Вопрос православному священнику как обрести душевный покой. О душевном мире, неудачах, смысле жизни и молитве

Мы живем в мире с высоко развитой системой коммуникации, но и со своими сложными, иногда неразрешимыми проблемами. Одного этого достаточно, чтобы объяснить, почему у многих людей уже нормой стала сильная внутренняя тревога и напряженность, проявляющаяся также и во внешнем мире. Когда вы в последний раз ощущали внутреннее спокойствие внутри себя? Такое , которое придаёт уверенности и себе, и другим? Наш мир пульсирует в ритме стресса и безудержного бега. И это - сказывается на жизни каждого. Сегодня даже дети младших классов страдают депрессиями, комплексами неполноценности. А всего-то надо - успокоиться.

И как всегда, способ восстановить своё внутреннее равновесие очень прост. И хочется думать, что выполнить три простых шага может каждый человек. 3 шага, три действия - незамысловатых, но действенных.
Хотите узнать какие это действия? Тогда могу предложить вашему вниманию бесплатный курс "3 шага к внутреннему спокойствию" . Три методики, которые элементарны, но дают результат.

И спасибо владельцу этого сайта, что он даёт вам возможность улучшать свою жизнь. Поблагодарите его, пусть над его дорогою всегда светит солнце и в душе царит покой.

3 простых способа сохранить внутреннее спокойствие в любой ситуации

Изучите этот курс и Вы получите:

  • 3 простых и работающих методики по тренировке обретению внутреннего спокойствия;
  • Способность оставаться уравновешенным в любой ситуации;
  • Способность принимать правильные решения;
  • Силу противостоять стрессам;
  • Веру в свои возможности;
  • Укрепление психологического и физического здоровья;
  • Толчок к творческому развитию.

_____________________________________________________________________________

Как можно обрести внутреннее спокойствие

Мир и спокойствие - это внутренняя реальность, внутреннее состояние, основанное на гармонии. Это в целом и отдельных его частей между собой. Философы древности учили, что человек - не просто телесная оболочка, над которой витает некая субъективная и весьма абстрактная душа. Человек - существо намного более сложное, обладающее, можно сказать, семью частями, или телами. Кто же мы? Мы - Тайна. Наша суть - в Сокровенном. В каждом из нас есть загадочный наблюдатель, проникающий в душу, за грань проявленного мира. Так как же можно обрести внутреннее спокойствие?

Мы должны искать его не в покое и не в движении, а в подлинной гармонии, в ее универсальных законах, управляющих всей Вселенной, согласно которым человек - не изолированный элемент, враждебный другим людям и самой Природе, а настоящий друг всего сущего. А друг - это не тот, кто сидит с нами за одним столом и делит с нами пищу, а тот, о ком с полной уверенностью можно сказать, что он всегда рядом, что мы с ним всегда вместе. Как говорили древние римляне, это тот, кто живет в согласии с нами - сердце с сердцем.
Итак, нужно понимать, что внутреннее спокойствие - это прежде всего мир с самим собой. Никто никогда не мог ни вызвать, ни создать его искусственно, но в нас всегда была, есть и будет гармония, естественная, врожденная. Проблема в том, что человек часто разрушает ее собственным образом жизни. Мы должны искать . При наличии искреннего желания обрести ее не так уж сложно.

Каждый из нас должен обладать немалой нравственной силой, чтобы найти внутри себя единственный и неповторимый "луч света", ведущий нас по Пути, и следовать за ним, как бы банально или нелепо это ни выглядело в глазах других людей. Мы должны идти по тому пути, который сами считаем правильным, не обращая внимания на то, что скажут другие. Речь идет не о том, чтобы стать эгоистом или пренебрегать чужим мнением, а о том, чтобы сохранить собственную индивидуальность. Мы должны возвести внутри себя цитадель своей свободы, без которого нам никогда не достичь ни мира, ни спокойствия.

Это способность встретиться с самим собой, способность понять, что благодаря Великой Божественной Мудрости каждому дано предназначение. Каждый из нас родился для того, чтобы выполнить свою жизненную задачу: у каждого свой Путь, своя Судьба, своя , свой попутный ветер, свой, только ему присущий образ существования и самовыражения.

Иногда мы сами не ведаем, куда идем. Но если отыщем в собственной душе внутренний компас, то всегда будем знать направление. Страдания, удары и неожиданности станут для нас просто испытаниями. Все в природе учит нас этому. Чтобы стать по-настоящему великим, нужно обладать мудростью огня. Какой ни разжигай костер, как ни поворачивай свечу, пламя всегда остается вертикальным. Если, пройдя испытания жизни, человек сможет стоять прямо, он найдет мир в своем сердце.
Чтобы обрести внутреннее спокойствие , это личное, интимное состояние человека, недостаточно просто читать книги или слушать лекции. Необходимо учиться у природы. Наблюдая за тем, как ведут себя огонь, вода, ветер, горы, можно узнать очень много. Чтобы понять сокровенную суть человека, недостаточно обладать большим количеством информации. Необходимо проникать в глубину всего, что нас окружает, и всего, что находится в нашей душе.

Возможно ли когда-нибудь достичь мира и внутреннего спокойствия среди людей, всеобщего мира на всей планете? Это очень трудная задача. Чтобы добиться великого мира, человечество должно быть мирно настроено, должно стремиться к внутреннему спокойствию и согласию и желать его сердцем. Пока все люди не поймут это, пока к миру не будут стремиться хотя бы те, кто обладает властью и силой, он никогда не будет достигнут. Недостаточно только говорить о важности всеобщего мира, о том, что наша жизнь должна становиться лучше. Необходимо всем вместе задуматься не об утопическом обществе, а о человечестве в целом; о человечестве, которое двигалось бы по своему пути, внимая Богу.

