Забываю то что было минуту назад. Раскрываем секреты, почему ухудшается память

Способность человека к сохранению и воспроизведению информации, как и все другие способности, носит индивидуальный характер: одни схватывают всё на лету, другим для запоминания нужно многократное повторение. Кроме того, запоминание зависит и от вида памяти: у кого-то лучше развито слуховое запоминание – они предпочитают проговаривать вслух либо слушать информацию, у кого-то – зрительное – в этом случае человек лучше запоминает ее «с листа». За эти функции отвечают разные зоны головного мозга.

Затылочно-теменные части «курируют» зрительное и пространственное восприятие, при этом правое полушарие отвечает за цветовое и оптико-пространственное, а также за опознавание лиц, левое – за буквенное и предметное. Надтеменные области управляют речью и моторикой рук человека, а височные – слухом и восприятием речи других людей.

Слабая память считается «привилегией» пожилых, но иногда врачам приходится слышать жалобы типа: «Доктор, я теряю память» и от людей трудоспособного возраста, и констатировать возникновение у пациентов проблем с памятью в 40 лет и даже раньше. Причины проблем с памятью кроются в дисфункциях вышеперечисленных зон. Они могут возникнуть из-за:

  • поражений головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, инсультов, онкозаболеваний – такие патологии могут вызвать серьезные нарушения, вплоть до провалов в памяти и амнезии;
  • поражений других органов и систем – центральной нервной системы, кровеносной, сердечно-сосудистой, эндокринной;
  • неблагоприятных внешних факторов – неправильный режим труда и отдыха;
  • повышенных нагрузок, стрессовых ситуаций;
  • хронических интоксикаций, вызванных наркоманией, курением, злоупотреблением алкоголем, неконтролируемым приемом лекарств, воздействующих на мозг и нервную систему – гормональных и седативных препаратов, транквилизаторов;
  • недостаток витаминов и микроэлементов. Например, недостаток йода приводит к нарушению работы щитовидной железы, и это может вызвать проблемы с памятью у молодых людей и даже у детей – обычно в этом случае возникают проблемы с кратковременной памятью.

Также снижение концентрации внимания и памяти происходит с возрастом, однако вышеперечисленные причины провоцируют более раннее ослабление памяти. В то же время у каждого есть шансы сохранить отличную память до преклонных лет.

В качестве примера могу привести начальника конструкторского отдела Владимира Сергеевича, с которым мне довелось работать в свое время. Этот человек обладал отличной памятью, прекрасно помнил технические данные всех приборов и мог с легкостью разобраться в самом сложном чертеже, а также выполнить его самостоятельно. Когда он, по достижении 70-летнего возраста, решил уйти на заслуженный отдых, уступив, по его собственным словам, дорогу молодым, мы еще долго, при возникновении каких-либо проблем, машинально произносили фразу: «Нужно спросить у Владимира Сергеевича», звонили ему и заходили к нему домой с бумагами и чертежами.

Таким образом, главное, от чего зависит память человека – это состояние его здоровья. Поэтому, когда возникают стойкие проблемы с памятью и вниманием, первое, что нужно сделать – обратиться к врачу и пройти обследование.

Первый этап диагностики нарушений памяти, которую проводит невропатолог или нейропсихолог, включает внешний осмотр, опрос на предмет выяснения характера жалоб и проведение тестирования. Для проверки каждого вида запоминания используются специальные тесты.

Например, для исследования логической памяти применяется ассоциативная методика: человеку дается список слов, к каждому из которых нужно подобрать соответствующую картинку: к слову «мороженое» – холодильник, «свет» – лампочка, «дерево» – лес, и т.д.

При тестировании на способность к зрительному запоминанию пациенту предлагается список из 10 слов, который нужно прочитать и запомнить, смотря на него в течение одной минуты, а затем, не глядя на бумагу, воспроизвести их максимально возможное количество.

Если врач приходит к выводу, что у пациента присутствует стойкое снижение памяти, которое могли вызвать патологические причины, он назначает дополнительное обследование, включающее анализы крови, а также ультразвуковое исследование мозга, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ).

