Условия и формы оказания медицинской помощи. Виды, условия и формы оказания медицинской помощи К условиям оказания медицинской помощи не относится

Б. амбулаторно;

В. в дневном стационаре;

Г. стационарно.

Что не относится к формам оказания медицинской помощи (ФЗ № 323, гл.5, ст.32)?

А. экстренная;

Б. неотложная;

В. скорая;

Г. плановая.

137. Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента – это (ФЗ № 323, гл.5, ст.32):

А. экстренная;

Б. неотложная;

В. плановая.

138. Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента - это (ФЗ № 323, гл.5, ст.32):

А. экстренная;

Б. неотложная;

В. плановая.

139. Медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу для жизни и здоровью - это (ФЗ № 323, гл.5, ст.32):

А. экстренная;

Б. неотложная;

В.плановая.

Кем устанавливается положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам (ФЗ № 323, гл.5, ст.32)?

В. Правительством РФ.

141. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя все перечисленные мероприятия, кроме (ФЗ № 323, гл.5, ст.33):

А. профилактики, диагностики и лечения заболеваний и состояний;

Б. специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий;

В. медицинской реабилитации;

Г. наблюдения за течением беременности;

Д. формирования здорового образа жизни;

Е. санитарно-гигиенического просвещения населения.

По какому принципу осуществляется организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам (ФЗ № 323, гл.5, ст.33)?

А. разъездному;

Б. территориально-участковому.



Кем оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.33)?

А. фельдшером;

Б. врачом-терапевтом;

В. врачом-специалистом;

Г. акушером;

Д. врачом-педиатром;

Е. врачом общей практики.

Кем оказывается первичная врачебная медико-санитарная помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.33)?

А. фельдшером;

Б. врачом-терапевтом;

В. врачом-специалистом;

Г. акушером;

Д. врачом-педиатром

Е. врачом общей практики.

Кем оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.33)?

А. фельдшером;

Б. врачом-терапевтом;

В. врачом-специалистом;

Г. акушером;

Д. врачом-педиатром;

Е. врачом общей практики.

В каких условиях оказывается первичная медико-санитарная помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.33)?

А. вне медицинской организации;

Б. амбулаторно;

В. в дневном стационаре;

Г. стационарно.

Кем оказывается специализированная медицинская помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.34)?

А. врачами-терапевтами;

Б. врачами-педиатрами;

В. врачами общей практики;

Г. врачами-специалистами.

Что включает в себя специализированная медицинская помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.34.)?

А. профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, с использованием специальных методов и сложных медицинских технологий;

Б. формирование здорового образа жизни;

В. медицинскую реабилитацию;

Г. санитарно-гигиеническое просвещение населения.

В каких условиях оказывается специализированная медицинская помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.34)?

А. вне медицинской организации;

Б. амбулаторно;

В. в дневном стационаре;

Г. стационарно.

150. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью (ФЗ № 323, гл.5, ст.34):

А. первичной медико-санитарной помощи;

Б. специализированной медицинской помощи;

В. скорой медицинской помощи;

Г. паллиативной медицинской помощи.

151. Медицинская помощь, включающая в себя применение новых сложных и уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей техники – это (ФЗ № 323, гл.5, ст.34):

А. первичная медико-санитарная помощь;

Б. высокотехнологичная медицинская помощь;

В. скорая медицинская помощь;

Г. паллиативная медицинская помощь.

Кем утверждается перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (ФЗ № 323, гл.5, ст.34)?

А. уполномоченным муниципальным органом исполнительной власти;

Б. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

В. Правительством РФ.

Кем устанавливается порядок финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет бюджетных ассигнований (ФЗ № 323, гл.5, ст.34)?

А. уполномоченным муниципальным органом исполнительной власти;

Б. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

В. Правительством РФ.

В каких случаях гражданам оказывается скорая медицинская помощь (ФЗ № 323, гл.5, ст.35)?

А. при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях требующих срочного медицинского вмешательства;

Б. при заболеваниях и травмах требующих специальных методов диагностики и лечения;

В. при заболеваниях и травмах требующих использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Формы оказания медицинской помощи

· Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;(Скорая медицинская помощь по новому закону оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Экстренную помощь обязаны оказывать любые медицинские организации и медицинские работники.)

· Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;(является разновидностью первичной медико-санитарной помощи и оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Для этого в структуре медицинских организаций создается служба неотложной медицинской помощи.)

· Плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

3. Нормативно правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты как источники социального обеспечения

Субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, которые, во-первых, не противоречат актам федераль­ного уровня, а также улучшают права граждан (это касается увеличения размера обеспечения, продления срока обеспечения, а также расширения круга обеспечиваемых граждан). Во-вторых, субъекты РФ обязаны регламентировать предоставление от­дельных видов социального обеспечения (как это предписа­но актами федерального уровня). В частности, в соответствии с актами субъектов РФ предоставляются:

· государственные пособия на ребенка;

· меры социальной поддержки ветеранам труда, тружени­кам тыла, а также реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

· социальное обслуживание.

В систему нормативных правовых актов субъектов РФ входят:

· конституция или устав (основной закон) субъекта РФ;

· законы субъекта РФ;

· нормативные акты главы субъекта РФ;

· нормативные акты органов исполнительной власти субъ­екта РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за ис­ключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнитель­ные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия и федеральных законах положений, устанавливающих указан­ное право. Финансирование указанных полномочий не явля­ется обязанностью муниципального образования и осуществляется только при наличии возможности.