Мы можем любить ласточек, камни, людей, ветер, древние флаги и древнюю славу, но нам необходим мир. И он возможен. Если мы будем способны увидеть в весеннем воздухе знамения Бога, вестниками которого являются ласточки, и услышать их пение, если разглядим белую пену водопада, если сможем понять пламя, всегда стремящееся вверх, мы обретем мир, ибо он рождается из нашей внутренней борьбы, из наших усилий и действий, из нашей огромной любви. Благословенны те, кто способен чувствовать эту любовь; благословенны те, кто несет в себе внутреннее спокойствие; те, кто имеет мужество сказать, что мир - это очень важно, он нужен всем и всему независимо от той цены, которую необходимо за него заплатить. Тот, кто больше любит всем сердцем, тот, кто прилагает больше усилий в своих действиях, в своих размышлениях, тот в душе является настоящим отцом. Он наилучшим образом, просто и естественно, может передать все то, чем внутренне владеет; передать так, что все смогут понять это и ощутить на себе его заботу. Мы бы хотели, чтобы каждый почувствовал в своем сердце некоторое волнение - если не любовь, то хотя бы немного мира и спокойствия. Если каждый сотворит свою внутреннюю молитву, если сможет чуть чаще улыбаться, если завтра после восхода солнца увидит в зеркале свое лицо более открытым, если подарит другим свою улыбку, то он обретет внутреннее спокойствие.

- это радость, гармония, способность осуществить лучшее.

Душевное спокойствие является основой для гармоничной жизни человека. Если нет спокойствия в душе, то человек не может сосредоточиться на делах, наслаждаться отношениями в семье и вообще действовать в жизни эффективно и плодотворно. Отсутствие душевного спокойствия отнимает у человека силы. Покой в душе кому-то дается сам по себе. И с таких людей нужно брать пример. Спокойные душевно люди следуют общему набору правил, усвоив которые и вы тоже станете более спокойными и счастливыми.

Во-первых, прекратите вмешиваться в чужие дела, чтобы не нарушать свое внутреннее равновесие. У большинства людей проблемы в жизни и появляются из-за того, что они частенько «суют нос» не в свое дело. Некоторые поступают так потому, что думают, будто приняв участие в жизни кого-то постороннего, они окажут ему неоценимую услугу. Желание вмешаться не в свое дело бывает продиктовано уверенностью в том, что только наша логика является единственно верной. В итоге человек начинает всячески критиковать того, кто с ним не соглашается, пытаясь вразумить его и направить на правильный, то есть свой путь. Такая модель поведения основана на отрицании права любого человека быть индивидуальностью. Но мы задуманы природой как уникальные создания. И жизнь другого человека должна быть за пределами нашего участия. Гораздо разумней сосредоточиться на качестве своей жизни. Не может быть двух людей, которые бы действовали и думали одинаково. Поэтому перестаньте беспокоиться о посторонних вам людях. Направьте всю энергию на заботу о себе.

Для душевного спокойствия чрезвычайную важность имеет умение прощать и стирать из памяти. Пожалуй, такое умение и будет наиболее эффективным методом, позволяющим обрести в душе спокойствие. Многие люди годами носят в себе обиды на кого-то из других людей. Но ведь обида скорее всего имела место быть только однажды. А помня о ней, мы лишь подпитываем свое недовольство жизнью. Совершенно бессмысленно постоянно «расчесывать одну и ту же рану». Не судите других людей за их поступки, пусть даже и не самые лучшие. Не растрачивайте собственную жизнь на такие пустяки. Человек, причинивший вам боль, не избежит наказания. Вам же для собственного благополучия лучше простить его и продолжать жить своей спокойной, счастливой жизнью. Многие люди не могут успокоиться от того, что не нашли общественного признания.

Такое признание очень важно для эгоистов, коих среди нас не мало. Эгоисты не могут по достоинству оценить другого человека, не желая при этом извлечь выгоду для себя. Но совершенных людей не бывает. Подумайте, для чего вам нужны слова одобрения и похвала от таких же смертных, как и вы сами? Зачем желать признания от кого-то другого, когда можно просто поверить в себя и начать действовать себе на благо? Даже, если вас и похвалят, это не будет длиться постоянно. Поэтому глупо искать общественного признания. Такие поиски только лишают вас душевного покоя. Признайте себя сами, и будет вам счастье. Врагом душевного спокойствия является зависть. Иногда нас буквально гнетет чувство кажущейся несправедливости.

Например, представьте себе ситуацию, при которой вы целый год трудились упорно и с большим усердием, а повышение досталось вашему коллеге, работавшему, мягко скажем, спустя рукава. Не завидуйте ему. В любом случае за ваш труд вы будете тоже по достоинству отблагодарены. Жизнь любого из нас подчиняется законам кармы. Карма отражает наши действия и череду поступков в прошлых жизнях. Если по законам кармы вы должны достичь богатства, вы обязательно достигнете его. Ничто в мире помешать этому не сможет. Но виня кого-то другого в собственных неудачах, вы лишь посеете в душе беспокойство и разочарование.

Откажитесь от зависти и обвинений в несправедливости, и вы приблизите себя к желаемым результатам. Желая изменений, начинайте именно с себя. У вас все равно не выйдет изменить мир в одиночку. Так не разумней ли попробовать поменять себя в чем-то? Многим сложно решиться на подобный шаг из-за обычного страха. Человеку свойственно бояться всего неизвестного. Но достаточно лишь изменить хотя бы одну из своих привычек, как перемены будут вам лишь в радость. Изменяясь сами, вы сможете даже недружелюбную для себя среду превратить в гармоничную и чрезвычайно приятную, приносящую вам полное удовлетворение и душевное спокойствие. Если что-то изменить не в ваших силах, просто смиритесь с этим. Смирение является ключом к тому, чтобы превращать отрицательные стороны жизни в положительные.

Неудобства, болезни, разные несчастья и прочие, вызывающие раздражение и негативные эмоции обстоятельства могут появляться ежедневно. Ряд из них не может охватываться нашим контролем. Но в нашей власти научиться мириться с ними. Сделать это очень легко. Если случается что-то неприятное, просто скажите себе, что этого пожелал бог. Это сделает вас более терпимым к жизни и окружающим. В результате вы станете очень волевым, сильным и спокойным человеком. Многим из нас свойственно брать на себя задач, дел и обязательств больше, нежели мы можем в действительности выполнить. Некоторым людям груз ответственности придает значимость. Но эта значимость преследует цель удовлетворить эгоистические потребности.