Эти способы диагностики помогают выявить органические поражения мозга, опухолевые новообразования различной природы, внутричерепные кровоизлияния. Устранение выявленных нарушений приводит к нормализации процессов запоминания. При обнаружении заболеваний мозга, не поддающихся радикальной коррекции (Альцгеймера, Паркинсона), специализированная терапия поможет замедлить прогрессирование патологии.


Способы укрепления запоминания в домашних условиях

Если медицинское обследование не обнаружило патологических причин снижения концентрации внимания и памяти, это означает, что оно, скорее всего, вызвано неблагоприятными внешними факторами.

На состоянии мнемонических способностей и внимания плохо отражаются переутомление, недосыпание, стрессовые ситуации, нездоровое питание, нехватка витаминов, недостаток свежего воздуха, а также курение, злоупотребление алкогольными напитками.

Все эти причины вполне устранимы. Здоровый сон, нормализация режима труда и отдыха, ежедневные прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, полноценный рацион, богатый витаминами и микроэлементами (рекомендации по поводу его состава можно получить у врача-диетолога) быстро решат проблемы с памятью в молодом возрасте.

Кроме того, способность к запоминанию можно тренировать при помощи несложных упражнений. В их числе:

  1. Фотографический метод, помогающий укрепить зрительное запоминание. При рассматривании природного пейзажа или картины, нужно запомнить как можно больше мелких деталей. Затем закрыть глаза или отвернуться, и постараться описать увиденное во всех подробностях. Открыв глаза, перечислите всё, о чем забыли упомянуть.
  2. Воображаемый дневник – не только упражнение для тренировки мнемоники, но и отличный способ борьбы с бессонницей. Ложась спать, нужно как можно точнее восстановить в мыслях все события минувшего дня, «прокручивая ленту» в обратном порядке – с вечера до утра. А проснувшись, постарайтесь вспомнить, что вам приснилось.
  3. Тренировать слуховые запоминательные способности помогает прослушивание музыки и песен, а также подпевание. Известно, что стихи, положенные на музыку, запоминаются гораздо лучше, поскольку в данном случае на смысловую и ритмическую накладывается еще и мелодическая память.
  4. Наблюдая за окружающими, полезно обращать внимание на то, что говорят и как ведут себя люди, а затем мысленно воспроизводить бытовые сценки, стараясь вспомнить не только сказанные при этом слова, но и интонацию.
  5. Кроссворды, сканворды и другие головоломки – популярный, увлекательный и полезный тренинг памяти и внимания.
  6. Чтение и пересказ содержания художественной литературы, заучивание наизусть стихов и отрывков прозы, а также иностранных слов – хорошее средство для развития мнемонических способностей.
  7. Верующим пожилым людям для подобной тренировки подойдет запоминание молитв – для начала коротких.
  8. Стоя перед витриной гастронома и вспоминая, что нужно купить, не обязательно подглядывать в составленную дома шпаргалку – лучше использовать для облегчения воспоминания ассоциативную методику. Например, если вам нужно купить хлеб, кефир, картошку, колбасу, яйца, овощи, для этого набора подойдет слово «окрошка». Ну и так далее. Подбирая подходящие ассоциации, развиваем заодно и фантазию.


Вывод

И молодым, и пожилым не стоит махать на себя рукой, цитируя слова известной песни: «Что-то с памятью моей стало…» Помните, что повторение – мать не только учения, но и запоминания, а мозг можно и нужно систематически тренировать, так же, как и тело. Образно выражаясь, ваша память – в ваших руках.

Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.

Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.

Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.

Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).

Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:

  • Болезни сердечнососудистой системы, когда нарушена правильная подача крови.
  • Некоторые болезни почек (учеными доказана взаимосвязь между проблемами почек и вербальной памятью).
  • Нарушение обмена веществ.

Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:

  • Нехватка нужных витаминов. Для качественной работы мозга и памяти необходимы полезные вещества, в том числе жизненно необходимы витамины группы B.
  • Колоссальные информационные перегрузки. В современном мире наш мозг оказывается под «бомбежкой» хаотичной и часто ненужной информации.
  • Стресс блокирует процессы, связанные непосредственно с памятью.
  • Отсутствие качественного сна. Во сне восстанавливается весь организм и мозг тоже.
  • Нездоровая пища, в том числе тонизирующие напитки.

Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:

  • Курение. Вещества, которые поступают с дымом в наш организм, практически «разъедают» мозг, и в связи с этим память существенно снижается.
  • Прием алкоголя и наркотиков очень сильно повреждает серотониновую систему головного мозга.
  • Отравление тяжелыми металлами, такими как свинец, ртуть.
  • Употребление некоторых групп лекарственных препаратов: антидепрессанты, антигистаминные, холинолитики.

Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.

Профилактика ухудшения памяти, тренировка внимания

Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.

Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.

Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.

Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.

Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.

»

Жалобы на проблемы с памятью в большинстве случаев не имеют отношения к грубым психическим расстройствам. Чаще всего люди жалуются на то, что у них стала ухудшаться память или стала плохая память.

Лечение нарушения памяти

Лечение состояний, связанных с проблемами с памятью подбирается индивидуально, грамотным врачом-психотерапевтом после полного патопсихологического обследования.

Как правило, при нарушениях памяти врач подбирает комплексную терапию, куда должны входить как нейрометаболическая терапия, так и специальная форма психотерапии. Не исключено, что могут применяться и специальные техники гипнотерапии , что определяется врачом по необходимости.

Парадокс: пациенты с психическими расстройствами, при которых нарушается память, редко на это жалуются, причем, чем грубее нарушения памяти, тем менее критичен к этому пациент. Например, при синдроме Корсакова, когда полностью утрачена способность запоминать текущие события, у больного отсутствует критика к состоянию, и, не смотря на очевидные расстройства памяти (не помнит какое сегодняшнее число, что было минуту назад, как он попал сюда), его невозможно убедить в том, что его память нарушена.

Примеры жалоб на нарушение памяти

Проблемы с памятью у женщины

Пациент, женщина, 32 года, жительница большого города. Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни. По работе и дома большие психофизические нагрузки. Обратилась к врачу-психотерапевту со следующими жалобами:

«Три года назад обследовалась у невролога по поводу снижения памяти и концентрации внимания. Поставили диагноз ХЦВН в ВВБ сложного генеза (гипоплазия левой ПА+ вертеброгенного), цефалгический с-м, вестибуло-атаксический с-м, субкомпенсация. Головная боль напряжения. Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало. Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу. Общее состояние – вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей.»

Было установлено астеническое расстройство. Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта (врач-психотерапевт) в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат – полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет.

Проблемы с памятью у мужчины

Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города. Курит (1/3 пачки сигарет в день). Алкоголь потребляет умеренно. Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога.

«Несколько лет назад, когда учился в школе, неожиданно стало развиваться: почти постоянное чувство усталости, постоянная сонливость (иногда почти непреодолимая днём), чувство нереальности происходящего (как будто пьяный), ухудшение памяти, снижение интеллекта, сложности с удержанием внимания (иногда в магазине смотрю на обилие товаров в магазине и вижу просто «кучу», не могу вычленить какой-то отдельный предмет), притупление эмоций. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту.

Попытки решить проблемы с памятью

Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца – норма. Глазное дно тоже в норме. Невролог назначил — Три месяца «Магне B6», «Пирацетам», «Тенотен», «Анаприлин» (пропранолол). Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. От таблеток результатов никаких, но по показаниям РЭГ направили на УЗДГ сосудов мозга и шеи. УЗДГ показала что всё нормально. МРТ – норма.ЭЭГ – норма. Потом был у невролога, но уже у другого. Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин». По этой проблеме никак не помогло, но «Негрустин» временно снизил тревогу, которая была с детства. Но через месяц стала возвращаться, приходится пить больше таблеток. Терапевт направил на Гастроскопию, УЗИ брюшной полости, биохимию крови. Всё в порядке. Ещё раз был у невролога, снова попал к другому. На всякий случай рассказал ему про ещё одну мою проблему: с детства, во сне, под утро, я начинаю издавать громкий монотонный звук. Врач сказал, что это сноговорение, и это не страшно. Посмотрев на результаты ЭЭГ, МРТ, РЭГ, УЗДГ он заключил что у меня ВСД.

