Развитие зрения у ребенка. Зоркий глаз

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Зрение только родившегося ребенка сформировано не полностью, поэтому он видит мир несколько иначе, чем его взрослые родители.

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Нормальным явлением данного периода считается небольшая косоглазость, когда ребенок собирает зрачки к переносице или смотрит в разные стороны.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Во время месячной комиссии необходимо будет посетить офтальмолога.

Зрение у ребенка в 2-3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Лучшей игрушкой для четырехмесячного ребенка будет та, которую легко взять в руку и рассмотреть поближе.

Зрение у ребенка в 5-6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит «ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5-6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода - это возраст очередного похода к офтальмологу.

Косоглазие у детей шестимесячного возраста уже не считается нормой и требует лечения.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни «темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Цветовая палитра начинает открываться перед ребенком в возрасте шести недель.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши - красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник - ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео - как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие , которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео - детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео - детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.

Сначала попробуем разобраться с первым вопросом: что такое острота зрения? Так называют способность различать мелкие детали предметов. При этом чем они меньше, тем выше острота зрения у человека. Ее принято измерять в десятичных дробях: 0,1; 0,2; 0,3... 1,0; 1,1; 1,2 и т.д. Развитие остроты зрения у совсем маленьких происходит постепенно. Сразу после рождения ребенок видит очень мало: пока он лишь реагирует на свет (ненадолго поворачивая к нему голову), а также пытается следить за крупными движущимися предметами. Впрочем, совсем скоро картина изменится самым решительным образом: в 2-5 недель малыш будет уверенно смотреть на свет, к концу 2-го месяца - разглядывать крупные объекты, в три месяца - оживляться, заметив грудь мамы или бутылочку, в четыре - хватать предметы, соразмерные ладошке.

Настоящий экзамен

Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Для этого можно воспользоваться несколькими методами.

Вижу шар

На фоне окна подвесьте на нитку ярко-красный шарик диаметром 4 см и слегка раскачайте его. Возьмите малыша на руки, начните приближаться к объекту и отметьте расстояние, с которого ребенок отреагирует на его "появление". Потом произведите подсчет: если малыш заметит шар с 1 м, острота его зрения будет равна 0,03; с 3 м - 0,11, с 5 м - 0,18 (условная норма для 6-месячных детей - 0,1-0,3).

После того как ребенку исполнится полгода, для исследования понадобится шарик диаметром 0,7 см. Если малыш заметит объект с расстояния 1 м, острота его зрения будет равна 0,2, с 3 м - 0,6, с 5 м - 1,0 (норма для годовалых детей - 0,3-0,6).

Совет 1
Следите за тем, чтобы малыш правильно сидел за столом (расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять 30-33 см), позаботьтесь о хорошем освещении, проявите благоразумие и ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором и/или компьютером (в общей сложности до часа в день). Особое внимание уделите подвижному образу жизни маленького, запишите его в спортивную секцию для регулярных занятий.

Пиратские страсти

Чтобы понять, как видит ребенок в 1-2 года, можно воспользоваться другой методикой. В светлой комнате длиной не меньше 5 м нанесите на пол отметки с интервалом в 1 м. На расстоянии 5 м положите белый шарик диаметром 4 см. Если удастся, наденьте малышу повязку на один глаз, войдите с ним в комнату, покажите такой же шарик, попросите найти его двойника взором и принести. Если ребенок не сможет выполнить поручение, переложите шарик на отметку 4, 3 или 2 м, то есть приближайте объект до тех пор, пока он не будет обнаружен. В случае, если малыш разглядит мячик диаметром 4 см на 5 м, возьмите шарик диаметром 0,7 см и повторите исследование.

Внимание!

Помните о том, что вторая методика потребует от вас значительных усилий. К счастью, в большинстве случаев прибегать к ней необязательно: чтобы понять, как развивается зрение малыша, достаточно просто... быть внимательными родителями. Понаблюдайте, различает ли ребенок мелкие детали игрушек, собирает ли крошки и соринки с пола, видит ли в окно движущиеся машины и фигурки людей, как реагирует на предметы, расположенные на разном расстоянии от него, и расскажите об этом врачу.