Собственные возможности нужно обязательно оценивать адекватно. У вас непременно должно оставаться свободное время, которое вы могли бы потратить на то, чтобы побыть с самим собой. Самодостаточными людям мешают чувствовать только мысли. Соответственно, чем меньше подобных мыслей будет в вашей голове, тем более спокойной будет ваша душа. Освобожденный от мыслей разум станет гарантом вашего спокойствия. Спокойствие по сути и представляет собой отсутствие напряжения в уме. Если нет мешающего напряжения, то у человека повышается работоспособность. Но ваш ум и мозг не должны при этом «бездельничать».

Так легко вновь погрузиться в болото ненужных и мешающих мыслей. Ваш ум должен быть сконцентрирован на чем-то действительно стоящем, позволяющем вам ощутить позитивный настрой. Лучшим методом достижения такого состояния будет хобби. Хобби многим людям дарит возможность самореализации и приносит ощущение успеха. Хобби позволяет человеку отдохнуть физически.

А отдохнувший человек не мучается тем, что в его душе нет спокойствия. Спокойствие не возможно при такой ситуации, если человек хочет все просчитать наперед. Планируя каждый шаг своей жизни, мы все равно не сможем предугадать, как она в действительности сложится. Планирование в большинстве случаев приносит лишь разочарование. У вселенной для вас уготован собственный план. Помните об этом всегда. Приучите себя рассчитывать только свое время. Даже, если что-то не получается, это не может стать поводом для огорчений. Ведь ничто не мешает вам в следующий раз не допускать ошибок и действовать более успешно.

Не держитесь за негативный или ошибочный опыт, постоянно возвращаясь к нему в мыслях. Извлекайте из ошибок урок и двигайтесь дальше без сожалений. Так вы оторвете себя от оков прошлого и сможете в душе испытать полный покой. Он же в свою очередь подарит вам уверенность в том, что ваша жизнь обязательно станет такой, какой бы вам хотелось, чтобы она стала. Душевный покой делает нас свободными и дарит основу для достижения счастья.

Спокойствие и порядок, общее душевное равновесие - это желанные состояния каждого человека. Наша жизнь в основном проходит как на качелях - из отрицательных эмоций в эйфории, и обратно.

Как же найти и удержать точку равновесия, чтобы мир воспринимался позитивно-спокойно, ничего не раздражало, не пугало, а настоящий момент приносил вдохновение и радость? И возможно ли это - найти длительное душевное равновесие? Да, возможно! Более того, вместе со спокойствием приходит настоящая свобода и простое счастье жить.

Это простые правила, и они работают неукоснительно. Нужно только перестать думать, КАК измениться, и начать ПРИМЕНЯТЬ их.

1. Перестаньте спрашивать: «Почему это произошло со мной?» Задайте себе другой вопрос: «Что произошло замечательного? Чем хорошим это может обернуться для меня?» Добро есть наверняка, просто его нужно увидеть. Любая проблема может обернуться настоящим даром свыше, если рассматривать ее как шанс, а не как наказание или несправедливость.

2. Вырабатывайте благодарность. Каждый вечер подводите итоги: за что можно сказать «спасибо» прожитому дню. Если теряется душевное спокойствие - вспоминайте о тех хороших вещах, которые у вас есть, и о том, за что можно поблагодарить жизнь.

3. Нагружайте тело физическими упражнениями. Помните, что мозг наиболее активно вырабатывает «гормоны счастья» (эндорфины и энкефалины) именно во время физических тренировок. Поэтому если вас одолели проблемы, беспокойство, бессонница - идите на улицу и гуляйте несколько часов. Быстрый шаг или бег отвлекут от печальных мыслей, насытят мозг кислородом и поднимут уровень позитивных гормонов.

4. Выработайте «бодрую осанку» и придумайте себе счастливую позу. Тело умеет замечательно помогать, когда нужно вернуть душевное равновесие. Оно «вспомнит» ощущение радости, если вы просто выпрямите спину, расправите плечи, счастливо потянетесь и улыбнетесь. Сознательно подержите себя некоторое время в такой позе, и увидите, что мысли в голове становятся более спокойными, уверенными и счастливыми.

5. Возвращайте себя в состояние «здесь и сейчас». Избавиться от тревоги помогает простое упражнение: оглянитесь вокруг, сосредоточьтесь на том, что вы видите. Начните мысленно «озвучивать» картинку, вставляя как можно больше слов «сейчас» и «здесь». Например: «Я сейчас иду по улице, здесь светит солнце. Сейчас я вижу человека, он несет желтые цветы…» и т.д. Жизнь состоит только из мгновений «сейчас», не забывайте об этом.

6. Не преувеличивайте свои проблемы. Ведь если даже муху поднести близко к глазам, то она приобретет размеры слона! Если какое-то переживание кажется вам непреодолимым, подумайте, как будто уже прошло десять лет… Сколько уже было проблем раньше - вы их все решили. Поэтому пройдет и эта беда, не ныряйте в нее с головой!

7. Больше смейтесь. Постарайтесь найти что-то забавное в текущем положении дел. Не получается - тогда просто найдите повод для искреннего смеха. Посмотрите смешной фильм, вспомните забавный случай. Сила смеха просто поразительна! Душевное равновесие часто возвращается после хорошей дозы юмора.

8. Больше прощайте. Обиды похожи на тяжелые, дурно пахнущие камни, которые вы повсюду таскаете с собой. Какое душевное спокойствие может быть с таким грузом? Поэтому не держите зла. Люди - это всего лишь люди, они не могут быть совершенны и всегда нести только добро. Так что простите обидчиков и простите себя.

10. Больше общайтесь. Любая боль, скрытая внутри, умножается и приносит новые печальные плоды. Поэтому делитесь своими переживаниями, обсуждайте их с близкими людьми, ищите у них поддержку. Не забывайте, что человек не предназначен для одиночества. Душевное равновесие можно найти только в близких отношениях - дружеских, любовных, родственных.

11. Молитесь и медитируйте. Не позволяйте плохим злым мыслям контролировать вас, сеять панику, боль и раздражение. Меняйте их на короткие молитвы - обращение к богу или на медитацию - состояние не-думания. Останавливайте неуправляемый поток внутреннего разговора. Это - основа доброго и стабильного душевного состояния.

Современные люди живут в спешке и суете. Мало кто может сохранять спокойствие и мир в сердце. Неправильный подход к жизни и самому себе, оборачивается тем, что человек теряет чувство контроля над своей жизнью и мыкается в поисках счастья и чувства удовлетворения. Но, есть и другой вариант. Вы можете жить, сохраняя душевное спокойствие. Как это сделать? Давайте рассмотрим 7 советов.

1. Все начинается с прощения. В первую очередь вам нужно простить самого себя. За что? За ошибки прошлого, потерянные возможности, за свои недостатки. Для этого нужно просто осознать, что вы вчерашний и вы сегодняшний - это 2 разные личности. Вчерашний вы поступили так, как позволял уровень вашего сознания, а сегодняшний уже приобрел опыт и стал мудрее. Не вините себя за ваше прошлое - это бессмысленно. Просто простите и поблагодарите жизнь за то, что вы смогли осознать и понять свои ошибки. Отпустите их и не оглядывайтесь назад.

2. Получите свободу от зависимостей , которые отягощают вашу душу. Кто-то не может справиться с курением, кому-то дороги социальные сети, а есть и те, у кого развилась зависимость от людей. Не бойтесь порвать с этими контролирующими зависимостями, и вы обретете легкость и свободу, которые являются основой душевного спокойствия.

3. Еще один компонент нашей жизни, который уничтожает душевное спокойствие - это спешка . Справиться с этим явлением немного сложнее, потому что потребуется время на формирование новых привычек. Планирование, умение отказывать, контроль своих обещаний, а также осознание ценности времени, помогут вам освоить навыки управления временем. Когда вы будете планировать свое время, не позволяя никому и ничему воровать его у вас, вы забудете о спешке и стрессе, который она провоцирует.

4. То, чем мы наполняем свою душу и разум, определяет наше внутреннее состояние. Если вы подвергаете себя излишним информационным нагрузкам, не следите за тем, что читаете, смотрите и слушаете, у вас будет всегда «каша в голове» и «коктейль из сложных эмоций». Начните сегодня контролировать поток информации, не допуская в свой разум то, что не приносит пользы, и ваш ум всегда будет ясным, а эмоции - контролируемыми.

5. Отдых необходим всем нам, чтобы восстанавливать свое душевное равновесие, энергию, силы. Его недостаток негативно сказывается на всех сферах нашей жизни, но в первую очередь страдает наша душа. Потеря гармонии и спокойствия из-за переутомления, просто неизбежна. Находите время на восстановление душевных и физических сил.

6. Необходимо научится видеть во всем положительные перспективы , извлекая из каждой ситуации все самое лучше. Какой бы негативной ни была ситуация, всегда есть что-то хорошее, что можно вынести из нее. Поэтому, перестраивайте свое мышление на поиски положительных моментов, и когда это станет вашей привычкой, вы всегда будете сохранять спокойствие и радость в душе.

7. Помните о самом важном - на наше душевное состояние влияют люди, с которыми мы сближаемся и проводим много времени. Поэтому, пересмотрите свой круг общения и постарайтесь отдалить себя от тех людей, которые всячески стараются нарушить ваше спокойствие, подорвать веру в успех и собственные силы! Замените их теми, кто помогает вам, заряжает позитивной энергией и наполняет радостью.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (с. Ахтырка), протоиерей Димитрий Беженарь.

Тема нашей передачи - «Душевный мир: возможно ли его сохранить в современной жизни

- Что такое душевный мир? Каковы его свойства?

Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна в 13-й главе говорит очень важные для всех христиан слова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13-35). В этом же Евангелии Господь говорит еще об одном очень важном явлении для всех христиан (кроме любви между собою, которая сразу будет отличать христиан - последователей Господа нашего): мир будет их всегда ненавидеть. Конечно, наш русский язык при всем его богатстве имеет только одно слово «мир», хотя в греческом оригинале есть три разных слова, обозначающие мир как космос, мир как совокупность человеческих страстей и мир как внутреннее благодатное состояние. Господь говорит: «вас будут все ненавидеть имени Моего ради». Почему такое происходит? Господь сказал: «Если бы вы (ученики) были от мира, то мир любил бы свое (то, что сродно ему)». Мир как совокупность человеческих страстей любит в каждом человеке что-то свойственное миру: страсти, похоти, стремление к славе, богатству и всему тому, что удаляет от Бога. А далее Господь говорит Своим ученикам: «Но Я избрал вас от мира, и поэтому мир вас ненавидит». То есть это то важное свойство, которое отличает христиан от всех окружающих людей - мир будет их ненавидеть, и в то же время Господь говорит, что раб не больше господина своего и ученик не выше учителя своего: «Если Меня гнали - и вас будут гнать. Если Мое слово соблюдали - и ваше будут соблюдать». Христиане должны иметь любовь между собою, и хотя мир будет их ненавидеть, они должны светить своим внутренним миром окружающим людям, должны продолжать любить всех и помогать всем прийти ко Христу.

Как интересно получается: христианин излучает свет, дарит мир, любовь, а его ненавидят. Почему это происходит?

А Господь об этом сказал: «возненавидят вас имени Моего ради». «Почему мир возненавидит вас?» - говорит Господь в Евангелии от Иоанна Своим ученикам и апостолам, а в их лице и всем нам. «Потому что не познал ни Меня, ни Отца, пославшего Меня. Мир больше возлюбил тьму, нежели свет». Они возненавидели Господа Иисуса Христа, предали Его крестной смерти, и поэтому все истинные последователи Христа будут одновременно и ненавидимы миром, и в то же время мир будет смотреть на них с некоторым восхищением. Все равно будут находиться люди, которые будут учиться у христиан и хотя внутренне будут даже гнать их и презирать, но где-то в глубине души будут понимать: «А ведь мы не такие, как они. Они действительно ради своих идеалов, своей веры готовы пойти на любые жертвы».

Еще очень важно поразмышлять о том, возможно ли сохранить душевный мир в наше время. Мы ежегодно вспоминаем: когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, то ангелы явились пастухам и пропели удивительную, доселе не слышанную людьми песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». То есть ангелы свидетельствуют, что на земле с рождением Господа Иисуса Христа как бы появилась новая реальность, хотя в мире продолжает царствовать грех и люди совершают преступления. И когда родился Богомладенец Христос, Ирод совершает чудовищное преступление даже по меркам той языческой эпохи - убийство 14 тысяч невинных Вифлеемских младенцев. И в то же время, несмотря на преступления, войны, катаклизмы, на то, что взаимная вражда продолжает существовать в мире, с рождением Христа в эту земную реальность приходит новое состояние - внутренний благодатный мир. Христианин призван стяжать этот внутренний мир, и когда он его обретет, то может больше помочь окружающим людям, чем словами, статьями, книгами и т.д.

Можно ли сказать, что человек, который стремится к душевному миру, как бы становится равнодушным ко всему окружающему? Со стороны может показаться, что такой человек безразличен, равнодушен.

У людей нецерковных, вообще далеких от веры, иногда создается такое ложное представление, что верующие как бы живут в своем мирке, где им комфортно, они общаются с себе подобными, со своими единомышленниками, находятся в некоем «коконе», им интересно, тепло и уютно здесь, и они таким образом как бы закрываются от скорби и страданий всех окружающих людей, якобы человек верующий - это эгоист по принципу: «моя хата с краю - я ничего не знаю». Это неверно. Собственно, те люди, которые закрываются от бед и страданий других людей, никогда не будут иметь душевного мира, потому что равнодушие и безразличие - это не синоним мирного внутреннего состояния. И напротив: подвижники веры, святые мученики, преподобные молились о мире, об окружающих людях, о своих гонителях и распинателях, о тех, кто на них клеветал, лишал их имущества, разлучал их друг с другом, они больше всех страдали в этом мире и в то же время имели благодатный внутренний мир, какого не имели те, кто их гнал. Сколько было в истории людей, которые имели по мирским представлениям всё, их жизнь была полная чаша, но они не могли найти внутреннего покоя. И сейчас таких людей немало, они готовы путешествовать по миру, искать все новых и новых развлечений, впечатлений, у них есть на это финансовые возможности. Преподобный Паисий Святогорец многим из таких людей советовал: «Если у тебя есть средства, пойди лучше в ближайший дом престарелых или детский дом, помоги нуждающимся». А ему с искренним недоумением говорили: «А зачем? Что мне это даст? Ведь это же неинтересно». Они готовы тратить свои средства, время и силы на то, что все равно не даст душевного мира и внутреннего покоя, вместо того чтобы пожертвовать собой ради ближних и тогда хотя бы отчасти стяжать внутренний мир, когда будешь думать о других, а не замыкаться в себе. У светских или околоцерковных людей есть такое представление, что душевный мир - это безразличие и равнодушие, но это совсем не так.

Интересно получается, что человек сострадающий, как бы находящийся в немирном состоянии, наоборот, этим состраданием и помощью другим стяжает внутренний мир.

Тот человек, который больше всего страдает от разных внешних негативных проявлений, но при этом живет крепкой верой и надеждой на Бога, имеет внутри мир. Подобно тому как в океане на поверхности может быть буря в девять баллов, а на дне - тишина.

Вопрос телезрительницы: «Я прочитала у одного православного автора, что необязательно вычитывать молитвенное правило, а достаточно читать только те молитвы, к которым есть сердечное расположение; что необязательно читать именно утром, вечером, а делать это можно в любое удобное время; что такая молитва дороже Богу, чем вычитывание. Как Вы это прокомментируете?»

Мне тоже приходилось читать статьи православных авторов, которые говорят, что, например, молитвенное правило ко Причащению (три канона и Канон ко Причащению) читать не надо, а советуют лучше почитать одну-две главы Евангелия. Когда я такое читал, у меня всегда возникал вопрос: а почему «или - или»? Ведь если ты готовишься принять Христа, готовишься соединиться с Ним, твоим Творцом и Спасителем, в таинстве, наоборот, и Евангелие почитай (одну главу Евангелия и одну главу Апостола), и каноны, чтобы лучше свою душу подготовить.

Я попытаюсь ответить следующим примером, который известен любому человеку, имеющему дело с воспитанием детей: маленькому ребенку мама поставит на стол то, что она приготовила, а он не будет кушать («это я не люблю, это не хочу, это мне не нравится»), потому что хочет только конфеты и прочие сладости. Но если найдется какой-нибудь добрый дяденька, который посоветует ребенку есть только то, что ему нравится, то несложно догадаться, к чему это приведет: иммунитет начнет падать, ребенок будет больше болеть, плохо развиваться, потому что он не знает, что ему лучше и полезнее для развития, а мама это знает.

Точно так же можно провести аналогию: Святая Церковь - это наша любящая, нежная, заботливая мать. Церковь установила молитвенные правила: утренние и вечерние. Посмотрите, кто является составителем этих молитв: святитель Василий Великий, святитель Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст. Духом Святым просвещенные люди составили молитвословия, где как раз изложены самые правильные, нужные, необходимые для нашей души мысли и чувства. А если мы будем, подобно непослушным детям, выбирать те молитвы, к которым сердце расположено, и не будем слушаться Святую Церковь как мать, то вскоре получится, что вообще не будем молиться: сегодня у меня сердце лежит почитать только две молитвы из утренних, а завтра встану - и, может, вообще ни к одной сердце не лежит, а послезавтра сердце лежит телевизор посмотреть. К сожалению, такого рода советы - это признак очень поверхностной веры, интеллектуальной, и эти советы больше нравятся людям внешним, околоцерковным. Когда мне попадались такого рода советы, я сразу думал: «Как интересно, какой свежий взгляд - советы, лишенные какого-то фундаментализма, фанатизма». Но надо твердо помнить, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

Нужно ли в молитве непосредственно стремиться к душевному миру? Например, Паисий Святогорец говорил, что ни к чему, кроме покаяния, в молитве стремиться не стоит. Как же через молитву обретается душевный мир?

