поощрялся почётный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство «Георгик» заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речи-всё это позволяет отнести «Георгики» к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название «Энеида». Оно создано по образцу величайших греческих поэм - «Илиады» и «Одиссеи».

Замысел и основная идея «Энеиды» вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношениибожеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.

В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.

3. Творчество Горация

К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством.Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.

Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpe diem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.

В знаменитом своем произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он «перелил эолийский напев в италийскую песнь».

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I -II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенныйпри Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.

В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «георгиках». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей – африканец.

Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта – Марциал иЮвенал.

2. Марциал

Марк Валерий Марциал(около 40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей.