Мастер-класс "«Способы и приемы создания образов воображения. Приемы создания образов воображения

Дубровина И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения // Практическая психология и логопедия. - №4 (33). – 2008. – С.46-49

В образах воображения всегда есть черты различных образов, известных чело­веку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование - сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Но комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, у А. С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый. Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация (от лат. аggluttnare - приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ - не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

«Бином» - значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...».

Дж. Родари сравнивает сочетания «конь - пес» и «шкаф - пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - вто­рое сочетание. «Это, - пишет Дж. Родари, - открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии».

Акцентирование - подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто поль­зуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувели­чивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация - преувеличение или миниатюризация - преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Преувеличение и утрирова­ние отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос. Очень большой нос и у героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Этот нос во многом определяет характер героя. Вот что по этому по­воду говорит один из персонажей:

«А нос! Не только он велик,

Он прямо ненормален!..

Натура Сирано недаром так горда,

И нос с гасконской гордо­стью он носит;

Но каждый, увидав тот нос, невольно спросит:

«Когда ж его он снимает?» Господа!

Его он не снимает никогда».

Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Напри­мер, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

Противопоставление - это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему веле­нию» - печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую - гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.

В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взве­сить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы - их называют разновесы - для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разно­весы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался," что здесь требуется «действие наоборот» - совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов - на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.


Похожая информация.


Особенности воображения в дошкольном возрасте

1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству "примысливается" целостная структура образа.

Имеется способ - аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения - это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

воображение дошкольный возраст

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.: Академия, 2007. - С. 48. .

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией...

Возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе Macromedia Flash MX

Для развития воображения у учащихся 8 класса на формирующем этапе проводились соответствующие уроки по созданию анимации в Macromedia Flash MX: Покадровая анимация. Управление шкалой времени. Анимация движения...

Обучение говорению

Как известно, любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. «условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание»...

Особенности изображения животных в рисунках (лепке) дошкольников

Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны...

Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе

Сочинение - одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи младших школьников. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал...

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Развитие творческих способностей учащихся - интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников...

Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними...

Проблемные методы обучения

Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся...

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу...

Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности

Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно...

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы...

Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе

1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В...

Теория и практика проблемного обучения в начальной школе

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения...

Характеристика проблемно-поисковых методов обучения и их использование в обучении учащихся начальных классов

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие...

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.

3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Психологические приемы создания образов воображения.

Мечта - образ желаемого будущего, мотив деятельности, крайне важно е условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воссоздающим принято называть то воображение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воссоздает образы по описанию, на базе текста͵ рассказа, на базе ранее воспринимавшихся образов.

При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов .

По характеру образов воображение должна быть конкретным и абстрактным .

Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами.

Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. В случае если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта.

В этой связи мечта человека - одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.

Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Важно заметить, что для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определœенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - ʼʼсклеиваниеʼʼ различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.

Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета͵ русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.

3. Акцентуирование - выделœение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделœение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ ʼʼГероя нашего времениʼʼ М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.

Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:

‣‣‣ иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)

‣‣‣символами , в которых происходит слияние образа и значения.

// Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.

Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова ʼʼУтесʼʼ: ʼʼТучка - это мимолетная радость, посœетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И данный человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...ʼʼ

Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:

ʼʼ... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукотʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼ... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза...ʼʼ (Н.А. Некрасов ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ).

ʼʼЕще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машетʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼА то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит - злодей, разбойник - по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То всœе травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаютсяʼʼ... (былина ʼʼИлья Муромец и Соловей-разбойникʼʼ).

Психологические приемы создания образов воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические приемы создания образов воображения." 2017, 2018.

На сегодняшний день существует около 70 методов.

В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.

Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы. И не только мифические. У вас в квартире есть...кресло-кровать, или, например, кухонный комбайн!

Агглютинация лежит в основе игрового тренинга «Фоторобот», который пользуется большой популярностью у дошкольников. Детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом, один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Интересные работы получаются также из кусочков открыток или журнальных иллюстраций. По окончанию задания обсуждается результат: что это за животное, как его называют, чем питается и т.д.

Следующий прием творческого воображения – акцентирование . Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому - большой живот, жадному - длинные руки.

Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала. Например, Ваш первоклассник никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте вместе с ним слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом - сильную гласную с молотком-ударением в руке, и Ваш малыш уже никогда не забудет это правило. Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном материале.

Следующий прием - гиперболизация . Суть его проста - преувеличение или преуменьшение. Все помнят Голову, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу, или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему. А в рассказе Носова «Фантазеры» один мальчик хвастался, что съел целое ведро мороженого, а потом сказал, что ведерко-то было маленькое - не больше стакана. Здесь автор использовал сначала художественное преувеличение (гиперболу), а потом преуменьшение (литоту). Вышеупомянутые приемы легли в основу альтернативных методов системы развития творческого воображения (РТВ), таких как: мозговой штурм (А. Осборн), метод морфологического анализа (Цвикки Ф.), метод каталога (Э. Кунце), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.)., метод аналогий (синектика). Остановимся вкратце на некоторых из них.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:
- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?).
С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки.

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Методы стимуляции воображения не ограничиваются данным перечнем - их значительно больше. А значит, больше пространство для новых идей и образов в Стране Фантазий – Ваших и вашего ребенка. Воображение снимает временные и пространственные ограничения, расширяя мир возможностей, вдохновляя познание и творчество. Так что, фантазируйте с удовольствием!

Успехов Вам!

При оформлении статьи использованы материалы интернет-источников