Результат попыток решения проблемы с памятью

Прописал дорогущий курс лекарств на 3 месяца: «Пантогам», «Семакс», «Триттико», «Настойка Женьшеня». Всё вместе выходит больше 4 тысяч, я уже потратил очень большие деньги на диагностику и таблетки, и теперь такую сумму мне найти очень сложно. Кроме того и это не помогло. Набрался духа и посетил психолога. Психолог провел какие-то тесты на интеллект, и написал в заключении, что со мной всё нормально. После этого, желания там появляется, нет. Пошел еще раз, снова к другому неврологу, который направил на консультацию к врачу-психотерапевту. Основными моими жалобами были всегда на проблемы с памятью.»

В ходе обследования установлено: наличие астено-депрессивного синдрома на фоне легких органических изменений головного мозга. Прошел амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психотерапевта в течение четырех месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находится шесть месяцев. Результат – полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалобы на состояние здоровья остаются не значительными в виде незначительной тревоги и незначительного снижения фона настроения. Продолжает лечение на дому под наблюдением врача-психотерапевта.

Гипомнезия — проблема с памятью

Самое распространенное расстройство памяти – снижение памяти (гипомнезия). При гипомнезии затрудняется воспроизведение воспоминаний недавнего или отдаленного прошлого.

Снижение памяти при возрастных изменениях мозга происходит по так называемому закону Рибо: сначала забываются недавние события, тогда как старое помнится хорошо. Память снижается при сосудистых заболеваниях головного мозга (гипертоническая и гипотоническая болезнь, атеросклероз сосудов и др.), атрофических заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика), после черепно-мозговых травм, при алкоголизме и наркоманиях и при многих других болезнях.

Снижение памяти у психически здоровых людей часто является проявлением так называемого рефлекса запредельного торможения. Это защитная реакция организма на физическую или психическую перегрузку при переутомлении, заболеваниях, длительно текущих стрессах. То есть, снижение памяти не всегда признак болезни.

Реже наблюдается противоположное расстройство – гипермнезия (усиление памяти). Оно может наблюдаться у психически здоровых людей при возбуждении, при повышенном настроении. Гипермнезия – частый симптом маниакальных состояний при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении и других эндогенных заболеваниях.

Амнезия — проблема с памятью

Еще один вид нарушений памяти амнезия – пробелы в памяти. Амнезия говорит о грубых нарушениях в работе мозга. Амнезия наблюдается при бессознательных состояниях, при черепно-мозговых травмах, при алкоголизме и наркоманиях. Антероградная амнезия – потеря памяти на период после травмирующего события (например, после сотрясения мозга пациент не помнит событий, произошедших непосредственно после самой травмы).

Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий, предшествующих травматическому событию (больной не помнит события, предшествовавшие травме).

Жалобы на нарушения памяти часто связаны со сниженным вниманием. Внимание человека может ухудшаться при многих состояниях: при переутомлении, при любых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры, в период восстановления после инфекций, отравлений.

Для врача-психотерапевта, столкнувшимся с жалобами на нарушения памяти, важна объективная оценка состояния памяти. Самая простая объективная проверка памяти – тест десяти слов, когда обследуемому предлагают прослушать десять слов, затем просят повторить их, после чего его отвлекают на пять минут и снова просят воспроизвести эти слова. Более сложные методики проверки памяти используются при патопсихологическом исследовании.

В наше время проблема ухудшения памяти является одной из важнейших проблем. Она может проявиться независимо от возраста.

Нездоровое питание, вредные привычки, недостаток кислорода, большой поток информации, стрессы, высокие психо-физические нагрузки и недостаточное умение управлять своей памятью, всё это влияет на работу памяти.

Ликвидировать и предупредить проблемы с памятью, можно, только если выяснить причины её возникновения, и вовремя устранить их.

Факторы влияющие на ухудшение памяти

Наверное, одним из самых главных факторов, влияющих на память это прием психоактивных веществ, а это — употребление наркотиков, чрезмерное употребление алкогольных напитков, табакокурение, курение кальяна, спайсов и др., что в огромнейшей степени стимулирует не только развитие ухудшения памяти, но и значительно снижает концентрацию внимания. Если вы заботитесь о своём здоровье, и вам не безразлична ваша память, оградите себя от этих вредных привычек, которые часто уже не привычки, а зависимость от алкоголя , наркотическая зависимость, табачная зависимость или от иного пихоактивного вещества.