По-взрослому

Проверить остроту зрения ребенка более привычным образом, то есть по специальным тестам, обычно удается с 3 лет. Чаще всего для этого используют таблицу Орловой, которая содержит 10 рядов силуэтных картинок. Малыша усаживают на расстоянии 5 м и в каждом ряду, начиная с верхнего, показывают по одной картинке. Если маленький не может назвать ее, переходят к другой, расположенной в той же строке, и так далее. Цель исследования - дождаться, пока будет правильно названо большее количество картинок в одном ряду. Именно строка и определит остроту зрения малыша. Обычно в 3 года она равна 0,6-0,9, в 4 года - 0,7-1,0, в 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет - 0,9-1,0 и выше. Таким образом, острота зрения увеличивается с рождения до школы и достигает нормы взрослого человека к 7-8 годам.

Привет от Гарри Поттера

В каких случаях ребятам-дошколятам назначают очки? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поговорить о том, что такое рефракция. Дадим этому явлению медицинское определение: так называют суммарную преломляющую способность оптических сред глаза, то есть роговицы и хрусталика. Ее измеряют в диоптриях. Рефракция может быть соразмерной, когда фокус изображения совпадает с сетчаткой, и несоразмерной, когда они не совпадают. В случаях, когда фокус оказывается за сетчаткой, рефракция считается дальнозоркой, перед сетчаткой - близорукой. В норме у детей с рождения до семи лет отмечается некоторая дальнозоркость: у месячного ребенка до 4 диоптрий, у семилетнего - до 1 диоптрии.

Совет 2
Чтобы избежать проблем с глазами, важно вовремя и регулярно посещать офтальмолога. Большое значение имеют плановые медицинские осмотры, которые проводят в первые недели после рождения, в один и три года, а также перед школой.

Когда ребенку назначают очки?

  1. Малышу с дальнозоркостью понадобятся очки в случае сходящегося косоглазия или устойчивого снижения остроты зрения - по-научному, амблиопии, а по-простому - "ленивого глаза".
  2. Детям с небольшой близорукостью (1-2 диоптриями) очки рекомендуют довольно редко, чаще до семи лет их вообще не выписывают. В случае сильной близорукости очки назначают и совсем маленьким.
  3. Еще одно состояние рефракции, которое требует ношения очков, - астигматизм (так называют одну из аномалий оптики глаза, из-за которой органу зрения приходится выполнять дополнительную работу). Если при этом острота зрения оказывается сниженной, ребенку понадобится постоянно носить специально подобранные очки с цилиндрическими линзами.

Совет 3
Помните о том, что в первые недели после рождения ребенка движения его глаз бывают хаотичными и некоординированными, кроме того, они могут периодически отклоняться, что связано с незрелостью зрительной системы. Обычно через четыре месяца глаза занимают правильное положение. Другое дело, если у наблюдается резкое и постоянное отклонение глаза. Это - врожденное , и оно требует пристального внимания специалиста.

Чтобы лучше видеть

Поскольку заботиться о здоровье глаз нужно буквально с пеленок, первый визит к офтальмологу назначают в первые месяцы после рождения ребенка. Следующая консультация специалиста (в случае отсутствия проблем) понадобится в 1-1,5 и 3 года, а затем перед школой. Что включает в себя исследование зрения? В первую очередь врач оценивает положение и подвижность глаз, состояние оптических сред (роговицы и хрусталика), глазного дна и рефракции.

Потеря курса

Что такое косоглазие? Так называют отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации. Кроме весьма неприятного в психологическом отношении косметического недостатка, косоглазие является причиной серьезных нарушений. В первую очередь речь идет о расстройстве бинокулярного зрения - способности сливать изображения, получаемые на сетчатках двух глаз, в единый зрительный образ. Кроме того, у ребенка снижается острота зрения.