Систему муниципальных правовых актов образуют:

Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

Правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, преду­смотренных уставом муниципального образования.

Правовой основой для принятия локальных нормативных правовых актов о социальном обеспечении выступает ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой поощряется создание до­полнительных форм социального обеспечения. Работодатели вправе за счет собственных средств предоставлять своим ра­ботникам дополнительное социальное обеспечение.

В качестве локальных источников права можно рассма­тривать:

· уставы организаций;

· соглашения, заключаемые между полномочными пред­ставителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрасле­вом) и территориальном уровнях социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения, устанавли­вающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений;

· коллективные договоры, заключаемые между работни­ками и работодателем, которыми могут быть урегулированы социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя. В коллективный договор мо­гут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам выплаты пособий, компенсаций; охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная опла­та питания работников, а также иные вопросы, определенные сторонами.

4. Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения.

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В юридической науке под источником права понимается форма выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В качестве источников ПСО выступают нормативно-правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе:

Конституция РФ

Международные правовые акты

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Подзаконные акты

Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Нормативно-правовые акты муниципальных образований

Локальные нормативные акты

По сфере действия:

Международные

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Локальные

По субъектам обеспечения – регулирующие социальное обеспечение:

Пожилых людей;

Семей с детьми и инвалидов;

Сотрудников правоохранительных органов;

Государственных гражданских служащих;

Военнослужащих, проходивших службу по призыву (контракту);

Космонавтов и др.

Особенностью источников ПСО является отсутствие единого кодификационного акта . Разработка Кодекса ПСО позволит упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия в связи с отсутствием системного подхода в решении вопросов.

Международные акты делятся на 4 группы:

- универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.,в которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года и др.).

- акты специализированных организаций (ВОЗ, МОТ- Конвенция МОТ №117 « Об основных целях и нормах социальной политики». Конвенция МОТ №118 « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» и др.).

- акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ - Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и др.).

- двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Ежемесячные денежные выплаты

Ежемесячные денежные выплаты установлены:

· героям или полным кавалерам ордена Славы;

· инвалидам I группы;

· инвалидам II группы, детям-инвалидам;

· инвалидам III группы;

· инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

· инвалидам Великой Отечественной войны;

· участникам Великой Отечественной войны;

· награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Набор социальных услуг

В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1. обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходи­мыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечеб­ного питания для детей-инвалидов;

2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам на­бора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инва­лидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и го­ловного мозга - от 24 до 42 дней);

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту ле­чения и обратно.

Непрерывный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж (НТС) - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Если перерыв в трудовой деятельности при переходе с од­ной работы на другую не превысил установленных законом сро­ков и увольнение не вызвано виновным поведением работника, то НТС не прерывается. В социальном обеспечении юридичес­кое значение придается непрерывному трудовому стажу только при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

При переходе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил одного меся­ца, при увольнении по ст.31 КЗоТ РФ без уважительных причин - трех недель.

НТО сохраняется:

Если перерыв в работе не превысил двух месяцев - при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае увольнения в связи с истечением срока трудового договора или по ст.ЗЗ п.1 КЗоТ; при поступлении на работу после освобождения от рабо­ты за границей в отечественных или в международных органи­зациях; при поступлении на работу из стран, с которыми заклю­чены соглашения о социальном обеспечении;

Независимо от продолжительности перерыва в работе - при поступлении на работу после увольнения в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность; при поступлении на работу после увольнения по ст.31 КЗоТ в связи с уходом на пен­сию по старости или за выслугу лет.

НТС не сохраняется

после прекращения трудового догово­ра по следующим основаниям: при увольнении за виновные дей­ствия по ст. 33 (пп. 3, 4); ст. 254 (пп. 1, 2, 3) КЗоТ РФ; после вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы или исправительным работам не по месту работы; по требованию профсоюзного органа; при по­вторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин.

Специальная норма применяется при расторжении трудово­го договора женщиной в связи с необходимостью ухода за ре­бенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет

12.Понятие пенсионной системы и ее структура.

Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:

1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) дополнительное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование,
включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.

Трудовая пенсия складывается из трех частей:

а) базовой (фиксированной части);

б) страховой (дифференцированной части), которая зависит от результатов труда человека;

в) накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).

Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога (взноса), зачисляемого в федеральный бюджет.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии складываются за счет взносов работодателей и отдельных граждан на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в бюджет ПФР.

Накопительная часть пенсии по старости и инвалидности создается следующим образом. Пенсия нынешних пенсионеров финансируется практически из единственного источника – налогов, которые исчисляются и уплачиваются с текущей заработной платы нынешнего поколения работников.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

13. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста трех лет:

Матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедуш­ке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент уволь­нения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы), а для неработаю­щих женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации, - в орган социальной защиты населения по месту жительства.

К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

При назначении ежемесячных компенсационных выплат в органах социальной защиты населения дополнительно к за­явлению представляются:

· копия свидетельства о рождении ребенка;

· трудовая книжка;

Справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных вы­плат принимается администрацией организации, руководите­лем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обра­щение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства

Право на указанные выплаты имеют жены лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Госу­дарственной противопожарной службы, фактически прожи­вающие вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах и мест­ностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и не получающие пособия по безработице.

Назначение и выплата ежемесячных компенсационных выплат производятся по месту службы лиц рядового и началь­ствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы на основании личного заявления, к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справ­ка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены по месту службы мужа и трудовая книжка жены.

Если жена до обращения за ежемесячными компенсаци­онными выплатами не начинала трудовую деятельность, ее трудовая книжка не представляется. В этом случае служащий в своем обращении указывает, что его жена не начинала тру­довую деятельность.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается руководителем органа внутренних дел в десятидневный срок со дня поступления документов.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются на период с месяца, следующего за месяцем, в котором посту­пило заявление о назначении компенсационных выплат, по месяц включительно возникновения обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты (трудоустройство жены, выплата по­собия по безработице, переезд жены на постоянное место жи­тельства в другую местность, назначение ей пенсии).

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно, выплачиваются за прошлое вре­мя, но не более чем за три года перед обращением за их полу­чением, в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответствующий период.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплачен­ные своевременно по вине органа внутренних дел, их назна­чающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое вре­мя без ограничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляют­ся за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел РФ и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в установленном порядке.

14. Подтверждение трудового стажа.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельностипосле регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Виды доказательств:

1) документальные : трудовая книжка установленного образца; док-ты об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемые в устан. порядке терр. органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; письменные трудовые договоры, оформленные в соотв. с трудовым зак-вом, труд. книжки колхозников, справки работодателей, госорганов, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зар. платы. Периоды, включаемые в трудовой стаж помимо трудовой деятельности (Работа по договору гражд-прав. Характера о выполнении работ или оказанию услуг, по авторским и лицензионным договорам и др.) подтверждаются соотв. договорами, справками, свидетельствами, выдаваемыми уполномоч. органами (военные билеты, справки военкоматов, документы о рождении ребенка и достижение им возраста полутора лет);

2) свидетельские показания.

Периоды работы до регистрации гр-на в качестве застрах. лица могут устан-ся на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стих. бедствием и восстановить их невозможно, при утрате док-тов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ соотв. госоргана, подтверждающий время, место и характер стихийного бедствия; 2) документ работодателя или соотв. госоргана, подтверждающий факт утраты док-тов в связи со стих. бедствием и невозможность их восстановления; 3) справка архивного учрежд. или госоргана, подтверждающая факт отсутствия архивных данных об устанавливаемом периоде работы

15.Понятие пенсии по старости и ее виды.

Пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, производимая государством из ПФ или федерального бюджета гражданам достигшим (как правило) пенсионного возраста и имеющим страховой стаж определенной продолжительности.

Виды пенсий по старости:

1. по ФЗ «о страховых пенсиях» (ФЗ о СП):

· страховая пенсия по старости на общих основаниях (ст.8)

· досрочная страховая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст.30)

· досрочная страховая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст.31)

· досрочная страховая пенсия по старости отдельным категориям граждан (ст.32)

2. по ФЗ «о гос. пенсионном обеспечении»:

· пенсия по старости лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф

· социальная пенсия по старости

Обращение за пенсией

Заявление о назначении пенсии подается:

а) по общему правилу – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства;

б) граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства, – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по своему месту пребывания;

в) граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего фактического проживания;

г) граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории России, – непосредственно в Пенсионный фонд РФ;

д) граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения;

е) за несовершеннолетних или недееспособных – по месту жительства их родителей (усыновителя, опекуна, попечителя). Если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Срок подачи заявления о назначении пенсии:

а) в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком (общее правило);

б) заявление о назначении пенсии по старости может быть подано до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Способ подачи заявления:

б) через представителя (по закону или договору).

Рассмотрение документов

Территориальный орган Пенсионного фонда РФ:

– дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

– проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

– принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

– принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

– приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Занятыми считаются граждане

v работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы;

v занимающиеся предпринимательской деятельностью;

v самостоятельно обеспечивающие себя работой;

v занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

v выполняющие работы по договорам подряда, а также члены производственных кооперативов;

v избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

v проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

v проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях;

v временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации

36.Страховая пенсия по инвалидности

Вследствие обязательного пенсионного страхования государство создает систему мер, направленную на компенсацию их доходов при выходе на пенсию. Повышенное внимание уделяется тем гражданам, которые нуждаются в социальной защите и помощи, а именно инвалидам.

Одним из видов пенсионного обеспечения таких граждан в рамках пенсионного страхования являются страховые пенсии по инвалидности . Основные понятия, касающиеся установления группы инвалидности, реабилитации и социальной поддержки раскрываются законе № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» .

После возникновения права, а значит признания гражданина инвалидом, необходимо обратиться за назначением пенсии в управление ПФР по месту регистрации. Это можно сделать лично, через законного представителя или по почте. Заявление о назначении и выплате данного вида пенсии можно подать:

· непосредственно в управление ПФР;

· в многофункциональный центр (МФЦ);

· через официальный сайт Пенсионного фонда.

Заявление в территориальные органы ПФР можно подать по месту регистрации (включая временную) или месту фактического проживания . Для россиян, постоянно живущих за пределами нашей страны и не имеющих регистрации у себя на родине, необходимо обращаться в Пенсионный фонд России в г. Москва.

Условия назначения

Основным моментом для назначения рассматриваемой пенсионной выплаты служит признание гражданина инвалидом I, II и III группы. В настоящее время степень ограничения способности трудиться не влияет ни на право, ни на размер.

Для начисления данного вида пенсионной выплаты требуется выполнение двух условий :

· выдача документа о признании гражданина инвалидом;

· наличие страхового стажа.

Документом, подтверждающим наличие инвалидности является акт освидетельствования МСЭ, где указывается группа инвалидности и срок её действия (может быть и бессрочный). Такая справка дает гражданину право обратиться за назначением пенсии.

Порядок и сроки назначения

Чтобы решить вопрос о праве на пенсионные выплаты по отсутствию трудоспособности гражданин должен обратиться с заявлением в районное управление ПФР и представить следующие документы :

1. паспорт или вид на жительство;

2. документ об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);

3. трудовая книжка или иной документ, подтверждающий данные о страховом стаже;

4. справка МСЭ об инвалидности.

Описываемый вид пенсии устанавливается в любое время, но не раньше, чем у гражданина наступило право на него.

При новом порядке расчета страховой пенсии при утрате трудоспособности ее размер также напрямую зависит от стажа и зарплаты, а также от уплаты работодателем страховых взносов в ПФР. Сумма пенсионного обеспечения определяется теперь с учетом ИПК, стоимость которого рассчитывается на день назначения.

Величина страховой пенсии по инвалидности включает в себя собственно страховую пенсию и фиксированную выплату к ней. Расчетная выплата социальной пенсии по инвалидности зависит только от группы инвалидности.

Понятие медицинской помощи.

Статья 32. Медицинская помощь

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

2. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичнаямедико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативнаямедицинская помощь.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Виды пенсий

Этот особый вид пенсионного обеспечения призван гарантировать права тех граждан, кто финансово пострадал в результате смерти застрахованного родственника. Пенсии, выплачиваемые при утрате кормильца, бывают 3 видов:

· страховая;

· государственная;

· социальная.

Первая, до принятия закона №400 в конце декабря 2013 года ее еще называли трудовой пенсией, выплачивается, если умерший был зарегистрирован в системе ОПС РФ (т.е. ему было выдано соответствующее свидетельство и присвоен личный номер) и был трудоустроен официально хотя бы 1 трудовой день.

Второй тип пенсии по потере кормильца назначается тогда, когда умерший являлся военнослужащим или космонавтом, а также если он когда-либо был жертвой катастрофы радиационного или техногенного характера (в первую очередь имеются в виду пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС).

Третья или социальная пенсия по потере кормильца назначается тем гражданам, чей умерший кормилец не имел личного счета в системе ОПС и на его имя никогда не производились пенсионные выплаты.

Впрочем, статус умершего кормильца - это не единственное, что отличает пенсии, перечисленные выше. Различается у них буквально все: от размера до списка тех, кому положен тот или иной вид пенсии.

59 .Дополнительное социальное обеспечение

Дополнительное социальное обеспечение - это социальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, за работу в особых условиях, установленных законом, за особые заслуги или выдающиеся достижения в экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах жизни общества, способствующих укреплению и развитию региона, города, организации, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, средств организации, являющееся дополнением к гарантированному каждому гражданину праву на социальное обеспечение.

Дополнительное социальное обеспечение имеет своей целью улучшить материальное положение граждан и носит поощрительный характер, отмечая особые заслуги граждан перед государством, обществом, а также учитывая особый риск при работе в определенных видах деятельности.

Дополнительное социальное обеспечение характеризуется определенными чертами:

1) оно касается значительно более узкого круга граждан, чем социальная поддержка, и носит ярко выраженные черты корпоративности. Это лица, замещающие государственные или муниципальные должности, государственные служащие субъектов РФ, муниципальные служащие, работники отдельных организаций, жители отдельных муниципальных образований, лица, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги, семьи с детьми;

2) источниками дополнительного социального обеспечения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, средства организаций и средства негосударственных пенсионных фондов;

3) дополнительное социальное обеспечение имеет своими нормативными источниками акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нормативные акты, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов, и локальные акты организаций;

4) дополнительное социальное обеспечение в значительной части состоит в выплатах, которые дополняют пенсии, назначенные по обязательному пенсионному страхованию или по

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь оказывается медицинскими организациями.

Способы оказания медицинской помощи:

0 диагностика с использованием анамнестического, органолептических, экспрессных, лабораторных и инструментальных методов исследования;

О коррекция состояния организма за счет хирургических, фармакологических, физиотерапевтических и психотерапевтических методов воздействия;

  • 0 создание комфортных условий за счет иммобилизации, защиты кожных покровов, раневых и ожоговых поверхностей, согревания или охлаждения, обезболивания;
  • 0 медицинский уход (питание, туалет, катетеризация).

Медицинская помощь оказывается:

  • 0 вне медицинской организации;
  • 0 амбулаторно - в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • 0 в дневном стационаре - в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;
  • 0 стационарно - в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

Оказание медицинской помощи осуществляется в следующих формах:

  • 0 экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • 0 неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • 0 плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Выделяют следующие виды медицинской помощи: первичную медико-санитарную, специализированную, в том числе высокотехнологичную, скорую, в том числе скорую специализированную, паллиативную.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и оказывается в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

Основными разделами являются профилактика, диагностика, лечение заболеваний и состояний, медицинская реабилитация, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичную специализированную медико-санитарную помощь оказывают врачи-специалисты, включая врачей-специа- листов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную.

оказывается врача- ми-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Если после оказания скорой медицинской помощи пострадавшие нуждаются в дальнейшем лечении, а следовательно, и в эвакуации, то они получают эвакуационное назначение.

В чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в зависимости от условий скорая медицинская помощь может оказываться в полном или ограниченном объеме.

В зависимости от условий обстановки и характера медицинских манипуляций может оказываться помощь: доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

Доврачебная и первая врачебная помощь оказываются в медицинских отрядах и сохранившихся вблизи очага поражения медицинских организациях (на первом этапе медицинской помощи пострадавшим).

Первая врачебная помощь - лечебно-профилактические мероприятия, выполняемые врачами (или по указанию врача) и направленные на устранение последствий воздействия опасных факторов, непосредственно угрожающих жизни пострадавшего, на предупреждение развития осложнений и подготовку пострадавшего в случае необходимости к дальнейшей эвакуации. Первая врачебная помощь может быть оказана в полном или сокращенном объеме.

При сокращенном объеме выполняют экстренные мероприятия, отказ от которых грозит пострадавшему гибелью или возникновением тяжелого осложнения. Мероприятия, которые могут быть вынуждено отсрочены (неотложные), и мероприятия, которые могут быть оказаны на следующем этапе, проводят позже.

К типичным лечебным мероприятиям первой врачебной помощи относятся: остановка наружного кровотечения, поддержание сердечно-сосудистой системы, реанимация, трахеостомия или интубация трахеи, наложение герметической повязки при открытом пневмотораксе, дренирование плевральной полости, иммобилизация головы, шеи, позвоночника, конечностей, инфузионная терапия и др.

Квалифицированная медицинская помощь включает лечебно-профилактические экстренные и неотложные мероприятия, выполняемые врачами-специалистами широкого профиля - хирургами и терапевтами.

При этом хирурги путем различных оперативных вмешательств устраняют тяжелые, угрожающие жизни состояния, вызванные повреждением, и проводят мероприятия по предупреждению последующих осложнений и обеспечивающие дальнейшую эвакуацию. Объем помощи и методы лечения зависят от конкретной медицинской обстановки. Необходимо стремиться к расширению объема помощи.

В чрезвычайных ситуациях в здравоохранении все мероприятия квалифицированной хирургической помощи вынужденно разделяют на три группы хирургических вмешательств - экстренные, неотложные первой очереди, неотложные второй очереди.

Экстренные хирургические вмешательства квалифицированной медицинской помощи, т.е. вмешательства, применяемые по жизненным показаниям, - это:

  • 0 окончательная остановка наружного и внутреннего кровотечения;
  • 0 комплексная терапия острой кровопотери, шока и травматического токсикоза;
  • 0 устранение асфиксии;
  • 0 хирургическая обработка и ушивание ран при открытом пневмотораксе, торакоцентез при клапанном пневмотораксе;
  • 0 лапаротомия при ранениях и закрытых травмах живота с повреждением внутренних органов;
  • 0 операции при повреждении мочевого пузыря и прямой кишки;
  • 0 ампутация при отрывах и разрушениях конечностей;
  • 0 операции по поводу анаэробной инфекции;
  • 0 декомпрессивная трепанация черепа при ранениях и повреждениях, сопровождающихся сдавлением головного мозга.

Неотложные хирургические вмешательства квалифицированной медицинской помощи первой очереди - операции, отсрочка которых приводит к заведомо тяжелым осложнениям:

  • 0 наложение надлобкового свища при повреждении уретры;
  • 0 наложение противоестественного заднего прохода при забрю- шинном повреждении прямой кишки;
  • 0 ампутация при ишемическом некрозе конечности;
  • 0 первичная хирургическая обработка ран со значительным повреждением мягких тканей.

Неотложные хирургические вмешательства квалифицированной медицинской помощи второй очереди - операции, отсрочка которых при условии раннего и систематического применения антибиотиков не обязательно приводит к развитию опасных осложнений:

  • 0 хирургическая обработка ран мягких тканей, не подлежащих оперативному лечению;
  • 0 обработка сильно загрязненных ожоговых поверхностей;
  • 0 наложение швов при лоскутных ранах лица;
  • 0 лигатурное связывание зубов при переломах нижней челюсти с дефектом.

Специализированная медицинская помощь включает комплекс исчерпывающих лечебных мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных медицинских организациях с использованием специального оснащения.

В соответствии со специализацией врачей хирургическая специализированная помощь может быть: офтальмологической, нейрохирургической, оториноларингологической, стоматологической, травматологической, акушерско-гинекологической, ангиохирургической.

Разновидностями терапевтической специализированной помощи являются токсикологическая, радиологическая, психоневрологическая.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация - транспортирование пострадавших (больных) в целях спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортирования мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования, и включает в себя:

  • 0 санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;
  • 0 санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и оказывается в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет:

О быстрое реагирование, мобилизацию материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

О ликвидацию эпидемических очагов;

О создание резерва материальных запасов;

О обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

Организация медицинского обеспечения населения осуществляется в соответствии с решениями начальников гражданской обороны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Перечислите основные задачи медицинских сил гражданской обороны.
  • 2. Что входит в состав медицинских сил гражданской обороны?
  • 3. Опишите роль руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций в подготовке и ведении гражданской обороны.
  • 4. Что собой представляет медицинское обеспечение населения? Где оно осуществляется?
  • 5. Раскройте участие медицинских специалистов в проведении мероприятий гражданской обороны.
  • 6. Что необходимо иметь в каждой медицинской организации для оказания скорой медицинской помощи на месте заболевания?
  • 7. Что должен уметь каждый врач при проведении медицинской сортировки?
  • 8. Какие виды и условия оказания медицинской помощи установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?
  • 9. Какие формы оказания медицинской помощи установлены этим законом?
  • 10. Какие функции возложены на Всероссийскую службу медицины катастроф?