Преподобный Паисий Святогорец говорил так не только о молитве: все подвижничество должно быть так направлено, чтобы взыскать покаяние, то есть любые телесные подвиги направлены на то, чтобы испросить покаяние, в своем подвиге нужно искать только покаяния. Но дело в том, что когда человек сознает перед Богом свои грехи, кается, плачет о них, он получает от Бога прощение: на него снисходит благодать Духа Святого и он получает душевный мир. У подлинно кающихся людей есть душевный мир. У тех, которые не каются или считают, как большинство современных людей, что особых грехов не имеют («что я такого сделал, чтобы мне на исповедь идти?»), у тех, кто вообще не видит своих грехов и закрывает для себя двери покаяния, никогда нет внутреннего мира и покоя. Они готовы красиво рассуждать о вере, благочестии, подвигах других, но не хотят хоть немного этим подвигам подражать. Как очень мудро пишет один из современных авторов архимандрит Лазарь (Абашидзе), у которого есть замечательная книга «Мучения любви»: «Мы порой очень любим читать о подвигах подвижников веры, а не хотим хоть немного этому подражать».

- Но, подражая, не нужно впадать в самомнение, а подражать через двери покаяния.

Да, только так, потому что покаяние - основа духовной жизни.

- Как не потерять душевный мир? Почему он теряется?

Сначала надо бы хорошо задуматься о том, как его стяжать, потому что теряет обычно тот, кто уже что-то имеет. Отчего теряется душевный мир? Наверное, все православные люди, которые стараются вести духовную жизнь по мере своих сил, испытывали состояние благодатного душевного мира и помнят состояние, когда его вдруг теряешь, когда он уходит. Это происходит по причине гордости, которая есть «генеральный штаб всех страстей», как говорил старец Паисий Святогорец, и производных от нее. Законнорожденные чада гордости - это осуждение ближних, превозношение, саможаление, когда человек жалеет только себя, считает себя в центре всего: его скорби, его болезни, его проблемы - это единственное, что ценно для него. Когда человек зациклен на самом себе в таком саможалении, у него никогда не будет душевного мира, ему будет постоянно не хватать внимания, любви, заботы окружающих людей.

А современная суета? Мне кажется, это очень мощный противник душевного мира. Допустим, человек исповедовался, причастился, вышел на улицу, а там и метро, и реклама, и телевидение… Как с этим быть?

Сам ритм жизни современных людей таков, что так не только в крупных городах, но и в деревнях. Даже если вы благополучно вышли из храма и без каких-то лишних встреч и разговоров дошли до дома, то там вас встречает его величество телевизор в центре комнаты, а может, даже и в каждой комнате, еще есть Интернет, и обязательно помысел тянет узнать, что нового произошло. Только включишь телевизор или зайдешь в Интернет, обязательно узнаешь что-нибудь, что лишит душевного мира, поэтому тут надо себя очень внимательно блюсти, в том числе от лишней информации. Это не значит, что человек замыкается в своем «коконе» от окружающего мира, а это означает, что человек благоразумно хранит то, что он стяжал. Пришел со службы - храни то благодатное состояние, которое у тебя есть. Мы же не можем в зимний период прийти домой и открыть все окна и двери - это неблагоразумно, потому что все тепло выйдет, будет сквозняк - и простудишься. В нашей обычной жизни, если бы мы внимательнее смотрели, есть немало примеров, которые позволяют провести аналогию с духовной жизнью. Человек, который весь как открытая квартира, вообще ничего доброго не сохранит, а не только душевный мир.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Как определить разницу и не перейти грань между христианским смирением и активной гражданской позицией православного человека в современном обществе?»

Судя по всему, Вы очень мужественный, решительный человек, раз задаете такой вопрос. Вы хотите и стяжать христианское смирение как основу всех добродетелей, и в то же время активно проявлять себя в современной жизни. На самом деле одно другому не противоречит, но для нас недосягаемый, непревзойденный образец, к которому в то же время надо стремиться, - это Господь наш Иисус Христос. Внимательно прочтите в Евангелии и увидите, как Себя вел Господь в каждой ситуации - когда, например, надо было очистить ветхозаветный Соломонов храм от тех, которые превратили его, мягко говоря, в рынок (там и волы, и овцы были, и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей). «Дом молитвы превратился в вертеп разбойников» - вот слова Господа, движимого праведным гневом. Господь сделал бич из верви и выгнал всех оттуда, и никто из тех, кто это видел, не смог Ему воспрепятствовать. «Ревность по дому Божию снеде Мя», - записал святой Иоанн Богослов, который описывает это событие.

То есть когда надо защитить святыню, надо поступить так, а когда Господь Сам был предан на страдания, начиная от Гефсимании и до Креста, когда Он стоял перед Иродом, а тот ради любопытства хотел увидеть от Него какое-то чудо, Господь ни одного слова не произнес ни в Свою защиту, ни в обвинение окружающих людей. Когда стоял перед судом Пилата, Он тоже не осуждал людей, которые предали Его крестной смерти и кричали: «Распни Его!» Он не говорил Пилату: «За что они хотят Меня распять? Я исцелил стольких больных, прокаженных, стольких накормил пятью хлебами в пустыне, за что они хотят Меня осудить?» Господь не пытался защитить Себя. Он добровольно пошел на смерть ради спасения человеческого рода.

В то же время мы читаем в Евангелии эпизод, когда Господь в день субботний пришел в синагогу, а там была одна женщина, скорченная восемнадцать лет, - она могла видеть только землю. И хотя в субботу по иудейским законам нельзя было ничего делать, Господь ее исцеляет, и начальник синагоги с негодованием обращается к народу. А народ-то в чем виноват? Люди пришли в субботу, чтобы вместе молиться, слушать Священное Писание, а начальник с укором говорит им, что есть шесть дней для того, чтобы исцеляться, в те дни и следует приходить, а не в день субботний. Укор был направлен Христу, а обращен к народу. И Господь здесь не смолчал, когда надо было защитить честь ближних, и сказал: «Лицемер! А не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла и не ведет ли поить? А эту дщерь Авраамову, которую на восемнадцать лет связал сатана, разве не надо было исцелить в день субботний?» И нечего было на это ответить.