Косоглазие встречается у 2-3% малышей и возникает, как правило, в возрасте от 1 до 3 лет. Часто обеспокоенные мамы на приеме у врача говорят, что отклонение глаза возникло из-за того, что ребенок испугался, упал и ушибся головой или с высокой температурой. Однако стоит понимать, что все это не относится к настоящим причинам болезни - большинство детей падает и болеет, но косоглазие у них не развивается. Скорее всего, описанные выше обстоятельства просто служат пусковым механизмом для появления отклонений.

Истинные причины

Что же может привести к косоглазию?

  • Заметное снижение зрения одного из глаз. Оно бывает связано с некоторыми болезнями или травмами, из-за чего хуже видящий глаз не может активно работать и отклоняется в ту или иную сторону.
  • Разница в преломляющей способности двух глаз, когда на глазном дне формируются изображения разной величины. В некоторых обстоятельствах утрачивается способность сливать зрительные образы в единое целое, и глаз, оказавшийся в худших условиях, начинает косить.
  • Косоглазие может возникнуть в результате усиленной (из-за дальнозоркости) или ослабленной (из-за близорукости) аккомодации - так называется приспособление глаза к четкому видению предметов, которые находятся от него на разном расстоянии. В первом случае развивается сходящееся косоглазие, во втором - расходящееся.
  • К косоглазию могут привести проблемы со стороны центральной нервной системы - воспаления, травмы, опухоли.

Из чего только сделаны...
Глаз человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 24 мм. Он состоит из трех оболочек: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатки). К прозрачным структурам глаза относится хрусталик, стекловидное тело и внутриглазная жидкость. Фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части белого цвета - склеры и роговицы - передней, прозрачной части наружной оболочки глаза. Радужная оболочка, расположенная за роговицей, представляет собой мембрану с отверстием в центре - зрачком. При ярком освещении зрачок суживается, а в темноте - расширяется, чтобы пропустить к сетчатке больше света. За радужкой расположено эластичное плотное образование - хрусталик. Он прозрачен, имеет форму двояковыпуклой линзы и вместе с роговицей, составляет оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка выстилает глазное дно и является частью центральной нервной системы. Через роговицу и хрусталик лучи от рассматриваемых объектов поступают к сетчатке и формируют на ней изображение, которое затем преобразуется в нервные импульсы.

Внимательный осмотр

Чтобы поставить диагноз, врач изучает передний отдел глаза, преломляющие свет среды и глазное дно. Кроме того, доктор исследует остроту зрения, преломляющую способность (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), бинокулярное зрение, подвижность глаз, а также угол косоглазия. После этого офтальмолог вырабатывает целую стратегию действий, конечная цель которых - восстановить бинокулярное зрение. Обычно лечение включает в себя несколько этапов: плеоптику, ортоптику, пред- и послеоперационные упражнения, хирургическую операцию по показаниям и диплоптику. Поговорим об этом подробнее.

Совет 4
Чтобы ребенок понял, что от него потребуется в момент тестирования - проверки зрения, заранее покажите ему таблицу и попросите назвать то, что на ней изображено.

  • Плеоптикой называют лечение амблиопии - снижения остроты зрения. Ее начинают с выписки , как правило, для постоянного ношения. Они нужны для того, чтобы на сетчатке больного глаза формировались четкие изображения и он мог работать более активно. Кроме того, иногда очки восстанавливают симметричное положение глаз и помогают им начать работать вместе.
  • Кроме того, плеоптика включает в себя прямую окклюзию (заклейку лучше видящего глаза), различные виды засветов ("ленивый глаз" смотрит на яркий свет), занятия на специальной аппаратуре с различными зрительными нагрузками и медико-педагогические упражнения. Речь идет о занятиях с мозаикой, бусами, лепку и плетение ковриков из бумаги (размер деталей игр подбирают соответственно степени понижения зрения). Кроме того, в последнее время появились новые направления в лечении амблиопии: лазер, рефлексотерапия, электростимуляции, компьютерное лечение, методы биологической обратной связи и так далее.
  • Если после принятых мер зрение улучшилось, а глаза стали фиксировать правильно, врач переходит к следующему этапу - ортоптике, то есть к развитию способности соединять два изображения в единый зрительный образ в определенных условиях. В случае, если решить проблемы с помощью ортоптики не получается, назначается операция. Ее цель - добиться правильного положения глаз. Оптимальный срок для хирургического вмешательства - 4-5 лет.
  • Заключительный этап лечения - диплоптика - выработка бинокулярного зрения в естественных условиях: пациент "работает" с одним, общим для двух глаз объектом, как это бывает в реальной жизни. Назначают диплоптику в том случае, если положение глаза стало симметричным или близким к этому.