Общеизвестно, что каждый гражданин России обязан получить полис ОМС. Именно с его помощью он может получить различные формы оказания медицинской помощи совершенно бесплатно, поскольку государство компенсирует все затраты, объявляя медицину в стране, таким образом, бесплатной. Однако, как известно, подобный полис вовсе не затрагивает весь имеющийся спектр проблем. Поэтому, важно знать, какие же именно существуют в Российской Федерации виды, условия и формы оказания медицинской помощи, на которые может рассчитывать любой житель страны. Именно о данном вопросе и пойдет речь в данной статье.

Понятие

Прежде чем начать разбирать существующие в стране условия и формы оказания медицинской помощи, следует дать понятие данному термину. На самом деле, оно достаточно комплексное, а потому единого определения, охватывающего все аспекты, не существует. Однако, на законодательном уровне утверждено, что медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены исключительно на поддержание и восстановление здоровья людей. В том числе она включает в себя и предоставление спектра медицинских услуг, которые для этого требуются. Именно поэтому встает еще один немаловажный вопрос, а что же такое медицинская услуга?

Понятие медицинской услуги

В настоящее время под медицинскими услугами в широком смысле ученые подразумевают медицинское вмешательство, или целый комплекс подобных мер, которые предназначены для профилактики, своевременной диагностики и компетентного лечения имеющегося заболевания. В том числе сюда входит и реабилитация. Выполняться подобные вмешательства должны исключительно медицинскими работниками или иными лицами, которые имеют разрешение на осуществление медицинской помощи. Направлена она исключительно на пациента и может затрагивать как его физическое, так и психическое состояние.

Законодательная база

На данный момент в Конституции, то есть главном законе страны, четко прописано, что каждый гражданин любого возраста, национальности, статуса и финансовой ситуации имеет право на различные виды и формы оказания медицинской помощи. Это правило неоспоримо и действует на территории всей страны. Помимо этого в данном вопросе следует обратить внимание еще на два нормативно-правовых акта - №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья" от ноября 2011 года, а также различные Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи в различных регионах страны. Именно с их помощь можно выяснить, где же начинаются и заканчиваются возможности граждан к получению различных форм оказания медицинской помощи населению, чтобы в полную меру иметь возможность для реализации собственных общегражданских прав.

Виды медицинской помощи

Опираясь на существующие законы, врачи могут оказывать следующие виды медицинской помощи, которые широко практикуются в Российской Федерации:

1. Первичная помощь.

2. Специализированная и высокотехнологичная помощь.

3. Скорая, в том числе специализированная скорая помощь.

4. Паллиативная помощь.

Теперь попробуем подробнее разобраться в них.

Углубленное понимание

Перед тем, как перейти к пониманию различных форм оказания медицинской помощи, следует понять ее существующие виды.

1. Под первичной медико-санитарной помощью понимают базовую систему оказания медицинских услуг, в том числе и доврачебную. В нее входит следующий комплекс мероприятий: профилактика, диагностика, лечение, реабилитация. Одновременно с этим в данное понятие также входит формирование общественного мнения и просвещение населения по санитарно-гигиеническим вопросам. Помимо этого врачи также обязаны в рамках данной программы следить за течением беременности.

2. Специализированную помощь обязаны оказывать врачи-специалисты по узкому профилю, в который непосредственно входит болезнь. Такая помощь обычно требует специальных методов и использования современных технологий для диагностики и лечения. Для решения проблемы зачастую используются новые методики лечения, вплоть до генной инженерии и иных научных достижений.

3. Любая скорая помощь оказывается гражданам при необходимости немедленного медицинского вмешательства при травмах, несчастных случаях, отравлениях или иных ситуациях, которые требуют этого.

4. Паллиативное вмешательство является комплексным, оно предназначено для избавления человека от боли или облегчения иных проявлений симптоматики тяжелых заболеваний. Они не столько направлены на полное излечение болезни, сколько на улучшение их качества жизни, когда современная медицина помочь уже не может.

Первая помощь, которая оказывается на месте, вообще не относится к видам медицинской помощи, поскольку ее могут оказывать лица, не являющиеся медицинскими работниками, а просто прошедшими необходимый курс обучения.

Формы

На данный момент формами оказания медицинской помощи являются и широко признаются следующие действия:

  • неотложная форма - под ней понимается врачебная помощь, оказываемая исключительно при наличии внезапных опасных состояниях здоровья, которые не имеют опасности для жизни больного;
  • под экстренной формой принято понимать комплекс медицинских действия, направленных на больного при наличии внезапных острых заболеваний или состояний, а также обострениях хронических болезней, которые по своим признакам могут угрожать жизни пациента;
  • плановая форма предназначается для проведения профилактических мер, а также при заболеваниях, которые не могут угрожать жизни больного, а также не требуют экстренной или неотложной помощи. Такие болезни не должны из-за отсрочки нанести вред здоровью или иным образом ухудшить состояние человека.

Условия оказания медицинской помощи

Вне зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, существует ряд определенных законодательством условий, от которых они непосредственно зависят.

1. Помощь может быть оказана вне медицинской организации при помощи вызова скорой или в мобильном транспорте при медицинской эвакуации. Иные виды помощи, кроме скорой, невозможны.

2. В амбулаторных условиях, то есть ситуациях, когда болезнь не требует круглосуточного наблюдения врачей, а может происходить дома. Также под данное условие подходит вызов медика на дом. Нельзя оказывать специализированную и высокотехнологические виды помощи.

3. Дневной стационар - болезнь человека требует медицинского наблюдения, однако, только в дневное время, поэтому круглосуточное наблюдение является излишним. Врачи не имеют права оказывать скорую или паллиативную медицинскую помощь.

4. В стационарных условиях, то есть в тех случаях, когда состояние человека требует круглосуточного наблюдения и лечения для нормализации самочувствия. Врачами не оказывается первичная медико-санитарная помощь.

Принципы оказания медпомощи

Любая форма медицинской помощи обязательно должна оказываться, основываясь на ряде следующих принципов:

  • своевременность медицинского вмешательства;
  • быстрота и точность оказываемых действий, однако, при этом они должны быть решительными и спокойными, без врачебных ошибок;
  • все действия врачей должны быть правильными и целесообразными, нельзя лечить наобум без постановки четкого диагноза;
  • оказывать помощь доктора должны по своей направленности, а также желательно действовать профилактически, предупреждая развитие болезни;
  • медицина должна быть доступной, однако, при этом обязательно соблюдается четкое распределение пациентов по участкам;
  • длительное лечение, часто требующее не одного врача, должно проводиться на основах преемственности и этапности.

Как можно увидеть, существует огромное множество различных видов, форм и условий, на которых в Российской федерации происходит оказание медицинской помощи. Следует четко знать свой перечень прав, чтобы получить наиболее полный спектр помощи в необходимой ситуации.

Статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 323) говорит о том, что в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Схожая формулировка была в старых Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, утратили силу с 01.01.2012), правда в ней фигурировало понятие « ». Что же представляет собой экстренная медицинская помощь и каково её отличие от неотложной формы?

Попытку обособить неотложную медицинскую помощь от экстренной либо привычной каждому из нас скорой медицинской помощи предпринимали ранее чиновники Минздравсоцразвития России (с мая 2012 года - ). Поэтому приблизительно с 2007 г. можно говорить о начале некоторого обособления либо разграничения понятий «экстренная» и «неотложная» помощь на законодательном уровне.

Однако в толковых словарях русского языка четких различий между данными категориями нет. Неотложный - тот, который не может быть отложен; срочный. Экстренный - срочный, чрезвычайный, неотложный. ФЗ № 323 поставил окончательную точку в этом вопросе, утвердив три разные формы оказания медицинской помощи: экстренную, неотложную и плановую.

Экстренная

Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Неотложная

Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая

Медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Как можно убедиться, неотложная и экстренная медицинская помощь противопоставляются друг другу. На сегодняшний момент абсолютно любая медицинская организация обязана бесплатно и безотлагательно оказывать только экстренную медицинскую помощь. Так существуют ли какие-то существенные отличия двух обсуждаемых понятий?

Главным отличием является то, что ЭМП оказывается при случаях, составляющих угрозу для жизни человека, а неотложная — без явных признаков угрозы жизни . Однако проблема заключается в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Более того, не ясно, что считать явной угрозой? Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме всего прочего, состояние может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию.

Ввиду чего возникает вполне справедливый вопрос: как отличить ситуацию, когда необходима именно экстренная помощь, каким образом проводить грань между экстренной и неотложной помощью. Прекрасный пример отличия экстренной и неотложной помощи обозначен в статье профессора А.А. Мохова «Особенности законодательного регулирования оказания экстренной и неотложной помощи в России»:

Признак Форма медицинской помощь
Экстренная Неотложная
Медицинский критерий Угроза жизни Явная угроза жизни отсутствует
Основание оказания помощи Обращение пациента за помощью (волеизъявление; договорный режим); обращение других лиц (отсутствие волеизъявления; законный режим) Обращение пациента (его законных представителей) за помощью (договорный режим)
Условия оказания Вне медицинской организации (догоспитальный этап); в медицинской организации (госпитальный этап) Амбулаторно (в т. ч. на дому), в рамках дневного стационара
Лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь Врач или фельдшер скорой помощи, любой медицинских работник Врач-специалист (терапевт, хирург, офтальмолог и пр.)
Временной интервал Помощь должна быть оказана как можно быстрее Помощь должна быть оказана в разумный срок

Но к сожалению, этого также недостаточно. В данном вопросе однозначно без участия наших «законодателей» не обойтись. Разрешение проблемы необходимо не только для теории, но и для «практики». Одна из причин, как уже было сказано ранее - обязанность каждой медицинской организации оказывать бесплатно медицинскую помощь в экстренной форме, в то время как неотложная помощь может оказываться на платных началах.

Важно отметить, что «образ» экстренной медицинской помощи все еще остается «собирательным». Одна из причин - это территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ), которые содержат (либо не содержат) различные положения касательно порядка и условий оказания ЭМП, критериев экстренности, порядка возмещения расходов на оказание ЭМП и так далее.

Например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что случай оказания медицинской помощи в экстренной форме должен отвечать критериям экстренного случая: внезапность, острое состояние, угроза жизни . Некоторые ТПГГ упоминают о критериях экстренности, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее - Приказ № 194н). Например, ТПГГ 2018 года Пермского края обозначает, что критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных в:

  • п. 6.1 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния, а именно: рана головы; ушиб шейного отдела спинного мозга с нарушением его функции и т.д.* );
  • п. 6.2 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью, а именно: шок тяжелой III - IV степени; острая, обильная или массивная кровопотери и т.д.* ).

* Полный перечень определен в Приказе № 194н.

По мнению чиновников министерства, неотложная медицинская помощь оказывается в том случае, если имеющиеся патологические изменения у пациента не являются опасными для жизни. Но из различных нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития России следует, что существенных различий между экстренной и неотложной медицинской помощью нет.

Некоторые ТПГГ указывают, что оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи , утвержденными приказами Минздрава России, по состояниям, синдромам, заболеваниям. А, например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что оказание экстренной помощи осуществляется в амбулаторных, стационарных условиях и условиях дневных стационаров в следующих случаях:

  • при возникновении экстренного состояния у пациента на территории медицинской организации (при обращении пациента за медицинской помощью в плановой форме, для проведения диагностических исследований, консультаций);
  • при самостоятельном обращении пациента или доставке его в медицинскую организацию (как ближайшую) родственниками или другими лицами при возникновении экстренного состояния;
  • при возникновении экстренного состояния у пациента в момент проведения лечения в медицинской организации, проведении ему плановых манипуляций, операций, исследований.

Кроме всего прочего важно отметить, что при состоянии здоровья гражданина, требующем оказания медицинской помощи в экстренной форме, осмотр гражданина и лечебные мероприятия осуществляются по месту его обращения незамедлительно медицинским работником, к которому он обратился.

К сожалению, ФЗ № 323 содержит лишь сами анализируемые понятия без «разделяющих» эти понятие критериев. Ввиду чего возникает ряд проблем, основной из которых является сложность определения на практике наличия угрозы для жизни. Как следствие возникает острая необходимость четкого описания заболеваний и патологических состояний, признаков, свидетельствующих об угрозе для жизни больного, за исключением самых явных (например, проникающие ранения грудной клетки, брюшной полости). Неясно, каким должен быть механизм определения угрозы.

Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» позволяет вывести некоторые состояния, свидетельствующие об угрозе жизни. Приказ гласит, что поводом для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • болевой синдром;
  • травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
  • термические и химические ожоги;
  • кровотечения любой этиологии;
  • роды, угроза прерывания беременности.

Как можно заметить, это лишь примерный перечень, однако мы полагаем, что он может быть использован по аналогии при оказании иной медицинской помощи (не скорой).

Однако из анализируемых актов следует, что нередко вывод о наличии угрозы для жизни делает либо сам потерпевший, либо диспетчер скорой помощи, основываясь на субъективном мнении и оценке происходящего лицом, обратившимся за помощью. В такой ситуации возможны как переоценка опасности для жизни, так и явная недооценка тяжести состояния пациента.

Хочется надеяться, что наиболее важные детали будут вскоре в более «полном» объеме прописаны в актах. На сегодняшний момент медицинским организациям, вероятно, все же не стоит игнорировать врачебное понимание экстренности ситуации, наличия угрозы жизни пациента и срочности действий. В медицинской организации в обязательном порядке (а точнее в сильно рекомендательном) должна быть разработана локальная инструкция по экстренному оказанию медицинской помощи на территории организации, с которой должны быть ознакомлены все медицинские работники.

Статья 20 Закона № 323-ФЗ гласит, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (далее - ИДС) гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Однако ситуация оказания медицинской помощи в экстренной форме (что также считается медицинским вмешательством) подпадает под исключение. А именно допускается медицинское вмешательство без согласия лица по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители (пункт 1 части 9 статьи 20 ФЗ № 323). Аналогично основание и для разглашения врачебной тайны без согласия пациента (пункт 1 части 4 статьи 13 ФЗ № 323).

В соответствии с п. 10 статьи 83 ФЗ № 323 расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению. О возмещении расходов на оказании ЭМП читайте в нашей статье: Возмещение расходов на оказание бесплатной медицинской помощи в экстренной форме.

После вступления в силу Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной)...» (далее - Приказ Минздрава № 121н) у многих граждан возникло вполне обоснованное заблуждение, что неотложную медицинскую помощь необходимо включать в лицензию на медицинскую деятельность. Вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь», подлежащий , указан также в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

Однако Минздрав РФ в своем Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 дал следующее разъяснение на данную тему: «Что касается работы (услуги) по неотложной медицинской помощи, то данная работа (услуга) введена для лицензирования деятельности медицинских организаций, которые в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ создали в своей структуре подразделения для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме. В иных случаях оказания медицинской помощи в неотложной форме получение лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по неотложной медицинской помощи, не требуется».

Таким образом, вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь» лицензированию подлежит только теми медицинскими организациями, в структуре которых в соответствии со статьей 33 ФЗ № 323 создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

В статье использованы материалы из статьи Мохова А.А. Особенности оказания экстренной и неотложной помощи в России // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 9.

Подпишитесь на нас