То есть золотое правило: быть строже к себе и снисходительнее к ближним. И как говорил мудрый старец Паисий Святогорец, в каждой ситуации есть до 10 - 15 подситуаций. Есть ситуации, когда надо решительно действовать, есть ситуации, когда надо сначала обдумать, а потом действовать и говорить, иногда надо помолчать и потерпеть. Да поможет нам всем Господь стяжать такую мудрость и рассудительность!

Я не думаю, что человек, который стяжал душевный мир, будет активно участвовать в каких-то дебатах или спорах. Все-таки есть разные формы проявления гражданской позиции.

Совершенно верно. Все эти «прекрасные» (в кавычках) аналитические телепрограммы, где собираются люди и ведущий дает возможность им высказаться, интересны тем, что это кипение страстей, и люди готовы часами сидеть, устремив свой взор на экран и не замечая рядом стоящих своих же близких, которые нуждаются во внимании, и слушать, как там умные дяденьки и тетеньки рассуждают о том, что и как будет, и ищут виноватых. И все слушают, хлопают и думают, что так оно и будет. Люди, которые это смотрят, сразу теряют душевный мир, и потом, когда передача закончится, они еще и между собой в семье спорят до двух часов ночи. Такого рода телепрограммы, которые якобы дают нам правдивую оценку событий, на самом деле лишают нас душевного мира и едва ли объективно освещают то, что происходит. Это всего лишь котел, где кипят человеческие страсти.

Программы новостей говорят людям о том, что происходит в мире, но на самом деле зачастую просто расшатывают человека и выводят его из равновесия. Стоит ли их смотреть?

Здесь каждый решает для себя сам, но я дерзну посоветовать. Если вы очень любите смотреть новости, стараетесь не отстать от событий мира и знать все, что происходит, возьмите для себя хотя бы некоторый мораторий: накануне Божественной литургии в субботу вечером, а лучше с вечера пятницы, если вы в воскресенье готовитесь причаститься на богослужении, лучше воздержаться даже от новостей. Это совет. Принять или нет - свободная воля каждого. Что бы ни происходило в мире (хорошее или не очень), Божественная литургия несравненно важнее, и если вы готовитесь присутствовать на ней, лучше ввести мораторий на просмотр новостей. Вы ничего не потеряете, ваш кругозор не станет от этого уже, лучше внимательно почитайте положенные три канона и Канон ко Причащению, если вы готовитесь, чтобы ваши мысли и чувства умиротворились и душа приготовилась к соединению с Творцом этого мира. В Его руках всё, что будет, Господь будет судить, кто прав, кто виноват, а не люди, которые собрались на какую-то аналитическую передачу. Слава Богу, что не они и не мы будем судить мир, а Сам Господь. Ради встречи с Христом лучше воздержаться и от новостей.

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?»

Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Очень переживаю за своих близких, родственников и друзей, которые пока далеки от Церкви и от веры, в храм не ходят, в таинствах не участвуют, живут нераскаянно, будто и нет Бога. Так хочется, чтобы они веру обрели. Можно ли им помочь и как?»

Эта тема очень актуальна. Сколько я служу в священном сане, это один из тех вопросов, который чаще всего люди задают и, может быть, даже мучаются тем, что слышат разные точки зрения. Дело в том, что Бог не спасает нас без нас. Это догматическая истина. Господь создал человека разумным и свободным существом и хочет, чтобы человек сам это осознавал, что он не раб и не животное, которое можно тянуть к себе насильно, чтобы человек сам осознал величие того дара, который ему дал Господь, - свободную волю. И, конечно, если кто-то из наших близких живет вдали от Церкви, смеется над верой, попирает все заповеди Божии и не слушает никаких советов, наша душа за него переживает, мы же не можем от него отгородиться и сказать: «Живи как хочешь».

Как ему правильно помочь? Есть очень мудрый совет у святителя Николая Сербского в книге «Миссионерские письма», где в письме 37-м он ответил одной девушке, которая переживала за своего неверующего брата. Святитель приводит пример из своего опыта об одной матери, которая молилась за аморально живущего сына. Что она только ему не говорила - он над всем смеялся и даже на нее руку подымал. И однажды она перестала ему что-то говорить, по благословению священника взяла на себя еще один день поста кроме среды и пятницы, обильно давала за него милостыню и со слезами сама молилась Богу. Нужно не просто написать записку и куда-то ее отдать и самому при этом не прилагать усилий. Эта мать проявила жертву, потому что переживала за сына. Она молилась много лет и просила такими словами: «Господи, имиже веси судьбами (то есть как Ты Сам знаешь) спаси моего сына, чтобы он не погиб. Если Тебе угодно - через болезнь, скорбь, лишения, только спаси его душу». То есть она не просила ему здоровья, благоденствия, успехов, победы над всеми врагами, стать каким-то начальником - она просила спасения его души и полностью доверяла Богу, как мы доверяем любящему отцу или матери. И Господь послал ее сыну болезнь, которая привела его в чувство. Потрясающее письмо, советую его всем почитать. И вот она ухаживает за сыном у его одра, но больше ничего о вере ему не говорит, и он первый раз в жизни сказал: «Мама, помолись Господу, чтобы я не умер». А она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но обещай, что ты исправишь свою жизнь». Он со слезами на глазах обещал это, и тут же Господь исцелил его по молитвам матери, потому что Господь попустил эту болезнь для исцеления его души.

Если мы действительно хотим помочь, надо пойти на жертву, чтобы дать Господу права помочь этому человеку. Он разумный и свободный - не хочет идти к Богу, но я, зная, что Бог не будет насиловать его свободу, должен приложить усилия, чтобы ему помочь: пожертвовать своим временем, попоститься, помолиться, милостыню дать - только тогда можно помочь.