Внимание!
Если вы заметите один или несколько из перечисленных признаков: блуждающий взгляд, непроизвольные движения глаз (по-научному - нистагм), светобоязнь, отек или помутнение роговицы, бело-серую, а не черную область зрачка, срочно обратитесь к врачу!

Где и когда?

Помните о том, что лечение косоглазия может продолжаться в течение нескольких лет. У дошкольников его проводят в специализированных детских садах, где пребывание малышей организовано по принципу "играя, лечимся". Кроме того, дети могут получать помощь и в межрайонных кабинетах охраны зрения. Существует также некоторое количество глазных санаториев. Что касается операций, их делают в глазных клиниках. После поступления в школу ребенок может продолжать лечение в кабинете охраны зрения. Однако максимум усилий для избавления от косоглазия нужно все-таки сосредоточить на дошкольном возрасте.

Зрительная система малыша начинает функционировать еще в утробе матери: доказано, что плод реагирует на свет даже через стенку маминого живота. Но формирование зрения продолжается и после рождения в течение первые лет жизни. Важно следить за развитием зрительной функции ребёнка, чтобы своевременно замечать отклонения и делать все, чтобы их устранить. Ведь детям, лишенным способности видеть с рождения или с малых лет, очень трудно адаптироваться в этом мире.

Оценка зрения у детей производится с момента рождения. Сразу после того, как малыш родился, детский специалист проверяет здоровье новорожденного, в том числе способность видеть. Для этого он светит в глаз, чтобы проверить реакцию зрачка. Если при свете он сузился, значит, зрительный аппарат работает.

Если ребенок родился здоровым, то в течение первого года жизни его зрение проверяют трижды:

  • В 3 месяца;
  • В 6 месяцев;
  • В 1 год (к первому году также уже может быть определена острота зрения, которая в норме в этом возрасте должна составлять 0,3-0,6 диоптрии).

Если ребенок родился недоношенным, или роды были очень тяжелыми, то есть показания для дополнительной проверки зрения в 1 месяц. Это связано с тем, что в трудных родах или при рождении слабо развитого ребенка очень высок риск разрыва сосудов в глазных яблоках. Внешне их может быть не видно, но кровоизлияния в сетчатку опасны для зрения. Поэтому диагностировать и устранять их нужно своевременно.

Зачем проверять зрительные функции дома?

Если малыш родился здоровым, и он успешно прошел все плановые осмотры у офтальмолога, нет никакой необходимости проверять зрение в домашних условиях. Но это сделать необходимо, если:

  • У близких родственников есть наследственные проблемы со зрением. Регулярная домашняя проверка может выявить подобные заболевания на ранних стадиях ее проявления, что повысит шансы его излечения;
  • Вы подозреваете, что грудничок не видит или видит плохо (не может сфокусироваться на предмете, не замечает игрушек, его внимание ничто не привлекает);
  • Ребенок жалуется на зуд и покраснение в глазах, а после телевизора или компьютера у него болит голова;
  • При изучении цифр и букв нет успехов (ребенку не видно, как они пишутся), или ранее умевший читать ребенок вдруг перестал различать буквы;
  • Вы и ребенок видите одни и те же предметы разных цветов или разной яркости.

Внимание! Самостоятельная проверка зрения у детей – это лишь способ своевременно обнаружить аномалии рефракции глаза. Ставить диагнозы, а тем более лечить глаза у младенца, может только квалифицированный специалист. Поэтому, если малыш не прошел проверку зрительных способностей, немедленно покажите его глазному врачу.

Проверка зрения в домашних условиях у грудничков

Следить за правильностью формирования зрительной функции у младенца родители могут и сами. Но эта проверка, скорее, проводится для личного спокойствия пап и мам. Освобождения от планового осмотра у офтальмолога самодиагностика не дает.

Как понять, что у грудничка зрение развивается нормально? Мы опишем, что ребенок должен делать в определенном возрасте. А вы проверяйте, может ли ваш малыш делать так же. Если нет – это повод обратиться к врачу, не дожидаясь медосмотра.

  • В 1-2 месяца младенец реагирует на свет. Если поднести к его глазам фонарик, то зрачки становятся узкими. Ко второму месяцу малыш уже узнает маму и старается провожать взглядом интересующий его предмет (правда, пока это не очень хорошо получается);
  • В 3-4 месяца грудничок умеет фокусировать взгляд. Если поставить рядом с ним яркую игрушку, он часто будет смотреть в ее сторону. Если она пугающая, ребенок заплачет, а если яркая и интересная – он будет стараться впервые улыбнуться;
  • В 5-7 месяцев глаза и уши уже работают вместе. Поэтому грудничок поворачивает голову и ищет источник резкого звука. Он беспокоится, если в поле зрения нет мамы, он все больше интересуется игрушками и постоянно тащит их в рот для «дополнительного изучения»;
  • В 8-10 месяцев малыш уже не только ищет глазами интересующий его предмет (человека), но и старается добраться до него. Он узнает «своих» и «чужих»;
  • В 11-12 месяцев малышу уже интересно детально рассматривать игрушки, он даже может сломать их, разобрать по элементам в целях изучения. Если раньше младенец мог промахнуться, когда хотел взять предмет, то теперь его глаза отлично оценивают расстояние до него. Поэтому хватать игрушки и отправлять их прямиков в рот стало намного легче.

Совет! Не просто проверяйте зрение младенца, а делайте все, чтобы его лучше развить. Для этого оформите детскую комнату в контрастных тонах. Но груднички не различают оттенки, так как цветовая восприимчивость у них очень слабая, поэтому сочетания темного со светлым будет достаточно для развития зрительного аппарата. Игрушки также должны быть яркими, но не пестрыми. 2-3 цвета будет достаточно, чтобы малыш научился акцентировать внимание на отдельных деталях.

Проверка зрения у детей дошкольного возраста

Все помнят, как раз в год в школу приезжал окулист и развешивал перед учениками свой плакат с буквами. Но как проверить остроту зрения у ребенка в домашних условиях, если он еще не знает алфавит? В этом поможет методика Орловой и ее знаменитая таблица с картинками, которую нужно распечатать на обычном листе (формат А4).

Этот способ отлично подходит для детей от 3 лет. В этом возрасте малыши знают названия всех картинок, представленных на таблице. Лист с картинками нужно вывесить так, чтобы он находился на одном уровне с головой. Попросите ребенка отойти на 2,5 метра от таблицы, а также закрыть один глаз. Начинайте проверку:

  1. Покажите на одну из фигур в какой-нибудь средней строчке таблицы и попросите ее назвать. Если малыш называет фигуру, переходите к шагу 2, если нет – к шагу 3;
  2. Покажите на соседнюю (в этой же строчке фигуру), если малыш ее называет, поочередно указывайте на оставшиеся фигуры в ряду, если он ошибся хоть один раз, переходите в шагу 3, а если нет – к шагу 4;
  3. Поднимитесь на строчку выше и покажите на фигуру. Если она названа, переходите к шагу 2. Если не названа – повторите шаг 3;
  4. Это четвертый шаг. Если вы дошли до него, значит, вы нашли ту строчку в таблице Орловой, которую ребенок видит с расстояния 2,5 метра одним, проверяемым глазом. Посмотрите, какой остроте соответствует эта строка (разумеется, все строчки выше ребенок будет видеть хорошо). Затем переходите в шагу 5;
  5. Повторите шаги 1-4 для второго глаза.

Таблица соответствия остроты зрения с номером самой маленькой строчки, которую видит ребенок на расстоянии 2,5 метра (при размере таблицы А4) представлена ниже.

Номер строки 1 (верхняя) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (нижняя)
Острота зрения 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,5 2,0

В возрасте трех лет нормальной считает острота зрения в 0,6 условных единиц. С 6-7 лет – 1,0, как у взрослого человека.

Внимание! Детские глаза очень быстро устают, поэтому не делайте проверку слишком долгой. Также убедитесь, что ребенок может назвать все картинки. Иначе вы можете подумать, что у него плохое зрение, а вполне возможно, что малыш просто не знает, как назвать то, что он видит.

Как проверить зрительные возможности у школьников

Для проверки детей школьного возраста используют таблицу Сивцева (та, что с буквами). Она составлена по аналогии с таблицей Орловой. Там тоже 12 строчек, верхняя – самая большая, а нижняя – самая маленькая. Проверять зрение следует по той же инструкции, что приведена выше (для дошкольников), только указывать вы будете не на картинки, а на буквы. Расшифровка результата проверки производится по той же таблице. Однако есть несколько нюансов:

  • Таблицу Сивцева нужно напечатать не на одном, а на трех листах А4, разбив ее на 3 равные части. Листы при этом ориентируете по альбомному варианту;
  • Вешать таблицу Сивцева нужно на расстоянии 5 метров от школьника.

Внимание! Никто не запрещает применять эту таблицу для детей дошкольного возраста, к примеру, в 5 лет. Тут важно только одно условие – чтобы малыш твердо знал все буквы.


Нормальным будет считаться зрение, если каждый глаз видит 10 строчку с расстояния 5 метров. Это соответствует остроте в 1,0 условных единиц (норма для детей от 6-7 лет и взрослых). У детей дошкольного возраста этот коэффициент может быть ниже.

Если после проверки зрения вы выяснили, что острота зрения вашего малыша соответствует норме – поздравляем. В современном мире от проблем со зрением страдает каждый десятый дошкольник и каждый пятый школьник, не говоря уже о взрослых людях, когда нарушение зрительной функции встречается у каждого второго. Если же проверка показала, что ребенок видит недостаточно хорошо, посетите офтальмолога, чтобы он составил план по восстановлению зрительной способности.

Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.


Детское зрение - особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости, и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.




Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.



Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.


К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.


Как проверить?

Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.



Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.


У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

  • физическое состояние органов зрения;
  • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
  • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия ;
  • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
  • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.


Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.




На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости .

Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.


Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

  • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
  • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.



  • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
  • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).


  • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
  • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.



Самостоятельная проверка

Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.


Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.


Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.



Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

  • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
  • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
  • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.


Заболевания у детей

Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

  • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.


  • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
  • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.



  • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
  • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.



  • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
  • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
  • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.




  • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.



  • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.


  • Астигматизм. Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.


Классификация нарушений

Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

По стадии нарушения все больные делятся на:

  • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
  • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
  • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
  • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).


Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.


Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.




Причины нарушений

Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.


Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • среды глаза утратили прозрачность;
  • ослабли глазные мышцы;
  • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
  • зрительный нерв поражен;
  • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.



Симптомы и признаки

У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.


Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

  • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
  • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
  • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
  • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
  • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
  • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
  • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
  • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
  • ребенок затрудняется с определением цветов;
  • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.




Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.


Методы лечения

От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

  • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.




  • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.


  • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.


  • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.


  • Очки и линзы. Достаточно часто детям предписывается ношение очков с определенными диоптриями. Однако не всегда ребенку удобно и комфортно в очках, часто хочется скрыть дефект зрения, к тому же активный ребенок может потерять или сломать очки. Поэтому довольно часто родители задаются вопросом, с какого возраста можно носить контактные линзы. Мягкие и жесткие контактные линзы должен назначить врач, который примет решение о целесообразности их ношения в том или ином возрасте в индивидуальном порядке.

В медицине считается, что линзы можно носить с 14 лет. Однако современные врачи-офтальмологи более лояльно смотрят на эту проблему, и разрешают ношение мягких лечебных линз с 8-9 лет.