Каждый наверняка замечал, что иногда он сам, да и многие люди вокруг умудряются получать информацию сразу из нескольких источников, например, читать газету и смотреть телевизор. Из-за такого избытка информации человеку не всегда удаётся концентрироваться на том предмете, информацию которого необходимо запомнить. Таким образом, большой поток информации может стать причиной бездумного восприятия всей этой информации. Все это приводит к отсутствию желания концентрировать свое внимание на одном источнике информации.

К одной из причин, которые оказывают влияние на проблемы с памятью, относят неправильное питание.

Стрессовые ситуации , депрессии и неприятности на работе, всё это далеко не положительно влияет на нашу память, которая ухудшается из-за постоянных переживаний человека. Тем самым проявляя беспокойство, даже о своей забывчивости, вы только усилите свои проблемы с памятью.

Факторы влияющие на улучшение памяти

Учеными было доказано, что здоровое и сбалансированное питание не только сохраняет, но и позволяет улучшить нашу память. Для того чтобы стимулировать обмен веществ в клетках головного мозга, нашему организму необходимы витамины и микроэлементы, которые этому способствуют.
Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память. Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека.

Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются. Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов. Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти.

Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти.

Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу.
Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами. Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой. Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание. Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени.

Ухудшение памяти, связаные с наложение информации

В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания. Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания. Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю.
Данную теорию можно объяснить следующим образом: что может произойти, если человек запомнил сначала одну информацию, а следом изучил подобную информацию, но отличающуюся в некоторых моментах от предыдущей.

Тогда возможно два исхода: либо первый поток информации не дает запомнить новый, либо второй поток информации замещает первый, тем самым стирая старую информацию из памяти.
Бывают случаи, которые отражают данную теорию. Например, у Вас на работе и дома есть клавиатуры у компьютера, настройки которых отличаются друг от друга. И когда Вы работаете, дома то начинаете сбиваться и нажимать клавиши, соответствующей раскладке на работе и в случае, если Вы работаете на рабочем компьютере, то может произойти та же ситуация, так как Вы попеременно привыкаете к каждой клавиатуре.

Снижение памяти, связанные с затуханием информации

Существует такая теория, согласно которой информация, которой не пользовались долгое время, постепенно исчезает из памяти человека. Это так же может быть связано с прожитыми годами, и возрастом человека. Но я не могу согласиться с этой теорией, по крайней мере, не полностью.
Дело в том, что науке и истории известны случаи, когда в раннем возрасте некоторые люди умели говорить на каком-либо не родном языке, но после многих лет этот язык забывался, что в принципе подтверждало бы эту теорию. Но к старости некоторые из них начинали вспоминать этот язык, и даже спокойно говорить на нём, к удивлению всех окружающих.
Это можно объяснить тем, что информация хранится в нашей памяти в разных «хранилищах», и при долгом отсутствии использования этой информации адрес и код к этому хранилищу теряется. А у тех людей, которые к старости внезапно вспоминали ту, утерянную, информацию, этот адрес непонятным образом находился.

Снижение памяти связанные с кодированием информации

Информация, как известно, хранится в разных ячейках или хранилищах и по-разному кодируется. Поэтому извлечь ее достаточно сложно и порой невозможно. Это подобно тому, если Вы изменили пароль на домашнем компьютере. Потом долгое время им не пользовались. Вам самому будет очень сложно его воспроизвести, пока кто-нибудь из родных Вам не поможет.
Самое страшное, что со своей памятью Вы сможете совладать только сами. Если попытаться воспроизвести ту ситуацию, при которой Вы что-либо запоминали, то заветный пароль может всплыть в Вашей памяти.

Бывают случаи, когда человек в состоянии стресса, имеющий много различной информации, теряется. И если человек дает свидетельские показание в суде, а адвокат своими вопросами пытается показать свою версию происшедшего, то зачастую свидетель просто не в состоянии точно рассказать о случившимся, и его показания становятся совершенно бесполезными.
Но иногда, если человек переживает какое-либо нехорошее событие, воспоминания о котором приносят только разочарование, и которые лучше забыть, так и происходит.

К счастью в нашем мозге видимо существует такой механизм, «защищающий» нашу память от подобной информации.

Звоните +7 495 135-44-02

Мы занимаемся лечением любых проблем с памятью!

Мы помогаем в самых сложных ситуациях, даже когда предыдущее лечение не помогло.

Главное — не затягивайте с обращением за помощью при различных вариантах нарушения памяти!

Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.

Виды проблем с памятью

Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.

Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.

Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.

В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти

Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:

  1. Амнезия. Провалы в памяти относительно недавних важных событий или фрагментарные воспоминания. Потеря памяти в этом случае часто бывает временной. Восстановление воспоминаний происходит в хронологическом порядке. События, предшествующие амнезии, чаще всего утрачиваются памятью навсегда. Виды:
    • диссоциативная амнезия - утрата воспоминаний об эмоционально травмирующих событиях, относится к разновидностям природных свойств памяти, вытесняющих болезненные воспоминания в сферу бессознательного; воспоминания возможно восстановить с помощью работы с психоаналитиком или благодаря гипнозу;
    • ретроградная амнезия - потеря фрагментов памяти на события, произошедшие непосредственно перед травмой черепа;
    • антероградная амнезия - утрата воспоминаний, следующих за травмой или стрессом;
    • фиксационная амнезия - неспособность запоминания и воспроизведения текущих событий, совпавших с травмой.
  2. Гипомнезия. Врождённое или приобретённое прогрессирующее ухудшение памяти. Снижение способности к запоминанию и воспроизведению цифровых, терминологических данных, названий, имён. У пожилых людей характеризуется постепенной утратой воспоминаний от настоящего к прошлому.
  3. Гипермнезия. Патологически гипертрофированная способность к запоминанию, часто относящаяся к определённым видам или формам памяти (запоминание излишних деталей, информации, не несущей смысловой нагрузки и т. д.).
  4. Парамнезия. Качественное искажение памяти, для которого характерны ложные или спутанные воспоминания разных времён, а также событий реальных и выдуманных. Виды парамнезий:
    • конфабуляция - ложные воспоминания или комбинации реально имевших место событий с вымышленными, когда больной повествует о ранее будто бы совершённых поступках, достижениях, несуществующем богатстве или преступных деяниях;
    • псевдореминисценция - путаница воспоминаний, когда больной замещает забытое недавнее событие фактами, что имели место в далёком прошлом;
    • криптомнезия - подмена собственных воспоминаний сведеньями, полученными из книг или других информационных источников, приписывание себе чужих идей творчества (невольный плагиат);
    • эхомнезия - восприятие происходящего как ранее уже пережитого в реальности или во сне, в качестве продолжения этих событий;
    • палимпсест - выпадение из памяти фрагментов происходившего во время алкогольного опьянения.

Причины расстройств памяти

Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.

У детей

Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.

Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.

В молодом и среднем возрасте

Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.

Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.

У пожилых

В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, которое постепенно поражает различные аспекты памяти

Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.

Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.

Симптомы при ухудшении памяти

Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:

  • снижение концентрации внимания (неспособность сосредоточиться и зафиксировать внимание на теме или объекте более или менее продолжительное время);
  • снижение способности переключения внимания (чрезмерная фиксация на одной теме и повторяющийся возврат к ней после короткого отвлечения);
  • состояние заторможенности;
  • систематические нарушения повседневного распорядка дня;
  • признаки апатии или депрессивного состояния (потеря аппетита, суицидальные настроения).

Диагностика при проблемах запоминания

Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.

Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.


Диагностика образной (визуальной) памяти проводится при помощи карточек с изображениями

Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).

Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.

Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.

При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:

  • снижение количества серого вещества;
  • увеличение полости желудочков мозга;
  • обнаружение включений (бляшек) на стенках артерий.

Принципы коррекции и лечения в зависимости от причин

Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.

В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).

Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).

Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.

Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:


Ноотропные средства прямого действия включают:


Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.

Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.

Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.

Как тренировать память

Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.

Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:

  • 487–93 =?
  • 235:5 =?
  • 27*6 =?

Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.


Специальные техники позволяют с лёгкостью запоминать слова, цифры, пиктограммы, тренировать воображение

Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.

Коррекция образа жизни

Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:


Профилактика

Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.

Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.

В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.

Причины ухудшения памяти: видео

Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.

Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы . При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга . вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при . Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы , связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт

Видео по теме