Другой очень яркий пример. Есть шестисерийный документальный фильм о старце Паисии отца Киприана (Ященко), и в 6-й серии показывают армейского товарища старца Паисия, сейчас он монах - отец Арсений (Дзекас). Ему рассказали об одной девочке, которая больна раком, и он говорит, что ему стало так больно за нее, что он стал молиться и поститься. Один день он вообще не ел, в другой день ел понемногу, а спустя двадцать дней, когда он уже изнемог от поста, ему является сам преподобный Паисий и говорит: «У Кристины ничего нет, пойди и скажи ей об этом». Сейчас она уже взрослая девушка, замужем и у нее свои дети. То есть если ты хочешь помочь - надо жертвовать.

К сожалению, чаще всего мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всех исправить: просто чтобы все ближние вдруг исправились. Но при этом мы не хотим ни помолиться, ни лишить самого себя каких-то привычных удовольствий ради спасения ближнего. Так, конечно, не получится.

Вопрос телезрительницы из Украины: «Как сохранить душевный мир в общении с соседями, друзьями, которые хотят общаться, но в итоге это общение переходит в осуждение, в пустословие. Вроде и обидеть людей не хочется, но в то же время это общение лишает душевного мира и покоя. Посоветуйте, как правильно поступать в такой ситуации».

Конечно, общение общению рознь. Несмотря на все технические возможности для общения, когда можно легко общаться даже на расстоянии, к сожалению, современные люди чувствуют себя одинокими, им не хватает общения, нет того, кому можно душу излить, кто бы тебя выслушал, помог, поддержал. Это беда нашего времени. Но есть еще такой нюанс. Представьте себе, что вы стоите на берегу и вокруг несколько человек утопающих, они все протягивают к вам руки - вы же не можете одновременно вытащить из воды всех. Вам их всех жалко, но как это сделать? Если вы протянете к ним руку, они вас утащат, даже без всякого злого умысла, и вы утонете вместе с ними, а может, даже и сами не успеете кому-то из них руку протянуть. Это резкий пример, но очень точный.

Люди, лишенные душевного мира, а самое главное - живущие без Бога, без Церкви, ищут общения, чтобы чем-то заглушить свою муку душевную, но ищут не там. К верующему человеку приходят ради общения, а оно опустошает душу, лишает времени и сил. Поэтому могу посоветовать так: всем приходящим к вам можно предложить почитать какой-нибудь акафист нараспев перед чаепитием, пока чайник закипит. Пропойте акафист, потом предложите поклоны положить за живых, за усопших. И так, если каждому приходящему предложить начать общение с молитвы, то само собой, мягко и без обид лишнее для вас общение прекратится.

Недавно был праздник Архистратига Михаила, а вечером всенощное бдение накануне воскресного дня. Приходит один батюшка со службы, уставший, а надо еще дочитать правило и готовиться к проповеди. Звонят: «Батюшка, срочно хочу с Вами увидеться, поговорить на лестничной площадке». Это сосед из другого подъезда, пожилой мужчина, известный всему району. Священник вышел, думает: «Мало ли что там случилось, вдруг исповедовать, причащать придется».

Вы слышали про короеда-типографа, который поедает еловые насаждения. Что Вы можете сказать?

Ну вот что можно сказать? Батюшке надо к службе готовиться, зима, вокруг снег - какой короед-типограф? Он деликатно отвечает:

Конечно, я признаю, это большая беда для нашего региона.

Но человек искренне убежден, что батюшка должен с ним обсудить эту проблему:

Я больше сорока минут Вас не задержу…

Но батюшка был немного с юмором, несмотря на усталость, говорит:

Хорошо, давайте так. Завтра Божественная литургия, приходите на службу, помолимся вместе и смиренно Господа попросим, чтобы этот короед оставил наш регион.

Знаете, что тот ответил?

Нет, я от этого далек, я совершенно от этого далек.

Видите, как получается: кто далек от Бога, у того в голове одни короеды да шелкопряды. И все равно он внутренне обиделся, что батюшка не уделил ему времени и внимания. Человека обидеть не хочется, но общение это абсолютно пустое.

- А может ли так быть, что обидевшийся человек этой своей обидой нарушает душевный мир другого человека?

Но тут все равно надо выбирать. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, что к нему приходила масса людей и с настоящими проблемами, требующими безотлагательного решения или мудрого совета, но приходили и люди, которые задавали праздные вопросы. Он сам о себе пишет: «Больше всего мне наносят душевные раны люди с пустыми вопросами. Когда человек приходит со скорбью, я готов сердце свое и жизнь отдать, чтобы ему помочь».

- И как вел себя старец Паисий?

Он кратко отвечал на вопрос и прощался. Когда старец тяжело страдал от грыжи и кто-то даже ночью приходил к нему, он всегда выходил к пришедшему и старался, чтобы не было заметно, как ему больно. Старец говорит, что не чувствовал боли, когда действительно нужно было помочь человеку. А когда пустые разговоры, которые не приносят пользы, надо мудро уклоняться от такого общения через молитву. Каждому приходящему предложите почитать с вами акафист и увидите, что настоящих друзей у вас окажется не так много.

- Как благоразумно хранить душевный мир?

Чтобы душевный мир сохранить, святые отцы говорят, что надо понуждать себя возделывать добрые помыслы. Любому событию, которое мы узнаём, стараться найти разумное христианское объяснение. О всех негативных проявлениях и событиях, которые мы видим в современном мире, Господь ясно сказал в Евангелии: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь» . Господь Всеведущ, в Его власти весь этот мир, но Он не сказал Своим апостолам: «Ужасайтесь, бойтесь». Он сказал: «Не надо ужасаться, ибо должно этому быть, что будут землетрясения и моры по местам, все это начало болезней, будут предавать и гнать вас за имя Мое, будете всеми ненавидимы, но и волос с головы вашей не упадет. В терпении вашем стяжите души ваши». То есть Господь обо всем сказал заранее и отметил: «Я победил мир». Надо на Бога надеяться и понимать, что без Промысла Божия волос с головы не падает. Поэтому верующий человек на Господа взирает, уповает и за всё благодарит.

- Благословите наших телезрителей.

Следующий воскресный день - это всероссийский праздник, посвященный матерям, День матери. Позвольте, я сейчас заранее поздравлю всех наших дорогих матерей, всех женщин, которые носят это священное служение матери. Храни вас всех Господь от всякого зла!

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро